Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие гуманистической воспитательной среды 2 страница




Процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непреры­вен и динамичен, поэтому целью диагностики стабильного сту­денческого коллектива, с которым классный руководитель обща­ется несколько лет, является улавливание динамики изменений в его развитии. Здесь для работы педагогу нужна текущая {коррек­тирующая) диагностика. Она выполняет роль экспресс-информа­ции, которая позволяет педагогу принять быстрое решение по корректировке стиля общения со студентами или методики вос­питательной работы, адекватно ситуации реагировать на измене­ния в уровне воспитанности личности, находить оптимальные способы привлечения студентов к активному, самостоятельному и творческому участию в деятельности коллектива.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы обобщающая диагностика проводится в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. Воспитательная деятельность образовательного учреждения является одним из показателей, используемых во время государственной аккредита­ции образовательных учреждений среднего профессионального образования. Выделяют две категории показателей.

Первая касается наличия в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися. v" В образовательном учреждении должны быть нормативно-правовые документы, регламентирующие воспитательную внеучебную — работу. К ним относят концепции воспитательной работы в образовательном учреждении; программы, планы, локальные акты, также отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разнообразные инструкции, методические рекомендации, разра­ботки семинаров по организации воспитательной работы. В сред­нем специальном учебном заведении должна быть администра­тивная структура в лице заместителя директора по воспитательной работе, кураторов учебных групп, управления или отдела по воспитательной работе, которая функционально отвечает за всю ее организацию. Как одно из условий выступает материально-техническая база: актовые, репетиционные, тренажерные залы, помещения для организации работы клубов, студий, кружков. Необходимым условием является финансовая обеспеченность вне-учебной деятельности: целевое финансирование научной, твор­ческой, спортивной работы студентов, наличие механизмов сти­мулирования. В качестве условия рассматривают наличие в обра­зовательном учреждении органов студенческого самоуправления в виде молодежных клубов и объединений, студенческих отрядов, службы порядка, службы занятости и т.д.

Вторая категория показателей группирует условия, стимулиру­ющие развитие личности учащихся в процессе воспитательной работы среднего специального учебного заведения. Здесь эффек­тивность воспитательной работы определяется несколькими факто­рами. Во-первых, наличием в образовательном учреждении си­стемы воспитания в совокупности разных ее сторон: гражданско­го, духовно-нравственного, патриотического воспитания; проф-ориентационной работы и работы по формированию традиций образовательного учреждения, спортивно-оздоровительной рабо­ты и работы по пропаганде здорового образа жизни, организации психолого-консультационной работы, а также культурно-массо­вой и творческой деятельности студентов. Во-вторых, мониторинг состояния воспитательной работы. В-третьих, совокупностью раз­нообразных форм поощрения студентов за достижения в учебной И внеучебной деятельности: грамоты, премии, именные стипен­дии, звания. В-четвертых, использованием в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса: наличие в рабочих Программах учебных дисциплин нравственных и психолого-педа-гогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, организация спецкурсов, спецсеминаров с учетом Реализации культурологического и регионального компонентов государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В процессе организации всех видов диагностирования, основным моментом является система оценивания результатов. Процесс этот представляет довольно трудную процедуру, так как должны быть соблюдены определенные объективность, адекватность, значимость, интегрированность, открытость и доступность оценок. Так объективность зависит от тщательной разработки конкретных критериев оценивания. Адекватность подразумевает точность ц соответствие выбора инструмента оценивания поставленной цели диагностирования. Значимость предполагает выделение наиболее важных и ожидаемых результатов оценивания. Интегрирован­ность означает, что оно включено в непосредственный учебно-воспитательный процесс. Открытость предполагает, что студентам будут заранее известны цели, критерии и формы оценивания. Доступность определяется простотой и удобством использова­ния разных видов оценок: балльным, рейтинговым оцениванием вербальным поощрением, оцениванием по системе «зачет/не­зачет».

Процедура оценивания включает в себя несколько последова­тельных шагов. Сначала определяются субъекты оценивания, т. е. кто и кого оценивает. Затем выделяется объект оценки, т.е. что оценивается. Потом — предмет оценивания, т.е. какие составные части объекта оцениваются. Далее выбирается способ и средство оценивания.

Качество результатов всех видов диагностики зависит также и от разнообразия использованных педагогом методов. Все ме­тоды условно можно поделить на три большие группы.

Первая группа — это общие методы изучения коллектива и личности. К этой группе относятся информационно констати­рующие, такие, как анкетирование, ранжирование. И оценоч­ные (рейтинговые): самооценка, оценка (экспертная, оценка компетентного судьи) и т.д. Кратко опишем каждый из назван­ных методов.

С помощью анкетирования педагог выясняет мнения студен­тов по интересующим вопросам, выявляет их склонности, связи, оценочные суждения. Форма проведения анкетирования — пись­менный опрос. Вопросы могут быть открытого, закрытого, полу' открытого характера. Открытые заставляют студентов давать са­мостоятельный ответ. Например: «Какова ваша жизненная цель?»» «Что вам труднее всего дается в жизни?», «Кто для вас является образцом для подражания в этой жизни?» Закрытые формулируются на основе выбора из ряда полагающих вопросов: «да», «нет», «не согласен». Например: «У меня есть сильное желание посвя­тить себя любимой профессии. — Да, нет», «Я получаю большое удовлетворение от общения с детьми. — Да, нет». Полуоткрыты6 предполагают, что студенты могут к перечню возможных ответов

писать свои. Например: «В человеческих отношениях я больше всего ценю:

а) открытость;

б) правдивость;

в) умение прощать;

Разновидностью анкетирования считают разнообразные опро­сы и интервью.

Приведем пример опроса, результаты которого классный руководи­ть может использовать при организации классных часов.

Опрос по выявлению круга вопросов, интересующих студентов

Инструкция: Уважаемый студент! Мы хотим, чтобы наши класс­ные часы проходили интересно и увлекательно. Нам важно узнать ваше мнение по кругу вопросов, обозначенных в опросе. Обведите кружком номер интересующей вас проблемы.

Я предлагаю включить в тематику бесед, диспутов, собраний такие темы.

1. Какое образование нужно современной молодежи?

2. Что значит «гражданин своей страны»?

3. Права, обязанности, ответственность для всех или...

4. Как познать себя и развить свои способности?

5. Умеем ли мы общаться?

6. Я, ты, он, она — вместе дружная семья или каждый сам за себя?

7. Как выбрать стратегию жизненного пути, какая роль в ней отводит­ся вере и идеалу?

8. Нужно ли современному молодому человеку понимать серьезную музыку, живопись, любить театр?

9. Я — частица Вселенной?! Что я должен и что я могу сделать?

10. Любовь — это...

11. Мое отношение к выбранной профессии.

12. Другие вопросы (впишите какие)_________________.

Обработка данных: полученные результаты проранжировать по

частоте выбора, проанализировать и использовать при планировании и организации воспитательной работы с учащимися.

Метод ранжирования — это расположение предпочтений по значимости (рангу). Самый простой вариант проведения ран­жирования заключается в определении значимости для студента того или иного качества, черт характера, ценностных ориентации 11 т.д. Из предложенного списка нужно выбрать 1, 2...5... и т.д. Наиболее важных, например, черт характера, с точки зрения опра­шиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные черты в Порядке важности. Ранжирование может быть двойным, когда один и тот же ряд качеств, черт, ценностных ориентиров ранжируется в ситуации «раньше — теперь». Тройное предполагает ситуацию «когда только (начал учиться в этой группе, пришел на занятие этого кружка и т.д.) и сейчас, спустя некоторое время (месяц семестр и т.д.)». Можно комбинировать анкету с ранжированием. А можно использовать ряд «Я и...». При подготовке материала преподавателю следует обратить внимание на то, что длительность ряда зависит от целей диагностики, Так, если выявляются ключе, вые понятия, то в список включают 7—10 понятий, если же со­держание этих понятий, то 15 и более.

Метод оценивания {рейтинг) представляет собой взаимные перекрестные, независимые характеристики. Можно предложить его воспитанникам как выставление оценки компетентными судь­ями, как экспертные оценки, самооценки и т.д.

Вариантов оценивания несколько (например, анкета «Знаещь ли ты себя и своих товарищей?», в которой сочетаются оценка и самооценка. Это могут быть и письменные отчеты студентов о воспитательном мероприятии. Они проводятся в форме письма, рассказа, отзыва о... Иногда для отзыва применяется прямая экс­пертная оценка конкретного или нескольких воспитательных ме­роприятий: 1 — понравилось; 2 — затрудняюсь ответить; 3 — не понравилось; 4 — не участвовал.

Еще одним вариантом являются сочинения. Темы сочинений должны отражать конкретную деятельность студентов (например: «Как я оцениваю спортивную деятельность в колледже?», «Мое отношение к студенческому самоуправлению» и т.д.). Для изуче­ния личности студента предлагаются и так называемые свобод­ные сочинения на темы: «Мои жизненные интересы», «Что мне помогает и мешает в работе над собой» и др.

Самостоятельным методом диагностики ценностных ориента­ции студентов может стать эпистолярное сочинение. Эффектив­ность его определяется сочетанием трех методов: анализа продук­тов деятельности, анкеты, проективного теста.

Работа по написанию сочинения создает у учащихся сильную мотивацию, поскольку построена на потребности в исповедальности, направлена на диалог с самим собой через психологиче­ские самоперенесения в заданную ситуацию. Техника написания эпистолярного сочинения заложена в инструкции, которая имеет четкую структуру: введение, выполняющее роль мотивировки пред­стоящей деятельности; выходные данные как обязательный атри­бут любого сочинения; эпиграф, способствующий обоснованию этической правомерности сочинения; экспозиция — план, кото­рый направляет повествование в соответствие с задачами диагно­стики, поставленными педагогами.

В экспозиции вопросы педагога звучат как вопросы друга, ^ которому обращается автор письма.

Инструкция звучит так: «Сегодня мы займемся эпистолярный сочинением, которое пишется в форме письма. Напишите на пер'

 

странице заголовок "Письмо к другу", потом чье это сочинение (Ф.И.О.), затем справа эпиграф: "Ты хочешь, милый друг, я и /Мои мечты, желанья, цели..."

Начало сочинения представляется по плану: "Здравствуй, (имя)! Т ы просишь написать о моей жизни, о том, что радует меня и что беспокоит, каковы у меня отношения с родителями, мои планы на будущее. Что ж, постараюсь это сделать..." Продолжите письмо так, q-хобы как можно полнее ответить на вопросы друга. Оцениваться будут содержательность; глубина выраженных мыслей и чувств; богатство фантазии; лексика и стилистика. Если авторы не будут возражать, то наиболее интересные работы мы разберем. Без раз­решения авторов содержание сочинения разглашаться не будет».

Вторая группа — это продуктивные методы изучения лич­ности, например метод изучения продуктов творческой деятель­ности учащихся и тесты.

Метод анализа продуктов творческой деятельности учащихся используется в процессе их самостоятельной деятельности — ху­дожественно-эстетической, трудовой, учебной и т.д. Для того чтобы была выявлена истинная картина, педагогу нужно создать усло­вия для творчества (например, использовать творческие игры и задания, ситуации, принять участие в организации реальной дея­тельности). Студенты могут написать очерк, стихотворение, рас­сказ, нарисовать картину по впечатлениям, подготовить концер­ты, спектакли, выставки, конкурсы.

Тесты ставят респондентов в ситуацию мысленного выбора. Вариантов применения тестов много.

Рисуночные тесты выявляют этические отношения учащихся с другими людьми. Самыми распространенными являются пикто­граммы, «рисунки-рожицы», знаковые рисунки. Так, в знаковых рисунках перед испытуемым встает задача — отразить какое-то положение дела с помощью знака: фигура преподавателя — тре­угольник, фигуры студентов — круги. Нужно ответить на вопрос: «Как, по мнению (с его точки зрения, как ему кажется) студента выглядит реальная картина взаимоотношений между студентами и преподавателем, студентами учебной группы?» Чтобы получить определенный типовой вариант отношений, схематическую кар­тинку надо нарисовать не менее трех раз: в ситуации «так бывает», «так хотелось бы», «так бы построил отношения».

Ассоциативные тесты предлагают учащимся записать в свобод­ном порядке вокруг одного ключевого слова, отношение к которому изучает педагог, все другие, приходящие студенту в данный Момент в голову. Выявление ценностных ориентации достигается, что на воспроизведение ассоциаций дается ограниченное время, а надо написать их как можно больше. В конечном итоге получается, что учащийся обозначает ценность словами-синонимами.

Незавершенный рассказ представляет собой ситуацию выбора участником которой становится испытуемый. Ему дается право досказать прерванное повествование.

При составлении рассказа педагог следует таким рекомендациям

1. Рассказ должен быть предельно лаконичным.

2. В рассказе выбирается объект отношений. Это то, что инте­ресует педагога.

3. Следует выделить и описать ситуацию выбора.

4. Повествование нужно резко оборвать на фразе «Я — МЫ» в момент совершения поступка. Например: «Дверь в аудиторию распахнулась. Из коридора крикнули: "Отопление прорвало! За­нятия отменяются!" Мы все... И я...»

Тест выборочного решения используется для выявления уровня сформированности этических представлений, построен он на во­просах закрытого типа с выбором одного. Вот примеры подобных вопросов.

1. Ваша учебная группа проводит уборку кабинета. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что сделаете:

а) поболтаюсь немного, потом видно будет; л б) уйду домой, конечно;.:.-. в) присоединюсь к кому-нибудь.

2. Группа решает, кому поручить подготовку мероприятия. Вам оно нравится. Что сделаете: а) попрошу поручить мне; б) подожду, пока назовут мою кандидатуру; в) ничего не делаю, пусть все будет, как будет.

3. Вы дежурный. Подметая пол, нашли деньги. Что сделаете: а) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто потерял; в) может, возьму себе.

Требования к проведению тестирования.

1. Во время проведения тестов недопустимы комментарии по поводу вопросов.

2. Тестирование анонимно; можно лишь указать половую при­надлежность.

3. Вопросы читаются ровным голосом.

4. Ответы собираются медленно.

Индивидуальное диагностическое собеседование проводится на ос­нове разбора тестовой ситуации. Его основная цель — составить целостное представление о личности воспитанника, поэтому важно соблюсти определенный такт в общении и вести разговор в виде размышления.

Например, для выяснения склонности воспитанника (подростки! студента) к авторитарным действиям, манипуляции с другими людьми предлагается разобраться в таком сюжете: «У тебя есть которая очень дорога тебе и которую ты мечтаешь реализовать. Но есть люди, которые эту идею не разделяют. Если они будут продолжать упорствовать, у тебя ничего не получится. Как поступишь с этими людьми:

а) заставишь подчиниться твоей воле, не тратя времени на пустую болтовню;

б) попытаешься переубедить их, а если не получится, сделаешь п0-своему;

в) попытаешься найти у каждого из них слабое место и будешь действовать через него;

г) выслушаешь их возражения, попытаешься вместе с ними прийти к общему мнению, а если не получится, то отложишь ре­ализацию своей идеи.

Интерпретация выбора: а) — склонность к авторитарным дей­ствиям; б) — в наличии готовность ко временному, но не решаю­щему компромиссу; в) — склонность к манипуляции; г) — для воспитанника важнее люди, а не идеи».

Тестовая ситуация предлагается двумя способами: или в печат­ном варианте, и тогда после выбора студентом ответа преподава­тель разворачивает уточняющую беседу; или в рамках устной бесе­ды студенту предлагается тестовая ситуация, а его ответ препода­ватель заносит в диагностическую карту, чтобы решить, в каком направлении вести дальнейшую диагностическую беседу.

Третья группа методов — это действенно-поведенче­ские методы изучения личности (например: наблюдение, диагно­стическая беседа, социометрия).

Наблюдение направлено на фиксацию поведения воспитанни­ков и получение информации о субъективных проявлениях сту­дентов, выраженных в их поведении.

Рекомендации по организации наблюдения:

а) личное наблюдение не может служить для педагога един­ственным источником изучения качеств студента, поскольку оно односторонне и субъективно. Результаты собственных наблюде­ний педагог соотносит с результатами наблюдений других людей;

б) наблюдение проводится в ситуации свободного проявления без давления со стороны преподавателя-наблюдателя;

в) наблюдение отражает конкретную сторону, качество лично­сти студента, вид его деятельности;

г) наблюдение всегда имеет конкретную программу.

Приведем пример программы наблюдения за ходом коллективного дела студентов.

1- Подготовка дела. Здесь наблюдение осуществляется по таким вопросам:

— как реагировали студенты на предложение коллективного дела (охотно без особой охоты приняли задание);

— кого студенты выдвигают официальными организаторами?

