Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие гуманистической воспитательной среды 1 страница




ЗАВЕДЕНИИ

СОЗДАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ

Подготовка современного специалиста требует глубокой и все­сторонней гуманизации профессионального образования.

Гуманизация образования означает ориентацию на приоритетное развитие индивидуальности студента, его прав и свобод через конкретную педагогическую систему учреждения профессиональ­ного образования — колледжа или вуза, цель которой состоит не только в выявлении, но и в развитии познавательных, социально-творческих, общекультурных способностей и интересов студен­тов.

Гуманизация образования базируется на общих принципах гу­манизма.

1. Человек как высшая ценность в ряду всех мыслимых духов­ных ценностей.

2. Равноправие человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или не известным ему, реальностям и существам.

3. Человек — это существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека ра­зумного, самосозидающего, достойного и равноправного партне­ра общества и мира.

Гуманитаризация представляет собой путь реализации гумани­стической направленности обучения и воспитания в профессио­нальной школе. Гуманитаризация совместно с фундаментализацией, информатизацией, личностной обращенностью отражает современные тенденции и специфику профессиональной подго­товки студентов средней и высшей профессиональной школы.

Понятие гуманитаризации образования имеет два взаимосвянных аспекта. Во-первых, собственно гуманитарные знания в Широком смысле слова, включая все науки о человеке, необходимые каждой личности для включения в сферу культурной жизни, социальной практики, а для студентов педагогических колледжей вузов — еще и педагогической. Во-вторых, это гуманистическое оспитание, утверждающее этику гуманизма, последовательным Сражением которой служат общечеловеческие ценности. Эффективная реализация процессов гуманизации и гуманита-предполагает в качестве условия формирование гуманитарной среды в образовательном процессе среднего профессио. нального учебного заведения.

Среда образовательного учреждения — это среда педагогичеекая, представляющая собой специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемую систему условий организации жизнедеятельности учащихся, направленную на формирование их отношений к миру людям и друг друга.

Понятие «среда» — многоаспектно, в нем интегрируется мно­жество различных компонентов, представляющих собой среду более низкого порядка.

Довольно часто понятие «среда» отождествляется с укладом жизни образовательного учреждения, его стилем или «лицом».

В образовательной среде любого типа образовательного учреждения, в том числе и колледжа, выделяют несколько ком­понентов: физическое окружение, человеческие факторы, обра­зовательную программу подготовки специалиста. Так, физическое окружение — это архитектура здания, дизайн и пространствен­ная структура помещений. Человеческие факторы — это про­странственная и социальная плотность субъектов образователь­ного процесса и ее влияние на социальное поведение студентов, распределение статусов и ролей в педагогическом коллективе колледжа, половозрастные и национальные особенности препо­давателей и студентов. Образовательная программа — это деятельностная структура, в которую входят и содержание программ обучения и воспитания, и конкретные формы обучения, и ха­рактер социально-психологического контроля, и т.д. Кроме это­го образовательное учреждение сосуществует с социальной сре­дой ближайшего окружения.

Образовательная среда ориентирована на организацию успеш­ной жизнедеятельности студентов, задает динамику их познава­тельной деятельности и преобразует интеллектуальную активность студента в личную культуру.

Образовательная среда — это среда развивающая, поскольку между субъектами педагогического процесса происходит деятельностное общение при решении совместных проблем внутриколледжной жизни, организации студенческого самоуправления, со­вместного выбора средств творческого самовыражения студентов в различных видах их учебно-познавательной, художественной деятельности.

Образовательная среда — это среда гуманистическая, поскольку она решает гуманистически ориентированные цели образований! когда совпадают цели участников педагогического процесса, а методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности субъектов направлено на создание атмосферы доброжелательности'

В тексте главы будет употребляться термин «образовательная среда».

гуманный стиль взаимоотношений, приобщение к культур- 3 ценностям, обмен социальным опытом и опытом самообразования, включение преподавателей и студентов в создание традиций образовательного учреждения и т.д.

^ Важной стороной образовательной среды является воспитатель­ная среда.

воспитательная среда (среда воспитания) — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизне­деятельность воспитанника и становление его как личности.

Воспитательная среда образовательного учреждения направ­лена:

1) на сплочение коллектива колледжа;

2) формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;

3) включение студентов в разнообразные виды социальной дея­тельности;

4) развитие студенческого самоуправления;

5) коррекцию влияния различных субъектов социальных отно­шений студента;

6) социальная помощь семье;

7) взаимодействие с педагогическим коллективом;

8) коррекция воздействия средств массовой коммуникации;

9) нейтрализация негативных воздействий социума;

10) взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Структурными единицами воспитательной среды являются:

— пространственно-предметное окружение в виде ландшаф­тов, архитектурных сооружений, дизайна образовательного уч­реждения;

— субъектное окружение в виде субкультуры молодежи, нацио­нальных особенностей студентов, наличия поливозрастных групп;

— психологические факторы в виде особенностей взаимодей­ствия субъектов воспитательного процесса, характера и направ­ленности деятельности, стиля общения между педагогом и воспи­танниками.

Воспитательная среда строится, исходя из принципа создания воспитывающей среды, который требует в колледже отношений, способствующих социализации личности студента, формирующих единство коллектива колледжа в виде интеллектуального, волевого эмоционального сопереживания, ответственности, взаимопо­мощи в преодолении трудностей, стимулирующих творческие на­чала преподавателей и студентов.

Данный принцип может оказаться действенным только при соблюдении таких условий, как:

-~ выделение доминирующей цели коллектива педагогического Колледжа, объединяющей преподавателей и студентов;

"— определение ведущей деятельности, значимой для всех членов коллектива;

— развитие студенческого самоуправления, самостоятельность и инициативы студентов и педагогов;

— позитивное отношение к творчеству при создании воспитательной среды;

— наличие отношений «взаимной ответственности и у студентов, и у преподавателей;

— совместные усилия членов коллектива колледжа по созданию неповторимости учебного заведения.

Создание гуманистической среды воспитания связано с изме­нением современной парадигмы образования. Ее личностная ори­ентированность основана на идее создания в процессе воспита­ния оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития личности, ее самоактуализации в статусе полезного чле­на общества на основе учета потенциальных возможностей, лич­ностных и общественных потребностей.

Личностно ориентированное образование — это:

1) становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого нача­ла. Образовать человека — научить его жизнетворчеству как субъек­та культуры;

2) отношение педагога к обучаемому как умение преподавате­ля поддержать, развить у студентов механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовос­питания;

3) помощь каждому студенту в определении и реализации человекообразующих функций, таких, как:

— гуманитарная, состоящая в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности;

— культурообразующая, обеспечивающая ориентацию образо­вания на воспитание человека культуры: установление духовной взаимосвязи между собой и своим народом, переживание чувства принадлежности к национальной культуре; принятие ее ценно­стей и построение собственной жизни с их учетом;

— функция социализации, направленная на обеспечение, усвое­ние и воспроизводство личностью социального опыта, социальны" норм, действующих в обществе. Результатом социализации вы­ступают личностные смыслы отношения человека к миру, соци­альная позиция, самопознание, ценностно-смысловые основы мировоззрения;

4) образование, содержание которого должно удовлетворять потребности человека, свободу выбора своего мировоззрения, дей­ствий, поступков, позиций, самостоятельности и личной ответ­ственности, саморазвития и самореализации, самоопределения *• творчества, должно предложить студенту механизмы рефлексий мира, собственного «Я» и научить управлять им.

гуманизация воспитательной среды колледжа позволяет решить ровные задачи личностно ориентированного профессионального Образования:

_- адаптацию первокурсников к учебно-профессиональной

создание условии для социализации личности;

— обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов;

— оказание помощи студентам в социальном и профессиональном самоопределении;

— содействие нахождению своего места по окончании образо­вательного учреждения;

— формирование этических норм поведения;

— освоение личностью социально значимых ролей;

— становление профессиональной культуры будущих специа­листов.

Гуманитарная среда колледжа в целом и воспитательная гума­нитарная среда в частности рассматриваются как своеобразная система, включающая ряд следующих подсистем, которые оказы­вают воспитательное воздействие на личность студента:

1) культурно-образовательную подсистему, определяющую об­раз жизни колледжа, гуманитарную направленность обучения, воспитания, морально-психологический климат в нем, развитие интеллектуального потенциала преподавателей и студентов;

2) материально-техническую, определяющую условия, которые обеспечивают удовлетворение профессиональных, учебных, бытовых и культурных запросов и притязаний студентов и препо­давателей;

3) социально-правовую, влияющую на условия, которые обес­печивают демократизацию, социальную защиту и адаптацию сту­дентов и преподавателей в новой социально-экономической си­туации, удовлетворение их прав и свобод, их профессиональное и научное самоопределение;

4) гуманистическую воспитательную среду спуза, выполняю­щую ряд функций, таких, как:

— мотивационно-стимулирующая, поскольку при формирова­нии потребностей и мотивов деятельности куратор использует систему различных стимулов и ориентируется на личностные ка­чества студентов;

— свободное самоопределение, поскольку студенту предоставляется право выбора и профиля необходимой дополнительной области знаний и деятельности для самореализации;

— пропедевтико-реабилитационная, поскольку организация образовательного и воспитательного пространства колледжа стро­ится на предварительном изучении возможностей, способностей студента, на поддержании уверенности в себе, снятии психологических комплексов, формировании положительных Новок и ориентиров;

— коррекционно-компенсаторная, поскольку одна из задания воспитания связана с коррекцией поведения, неуспеваемости устранения педагогической и психологической запущенности личности, различных дефектов и нарушений.

Можно выделить и другие подсистемы (например: межличностное и межнациональное общение, здоровый образ жизни и т.д.).

Для создания гуманистической воспитательной среды важна реализация в ней всех имеющихся признаков гуманизма:

1) гуманизм предполагает акт рефлексии, самосознания, сво­бодного, разумного и критического принятия человеком своей человечности вместе с накопленными им знаниями и опытом;

2) гуманизм отличается глубинным характером гуманистиче­ского мировоззрения;

3) гуманизм носит интегративный и комплексный характер;

4) гуманизм полифункционален, так как он одновременно вы­полняет функции метода, ценности и знания; позволяет человеку сформировать собственное гуманистическое мировоззрение; со­знательно и человечно относится к себе, информации и внеш­нему миру; видит и использует каталог базовых человеческих цен­ностей и приоритетов.

Поэтому формирование гуманистической воспитательной сре­ды происходит за счет:

— организации жизнедеятельности педагогического и студен­ческих коллективов в соответствии с общепринятыми нормами человеческого общежития, правилами этикета, атмосферы тер­пимости, взаимопомощи, доброжелательности, уважения к че­ловеческой личности, сотворчества в коллективной деятельно­сти и содействия коллектива личностному успеху каждого сту­дента;

— формирования у воспитанников знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме;

— эстетики помещений, в которых осуществляется воспита­тельный процесс;

— формирования информационного пространства образователь­ного учреждения;

— обеспечения системы противодействия негативным явлениям в юношеской среде;

— психологического сопровождения воспитанников;

— обеспечения психологического комфорта студента в процессе воспитания;

— открытого характера воспитательной системы образовательного учреждения: тесного контакта с семьей, участия родителей в процессе воспитания, доступности для родителей информации о эффективности процесса воспитания, повышения психолого-педагогического просвещения родителей;

- взаимодействия с другими социальными институтами с целью повышения эффективности воспитательного процесса. Гуманистическая воспитательная среда колледжа организуется соответствии с такими требованиями:

1) воспитанник не должен быть средством достижения педаго­гических целей;

2) самореализация педагога — в творческой самореализации воспитанника;

3) принимать воспитанника следует таким, каков он есть, в его постоянных изменениях;

4) все трудности неприятия воспитателя по отношению к вос­питаннику следует преодолевать нравственными средствами;

5) за воспитанником признается право на ошибку;

6) умей признать свою ошибку;

7) воспитателю не следует унижать достоинства личности вос­питанника и свою собственную;

8) воспитателю нужно соизмерять свою культуру с культурой молодежи; воспитание — это диалог культур.

Для студентов колледжа как будущих руководителей среднего звена особенно актуальным становится воспитательное простран­ство среднего профессионального учебного заведения.

Воспитательное пространствоэто специально организован­ные условия, способствующие формированию ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения воспитанника1.

Воспитательное пространство способствует развитию личности студента, поскольку ему предоставляется:

— свобода принятия решения о его вхождении в воспитатель­ное пространство и свобода принятия решения о выходе из него;

— свобода выбора деятельности, которая позволит достичь наи­большего успеха в процессе самовыражения;

— право построения диалоговых отношений с людьми различ­ных возрастов и социальных групп;

— возможность интенсивного и разнопланового исполнения Различных социальных и профессиональных ролей;

— выбор различных коллективов, общностей и возможности Их смены.

Показателями созданной гуманитарной воспитательной среды Становятся деловое единство субъектов воспитательного процесса, психологический климат в коллективе; гуманизация отноше­ний, сформированных посредством использования новых форм воспитательной работы.

________________________________________________________________________________

См.: Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую акмеологию М„ 2003. - С. 143.

Деловое единство субъектов воспитательного процесса — ос нова воспитательной деятельности педагогического коллектива в гуманистической среде. Единство достигается:

— путем совместной выработки общей воспитательной идеологии, а именно целей, ценностей, норм воспитательной деятельности;

— за счет освоения новых технологий воспитания;

— благодаря накоплению разнообразного опыта совместно^ воспитательной деятельности со всеми ее атрибутами: постанов­кой задач, выбором, планированием, осуществлением дел.

Психологический климат в коллективе — важное условие гумани­зации воспитательной деятельности. Его суть выражают четыре определения: гуманный, творческий, деловой, интеллектуальный. Психологический климат проявляется через традиции, обряды, события. Для создания климата важную роль играют позиция пе­дагога по отношению к воспитаннику, стиль взаимодействия и общения с ним. Позиция педагога выражается:

— в эмпатическом понимании преподавателя; как настрой пе­дагога на чувствование внутреннего мира воспитанника путем без­оценочного слушания; в принятии его переживаний как возмож­ных;

— в открытости по отношению к личному опыту воспитанни­ка, что позволяет педагогу принять успехи и неудачи его воспи­танников как собственные;

— в доверии к возможностям, способностям воспитанника, которое базируется на оптимизме педагога и вере в то, что его воспитанники справятся с порученным делом лучше всех. Такое доверие создает определенный оптимистический настрой;

— в искренности выражения чувств, достигаемой окультурен­ным «Я-общением».

В системе личностно ориентированного воспитательного про­цесса следует говорить о разновидностях демократического стиля организации деятельности: авторитарно-демократического, демо­кратически-авторитарного, демократически-либерального, либе­рально-демократического. Однако следует заметить, что выбор воспитателем стиля руководства зависит от многих факторов (на­пример, от цели воспитателя, его личностно-индивидуальной пред­расположенности к тому или иному стилю, от особенностей сту­денческой группы).

Важным становится и амплуа педагогов-воспитателей. Страсть и увлеченность «организатора» в разработке разнообразных си­стем (например, самоуправления) придает действенность воспитательной работе. Коньком «художника» являются разнообразны6 сценарии воспитательных мероприятий, вызывающих интерес» способствующих эстетическому развитию воспитанников. Много душевных сил затрагивает «душевед» — тонкий и глубокий воспитатель. Его деятельность не так заметна, но не менее значима, поскольку его советы воспринимаются со всей серьезностью и редко оказывают значительное влияние на систему взаимоот­ношений между студентами и преподавателями. Организатором коллективных споров, оформителем коллективных решений выступает «игротехник». Такое название заимствовано из лексикона игрового моделирования. Для воспитательной работы его деятель­ность просто необходима, так как студенческая (юношеская) потребность высказаться, отстоять свое мнение приобретает форму целенаправленного воздействия; у студентов формируются дис­куссионные навыки. Последнее время в среде воспитателей по­явилось еще и амплуа «тренера-психолога», который наиболее ярко реализует в своей практической воспитательной деятельности «пси­хотерапевтическую» функцию.

Гуманистическое воспитание имеет цель — гармоническое раз­витие личности. А основными задачами здесь являются создание условий для самореализации, саморазвития, гармонизации отно­шений личности к себе, обществу, поддержание самости лично­сти. Самость как жизнь в себе отражает внутренний план развития личности, характеризует глубину ее индивидуальности, развивает личность через самопознание, самоорганизацию, саморегуляцию. Поэтому при организации гуманистической воспитательной сре­ды так важно построение системы отношений между преподава­телями и студентами, внутри студенческого и преподавательского коллективов, между микросоциумами.

Гуманные отношения — это отношения открытые, великодуш­ные, свободные, осмысленные.

Гуманные отношения — это отношения, построенные на прин­ципах диалога, партнерства, быстрого реагирования, свободы со­вести.

На эффективность их взаимодействия влияют внутренние и внешние условия. К внутренним относятся студенческое самоуп­равление; институт кураторства; психологическое и валеологическое сопровождение; построение образовательного пространства по схеме «Учебное занятие — практика — У И PC» на основе ин­теграции воспитания, обучения и развития; система эстетическо­го воспитания; система традиций колледжа и т.д.

Следует обратить внимание на то, что для гуманизации отно­шений важно создать не только внешние условия для установле­ния отношений между субъектами воспитательного процесса, но 11 Проявить заботу об установлении личностью нормальных отно­шений с самим собой и со своими идеями, поэтому в воспита­тельный процесс образовательного учреждения следует вводить (1°вые формы воспитательной работы.

Новые формы воспитательной работы связаны с гуманизацией отношений, признанием неповторимости отдельной личности, психологизацией целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому воспитательные мероприятия проводятся как тренинги иль психотерапевтические игры. Личностно ориентированные совместные дела отличаются от традиционных коллективных творческих дел подчеркнутой добровольностью участия, подчеркиванием авторства идей и предложений при совместном планировании, возможностыо выбора ролей, форм объединения студентов для общего дела, совместным анализом прошедшего дела каждым участником.

Таким образом, воспитательная гуманистическая среда позво­ляет студенту познать, найти, реализовать себя. Познать себя как личность гуманную, духовную, свободную и творческую. Найти себя как педагога-гуманиста, профессионала, творца. Реализовать себя как гражданина, семьянина, труженика.

14.2. Педагогическая диагностика воспитательной деятельности

В деятельности преподавателя колледжа важная роль принад­лежит педагогической диагностике. Сравнительно новым направ­лением в ней является диагностика воспитания, выступающая средством выявления социально-психологических характеристик личности воспитанника, определения уровня его воспитанности, наличия/отсутствия ценностных ориентиров и самооценки, а также позволяющая оценить результативность процесса воспитания. Данные диагностики позволяют корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы со студентами, выде­лять их способности и возможности и на этой основе строить взаимоотношения в коллективе.

Диагностику осуществляют заместитель директора по воспита­тельной работе, классный руководитель, а также психолог. Психо­лог контактирует наличие той или иной характеристики личности, а перед педагогами стоит задача определения динамики развития отношений личности в контексте ее жизнедеятельности. Диагно­стика педагога носит скрытый характер, сам процесс диагности­рования является воспитательным актом, а процедура проведения облекается в занимательную форму.

Педагогическая диагностика воспитания осуществляется, во-пер­вых, как диагностика воспитанности ребенка, школьника, студента; во-вторых, как диагностика воспитательного процесса. Разберем их особенности.

Диагностика воспитанности учащегося имеет два направления. Первое касается изучения личности воспитанника. Предметом 0' агностики здесь может быть развитие отдельных качеств личнос­ти и ее индивидуальных особенностей; ценностные ориентиры студента; отношение к себе, другим людям и миру в целом, выраженные как суждения, оценки, поступки, действия; мотивы, убеждения, жизненные планы, самооценка и оценка поведения студента окружающими людьми (преподавателями, сверстниками, родителями). Изучение личности учащегося можно представить в модели (по В. П. Сергеевой).

 

 

Второе направление изучения личности воспитанника связац0 с определением воспитанности. Воспитанность — нравственное качество человека. Это мера соответствия развитых социально-психологических образований в его личностной структуре воспи­тательной модели и требованиям культуры. Поэтому когда гово­рят о воспитанности личности, то ориентируются прежде всего на ее поведение и отношение к другим людям и таким наивыс­шим человеческим ценностям, как «Человек», «Добро», «Приро­да», «Красота» и т.д.

Однако перед педагогом встают вопросы: «Какова мера воспи­танности?», «Какими способами можно определить уровень вос­питанности?» Ответом на них является выделение критериев воспи­танности, довольно гибких и мягких. С помощью разнообразных показателей сравнивается присутствие или отсутствие тех или иных качеств в структуре личности; их глубина и широта; распростра­ненность или узость; устойчивость или слабость проявления; при­вычность; эмоциональность; целостность. Анализ реальной кар­тины, опирающийся на разные группы критериев, позволяет по­лучить общие представления о ходе формирования тех или иных качеств личности в воспитательном процессе, а также соответ­ствие имеющихся качеств возрастным возможностям личности. Отдельными показателями здесь становятся отношение и поведе­ние студента с преподавателями, сверстниками, родителями, дру­гими людьми в колледже, в общественных местах (например, по­ведение в колледже — это дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и аккуратность в выполнении поручений, проявле­ние чувства ответственности за порученные общественные дела, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, бережное отношение к имуществу). Отношение к другим людям — это веж­ливость в общении; послушание в выполнении заданий; оказание посильной помощи нуждающимся в ней; следование правилам этикета; активное участие в совместной коллективной деятельно­сти; стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами. Отношение к самому себе — это аккуратность и бе­режливость в одежде, соблюдение правил личной гигиены, само" критичность в оценке своего поведения и отдельных поступков, правдивость, честность, принципиальность.

Воспитанность студентов зависит от нескольких факторов: си­стемы воспитания в образовательном учреждении; состояния вос­питывающей деятельности во внешкольных учреждениях; традиций воспитания в семье; воспитывающего воздействия средств массовой информации; воспитывающего воздействия неформальной среды общения.

Техника диагностирования воспитанности студентов несложная. Оценка проводится два раза в год, в середине и в конце учеб­ного года. Процедура оценивания состоит из двух этапов.

На первом этапе составляется характеристика студентов 0реподавателями.

Примерные вопросы таковы.

1. Какие положительные качества характерны для конкретного студента и в каких видах деятельности они проявляются?

2. Какие и как часто проявляет студент отрицательные каче­ства? Что провоцирует их появление?

3. Имеет ли студент постоянную обязанность в коллективе и как он ее выполняет?

4. Как он относится к другим членам коллектива, оказывает лиим нужную помощь, сочувствие, защиту?

5. Какова степень активности студента в общественных делах и какую инициативу он проявляет при этом?

К диагностике студентов младших курсов привлекаются роди­тели. Им предлагается ответить на такие вопросы.

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?

2. Какие отрицательные качества вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка и насколько это вам удается?

4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Второй этап оценивания — составление каждым студен­том собственной характеристики.

Обсуждение результатов диагностики воспитанности студентов может проходить на методических совещаниях классных руково­дителей, педагогических консилиумах, педагогических советах колледжа. Для достоверности полученных результатов педагоги­ческая и психологическая диагностика проводятся параллельно. Обработанные данные диагностики позволяют вынести общую оценку воспитанности каждого студента. Эта оценка сообщается. Как студентам, так и родителям. Для исправления недостатков студентам предлагается ряд мероприятий, которые они смогут осуществить в процессе самовоспитания.

Диагностика воспитательного процесса осуществляется на основе системного подхода. При этом следует обратить внимание на существование неопределенности результатов, что объясняет­ся тем, что в воспитательном процессе присутствуют две стороны. ^ одной стороны, воспитательный процесс можно представить себе как совокупность разнообразных движений, которые говорят об отношениях между воспитанником и окружающей средой. С дру­гой — логика развития воспитательного процесса приводит к взрыву как переходу воспитательного процесса на новый уровень. Нов0„ состояние не всегда можно зафиксировать внешне. Поэтому диагностика здесь будет иметь смысл только в условиях созданной педагогом воспитательной ситуации. Тогда появляется возможность определить зависимость между внешними и внутренними факто, рами развития воспитательного процесса, прогнозировать путь формирования личности, выявить зависимость между различными компонентами воспитательного процесса, диагностировать отдель­ные воспитательные явления (например: развитие «студенческого коллектива», анализ воспитательных концепций, программ, планов, предметно-эстетической среды образовательного учреждения деятельности студенческого самоуправления, «клубной работы» воспитательного потенциала общественных организаций студентов). Существуют три разновидности диагностики: на­чальная, текущая, обобщающая. Рассмотрим их цели и содержание. Начальная диагностика проводится тремя вариантами. Первый — когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся. Цель диагностики — всестороннее изуче­ние воспитанников. Второй — когда коллектив не новый, а класс­ный руководитель впервые начинает работу с данной учебной груп­пой. Цель диагностики — изучение не только учащихся, но и са­мого коллектива как сложной динамической системы. Третий — когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе. Цель диагностики — получение дополнительной информации о развитии коллектива и сформированности тех или иных качеств у отдельных студентов. Диагностику проводят выборочно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.