Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление




Память

1. Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и опера­тивная.

2. Развитие памяти связано с необходимостью заучи­вать учебный материал. Соответственно активно фомируется произвольное запоминание. Важным ста новится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

3. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию — усвоение мнемотехнических приемов.

4. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.

Пример 1. Ученик на вопрос учителя, почему он не вы­учил урок, ответил: «А я думал, что знаю».

Пример 2. Первоклассник сам был удивлен, что не знает стихотворения. Он искренне уверял учителя: «Я хорошо старался, читал, читал, даже надоело» (Л. И. Божович, И. Г. Морозова)

5. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяже­нии всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9—11 лет (т.е. в III—Vклассах) школьники обнаруживают явное превосходство.

6. Взрослый должен использовать следующие приемы для развития произвольного запоминания:

· давать ребенку способы запоминания и воспроиз­ведения того, что нужно выучить;

· обсуждать содержание и объем материала;

· распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);

· учить контролировать процесс запоминания;

· фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания;

· учить ребенка понимать то, что он должен запом­нить;

· задавать мотивацию.

В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное.Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий
с образами.

1. Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, кото­рые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания.

Преобладающим является практически действенный и чув­ ственный анализ. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии.

Развитие анализа протекает одновременно с развити­ем синтеза: от простого, суммирующего, к более широ­кому, к сложному. В результате части целого соединяют­ся вместе, составляя простую сумму признаков (сумми­рующий синтез).

В процессе обучения у младших школьников изменя­ется операция сравнения. Большое влияние на процесс срав­нения оказывает понимание общей идеи, сюжета картин­ки. Правильное их понимание дает возможность прово­дить сравнение в определенной системе, с выделением главного, существенного.

Развитие абстракции у учащихся проявляется в форми­ровании способности выделять общие и существенные при­знаки. Одной из особенностей абстракции учащихся млад­ших классов является то, что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие признаки.

Вместо обобщения часто синтезируют, т. е. объединяют предметы не по их общим признакам, а по некоторым при­чинно-следственным связям и по взаимодействию предметов.

3. Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через следующие способы деятельности:

· изучают существенные признаки предметов и яв­лений;

· овладевают их существенными свойствами;

· овладевают законами их возникновения и развития.

4. Основным источником развития понятий и процессов мышления являются знания.

5. Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.

6. Большое значение в усвоении понятий имеют специально организованные наблюдения, в основе которых лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка, строящийся на основе ряда вопросов, задаваемых взрослым в определенном порядке, приводит к тому,
что восприятие систематизируется, становится более целенаправленным и планомерным.

Пример.
Понятие «плод» имеется у ребенка до начала школьного обучения. В нем объединены представления «яблоко», «груша», «слива» — то, что едят люди.
Школьное обучение включает в это понятие новые предметы — огурец, орех, но этим еще не изменяет­ся содержание обобщения, оно лишь расширяется. Но когда в это понятие включаются желудь, шишка
хвойного дерева, а морковь, редиска, картофель исключаются, оно преобразуется.

Таким образом, важнейшей особенностью мышления, формирующегося в ходе обучения, является возникновение системы понятий, в которой ясно разделены и соотне­сены друг с другом более общие и более частные понятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.