Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юношеская субкультура 2 страница




Фанаты. Последние годы все чаще в СМИ появляются сообще­ния о кровавых столкновениях болельщиков футбольных клубов, Погромах, устраиваемых футбольными хулиганами на стадионах. При этом появляются «рукописные» ругательства на стенах, зву­чат оскорбительные выкрики в адрес чужих команд и их болель­щиков. То, что ранее рассматривалось как проявление бескультурья, обнаруживает зловещую связь с насилием на стадионах, ^читает рассматриваться как его непосредственная прелюдия. слово «фанаты» относительно недавно вошло в наш лексикон, но Стало уже широко известным. Фанаты — производное от фанаты (лат. fanaticus — исступленный), двойственное значение которого («доведенная до крайней степени приверженность к ка-ким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любьц^ другим взглядам») прекрасно иллюстрирует рассмотренные выще социально-психологические закономерности.

Фанаты делятся на две основные группы: «пионеры» и «хули-ганы». «Пионеры», или, как их еще называют, «карлики», при-надлежат к самой многочисленной группе. Это подростки в воз­расте 12—18 лет; формально они не входят ни в одну «фанат­скую» организацию и абсолютно неконтролируемы. В основном это ребята, которые пришли на стадион на волне моды на фана­тизм и ношения клубной символики. «Хулиганы» относятся к «пио­нерам» пренебрежительно, считая их «отморозками». На выездах последние живут на улицах и доставляют массу хлопот местной милиции.

«Хулиганы» могут быть или не быть членами фэн-клубов (ко­торые есть у ЦСКА, «Спартака», «Динамо» и др.), но обязательно должны входить в «бригаду». В свою очередь эта группа делится на две категории: «молодые» и «старая гвардия». «Молодые» — люди в возрасте от 18 до 25 лет, осознавшие цели и задачи «фа­натского» движения и являющиеся проводниками «фанатских» идей. Эта средняя категория является наиболее активной, будь то поддержка команды на трибунах или на выездах. «Старая гвар­дия» — это вполне обеспеченные люди в возрасте от 25 до 30 лет и зачастую занимающие ответственные посты. Среди них есть банкиры, бизнесмены, военные, предпочитающие не афиширо­вать свою принадлежность к фанатам. Они пристально следят за расписанием игр и, как только федерация футбола публикует ка­лендарь, начинают готовиться к выезду. «Хулиганы» непременно сопровождают команду за границу, наводя ужас на Западную Ев­ропу, не раз выражавшую протест по поводу разнузданности рос­сийских болельщиков. Их главная задача — побить болельщиков команды-противника. От «пионеров» «хулиганов» отличает стро­гая организация и координация всех действий.

Скинхеды. В России скинхеды появились в начале 90-х гг. XX в. Первые отечественные «скинхеды» старательно подражали запад­ным «бритоголовым», сообщения об акциях которых часто фигу­рировали в отечественных СМИ.

К факторам, определившим рост и утверждение скинов в мо­лодежной среде в России, относят экономический кризис начала 1990-х гг., реформы образования, приведшие к кризису системы воспитания, распространение идей национализма, антисемитиз­ма и фашизма. За короткий срок движение скинов выросло Д° заметных размеров (по разным подсчетом их около 10 000) и про­должает быстро расти и расширять свою географию. Активность скинхедов отмечена в таких городах, как Москва, Санкт-Петер­бург, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Саратов, Краснодар»

Ростов-на-Дону, Ярославль, Красноярск, Иркутск, Омск, Томск, Владивосток, Рязань, Псков.

Скинхеды конфликтуют (вплоть до избиения) с представителями ругих субкультур. Скинхеды ненавидят рэпперов за их подража­ние чуждой негритянской культуре, а рейверов — за привержен­ность стилю «унисекс», наркотикам, также за денежный достаток последних (рейверы, как правило, выходцы из состоятельных се­мей)-

Однако основной ненавистной мишенью скинхедов являются

мигранты из Азии, Африки, граждане кавказской национально­сти. В среде скинхедов господствуют антисемитские установки.

Рейверы. У них короткие волосы, окрашенные в розовый, го­лубой, зеленый и другие цвета, ядовитых цветов джинсы (ярко-зеленые, желтые, оранжевые), разноцветные ботинки, небольшие рюкзачки. Это рейверы — представители одной из самых моло­дежных группировок, они увлекаются музыкой, «тусуются». Де­виз и намерения пока не четко определены.

Многие молодежные движения начала 90-х гг. XX в. часто свя­зываются с культурой «рейв» (rave — бред, бессвязная речь, рев, неистовство). Стиль рейв возник из техно и так называемого «эй-сид-хауса» (acid — буквально «кислота»); в данном случае это «нар­котик». О «рейве» говорят как о первой постспидовской моло­дежной субкультуре.

Неотъемлемой чертой стиля рейв считаются вечеринки, кото­рые проходят в клубах или в любых других, самых неожиданных, но, как правило, заранее объявленных местах (на больших скла­дах, на бывших курортах, в больших заброшенных зданиях), куда съезжаются молодые люди. Постоянных посетителей «рейвов» называют «рейверы». В одежде рейверы предпочитают искусст­венные материалы (пластик, винил) и люминесцентные краски. Можно сказать, что главная характеристика их одежды — ее мерЦание и сияние. Майки, свитера, блузы покрыты необычными зигзагами, рисунками, фигурами. Утверждают, что рейв-дизайне-РЫ просто переносят на майки и футболки галлюцинации и виде­ния, возникающие под действием наркотиков, света и звука.

В центре субкультуры «рейв» — танцы: довольно продолжительные (многочасовые), экстатичные, с хаотичными движениями, вторыми их участники словно заряжают друг друга. Достижение 0Г1Ределенных психологических состояний — весьма определен­ия цель подобных танцевальных марафонов.

Описанные характеристики показывают, что включение молодых людей в различные неформальные группы влечет за собой нравственности, подвергая риску здоровье и жизнь юношества.

Поэтому организация и государственная поддержка разнообраз­ия молодежных объединений, создающих определенные условия для духовно-нравственного становления молодежи, их жизненно, го самоопределения, рассматриваются на государственном уровнее как одна из приоритетных задач.

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, предпринимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и мо­лодежи в общественной жизни, а также на охрану и защиту их прав.

Государственной поддержкой пользуются, во-первых, молодеж­ные объединения граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и разви­тие членов объединения. Во-вторых, детские объединения, в ко­торые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направ­ленной на удовлетворение интересов, развитие творческих спо­собностей и социальное становление членов объединения.

В настоящее время в стране складывается определенная систе­ма государственной деятельности в интересах детей и молодежи. Это закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Национальный план действий в интересах детей, который разработан на основе Указа Президента РФ «Об основ­ных направлениях государственной социальной политики по улуч­шению положения детей Российской Федерации», Новый «Се­мейный кодекс Российской Федерации», президентские програм­мы «Дети России», «Молодежь России»; в сфере образования это Программа развития воспитания в системе образования России, на основе которой разрабатываются региональные программы воспитания с учетом национальных и региональных традиций, современных научных исследований, инновационного опыта об­разовательных учреждений. Программа позволяет осуществлять координацию деятельности различных уровней образования от дошкольного до высшего профессионального при сохранении еди­ного образовательного пространства.

Приоритетная роль российской молодежной политики на со­временном этапе — добиться активного вовлечения молодого по­коления в социально-экономическую, политическую, культурную жизнь страны.

Поставленная цель может быть реализована за счет:

— усиления роли патриотического и гражданского воспитания молодежи;

— формирования у нее толерантности;

__ поддержки творческой молодежи; _. развития молодежного самоуправления; _- создания условий для социальной адаптации юношей, в том смысле и в международных масштабах; 4 __ формирования здорового образа жизни;

— профилактики среди молодежи асоциального поведения и экстремизма;

— решения проблем профессиональной подготовки для молодых людей с ограниченными возможностями;

— создания комплекса мер по пресечению незаконного оборота наркотиков в образовательных учреждениях, для пресечения наркомании в молодежной среде;

— создания условия для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

— внедрения в практику деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи; организации молодеж­ных бирж труда, центров трудоустройства, ярмарок вакансий.

Приведем пример.

По данным Департамента по молодежной политике Минобраза России в 2003 г. действовало 2 577 разнопрофильных студенческих отрядов, функ­ционировало более 1 750 подростково-молодежных клубов, работающих по 45 направлениям, в субъектах РФ работало 255 организаций, занима­ющихся занятостью молодежи.

Основные направления молодежной политики реализуются в рамках Федеральных целевых программ «Молодежь России», «Мо­лодежь России (1998 — 2000 годы)», «Молодежь России (2001 — 2005 годы)». Последняя программа имеет своей целью создание и развитие правовых, социально-экономических и организацион­ных условий для самореализации молодежи. В масштабах РФ дей­ствует система мероприятий, реализующая заданную цель. К ним относятся:

~ формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи;

— решение жилищной проблемы молодежи и молодых семей, Поддержка молодежного предпринимательства и содействие за­нятости молодежи;

- профилактика наркомании и зависимости от психоактив-веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, право­защита и сохранение психического здоровья молодежи;

— развитие молодежного отдыха и спорта;

- развитие художественного творчества молодежи; ~- организация международного сотрудничества молодежи; "- создание системы информационного обеспечения молодеж-политики; — создание условий для эффективной реализации потенциал молодежи в процессе социально-экономических преобразование в стране. Поддержка молодежных и студенческих общественных объединений.

С целью активного привлечения молодежи к различным государственным проблемам и взаимодействию с государством чере3 участие в органах законодательной и государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, реализации эффективной молодежной политики, направ­ленной на защиту интересов молодых граждан в России стали создаваться различные формы молодежного парламентаризма.

Молодежный парламентаризм — система представительств прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах госу­дарственной власти или в установленном ими порядке специаль­ной общественной консультативно-совещательной структуры мо­лодежи, а также иных общественных институтов участия молодых граждан в жизни государства'.

Задачи парламентаризма:

1) формирование действенного механизма представительства и защиты законных интересов молодежи в органах государственной власти и местного самоуправления;

2) создание условий для системного выявления социально ак­тивных молодых людей, состоявшихся лидеров, с предоставлени­ем возможностей для их роста;

3) осуществление консолидации молодежи для участия послед­них в реализации государственной молодежной политики;

4) обеспечение сотрудничества представителей молодежи, дет­ских общественных объединений с органами государственной вла­сти и местного самоуправления;

5) формирование активной жизненной позиции молодежи по­средством диалога с государством и обществом на основе парт­нерских отношений.

Основные принципы развития молодежного парламентаризма:

— приоритет защиты прав молодежи и ее объединений;

— доступность и открытость системы молодежного парламен­таризма для участия в нем любого молодого человека;

— легитимность создания, функционирования и развития раз' личных форм молодежного парламентаризма;

— демократизм формирования состава различных форм молодежного парламентаризма на основе выборов или конкурсов;

— использование научного подхода к развитию молодежного парламентаризма;

1 См.: Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Российской Федерации // Вестник образования. — 2003. — № 14, июль. — С. 61

свободный выбор форм молодежного парламентаризма в Регионе и муниципальном образовании;

— рациональное сочетание представительской и просветитель­ной функций молодежного парламентаризма;

_ участие непосредственно самой молодежи в лице ее актив­ных представителей в процессе выработки, принятия и реализа­ции решений в области государственной молодежной политики;

— оптимальное количественное и качественное соотношение молодежных парламентов в каждом регионе;

— формирование персонального состава молодежных парла­ментских структур из числа молодых людей от 14 до 30 лет;

— социальная эффективность и ответственность.

Действующими формами (думы, палаты, правительства) мо­лодежного парламентаризма, во-первых, являются молодежные парламенты при органах законодательной (представительной) вла­сти. Здесь члены парламента выбираются от максимально воз­можного количества территорий, образовательных учреждений, молодежных общественных объединений, участвуют в разработке нормативно-правовых актов и иных документов в сфере моло­дежной политики. Во-вторых, это молодежные парламенты или молодежные правительства при органах исполнительной власти. Они возникают при главе администрации субъекта Российской Федерации, мэре города, органе по молодежной политике. Как правило, существуют такие парламенты, как молодежные прави­тельства, формирующиеся на основе выборов, открытого конкурса, путем назначения. В-третьих, молодежный парламент существует как социальная программа органов законодательной, исполнитель­ной власти, одного или нескольких молодежных общественных объединений. Главное здесь — создание условий для участия мо­лодежи в общественно-политической жизни, в процессе приня­тия управленческих решений. Программа реализуется через орга­низацию молодежных клубов, радио- и телепередач, рекламных кампаний, ведение молодежных рубрик на страницах газет и жур­налов, работу общественных молодежных приемных.

В условиях современной многопартийной системы значитель­ную роль в приобщении молодежи к участию в делах страны играют различные молодежные организации.

Приведем примеры методов их формирования.

Первый получил название «Кузница кадров». Он используется поли­тическими партиями, представленными в парламенте (например: ЛДПР, ПРф). Его назначение — выращивание собственных партийных кадров, звания молодежных организаций такие: Молодежное отделение ЛДПР; молодежное отделение КПРФ «Союз Коммунистической молодежи» которой метод называется «Стадо». С помощью данного метода были сфор­мированы «Молодежное единство», а затем на ее основе «Идущие вместе» - Эти молодежные организации имеют четкое административное управление, собственные аппараты, бюджеты. Третий метод — «Идеалистический». В основе организаций, созданных по этому методу лежит некая благородная идея. Например, защита прав человека (Молодежное право защитное движение), борьба за экологию (Хранители радуги), антифашистское движение (Молодежное антифашистское молодежное действие), f^, кие организации приобретают форму клубов, которые посещают энтузиасты, работающие за идею и не требующие материальных поощрений Четвертый метод — «Сектантский». Он используется радикальными по­литическими организациями. Суть этого метода: игра на юношеском мак­симализме, обостренном восприятии молодыми людьми социальной действительности. Контингент организаций составляют молодые люди из неблагополучных семей или учащиеся профессиональных лицеев и кол­леджей, а также радикально настроенные студенты вузов. Например: «На­ционал-большевистская партия Эдуарда Лимонова» (НБП).

Таким образом, юношеская субкультура играет значительную роль в формировании личности подрастающего поколения и осо­бенно в воспитании студенческой молодежи. Важная задача воспи­тателей и государства — найти способы положительного воздей­ствия на молодежь в деле приобщения ее к подлинным духовным и материальным ценностям.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите условия эффективности профессионального воспитания.

2. Исходя из этапов процесса самовоспитания, составьте собственную программу самоформирования личностно-профессиональных качеств.

3. Какова особенность проявления нравственной культуры студенче­ства?

4. Перечислите проблемы воспитания нравственной культуры молоде­жи и предложите способы их решения на примере деятельности педаго­гических колледжей.

5. Как решаются задачи патриотического воспитания в воспитатель­ной работе колледжей? Приведите примеры.

6. Каково содержание патриотического воспитания на государствен­ном уровне?

7. Проанализируйте модель гражданской компетентности личности. Определите ее эффективность.

8. Составьте анкету для студентов колледжа по использованию фор*1 воспитания в воспитательном процессе колледжа. Каким формам воСпитания отдают предпочтение студенты и почему?

9. Выделите суть трех уровней воспитательных инноваций.

10. Проанализируйте содержание современных технологий воспитания. Какую бы из них вы использовали в воспитательной системе колледжа. Обоснуйте свое предложение.

11. Составьте план коллективного творческого дела. Обсудите его со студентами колледжа.

12. Приведите примеры проявления юношеской субкультуры.

]3. Дайте классификацию неформальным молодежным объединения, кие воспитательные меры вы можете предложить для устранения негативных проявлений участников этих объединений?

Решите тестовые задания

1. Эти факторы воспитания оказывают глобальное влияние на ^ ^графических, географических, экологических, политических и других особенностей страны:

а) макрофакторы;

б) мезофакторы;

в) микрофакторы.

2. Данный признак воспитания характеризуется тем, что любое воспи­тательное воздействие имеет цель, тактические задачи реализации, спо­собы перевода целей воспитания во внутренние цели личности:

а) триединая сущность воспитания;

б) целенаправленность воспитания;

в) воспитание как процесс активного взаимодействия педагога и сту­дентов;

г) конкретное содержание воспитания;

д) воспитание как творческий процесс.

3. Суть этого закона воспитания выражается в том, что процесс и ре­зультат воспитания зависят от характера жизнедеятельности личности.

а) параллельного педагогического действия;

б) исторической обусловленности процесса воспитания;

в) единства жизни и воспитания.

4. Согласно этому принципу воспитания социализация юношества происходит во взаимодействии студента со сверстниками, педагогами, родителями:

а) коллективности воспитания;

б) центрации воспитания на развитии личности;

в) диалогичности воспитания;

г) вариативности воспитания;

д) культурологичности воспитания;

е) природосообразности воспитания;

ж) гуманистической направленности воспитания;

з) коллективности воспитания.

5- Подход построен на законах самоорганизации:

а) комплексный;

б) аксиологический;

в) синергетический;

г) философско-антропологический.

5- Какой уровень воспитанности характеризуется положительной соци-i направленностью при недостаточной активности воспитанника?

а) активной позиции;

б) пассивной положительной позиции;

в) неустойчивой позиции;

г) негативной позиции

7. Этот тип студентов обладает развитыми профессиональными языками, высоким интересом к профессии, положительной социальной правленностью:

а) импульсивные, с развитыми профессиональными задатками;

б) импульсивные, с неразвитыми профессиональными задатками;

в) уравновешенные;

г) пассивные;

д) педагогически запущенные, с низким уровнем развитости профессиональных задатков;

е) педагогически запущенные, с достаточно развитым уровнем профессиональных задатков.

8. Эта функция самовоспитания реализуется с помощью методов са­монаблюдения, анкетирования, хронометрирования:

а) самодиагностическая;

б) целевой самоориентации;

в) планирования;

г) самоорганизации;

д) самомобилизации;

е) самоконтроля;

ж) самоформирования;

з) самокоррекции.

9. По мотиву неформальной самодеятельности молодежные объедине­ния объединяются в несколько групп. Какая из них базируется на прими­тивных представлениях об иерархии ценностей?

а) агрессивная самодеятельность;

б) эпатажная;

в) альтернативная;

г) социальная;

д) политическая.

10. Данная субкультура возникла в 60-е гг. XX в. в эпоху сексуальной революции, студенческих бунтов, борьбы молодежи против войны во Вьет­наме:

а) хиппи;

б) панки;

в) хип-хоп;

г) байкеры;

д) растаманы;

е) фанаты;

ж) рейверы.

Литература

Аксенова Г. И. Студент как субъект образовательного процесса / ред. В.А.Сластенин. — М.; Рязань, 1998.

Анисимов В.В., Грохольская О. Г. Формализованная педагогика. — М-> 2000.

Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н.Д. Общая педагогика. -' М., 2006.

АцоШкинА. П. Теории, системы, технологии образования. — Омск, 2001.

Кабаскин В. С, Коржуев А. В., Самойленко П. И. Фрагменты дидактики

сщей школы: теория, методология, практика / отв. ред. А. В. Коржуев. — м 200°-

Багаутдинов А. М. Нравственная культура студенчества в условиях ду-вного обновления российского общества. — Уфа, 1998.

Балашов В. В., КормишоваА.В., Старостин Ю.Л., Тышковский А. В. Вуз профессиональная ориентация молодежи / под ред. Ю.Л.Старостина. —

М., 1999-

Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманиста -

теориях и системах воспитания. — М.; Ростов н/Д, 1999.

Воспитательная работа в школе / под ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов. — М., 2002.

Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы вос­питания молодежи. — Саратов, 1997. (Сер. «Основы педагогики». Вып. 3.)

Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Рос­сийской Федерации на 2001 — 2005 годы. — Постановление Правитель­ства РФ от 16.02.2001. — № 122 // Официальные документы в образова­нии. — 2001. — № 9, март.

Зеер Э. Ф. Психология профессионального воспитания. — М.; Воро­неж, 2003.

Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. — М.; Воронеж, 2003.

Колеченко А. К. Развивающаяся личность и педагогические техноло­гии. - СПб., 1992.

Kopomoe B.M., Пуйман С. А. Теоретические основы воспитания. — Ба­лашов, 1993.

Косарева СВ., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях моло­дежи. — М., 2004.

Лебедева О. В. Гражданское образование в России. — М., 2004.

Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. — М, 1990.

Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, про-Фамма, организационно-методические основы / под общ. ред. А. М. Гера­симова. - М., 2001.

Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания / под ред. П. И. Пидка-систого. - М., 2002.

Медик В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество. — М., 2003.

Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.

Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной °Ченке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реа-"3Ующих образовательные программы различного уровня и направлен­ии // Вестник образования. — 2004. — № 5, март.

Минимальный социальный стандарт Российской Федерации // Вест-Ик образования. — 2003. — № 3, март.

МудрикА.В. Психология и воспитание. — М., 2006. w О гражданском образовании учащихся общеобразовательных школ.-в111сьмо Минобраз. РФ от 15.01.2003 г. № 13-15-08/13 // Вестник образо-аИия. — 2003. — № 7, апрель.

Осипов П.Н., Ваганова Н.А., Шимрова Л. А. Социально-психологиче ские факторы профессионального развития студента средней профессио нальной школы. — Казань, 1999.

Педагогика среднего профессионального образования / под общ. рСд Г. В. Мухамедзяновой. — Казань, 2001.

Первушина С. В. Концепция воспитания как основа формирования це1^ ностно-смыслового воспитательного пространства колледжа // Среднее профессиональное образование. — Приложение к ежемесячному теоре. тическому и научно-методическому журналу «СПО». — М., 2002. — № ]

Перспективы государственной молодежной политики // Официал^ ные документы в образовании. — 2005. — № 14, май.

Поляков С.Д. Технологии воспитания. — М., 2002.

Профессионально-педагогическая технология обучения в профессио­нальных учебных заведениях / под общ. ред. А. П. Беляевой. — СПб., 1995.

Рекомендации по развитию молодежного парламентаризма в Россий­ской Федерации. — Приложение к инструктивному письму Минобраз. РФ от 24.04.2003. — № 2 // Вестник образования. — 2003. — № 14, июль'

Руденко И. В. Введение в педагогику детского движения. — М., 2004.

Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М., 2002.

Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в вос­питательной системе школы. — М., 2004.

Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую акмеоло-гию. - М., 2003.

Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от дея­тельности к личности. — М, 1995.

Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспи­тания / под ред. Т.Н.Кухневич и В.И.Прокопенко. — М., 1992.

Степанов Е. П., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и кон­цепциях воспитания. — М., 2002.

Теоретические основы обучения технологии в школе / под ред. П. Р. Ату-това. - М, 2000.

Федеральная целевая программа «Молодежь России» (на 2001 — 2005 годы)-Постановление Правительства РФ от 27.12.2000. — № 1015 // Официаль­ные документы в образовании. — 2001. — № 9, март.

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерант­ного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 — 2005 годы)» // Официальные документы в образовании. — 2001. — № 30, октябрь.

Филатов O.K., Чернилевский Д.В. Педагогика высшей школы. — М-> 2005.

Шамова Т.Н., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: суп1' ность, содержание, управление. — М., 2005.

 

Глава 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.