КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Машины для земляных работ
Механизация дорожного строительства При решении вопросов механизации дорожного строительства в проекте автомобильной дороги в первую очередь определяют оптимальный состав парка дорожно-строительных машин, механизмов и транспортных средств. Известные критерии оценки оптимальности структуры и состава парка дорожно-строительных машин при разработке ПОС должны быть согласованы с перечнем имеющихся в наличии у подрядной строительной организации дорожно-строительных машин и транспортных средств, нормами выработки для различных машин и видов работ в расчете на одну среднесписочную машину, а также увязаны с организационно-технологическими схемами, разработанными в составе ПОС, с учетом конкретных условий строительства и характеристик проектируемой дороги. Ниже приведены некоторые данные по структуре парка машин, применяемых в дорожном строительстве:
В табл. 22.2 приведены нормы выработки некоторых типов машин. Рассматривая дальнейшее повышение уровня механизации дорожного строительства как одну из существенных задач, решаемых ПОС, необходимо иметь в виду постоянное насыщение отрасли высокопроизводительной техникой и обновление машинного парка, повышение единичной мощности строительных и транспортных машин, внедрение новых, более совершенных их типов. Однако, решая вопрос структуры и состава парка строительных и транспортных машин, следует ориентироваться не только на экономические показатели эксплуатации принимаемых в проекте типов машин, но и на технологические возможности их применения на проектируемых объектах. Таблица 22.2. Годовая выработка ведущих машин
Подобные соотношения характерны для ряда общестроительных машин - рост их мощности и производительности ведет к снижению стоимости производства работ и в то же время накладывает жесткие ограничения на возможность использования части таких машин в строительстве автомобильных дорог. Машины для производства земляных работ на строительстве автомобильных дорог делят на три группы: землеройные, для уплотнения грунтов, для вспомогательных работ. Классификация машин для земляных работ при строительстве автомобильных дорог: I. Землеройные машины: экскаваторы циклического действия (с гибкой или с жесткой подвеской рабочего оборудования); экскаваторы непрерывного действия (роторные, цепные); землеройно-транспортные машины (скреперы самоходные и прицепные, автогрейдеры, грейдеры, бульдозеры, грейдер-элеваторы); II. Машины для уплотнения грунта: статического действия (самоходные катки пневмоколесные и с металлическими вальцами; прицепные катки пневмоколесные, кулачковые, решетчатые); динамического действия (вибрационные катки самоходные и прицепные, вибрационные плиты, трамбовочные машины). III. Машины для вспомогательных работ экскаваторы - планировщики с телескопической стрелой; кусторезы; корчеватели; рыхлители; бурильно-крановые машины; буровые машины. Широкое применение в строительстве автомобильных дорог получили одноковшовые экскаваторы, как наиболее универсальные землеройные машины, пригодные к применению в самых различных грунтовых условиях. Задача организации земляных работ наиболее экономичным способом заключается в выборе одного или нескольких типов экскаваторов с учетом зависимостей, связывающих между собой вместимость ковша экскаватора, стоимость производства работ и наименьшую высоту забоя, которая определяется в свою очередь средней глубиной разрабатываемых выемок или резервов грунта. После определения основных типов экскаваторов подбирают транспортные средства, исходя из принципа соответствия вместимости кузова (грузоподъемности) транспортного средства размерам рабочего органа (ковша) экскаватора. Рекомендуемая грузоподъемность транспортных средств, обслуживающих экскаватор, в зависимости от типа экскаватора и дальности транспортирования приведена в табл. 22.3. Таблица 22.3. Рекомендуемая грузоподъемность автомобилей-самосвалов
Необходимое число автомобилей-самосвалов в зависимости от вместимости ковша экскаватора и дальности транспортирования грунта приведено в табл. 22.4. Таблица 22.4. Число автомобилей-самосвалов на один экскаватор
Особую группу среди экскаваторов составляют экскаваторы-планировщики. Они находят широкое применение на строительных работах как экскаваторы при небольших объемах и разнообразной номенклатуре работ. Набор сменного оборудования, которым оснащается их телескопическая стрела, позволяет: с помощью погрузочного ковша осуществлять погрузку грунта, строительного мусора в транспортные средства; планировочным ковшом осуществлять планировку откосов в недоступных для других механизмов местах и со значительно большей эффективностью и безопасностью работ, чем это можно делать с помощью драглайна; отвалом и рыхлителем выполнять работы, связанные с разработкой незначительных объемов грунта, разгрузку грунта с открытых платформ; двухчелюстным захватом и крановым оборудованием механизировать погрузочно-разгрузочные работы со штучными грузами; выполнять операции всем названным сменным оборудованием в стесненных и трудно доступных местах за счет использования специальной вставки для смещения оси копания. На основных дорожно-строительных работах эти машины используют как планировщики - оборудование позволяет планировать откосы длиной до 9-11 м с одной стоянки. Организовав работу таким образом, что первый проход экскаватор осуществляет поверху земляного полотна, а второй вдоль основания откоса, можно планировать откосы длиной более 20 м с последующим разравниванием излишков Грунта или погрузкой его в транспортные средства для использования в насыпь (в этом случае выгоднее излишки грунта перемешать по откосу насыпи вверх). Тип экскаватора-планировщика можно выбирать с использованием табл. 22.5. Таблица 22.5. Характеристики экскаваторов-планировщиков
При выборе типов машин необходимо иметь в виду, что одноковшовые экскаваторы, выпускаемые промышленностью в настоящее время, получили новую индексацию. Первая цифра новой индексации обозначает размерную группу экскаваторов: Размерная группа.....................1 2 3 4 5 6 7 8 Вместимость ковша, м3............0,15 0,25 0,40 0,65 1,00 2,50 4,00 > 4,00 Вторая цифра обозначает тип ходового устройства: Тип..............................Ходовое устройство 1...................................Гусеничное 2...................................Гусеничное уширение 3...................................Пневмоколесное 4...................................Специальное шасси автомобильного типа 5...................................Шасси грузового автомобиля 6...................................Тракторное Третья цифра обозначает конструктивное исполнение рабочего оборудования: Тип..............................Исполнение рабочего оборудования 1...................................С канатной подвеской 2...................................С жесткой подвеской 3...................................Телескопическое Четвертая цифра обозначает порядковый номер модели данного типа и исполнения. При модернизации машины к индексу присоединяется одна из трех букв: А, Б, В. Например, индекс экскаватора ЭО-5122 означает: экскаватор одноковшовый с вместимостью ковша 1 м3 на гусеничном ходу, с жесткой подвеской рабочего органа, второй модели. Скреперы относятся к группе, объединяющей землеройно-транспортные машины. Они могут быть прицепными, полуприцепными и самоходными. Применение скреперов обусловлено рядом условий, учитывающих особенности их эксплуатации: ограниченные по сравнению с автомобильной возкой дальности транспортирования грунта; необходимостью предварительного рыхления тяжелых и плотных грунтов; потребностью в факторах-толкачах при работе в тяжелых грунтах; невозможностью работы в сыпучих песках, в грунтах, содержащих крупные валуны, на переувлажненных и заболоченных грунтах и на грунтах, не очищенных от пней и корней. Потребность в факторах-толкачах можно определить из табл. 22.6 в зависимости от типа скрепера и дальности транспортирования грунта. Таблица 22.6. Применение толкачей для обслуживания скреперов
При разработке ПОС необходимо решать вопросы, связанные с определением предельной, целесообразной дальности транспортирования грунта скреперами, как альтернативы более дорогостоящим экскаваторным работам и возке грунта автомобилями. Это можно сделать путем построения графиков экономического сравнения двух способов разработки и транспортирования грунта, по которым определяют предельные дальности транспортирования в зависимости от типа скрепера и вместимости его ковша (табл. 22.7). Таблица 22.7. Предельные расстояния транспортирования груза скреперами
Характеристики скреперов, находящихся в эксплуатации и выпускаемых промышленностью, приведены в табл. 22.8 и 22.9. Таблица 22.8. Прицепные скреперы
Таблица 22.9. Самоходные скреперы
Наиболее универсальной дорожно-строительной машиной является бульдозер. Основной задачей бульдозера является разработка и перемещение грунта на расстояния до 100 м. Перечень работ, выполняемых бульдозером при строительстве автомобильных дорог, чрезвычайно широк: съем и обвалование растительного грунта, возведение насыпей из притрассовых резервов и разработка выемок с перемещением грунта в насыпь, рыхление, разравнивание и планировка грунта, подготовка забоев для работы экскаваторов, устройство и содержание временных землевозных дорог и съездов, устройство траншей и котлованов и их обратная погрузка в случае отсутствия специальных машин для погрузки песка, щебня, грунта в транспортные средства через пандус и эстакаду, снегоочистка, работа в качестве толкача скреперов и т.д. Весь этот набор работ выполняют бульдозеры различных конструкций, смонтированные на факторах всех тяговых классов (табл. 22.10, 22.11, 22.12). Таблица 22.10. Колесные бульдозеры
Таблица 22.11. Гусеничные бульдозеры с неповоротным отвалом
Таблица 22.12. Гусеничные бульдозеры с поворотным отвалом
Для работы в тяжелых, плотных и мерзлых грунтах таких землеройных машин, как экскаваторы, бульдозеры, скреперы требуется предварительное рыхление этих грунтов. Наиболее экономичным способом является рыхление с помощью специального оборудования, навешиваемого на фактор - рыхлителя. Промышленность выпускает несколько типов рыхлителей, которыми оснащают, как правило, бульдозеры на факторах тягового класса 100 кН и выше (табл. 22.13). Таблица 22.13. Бульдозеры-рыхлители
Следующей группой землеройно-транспортных машин являются автогрейдеры, которые предназначены для планировки и профилирования поверхности земляного полотна автомобильных дорог, планировки откосов невысоких насыпей и выемок, устройства водоотводных канав, содержания землевозных дорог, а также для возведения невысоких насыпей подъездных и внутриплощадочных дорог (табл. 22.14). Таблица 22.14. Автогрейдеры
Примечание. Автогрейдеры ДЗ-99-1, ДЗ-31-1, ДЗ-98 имеют ряд модификаций. Основной рабочий орган автогрейдера - отвал, закрепленный на поворотном круге, обеспечивающем его ориентирование как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях: вращение на 360°, перекос в широких пределах. Поворотный круг в свою очередь имеет нежесткое прикрепление через шарнирно закрепленную тяговую раму, что позволяет осуществлять вынос отвала в сторону. В качестве дополнительного оборудования автогрейдеры имеют небольшой бульдозерный отвал, кирковщик для рыхления грунтов, а также удлинители и откосники. Ряд машин этого типа оснащены системами автоматического стабилизирования заданных положений отвала в поперечной плоскости и по высоте. При выборе основных землеройных и землеройно-транспортных машин очень важна оценка грунтовых условий прохождения трассы проектируемой дороги. Физико-механические свойства грунтов и дальность их транспортирования в насыпь из выемок и резервов служат основой для рационального подбора машин из имеющегося в распоряжении строительной организации парка строительных и транспортных машин. Классификация грунтов по трудности разработки различными машинами приведена в табл. 22.15. Таблица 22.15. Группы грунтов по трудности разработки
Зависимость между профильными объемами возводимых насыпей и требуемым количеством грунтов с различными физико-механическими свойствами определяется коэффициентами их относительного уплотнения, значения которых приведены в табл. 22.16. Таблица 22.16. Коэффициенты относительного уплотнения грунтов
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |