Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 3 страница




— терпимостью к чужому мнению, другим людям;

— расширением границ субъективной свободы;

— приоритетом организационных воздействий над дисципли­нарными;

— преобладанием активных форм реагирования над реактив­ными;

— приоритетом позитивных форм оценивания;

— способностью педагога подключить воспитанников к целям воспитателя и, наоборот, умением его подключиться к целям вос­питанника;

— наличием умений конструктивной критики,

для реализации цели и задач педагогики ненасилия необходи­мо соблюсти ряд условий. К ним отноеятся:

а) ориентированность преподавателей на личностную модель взаимодействия со студентами;

б) создание серии специфических предпосылок для организа­ции жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной ос­нове и формирование у них на разных этапах онтологического развития позиции ненасилия.

Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставля­ется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасиль­ственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильствен­ному взаимодействию.

Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).

Воспитание понимается как целенаправленное управление про­цессом развития личности.

Цель воспитания — всестороннее гармоничное развитие лич­ности. Цель осуществляется путем решения следующих задач вос­питания:

1) формирование у воспитанников целостной и научно обосно­ванной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания личности;

3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;

4) развитие у воспитанника креативности;

5) формирование самосознания и осознание личностью соб­ственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации.

Реализация обозначенных целей и задач требует создания гу­манистической системы воспитания, содержанием которой ста­новятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук). Воспитание — это процесс человековедения, протекаю­щий как регулирование освоения личностью системы социальных Ролей.

Человековедение — это ведение к человеческому идеалу.

Цель воспитания — формирование гармонично развитой лич­ности, готовой и способной полноценно осваивать систему соци-эльных ролей.

Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится прояв­лять активность при наследовании и приумножении социальных Ценностей.

Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяю­щие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравствен­ной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д.

Для процесса воспитания главным является создание педаго­гически целесообразных условий для усвоения растущим челове­ком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреж­дения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных соци­альных ролей.

Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический ком­понент процесса социализации, который предполагает целена­правленные действия по созданию условий для развития человека.

Цели воспитания разделены на две группы: идеальная — идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой ус­ловий их развития.

Результатом воспитания является социальное развитие челове­ка, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции.

Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи вос­питаннику в становлении его субъектности, культурной иденти­фикации, социализации, жизненном самоопределении.

Цель воспитания — это целостный человек культуры.

Человек культуры — это:

а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; • б) гражданин;

в) нравственный человек;

г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность.

Исходное положение этой концепции — воспитание выполня­ет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:

— сохранения, воспроизводства и развития культуры;

— обслуживания исторического процесса смены поколений;

— свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.

Идеология воспитания представлена в виде совокупности по­ложений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на бразование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.

Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентирован­ного образования, представляющего собой часть культуры, кото­рая с одной стороны, питается ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.

Важнейшая из них — гуманитарная. Ее суть — сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравствен­ности.

Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуаль­ности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех вос­питанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаи­мопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каж­дого из них.

Кулыпуросозидателъная, или культурообразующая, функция спо­собствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры сред­ствами образования.

Для реализации данной функции необходимо осуществить от­бор культуросообразного содержания и воссоздать в образователь­ных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устрой­ства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культу­ры — в образование.

Функция социализации проявляет себя в процессе совместной Деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие от­ношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, Ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, Какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи-вания, сохранения своей индивидуальности.

Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, °Рганизованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:

— воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;

— слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и при­своение мира ребенком на уровне современной культуры;

— содержание воспитания рассматривается как система отно­шений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а зна­ний и умений — как средства проживания ценностных отноше­ний человека к миру и с миром;

— поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника;

— представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному вы­бору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.

Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Чело­века, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внут­ренний мир человека.

Воспитание в контексте культуры — это апелляция к аккуму­ляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, мате­риальным предметам, — выбор которых определяется трехсторон­ним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».

Воспитательный процесс — это целенаправленный, двусторон­ний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духов­ному миру личности.

Основу концепции составляет личностно ориентированный под­ход.

Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для про­ектирования воспитательной системы колледжа или вуза.

Воспитание понимается как процесс самоорганизации лично­сти средствами своих внутренних ресурсов, востребующих опре­деленной внешней инициации.

Ведущей идеей концепции является идея о формировании лич­ностных структур сознания студентов и преподавателей как ис­точника и механизма самоорганизуемого педагогического творче­ства. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритет­ов роли личностных структур сознания и формировании опыта амоорганизации базируется на синергетической трактовке фе­номена самореализации, который состоит в способности системы самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и обра­зование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается пережива­ниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: со­циальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или актив­ной творческой деятельности по преобразованию ситуации.

Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, ха­рактеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелиней­ностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структу­ра в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и слу­чайностей должна самостоятельно «выжить».

Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения:

— система личности или система образования сама формирует свою границу;

— развитие личностной системы не однолинейно, неравновес­но, альтернативно и хаотично;

— концепции самоорганизации — это своеобразное противо­ядие против доктринальной идеологии в образовании;

— концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога;

— управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциаль­но заложенные в личностной системе индивида;

— регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорга­низацию.

