КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности процесса воспитания в средней профессиональной школе 2 страница
Воспитательная система — это система педагогическая. Она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования — педагогическую деятельность. Если воспитательная система создается и совершенствуется ради личностного развития воспитанников, то ее эффективность зависит от усилий и преподавателей, и студентов, поэтому центральными проблемами в создании воспитательной системы становятся проблема изучения личностного творческого потенциала субъектов и проблема создания и функционирования педагогического коллектива колледжа и коллектива студенческой группы. Воспитательная система — результат взаимосвязей всех совокупных ее элементов, объединенных в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отношения. Учащийся в такой системе является целью и объектом ее влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы — под ее влиянием он развивается как личность, превращается в «человека воспитанного». Воспитательная система — это открытая система, построенная на связи с окружающей средой. Окружающей средой являются семьи студентов, социальная среда микрорайона, промышленные предприятия, учреждения культуры и т.д. Для всего этого воспитательная система открыта и испытывает влияние социального, этнического, культурного и природного окружения. В результате она имеет такие признаки, как адаптивность и стабильность. Но связь с окружающей средой не односторонняя. Воспитательная система сама способна влиять на окружающую среду, чем определяется такой признак, как наличие обратной связи. На основе учета воспитательного потенци ала окружающей среды создается воспитательное пространств* учебной группы, колледжа, микрорайона, села, региона. Воспитательная система — это саморегулируемая система, тгл как она может рождаться, совершенствоваться, обновляться, ста реть, умирать. Воспитательная система — это динамическая система, поскольку имеет основные закономерности развития и основные аспекть управления этим процессом. Динамичность воспитательной системы обусловлена и ростом различных типов образовательные учреждений, развитием творчества в сфере подготовки ведущю педагогов, подключением студентов и их родителей к организации жизнедеятельности педагогических коллективов среднего профессионального учебного заведения. В развитии воспитательной системы выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. Первый этап направлен на выработку главных ориентиров, коллективных ценностей, определение конечного результата ее функционирования с помощью поиска ответов на вопросы: Зачем нужна воспитательная система? Что надо будет сделать, какие отношения строить, какие идеи развивать, чтобы воспитательная система функционировала эффективно? — т. е. инициатор создания воспитательной системы должен представлять, какая модель ему требуется. Технология моделирования воспитательной системы обусловлена двумя особенностями. Во-первых, воспитание не может рассматриваться только в рамках воспитательных мероприятий, так как включает в себя и обучение, и диалог воспитателя и воспитанников, и любое другое взаимодействие с целью развития студентов. Во-вторых, студенты и их родители легче воспринимают воспитательную систему в совокупности обучения и воспитания, нежели только как воспитательный процесс. Данный этап характеризуется тем, что в педагогическом коллективе усиливаются разногласия, обозначаются лидеры, актив, формируются группы. В среде студентов тоже наступает период исканий и дискуссий, выделяются те, кто обладает организаторскими способностями, те, кто тяготеет к коллективной деятельности. Может наступить временный период разобщенности. Чувство принадлежности к коллективу колледжа присуще преимущественно активу. Взаимодействие с окружающей средой носит стихийный, реактивный характер. Отмечается недостаточная прочность внутренних связей. В управлении преобладают организационные аспекты. Компоненты системы работают порознь, автономно. Что надо сделать разработчику на первом этапе? Главной целью на этом этапе является создание коллектива колледжа. Далее необходимо создание группы единомышленников, которая формируется в сфере личностных отношений, поэтому совместное проведение досуга, обсуждение не только производственных вопросов создают условия для изучения личностных особенностей и установления тесных контактов. Второй этап направлен на утверждение системообразующего вида деятельности. Его задача — показать желаемое будущее, конкретный ориентир. Именно тогда идет отработка эффективных форм и методов деятельности, бурно развивается студенческий коллектив за счет межвозрастного общения и самоуправления, возникают различные временные объединения, рождаются коллективные традиции. Что надо сделать разработчику на втором этапе? Необходимо введение в жизнь колледжа так называемой «опережающей ситуации». Для этого надо провести интересное дело, которое показало бы всем характер новой деятельности и стиль тех отношений, которые формируются в ее процессе. Важно продемонстрировать преимущества новой системы. Третий этап направлен на развитие педагогического коллектива колледжа как единого целого, содружества, объединенного общей целью, деятельностью, отношениями творчества и общей ответственности. На этом этапе доминирует педагогика отношений. Становится интенсивным процесс педагогизации всего образовательного учреждения. Старшекурсники принимают на себя педагогические функции: по отношению к младшим курсам они — воспитатели, а по отношению к преподавателям — коллеги. Происходит ориентация на педагогическую профессию. У педагогов развивается новое педагогическое мышление, основанное на самоанализе и педагогическом творчестве, возникает искренний интерес к педагогической науке, формируется тип педагога-исследователя. Система накапливает традиции. Возникает черта всех хороших систем — социальное наследование. Что надо сделать разработчику на третьем этапе? Нужно ввести в жизнь колледжа изменения путем нововведений. Но здесь важно соблюсти следующие условия: вводимые изменения должны быть логически взаимосвязаны; очередное новшество должно назреть, для чего надо дать проявиться существующим проблемам; сущность новшества должна быть осознана преподавателями и активом студентов; вокруг лидера должно быть создано поле Уверенности и увлеченности, т.е. всем должно быть интересно. Для определения уровня сформированности воспитательной системы используются две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Критерии факта позволяют определить, есть ли в данном среднем профессиональном учебном заведении воспитательная система. Эта группа включает в себя: — упорядоченность жизнедеятельности колледжа, т. е. показы вает соответствие содержания, объема и характера учебно-воспи тательной работы возможностям и условиям данного колледжа; — наличие сложившегося единого коллектива колледжа; — интегрированность воспитательных воздействий, концент рацию педагогических усилий. Критерии качества дают представление об уровне сформированное™ и эффективности воспитательной системы. Эта группа включает в себя: — степень приближенности системы к поставленным целям, реализацию педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы; — общий психологический климат колледжа, стиль отношений, самочувствие студента, его социальную защищенность, внутренний комфорт; — уровень воспитанности студентов. Воспитательная система реализуется посредством организации воспитательной деятельности воспитателей и воспитанников. Воспитательная деятельность — это деятельность субъектов, преподавателей и студентов, воспитательного процесса, направленная на передачу и приобретение определенного социального опыта и обретение необходимых качеств личности. Содержанием данной деятельности становится совокупность воспитательных мероприятий (дел) в разных видах деятельности, организуемых преподавателем. Можно выделить такие ее виды: 1) познавательная, 2) коммуникативная, 3) художественная, 4) трудовая, 5) профессиональная, 6) общественно-политическая, 7) спортивно-оздоровительная. Преподаватель организует познавательно-развивающую деятельность, используя для этого викторины, аукционы, КВНы, различные конкурсы (проектов, эрудитов, мастерства), деловые игры, научные конференции, турниры ораторов, читательские конференции, акции милосердия, краеведческую работу. Важной является и коммуникативная деятельность. Воспитание культуры общения предполагает проведение круглых столов, диспутов, дискуссий, устных журналов, вечеров вопросов и ответов, бесед по темам «Культура общения», «Единство гражданских прав и обязанностей», телемостов, виртуальных путешествий по стране и зарубежью, разнообразных тренингов. Художественная деятельность направлена на создание условий для творческой самореализации личности посредством различных видов искусств. Этому способствуют различные культурно-массовые мероприятия типа конкурса художественной самодеятельности, концерты, музыкально-литературные композиции, капустники и т.д. Трудовая деятельность приучает студентов к ответственности, формирует коллективистические навыки работы, поэтому немаловажную роль играют организация дежурства и участие студентов в субботниках по благоустройству территории, шефская деятельность по уборке помещений в домах престарелых, в детских домах, уборка улиц родного города. Профессиональная деятельность осуществляется посредством формирования у студентов системы нравственных качеств, нужных для профессии, профессиональной ориентации. Для этого организуются различные конкурсы педагогического мастерства, педагогические классные часы, экскурсии в образовательные учреждения, посещение образовательных выставок, музейных экспозиций и т.д. Общественно-политическая деятельность строится на системе групповых и общеколледжных традиций; активной социальной позиции; формировании у студентов таких нравственных качеств личности, как эмпатийность, толерантность, добросердечность, милосердие; на организации корпоративной деятельности как деятельности по созданию высокоорганизованного коллектива единомышленников. Этому способствуют воспитательные мероприятия «Празднование дня рождения образовательного учреждения», участие студентов в различных молодежных общественных движениях, студенческом самоуправлении и т. д. Спортивно-оздоровительная деятельность представляет собой организацию спортивной деятельности студентов, освоение принципов здорового образа жизни посредством их участия в разнообразных спортивных мероприятиях: спартакиадах, олимпиадах, акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни и т.д. В рамках обозначенных видов деятельности важно то, что относится к организации диагностических мероприятий, позволяющих отслеживать уровень и динамику профессионального воспитания; наличие у студентов профессиональных установок, намерений, ценностей; определение личностных возможностей студентов, а также консультирование, которое позволяет развить у них нужные для профессиональной деятельности организаторские навыки, определить личностно-профессиональный потенциал студента, способствует развитию самостоятельности в принятии решений и деятельности. Много значит и информационное обеспечение воспитательной Деятельности, позволяющее не только информировать студентов о жизни учебного заведения, но и перевести цели жизнедеятельности образовательного учреждения в личностные цели студентов. Воспитательная работа — деятельность преподавателей по налаживанию, организации и ведению воспитательного процесса. Воспитательная работа разделяется: 1) на запланированную воспитательную работу в рамках воспитательной деятельности внутри колледжа. Этот вид работы осуществляют заместитель директора колледжа по воспитательной работе и классный руководитель (куратор) учебной группы; 2) внеклассную работу — это работа преподавателей, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности студентов. Это часть воспитательной деятельности студентов в колледже предполагает участие студентов в различных кружках, спортивных секциях, походах, работу в библиотеке, самообслуживающий труд в виде дежурства учебных групп и субботников по благоустройству территории или уборке помещений колледжа, участие в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах как в местных, так и в муниципальных, региональных, федеральных. Воспитательное мероприятие {дело) — конкретный и законченный фрагмент воспитательной деятельности. Как правило, воспитательное мероприятие имеет разные формы: классный час, экскурсия, различные вечера, конкурсы, соревнования, игры и т.д. Таким образом, воспитание как педагогическая категория имеет сложную организацию, составляющими компонентами которой становятся воспитатель, воспитанник, воспитательный процесс, воспитательная система, воспитательная деятельность, воспитательная работа, воспитательное мероприятие. Воспитание отличается своеобразными признаками, своими принципами и законами, требует от воспитателя максимально внимательного отношения к воспитанникам, создания условий для творческой самореализации в процессе разнообразных видов воспитательной деятельности. 13-2. Современные подходы и концепции воспитания Конец XX в. ознаменован новым направлением мировой, в том числе и российской, педагогической мысли по отношению к образованию: — меняется взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, в основе которого проявляются гуманистические и творческие способы взаимодействия его участников; — меняется представление о личности и ее роли в педагогическом процессе; — подвергается пересмотру отношение к обучаемому как объекту педагогических воздействий. Закрепляется новое положение субъекта образования и собственной жизни, обладающих уникальной индивидуальностью. Педагогическая поддержка юношеской индивидуальности рассматривается как одна из главных целей образования. Существующие на сегодняшний день подходы и концепции воспитания направлены на наполнение воспитательной системы новым содержанием, в соответствии с существующей личностно ориентированной парадигмой образования и теми его особенностями, которые уже перечислены. Многовариантность появившихся подходов и концепций открывает новые возможности для развития педагогического творчества преподавателей в реализации целей воспитания будущих профессионалов. «Подход» здесь является комплексным педагогическим средством и включает три компонента: — основные понятия, используемые в процессе изучения и преобразования воспитательной практики; — принципы как исходные положения, главные правила осуществления воспитательной деятельности; — приемы и методы построения воспитательного процесса. Раскроем основные подходы к воспитанию. Традиционно воспитание строилось, исходя из комплексного подхода. Комплексный подход предполагает, что все компоненты воспитания: цели, задачи, содержание воспитательных влияний; деятельность воспитуемых; формы и методы воспитания и самовоспитания; контроль и самоконтроль, анализ и самоанализ полученных результатов, позволяет наметить новые цели с учетом достигнутого и появившихся проблем. Одним из центральных подходов воспитания будущего профессионала является ценностный, как его еще называют, аксиологический подход. У мира педагогических ценностей две составляющие — ценности воспитателя и ценности воспитанника. Выделяют еще несколько разновидностей педагогических ценностей: личностные, групповые, социальные, общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные. В системе отношений наставников и воспитанников проявляется система ценностных ориентации, субъективированных личностью. Эффективность системы педагогического воздействия зависит от того, насколько личностные представления человека о его назначении, достоинстве, духовной свободе соответствуют нормативным, пропагандируемым ценностям. Важное место в современной системе воспитания отводится синергетическому подходу. За последние годы возникла необходимость обращения к идеям теории самоорганизации, широко известной как наука синергетика. Это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией, т.е. внутренней способностью выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. Предметом исследований синергетики являются законы самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в состоянии неустойчивости. Это системы любой природы, обменивающиеся энергией с окружающей средой через все свои точки. Основные разработки синергетики связаны с вероятностным прогнозированием развития веера возможностей, который возникает при кризисных состояниях и разрушении старых структур, что обеспечивает переход системы в более высокое качество. Особое внимание уделяется способам заимствования возникающей системой энергии из окружающей, как правило хаотичной, среды, а также разработке методологии, обеспечивающей основу для существования и развития системы в режиме жизнеспособного компромисса. Синергетика дает научный анализ понятию «хаос», рассматривая его как источник развития. Теория самоорганизации строится на утверждении, что существование в системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием ее стабильного и динамического развития. Характерным качеством любой социальной системы является противоречие между хаосом и упорядоченностью в развитии. С одной стороны, налицо развитие системы по направлению к целостности, упорядоченности, а с другой — целостность системы есть остановка в ее развитии. Потенциал самоорганизации свойственен личностной характеристике россиянина как естественная потребность в нонконформистской, неадаптивной активности. Как возможность преодоления кризиса он присутствует в деятельности личностных структур сознания в виде генетической, национально сообразной потребности осмысливать ситуацию посредством специфически российской способности переживать, принимать близко к сердцу происходящее. Можно с уверенностью полагать естественное наличие задатков особой культуры переживания, которая проявляется в деятельности личностных структур сознания как основа его самоорганизации для мобилизации сил личности на преодоление кризиса. Главным условием, определяющим на сегодняшний день возможность обращения к педагогическому потенциалу синергетики, является перманентный кризис, в котором находятся все сферы российской жизни, в том числе и система образования, которая в целом подпадает под действие законов самоорганизации и эволюции сильно неравновесных открытых систем, пребывающих в постоянном состоянии неустойчивости. Педагогическая перспектива синергетики определяется тем, что в гуманистических образовательных системах она играет роль развивающего, ненасильственно «помогающего» фактора. Синергетический подход в моделировании воспитательной системы рассматривается как осознание субъектом потребности в изменении существующего или ожидаемого положения вещей в материальной либо в идеальной сфере и определение цели своей деятельности. Следует отметить, что развитие личности как самоорганизующейся системы происходит посредством овладения социальными оЛями, обеспечивающими социализацию, а затем и персонали-заиию человека. Личность одновременно и присваивает внешнее, и творит внутреннее, а по мере накопления опыта и развития творческих способностей преобразует внешнее и создает новое дЛя себя и для других. Синергетический подход позволяет характеризовать воспитательные системы колледжей, с одной стороны, как системы неупорядоченные, неравномерные и нестабильные, а с другой — Как системы самоорганизующиеся. Еще один подход, с помощью которого организуется воспитательный процесс, — это философско-антропологический подход. Основу его составляет идея К. Д. Ушинского, который говорил о человеке как предмете воспитания, как человеке развивающемся и воспитывающемся. Преподаватель должен иметь синтез знаний о человеке, чтобы использовать его в интересах обучения и воспитания. Согласно данному подходу цель, предмет и ценность воспитания — Человек и его бытие в мире. В связи с этим оно направлено на постижение духовной жизни воспитанника и осуществляется благодаря диалогическому взаимодействию воспитателя и воспитанника. Основная задача воспитателя — понять, принять еще не осознанные цель, смысл жизни, поступок воспитанника как единство действия, переживания, убеждения, мысли и чувства. Центральным принципом этого подхода является антропологический принцип. Суть его в том, что понятие «человек» рассматривается как исходная, базовая категория; выбор человека в качестве исходной ценности определяет методы, средства и формы воспитания, которые позволяют акцентировать внимание и взаимные усилия воспитателя и воспитанников на актуализации, воспроизведении человеческого в человеке. Гуманизация учебно-воспитательного процесса требует введения в воспитательную практику колледжей полисубъектного подхода. Полисубъектный подход предполагает, что преподаватель не Учит, а активизирует, стимулирует стремление студентов к саморазвитию, создает условия для творческой самореализации. Помимо перечисленных в воспитательном процессе действуют такие подходы, как системный, деятельностный, личностно ори-ентированный, культурологический'. К началу XXI в. сложилась система современных концепций воспитания, позволяющая ориентировать учебно-воспитательный процесс на реализацию личностно ориентированной парадигмы воспитания. Дадим краткую характеристику некото-Рьщ из них. Обратим внимание на тот факт, что данные концепции _________________________________________________________________________________________________________________________ 1 Подробна содержание подходов раскрывается в гл. 5 носят универсальный характер и могут быть использованы не только при построении воспитательной системы общеобразовательной школы, на которую они ориентированы, но и в воспитательном процессе среднего профессионального учебного заведения. Педагогика свободы (О.С.Газман). В рамках этой концепции воспитание понимается как деятельность, основанная на свободном саморазвитии личности и ее педагогической поддержке. Цель воспитания — помощь воспитаннику как субъекту свободного сознания (осознания), свободой деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения); ориентация воспитателя на воспитанника как на уникальную духовную «самость», как на индивидуальную действительность. Главная ценность образования, и в том числе воспитания, — сознание. Сознание творит деятельность, а значит, и самого человека. Сознание личности как целостная категория включает в себя три взаимосвязанных компонента: «образ мира», «образ мыслей», «образ Я». Свобода рассматривается в данной концепции как способность к автономному существованию, способность независимо, самостоятельно реализовать свое предназначение, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Индивидуализация рассматривается О. С. Газманом как поддержка того единого, особого, своеобразного, что заложено в человеке от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте. В индивидуализации первичен индивид, вторично общество: человек — цель, общество — средство. Важным аспектом педагогики свободы является самопознание личности. В соответствии с «педагогической свободой» провозглашена «педагогическая поддержка» — она состоит в том, что педагог совместно с воспитанником определяет его интересы, цели, возможности, пути преодоления препятствий или проблем, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Педагогическая поддержка — это взаимоотношения равноправия, равноценности, уважения и доверия. Педагогика ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов). Цель педагогики ненасилия — воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения к природе, всему живому, это решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм принуждения. Обозначенная цель реализуется посредством решения двух групп задач. 1. Воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия: — формирование негативного отношения к войне; миролюбия как способности к международному и межнациональному взаимопониманию; отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов; — ненасильственное отношение к природе, ко всему живому; — гуманное отношение к другим людям и к самому себе, уме-ние ненасильственными путями разрешать межличностные и внут-риличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека. 2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагогов и воспитанников: — гуманизация существующих методов и форм работы в учебных заведениях разного типа, системы взаимодействия субъектов педагогического процесса; — разработка и внедрение новых методов и форм педагогической деятельности, построенных на идеях ненасилия; — реформирование подготовки будущих педагогов средних и высших профессиональных учебных заведениях, формирование у них личностных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения. Ненасилие определяется как: а) универсальный принцип, регулирующий отношение человека к миру и другим людям; б) форма общественно-политической борьбы; в) отношение человека к природе и всему живому; г) способ решения глобальных проблем человечества; д) общечеловеческая ценность. Это положение является основополагающим в педагогике ненасилия, поэтому обозначим основные положения, позволяющие утверждать данный тезис. Ненасилие — это жизнеутверждение как альтернатива закону «уравновешивания», который построен на непротивлении злу насилием. Жизнеутверждение — это активная позиция человека, когда он берет на себя всю полноту ответственности, демонстрируя особую силу духа и разума. Ненасилие — это преодоление эгоцентризма и выражение любви. Эгоцентричный человек принимает за исходную точку восприятия мира собственную личность, а преодолеть эгоцентричность — значит сориентироваться на другого человека и его позицию. Любовь — высшее проявление духовности человека, как усиление существования другого человека. Ненасилие — это независимость, которая появляется в результате предоставления личности свободы выбора, но при возложении на себя определенных обязательств. Независимость порожда-ет сорадость, сочувствие, сострадание другому человеку, поэтому появляется позитивное взаимодействие с другими людьми. Ненасилие — это позитивное взаимодействие субъектов без использования открытых и скрытых форм принуждения, демонстрации способности к согласованию действий в достижении позитивного результата, сохранение независимости сторон. Парадигма ненасилия имеет опору на положительную эмоцию и выражается в позиции ненасилия, которая выступает основой для осуществления ненасильственного взаимодействия и общественно одобряемого поведения человека в целом. Структура позиции ненасилия: — мотивационно-ценностный компонент, определяющий смысловую составляющую позиции ненасилия; — когнитивный компонент, имеющий две стороны: с одной стороны, отказ от намерения совершить принуждающие действия; с другой — формирование намерения, собственные ненасильственные действия, выраженные в стремлении поддержать или усилить личность другого человека; — эмоциональный компонент, выражающий способность человека преодолевать свою раздражительность, обиду по отношению к другому человеку. Работа над собой позволяет этим эмоциям перерасти в уверенность и эмоциональную устойчивость, а их отсутствие или неблагоприятные условия приводят к подозрительности, враждебности, агрессии; — поведенческий компонент, основу которого составляет инициативное ненасильственное действие. Ненасильственное действие является формой совместной деятельности в сотрудничестве. Сотрудничество представляет собой разделение деятельности при наличии общей цели и форму взаимодействия, когда на фоне позитивного восприятия, эмоционального отношения, взаимопонимания субъекты занимают особое положение. Позиция ненасилия характеризуется: t — умением не раздражаться и не обижаться;; — эмоциональной устойчивостью;,» — уверенностью в себе; л — позитивной открытостью; — способностью к социальной децентрации;
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |