Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как социального образования 1 страница




Характеристика студенческого коллектива

 

Одной из центральных задач преподавателей, занимающихся воспитанием, является формирование студенческого коллектива. Приняв 1 сентября новую студенческую группу, классный руко­водитель и все педагоги, работающие с ней, решают целый ряд проблем. Что характеризует сообщество студентов как учебную группу? Что надо сделать, чтобы группа стала коллективом? Что мешает этому превращению? Сделаем попытку ответить на эти вопросы.

Учебная группа не только административное образование, но и социальная структура. Во-первых, это социальная группа, так как в ней взаимодействуют студенты на основе формальных и неформальных связей. Во-вторых, это группа контактная, так как студенты объединены для общения на одной территории. В-тре­тьих, это группа малая, так как студенты контактируют между собой и преподавателями на основе общих с ними целей. В-чет­вертых, это группа формальная, так как учащиеся объединены в ней благодаря юридически зафиксированному статусу студентов среднего специального учебного заведения. В-пятых, это группа первичная, так как студентов связывают не только формальные отношения, но и тесный контакт друг с другом.

Как реально существующее образование, в котором собранные вместе люди объединены каким-то общим признаком, совмест­ной деятельностью, помещены в идентичные условия, учебная группа характеризуется конкретными параметрами. К ним отно­сятся композиция группы, статус и роль студента, групповые ожидания, нормы и санкции. Так, композиция группы характеризу­йся определенным составом и структурой группы: возрастом ее генов и их полоролевой принадлежностью. Женские объединения эмоционально-ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские же — прагматичны; инертны; нередко жес-01си, имеют склонность к статусным конфликтам и конфликтам престижа. Существенное значение имеет и профессиональный потенциал будущих специалистов. Каждый член группы занимает в ней определенное положение. Так, статус или позиция — это место студента в системе групповой жизни. Есть звезды-лидеры, есть среди студентов предпочитаемые, принимаемые, изолированные, пренебрегаемые и отвергаемые. Роль как динамический аспект статуса раскрывает реальный перечень функций, которые заданы отдельному студенту группой. Принятие роли сопровождается осознанием своего нового положения, внутренней перестройкой, напряжением умственных и нравственных сил. Если студент не понимает роли или плохо ее выполняет, то данный процесс может сопровождаться конфликтами.

Выполняя свои функции, любой член группы воспринимается и оценивается остальными студентами, исходя из так называемых групповых ожиданий. В качестве ожиданий выступают поведе­ние, деятельность конкретного члена группы. Для определения системы ожиданий существуют групповые нормы и санкции. Груп­повые нормы соотносятся с социальными нормами или выраба­тываются конкретной группой. Соблюдение норм регламентиру­ется системой санкций. Они предлагаются студентам как поощ­рительные/запретительные, позитивные/негативные.

Становление студенческой учебной группы проходит через формирование групповой сплоченности, динамики групповой жизни и определения механизмов давления группы на отдельного студента.

Групповая сплоченность представляет собой особый тип связей между членами группы на основе межличностных отношений. Чтобы группа была сплочена, нужно выделить две разновидности целей, над реализацией которых приходится работать преподава­телю. Это операциональные цели, представляющие собой по­строение оптимальной системы коммуникаций, и цели символи­ческие, соответствующие намерениям каждого члена группы. Спло­ченность появляется тогда, тогда в группе создается комфортный микроклимат на основе доверия между участниками; они готовы к сотрудничеству, испытывают удовольствие от выполненного коллективного дела, готовы учиться друг у друга и общаться в позитивном ключе.

