КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Младший школьник
Ведущая деятельность Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте: а содержание составляют научные понятия, законы науки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач; а цель и результат деятельности совпадают. Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться. Структура учебной деятельности (Д. Б. Эльконин): · учебная задача, · учебные действия и операции, · самоконтроль и оценка. Различаются понятия «учебная задача» и «практическая задача». Основное отличие учебной задачи заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта через овладение им определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Основные учебные действия, которые формируются в учебной деятельности (В. В. Давыдов): —подражание; —повторение; —тренировка; - упражнение по готовым образцам и правилам; - умение планировать работу; —умение ставить (задавать) вопросы; —поиск информации; - поиск общих принципов; - решение поставленных задач; - умение оценивать результаты своей работы; - применение общих способов действия; - оперирование понятиями; - постановка проблем и задач; —обсуждение; —дискуссия. Самоконтроль осуществляется в несколько этапов: 1) сопоставление, соотнесение выполняемых действий 2) усвоение образца; 3) соотнесение выполняемых действий с образцом 4) самооценка
Умение контролировать себя может быть сформировано в разной степени; - как знание того, как проконтролировать свою работу; — как привычка контролировать себя во всякой учебной работе (А. К. Маркова). Различают контроль пооперационный (т. е. пошаговый — какое действие и как выполнено в данный момент) и перспективный (корректирование деятельности на основе сопоставления предстоящей деятельности и своих возможностей выполнения). Младшие школьники, зная, как следует контролировать себя, не всегда производят действия самоконтроля. Они нуждаются в специальном побуждении, чтобы обращаться к способу действий и образцу действий, чтобы самоконтроль имел место в их учебной работе. Умение учиться. Начальная школа призвана давать детям не только определенный круг знаний, но и прививать им умение учиться, умение применять знания в решении жизненных задач. Умение учиться тесно связано с мотивацией учения. Между двумя этими феноменами подмечена следующая взаимосвязь: если интерес к учению не подкрепляется знаниями, прочными умениями и навыками в учебной работе, то он угасает. И наоборот, успех в учебной деятельности развивает мотивацию учения (А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, 1990). То есть, чем лучше, успешнее ребенок учится, тем больше ему хочется учиться; чем хуже, тем меньше хочется учиться. Типы отношения к учению. Различное соотношение двух этих компонентов определяет различные типы отношения к учению (А. К. Маркова). I. Отрицательное отношение характеризуется бедностью и узостью мотивов; интересом только к результату; неумением ставить цель; преодолевать трудности; несформированностью учебной деятельности; отсутствием ориентации на поиск разных способов действия. 2. Нейтральное (безразличное). Положительное отношение к учению: а) положительное нерасчлененное отношение к учению характеризуется: — неустойчивыми переживаниями новизны, случайными интересами, несформированностью мотивации, — возникновением первых предпочтений одних учебных предметов другим, —преобладанием социальных мотивов (долга), — пониманием и первичным осмыслением целей, поставленных учителем; б) положительное, осознанное, инициативное характеризуется: — переопределением и доопределением задач, поставленных учителем, — постановкой новых целей, — появляющейся на этой основе новой учебной мотивации, — появлением инициативы в выполнении действий, — появлением стремления к поиску новых, других способов действий, — умением планировать и оценивать свою работу, — умением корректировать себя на каждом этапе работы. в) положительное личностное, ответственное, действенное характеризуется: — соподчинением мотивов, — устойчивостью мотивационной сферы, — умением ставить перспективные цели и реализовывать их, — умением предвидеть социальные последствия — умением преодолевать препятствия при достижении цели, — поиском нестандартных способов решения — гибкостью и мобильностью способов действий, — появлением навыков культуры труда, — переходом из учебной деятельности к самообразовательной, творческой деятельности, использование результатов учения в практике.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |