Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 2 страница




Воспитательная система — это система педагогическая. Она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функциони­рования развивающуюся личность, а в качестве способа функцио­нирования — педагогическую деятельность. Если воспитательная система создается и совершенствуется ради личностного развития воспитанников, то ее эффективность зависит от усилий и препо­давателей, и студентов, поэтому центральными проблемами в со­здании воспитательной системы становятся проблема изучения личностного творческого потенциала субъектов и проблема со­здания и функционирования педагогического коллектива коллед­жа и коллектива студенческой группы.

Воспитательная система — результат взаимосвязей всех сово­купных ее элементов, объединенных в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер дея­тельности, направленной на их реализацию, а организуемая дея­тельность порождает определенного типа гуманистические отно­шения. Учащийся в такой системе является целью и объектом ее влияния, реализуемого через совместную деятельность и культи­вируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирова­ния и развития всей системы — под ее влиянием он развивается как личность, превращается в «человека воспитанного».

Воспитательная система — это открытая система, построен­ная на связи с окружающей средой.

Окружающей средой являются семьи студентов, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Для всего этого воспитательная система открыта и испытывает влияние социального, этнического, культурного и природного окружения. В результате она имеет такие признаки, как адаптивность и стабильность. Но связь с окружающей средой не односторонняя. Воспитательная система сама способна влиять на окружающую среду, чем определяется такой признак, как наличие обратной связи. На основе учета воспитательного потенци ала окружающей среды создается воспитательное пространств* учебной группы, колледжа, микрорайона, села, региона.

Воспитательная система — это саморегулируемая система, тгл как она может рождаться, совершенствоваться, обновляться, ста реть, умирать.

Воспитательная система — это динамическая система, посколь­ку имеет основные закономерности развития и основные аспекть управления этим процессом. Динамичность воспитательной си­стемы обусловлена и ростом различных типов образовательные учреждений, развитием творчества в сфере подготовки ведущю педагогов, подключением студентов и их родителей к организа­ции жизнедеятельности педагогических коллективов среднего профессионального учебного заведения.

В развитии воспитательной системы выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, виды деятельности, орга­низационные формы, системообразующие связи.

Первый этап направлен на выработку главных ориенти­ров, коллективных ценностей, определение конечного результата ее функционирования с помощью поиска ответов на вопросы: Зачем нужна воспитательная система? Что надо будет сделать, ка­кие отношения строить, какие идеи развивать, чтобы воспита­тельная система функционировала эффективно? — т. е. инициатор создания воспитательной системы должен представлять, какая модель ему требуется.

Технология моделирования воспитательной системы обуслов­лена двумя особенностями. Во-первых, воспитание не может рас­сматриваться только в рамках воспитательных мероприятий, так как включает в себя и обучение, и диалог воспитателя и воспи­танников, и любое другое взаимодействие с целью развития сту­дентов. Во-вторых, студенты и их родители легче воспринимают воспитательную систему в совокупности обучения и воспитания, нежели только как воспитательный процесс.

Данный этап характеризуется тем, что в педагогическом кол­лективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде студентов тоже наступает период исканий и дискуссий, выделяются те, кто обладает организатор­скими способностями, те, кто тяготеет к коллективной деятельно­сти. Может наступить временный период разобщенности. Чувство принадлежности к коллективу колледжа присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внут­ренних связей. В управлении преобладают организационные ас­пекты. Компоненты системы работают порознь, автономно.

Что надо сделать разработчику на первом этапе? Главной целью на этом этапе является создание коллектива колледжа. Далее необходимо создание группы единомышленников, которая форми­руется в сфере личностных отношений, поэтому совместное про­ведение досуга, обсуждение не только производственных вопросов создают условия для изучения личностных особенностей и уста­новления тесных контактов.

Второй этап направлен на утверждение системообразую­щего вида деятельности. Его задача — показать желаемое будущее, конкретный ориентир. Именно тогда идет отработка эффективных форм и методов деятельности, бурно развивается студенческий коллектив за счет межвозрастного общения и самоуправления, возникают различные временные объединения, рождаются кол­лективные традиции.

Что надо сделать разработчику на втором этапе? Необходимо введение в жизнь колледжа так называемой «опережающей ситуа­ции». Для этого надо провести интересное дело, которое показало бы всем характер новой деятельности и стиль тех отношений, которые формируются в ее процессе. Важно продемонстрировать преимущества новой системы.

Третий этап направлен на развитие педагогического кол­лектива колледжа как единого целого, содружества, объединен­ного общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности. На этом этапе доминирует педагогика от­ношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всего образовательного учреждения. Старшекурсники принимают на себя педагогические функции: по отношению к младшим курсам они — воспитатели, а по отношению к преподавателям — коллеги. Про­исходит ориентация на педагогическую профессию. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на са­моанализе и педагогическом творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке, формируется тип педагога-ис­следователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем — социальное наследование.

Что надо сделать разработчику на третьем этапе? Нужно ввес­ти в жизнь колледжа изменения путем нововведений. Но здесь важно соблюсти следующие условия: вводимые изменения долж­ны быть логически взаимосвязаны; очередное новшество должно назреть, для чего надо дать проявиться существующим пробле­мам; сущность новшества должна быть осознана преподавателя­ми и активом студентов; вокруг лидера должно быть создано поле Уверенности и увлеченности, т.е. всем должно быть интересно.

Для определения уровня сформированности воспи­тательной системы используются две группы оценок: критерии факта и критерии качества.

Критерии факта позволяют определить, есть ли в данном сред­нем профессиональном учебном заведении воспитательная система.

Эта группа включает в себя:

— упорядоченность жизнедеятельности колледжа, т. е. показы вает соответствие содержания, объема и характера учебно-воспи тательной работы возможностям и условиям данного колледжа;

— наличие сложившегося единого коллектива колледжа;

— интегрированность воспитательных воздействий, концент рацию педагогических усилий.

Критерии качества дают представление об уровне сформиро­ванное™ и эффективности воспитательной системы. Эта группа включает в себя:

— степень приближенности системы к поставленным целям, реализацию педагогической концепции, идей и принципов, ле­жащих в основе воспитательной системы;

— общий психологический климат колледжа, стиль отноше­ний, самочувствие студента, его социальную защищенность, внут­ренний комфорт;

— уровень воспитанности студентов.

Воспитательная система реализуется посредством организации воспитательной деятельности воспитателей и воспитанников.

Воспитательная деятельность — это деятельность субъектов, преподавателей и студентов, воспитательного процесса, направлен­ная на передачу и приобретение определенного социального опыта и обретение необходимых качеств личности.

Содержанием данной деятельности становится совокупность воспитательных мероприятий (дел) в разных видах деятельности, организуемых преподавателем. Можно выделить такие ее виды: 1) познавательная, 2) коммуникативная, 3) художественная, 4) трудо­вая, 5) профессиональная, 6) общественно-политическая, 7) спор­тивно-оздоровительная.

Преподаватель организует познавательно-развивающую деятель­ность, используя для этого викторины, аукционы, КВНы, раз­личные конкурсы (проектов, эрудитов, мастерства), деловые игры, научные конференции, турниры ораторов, читательские конфе­ренции, акции милосердия, краеведческую работу.

Важной является и коммуникативная деятельность. Воспита­ние культуры общения предполагает проведение круглых столов, диспутов, дискуссий, устных журналов, вечеров вопросов и отве­тов, бесед по темам «Культура общения», «Единство гражданских прав и обязанностей», телемостов, виртуальных путешествий по стране и зарубежью, разнообразных тренингов.

Художественная деятельность направлена на создание условий для творческой самореализации личности посредством различных видов искусств. Этому способствуют различные культурно-массо­вые мероприятия типа конкурса художественной самодеятельно­сти, концерты, музыкально-литературные композиции, капустники и т.д. Трудовая деятельность приучает студентов к ответственности, формирует коллективистические навыки работы, поэтому нема­ловажную роль играют организация дежурства и участие студен­тов в субботниках по благоустройству территории, шефская дея­тельность по уборке помещений в домах престарелых, в детских домах, уборка улиц родного города.

Профессиональная деятельность осуществляется посредством формирования у студентов системы нравственных качеств, нуж­ных для профессии, профессиональной ориентации. Для этого организуются различные конкурсы педагогического мастерства, педагогические классные часы, экскурсии в образовательные уч­реждения, посещение образовательных выставок, музейных экс­позиций и т.д.

Общественно-политическая деятельность строится на системе групповых и общеколледжных традиций; активной социальной позиции; формировании у студентов таких нравственных качеств личности, как эмпатийность, толерантность, добросердечность, милосердие; на организации корпоративной деятельности как деятельности по созданию высокоорганизованного коллектива единомышленников. Этому способствуют воспитательные меро­приятия «Празднование дня рождения образовательного учреж­дения», участие студентов в различных молодежных обществен­ных движениях, студенческом самоуправлении и т. д.

Спортивно-оздоровительная деятельность представляет собой организацию спортивной деятельности студентов, освоение прин­ципов здорового образа жизни посредством их участия в разнооб­разных спортивных мероприятиях: спартакиадах, олимпиадах, акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни и т.д.

В рамках обозначенных видов деятельности важно то, что отно­сится к организации диагностических мероприятий, позволяющих отслеживать уровень и динамику профессионального воспитания; наличие у студентов профессиональных установок, намерений, цен­ностей; определение личностных возможностей студентов, а также консультирование, которое позволяет развить у них нужные для про­фессиональной деятельности организаторские навыки, определить личностно-профессиональный потенциал студента, способствует развитию самостоятельности в принятии решений и деятельности. Много значит и информационное обеспечение воспитательной Деятельности, позволяющее не только информировать студентов о жизни учебного заведения, но и перевести цели жизнедеятельно­сти образовательного учреждения в личностные цели студентов.

Воспитательная работа — деятельность преподавателей по налаживанию, организации и ведению воспитательного процесса. Воспитательная работа разделяется:

1) на запланированную воспитательную работу в рамках вос­питательной деятельности внутри колледжа. Этот вид работы осуществляют заместитель директора колледжа по воспитательной работе и классный руководитель (куратор) учебной группы;

2) внеклассную работу — это работа преподавателей, связан­ная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности студентов. Это часть воспитательной деятельности студентов в колледже предполагает участие студентов в различных кружках, спортивных секциях, походах, работу в библиотеке, самообслу­живающий труд в виде дежурства учебных групп и субботников по благоустройству территории или уборке помещений колледжа, участие в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах как в местных, так и в муниципальных, региональных, федеральных.

Воспитательное мероприятие {дело)конкретный и закончен­ный фрагмент воспитательной деятельности. Как правило, воспи­тательное мероприятие имеет разные формы: классный час, экс­курсия, различные вечера, конкурсы, соревнования, игры и т.д.

Таким образом, воспитание как педагогическая категория имеет сложную организацию, составляющими компонентами которой становятся воспитатель, воспитанник, воспитательный процесс, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспита­тельная работа, воспитательное мероприятие. Воспитание отлича­ется своеобразными признаками, своими принципами и законами, требует от воспитателя максимально внимательного отношения к воспитанникам, создания условий для творческой самореализа­ции в процессе разнообразных видов воспитательной деятель­ности.

13-2. Современные подходы и концепции воспитания

Конец XX в. ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к об­разованию:

— меняется взгляд на образование в направлении более глубо­кого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодей­ствия его участников;

— меняется представление о личности и ее роли в педагогиче­ском процессе;

— подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникаль­ной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей об­разования.

Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенно­стями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для разви­тия педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов.

«Подход» здесь является комплексным педагогическим сред­ством и включает три компонента:

— основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики;

— принципы как исходные положения, главные правила осу­ществления воспитательной деятельности;

— приемы и методы построения воспитательного процесса. Раскроем основные подходы к воспитанию. Традиционно воспитание строилось, исходя из комплексного

подхода.

Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспи­тания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятель­ность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспита­ния; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяет наметить новые цели с учетом достигнуто­го и появившихся проблем.

Одним из центральных подходов воспитания будущего про­фессионала является ценностный, как его еще называют, аксио­логический подход. У мира педагогических ценностей две состав­ляющие — ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выде­ляют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные.

В системе отношений наставников и воспитанников проявля­ется система ценностных ориентации, субъективированных лич­ностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям.

Важное место в современной системе воспитания отводится синергетическому подходу.

За последние годы возникла необходимость обращения к иде­ям теории самоорганизации, широко известной как наука синер­гетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоор­ганизацией, т.е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выжива­ния.

Предметом исследований синергетики являются законы само­организации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки.

Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возни­кает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Осо­бое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, сре­ды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития.

Теория самоорганизации строится на утверждении, что сущест­вование в системе нестабильных, неустойчивых состояний явля­ется условием ее стабильного и динамического развития. Харак­терным качеством любой социальной системы является противо­речие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостно­сти, упорядоченности, а с другой — целостность системы есть остановка в ее развитии.

Потенциал самоорганизации свойственен личностной харак­теристике россиянина как естественная потребность в нонкон­формистской, неадаптивной активности. Как возможность пре­одоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное нали­чие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоор­ганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса.

Главным условием, определяющим на сегодняшний день воз­можность обращения к педагогическому потенциалу синергети­ки, является перманентный кризис, в котором находятся все сфе­ры российской жизни, в том числе и система образования, кото­рая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости.

Педагогическая перспектива синергетики определяется тем, что в гуманистических образовательных системах она играет роль раз­вивающего, ненасильственно «помогающего» фактора.

Синергетический подход в моделировании воспитательной си­стемы рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности. Следует отметить, что развитие личности как самоорганизую­щейся системы происходит посредством овладения социальными оЛями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонали-заиию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое дЛя себя и для других.

Синергетический подход позволяет характеризовать воспита­тельные системы колледжей, с одной стороны, как системы не­упорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой — Как системы самоорганизующиеся.

Еще один подход, с помощью которого организуется воспита­тельный процесс, — это философско-антропологический подход. Основу его составляет идея К. Д. Ушинского, который говорил о че­ловеке как предмете воспитания, как человеке развивающемся и вос­питывающемся. Преподаватель должен иметь синтез знаний о чело­веке, чтобы использовать его в интересах обучения и воспитания.

Согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспита­ния — Человек и его бытие в мире.

В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаи­модействию воспитателя и воспитанника. Основная задача вос­питателя — понять, принять еще не осознанные цель, смысл жиз­ни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства. Центральным принципом этого под­хода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая катего­рия; выбор человека в качестве исходной ценности определяет ме­тоды, средства и формы воспитания, которые позволяют акценти­ровать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса требует введения в воспитательную практику колледжей полисубъектного подхода.

Полисубъектный подход предполагает, что преподаватель не Учит, а активизирует, стимулирует стремление студентов к само­развитию, создает условия для творческой самореализации.

Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют такие подходы, как системный, деятельностный, личностно ори-ентированный, культурологический'.

К началу XXI в. сложилась система современных концеп­ций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспи­тательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некото-Рьщ из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции

_________________________________________________________________________________________________________________________

1 Подробна содержание подходов раскрывается в гл. 5

носят универсальный характер и могут быть использованы не толь­ко при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе среднего профессионального учебного заведения.

Педагогика свободы (О.С.Газман). В рамках этой концепции воспитание понимается как деятельность, основанная на свобод­ном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке.

Цель воспитания — помощь воспитаннику как субъекту сво­бодного сознания (осознания), свободой деятельности (самодея­тельности), свободного выбора (самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «са­мость», как на индивидуальную действительность.

Главная ценность образования, и в том числе воспитания, — сознание. Сознание творит деятельность, а значит, и самого чело­века. Сознание личности как целостная категория включает в себя три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я».

Свобода рассматривается в данной концепции как способность к автономному существованию, способность независимо, само­стоятельно реализовать свое предназначение, осуществлять соб­ственный индивидуальный выбор.

Индивидуализация рассматривается О. С. Газманом как поддерж­ка того единого, особого, своеобразного, что заложено в человеке от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. В инди­видуализации первичен индивид, вторично общество: человек — цель, общество — средство.

Важным аспектом педагогики свободы является самопознание личности.

В соответствии с «педагогической свободой» провозглашена «педагогическая поддержка» — она состоит в том, что педагог со­вместно с воспитанником определяет его интересы, цели, возмож­ности, пути преодоления препятствий или проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка — это взаимоотношения равнопра­вия, равноценности, уважения и доверия.

Педагогика ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Цель пе­дагогики ненасилия — воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уваже­ния прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, это решение конфликтов без использова­ния открытых и скрытых форм принуждения.

Обозначенная цель реализуется посредством решения двух групп задач.

1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия: — формирование негативного отношения к войне; миролюбия как способности к международному и межнациональному взаи­мопониманию; отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов;

— ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

— гуманное отношение к другим людям и к самому себе, уме-ние ненасильственными путями разрешать межличностные и внут-риличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодей­ствия педагогов и воспитанников:

— гуманизация существующих методов и форм работы в учеб­ных заведениях разного типа, системы взаимодействия субъектов педагогического процесса;

— разработка и внедрение новых методов и форм педагогиче­ской деятельности, построенных на идеях ненасилия;

— реформирование подготовки будущих педагогов средних и высших профессиональных учебных заведениях, формирование у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать са­мим без использования принуждения.

Ненасилие определяется как:

а) универсальный принцип, регулирующий отношение чело­века к миру и другим людям;

б) форма общественно-политической борьбы;

в) отношение человека к природе и всему живому;

г) способ решения глобальных проблем человечества;

д) общечеловеческая ценность. Это положение является осно­вополагающим в педагогике ненасилия, поэтому обозначим ос­новные положения, позволяющие утверждать данный тезис.

Ненасилие — это жизнеутверждение как альтернатива закону «уравновешивания», который построен на непротивлении злу на­силием. Жизнеутверждение — это активная позиция человека, когда он берет на себя всю полноту ответственности, демонстри­руя особую силу духа и разума.

Ненасилие — это преодоление эгоцентризма и выражение люб­ви. Эгоцентричный человек принимает за исходную точку восприя­тия мира собственную личность, а преодолеть эгоцентричность — значит сориентироваться на другого человека и его позицию. Любовь — высшее проявление духовности человека, как усиление существования другого человека.

Ненасилие — это независимость, которая появляется в резуль­тате предоставления личности свободы выбора, но при возложе­нии на себя определенных обязательств. Независимость порожда-ет сорадость, сочувствие, сострадание другому человеку, поэтому появляется позитивное взаимодействие с другими людьми.

Ненасилие — это позитивное взаимодействие субъектов без использования открытых и скрытых форм принуждения, демон­страции способности к согласованию действий в достижении позитивного результата, сохранение независимости сторон.

Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию и выражается в позиции ненасилия, которая выступает основой для осуществления ненасильственного взаимодействия и обще­ственно одобряемого поведения человека в целом.

Структура позиции ненасилия:

— мотивационно-ценностный компонент, определяющий смыс­ловую составляющую позиции ненасилия;

— когнитивный компонент, имеющий две стороны: с одной стороны, отказ от намерения совершить принуждающие действия; с другой — формирование намерения, собственные ненасильствен­ные действия, выраженные в стремлении поддержать или усилить личность другого человека;

— эмоциональный компонент, выражающий способность че­ловека преодолевать свою раздражительность, обиду по отноше­нию к другому человеку. Работа над собой позволяет этим эмоци­ям перерасти в уверенность и эмоциональную устойчивость, а их отсутствие или неблагоприятные условия приводят к подозритель­ности, враждебности, агрессии;

— поведенческий компонент, основу которого составляет ини­циативное ненасильственное действие. Ненасильственное действие является формой совместной деятельности в сотрудничестве. Со­трудничество представляет собой разделение деятельности при наличии общей цели и форму взаимодействия, когда на фоне по­зитивного восприятия, эмоционального отношения, взаимопони­мания субъекты занимают особое положение.

Позиция ненасилия характеризуется: t

— умением не раздражаться и не обижаться;;

— эмоциональной устойчивостью;,»

— уверенностью в себе; л — позитивной открытостью;

— способностью к социальной децентрации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.