Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По воспитательной работе 4 страница




План отражает соотношение общеколледжных и групповых мероприятий, отражает специфические особенности колледжа, региона, города.

План должен быть конкретен, четко отражать все звенья под­готовки конкретного воспитательного мероприятия, подводить его итоги и давать оценку результатов.

План составляется на месяц, семестр, год. Календарный (тема­тический план) — это рабочий план куратора. Он краток, содер­жит информацию о тематике планируемых дел, дату и время их проведения. Чаще всего такой план разрабатывается как план-сетка.

Приведем примеры вариантов оформления такого плана.

1-й вариант

План воспитательной работы с группой на____(месяц) 2... года

 

Планирование перспективного плана более сложное. Предва­рительно куратору надо осуществить анализ состояния и резуль­татов воспитательного процесса в группе в целом, смоделировать образ студенческой группы, конкретизировать педагогический замысел воспитательных мероприятий и выделить сроки их про­ведения.

Так, при анализе воспитательной работы педагог может ис­пользовать несколько подходов. При описательном анализируют­ся события в студенческой группе, которые непосредственно на­блюдает куратор. При полярно-оценочном подходе выделяются две противоположности: положительные и отрицательные моменты воспитательной работы в группе. При системном подходе дается целостный анализ в единстве и взаимосвязи всех компонентов: субъектов, целей, средств, методов, форм, результатов воспита­тельной деятельности. При проблемном внимание акцентируется на выделении проблем, возникших по ходу проведения мероприя­тия или воспитательной работы с группой. При личностно ориен­тированном подходе опора идет на выделение таких аспектов, как развитие личности студента; его достижения; становление инди­видуальных особенностей; наличие психологического комфорта в студенческом коллективе; функционирование психолого-педаго­гической поддержки студентов со стороны куратора и преподава­телей.

Образ студенческой группы — это те представления о ней, ко­торые складываются у куратора о студенческом сообществе.

Такие представления имеют три составляющие:

— образ студента, т. е. представления о тех качествах, которы­ми он должен обладать, чтобы справляться с возложенными со­циальными функциями;

— образ жизнедеятельности студенческого сообщества, т.е. представления об отношениях между членами группы, атмосфе­рой в коллективе, способах совместной деятельности;

— представления о внешних связях и отношениях студенче­ской группы, которые построены на связях с ближайшим соци­альным окружением и связях внутри педагогического коллектива колледжа.

Начало планирования связано с осознанием необходимого, возможного и желаемого состояния воспитательного процесса в студенческой группе. Куратору нужно учесть и то состояние, ко­торое моделируется на основе объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания в данной учебной группе, и те реальные условия функционирования студенческого коллекти­ва, которые он выявил в процессе наблюдения и анализа, и те кол­лективные предпочтения и интересы, которые имеются в группе.

Разделы плана разнообразны. Это может быть развернутая ха­рактеристика учебной группы, формирование студенческого кол­лектива, работа с активом учебной группы, организация общест­венного полезного труда, нравственное воспитание, культурно-массовые мероприятия, работа с родителями. Сколько бы разделов ни было в таком плане, обязательными остаются конкретно сфор­мулированные цели и задачи работы и характеристика учебной группы. Вариантом перспективного плана может быть и такая структура.

Первый раздел называется «Анализ воспитательной рабо­ты за прошедший учебный год». Анализ проводится в нескольких направлениях: 1. Как анализ эффективности планирования вос­питательного процесса в учебной группе за год в целом. 2. Как анализ развития студентов, их познавательных, художественно-творческих способностей, уровня знаний, изменений в мотивационно-потребностной сфере, выделения студентов, относящихся к группе риска и т.д. 3. Как анализ развития коллектива учащихся путем выделения особенностей микроклимата, общественной ак­тивности студентов, изменения в составе группы и особенности вновь пришедших в группу студентов, особенности общественно­го мнения, социальная, ролевая и коммуникативная структура учебной группы и т.д. 4. Как анализ деятельности самого курато­ра: какие воспитательные мероприятия принимались студентами наиболее охотно, насколько удачной была последовательность их проведения; какие методы, средства и формы положительно влияли на формирование личности студента?

Второй раздел перспективного плана «Цели и задачи вос­питательной деятельности» отражает целевые ее ориентиры. Ку­ратор планирует три воспитательные цели. Идеальную — как стрем­ление к некому идеалу; как правило, им становится всестороннее развитие, гармоничная личность. Результативную — как прогнозируемый результат за конкретный отрезок времени. Процессу­альную цель — как проектируемое состояние воспитательного процесса с учетом желаемых качеств личности студентов.

Третий его раздел «Основные направления и дела сту­денческого сообщества» представляет собой системный подбор коллективно-творческих, общественных дел в группе, включе­ние студентов в познавательную, ценностно-ориентированную, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, художествен­но-творческую деятельность.

Четвертый раздел этого плана «Индивидуальная работа со студентами» содержит результаты диагностики воспитания, учет личностных достижений студентов, мероприятия по оказанию ин­дивидуальной помощи, условия развития потенциальных возмож­ностей личности.

Пятый — «Работа с родителями» — отражает деятельность куратора по изучению семей студентов, педагогическое просве­щение родителей, информирование их о ходе и результатах обу­чения, воспитания и развития студентов и т.д.

Шестой — «Изучение состояния и эффективности воспита­тельного процесса в студенческой группе». Здесь исследованию подлежат развитие личности студентов, сформированности кол­лектива учащихся, степень удовлетворенности студентов и их ро­дителей организацией жизнедеятельности в студенческой группе.

Седьмой раздел — «Приложение». Он включает в себя описание различных методик психолого-педагогической диагности­ки, записи куратора о его впечатлениях от наблюдений за студен­тами в разных видах деятельности. Здесь фиксируются сведения о родителях студентов и их семьях, дается список членов родитель­ского комитета, сообщаются сведения об интересах и увлечениях студентов во внеурочное время, информация о студенческом са­моуправлении и дневник педагогических наблюдений куратора.

Планируя любой вид работы со студентами, куратор опирается на три важнейших принципа:

вариативности, который проявляется в использовании при проведении воспитательного мероприятия разнообразных мате­риалов (источников информации, учебных средств и инструмен­тов), форм работы (групповой, парной и индивидуальной) и спо­собов действия, что позволяет каждому учащемуся сделать соб­ственный выбор на основе своих интересов и возможностей;

гибкости, которая определяется возможностью куратора вно­сить изменения по ходу проведения мероприятия, исходя из на­блюдений за реакцией студентов;

открытости, которая выражается в возможности куратора ак­тивно использовать в воспитании субъектный опыт студентов, их собственные идеи и предложения, применять открытую систему планирования.

Таким образом, работа куратора — это целенаправленная, си­стемная, планируемая деятельность, строящаяся на основе програм­мы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода. Ее эф­фективность зависит не только от личностно-профессиональных качеств педагога, но и от тех условий, которые создает сам педа­гог для организации воспитательного процесса, опираясь на под­держку родителей и разнообразных общественных организаций.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Выпишите словесные ассоциации, возникшие на слова «воспита­тель», «преподаватель». Выделите сходство и различие.

2. Десятью словами охарактеризуйте образ студента, которого вам при­дется воспитывать.

3. По 5-балльной шкале определите свое владение перечисленными в тексте методами воспитания. Разработайте план самообразования по дан­ной проблеме.

4. Приведите примеры из практики «сопротивления воспитанию» со стороны студентов колледжа. Если бы вы были куратором, то какие бы меры педагогического воздействия использовали для устранения этого явления.

5. Составьте план-проспект классного часа для студентов педагогиче­ского колледжа по проблеме становления коллектива студентов. Выберите тему, согласуйте ее со студентами конкретной учебной группы, проведите на педагогической практике. Проанализируйте полученный результат.

6. Возьмите лист бумаги и напишите несколько вариантов ответов на вопрос «Если бы куратором учебной группы был я?»

7. Проведите на практике небольшой эксперимент. Приветствуйте ауди­торию оригинальным способом, к которому не привыкли ни вы сами, ни ваши студенты. Например: «Моя дорогая, любимая группа...» Зафикси­руйте внимание на собственной реакции и реакции студентов на ваше приветствие. Проанализируйте полученный результат.

8. Прочитайте аллегорическую сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Задайте себе вопрос: «Что означает — у каждого должна быть своя планета?» Ответ нарисуйте, как вы себе ее представляете с учетом того, что на ней будут жить и ваши воспитанники.

9. Дайте характеристику основным функциям заместителя директора по воспитательной работе.

10. Какие формы работы с куратором и педагогами он реализует? На­зовите другие. Обоснуйте свой выбор.

11. Чем обусловлены функции куратора?

Решите тестовые задания

1. Какая деятельность куратора строится на основе индивидуального подхода к студентам, реализации педагогом психотерапевтической функции, наличия у куратора определенной группы личностно-профессиональ­ных качеств?

а) организаторская;

б) методическая;

в) фасилитаторская;

г) коммуникативная.

2. На каком этапе педагогической поддержки1 определяет собственную позицию и позицию родителей в определении помощь студенту?

а) диагностическо-коррекционном;

б) деятельностном;

в) результативном.

3. Какой этап оказывается факторным в организации куратором вся питательного процесса в группе?

а) организации групповой деятельности;

б) первого восприятия

4. На какой из стадий формирования коллектива куратор опирается на сплоченный актив группы?

а) номинальной;

б) ассоциаций;

в) кооперации;

г) автоматизации.

5. Какой закон сохранения общественной активности требует от кура­тора учета в динамике развития коллектива периодов «взлета и падения»?

а) сохранения общественной активности;

б) пульсирующей кривой;

в) воспроизводства;

г) заражения;

д) самоуправляемости группы;

ж) маятника;

з) практичности социальной перцепции организатора;

е) определения диапазона разновозрастности контактной группы.

 

ЛИТЕРАТУРА

Коротов В.М. Воспитывающее обучение. — М., 1980.

Крикунова Т. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в сред­нем специальном учебном заведении. — М., 1999.

Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях: Приложение к пись­му Минобраз. России от 21.06.2001. — № 480/30-16 // Официальные до­кументы в образовании. — 2001. — № 23, август.

Планирование воспитательной работы в классе / под ред. Е.Н.Степа­нова. — М., 2003.

Попова С. И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя. — М., 2005.

Портных В. Я. Методическое обеспечение воспитательной работы в учебной группе. — М., 1990.

Практическая психология для преподавателей / кол. авт. под рук. М.К.Тутушкиной. — М., 1997.

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2003.

Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. — М., 2001.

Сергеева В. П. Технология деятельности классного руководителя в вос­питательной системе школы. — М., 2004.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / авт.-сост. Л.А.Байкова, Л. К. Гребенкина, О.В.Еремкина, Н.А.Жокина, Н. В. Мартишина; гл. ред. В.М.Лизинский. — М., 2002.

Уманский Л. И. Особенности проявления общественной активности школьников // Проблемы формирования ценностных ориентации и ак­тивности личности в ее онтогенезе: сб. науч. трудов МПГУ. — М., 1987.

Щуркова Н. Е Классное руководство: теория, методика, технология. — М., 2000.

Щуркова Н.Е., Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспита­ния. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в шко­ле. - М., 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.