КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технологии воспитания субъектной активности личности
Целевые ориентиры технологий: 1) потребность быть личностью; 2) формирование готовности к активной деятельности, преодолению трудностей; 3) воспитание человека действия, способного проявлять себя в различных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности; 4) формирование самоуправляющих механизмов личности; 5) воспитание человека как самосовершенствующуюся личность, готовую к самосовершенствованию, саморегуляции, самореализации, самооценке. Концептуальные основы технологий: 1) доминанта саморазвития и самосовершенствования личности, включающая в себя установку на субъектную активность, на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, саморегуляцию и самоактуализацию; 2) диалектическое единство социальной адаптации и социальной автономизации; 3) личность как активный субъект социальных отношений характеризуется автономностью. Социальная автономность — это установка на себя, выраженная в умении властвовать собой, анализировать себя, осуществлять самоконтроль; 4) социальная активность человека определяется степенью проявления его сил и способностей как члена группы, общества; 5) социальное закаливание личности, т. е. подготовка ее к трудностям в условиях конкурентной борьбы на рынке труда. Данная социально-воспитательная технология приобретает особую актуальность в XXI в., поэтому интенсивно разрабатываются такие ее разновидности, как технология воспитания социально активной личности, технология формирования лидерских качеств личности; технология самоуправления в коллективах; технология воспитания самозащитных качеств личности; технология самоопределения; технология саморазвития личности. «Поведенческая методика воспитания» (США). Эта технология пользуется большой популярностью за рубежом. Целевые ориентиры технологии: 1) развитие познавательного и эмоционального общения наставника и воспитанников посредством формирования навыков общения, которые впоследствии можно совершенствовать; 2) укрепление у воспитанников навыков совместной деятельности в кружках, клубах, спортивных соревнованиях и т.д. Концептуальные основы технологии — коммуникативное воспитание. Особенности реализации: введение в программу общеобразовательных школ курсов общения, направленных на искусство аргументации, взаимодействия с другими людьми, избегания конфликтных ситуаций. В нашей стране данная технология используется посредством организации разнообразных тренингов общения, лидерских качеств, дисциплинированности и культуры поведения, разрешения конфликтов. Существующие в настоящее время воспитательные технологии - это частнометодические технологии, поскольку выступают они в качестве средства воспитания и направлены на получение воспитанником социального опыта, признаками которого являются их участие в соответствующем общении, взаимодействии и положительное отношение воспитанников к другим людям. Существуют локальные разновидности воспитательных технологий: коллективное творческое дело (КТД) — методика И. П. Иванова; тренинг общения; шоу-технологии (публичные конкурсы, соревнования, КВН); групповая проблемная работа (диспуты' дискуссии, разработка проектов); диалог «педагог—воспитанник» как удовлетворение потребностей воспитанника в безопасности, принятии, уважении; «информационное зеркало» (разнообразные формы настенной печати). Здесь важно обратить внимание на алгоритм описания предложенных технологий: феномен; цели — результаты — эффекты; временная структура по этапам подготовки, реализации и анализа итогов; основные механизмы реализации задуманной технологии. Обучение педагогов воспитательным технологиям осуществляется в трех формах: просвещенческой, когда целью становится сообщение знаний, информации; практико-ориентированной, целью которой становятся умения; личностно ориентированной, при которой цель заключается в формировании позиций, отношений, осмыслении себя как профессионала. Технология организации коллективных творческих дел (КТД). Это лучшее, чем располагает сегодня современная общеобразовательная и профессиональная школа в воспитательной работе. Остановимся на ней подробнее. Цель данной технологии — формирование и развитие общественного сознания учащегося школы или студента, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности. Ценности — это нравственно-этические, эстетические, правовые и санитарно-гигиенические нормы, закрепленные в сознании, мировоззрении людей традициями, образом жизни, культурой, обычаями народа, образованием, законами государства. Рассмотрим технологическую карту методики коллективного воспитания.
Указанная технология хорошо отработана как в школах, так и в колледжах, но следует отметить, что рефлексия и наблюдения за изменениями в поведении учащихся обычно не проводятся, хотя эти технологические звенья являются обязательными при проведении коллективных творческих дел, учитывая, что воспитание в коллективе и через коллектив — это адаптация студента к внешним требованиям, правилам социума, к внешней регуляции своего Поведения посредством сознательной саморегуляции, мотивов, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в Процессе воспитания. Таким образом, технологии воспитания содействуют социализации личности, выполняют задачу преобразования процесса воспитания на основе продуктивной деятельности его субъектов в Направлении формирования у студентов целостной и научно основанной картины мира, гражданского самосознания, приобщения к общечеловеческим ценностям, креативности и способности к самореализации, нравственного поведения в отношениях с другими людьми.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |