Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По воспитательной работе 1 страница




Деятельность заместителя директора

ОРГАНИЗАТОРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 0 СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Функционально педагогическое руководство воспитательным процессом в среднем специальном учебном заведении осуществ­ляется следующими должностными лицами: заместителем дирек­тора колледжа по воспитательной работе, классным руководителем.

На заместителе директора как представителе администрации кол­леджа лежит общее руководство процессом воспитания студентов. Основная цель его работы — создание целостной системы воспита­тельной работы в колледже, исходя из требований современного общества, традиций образовательного учреждения, с учетом лич­ностных и общественных потребностей как студентов, так и педаго­гического коллектива колледжа. Конкретизируется поставленная цель в следующих направлениях работы заместителя директора:

— проектирование и внедрение в практику воспитательной системы колледжа на основе современных теоретических подхо­дов и концепций воспитания;

— разработка содержания воспитательной работы со студента­ми колледжа, их родителями, представителями общественности;

— определение наиболее эффективных методов, средств, форм воспитания, выстраивание технологии воспитания данного кол­леджа в соответствии с его традициями, задачами, с учетом буду­щей профессии студентов;

— создание программы воспитания студентов колледжа;

— координация воспитательной работы кураторов учебных групп и преподавателей, работающих в этой группе;

— осуществление тесного контакта с представителями общест­венных организаций по вопросам воспитания.

Заместитель директора по воспитательной работе как долж­ностное лицо, наделенное полномочиями управления воспита­тельной системой колледжа, выполняет ряд функций, имеет свои Должностные обязанности и квалификационную характеристику. Выделим их.

Главными функциями заместителя директора по воспитатель­ной работе являются административная, организаторская, мето­дическая.

Административная позволяет направлять процесс развития Личности будущих профессионалов, создавать условия для формирования их ценностных ориентиров и отношений, профессией эмоционального интереса к избранной профессии, разрабатывать содержание воспитательной работы в колледже по разным направления. Организаторская функция направлена:

— на создание условий воспитания в процессе обучения, морально-психологического климата в педагогическом коллективе колледжа;

— на стимулирование и коррекцию позитивных отношений между членами коллектива;

— на вовлечение студентов в разные виды внеучебной деятель­ности, организацию внеклассных общеколледжных мероприятий, «внешкольной воспитательной работы» со студентами через учас­тие последних в разнообразных общественных акциях, всероссий­ских, городских конкурсах, олимпиадах, фестивалях, молодежных организациях и движениях;

— на осуществление взаимодействия с родителями студентов, установление контактов с общественными организациями;

— на стимулирование у студентов художественно-творческих и интеллектуальных способностей;

— на рефлексию всеми участниками воспитательной системы колледжа разнообразных мер воспитательных воздействий;

— на оценивание результативности проведенных внеклассных мероприятий и эффективности использованных методов, средств и форм в работающей воспитательной системе колледжа;

— на создание творческих организаций и объединений препо­давателей и студентов;

— на диагностирование, анализ и составление прогноза прове­денной воспитательной работы.

Методическая функция предполагает:

— осуществление разнообразной методической помощи по во­просам воспитания как самим студентам, так и их родителям, а также преподавателям, непосредственно участвующим в воспита­тельном процессе колледжа;

— руководство со стороны заместителя директора исследова­тельской деятельностью кураторов, руководителей творческих коллективов, кружков, факультативов по проблемам воспитания, а также опытно-экспериментальной деятельностью студентов с детьми;

— конструирование модели воспитательной системы конкрет­ного колледжа;

— использование разнообразных педагогических мер для сти­мулирования контактов между членами коллектива на основе «без­условно позитивного отношения к другим людям»;

— определение воспитательных условий, созданных в колледже;

— проведение диагностических мероприятий по выявлений уровня воспитанности и развития личности студентов колледжа-

Должностные обязанности вытекают из задач и функций заме­нителя директора по воспитательной работе. Они могут быть формулированы следующим образом:

1) охрана жизни и здоровья студентов, социально-правовая за­щита их интересов и прав;

2) осуществление контроля за техникой безопасности при орга­низации со студентами колледжа разных видов учебно-производ­ственного труда;

3) подбор, а затем и организация диагностических процедур по выявлению уровня воспитанности студентов;

4) организация, регулирование и координация деятельности студенческих учебных и общественных объединений;

5) забота о создании в колледже благоприятных условий для профессиональной воспитательной деятельности преподавателей, участие в аттестации педагогов;

6) вовлечение родителей и представителей общественности в проведение воспитательной работы со студентами колледжа;

7) налаживание связей с «внешкольными» учреждениями, пред­приятиями, организациями, творческими коллективами для учас­тия последних в совместной воспитательной деятельности;

8) создание комплекса материалов по организации воспита­тельной системы среднего профессионального учебного заведе­ния и осуществлению воспитательной деятельности, воспитатель­ной работы, воспитательных мероприятий в колледже;

9) посещение совещаний директора колледжа и выступление на них с освещением проблем воспитания студентов колледжа;

10) участие в методических объединениях заместителей дирек­торов по воспитательной работе колледжей города, района, от­дельного региона;

11) присутствие на семинарах-практикумах, научно-практиче­ских конференциях по вопросам воспитания, проводимых Мини­стерством образования, региональными, городскими департамен­тами образования, институтами повышения квалификации, ака­демическими вузами;

12) подготовка педагогических советов колледжа по пробле­мам воспитания;

13) формулировка приказов и распоряжений по колледжу, ка­сающихся вопросов воспитания студентов;

14) выступление на предметно-цикловых комиссиях с освеще­нием проблем воспитания студентов в учебной, во внеучебной, внеклассной работе преподавательского состава колледжа;

15) обсуждение насущных проблем воспитания на заседаниях студенческих советов по самоуправлению, стипендиальных комис­сиях, фонда социальной защиты студентов, профсоюзного коми­тета студентов и преподавателей колледжа;

16) создание модели воспитывающей сферы;

17) выступление на классных часах в студенческих учебных группах;

18) создание нормативной базы для организации воспитатель­ной работы в колледже: различных «Положений», «Кодексов» «Программ», «Концепций воспитания» (например: «Положение о студенческом педагогическом отряде»; «Положение о попечитель­ском совете колледжа»; «Кодекс поведения студентов»; Програм­ма проведения социально-педагогических акций — День матери Помощь ветеранам ВОВ, День защиты детей, День пожилого че­ловека; «Концепции воспитательной работы в колледже на пери­од с... по...) и т.д.;

19) организация наглядной пропаганды коллективно-творческих дел студентов: курирование деятельности редколлегии стенной печати; подготовка плакатов-афиш для проведения общеколледжных культурно-массовых мероприятий; организация выставок твор­ческих работ студентов; выпуск студенческих газет, альманахов, журналов, теле и/или радиостудий, освещающих студенческую жизнь в колледже; создание видеофильмов, фотовыставок, фото­альбомов; создание летописи студенческой жизни колледжа;

20) подготовка курсовых и дипломных работ студентов по про­блемам воспитания детей дошкольного возраста;

21) распространение опыта деятельности конкретного коллед­жа по воспитанию студентов, передового опыта работы кураторов учебных групп, а также лучшего опыта работы студентов коллед­жа по воспитанию детей;

22) ведение документации: наличие плана воспитательной ра­боты на учебный год, который является составной частью годово­го плана работы колледжа; наличие нормативных документов Министерства образования РФ, регламентирующих воспитатель­ную работу; наличие образцов документации кураторов учебных групп; подборка сценариев общеколледжных воспитательных культурно-массовых мероприятий, библиографический указатель научно-методической литературы по проблемам воспитания, филь­мотека и видеотека для проведения воспитательных мероприя­тий; банк диагностических методик, а также идей, подходов, тех­нологий воспитания.

В квалификационной характеристике акцент делается на вы­делении требований к личностно-профессиональным качествам заместителя директора по воспитательной работе. Управляя про­цессом воспитания будущих педагогов, руководитель воспитатель­ной работой должен сам обладать:

— гражданской ответственностью и социальной активностью;

— высоким уровнем педагогической культуры;

— способностью к творчеству, готовностью к разнообразной инновационной деятельности;

— физическим и психическим здоровьем.

Еше он должен иметь ярко выраженную потребность:

— в саморазвитии и самореализации;

— расширении собственного научного и художественного кру­гозора;

— сотрудничестве и сотворчестве с коллегами и студентами. Заместитель директора по воспитательной работе — это гуманитарный педагог, способный любить своих подопечных, имеющий и отстаивающий свою педагогическую позицию, интеллигентный, воспитанный человек.

Как организатору заместителю директора по воспитательной работе положено знать:

— основные нормативно-правовые документы: Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», решения Правительства РФ по вопросам воспитания молодежи; тарифно-квалификационные ха­рактеристики (требования) по должностям работников учрежде­ний образования РФ; Конвенцию о правах ребенка;

— психологию юношеского возраста;

— современную научно-методическую литературу по пробле­мам воспитания;

— современные исследования в области воспитания детей до­школьного возраста и студентов профессиональной школы.

Он должен уметь:

— формулировать цели и задачи воспитания;

— разрабатывать программы, концепции, модели воспитания с учетом условий конкретного колледжа;

— направлять интеллектуально-познавательную, художественно-творческую, культурно-массовую, трудовую, общественную, спортив­но-оздоровительную воспитывающую деятельность, содействовать свободному общению членов педагогического коллектива колледжа;

— анализировать состояние воспитательной практики колледжа;

— интерпретировать передовой опыт воспитательной работы применительно к условиям своего среднего специального учебно­го заведения.

Он должен владеть:

— понятиями «воспитание», «воспитательная система», «вос­питательная деятельность», «воспитательная работа», «воспитательное мероприятие», «воспитательный процесс»;

— разнообразными способами разработки содержания воспи­тывающей деятельности в колледже;

— современными методами, средствами, формами воспитания, Перевоспитания, устранения сопротивления со стороны студен­ев, оказания им индивидуально-психологической поддержки;

— способами организации инновационной воспитывающей деятельности.

Содержание диагностической, проектировочной, конструктивной, коммуникативной, организаторской деятельности заместителя директора по воспитательной работе составляют четыре основных направления. Он организует работу классных руководи теле (кураторов) учебных групп; взаимодействует со студентами и их родителями; оказывает организационно-методическую по­мощь по вопросам воспитания преподавателям колледжа и представителям общественности. Так, работа с кураторами учебных групп осуществляется на методических совещаниях. Тематика со­вещаний отражает насущные проблемы воспитания (например-«Обсуждение психолого-педагогической характеристики студен­та»; «Анализ работы кураторов отделения»; «Состояние самопод­готовки студентов в общежитии»; «Анализ эффективности работы педагогического консилиума»; «О работе студенческого совета по самоуправлению»; «Обсуждение Кодекса поведения студентов»; «О социальной поддержке малоимущих студентов» и т.д.).

С целью повышения научно-методической компетентности педагогов заместитель директора организует семинары, семина­ры-практикумы.

Приведем пример организации семинара-практикума по теме «Про­блемы формирования личности студента в современных условиях: фило­софский, педагогический, психологический аспекты».

Первая часть. 1. Лекция по теме семинара (проводит или сам за­меститель директора, или приглашенный преподаватель вуза, занимаю­щийся вопросами воспитания студенчества). 2. Содоклады кураторов учеб­ных групп и председателей предметно-цикловых комиссий по темам: «Роль предметно-цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин в развитии личности студента», «Самоанализ как средство совершенствова­ния личности и профессиональных качеств педагога» и т.д.

Вторая часть. Практикум: 1. Знакомство кураторов с диагности­ческими методиками по выявлению уровня сформированности личности студента — будущего профессионала. 2. Итоги обследования психолога колледжа и рекомендации по изучению личности студента.

Третья часть. Круглый стол с участием работников военкомата, врачей, сотрудников по делам молодежи.

Работа со студентами и их родителями вытекает из функциональных обязанностей заместителя директора. работа с преподавателями колледжа осуществляется в виде индивидуальных консультаций, посещения учебных занятий преподавателей и т.д.

Тематика консультаций такая: «Особенности педагогического «взаимодействия со студентами "группы риска"», «Личностные про­блемы, конфликты и стрессы студентов» и т.д. Посещение учебных занятий организуется с целью изучения реальных взаимоотно­шений в учебных группах, выявления уровня коммуникативной компетентности преподавателей и студентов.

Особое внимание заместитель директора уделяет работе с пси­хологом по направлениям:

1) диагностика развитости личности и сформированности уме­ний и навыков;

2) профилактика и психокоррекция личности студента, его поведения, выполнения норм и правил взаимодействия, условий для общения;

3) психологическое консультирование студентов из неблагопо­лучных семей, изучение ценностных ориентации, обучение обще­нию. Тематика консультаций затрагивает такие темы, как проблемы конфликтов с родителями, педагогами, сверстниками; отношение между полами; причины неуспеваемости; личностный дискомфорт студента.

Заместитель директора по воспитательной работе непосред­ственно участвует в работе предметно-цикловых комиссий по про­ведению предметных олимпиад, презентаций, конкурсов, дело­вых игр, намечает, контролирует их.

Заместитель директора по воспитательной работе взаимодей­ствует с работниками библиотеки. Совместными усилиями они организуют разнообразные выставки, презентации новинок науч­но-методической литературы по вопросам воспитания и перио­дических изданий профессиональной направленности, проводят «круглые столы», «ярмарки», конкурсы-викторины.

Таким образом, деятельность заместителя директора по воспи­тательной работе включает в себя широкий спектр вопросов, на­правленных на создание условий для творческой самореализации личности всех членов педагогического коллектива колледжа на основе позитивизма отношений между ними.

16.2. Классный руководитель в среднем профессиональном учебном заведении

Классный руководитель как педагог, занимающейся организацией, ко ординацией и проведением внеаудиторной {внеурочной) воспитательной работы, осуществляет воспитательный процесс в первичном учебном коллективе.

На учебных занятиях процессом воспитания занимается преподаватель-предметник, а на факультативных занятиях, в разно» образных кружках, объединениях, творческих коллективах воспитывающую функцию выполняет руководитель данного объедине­ния. Воспитательная функция педагога выражается в том, что в ходе учебного занятия (факультативного занятия и т.д.) преподаватель обеспечивает переход знаний в убеждения, поскольку на­учное знание рассматривается в духовно-ценностном и миро­воззренческом контексте. Процесс усвоения знаний становится воспитательно-эффективным, если педагог связывает их с буду, щей профессией студента и использует для этого весь имеющий­ся у него арсенал дидактических средств, методов и форм, отби­рает содержание на основе достоверных фактов, разбирает это содержание путем диалогового взаимодействия преподавателя и студентов. Кроме этого педагог не может не использовать в ходе общения со студентами на занятии разнообразные методы воспи­тания, которые позволяют ему налаживать дисциплину, стимули­руют проявление студентами целеустремленности в приобрете­нии знаний, создают предпосылки для проживания студентами ситуации успеха в ходе учебно-познавательной деятельности.

Применительно к условиям профессиональной школы функ­ции классного руководителя выполняет «куратор», или «тьютор».

Тьютор (от англ. tutor — репетитор, куратор, воспитатель в об­разовательном учреждении) — педагог, осуществляющий общее ру­ководство самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых.

Для удобства употребления по ходу изложения материала дан­ной главы мы будем пользоваться термином «куратор».

Куратор (от лат. curator — попечитель, опекун) — лицо, которому поручено наблюдение за ходом определенной работы или цикла работ.

Приведем пример истории становления института классного руковод­ства в России.

Этапы становления института классного руководителя разделяются на досоветский, советский и постсоветский. На первоначальном этапе раз­вития этот вид деятельности педагога рассматривается как «наставниче­ство». Официально институт классных наставников был утвержден уста­вом 1871 г. Практически до 1917 г. классные наставники и классные дамы выполняли обязанности, аналогичные обязанностям современного класс­ного руководителя.

Во времена Единой Трудовой Школы в начале 20-х годов XX столетия были попытки отказаться от этой должности, но опыт советских школ убеждал в том, что воспитательная работа лучше выполняется тогда, когда есть персональная ответственность. Начиная с 1923 г. классное наставничество было ликвидировано и была сделана ставка на ученическое самоуправление, но желаемые результаты не были достигнуты. С 1927 г. ответственность за состояние учебно-воспитательной работы в группе возлагалась на групповода. Он выполнял определенные организаторские.

Руцкими, основной была поддержка ученического самоуправления. Позд­нее ~~ пионерской и комсомольской организаций.

Официальное признание института групповодов (классных руководи­телей) состоялось 3 ноября 1931 г., когда Наркомпрос РСФСР утвердил «инструкцию групповоду ФЗШ и КШМ». В 1934 г. после переименова­ния «групп» в «классы» групповоды стали называться классными руково­дителями. Первое положение о классном руководителе было утверждено |-наркомпросом РСФСР 28 июня 1931 г.

Ведущими векторами развития института классного руководителя в постсоветский период (с начала 90-х гг. XX в. по наши дни) стали гума­низация содержания и форм работы, а также вариативность организаци­онного оформления деятельности педагога-воспитателя.

Среди новых моделей классного руководства наиболее популярной является классный воспитатель (освобожденный классный руководитель). Менее распространенными в отечественном образовании постсоветского образца стали руководитель разновозрастного детского объединения, ку­ратор старших классов, организатор параллели классов и др.

Классный воспитатель (освобожденный классный руководитель) — новая педагогическая профессия, которая стала появляться в школах в конце 80-х гг. XX в. Первоначально эти специалисты назывались по-раз­ному: освобожденный классный руководитель, освобожденный классный воспитатель, классный наставник, даже тьютор.

А теперь приведем пример истории становления института куратор­ства в профессиональной школе России.

Одним из первых документов российской высшей школы, освещавшим деятельность куратора, стала Инструкция для кураторов Томского техно­логического института (1903 г.), которую утвердил Николай II. В ней запи­сана основная функция куратора: он должен был ходатайствовать перед администрацией об удовлетворении заявленных нужд студентов, заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов (например, в устройстве научных и литературных кружков, кружков для занятий физическими упражнениями, организации студенческих библио­тек), помогать в поиске дешевых и здоровых квартир для студентов. Од­нако есть сведения, что еще в 1755 г. в Московском университете была Установлена должность куратора. А первым куратором Московского уни­верситета стал Иван Иванович Шувалов.

Функции куратора вытекают из особенностей работы об­разовательного учреждения и его воспитательной системы; обус­ловлены возрастными особенностями студентов, уровнем их вос­питанности, организованности, обученное™, состояния здоровья и физического развития; следуют из подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Функции куратора отражают все виды его профессионально Педагогической деятельности, но центральными среди них стано­вятся развивающая, организаторская и воспитывающая функция и, развивающая функция требует от куратора создания условий развития познавательных интересов и способностей студентов, их профессиональной ориентации, для формирования иных планов с учетом индивидуально-психологических особенностей личности студента. Организаторская функция предполагает что куратор будет проявлять заботу об охране здоровья учащихся-организовывать разнообразные виды помощи студентам; направлять работу студенческого самоуправления; организовывать учас­тие коллектива академической группы в общественно полезных ц общественно-культурных мероприятиях колледжа, города, района поддерживать постоянную связь с родителями студентов; доби­ваться единства требований со стороны всех преподавателей, ра­ботающих в его учебной группе; предоставлять руководству кол­леджа документацию, отражающую сведения об успеваемости посещаемости студентами учебных занятий, а также позволяю­щую проследить системность и планомерность воспитательной деятельности куратора со студентами учебной группы. Воспиты­вающая функция заставляет куратора строить воспитательный процесс в учебной группе с учетом современной социокультур­ной ситуации; через систему воспитательных средств способство­вать формированию у студентов ценностных ориентиров; содей­ствовать гражданскому, патриотическому, эстетическому станов­лению личности студента.

Для современного куратора особую значимость приобретают такие функции, как социальная и культурологическая, благодаря которым происходит введение студента в контекст современной культуры, поднятие значимости каждой отдельной личности, фор­мируется индивидуальность воспитанника под влиянием обще-колледжной воспитательной системы. Кроме названных функций деятельность куратора сопровождают и такие функции, как ана-литико-обобщающая, стимулирующе-тормозящая, импровизаци­онно-творческая.

Должностные обязанности куратора учебной группы определены в тарифно-квалификационных характеристиках (тре­бованиях) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, а также отражены в Уставе и/или Про­грамме развития образовательного учреждения, реализуя перечис­ленные выше функции куратора.

Так, в его должностные обязанности входит:

— создание условий для социально-психологической реабили­тации, социальной и трудовой адаптации студентов;

— охрана жизни и здоровья студентов;

— проведение работы по профилактике отклонений в поведе­нии и вредных привычек студентов;

— проведение культурно-массовых воспитательных мероприятий;

— вовлечение студентов в художественное, научное творчество; секции, кружки по интересам с учетом потребностей студентов) их возрастных особенностей;

— оказание помощи в организации студентами самоуправленческих начал в деятельности коллектива студенческой группы;

— организация работы актива студенческой группы;

— изучение индивидуальных способностей, интересов, склон­ностей студентов, их семейных и жилищно-бытовых условий;

— планирование, обеспечение внеклассной и внешкольной воспитательной работы;

— использование возможностей микрорайона, города, обще­ственных организаций для развития разносторонней обществен­но полезной деятельности воспитанников;

— взаимодействие с родителями студентов и лицами, их заме­няющими;

— участие в распространении передового педагогического опыта колледжа по воспитанию студентов, представление собственного опыта воспитательной работы.

Перечисленные должностные обязанности кураторов учебных групп могут быть конкретизированы и записаны. Куратор:

— ведет журнал учебной группы;

— ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием;

— организует коллектив студенческой группы: распределяет поручения, работает с активом, ведет индивидуальную работу со студентами;

— организует дежурство своей учебной группы по колледжу; совместно со студентами следит за соблюдением санитарного со­стояния прикрепленного кабинета;

— заботится о внешнем виде воспитанников;

— организует питание студентов своей учебной группы;

— осуществляет строгий контроль за посещаемостью студента­ми учебных занятий;

— координирует деятельность преподавателей, работающих в данной учебной группе;

— создает условия для развития творческих способностей сту­дентов, расширения их кругозора;

— использует в своей работе разнообразные формы воспита­тельных мероприятий: конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, кружки, факультативы, экскурсии, посещение театров, вы­ставок, поездки и т.д.;

— проводит мероприятия по знакомству студентов с техникой Умственного труда педагога;

— формирует, регулирует, корректирует межличностные отно­шения в учебной группе;

— организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм 3Доровья каждого студента, вовлекая их в спортивную работу;

— помогает деятельности различных студенческих обществен­ных организаций колледжа;

— осуществляет индивидуальную поддержку студентов;

— изучает личность студента в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения преподавателей, работающих в учеб. ной группе, и родителей студентов;

— работает с характеристиками учащихся;

— обеспечивает защиту конституционных прав студентов;

— оказывает разнообразную помощь студентам из семей социально незащищенных категорий, выявляя и ведя их учет;

— изучает условия воспитания в семье;

— работает с родителями индивидуально.

Так же, как и у заместителя директора колледжа по воспита­тельной работе, в профессиограмме куратора выделяется блок личностно-профессиональных качеств, позволяющих ему быть для студентов «другом», «наставником», «сотоварищем» в совместных делах. Так, куратор должен быть отзывчивым, любить и уважать своих воспитанников, обладать высоким уровнем культуры и ши­роким кругозором, быть уверенным в себе, обладать развитым во­ображением и памятью, проявлять искренность в отношениях с другими людьми. Личность куратора должна отличаться всесторон­ностью, гармоничностью, целостностью своего развития, поэтому куратор — это педагог с позитивной «Я-концепцией», с твердой уверенностью в импонировании другим людям, способный к раз­личным видам деятельности, с чувством собственной значимости.

Для осуществления процесса воспитания студентов куратор должен знать:

а) Конституцию РФ, Закон РФ «Об образовании», решения Правительства РФ по вопросам воспитания молодежи, Конвен­цию о правах ребенка;

б) современные подходы и технологии воспитания;

в) возрастные особенности своих воспитанников, особенности развития личности и студенческого коллектива;

г) современную научно-методическую литературу по пробле­мам воспитания;

д) современные исследования в области воспитания детей до­школьного возраста и студентов профессиональной школы.

Он должен уметь:

а) формулировать цели и задачи воспитания;

б) разрабатывать планы воспитательной работы, сценарии вос­питательных мероприятий;

в) быть наблюдателем;

г) осуществлять разнообразные виды воспитательной деятель­ности;

д) анализировать состояние воспитательной практики приме­нительно к конкретной студенческой группе;

е) использовать в своей работе передовой опыт в области воспитания, обобщать, систематизировать и распространять свой собственный.

Куратор должен владеть:

а) основными психолого-педагогическими понятиями, с помощью которых осуществляется процесс воспитания;

б) разнообразными методами, средствами, формами организа­ции процесса воспитания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.