КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юношеская субкультура 2 страница
Фанаты. Последние годы все чаще в СМИ появляются сообщения о кровавых столкновениях болельщиков футбольных клубов, Погромах, устраиваемых футбольными хулиганами на стадионах. При этом появляются «рукописные» ругательства на стенах, звучат оскорбительные выкрики в адрес чужих команд и их болельщиков. То, что ранее рассматривалось как проявление бескультурья, обнаруживает зловещую связь с насилием на стадионах, ^читает рассматриваться как его непосредственная прелюдия. слово «фанаты» относительно недавно вошло в наш лексикон, но Стало уже широко известным. Фанаты — производное от фанаты (лат. fanaticus — исступленный), двойственное значение которого («доведенная до крайней степени приверженность к ка-ким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любьц^ другим взглядам») прекрасно иллюстрирует рассмотренные выще социально-психологические закономерности. Фанаты делятся на две основные группы: «пионеры» и «хули-ганы». «Пионеры», или, как их еще называют, «карлики», при-надлежат к самой многочисленной группе. Это подростки в возрасте 12—18 лет; формально они не входят ни в одну «фанатскую» организацию и абсолютно неконтролируемы. В основном это ребята, которые пришли на стадион на волне моды на фанатизм и ношения клубной символики. «Хулиганы» относятся к «пионерам» пренебрежительно, считая их «отморозками». На выездах последние живут на улицах и доставляют массу хлопот местной милиции. «Хулиганы» могут быть или не быть членами фэн-клубов (которые есть у ЦСКА, «Спартака», «Динамо» и др.), но обязательно должны входить в «бригаду». В свою очередь эта группа делится на две категории: «молодые» и «старая гвардия». «Молодые» — люди в возрасте от 18 до 25 лет, осознавшие цели и задачи «фанатского» движения и являющиеся проводниками «фанатских» идей. Эта средняя категория является наиболее активной, будь то поддержка команды на трибунах или на выездах. «Старая гвардия» — это вполне обеспеченные люди в возрасте от 25 до 30 лет и зачастую занимающие ответственные посты. Среди них есть банкиры, бизнесмены, военные, предпочитающие не афишировать свою принадлежность к фанатам. Они пристально следят за расписанием игр и, как только федерация футбола публикует календарь, начинают готовиться к выезду. «Хулиганы» непременно сопровождают команду за границу, наводя ужас на Западную Европу, не раз выражавшую протест по поводу разнузданности российских болельщиков. Их главная задача — побить болельщиков команды-противника. От «пионеров» «хулиганов» отличает строгая организация и координация всех действий. Скинхеды. В России скинхеды появились в начале 90-х гг. XX в. Первые отечественные «скинхеды» старательно подражали западным «бритоголовым», сообщения об акциях которых часто фигурировали в отечественных СМИ. К факторам, определившим рост и утверждение скинов в молодежной среде в России, относят экономический кризис начала 1990-х гг., реформы образования, приведшие к кризису системы воспитания, распространение идей национализма, антисемитизма и фашизма. За короткий срок движение скинов выросло Д° заметных размеров (по разным подсчетом их около 10 000) и продолжает быстро расти и расширять свою географию. Активность скинхедов отмечена в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Саратов, Краснодар» Ростов-на-Дону, Ярославль, Красноярск, Иркутск, Омск, Томск, Владивосток, Рязань, Псков. Скинхеды конфликтуют (вплоть до избиения) с представителями ругих субкультур. Скинхеды ненавидят рэпперов за их подражание чуждой негритянской культуре, а рейверов — за приверженность стилю «унисекс», наркотикам, также за денежный достаток последних (рейверы, как правило, выходцы из состоятельных семей)- Однако основной ненавистной мишенью скинхедов являются мигранты из Азии, Африки, граждане кавказской национальности. В среде скинхедов господствуют антисемитские установки. Рейверы. У них короткие волосы, окрашенные в розовый, голубой, зеленый и другие цвета, ядовитых цветов джинсы (ярко-зеленые, желтые, оранжевые), разноцветные ботинки, небольшие рюкзачки. Это рейверы — представители одной из самых молодежных группировок, они увлекаются музыкой, «тусуются». Девиз и намерения пока не четко определены. Многие молодежные движения начала 90-х гг. XX в. часто связываются с культурой «рейв» (rave — бред, бессвязная речь, рев, неистовство). Стиль рейв возник из техно и так называемого «эй-сид-хауса» (acid — буквально «кислота»); в данном случае это «наркотик». О «рейве» говорят как о первой постспидовской молодежной субкультуре. Неотъемлемой чертой стиля рейв считаются вечеринки, которые проходят в клубах или в любых других, самых неожиданных, но, как правило, заранее объявленных местах (на больших складах, на бывших курортах, в больших заброшенных зданиях), куда съезжаются молодые люди. Постоянных посетителей «рейвов» называют «рейверы». В одежде рейверы предпочитают искусственные материалы (пластик, винил) и люминесцентные краски. Можно сказать, что главная характеристика их одежды — ее мерЦание и сияние. Майки, свитера, блузы покрыты необычными зигзагами, рисунками, фигурами. Утверждают, что рейв-дизайне-РЫ просто переносят на майки и футболки галлюцинации и видения, возникающие под действием наркотиков, света и звука. В центре субкультуры «рейв» — танцы: довольно продолжительные (многочасовые), экстатичные, с хаотичными движениями, вторыми их участники словно заряжают друг друга. Достижение 0Г1Ределенных психологических состояний — весьма определения цель подобных танцевальных марафонов. Описанные характеристики показывают, что включение молодых людей в различные неформальные группы влечет за собой нравственности, подвергая риску здоровье и жизнь юношества. Поэтому организация и государственная поддержка разнообразия молодежных объединений, создающих определенные условия для духовно-нравственного становления молодежи, их жизненно, го самоопределения, рассматриваются на государственном уровнее как одна из приоритетных задач. Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, предпринимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также на охрану и защиту их прав. Государственной поддержкой пользуются, во-первых, молодежные объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения. Во-вторых, детские объединения, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения. В настоящее время в стране складывается определенная система государственной деятельности в интересах детей и молодежи. Это закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальный план действий в интересах детей, который разработан на основе Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей Российской Федерации», Новый «Семейный кодекс Российской Федерации», президентские программы «Дети России», «Молодежь России»; в сфере образования это Программа развития воспитания в системе образования России, на основе которой разрабатываются региональные программы воспитания с учетом национальных и региональных традиций, современных научных исследований, инновационного опыта образовательных учреждений. Программа позволяет осуществлять координацию деятельности различных уровней образования от дошкольного до высшего профессионального при сохранении единого образовательного пространства. Приоритетная роль российской молодежной политики на современном этапе — добиться активного вовлечения молодого поколения в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь страны. Поставленная цель может быть реализована за счет: — усиления роли патриотического и гражданского воспитания молодежи; — формирования у нее толерантности; __ поддержки творческой молодежи; _. развития молодежного самоуправления; _- создания условий для социальной адаптации юношей, в том смысле и в международных масштабах; 4 __ формирования здорового образа жизни; — профилактики среди молодежи асоциального поведения и экстремизма; — решения проблем профессиональной подготовки для молодых людей с ограниченными возможностями; — создания комплекса мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в образовательных учреждениях, для пресечения наркомании в молодежной среде; — создания условия для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда; — внедрения в практику деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи; организации молодежных бирж труда, центров трудоустройства, ярмарок вакансий. Приведем пример. По данным Департамента по молодежной политике Минобраза России в 2003 г. действовало 2 577 разнопрофильных студенческих отрядов, функционировало более 1 750 подростково-молодежных клубов, работающих по 45 направлениям, в субъектах РФ работало 255 организаций, занимающихся занятостью молодежи. Основные направления молодежной политики реализуются в рамках Федеральных целевых программ «Молодежь России», «Молодежь России (1998 — 2000 годы)», «Молодежь России (2001 — 2005 годы)». Последняя программа имеет своей целью создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи. В масштабах РФ действует система мероприятий, реализующая заданную цель. К ним относятся: ~ формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи; — решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей, Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи; - профилактика наркомании и зависимости от психоактив-веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правозащита и сохранение психического здоровья молодежи; — развитие молодежного отдыха и спорта; - развитие художественного творчества молодежи; ~- организация международного сотрудничества молодежи; "- создание системы информационного обеспечения молодеж-политики; — создание условий для эффективной реализации потенциал молодежи в процессе социально-экономических преобразование в стране. Поддержка молодежных и студенческих общественных объединений. С