Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие




Наиболее типичной чертой восприятия учащихся 1-гои отчасти 2-го класса является его малая дифференцированность. Начиная со 2-го класса у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает харак­тер наблюдения.

Младшие школьники легко путают объемные предме­ту с плоскими формами, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.

2. Следует иметь в виду и тот факт, что ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов.

3. Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета. По­этому дети замечают в предметах не главное, важ­ное, существенное, а то, что ярко выделяется —
окраску, величину, форму и т. п. Поэтому количе­ство и яркость образов, используемых в учебных материалах, должно быть строго регламентировано и предельно обосновано.

4. Особенности восприятия сюжетной картинки тако­вы: младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При запоми­нании словесного материала на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятии.

5. Младшие школьники не умеют еще в должной сте­пени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, полноценно, самостоятельно работать с наглядны­ми пособиями.

· Восприятие времени. Дети точно воспринимают от­резки времени, связанные с повседневным режи­мом дня, с систематическим выполнением учеб­ной работы. Уже в начальных классах школы у учащихся появляется довольно точное восприятие длительности урока. Режим имеет большое значе­ние для выработки у детей точного восприятия:

· различных отрезков времени,

· правильной ориентировки во времени,

· понимания реального значения различных единиц времени.

К концу первого класса дети умеют определять время по количеству: день, ночь, сутки, могут правильно подсчитать, сколько часов пройдет, пока они спят ночью, знают, сколько часов в сутках, сколько в часе минут, в минуте — секунд и т. п. Вся система обучения детей в 1-м классе на уроках арифметики, чтения включает в себя обучение правильному восприятию, представлению и знанию времени.

Временные ориентиры, которыми пользуются дети можно разделить на четыре группы

1) явления природы, изменения, связанные с временами года;

2) события в семье ребенка, в семье его друзей, знакомых;

3) события в жизни детского сада, школы;

4) события большого общественного значения, круп­ные календарные даты.

С возрастом ребенка, по мере того как он в процессе воспитания и обучения овладевает основами наук, наблю­дается использование им временных ориентиров. Времен­ные ориентиры претерпевают следующие изменения: они прообретают характер крупных исторических событии, больших исторических дат (Д. Б. Эльконин).

· Восприятие пространства. В процессе обучения дети усваивают систематизированные знания о едини­цах измерения пространства, учатся точному сло­весному обозначению пространственных свойств и отношений предметов, получают практические на­выки и умения ориентировки в пространстве («век», «эра» и т. д.).

· Восприятие формы. Увеличивается точность разли­чения формы. Отмечается следующая динамика: в 4— 5 лет - 23,8 %, в 5-7 - 58,8 %, в 6-7 - 63, 8%, в 7-8 - 78,8 %, в 8-9 - 82,5 %, в 9-10 - 85,0 % всех детей этого возраста правильно различают форму.

В первые дни учебы первоклассники испытывают трудности и допускают ошибки при восприятии формы пред­метов или их изображений, не учитывают положения пред­мета в пространстве. Одной из наиболее распространен­ных ошибок при этом является «перевертывание» при изоб­ражении детьми фигуры, буквы или цифры. Примеры та­ких ошибок отмечаются на уроках письма, арифметики, рисования. По мере того как дети осваиваются со школой и приобретают некоторые умения, ошибки в размещении в пространстве написанных или нарисованных фигур постепенно исчезают и большинство первоклассников при списывании с образца (на доске или в книге) таких оши­бок уже не делает (М. Н. Волокитина).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.