Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 2 5 страница




 

Размеры галлюцинаций (Пик 3, Утхофф) бывают различными. Одни ведут себя, как нормальные предметы. Они сохраняют свои размеры, независимо от удаленности, они изменяют их, если наблюдение ведется через особые линзы. Те же самые галлюцинации могут вести себя в разное время по-разному (Пик 3, с. 334). Другие, напротив, изменяют свои размеры в зависимости от удаленности от глаза. Пациентка Утхоффа видела виноградные листья на стене противоположного дома большими, чем вблизи. Аналогичное сообщают Хуглинге Джексон о галлюцинациях при мигрени (пит. по Утхоффу).

 

Для сравнения можно привлечь обычные заблуждения. В парикмахерской в большом зеркале отражается стоящий сзади шкаф. Ползущая по зеркалу муХа видится нам на зеркале, а не на шкафу, она кажется нам большой, как шмель. При одинаковом

 

 

 

угле зрения предметы кажутся нам различно большими в зависимости от расстояния, на которое они проецируются. Прямо противоположным образом ведут себя обманы,у одного больного Зандера (2, с. 491). Если он смотрел на стену около своей кровати, то фигуры на обоях были в натуральную величину. Если он смотрел на противоположную стену, то они были крошечными.

 

Мы не знаем, какую роль при зрительных галлюцинациях играет аккомодация, приспосабливаются ли больные к расстоянию, которое соответствует их галлюцинациями или нет, являются ли галлюцинации фиксированными, или их видят, если пустой взгляд устремлен вдаль, или имеется и то, и другое, и этим можно обосновать различие характера галлюцинаций.

 

Нарушения восприятия размера реальных предметов подробно исследованы Фишером. Он наблюдал макро- и микропсию. Все предметы казались увеличенными или уменьшенными в размерах. Одна больная Фишера рассказывает: «Вам тоже показалось бы странным, если бы вдруг все стало большим, как в замке великана». В соответствии с макропсией наблюдалась микрография (Пик, Фишер). Больные пишут, так как они видят все больше, таким почерком, который в их «увеличенном» восприятии соответствует своему нормальному размеру; на самом деле он был меньше. В таких случаях на восприятие величины можно было повлиять такими средствами, как атропин, эзерин и линзы. При микропсии наблюдается обратная картина. Далее Фишер (2) наблюдал одного пациента, страдавшего истерией, который при временном помешательстве видел все предметы и свои галлюцинации искаженными. Из двух одинаково длинных палок левая казалась ему длиннее, дома и лица с левой стороны тоже были длиннее, так что все казалось перекошенным.

 

В результате подробного экспериментального и психологического анализа этих случаев Фишер сделал соответствующие различия: по отношению к мускульной дисмегалопсии, причина которой лежит в периферийных аномалиях аккомодационного аппарата, описанные им нарушения являются нервной дисмегалопсией. При первой — только восприятия, а не галлюцинации, при второй — также и галлюцинации являются дисмегалоптически искаженными. Первые следуют анатомячесю-физиолопяческой схеме, последние подчиняются лишь законам психики.

 

 

 

 

Ди Гасперо опубликовал случай галлюциноза, при котором только люди виделись великанами, причем ужасных цветов, а неодушевленные предметы сохраняли свой нормальный размер. В его работах можно найти практически все о микро- и макропсии.

 

Леверфельд в обзоре литературы сообщает об интересных феноменах, названных навязчивыми ощущениями (с. 176 и дялее). У больного возникает чувство, что одеяло, которым он накрыт, невероятно большое и тяжелое. Если он видел, что кто-нибудь несет связку сена, ему казалось, что тот несет целый воз. Отличить ощущение, что как будто что-то происходит, от достоверных чувственных переживаний трудно. Заслуживают внимания наблюдения удвоения галлюцинации при боковом сдвиге одного глазного яблока или из-за призм (Хоке, Сеппилли). Больные Утхоффа могли удваивать их положительные скотомы движением глазных яблок (этот феномен не был проверен при существовании галлюцинаций). Последовательные образы при сдвиге глазных яблок не удваивались.

 

Свойства обманов зрения чрезвычайно разнообразны. Различают элементарные (световые молнии, искры, крутящиеся звезды, огненные столбы, радужные краски и т. п.) и комплексные (предметы, образы, картины и т. д.), четкие и тенеобразные, двухмерные (плоские) и трехмерные (объемные), прозрачные и непрозрачные, бесцветные и цветные, среди последних — яркие, насыщенные и бледные, в которых мы представляем отдельные предметы или панорамы, сцены и т. д.

 

Многие виды считаются характерными, например, рассеянные и подвижные характерны для алкогольного бреда: «микроскопические» — для отравления кокаином; проплывающие мимо изменчивые образы, по отношению к которым больной является пассивным наблюдателем — для отравления гашишем и опиумом; насыщенные, яркие, сияющие голубым и красным — для эпилепсии, совершенно спокойные, как мертвые,— для глазных аффектаций у здоровых. Все они не были систематически исследованы и подтверждаются только в определенной степени. Для наглядности приведем еще несколько примеров.

 

Пожилой пациент, полная слепота из-за Amotio retinae Cataracta complicata. Испытывает интенсивные световые явления перед обоими глазами, которые длятся уже несколько лет и причиняют страдания.

 

 

 

В ясные дни больному кажется, что его глаза слепит интенсивныи, ярчайший свет, «как самый яркий электрический», «как будто солнце светит на белую известковую стену» и т. д. В пасмурные дни он чувствует себя лучше. «Слепота — ничто по сравнению с этим ослеплением, которое доводит меня до отчаяния». В последнее время периоды ослепления стали чаще, «темные» дни — реже и короче. «Вначале передо мной была как бы яркая слепящая стена, теперь ее уже больше нет, как будто все пространство передо мной заполнено этим интенсивнейшим светом» (Утхофф, с. 372).

 

Вильбранд и Зенгер изображают (с. 64), что больным нервной астенопией очень тягостна протопсия. Они видят падающие светлые хлопья, цветные шары, блестящие поверхности и калейдоскопическую игру красок. Наряду с этим они часто жалуются на слишком долгую продолжительность физиологических последовательных образов. Многим во время чтения страницы книги вдруг начинают казаться красными, а буквы зелеными. Кажется, у большинства пациентов имеет место возрастание интенсивности физиологического светового и цветового тумана. Многим, как только они закроют глаза, являются головы, картины, ландшафты и т. д.

 

У одного участника эксперимента, проводимого Розе, три четверти часа спустя после приема сантоновой кислоты, темное зрительное поле изнутри окружено красным кольцом. Это явление продолжалось некоторое время. В 9 часов 25 минут все поле из красного стало фиолетовым, затем синим. Потом на этом фоне показались зеленые шары и красная и желтая пыль, которая быстро скачкообразно двигалась. В таком виде явление продержалось некоторое время и было очень интенсивным. Только в 10 часов 05 минут движение шаров стало спокойнее (с. 40). Ср. фантастические зрительные явления Дж. Мюллера (с. 268).

 

Элементарные зрительные галлюцинации у больных группы Dementia praecox, кроме прочих, также описывал и Хаген (с. 57 прим.): он «изучил много случаев, когда больные в начале расстройства видели только световые явления, сплетения светящихся ниток вокруг себя или же видели свою темную комнату вечером, полную звезд, фосфоресцирующих полос, языков пламени, которые пробивались сквозь пол и стены».

 

Пациент Утхоффа (с. 275) видел предметы в галлюцинациях иначе, чем нормальные. Кажущиеся листья были «как нарисованы», «как растушеваны», «гладкими на поверхности стены», «равномерно окрашенными».

 

Больной группы Dementia praecox описывает: «Они делают так, что перед моими глазами появляются черные мухи, так что перед глазами становится темно, и я ничего не вижу. Потом я вижу все желтым и слепяще ярким» (Дис).

 

Кандинский пишет (с. 460): Некоторые из моих галлюцинаций были относительно бледными и неясными, так что все предметы виделись мне, как будто я

 

 

 

близорук, и мои глаза не приспособились к расстоянию. Эти живые зрительные картины полностью закрывали реальные предметы. В течение недели я видел на одной и той же, оклеенной гладкими однотонными обоями стене, ряд картин, помещенных в чудесные, позолоченные рамы, картины: фрески, ландшафты, побережья, порой портреты, причем краски были такими же живыми, как на полотнах

 

итальянских мастеров.

 

Одна больная видела в ванне, нечетко, животных, крыс, лягушек, жуков и т. д. Она протягивает к ним руку, чтобы снова убедиться, что их не существует. Вместо врача и санитаров ей представлялись фантастические огромные образы, если те находились перед ней (Скляр, с. 877). У этой больной видения были и раньше. Она искала какой-нибудь способ убедиться, что ее видения были призраками. Для этого она пыталась в упор смотреть на них, тогда эти образы начинали выглядеть еще ужасней. Тогда она начинала задавать призраку какие-нибудь бессмысленные вопросы, которые ей самой казались смешными, или она обращалась к нему и спрашивала: «Кто ты? Откуда ты пришел?»— и затем успокаивалась (Скляр, с. 871).

 

Один больной рассказывает (Kenne, с. 47): Я часто вижу мужчин, днем они черные, а ночью огненные. Это начинается само собой; все начинает вращаться, и я вижу мужчин, которые ходят по стенам, как при похоронной процессии; кровати и окна я ночью не вижу; все кругом черное, и мужчины светятся, как звезды светятся на черном небе. Они движутся один за другим, гримасничая, кивая мне, корча мне рожи, иногда прыгают и танцуют. Они всегда ходят вокруг меня против часовой стрелки. Я вижу также змей, хрупких, как соломинки, они равномерно движутся, ночью светятся. Днем это тоже происходит, но тогда я вижу мужчин и змей черными; даже если я в комнате не один, они все равно продолжают ходить по стенам. Проходит пара минут, прежде чем я снова замечаю, что я среди больных, но иногда, когда я вижу все естественное, некоторые мужчины появляются и тут. Когда это начинается, я перестаю что-либо понимать, разум наполовину отсутствует; это начинается сразу, артерии на шее и руках начинают пульсировать, это ощущение поднимается выше; я прятался под кровать, и там я все еще видел их, потом кровать и стулья начинают кружиться.

 

О месте возникновения зрительных галлюцинаций в смысле отношения к процессам в определенных местах чувственного аппарата или нервной системы много сказано. В особенности велись поиски критериев, чтобы отличить периферическое возникновение от центрального. Наличие элементарных ощущений, исчезновение при закрывании глаз, односторонность, перемещение при движении глаз, удвоение при сдвиге глазных яблок

 

 

 

говорят о периферийном происхождении. Все это, тем не менее, наблюдалось в случаях, если шаза были здоровы.

 

Нужно сказать отдельно о гемианопических галлюцинациях (об этом особенно Утхофф, с. 255 и далее и Хеншен). Эти часто наблюдаемые явления наступают при заболевании затылочной доли. Известен только один случай (Де Швайнитп), когда условием их возникновения явилась опухоль на Tractus opticus и еще один очень интересный случай (Хоке), который можно трактовать как функциональный. Галлюцинации при заболеваниях, ведущих к гемианопии являются всегда в «слепом» зрительном поле. Наблюдались лишь немногие случаи, при которых они наступали в «зрячей» его половине. Вид гемианопических галлюцинаций обнаруживает два типа. Характерный тип выступает как константная, равномерная, однообразная, неподвижная галлюцинация, постепенно блекнущая. Другие имеют непостоянное, разнообразное содержание и движутся. Галлюцинируемые предметы почти всегда предстают целиком, редко — раздвоенными (половинчатыми) изображениями предметов и людей (Хоке).

 

Слух. Говоря о слухе, как в случае со зрением, мы различаем энтотические (rsp. энтоптические) феномены, субъективные ощущения и галлюцинации. Энтотическими и энтоптическими феноменами являются те, которые обусловлены процессами вне аппарата восприятия, которые трансформируют внешние физические процессы в нервные процессы — шумы при закупорке внешнего уха, скрипы при катарах, биение пульса (слух), mouches volantes, астигматические явления, монокулярное двойное видение (зрение).

 

Субъективные ощущения возникают внутри нервной субстанции и отличаются от галлюцинаций тем, что они элементарны и не предметы, не вещественны. От этих субъективных ощущений галлюцинации в некоторых случаях принципиально не отличаются. Галлюцинации по отношению к элементарным чувственным процессам являются преимущественно комплексными феноменами. Если при последних переживаются отдельные ощущения, шумы, звуки, шорохи, щелчки, большей частью без предметной соотнесенности, то при первых воспринимаются предметы и процессы, например, слова, разговоры, шелест, шушуканье, отдельные неясные звуки, слышатся мелодии, звуки трубы, звон колоколов, игра на органе (о музыкальных ложных восприятиях и обобщая — Проскауэр).

 

 

 

Приведем примеры.

 

Известно, что при принятии больших доз хинина или при потерях крови слышится звон.

 

Иногда психически здоровые люди слышат отдельные звуки в форме явления чувственной памяти. Моос пишет об одном учителе, который после того, как он аккомпанировал ученикам на рояле, в течение часа продолжал слышать два музыкальных звука, все время одни и те же звуки, соль и си. (Neuralgie des Akusticus по Moocy). Похожие случаи представлены Проскауэром.

 

Очень неясным представляется случай, когда больные рассказывают, что слышали неразборчивую речь. Они точно знают, что что-то слышали, но, даже задавая им вопросы, нельзя понять, откуда и каким образом. Об этих случаях нам вряд ли известно больше, чем Хагену, который пишет об этом (с. 75).

 

Что касается слуховых галлюцинаций, то многие психически больные, страдающие этим, не могут определенно сообщить о том, что слышат, хотя в общем они жалуются на смысл услышанного. Если их продолжают спрашивать, они отвечают: «Вы это уже знаете» или «Сейчас что-то говорится, все время такое жужжание». Очевидно, они слышат неясные шумы, которые производят на них своеобразное впечатление, которое вынуждает их отнести все «произносимое» к себе; они вкладывают в эти шумы смысл, имеющийся лишь в их сознании. Некоторые говорят, что отдельные слышимые ими слова имеют смысл предложений.

 

Из одного автобиографического наблюдения (Кизер, с. 436 и далее); «Это так же удивительно, как и ужасно, и унизительно для меня, какие акустические упражнения и эксперименты — также музыкальные — проделывались надо мной и моими ушами в течение почти 20 лет!.. Одно и то же слово часто раздавалось беспрерывно 2 или 3 часа подряд! Я слышал о себе пространные речи в большинстве ругательного содержания, причем голоса подражали моим знакомым: их выступления были далеки от истины и представляли всяческую ложь и клевету в мой адрес и в адрес других людей. Часто голоса делали вид, что это я сам произношу все. Негодяи еще и развлекались, использовали в своих сообщения ономатопейю, параномазию и другие стилистические фигуры, это было как говорящий вечный двигатель.

 

Эти непрекращающиеся звуки иногда слышатся вблизи, иногда в течение часа или получаса слышатся издалека. Они разом рвутся из моего тела, и разнообразные шумы и грохот ускоряются, особенно если я вхожу в дом или въезжаю в деревню или город, из-за чего я уже многие годы живу отшельником. При этом у меня непрерывно звенит в ушах и порой настолько сильно, что, кажется, этот звон можно слышать издалека. В особенности в лесах или кустарниках, в основном это в ветреную погоду, начинается дьявольский шум, каждое дерево, даже при тихой погоде, при моем приближении начинает произносить слова и предложения. То же самое происходит и около воды. Похоже, все стихии созданы мне на муки!»

 

 

 

Очень странной является иногда локализация в области слуха. Обычно мы слышим все извне, только под водой, когда во внешних органах слуха нет воздуха, все звучит в голове. Больные слышат свои галлюцинации также частично извне, но часто они локализуются в теле больного, больные слышат голоса под черепной коробкой, в животе, из ступней и т. д. Те голоса, которые приходят извне, иногда висят в воздухе вокруг ушей и не имеют своей устойчивой локализации. Иногда они локализованы в определенных местах: люди, работающие в поле, слышат, как голоса бранятся где-то над ними, или слышат голоса из угаа комнаты, от определенной мебели, далее от подошв людей, проходящих мимо, от текущей воды, тикающих часов.

 

Последние случаи нам известны как функциональные галлюцинации. При шумах слышатся голоса, в то время как настоящий шум продолжает восприниматься одновременно и не становится иллюзорной частью ложного восприятия. Больной описывает: Я должен упомянуть о том обстоятельстве, что все воспринимаемые мной достаточно длительные шумы, такие, как грохот поезда, звяканье цепей парома, концертная музыка и т. п., кажутся произносимыми в моей голове, а также те слова, в которые я облекаю свои мысли. Здесь речь идет, в противоположность голосам солнца и удивленных птиц, о субъективном чувстве: звучание сказанного мне или моих собственных мыслей сообщается одновременно воспринимаемым мною слуховым ощущениям грохота поезда, цепей парома, скрипящим сапогам и т. д. говорят на самом деле, как это было в случае солнца и птиц (см. далее Кандинский, с. 105, прим., Кизер, с. 7, 438).

 

Если шум, к которому функционально подключается слуховая галлюцинация, ритмичен, то ритмичной будет и галлюцинация. Так могут действовать тиканье часов, биение собственной сонной артерии (Фюрер) или произвольный стук (Гопьдштейн) и т. д. Некоторые слуховые галлюцинации зависимы от заболеваний уха (Kenne, Редпих и Кауфман), Гризингер (с. 92) приводит пример, когда при респирации изменялись звучание и удаленность голосов.

 

Что касается содержания голосов, то речь идет либо об отдельных словах, либо о целых предложениях, о хаосе голосов или об их упорядоченной беседе друг с другом или с больным. Это могут быть женские, мужские, детские голоса, голоса зна-

 

 

 

комых и незнакомых людей или совсем неопределенные, даже нечеловеческие голоса. Иногда голоса выкрикивают бранные слова, всякого рода обвинения или же это голоса, лишенные всякого смысла — просто повторения одних и тех же слов и т. д.

 

Особенно примечательна часто наблюдаемая зависимость появления голосов из окружения. Эти больные слышат голоса, если в тот момент могли бы что-то слышать. Они слышат голоса, если видят вблизи людей, если они находятся на улице, в ресторане, на вокзале. Если они в одиночестве сидят в комнате, то не слышат ничего. Сюда можно отнести частое наблюдение, что при перемене места пребывания, например, после помещения в психиатрическую лечебницу, после перевода в другое учреждение, первое время параноики не слышат никаких голосов. Они считают, что оторвались от преследователей.

 

В области слуха галлюцинации четко отличаются от псевдогаллюцинаций. Очень часты «внутренние голоса», которые взывают к больному как некая враждебная сила, и это происходит помимо воли больного. От них, как и от подлинных галлюцинаций нужно отличать «сделанные мысли», которые также внушаются больному неизвестной посторонней силой, но без патологии чувственного элемента (обо всем этом Кандинский.)

 

Вкус и обоняние. Нельзя сказать, что у вкусовых и обонятельных галлюцинаций есть много общего. Речь идет о таких примитивных чувственных процессах, что даже простое разделение на элементарные и комплексные галлюцинации представляет трудность. Невозможность разграничения иллюзий и галлюцинаций в этой области неоднократно подчеркивалась. В принципе, иногда на практике можно провести различие между такими галлюцинациями, которые наступают спонтанно, и такими, в каких объективные запахи и вкусовые ощущения воспринимаются иначе.

 

Розе наблюдает при отравлении Сайгоном вкусовые иллюзии, когда внезапно пропадал вкус, чистая вода казалась горькой, и галлюцинации, при которых вкус внезапно появлялся. После инъекции морфия Верних наблюдал парестезии у страдающих истощением. Один душевнобольной описывает: со вкусом происходит странно; я чувствую вкус по-разному, капусту, как мед или как-нибудь еще; часто, пробуя суп, я нахожу, что в нем мало соли, и я хочу добавить

 

 

 

ее, но в тот момент, когда я еще собираюсь это сделать, он кажется мне опять внезапно соленым.

 

Обонятельные галлюцинации часто бывают у душевнобольных. Они жалуются на угар, запах серы, скверный запах в воздухе, такой, что они не могут спать. Они чувствуют запах мочи, фекалий, пота или ощущают какой-нибудь неприятный запах, якобы, исходящий от них самих. Обонятельными галлюцинациями специально занимался Буллен.

 

Общее ощущение. Под этим мы понимаем все чувственные ощущения и восприятия вместе, которые остаются после рассмотрения четырех высших чувств. Психология и физиология в этом общем смысле провели дальнейшую дифференциацию (среди прочих см. учебник Вундта), связь которой с переживаниями больных планомерно не установлена. Мы обладаем невероятным разнообразием данных о загадочных ощущениях, рассмотрение которых увело бы нас от темы, так как до сей поры они не подвергались никакой систематизации. Мы могли бы остановиться только -на одном примере.

 

Трудно требовать принципиального разделения действительных чувственных переживаний в области общих ощущений и бредовых толковании, объяснении, интерпретаций и, что касается последних, объяснить лежащие в их основе чувственные переживания. Во-вторых, так же трудно, но принципиально важно, отделить чувственные данные от чувств. Во всяком случае, это разделение оспаривалось (Штумпф). По вопросам, связанным с этим делением, можно привести работу Остеррейха, в которой он исследует роль чувств s восприятии вообще.

 

Из всего объема относящихся сюда чувственных процессов выделены следующие характерных группы. Отличают термические (пол под ногами обжигающе горячий, чувство невыносимой жары) и гаптические (холодный ветер обдувает больных, бегают червячки, другие насекомые, везде покалывает) ложные восприятия. Внутри последних выделяют гидрогаллюцинации (восприятие влага и жидкости) (Равенна и Монтаньини). Интересны мускульные галлюцинации (Крамер). Поднимается и опускается пол, кровать. Больные «проваливаются», «летают» и т. д. Предмет в руке имеет то непривычно легкий, то тяжелый вес. Ложные восприятия движений внешних предметов рассматриваются как

 

 

 

галлюцинации в глазных мышцах, голоса в произносительном аппарате — как галлюцинации в мускулах этой области. Часть этих галлюцинаций и другие, в особенности состояния головокружения, трактуются как галлюцинации в вестибулярном аппарате. Сведения больных о физических ощущениях в органах бессмысленны. Голова и все члены опухают, части тела перекручены, руки и ноги становятся то большими, то маленькими, как будто за веревочки дергают пальцы на ногах. Во время этих чувственных восприятий, кажется, присутствует достоверное ощущение, что все это делает кто-то извне. Наблюдалось, что подобные больные воспринимают боли и ощущения при физических заболеваниях (ангина, ревматизм суставов) правильно, а подобные особые ощущения кажутся им причиненными кем-то.

 

Из работ, которые содержат особенно много материала по общим ощущениям, следует привести работы Шюле, Пферсдорфа, Крамера.

 

Локализация ложных восприятий. О пространственной локализации галлюцинаций уже многократно говорилось. Мы перечислили различные виды локализации оптических и акустических феноменов и увидели, что только подлинные галлюцинации и иллюзии локализованы во внешнем пространстве, псевдогаллюцинации — во внутреннем пространстве, в пространстве представлении. Нам не хватает только экстракампинных галлюцинаций Блойлерса. Они определенно являются локализованными галлюцинациями. Больные видят позади себя фигуры. Больная в Цюрихе «слышит» то, что говорят в Берлине, несмотря на то, что она знает, что находится в Цюрихе. Делирант чувствует постоянно струйки воды, идущие от потолка к тыльной стороне его руки, несмотря на то, что чувственные переживания локализованы вне чувственного поля. По Блойлерсу, речь идет о представлениях, чувственном правдоподобии. Мы знаем, что эти представления были описаны Кандинским как псевдогаллюцинации. Больной изображает свои экстракампинные галлюцинации: Обычным взором нельзя, конечно, увидеть, что происходит внутри собственного тела и кое-где снаружи его, например, на голове или спине, но внутренним взором, поскольку, как в моем случае, необходимое для этого освещение внутренней нервной системы подается с помощью лучей.

 

 

 

Односторонние галлюцинации. Односторонние галлюцинации (полная литература до 1894 г. у Хигера, далее Утхофф с. 248 и далее, множество отдельных работ) были описаны в области слуха, зрения и осязания. Общим для этих случаев является, что ложные восприятия появляются как бы со стороны одного глаза или уха, или только с одной стороны тела. Большая часть случаев связана с соматически односторонними аффектациями. Односторонние заболевания уха, интраокулярные заболевания, односторонние явления некоторым образом связаны с ними. Есть сообщения о гемианопических ложных восприятиях в области зрения. Дальнейшую часть случаев нельзя свести к такому анатомическому основанию. Параноик, например, слышит мучающие его голоса колдуний только справа и говорит, что эти существа находятся только с правой стороны от него (Хаген, с. 60). Особой формой этих односторонних галлюцинаций являются антагонистические. Одних ухом больные слышат подбадривающие их голоса, другим — оскорбляющие.

 

Связи ложных представлений. До сих пор мы говорили, в основном, об отдельных ложных восприятиях в отдельных чувственных областях или об отдельных ощущениях. Теперь встает вопрос, какие внутренние связи существуют между ложными восприятиями, между чувствами, в которых они проявляются, и между ложными восприятиями и реальными восприятиями. Существуют ложные восприятия, которые постоянно возвращаются одним и тем же способом (например, все время одно и то же слово «птица») — стабильные галлюцинации Кальбаума и переменные, которые приносят с собой каждый раз нечто новое (эротические галлюцинации Кальбаума). При первых стабильных нельзя много сказать о какой бы то ни было связи. Также большинство последних находится в явной несогласованности по отношению к реальным восприятиям, не содержат прямой связи. Но в образовании таких связей имеются большие различия. Кандинский описывает для псевдогаллюцинаций два типа связей (с. 157 и далее), которые мы воспроизводим схематично. Во-первых, лишенные связи, совершенно независимо от воли в сознании появляются отдельные псевдогаллюцинации (стабильные и переменные). Они никак не связаны по содержанию ни с соответствующими мыслями, ни между собой. Они ограничены одним чувством; если одновременно появляются слуховые и

 

 

 

зрительные галлюцинации, то обе не подходят друг к другу и не связаны между собой. Во-вторых, связанные, изменчивые, часто многочисленные псевдогаллюцинации наступают в связи с соответствующими мыслями. Они связаны по содержанию. Если бессвязны, всегда одинаково подробны, точны и адекватны чувствам, то эти связанные между собой, изменчивы в этом отношении и образуют переходы от жизненной подробности до блеклости, как в представлениях. Явления в различных областях чувств подходят друг к другу. Внешние восприятия многократно не наблюдаются. Первый тип представляют галлюцинации, при ясном сознании испытываемые больными группы Demenaa ргаесох.

 

При псевдогаллюцинациях второго типа, как в классическом случае, описанном Хопфнерсом, речь идет не только о них. Существуют «переживания», обособленные от нормальной жизни, завершенные, происходящие при сложном для описания изменении сознания при участии интересов, порывов, чувств переживающего. Такие псевдогаллюцинаторные связи, смешанные с подлинными галлюцинациями и реальными восприятиями и с другими элементарными симптомами при изменении сознания, создают комплексы переживаний многих острых форм помешательства. В той мере, в какой обнаруживается связь, говорят о «переживаниях», по мере возрастания бессвязности комплекс картин приближается к безумию, которое при разбивке психического процесса обнаруживает отдельные ложные восприятия, не связанные друг с другом, как и вообще отдельные психические действия, и при которой не имеют места переживания, поэтому не существует воспоминаний.

 

Подразумевавшиеся до сих пор связи имелись везде при измененном сознании. Гораздо более примечательны связи, которые переживаются при полной ясности сознания. В более старых трудах по психиатрии (напр. Берд, Кельн) сообщается о следующих галлюцинациях: больной видит человека, который входит в комнату, садится, разговаривает с ним, затем уходит. В любом случае о разговорах с галлюцинируемыми образами сообщалось охотно. Идеально типичным представлением такого рода галлюцинаций может считаться отрывок из «Братьев Карамазовых» Достоевского, где описано начало бредового состояния, где ведется беседа с образом из галлюцинации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.