Динамика групповой жизни характеризуется движением разви­тия группы от стадии к стадии. Первая получила название стадий «ориентации». Она возникает в момент знакомства студентов но­вого набора между собой. Как правило, путем наблюдения и со­поставления со своим индивидуальным опытом они пытаются понять ситуацию, оценивают, что им подходит, что не подходит, собирают информацию о других, определяют, какие есть неглас­ные правила игры, которые становятся основными в данной групп как надо одеваться, говорить, реагировать на возникшую ситуа­цию. Чтобы скрыть неуверенность, студенты стараются не показывать собственных сомнений, стараются демонстрировать сво*4 достоинства, заручиться поддержкой лидера группы или педагога* а чтобы контролировать ситуацию, нередко используют тактик наступления. Вторая — это стадия «конфронтации и конфликта»- прекращается подстройка студента к другим участникам, начинается выяснение отношений по поводу того, кто, 0 как должен делать; каждый студент определяет собственные бикини в выполнении групповых задач. Третья — это стадия согласия». Принадлежность к группе начинает приносить студентам удовлетворение; они стремятся к интенсивному сотрудничеству и для этого нередко прибегают к компромиссу. Четвертая — стадия «интеграции личных потребностей и требований группы», группа начинает искать новые, более эффективные способы взаи­модействия. Так, например, для обеспечения продуктивности дея­тельности вводятся еще большие ограничения и жесткие стандартно усиливается контроль за их выполнением. Развитию группы мешает непродуктивное поведение студентов. Некоторые из них постоянно занимаются самобичеванием: «Я никогда этого не до­бьюсь; мы никогда не справимся с этим заданием...» или занима­ют стойкую позицию нигилиста, подвергая сомнению всех и все. Мешают группе и «шутники», которые любое дело сопровождают неуместными шутками, отвлекают внимание других на себя, в итоге теряется драгоценное время для выполнения групповой задачи. «Скучающий студент» — это пример неудовлетворенности и раз­дражения. Такие студенты всем своим видом показывают, что для них не имеет значения групповое взаимодействие. В студенческой аудитории подобное поведение является формой отмщения дру­гим за нанесенные обиды, причиненное неудобство и т.д. В про­тивовес скучающему студенту в группе всегда найдется «слишком активный студент», который не выносит пассивности других и затмевает их своей гиперактивностью. Выражением сопротивле­ния группе становятся пропуски и опоздания на воспитательные мероприятия и учебные занятия. Таким образом студент показы­вает, что групповая деятельность для него трудна, что его интере­сы игнорируются; к тому же он проверяет, насколько он важен Для всех остальных, замечают ли они его отсутствие. Довольно часто во время различных мероприятий студенты начинают вести Посторонние разговоры, и это не только показатель этической Культуры, но и свидетельство недоверия и раздражения в отноше­нии других студентов и педагогов.

Групповое давление определяется степенью влияния группы на Личность. Есть несколько разновидностей этого влияния.

Во-первых, фасилитация и конфронтация. На выполнение студентом, как и любым другим человеком, простых задач и неслож­ных автоматизированных действий существенное влияние оказывает присутствие других людей, выполняющих роль стимулятора.

При выполнении сложных или новых действий, наоборот, такое 1сутствие мешает выполнению работы. Объяснение здесь про-волнение, оценка со стороны, соревновательность мешают протеканию сложных умственных процессов.

Во-вторых, социальная леность. Она возникает как следствие неосознанного стремления студента скрыться за другими — вед, групповая деятельность предполагает общую оценку всех участников процесса.

В-третьих, групповая поляризация. Она проявляется в том, чт0 при групповом обсуждении проблемы мнения членов группы сближаются.

В-четвертых, оглупление мышления. Выражается это в чрез, мерном давлении групповых норм на личность, причем возника­ет оно как следствие слабости группы: прямое ее давление на не­согласных; объяснение и оправдание участниками собственных действий, а не их пересмотр; появление добровольных защитни­ков группы от неприятной информации; стереотипный взгляд на противников, создание иллюзии неуязвимости группы.

В-пятых, влияние авторитетов базируется на склонности лю­дей подчиняться властному лицу. Причем в случае группового давления следовать именно авторитету, т.е. личности, которую человек наделяет высоким уровнем компетентности, атрибутами высокого статуса и т.д.

В-шестых, проявление феномена конформизма. Мера конформ­ности — это мера подчинения в группе. Есть внешняя конформ­ность, означающая внешнее подчинение мнению большинства, и внутренняя, когда человек действительно усваивает мнение боль­шинства. Часто в учебной группе конформизм сопровождается проявлением отдельными его членами негативизма, когда студент, сопротивляясь групповому давлению, намеренно демонстрирует свою независимость. Признание студентом норм и стандартов группы выражается в его поведении. Выделяют три типа такого поведения.

1. Внутригрупповая внушаемость как бесконфликтное приня­тие студентом мнения группы. Здесь сравнить поведение челове­ка можно с поведением майского жука из сказки Г.-Х.Андерсена «Дюймовочка»: «Жук схватил ее и полетел на дерево....Покор­мил Дюймовочку сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится, хотя и совсем не похожа на майского жука. Потом к ним пришли в гости другие майские жуки. Они разгля­дывали Дюймовочку с головы до ног: «У нее только две ножки! У нее нет даже щупальцев!.. Она очень некрасивая!» — решили наконец все жуки... Тут майскому жуку, который принес Дюймовочку, тоже показалось, что она некрасивая, и он не захотел держать ее у себя...»1.

2. Конформность — осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении. Здесь может проявляться «защита», которая позволяет человеку скрыться в группе от неприятностей, настигающих его вне группы. И другой вариант поведения характеризуется тем, что человек не хочет выделяться из-за боязни нарушить единодушное мнение группы. Почти совсем как в сказке «Новое платье короля»: «...Боже, как оно красиво, это новое платье коро­ля! Как оно хорошо сидит!.. Ни один человек не хотел признать-V что ничего не видит, опасаясь, как бы не подумали, что он не справляется со своими служебными обязанностями или слишком глуп. Ни одно платье короля не имело такого успеха!»'.

_______________________________________________________________________________

Андерсен Г.-Х. Сказки / худож. С.Ковалев. — Пермь, 1983. — С. 35.

3. Коллективизм как результат солидарности личности с зада­чами коллектива, выраженной в относительном единообразии поведения. Коллективизм цементирует отношения участников группы, сплачивает их вокруг решения значимых задач, способ­ствует возникновению коллектива.

Коллективгруппа людей, взаимовлияющих друг на друга и свя­занных между собой общностью социально обусловленных целей, ин­тересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выпол­няемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

Студенческий коллективэто группа людей, объединенная со­вместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности.

Коллектив студентов можно рассматривать и как основную форму целостного учебно-воспитательного процесса, и как ядро воспитательной системы, и как мощное средство воспитания все­сторонне, развитой личности будущего профессионала.

Коллектив имеет ряд отличительных призна­ков: общественно значимые цель и деятельность; отношения от­ветственной зависимости между членами коллектива; свобода и защищенность личности; единство требований для всех; тради­ции и нормы отношений; связь с другими коллективами: студен­ческий + преподавательский; история развития конкретного кол­лектива.

Как динамическая структура коллектив, будь то школьный уче­нический, коллектив учащихся профессиональных лицеев, студентов средней и высшей профессиональной школы, имеет конкретные функции.

Первая и главная функция — введение учащихся в систему об­щественных отношений и процесс накопления ими опыта этих отношений. Вторая выражается в том, что коллектив — основная форма и важный фактор организации учебной, общественной, трудовой деятельности воспитанников. В ходе разных видов дея­тельности формируется разнообразная система отношений членов коллектива друг к другу, окружающим людям, миру вообще. Эти отношения — третья функция — составляют основу мировоззренческой позиции личности на основе принятия нравственно эстетических норм человеческой жизнедеятельности. Нетверд функция заключается в оказании коллективом определенного педагогического воздействия на становление личности каждого члена.

Как социально-психологическое образование коллектив имеет параметры, которые качественно отличают его от группы, (w \ возникают в рамках многоуровневой структуры коллектива. Многоуровневость появляется потому, что в коллективе существует различного рода межличностные отношения, образующие поверхностные и глубинные слои активности членов группы. Первые слой образует совокупность межличностных отношений непо­средственной зависимости. Здесь проявляется эмоциональная привлекательность или антипатичность индивидов; групповая совместимость и слаженность действий; затрудненность/легкость контактов; совпадение/несовпадение вкусов; большая/меньшая внушаемость. Однако если в группе в описанных отношениях не прослеживаются внутренние детерминанты, то в коллективе, на­оборот, проявляются все детерминанты групповой динамики, опо­средованные характером общественных социальных отношений. Второй слой активности членов группы образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллек­тивной деятельности и его ценностями. Здесь отношения между членами коллектива — это отношения товарищества, взаимовы­ручки, поддержки, поддержания значимости каждого члена кол­лектива. Третий слой — выражает каркас связей и отношений к предмету коллективной деятельности. Эти отношения характери­зуются мотивами и целями деятельности; отношением к объекту деятельности; принятием каждым членом коллектива социальной значимости и смысла коллективной деятельности.

Коллектив как динамическое структурное образование, подоб­но группе, в своем развитии проходит не одну стадию. Существу­ет несколько их классификаций.

Если оценивать динамику развития коллектива через эмоцио­нально-символическую аналогию, где критериями выступают це­лостные, эмоционально-условные образы-символы, отражают особенности взаимодействий между членами коллектива, реаги­рование на нормы и ценностные ориентации, то можно говорить о пяти стадиях. Первая получила образное название «Песчаная россыпь». Здесь наличествует формальное объединение студентов; пока еще отсутствуют единые цели деятельности; кажется что все вместе, но и каждый сам по себе. Такое положение членов коллектива объясняется отсутствием авторитетного центра, вокруг которого обычно происходит объединение членов коллектив-Вторая — «Мягкая глина» — стадия сплочения коллектива. Здесь заметна роль лидера; если таковой отсутствует, то возникшие на этапе приятельские группировки, мало общающиеся между новой, начинают доминировать и задают определенный тон всем сообщениям в коллективе. Третья стадия называется «Мерцаю­щий маяк». Коллектив начинает выделяться среди остальных своей непохожестью; уже сформирован актив, однако по-прежнему активная деятельность студентов носит эпизодический характер; коллектив нуждается в помощи классного руководителя. «Алый парус» — четвертая стадия. Студенческий коллектив начинает подчиняться принципу «Один за всех и все за одного». Это уже слаженный экипаж, командиры которого пользуются авторите­том среди его членов. Однако в затруднительных положениях нередки разногласия; коллектив не всегда может противостоять нега­тивным проявлениям. Пятая ступень — «Горящий факел». Отно­шения в коллективе строятся на основе делового сотрудничества, взаимопонимания, члены коллектива готовы идти на помощь дру­гим людям.

Если считать коллектив базой развития личности, то можно говорить о трех таких стадиях развития коллектива: стадия естест­венного сплочения; стадия, когда коллективу удается массовое воспитание; стадия, когда коллектив становится средством инди­видуального развития каждого его члена.

Учитывая, что формирование коллектива — это целенаправ­ленная деятельность педагога, нужно говорить о трех таких ста­диях: стадия требования, не допускающего возражений; стадия, когда требования педагога поддерживаются активом; стадия, ког­да каждый предъявляет наивысшие требования к себе (А. С. Ма­каренко). Если за основной признак становления коллектива взять способы его педагогического воздействия на личность, то на первой стадии происходит самоутверждение как отдельных его членов, так и коллектива в целом. Здесь важно отметить, что естественно воз­никающие противоречия интересов коллектива и личности при­водят к конфликту, который выводит отношения в коллективе на новый качественный уровень гармонизации и общности интере­сов. Правило безусловности нормы приобретает значение для всех членов коллектива. Вторая стадия характеризуется позитивностью педагогического воздействия, направленного на активную твор­ческую деятельность. Мы - подход объединяет всех, выдвигая на ПеРвый план важность коллективных дел, которые формируют сопричастность, гордость за свою учебную группу, образователь­ное учреждение.

Стадиям развития коллектива соответствуют Уровни, разделяющиеся по двум критериям: наличие единства помыслов, действий членов коллектива и их активность в реали-Дии коллективных целей.

____________________________________________________________________________

Андерсен Г.-Х. Сказки / худож. С.Ковалев. — Пермь, 1983. — С. 26.

Разберем характеристику каждого из уровней. На низшем лишь внешне наблюдается формальная целостность. Это происходит из-за того, что члены коллектива принимают его внешние цели, личные мотивы достижения каждого не всегда совпадают с общественной направленностью. Деятельность в основном исполнитель4 екая, а инициатива единичная. На среднем уровне значительно возрастает активность членов коллектива. Начинает складываться общественное мнение; деятельность актива и руководителя коллектива поддерживается большинством, однако еще ярко видна ее неравномерность. Высший уровень — это единство порядка сознательной дисциплины, мыслей и воли. Деятельность протекает под лозунгом «Ответственность каждого за себя и за других ответственность всех за каждого». Коллектив представляет собой саморегулирующуюся социальную организацию.

Последнее время наряду с термином «коллектив» употребляется термин «команда», в первоначальном варианте использованный как синоним эффективной рабочей группы. Различие между ними определяется типом взаимоотношений. В качестве основных па­раметров выделяются два вида внимания: к человеку и к целям деятельности. Команда предпочитает тип взаимоотношений, ос­нованный на учете интересов производства и интересов каждого члена группы. Члены команды в составе не более 5 — 7 человек готовы к сотрудничеству, совместной деятельности, взаимодопол­няют и взаимозаменяют друг друга в ходе выполнения работы. Это достигается благодаря свободе и открытости информацион­ного обмена, взаимной поддержке действий членами команды, основанной на убежденности в их оправданности, доверию и дру­желюбию в отношениях. Выделяют несколько этапов преобразо­вания группы в команду. «Рабочая группа» — результативность ее работы достигается за счет равного старания каждого участника. «Потенциальная команда» — результат ее действий обеспечивает для участников ясные цели и задачи, совместный подход к их достижению. «Реальная команда» — она строит свой стиль рабо­ты на взаимопомощи, поддержке, открытости. «Команда высшего качества» характеризуется высокой степенью влияния на окружа­ющих за счет наличия у ее членов высокого уровня командной работы и энергетики, разделения лидерства и ротаций ролей, соб­ственных правил и норм.

Превращение группы в коллектив обусловлено рядом факто­ров.

Одним из них становится педагогическое требование. Оно имеет определенную динамику своего развития. Выступающее на началь­ном этапе формирования коллектива как технологический прием воздействия педагога на воспитанников, оно постепенно перерастает в активный метод деятельности самого коллектива воспитанников, поскольку без подчинения законам совместной деятельности невозможно осуществить позитивное взаимодействие участий' ков этой деятельности на основе правила «безусловности нормы». Еще один фактор — общественное мнение. Оно способствует налаживанию эффективной практической деятельности и помощи ст удентам соотносить имеющиеся в коллективе нормы с собственной системой представлений о важности и необходимости

общественной деятельности в коллективе. Общественное мнение проявляется в работе органов студенческого самоуправления, когда каждый учащийся невольно становится на точку зрения интересов всего коллектива. Проявлением общественного мнения каждым студентом является тезис «Забота о группе — это мое дело», формирование правильного общественного мнения и самого кол­лектива — это единый процесс, совместное движение учащихся к общественно значимым доступным целям. Поэтому педагогу, ра­ботающему в этом направлении, важно следовать нескольким советам.

1. Общественное мнение является сильным инструментом воз­действия на членов коллектива тогда, когда в коллективе растет и воспитывается актив, допущенный к решению самых сложных вопросов его жизни, а педагоги и администрация колледжа счита­ются с активом и поддерживают его в самых смелых начинаниях.

2. Педагог должен позаботиться о том, чтобы студенты пони­мали общественную значимость целей. Это могут быть борьба за высокую успеваемость; строительство спортивного зала, площад­ки для проведения вечеров отдыха; подготовка к участию в экс­курсиях, туристских походах, лыжных вылазках; постановка спек­такля; помощь подшефной школе, детскому саду в оборудовании игровых площадок, ремонте мебели и т. п.

3. Реализация поставленных целей может проходить в ходе выполнения студентами постоянных и временных поручений, контролируемых общественностью. Это может быть заслушивание на общем собрании, публикации в стенной печати, выговор и т.п.

4. Чтобы общественное мнение стало значимо для каждого члена коллектива, педагогу нужно продумывать условия, при которых каждый имеет возможность реализовать в коллективе свои спо­собности через систему коллективно творческих дел.

5. Педагогу следует также обратить пристальное внимание на систему нравственных норм и правил поведения, регламентирую­щих взаимоотношения в коллективе.

6. Педагогу следует не забывать о принципе «золотой середину, поскольку недостаточно твердая или слишком жесткая позиция коллектива способна превратить общественное мнение в средство расправы над студентом.

Важный фактор — организация перспективных устремлений. Деятельности коллектива должна быть система близких, сред­ах, далеких перспектив. Близкую перспективу составляют события ближайших дней, недель, часов. Это могут быть тематические классные часы, творческие выставки студентов, экскурсии, участие студентов в проведении мастер-классов вместе с преподавать, ми-предметниками и т.д. Средняя состоит из набора значительно событий ближайшего месяца. Например, игры КВН, туристические слеты, конкурсы студенческого творчества. Далекая перспектива включает те, что ожидаются в течение длительного Для студентов профессиональной школы это может быть щ дипломов, выпускной бал, посадка деревьев в будущей аллее выпускников, это определение новых традиций, которые будут выполнять и все последующие поколения студентов образовательного учреждения. Чтобы любая из перспектив была действенной важен алгоритм воспитательных воздействий педагога. К ним отно­сятся выдвижение идей и привлечение внимания к их осуществ­лению, общая совместная разработка и план подготовки меро­приятия, выделение отвечающих за разные направления подго­товки мероприятия в виде ответственных или комиссий. Это и создание условий для продвижения перспективы, напоминания совместные переживания, выполнение общественного дела.

Еще одним фактором становятся традиции. Они способствуют налаживанию коллективистских мнений, делают жизнь коллек­тива более стабильной, формируют у членов коллектива умение подчиняться общественному мнению и выполнять общественно значимую цель.

Как фактор развития коллектива можно рассматривать его эмоциональный потенциал, который представляет собой заложен­ные в эмоциональных состояниях людей возможности к возбуж­дению и воспроизводству жизненной энергии, в определенных условиях способных значительно повышать активность личности и всего коллектива1. Феноменами эмоциональных потенциалов коллектива являются ситуативные эмоциональные состояния и психологический климат коллектива. Дадим им краткую характе­ристику.

Эмоциональные состояния выполняют несколько функций: спло­чения, оказания психологического давления на личность. Здесь же и социально-ориентировочная функция, стилеобразующая, потенциалообразующая. В коллективе каждый его член участвует в совместной деятельности, вместе со всеми переживая радость победы. Однако нередко человеку приходится подчинять свой переживания мнению большинства, так как расхождения во взгля­дах могут сказаться на его эмоциональном благополучии в кол­лективе. Но жить в коллективе и быть свободным от коллектива нельзя, поэтому каждый из нас бессознательно сверяет свои по­требности, интересы с оценками других и соответствующими общественными нравственными ценностями. Эмоциональная жизнь коллектива выражается в стиле поведения его членов.

________________________________________________________________________________

1 См.: Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива — М 1988. С. 47.

Есть коллективы, которые сразу активно берутся за выполнение поручений задачи, а есть такие, которые долго примеряются. Каждый коллектив обладает определенным потенциалом эмоций, накопление которых можно рассматривать как некий запас энергии на

предстоящую деятельность. Эмоциональные состояния реализуют­ся в разнообразных ситуациях коллективно творческой деятельности - эти ситуации заставляют человека с различной силой актуализировать собственные эмоциональные состояния. Они получили название эмоциогенных ситуаций. Эти ситуации выступают как кратковременные явления, определяемые совокупностью условий, которые актуализируют эмоциональные состояния членов коллектива в соответствии с потребностями данного момента. Они могут существовать от нескольких минут до нескольких часов, быть как сугубо индивидуальными, так и общими для всех членов коллектива. Кратко выделим их суть.

Для коллектива важна ситуация совместных переживаний, по­скольку именно совместные действия способствуют реализации потребности человека в эмоциональных связях с другими людьми и обретению чувства «Мы» по принципу «Я, ТЫ, ОН, ОНА — вместе целая страна...». Совместные переживания увеличивают общее эмоциональное возбуждение при достижении поставлен­ной цели. Интеграции членов коллектива в подобных ситуациях способствуют коллективные «огоньки», «вечера», «походы», «со­ревнования» и т.д.

Достижения коллектива имеют общественную значимость, если они появились как следствие успеха всех, но не благодаря неуспе­ху отдельных его членов. Поэтому ситуация успеха/неуспеха име­ет важное значение. Достигнутый успех или возникшая неудача создают запас активности для последующей деятельности, явля­ются показателем уровня развития эмоционального единства кол­лектива. В ситуации успеха у членов коллектива резко возрастает количество новаторских идей, направленных на достижение кол­лективной цели. Неуспех, неудача дают повод для взаимных об­винений, обид, ссор; нередко они вызывают и полное безразли­чие к совместной работе.

Результативность деятельности коллектива во многом зависит от эмоциональной привлекательности ее целей. Выделяют несколь­ко типов эмоциогенных ситуаций, связанных с эмоциональной Привлекательностью. Психоролевые ситуации, связанные с символикой, проявляются в ритуальных формах деятельности и тем Самым создают условия для самовыражения личности, которые нередко отсутствуют в официальной деятельности коллектива. Поэтому так часто в ученических и студенческих коллективах пе­дагоги используют игровое моделирование, тренинги, облекая их в Форму «операций», «десантов», «маршей». Объединению членов коллектива, созданию определенного настроя на предстоящую деятельность способствуют музыкально-психологические ситуаций. Примером воздействия музыки на проявление коллективных чувств являются исполнение Государственного гимна страны на соревнования, строевая песня военнослужащих, песни у костра современных пионеров и т.д.

При организации различных форм коллективной деятельности важна роль и цветопсихологических ситуаций.

Так, на диспутах ситуацию доверительности создают желтый оранжевый, светло-коричневый, зеленый. На тематических вече­рах состояние праздничности создают сочетание цветов ярких тонов верхней и средней частей спектра. На праздничных концертах митингах, вахтах памяти серьезность мероприятия подчеркивают сочетания желтого, синего, оранжево-зеленого — синего.

В коллективном деле нельзя обойтись без ситуации-развлече­ния, которая реализует потребность личности в новых впечатле­ниях, способствует ее эмоциональному развитию. Есть мудрая пословица «Делу время — потехе час». В ней заложен определен­ный смысл. Человек не может все время жить с ощущением дол­женствования; ему нужна определенная подпитка, роль которой и выполняет элемент развлекательности. В деятельности важен эффект нового, который стимулирует активную работу психиче­ского аппарата личности по переработке новой информации, нуж­ной для выполнения коллективного действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.