Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как социального образования 3 страница




6. При определении системы поручений как в Совете, так и 6 студенческом коллективе используется метод «цепочки»: от простого к сложному, от желаемого к обязательному, от исполни­тельской функции к руководящей;

а) при организации коллективных студенческих дел применя­ется закон «Трех "сами"»: "сами ищем дело", "сами планируем, осуществляем его", "сами подводим итоги" на основе коллектив­ного анализа. А также выделяется при этом несколько последова­тельных шагов. Первый шаг — выделение в конкретном деле от­носительно самостоятельных частей. Второй — формирование микрогрупп студентов соответственно этим частям для определе­ния содержания работы и последовательности ее выполнения. Третий — выбор ответственных за каждый участок деятельности. Четвертый — объединение ответственных в единый орган само­управления для последующей корректировки совместных усилий по подготовке общественного дела. Пятый шаг — выбор главного ответственного лица, которое отвечает за весь ход подготовки и проведения мероприятия.

Таким образом, студенческое самоуправление — это активная форма развития инициативности, самостоятельности студентов, позволяющая им решать важные вопросы жизнедеятельности в учебе, быту, досуге.

Вопросы и задания для самоконтроля *

1. Перечислите параметры, характеризующие учебную студенческую группу как социально-психологическое образование. Какой из них вы считаете наиболее значимым? Приведите примеры из практики.

2. Изобразите графически взаимосвязь всех стадий развития группы.

3. Как вы считаете, проявление конформизма — это хорошо или плохо для учебной группы? Проиллюстрируйте свои соображения примерами из практики.

4. Чем характеризуется каждый из слоев отношений между членами коллектива в его многоуровневой структуре?

5. Вспомните, какие песни использовали ваши педагоги в школе или колледже с целью создания эмоциональной привлекательности предстоя­щего общественного дела. Опишите свою реакцию. Форму описания вы­берите произвольно.

6. Продумайте, какое коллективное творческое дело вам бы хотелось организовать и какое цветомузыкальное оформление вы сможете приме­нять при его проведении. Составьте план.

7. Выделите общее в разных исторических типах «ученического само­управления».

Решите тестовые задания

1. На какой из стадий развития коллектив начинает подчинять сво# жизнедеятельность принципу «Один за всех, все за одного»?

а) «Песчаная россыпь»;

б) «Мягкая глина»;

в) «Мерцающий маяк»;

г) «Алый парус»;

д) «Горящий факел».

2. Какой из факторов характеризуется тем, что на начальном этапе формирования коллектива он выступает как прием воздействия, а затем превращается в активный метод деятельности самого коллектива?

а) педагогическое требование;

б) общественное мнение;

в) традиции;

г) эмоциональный потенциал коллектива;

е) студенческое самоуправление.

3. В перечисленных видах эмоциогенных ситуациях допишите недо­стающую:

а) ситуация совместных переживаний;

б) ситуация успеха/неуспеха;

в) ______________.

4. Какой из типов ситуаций эмоциональной привлекательности свя­зан с использованием символики, а проявляется в ритуальных формах деятельности?

а) психоролевые;

б) музыкально-психологические;

в) цветопсихологические;

г) ситуации-развлечения;

д) ситуации новизны.

5. Назовите феномен эмоционального потенциала коллектива, вписав недостающее в его определении.

«Это массовидное явление как состояние_____________, проявляю­щегося в групповых настроениях, мнениях, суждениях, получило назва­ние ________________».

6. Продолжите перечисление функций студенческого самоуправления, вписав недостающие:

а) интегративная;

б)_______________;

в) рефлексивная; г)_______________;

д) функция власти.

7. Какой из структурных блоков в системе самоуправления характери­зуется выделением уровней самоуправления от первичного коллектива до Коллектива образовательного учреждения и определением возможного Участия студентов в каждом из них?

а) позиционный;

б) организационный;

в) нормативно-правовой;

г) содержательный;

д) технологический;

е) управленческий.

8. Существуют три вида самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива. Установите соответствие между конкретных видом и его характеристикой

видом и его характеристикой.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2001.

Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М., 2001.

Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. — М., 1995.

Капичникова О. Б. Профессиональная деятельность учителя. — Сара­тов, 1994.

Классному руководителю о самоуправлении в классе / авторы-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова, Е.В.Володина, Е.Н.Степанов. — М., 2005.

Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы ру­ководства. — М., 1978.

Коротов В.М. Самоуправление школьников. — М., 1976.

Лизинский В. М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуп­равление. — М., 2005.

Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. — М., 1993.

Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988.

Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / сост. и авт. всту­пит, статьи В. В. Кумарин. — М., 1972.

Матюшкина М.Д. Социально-психологический климат в школе. Фор­мирование команд как один из методов организационного развития. — СПб., 2003.

Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллекти­ва. - М., 1978.

Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образо­вательных учреждениях высшего и среднего профессионального образова­ния Российской Федерации // Официальные документы в образовании. —' 2002. - № 30, октябрь.

Самоуправление в школе / сост. В. В. Вавуло, О. В. Крючкова, О. А. ХаТ-кевич. — Минск, 2002.

Студенческое самоуправление: межвузовский сборник научных трУ' дов. - М., 1989.

 

 

Глава 16




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.