Самоорганизация — свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более Жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация — спо­собность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов — личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определен­ной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах оси новной фактор развития — внутренний. Внутренние ресурсы -* это личностные структуры сознания: критичность, мотивирсм вание, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономности и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной диск­редитации как традиционного содержания педагогической дея­тельности, так и осмысления ее новых ориентиров.

Воспитательная деятельность современного педагога характе­ризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказани­ем педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний — к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореали­зации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменоло­гической деятельности.

Феноменология представляет собой:

1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности;

2) учение о феноменах, т. е. необычных, парадоксальных явле­ниях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении;

3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутрен­них источников, связей, механизмов развития, смысла явлений;

4) путь гуманной организации познающего сознания. Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации —

это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь — сознания и его внут­реннего содержания — личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определя­ют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и само­утверждению личности. С феноменологической точки зрения механизм познания цен­ностей «запускается» при использовании следующих принципов:

1) принципа самоформирования проблемного мышления, по­зволяющего человеку осознать смысл и содержание общечелове­ческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помо­гает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием;

2) принципа очеловечивания ценностей — только через чело­века ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уров­не личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности;

3) принципа переживания содержания ценностей. Феномено­логия предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей сто­роны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что пе­реживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содер­жание;

4) принципа феноменологической редукции. Редукция как воз­вращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей.

Из феноменологических смыслопорождающих факторов, ко­торые сознание вводит в схему жизни через человека, наиболь­ший интерес с позиций феноменологии воспитания представля­ют факторы интеллигибельного и морального чувства.

Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным пра­вить этим миром.

Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизу­ющееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения.

Моральные чувства — забота о наших личных и общественных интересах — позволяют человеку оценить его положение в единстве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу) в которой участники считаются с интересами, склонностя­ми и чувствами других.

Личность может найти опору для построения себя в нравствен­ных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нрав­ственности. Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки:

— отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессио­нальной школы;

— многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;

— разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направлен­ность на успех;

— отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех ос­новных осей: индивидуализм — коллективизм; прагматизм — ду­ховность; атеизм — вера;

— налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созда­нию единой стратегии воспитания;

— иерархизация ценностей общественного сознания. Существу­ют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность).

При разработке стратегии воспитания в образователь­ной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:

1) стратегии сохранения (того, что актуально существует);

2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);

3) стратегии развития (того, что развивается);. 4) стратегии предотвращения.

■*• При разработке конкретной концепции нужно определить до­минанту одной из них.

Таким образом, все существующие на сегодняшний день под­ходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:

— в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;

— воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников; i

— системе индивидуального развития и поддержки каждого) воспитанника.

Все они ориентируют воспитание на формирование целостной: личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, При­рода, Отечество, — личности профессионала, транслирующей куль­турные ценности. 13.3. Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала

Вопросы формирования личности будущего профессионала играют существенную роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Ведь именно ценностные ори­ентации, отношения, убеждения, социально и профессионально значимые качества личности оказывают влияние на модель про­фессиональной деятельности и те способы, с помощью которых молодой специалист должен транслировать социокультурные нор­мы своим воспитанникам.

Основной ориентир профессионального воспитания — профес­сиональное становление специалиста в соответствии с объектив­ными требованиями общества. Выпускник колледжа должен осо­знавать общественный смысл выбранной профессии, определять личностную значимость профессионального труда, творчески от­носиться к профессиональной деятельности, владеть навыками профессионального поведения на основе принятия правил про­фессиональной этики.

В качестве условий, способствующих эффективности профес­сионального воспитания, выделяют следующие:

— создание ситуации выбора на каждом этапе профессиональ­ного воспитания;

— дифференциацию целей, задач, содержания профессиональ­ного воспитания с учетом индивидуальных особенностей студен­тов;

— направленность образовательного процесса на решение за­дач профессионального воспитания, на построение системы про­фессиональных отношений;

— построение системы профессионального воспитания на ос­нове ведущей роли в нем программы самореализации личности будущего специалиста;

— организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, Диалога, установления субъект-субъектных отношений между пре­подавателем и студентами;

— ориентации студентов в ценностях будущей профессиональ­ной деятельности;

— построение содержания учебных дисциплин в направлении самопознания, самоанализа, саморазвития личности студента как "УДущего специалиста.

В связи с этим стоит остановиться более подробно на механиз­мах профессионального развития и становления личности студента.

Из психологии известно, что развитие — это основной способ существования личности, благодаря которому происходит накопле­ние, обновление ее количественных и качественных изменений Профессионально-личностное развитие студента колледжа мож-но определить как единство общекультурного и профессиональ­но-обусловленного в личности, индивидуально личностную окра­шенность педагогической деятельности.

По ходу развития личности постепенно происходит ее профес­сиональное становление. Поскольку в психолого-педагогической литературе наблюдается разнообразие трактовок понятия «станов­ление», за основную примем такую.

Становлениеприобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.

Профессиональное становление студента средней профессио­нальной школы — это процесс профессионального самоопреде­ления, адаптации к профессии, образовательному учреждению, овладения специальностью, положительного отношения к вы­бранной профессии, проявления желания работать или продол­жать образование по избранной специальности после получения диплома о среднем профессиональном образовании.

Становление студента как специалиста предполагает:

1) появление новых психических качеств личности, которые раньше или полностью отсутствовали, или были, но в другом виде;

2) возникновение различных видов профессиональной деятель­ности.

Процесс профессионального становления детерминируется рядом факторов, среди которых выделяются окружающая и внут­ренняя среда, жизненный опыт студента, активность личности.

В основе профессионального становления находится профес­сиональная направленность личности как системное качество лич­ности, определяющее ее отношение к профессии, потребность и готовность к профессиональной деятельности. Выделяют несколько составляющих профессиональной направленности:

а) профессиональная позиция как методологическое основа­ние направленности в виде профессиональных мотивов, ориента­ции, принципов;

б) ценностные ориентации как относительно устойчивые со­циально обусловленные оценки значимых сторон профессиональ­ной деятельности;

в) профессиональное самоопределение как сложный процесс поиска личностью своего места в профессии, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности, приобретение оп­ределенного профессионального статуса;

г) профессиональная компетентность как опыт, знания, уме­ния, навыки и привычки, реализуемые в профессиональной дея­тельности.

Профессиональное становление личности как непрерывный процесс формирования и проектирования личности специалиста имеет свои стадии.

На первой — стадии формирования профессиональных намере-ии происходит отбор способов получения профессионального "бразования в соответствии с выбранной профессией.

На второй — стадии получения профессионального образова-иЯ — происходит адаптация к учебному заведению, к новой роли студента, освоение системы профессиональных ЗУН, формирова­ние профессионально значимых качеств личности и положитель­ного отношения к профессии.

На третьей — стадии профессионализации — происходит вхож­дение в профессию, приобретение профессионального опыта, даль­нейшее развитие личностно-профессиональных качеств, нужных для квалифицированного выполнения профессиональной ра­боты.

На четвертой — стадии мастерства — происходит качест­венное выполнение профессиональной деятельности на основе творчества, интеграции сформированных профессиональных ЗУН в индивидуальный стиль деятельности.

Современная социокультурная обстановка требует обращать внимание на формирование личностно-психологической и соци­ально-профессиональной успешности индивида. В связи с этим в профессиональном воспитании акцент смещается в сторону реа­лизации модели личности, способной к самостоятельной и кон­текстной выработке средств адаптации, обеспечивающей в конеч­ном итоге ее жизнеспособность.

Личность должна:

— владеть минимально необходимым и максимально возмож­ным объемом знаний, обеспечивающих адаптацию в среде и ус­пешную реализацию личностных целей;

— иметь сформированные интеллектуальные навыки, позво­ляющие самостоятельно принимать решения в ситуациях учебно­го, социального, гражданского выбора, нести ответственность за результат, обеспечивать готовность личности к освоению и ис­пользованию наиболее эффективных интеллектуальных стратегий;

— владеть основными способами деятельности, необходимы­ми для позитивного общения, учебной, трудовой деятельности, выполнения профессиональных, гражданских или семейных обя­занностей;

— владеть социально необходимым уровнем общей, техноло­гической, валеологической, профессиональной культуры;

— иметь такие личностные качества, которые позволяют чело­веку продуктивно реализовать свои цели, соотносимые с целями и потребностями окружающих людей, государства, общества в Целом;

— обладать физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными и другими жизненными ресурсами, обеспе­чивающими жизнеспособность, саморазвитие конкретного человека вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, применяя социально приемлемые формы поведения.

Обозначенная модель личности требует обратить внимание на формирование системы свойств личности в процессе профессио­нального воспитания.

Свойства личности как основа конкретного ее существования, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, к материальным и духов­ным ценностям выражают единство согласованности человека с обществом и самим собой. Это проявляется во внутреннем равно­весии, стабильности и единстве всех составляющих ее свойств. Поэтому говорят о «самоактуализирующейся» и «самоуничижаю­щейся» личности.

Свойствами личности становятся такие качества, как восприя­тие действительности, такой, какая она есть; признание себя, дру­гих людей, природы; доброжелательность по отношению к дру­гим людям; чувство юмора; открытость для опыта; эмпатия; по­требность оценки своих действий; способность действовать неза­висимо от других; доверие; творчество и т.д.

Одним из ведущих свойств развивающейся личности является «здоровое самоуважение», выраженное в реальной оценке собствен­ных возможностей, самопринятие, самоуважение, автономия, уме­ние быть в компании и наедине с собой. Человек, обладающий чертами «здорового самоуважения», проявляет открытость в обще­нии; у него довольно большой поведенческий репертуар, активная спонтанность; способность радоваться и получать удовольствие; вклю­ченность в настоящее. Он обладает набором следующих умений и навыков:

коммуникативных, позволяющих гармонизовать личные отно­шения с другими людьми, создающих умение общаться, трудить­ся в коллективе;

профессиональных, определяющих готовность специалиста пе­ресмотреть свою социально-профессиональную ориентацию, при­обрести новую профессию, установить эффективные связи;

технологических, проявляющихся как умение решать теорети­ческие и практические проблемы на основе анализа и с использо­ванием научных знаний;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.