Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения




ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Младший школьник

Особенности психического развития

Развитие познавательных психических процессов в млад­шем школьном возрасте характеризуется тем, что из дей­ствий непроизвольных, совершающихся непреднамерен­но в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Зрительные ощущения. У детей в возрасте от 6 до 14—15 лет острота зрения неуклонно повышается, увеличиваясь почти на 60 %. Между 7 и 10 годами (1—3 классы) она повышается на 45 %, а в возрасте от 10 до 12 лет она дает еще более резкий подъем — на 60 %, по сравнению с данными, полученными у первоклассников.

  • Суставно-мускульные ощущения играют особенно важную роль в выработке двигательных навыков. Тонкость этих ощущений повышается между 8 и 14 годами более чем на 50%.
  • Цветоощущения.

Известно, что дети 6—7 лет:

1) хорошо различают основные хроматические цвета(красный, желтый, синий) и ахроматические цвета(черный, белый и промежуточные между ними се­рые цвета),

2) могут правильно указать и подобрать цвет по образцу

3) различают оттенки цветовых тонов (школьники 1-го класса различают в среднем 3 оттенка красного цве­та, 2 оттенка желтого, совсем не различают оттенков зеленого и синего цветов),

4) знают названия многих цветовых тонов и их оттенков,

5) точно называют различные оттенки малонасыщенных цветовых тонов.

Затрудняются:

  • назвать цветовой фон,
  • правильно обозначить словом его оттенок,
  • подобрать цветовые тона на основе слова.

Если с учениками проводить специальные упражнения по различению оттенков всех основных цветовых тонов, то качество восприятия улучшается. Пример. В течение четырех дней дети ежедневно по пять раз раскладывали моточки шерсти «от самого светлого к темному». После выполнения каждой задачи детям объясняли ошибки и пра­вильно раскладывали перед ними мотки. После 20 заня­тий была произведена проверка результатов обучения: дети стали различать в среднем красного цвета — 12 оттенков, желтого — 10, зеленого — 6, синего — 4.

  • Острота слуха возрастает постепенно, достигая мак­симального развития только к 14—19 годам.
  • Фонематический слух также постепенно развивает­ся в условиях систематической работы на уроках чте­ния, письма, развития речи. Возрастает тонкость и точность фонематического слуха, что помогает пра­вильному письму.

В процессе чтения и письма большое значение имеет проговаривание — речевые кинестезии (А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Л. К. Назарова, Л. Н. Кадочкин, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина). Речевые кинестезии играют важную роль в тонком и точном восприятии звуковой речи, в уточ­нении процессов анализа и синтеза. Поэтому в процессе обучения ребенка грамоте предметом специальной работы должен быть слуховой и артикуляционный анализ слова.

В процессе обучения детей грамоте важное значение имеют кинестетические ощущения (связанные с де­ятельностью органов речи), двигательные и зрительные ощущения, возникающие в процессе письма. Происходит значительное развитие тонкости и точости движений руки в процессе обучения детей письму (Е. В. Гурьянов).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.