Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 2 1 страница




Карл Ясперс

 

ББК

 

УДК 616.89

 

56.14

Я 83

 

 

ББК 56.14

 

 

ISBN 5-7695-0087-5 (т. 2)(«Академия»)

 

ISBN 5-7695-0088-3

 

ISBN 5-088958-033-7 («Белый Кролик»)

 

 

© Карл Ясперс. 1996

© Издательский центр «Академия», 1996

 

Карл Ясперс

 

Я 83 Собрание сочинений по психопатологии в 2 тт. Т. 2: «Ложные восприятия», «Феноменологическое направление исследования в психопатологии», «Каузальные и «понятные» связи между жизненной ситуацией и психозом при dementia praecox (шизофрения)». — M.: Издательский центр «Академия»; СПб.: «Белый Кролик», 1996. - 256с.

 

Перепечатка первого издания 1963 г.

 

ISBN 5-7695-0087-5 (т. 2)(«Академия»)

 

ISBN 5-7695-0088-3

 

ISBN 5-088958-033-7 («Белый Кролик»)

 

Оригинал-макет подготовлен Издательством «Белый Кролик»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ЛОЖНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ

 

Критический реферат................... 3

 

Введение: Задачи ч методы реферата. Отграничение области обманов чувств. Что мы иногда ошибочно принмаем за обманы чувств. Состояние сознания и обманы чувств. Классификация обманов чувств.

 

Результаты: А. Явления

 

1. Аномалии восприятия при неизменности акта восприятия. Изменение качества и интенсивности элементов ощущения, пространственного и временного восприятия, 1. Акты восприятия, ведущие к заблуждению

 

а) Иллюзии

 

Три типа нормальных иллюзий. Патологические иллюзии. Парейдолии. Принятие иллюзий за интеллектуальные толкования и за функциональные галлюцинации.

 

6) Псевдогаллюдинации

 

в) Подлинные галлюцинации

 

Последовательные образы, чувственная память и фантастически зрительные явления психически здоровых. Возражения против различения иллюзий, галлюцинаций и псевдогаллюциний. 3. Другие встречающиеся в литературе дескрипториые различия: Элементарные и комплексные галлюцинации. Навязчивые

 

галлюцинации. Негативные галлюцинации. Б. Отношение зависимости

 

1) От соматических условна

 

а) От заболеваний переферийных органов чувств. Появление при отсутствии периферийных органов чувств.

 

б) От процессов в чувственных отделах мозга

 

в) От внешних раздражителей Функциональные галлюцинации Рефлекторные галлюцинации Галлюцинации, подвергнутые влиянию эксперимента

 

г) Зависимость содержания галлюцинаций от внешних раздражителей и от заболеваний чувственного и голосового аппарата 2. От психических условий

 

а) Зависимость существования ложных воспнятий. Внимание. Произвольность. Суггестия.

 

б) Зависимость содержания ложных восприятий В. Отдельные области лоджых восприятий

 

1. Зрение

 

2. Слух

 

3. Вкус и осхаие

 

4. Общее ощущение

 

5. Локализация ложных восприятий

 

6. Односторонние галлюцинации

 

7. Взаимосвязь ложных восприятий

 

8. Речевые галлюцинации

 

9. Особые содержания (псевдогаллюцинацви) Г. Определение галлюцинаций и теории

 

1. Определение

 

2. Теории Д. Экскурсы

 

1. Частотность ложных восприятий и их появление

 

2. Отношение больных к ложным восприятиям

 

3. Схема исследования Список литературы

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОПАТОЛОГИИ 91

 

КАЗУАЛЬНЫЕ И «ПОНЯТНЫЕ СВЯЗИ» МЕЖДУ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ И ПСИХОЗОМ ПРИ Dimentia prarcox (шизофрения) 112

 

I. Обзор методов исследования

 

/. Внешний и внутренний смысл. 2. Генетическое понимание. 3. Психология понимания и функциональная психология. 4. Очевидность генетического понимания и ее корни. 5. Очевидность понимания и действительность. 6. Границы понимания, неограниченность объяснения. 7. Виды каузального объяснения в психологии. 8. Понимание и бессознательное. 9. Задачи психологии понимания. 10. Понимание и оценка. 11, Результаты, достигнутые психологией понимания. Критика Фрейда.

 

П. Учение о реактивных психозах

 

1. Сужение и расширение понятия. 2. Объединение каузальных и понятных моментов в снятии. 3. Реакции в противопосталении к спровоцированным, спонтанным и лишь каузально обусловленным психозам. 4. Виды понятных связей. 5. Классификация реактивных состояний. 6. «Психические причины» в истории психиатрии.

 

Ш. Мориц Клинк

 

1. История болезни

 

а) Предыстория

 

б) Первый психоз

 

в) Второй психоз

 

г) Самоописание болезни

 

2. Анализ

 

а) Феноменология

 

б) Каузально связи

 

в) Понятные связи IV. Докор Йозеф Мендель

 

1. История болезни

 

а) Анамнез родственников

 

б) Объективное наблюдение в клинике в врея острого психоза

 

в)История жизни, рассказанная самим больным

 

г) Рост способности к сопереживанию в последние три года

 

д) Последние внешние события перед психозом е) Бредовые переживания поле неудачи на экзамене ж) Последние дни перед психозом з) Острый психоз и) После психоза

 

2. Анализ

 

а) феноменология

 

Состояние сознания. Двойная ориентация. Репрезентация содержаний: бредовая интерпретация значения, достоверные и бредовые осознания. Катастрофа из-за несостоятельности. Сознание личности. Чувство равнодушия. Принуждение. Мотивированные движения. Ощущение силы.

 

6) Каузальные связи

 

в) Понятные связи

 

Скуптицизм. Содержания бреда. Содержания осторого психоза (Неудача на экзамене, скептицизм, дама)

 

 

О ДОСТОВЕРНЫХ ОСОЗНАНИЯХ

 

Карл Ясперс

 

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ПО ПСИХОПАТОЛОГИИ

 

Перепечатка первого издания 1963 года ТОМ 2

 

Москва Издательский центр «Академия»

 

Санкт-Петербург Издательство «Белый Кролик» 1996

 

 

ЛОЖНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ Критический реферат

 

Задачи и методы реферата. Было бы невозможно в полной мере охватить все бесконечное разнообразие литературы по обманам чувств, особенно если мы хотим принять во внимание все то ценное, что было опубликовано под этим названием. Поэтому мы с самого начала отказались от полного списка литературы. Мы ставили задачей изложить в реферате фонд понятий и фактов на данный момент, стараясь отбирать все важное и существенное. В приведении фактов и точек зрения мы пытались достичь некоторой полноты. Поэтому было бы излишним называть каждого автора, подтверждавшего то, что уже было сказано до него, или обращать внимание на устаревшие положения. Мы хотим подчеркнуть лишь позитивное.

 

Большую сложность при пользовании литературой по нашему вопросу представляет часто имеющее место смешение теории, фактических данных и описаний. Поэтому понятия часто имеют двойное толкование — теоретическое и дескриптивное.

 

При работе с литературой нам недостает ведущих и основных понятий, что приводит нас в заблуждение, так что порой мы не знаем, как подступиться к той или иной работе. Теории являются излюбленным занятием авторов. «К теории галлюцинаций» написано бесконечно много. Перед критическим рефератом стоит задача разделить их, насколько это представляется возможным. Следует обратить внимание на недоказуемые, не объяснимые чем-либо, а просто переживаемые предпосылки, например, разница между восприятием и представлением, выделить полученные при таких условиях дескриптивные отличия, типы, каузальные и понятийные отношения и, наконец, теории. Если реферат будет состоять из этих различных частей, то нужного нам

 

 

 

разделения не произойдет, так как при рассмотрении различных феноменов и различной литературы произойдет новая путаница.

 

Позитивное лежит в двух направлениях, между которыми существует некоторое противоречие. С одной стороны, существуют попытки провести принципиальные различия в широкой области иллюзий (например, галлюцинаций), найти генетические или дескриптивные отличия, в этих основных группах обнаружить более тонкие отклонения, выделить особые виды и модификации. С другой стороны, идут поиски некоего единого принципа, который должен был бы, исходя из желательно единой точки зрения, объяснить все явления, общим для которых являлось бы наличие чувственно наглядного элемента. Здесь найденные ранее различия ускользают, возникают переходы, и только что бывшие различными феномены оказываются вдруг одинаковыми.

 

На современном этапе развития нашей науки преимущественно важными являются результаты первого направления. Теоретические объяснения, исходящие из единого принципа, не могли до сих пор найти признания и делали феномены более ясными и знакомыми, чем они были. В это первом направлении перед нами стоят две задачи. Во-первых, мы должны знать существующие феномены. Мы должны знать их такими, какие они есть, и различать их особенности. Во-вторых, мы должны знать, в каких каузальных отношениях находятся между собой отдельные ложные восприятия. В первом случае мы наблюдаем с помощью больных как можно точнее и различаем, что свойственно чувственным переживаниям, и как группируются, если это возможно, найденные «феноменологические» различия. Только таким образом мы научимся узнавать отдельные феномены. Во втором — кое-какие объяснения дают случайные наблюдения и отдельные эксперименты.

 

При работе над рефератом мы не ставили своей задачей заняться всеми работами, из названий которых следовало бы, что речь идет о ложных представлениях, а ограничиться лишь определенными вопросами и выяснить, какими сведениями об этом располагает наша наука. Мы не стремились найти место для каждого труда об обманах чувств. Мы хотели представить обзор проблем, а не обзор работ. Тем, кто хочет самостоятельно разобраться в учении об обманах чувств, наш реферат не заменит чтения литературы. Мы думаем, этого не мог бы сделать ни

 

 

 

один реферат. Но он может предложить ему обработку материала, которая может облегчить его самостоятельную работу. Он будет обладать видением целого, что поможет ему в отборе и оценке отдельных работ, которые здесь не упоминаются.

 

Для самостоятельной работы над литературой мы попытались привести наиболее полный список литературы работ немецких авторов. Австрийская и французская литература представлена не полностью. Английская, итальянская, голландская и русская литература — их большая часть осталась без внимания.

 

Так как мы анализируем здесь не работы, а результаты, то мы редко рассматриваем одну и ту же работу в одном и том же месте, одна и та же работа, скорее, используется в разных местах. Многие работы упоминаются лишь в списке литературы. Это не является оценкой их важности. Многое, относящееся к учению об обманах чувств, можно встретить в самых различных источниках, но приводить все эти источники с указанием авторов кажется нам излишним, тем более, что это вещи достаточно известные, и без них реферат не был бы полным.

 

Разграничение обманов чувств. Если мы вначале хотим разграничить область обманов чувств, то попытаемся сделать это следующим образом. Все нормальные восприятия находятся в константном и строго иерархированном отношении к внешним процессам, что при переходе от восприятий к суждениям ведет к согласованию суждений между собой и к взаимопониманию различных индивидов в отношении суждений. Нормальные восприятия служат основанием для общепринятых суждений. Если между восприятием и внешними процессами нет таких отношений и такой связи, то это является основанием для ошибочного суждения, следовательно, восприятие является обманом чувств. Отсюда вытекают два ограничения для нашей темы. Во-первых, мы имеем дело с достоверными чувственными переживаниями, а не с похожими fia представления.

 

Во-вторых, мы имеем дело с фактами чувственных переживаний, а не с суждениями об их реальности или какими-нибудь еще суждениями о них.

 

Но и эта область ошибочных чувственных переживаний как. фактов тоже очень велика. Обманы чувств, которые одинаковым образом возникают у всех индивидов, вследствие внешних физических обстоятельств или строения органов чувств или же психологических закономерностей (например, оптико-геометри-

 

 

 

ческие искажения), собственно, не относятся к области рассматриваемых нами явлений. Однако подобный материал может многократно привлекаться нами для сравнения. Кальбаум ввел для этих физических, физиологических и психологических заблуждений целесообразное собирательное название «фенацизмы», чтобы отграничить эту саму по себе неоднородную область от ошибок, с которыми имеем дело мы: с обманами чувств, возникающих у отдельных индивидов и только при особых обстоятельствах. К области рассматриваемых нами обманов восприятий, не принадлежат: энтоптические и энтотические феномены, последовательные образы, обонятельные и вкусовые ощущения при катарах, световые явления и шумы при электрическом раздражении оптических и слуховых нервов, болях и ощущениях при заболеваниях нервных путей (невритах и т. д.), зуде, при локтевой компрессии, опоясывающей боли при сухотке спинного мозга и т. д. Общим для этих феноменов является, то, что речь идет о реальных восприятиях физических состояний. Только часто неправильно указывают их локализацию.

 

Принятие одного обмана чувств за другой. Можно было бы подумать, что учение об обманах чувств весьма прозрачно, формы их проявлений общеизвестны, если бы мы хотели сделать вывод из уверенности, с какой зачастую судят о подобных вещах. На самом деле все обстоит прямо противоположным образом. В историях болезни даже сейчас можно прочесть: «Он галлюцинировал», «Он видел Христа», «Он постоянно беседовал с образами своих галлюцинаций». Связь упомянутых историй болезни может заставить читателя сомневаться, имели ли вообще место обманы чувств. Возможно, в первом случае речь шла только об ошибочном суждении — мужчина принял главного санитара за графа: во втором случае он, возможно, спал, в третьем, быть может, был одержим манией, как это бывает у больных, к своему удовольствию обменивался репликами с воображаемыми фигурами, не становясь жертвой собственного заблуждения. Такое смешение ошибочных восприятий много раз было объектом рассмотрения1. В частности, мы хотим обратить внимание на следующее: 'Прежде всего Хаген (2). С. 14—18. Кроме того Кандинский (3) с. 16 и далее, 40 и далее; Кальбаум с. 57, 60.

 

 

 

а) Заблуждение лежит не в чувственном переживании, а в суждении. Если, например, душевнобольной собирает сверкающие камешки, думая, что это драгоценные камни, или блестящие монетки, полагая, что это золото или серебро, или психически больной ученый выискивает всякое старье и выдает его за антиквариат, так в отношении чувственного восприятия это по сути то же явление, когда дети собирают блестящие камешки, полагая, что это золото и драгоценности, или когда мало сведущие люди заблуждаются в отношении природы и цены какого-нибудь украшения. Чувственное восприятие в данном случае не нарушено, ошибочно лишь суждение, вывод о каком-либо качестве воспринимаемого объекта, перенесенный на его прочие качества или на суть вещей (Кальбаум, с. 57). Здесь имеет место не восприятие, ведущее к ошибке, а неправильное истолкование нормального восприятия. Также большая часть случаев, когда происходит путаница лиц, не основывается на ошибочных представлениях. «Если, например, душевнобольные в лечебнице смотрят на главврача как на директора исправительного учреждения, или если они идентифицируют санитаров с тюремщиками, или если они принимают сотрудников клиники за других людей вне ее пределов из-за внешнего сходства или других характерных черт, то в этом случае это так же мало является ошибкой чувственного восприятия, как когда путают блестящие камушки (Кальбаум, с. 60).

 

б) Не является галлюцинацией то, что Хаген1 называет «смутным помешательством». «Сюда относятся те случаи, когда больные, иногда просто под влиянием настроения, иногда произвольно исходя из внутренней потребности, создают вокруг себя выдуманный мир и вступают с ним в оживленные отношения, не будучи ни в малейшей мере уверенными в реальности последнего. Причем они не дают окружающему сбить себя с толку и исполняют выбранную ими самими роль точно, как артисты, только с большей личной отдачей, пылом и энергией, проявляя при этом некоторую болезненную возбужденность, так что создается видимость, как будто они ощущают вымышленное окружение, в то время как внимательное наблюдение приводит к выводу о необоснованности подобных предположений. Больные расхаживают взад-вперед по комнате, залу или коридору, живо

 

' Когда приводятся цитаты из Хагена, имеется в виду работа 2.

 

 

 

декламируя и разговаривая, часто ругаясь с вымышленными людьми, да еще таким образом, как будто они действительно видят перед собой последних или слышат их речь. При ближайшем рассмотрении выясняется, что они ведут беседы сами с собой, раздражают сами себя, находят удовольствие в скандалах, самозабвенно бранят кого-то.

 

Часто подобные фантазии возникают из-за потребности создать объект для удовлетворения господствующей внутренней потребности в ругани и скандалах. Они пидят в пол или в угол, как будто кто-то спрятался там, и шумят, скандалят иногда и без таких ужимок (Хаген, с. 14). В данном случае речь идет не об обманах чувств, а об оживленных фантазиях, которые могут ввести в заблуждение разве только что стороннего наблюдателя.

 

в) Имевшиеся ранее мечты и фантазии и тому подобное при случае выдаются за достоверное восприятие (Хаген, с. 16 и далее). Немногое больные пытаются сделать себя более интересными, привирают и выдают за обман чувств, что было всего лишь фантазией (Кандинский, с. 40).

 

г) Очень легко перепутать ошибочные воспоминания и обманы чувств. Не так, как в предыдущем случае, представление в воспоминании принимается за восприятие, а только что возникшее представление принимается за восприятие (Хаген, с. 19). Об этом интересном симптоме много написано, но это не относится к нашей теме. Описаны также и другие случаи, когда переживания при затемнениях сознания и псевдогаллюцинации (патологические представления) принимали за галлюцинации. Этим мы в дальнейшем еще займемся.

 

Состояние сознания и обман чувств. Если мы хотим уяснить себе сущность обмана чувств, то мы должны выделить некоторую часть душевных переживаний и рассматривать ее в отдельности, несмотря на то, что она находится в тесной связи и разносторонней зависимости от общего течения сознательной жизни. Но мы не должны совершать ошибку, делая эту изоляцию сразу окончательной и забывая об остальной психической жизни, а должны всегда держать в поле зрения душевные процессы, к которым относятся обманы чувств, чтобы не принимать совершенно разные вещи за одни и те же — как галлюцинации во сне и галлюцинации параноика.

 

 

 

Сравнение обманов чувств между собой предполагает наличие некоторой тождественности или по меньшей мере большого сходства состояний сознания, когда больной переживает их и выносит свое суждение. Легче всего можно сравнить обманы чувств при полностью упорядоченном, открытом, ясном сознании, как у здоровых, так и у некоторых больных группы Dementiaргаесох. Напротив, тяжелые изменения настроения (депрессии), недоступная или по меньшей мере временами доступная суть, состояния возбуждения, конечно, все состояния дезориентации до состояния сна, мечты, изменения сознания, которые нельзя просто сопоставить с имеющимися при них обманами чувств.

 

Здесь проходит граница нашего реферата. Мы сообщаем об обманах чувств, насколько о них можно говорить, при условии одинакового состояния сознания. Мы мало останавливаемся на особенностях, которые связаны с отклоняющимися от нормы состояниями сознания, так как это потребовало бы анализа этих состояний, а это почти неосуществимая по сложности задача. В связи с этим возникают ошибки, число которых мы можем уменьшить, думая об их источнике, но совсем избавиться от них мы не можем. Так как мы сообщаем об обманах чувств, наблюдаемых при измененном сознании, как будто бы все происходит при нормальном состоянии сознания. Корректировка должна была бы происходить из представления об аномалиях сознания. Те состояния сознания, при которых имеет место полная отрешенность, как во сне, и при которых не имеет места нормальное восприятие, мы можем вообще не рассматривать, но, напротив, должны обратить свое внимание на те, при которых переживаются одновременно реальные и ложные восприятия (Хаген, с. 17).

 

Классификация обманов чувств. Классификация обманов чувств может происходить не одним, единственно правильным способом, а, скорее, различными. Как всегда у феноменов, которые не могут быть подвергнуты радикальному теоретическому и причинному объяснению, существуют, с одной стороны, классификации, которые хотя являются ясными и определенными, но поверхностными и неудовлетворительными, как, например, классификация ложных восприятий по областям чувств, с другой стороны, классификации, хотя и более глубокие, но не ведущие к определенным и точным понятиям. Сюда можно было бы отнести различие между иллюзиями и галлюцинациями. Если мы определим эту разницу как разницу между ложными восприяти-

 

 

 

ями, возникшими на основе раздражителя и без него, то это будет вполне ясным, но если мы ограничимся только этим признаком, классификация будет чересчур поверхностной.

 

При равноправии многих классификаций становится понятным, что они всего лишь инструменты нашей ориентации. Наша задача — рассказать о них, по возможности не путая между собой. Классификацию можно проводить по областям чувств, содержанию, причинно-следственным связям, понимаемым зависимостям, воздействиям, теоретическим конструкциям. При таком разнообразии трудно достичь совершенно ясного и четкого разделения материала. Между различными точками зрения на классификацию снова возникают отношения, которые нельзя не учитывать. Так, например, разделение между иллюзиями и галлюцинациями было сперва генетическим (отсутствие внешних раздражителей), но иллюзии стоят в дескриптивном отношении рядом с псевдогаллюцинациями, причем первые образуют непрерывный ряд нормальных восприятий, а вторые — от нормального представления до патологического выраженного феномена. В то время, как псевдогаллюцинации стоят дескриптивно рядом с настоящими галлюцинациями, нам кажется особенно ясно, что мы должны поместить все эти феномены рядом друг с другом, хотя и нельзя исключить генетические точки зрения.

 

Если бы такие случаи не мешали нам, то мы бы распределили материал согласно следующим различным точкам зрения. Мы описываем прежде всего общие дескриптивные различия в той мере, в какой они касаются формы психических процессов, исключая классификацию по областям чувств и содержанию. Далее мы излагаем отношения зависимости, сперва соматические, затем психические. Подготовившись таким образом, мы систематизируем результаты, касающиеся отдельных областей чувств и особенных содержании. Следующая часть дает обозрение теоретических представлений. Более свободно включены в состав этих важных разделов главы о встречающихся обманах чувств, об их воздействиях и методике их исследования.

 

 

 

А. ЯВЛЕНИЯ

 

Аномалии восприятия при неизменном реальном предмете восприятия. Если мы анализируем восприятие чисто дескриптивно, мы находим сперва элементы ощущения, во-вторых, пространственную и временную форму, и, в-третьих, воспринимающее «подразумевание» определенного предмета (действия)'.

 

Восприятия, ведущие к ошибке, при которых меняются качества ощущений и пространственная и временная форма, причем «подразумевание» определенного предмета остается прежним, не относятся к галлюцинациям в узком смысле. При этом мы не видим предметов, которых нет. Реальные предметы видятся по-другому. Сюда относятся следующие четыре вида ложных восприятий: при неизменном объекте восприятия могут изменяться, во-первых, интенсивность, во-вторых, свойства элементов ощущения, в-третьих, пространственная форма, в-четвертых, временное представление.

 

Из изменений интенсивности элементов ощущения известны прежде всего усиления. Больные видят краски ярче, звуки слышат громче. Красная черепичная крыша выглядит яркой, как пламя, стук захлопнутой двери подобен грохоту пушечного выстрела. Эти феномены объединены термином «гиперестезия». Имеются многочисленные наблюдения по этому воиросу2. Если мы рассмотрим их ближе, то обнаружим, что наряду с только что приведенными примерами существуют явления следующего типа: все шумы кажутся тягостными, причиняет страдание каждое слуховое восприятие, все происходящее вокруг отзывается болью. Эти явления в корне отличаются от описанных выше. К области гиперестезии относятся: 1) действительное усиление интенсивности элементов ощущения при одинаковых раздражителях, 2) ненормальное чувственное воздействие восприятий, не меняющих интенсивности.

 

Если мы принимаем во внимание это различие, то истолкование наблюдений следующих видов может быть спорным. Больной паранойей говорит: «Мне все режет ухо, каждый шорох пронизывает меня насквозь. Иные выздоравливающие больные

 

' Ср.: с. 194 и далее. 2 Обобщенно у Гольдшгенна (3), с. 1036 и далее.

 

 

 

рассказывают, что галлюцинаторные явления являются более четкими, будто бы даже более реальными, чем при нормальном восприятии (Зандберг). Хотя можно усомниться, имеем ли мы в таких случаях дело с изменениями интенсивности ощущений или с ненормальным воздействием ощущений при обычной интенсивности. Гиперестезия слуховых органов в смысле снижения порога раздражения обнаружена у некоторых больных с помощью воздействия электрическим током (Джолли, Хвостек и др.).

 

Сдвиг качества ощущения при неизменном предметном восприятии так, что качество не соответствует раздражителю, преимущественно наблюдается в области зрения. Эти явления объединены общим понятием «дисхроматопсия» (Фишер). В частности, описаны ксантопсия, хлоропсия, эритропсия. Розе подробно описывает видение в желтом и фиолетовом цветах при отравлении сантоном. Вильбранд и Зенгер описывают, как при нервной астенопии во время чтения страницы казались красными, а буквы зелеными и т. д. При старческом слабоумии все предметы кажутся синими (Оберштейнер, с. 246). Пациентка Фишера, страдающая макропсией, видела все «темнее», белое пальто виделось ей серым, молоко выглядело как грязная вода, цвет лиц был одинаково коричневым, такими она представляла себе китайцев и индейцев: заснеженная поверхность казалась ей серой, будто покрытой сажей. Глаза ее были вполне здоровы, нарушение у этой пациентки, также больной истерией, должно было быть центральным. Альтер подводит итог своим наблюдениям: «У одного паралитика, страдающего гемиахроматизмом, неоднократно случались приступы выраженной монохроматопсии, каждый раз в зеленом цвете. Три раза явление постепенно исчезало бесследно, один раз непосредственно за ним следовала полная ахроматопсия».

 

Аналогичные наблюдения при других чувствах описаны значительно реже. Сюда можно было бы отнести такие случаи, как например, случай, описанный Розе, когда отравленному сантоном человеку казалось, что суп имеет скверный запах, или такие, когда вода для некоторых имела привкус свинца. Здесь мы не имеем дела с галлюцинациями, поскольку реальный раздражитель вызывает неправильные качества ощущения.

 

Изменение зрительного восприятия пространственных форм при неизменном объекте исследует в своих двух работах Фишер. Больные видели предметы мельче или крупнее, или же кривыми

 

 

 

(ср. подробное изложение в отрывке о зрении, с. 288). Краузе (с. 847) наблюдал больную паранойей, которой ограда сада и деревья казались необычно большими и одновременно удаленными.

 

Наконец, мы можем коротко упомянуть заблуждение во временном восприятии, хотя этим мы несколько выходим за рамки темы. Время — это не только форма чувственно-предметного переживания, а всякого переживания вообще. Временные восприятия выступают как кажущееся сокращение или растяжение переживаемого времени. Одному параноидальному больному в течение некоторого времени казалось, что некоторые ночи тянутся столетиями. Другой параноик, начало переживаний которого можно было датировать предыдущим годом, считал, что с той поры прошло лет 8—10. Вопросом времени занимались Гризингер (учебник, с. 111) и Геккер (с. 8). Переживание видимо неизмеримых временных отрезков, а также вышеупомянутую микропсию описывает Бодлер, наблюдавший за поведением других в своих искусственных парадизах (опиум и гашиш).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.