— как организаторы относятся к порученному делу?

— кто из не выбранных в официальные руководители участвует в под, готовке дела?

— кто проявляет инициативу, предлагает новые идеи?

— кто осуществляет координацию, согласование действий?

2. Проведение дела. Здесь наблюдение осуществляется по таким во­просам:

— как ведут дело организаторы: насколько быстро ориентируются в сложных обстоятельствах; точны ли и последовательны в осуществлении плана; на кого опираются в первую очередь?

— как проявляют себя группы и отдельные студенты, отвечающие за разные направления дела?

— как складываются отношения между студентами в процессе прове­дения дела?

— каков общий настрой студентов на коллективное дело: доброжела­тельный, безразличный, отрицательный?

3. Анализ проведенного дела. Здесь наблюдение осуществляется по таким вопросам:

— сколько студентов и в какой форме участвуют в обсуждении?

— по каким критериям идет оценка сделанного и кто выдвигает эти критерии?

— с каким настроением проходит обсуждение: формально/заинтере­сованно, либерально/требовательно? Например, студенты высказывают предложения по улучшению методики выполнения заданий, выражают несогласие с предложениями преподавателя и его обосновывают или при­нимают установку педагога безоговорочно, намечают другие дела;

— кто берет на себя функции подведения итогов, обобщает высказан­ные мнения?

Диагностическая беседа предполагает столкновение мнений, оценок. Поэтому такую беседу организуют в виде дискуссии или диспута, сообщая студентам темы заранее. Диагностическая функ­ция беседы усиливается, если она проводится по истечении неко­торого времени после воспитательного мероприятия (примерно через две-три недели).

Метод столкновения взглядов, позиций может использоваться в ходе диагностической беседы или самостоятельно. Воспитанни­кам предлагается высказать свое мнение, отношение к опреде­ленному явлению, проблеме, поведению человека в определен­ной ситуации. Преподаватель реализует его как просьбу: «Как поступить?» Вот примеры ситуации.

1. Оля не выполнила задания по педагогике, так как на прошлом занятии получила хорошую оценку. Она об этом рассказала Ирине. В начале семинара преподаватель спросил о том, кто не подготовился к занятию. Все молчали, молчала и Оля. Как бы ты поступил на месте Ирины?

2. Идет контрольная работа. Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как поступишь?

3. Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает тебе списать у него. Как поступишь?

4. По результатам сессии тебе грозит отчисление. Сообщишь ли об этом родителям и в какой форме это сделаешь?

Студенты обсуждают возможные варианты, устанавливая пра­вильность ответов. Обработка результатов свидетельствует: характер ответов позволяет отнести студентов к одной из четырех групп:

1-я группа — с неустойчивым отношением, поскольку выбран респондентами основы поведения противоречат моральным нормам;

2-я группа — недостаточно устойчивое отношение, поскольку студенты готовы отказаться от своего мнения при малейшем дав­лении;

3-я группа — учащиеся, активно отстаивающие свое мнение, но в исключительных случаях склонные к компромиссу;

4-я группа — учащиеся правильно делают выбор в силу актив­ного, устойчивого отношения к нравственным нормам.

Социометрия позволяет получить сведения о внутриколлектив-ных отношениях: определяет личную позицию каждого студента; говорит о влиянии разнообразных микрогрупп на социально-пси­хологический климат в коллективе, роль формальных и нефор­мальных лидеров; указывает на отверженных, изолированных от коллектива студентов; выделяет взаимные симпатии и антипатии, уровень сплоченности коллектива; обнаруживает расхождения официальной и неофициальной структур коллектива, а также ис­точники напряжений и конфликтов. Основу метода составляет социограмма как графическое изображение отношений респон­дентов друг к другу. Вариантов социометрии немало, однако на этом фоне важно помнить и соблюдать одну заповедь: куратору не следует пользоваться этим методом, если у него по какой-либо причине испорчены отношения с коллективом студентов или от­дельными учащимися.

Метод стандартизированных характеристик суммирует результаты наблюдения, анкетирования, бесед, разнообразных социологических методик. У них несколько критериев, каждый из которых имеет определенный набор параметров и каждому соответствует конкретный балл, выражающий степень проявления обозначен иного параметра. Для удобства восприятия стандартизированную характеристику представляют в виде таблицы (см. с. 119).

Таким образом, полнота и объективность информации при диагностике в максимальной степени приближает планирование вос­питательных задач к реальным потребностям студентов и соответ­ствует оптимальному личностно-профессиональному развитию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под гуманизацией образования?

2. Выявите общее, особенности, отдельное в воспитательной среде колледжа и вуза.

3. Приведите примеры влияния воспитательной среды на формирова­ние личности выпускника колледжа.

4. Как связана гуманитаризация образования с фундаментализацией, информатизацией, личностной обращенностью профессиональной под­готовки студентов?

5. В чем выражается направленность воспитательной среды образо­вательного учреждения?

6. Как влияет личностная ориентированность образования на созда­ние гуманистической воспитательной среды?

7. Перечислите признаки гуманизма, влияющие на создание гуманис­тической воспитательной среды.

8. Назовите условия, создающие деловое единство субъектов воспита­тельной гуманистической среды.

9. По каким направлениям осуществляется диагностика воспитания?

10. Выделите основные моменты методики эпистолярного сочинения по теме «Отношение студентов к будущей профессии». Проведите работу во время практикума в колледже, проанализируйте результаты.

11. Проведите анализ анкеты, целью которой является определение уровня самооценки гуманных чувств, — «доброты», «вежливости», «ответ­ственности». Предложите альтернативный вариант. Внесите изменения, проведите анкету со студентами колледжа. Определите эффективность вашего варианта.

Вопросы анкеты

1. Дай свое определение

— доброты;

— вежливости;

— ответственности

2. Оцени себя:

— добр ли ты;

— вежлив ли ты;

— ответственен ли ты?

1 Назови знакомых, друзей, родных — кто из них:

— добр;

— вежлив;

- ответственен?

4 Нужно ли делать что-нибудь особенное, чтобы человека считали:

— добрым;

— вежливым;

— ответственным?

Обработка результатов. Берутся два уровня. «Высокий» — пол-четко определяет понятия, дает себе адекватную оценку, намечает Программу действий. «Низкий» — в понятиях путается, оценивает себя неадекватно, не может найти выход из положения.

Решите тестовые задания

1. Благодаря реализации этой функции гуманистической воспитатель­ной среды студенту предоставляется право выбора дополнительной обла­сти знаний и деятельности самореализации:

а) мотивационно-стимулирующей;

б) свободного самоопределения;

в) пропедевтико-реабилитационной;

г) коррекционно-компенсаторной.

2. Какой метод диагностики воспитания позволяет получить достовер­ные сведения о внутриколлективных взаимоотношениях через графиче­ское представление отношений респондентов?

а) социометрия;

б) стандартизированные характеристики;

в) диагностическая беседа;

г) тесты.

3. Какой вид диагностики воспитаний выполняет роль экспресс-ин формации?

а) обобщающая;

б) текущая;

в) начальная.

ЛИТЕРАТУРА

Белухин Д. А. Личностно ориентированная педагогика. — М., 2005.

Борзенко И.М., Кувакин В. А., Кудишина А.А. Основы современного гу-Манизма / под ред. В.А.Кувакина и А. Г. Круглова. — М., 2002.

Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе // Знание. — 1989. — № 4.

Голубев Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. — М-, 1989.

Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические

С новы и исторический опыт реализации (конец XIX в. — 90-е гг. XX в.) /

под ред. М.В.Богуславского (часть 1 сборника); под ред. З.И.Равкина части 2-5 сборника). - М., 1998.

Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. — М.,2001.

Об утверждении перечня основных показателей государственной %к а кредитации и критериальных значений показателей, используемых По установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования // Вестник образования. — 2003. — № 5, март.

Рекомендации по детализации содержания и по организации процедуры аттестационной и акредитационной оценки воспитательной деятельности образовательных учреждения, реализующих образовательные программы // Вестник образования. — 2004. — № 5, март.

Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования М., 2000.

Сманцер А. П. Гуманизация педагогического процесса. — Минск, 2005

Фадеев В. А. Вопросы методики воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях. — Рязань, 1988.

Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения -М., 2005.

Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. — М., 2001

Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю, Савченко А. П., Осипова Е.А. Новые тех­нологии воспитательного процесса. — М., 1994.

 

 

Глава 15 ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.