целью активного привлечения молодежи к различным государственным проблемам и взаимодействию с государством чере3 участие в органах законодательной и государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, реализации эффективной молодежной политики, направленной на защиту интересов молодых граждан в России стали создаваться различные формы молодежного парламентаризма. Молодежный парламентаризм — система представительств прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти или в установленном ими порядке специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства'. Задачи парламентаризма: 1) формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления; 2) создание условий для системного выявления социально активных молодых людей, состоявшихся лидеров, с предоставлением возможностей для их роста; 3) осуществление консолидации молодежи для участия последних в реализации государственной молодежной политики; 4) обеспечение сотрудничества представителей молодежи, детских общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления; 5) формирование активной жизненной позиции молодежи посредством диалога с государством и обществом на основе партнерских отношений. Основные принципы развития молодежного парламентаризма: — приоритет защиты прав молодежи и ее объединений; — доступность и открытость системы молодежного парламентаризма для участия в нем любого молодого человека; — легитимность создания, функционирования и развития раз' личных форм молодежного парламентаризма; — демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов или конкурсов; — использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма; 1 См.: Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации // Вестник образования. — 2003. — № 14, июль. — С. 61 свободный выбор форм молодежного парламентаризма в Регионе и муниципальном образовании; — рациональное сочетание представительской и просветительной функций молодежного парламентаризма; _ участие непосредственно самой молодежи в лице ее активных представителей в процессе выработки, принятия и реализации решений в области государственной молодежной политики; — оптимальное количественное и качественное соотношение молодежных парламентов в каждом регионе; — формирование персонального состава молодежных парламентских структур из числа молодых людей от 14 до 30 лет; — социальная эффективность и ответственность. Действующими формами (думы, палаты, правительства) молодежного парламентаризма, во-первых, являются молодежные парламенты при органах законодательной (представительной) власти. Здесь члены парламента выбираются от максимально возможного количества территорий, образовательных учреждений, молодежных общественных объединений, участвуют в разработке нормативно-правовых актов и иных документов в сфере молодежной политики. Во-вторых, это молодежные парламенты или молодежные правительства при органах исполнительной власти. Они возникают при главе администрации субъекта Российской Федерации, мэре города, органе по молодежной политике. Как правило, существуют такие парламенты, как молодежные правительства, формирующиеся на основе выборов, открытого конкурса, путем назначения. В-третьих, молодежный парламент существует как социальная программа органов законодательной, исполнительной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений. Главное здесь — создание условий для участия молодежи в общественно-политической жизни, в процессе принятия управленческих решений. Программа реализуется через организацию молодежных клубов, радио- и телепередач, рекламных кампаний, ведение молодежных рубрик на страницах газет и журналов, работу общественных молодежных приемных. В условиях современной многопартийной системы значительную роль в приобщении молодежи к участию в делах страны играют различные молодежные организации. Приведем примеры методов их формирования. Первый получил название «Кузница кадров». Он используется политическими партиями, представленными в парламенте (например: ЛДПР, ПРф). Его назначение — выращивание собственных партийных кадров, звания молодежных организаций такие: Молодежное отделение ЛДПР; молодежное отделение КПРФ «Союз Коммунистической молодежи» которой метод называется «Стадо». С помощью данного метода были сформированы «Молодежное единство», а затем на ее основе «Идущие вместе» - Эти молодежные организации имеют четкое административное управление, собственные аппараты, бюджеты. Третий метод — «Идеалистический». В основе организаций, созданных по этому методу лежит некая благородная идея. Например, защита прав человека (Молодежное право защитное движение), борьба за экологию (Хранители радуги), антифашистское движение (Молодежное антифашистское молодежное действие), f^, кие организации приобретают форму клубов, которые посещают энтузиасты, работающие за идею и не требующие материальных поощрений Четвертый метод — «Сектантский». Он используется радикальными политическими организациями. Суть этого метода: игра на юношеском максимализме, обостренном восприятии молодыми людьми социальной действительности. Контингент организаций составляют молодые люди из неблагополучных семей или учащиеся профессиональных лицеев и колледжей, а также радикально настроенные студенты вузов. Например: «Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова» (НБП). Таким образом, юношеская субкультура играет значительную роль в формировании личности подрастающего поколения и особенно в воспитании студенческой молодежи. Важная задача воспитателей и государства — найти способы положительного воздействия на молодежь в деле приобщения ее к подлинным духовным и материальным ценностям. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите условия эффективности профессионального воспитания. 2. Исходя из этапов процесса самовоспитания, составьте собственную программу самоформирования личностно-профессиональных качеств. 3. Какова особенность проявления нравственной культуры студенчества? 4. Перечислите проблемы воспитания нравственной культуры молодежи и предложите способы их решения на примере деятельности педагогических колледжей. 5. Как решаются задачи патриотического воспитания в воспитательной работе колледжей? Приведите примеры. 6. Каково содержание патриотического воспитания на государственном уровне? 7. Проанализируйте модель гражданской компетентности личности. Определите ее эффективность. 8. Составьте анкету для студентов колледжа по использованию фор*1 воспитания в воспитательном процессе колледжа. Каким формам воСпитания отдают предпочтение студенты и почему? 9. Выделите суть трех уровней воспитательных инноваций. 10. Проанализируйте содержание современных технологий воспитания. Какую бы из них вы использовали в воспитательной системе колледжа. Обоснуйте свое предложение. 11. Составьте план коллективного творческого дела. Обсудите его со студентами колледжа. 12. Приведите примеры проявления юношеской субкультуры. ]3. Дайте классификацию неформальным молодежным объединения, кие воспитательные меры вы можете предложить для устранения негативных проявлений участников этих объединений? Решите тестовые задания 1. Эти факторы воспитания оказывают глобальное влияние на ^ ^графических, географических, экологических, политических и других особенностей страны: а) макрофакторы; б) мезофакторы; в) микрофакторы. 2. Данный признак воспитания характеризуется тем, что любое воспитательное воздействие имеет цель, тактические задачи реализации, способы перевода целей воспитания во внутренние цели личности: а) триединая сущность воспитания; б) целенаправленность воспитания; в) воспитание как процесс активного взаимодействия педагога и студентов; г) конкретное содержание воспитания; д) воспитание как творческий процесс. 3. Суть этого закона воспитания выражается в том, что процесс и результат воспитания зависят от характера жизнедеятельности личности. а) параллельного педагогического действия; б) исторической обусловленности процесса воспитания; в) единства жизни и воспитания. 4. Согласно этому принципу воспитания социализация юношества происходит во взаимодействии студента со сверстниками, педагогами, родителями: а) коллективности воспитания; б) центрации воспитания на развитии личности; в) диалогичности воспитания; г) вариативности воспитания; д) культурологичности воспитания; е) природосообразности воспитания; ж) гуманистической направленности воспитания; з) коллективности воспитания. 5- Подход построен на законах самоорганизации: а) комплексный; б) аксиологический; в) синергетический; г) философско-антропологический. 5- Какой уровень воспитанности характеризуется положительной соци-i направленностью при недостаточной активности воспитанника? а) активной позиции; б) пассивной положительной позиции; в) неустойчивой позиции; г) негативной позиции 7. Этот тип студентов обладает развитыми профессиональными языками, высоким интересом к профессии, положительной социальной правленностью: а) импульсивные, с развитыми профессиональными задатками; б) импульсивные, с неразвитыми профессиональными задатками; в) уравновешенные; г) пассивные; д) педагогически запущенные, с низким уровнем развитости профессиональных задатков; е) педагогически запущенные, с достаточно развитым уровнем профессиональных задатков. 8. Эта функция самовоспитания реализуется с помощью методов самонаблюдения, анкетирования, хронометрирования: а) самодиагностическая; б) целевой самоориентации; в) планирования; г) самоорганизации; д) самомобилизации; е) самоконтроля; ж) самоформирования; з) самокоррекции. 9. По мотиву неформальной самодеятельности молодежные объединения объединяются в несколько групп. Какая из них базируется на примитивных представлениях об иерархии ценностей? а) агрессивная самодеятельность; б) эпатажная; в) альтернативная; г) социальная; д) политическая. 10. Данная субкультура возникла в 60-е гг. XX в. в эпоху сексуальной революции, студенческих бунтов, борьбы молодежи против войны во Вьетнаме: а) хиппи; б) панки; в) хип-хоп; г) байкеры; д) растаманы; е) фанаты; ж) рейверы. Литература Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса / ред. В.А.Сластенин. — М.; Рязань, 1998. Анисимов В.В., Грохольская О. Г. Формализованная педагогика. — М-> 2000. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н.Д. Общая педагогика. -' М., 2006. АцоШкинА. П. Теории, системы, технологии образования. — Омск, 2001. Кабаскин В. С, Коржуев А. В., Самойленко П. И. Фрагменты дидактики сщей школы: теория, методология, практика / отв. ред. А. В. Коржуев. — м 200°- Багаутдинов А. М. Нравственная культура студенчества в условиях ду-вного обновления российского общества. — Уфа, 1998. Балашов В. В., КормишоваА.В., Старостин Ю.Л., Тышковский А. В. Вуз профессиональная ориентация молодежи / под ред. Ю.Л.Старостина. — М., 1999- Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманиста - теориях и системах воспитания. — М.; Ростов н/Д, 1999. Воспитательная работа в школе / под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов. — М., 2002. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодежи. — Саратов, 1997. (Сер. «Основы педагогики». Вып. 3.) Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы. — Постановление Правительства РФ от 16.02.2001. — № 122 // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 9, март. Зеер Э. Ф. Психология профессионального воспитания. — М.; Воронеж, 2003. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. — М.; Воронеж, 2003. Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. - СПб., 1992. Kopomoe B.M., Пуйман С. А. Теоретические основы воспитания. — Балашов, 1993. Косарева СВ., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи. — М., 2004. Лебедева О. В. Гражданское образование в России. — М., 2004. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. — М, 1990. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, про-Фамма, организационно-методические основы / под общ. ред. А. М. Герасимова. - М., 2001. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / под ред. П. И. Пидка-систого. - М., 2002. Медик В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество. — М., 2003. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной °Ченке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реа-"3Ующих образовательные программы различного уровня и направлении // Вестник образования. — 2004. — № 5, март. Минимальный социальный стандарт Российской Федерации // Вест-Ик образования. — 2003. — № 3, март. МудрикА.В. Психология и воспитание. — М., 2006. w О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ.-в111сьмо Минобраз. РФ от 15.01.2003 г. № 13-15-08/13 // Вестник образо-аИия. — 2003. — № 7, апрель. Осипов П.Н., Ваганова Н.А., Шимрова Л. А. Социально-психологиче ские факторы профессионального развития студента средней профессио нальной школы. — Казань, 1999. Педагогика среднего профессионального образования / под общ. рСд Г. В. Мухамедзяновой. — Казань, 2001. Первушина С. В. Концепция воспитания как основа формирования це1^ ностно-смыслового воспитательного пространства колледжа // Среднее профессиональное образование. — Приложение к ежемесячному теоре. тическому и научно-методическому журналу «СПО». — М., 2002. — № ] Перспективы государственной молодежной политики // Официал^ ные документы в образовании. — 2005. — № 14, май. Поляков С.Д. Технологии воспитания. — М., 2002. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / под общ. ред. А. П. Беляевой. — СПб., 1995. Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации. — Приложение к инструктивному письму Минобраз. РФ от 24.04.2003. — № 2 // Вестник образования. — 2003. — № 14, июль' Руденко И. В. Введение в педагогику детского движения. — М., 2004. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М., 2002. Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. — М., 2004. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую акмеоло-гию. - М., 2003. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М, 1995. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / под ред. Т.Н.Кухневич и В.И.Прокопенко. — М., 1992. Степанов Е. П., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М., 2002. Теоретические основы обучения технологии в школе / под ред. П. Р. Ату-това. - М, 2000. Федеральная целевая программа «Молодежь России» (на 2001 — 2005 годы)-Постановление Правительства РФ от 27.12.2000. — № 1015 // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 9, март. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)» // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 30, октябрь. Филатов O.K., Чернилевский Д.В. Педагогика высшей школы. — М-> 2005. Шамова Т.Н., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: суп1' ность, содержание, управление. — М., 2005.
Глава 14
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |