Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 2 страница




Мы Богом дышим и мыслим. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя... [2 Кор. 3,5]. Сила Господа моего присно на мне.

Прейдем отселе. Господь пребывает в храмах, но за беззакония людей иногда оставляет их. Очи Мои и сердце Мое будут в нем[11] во все дни [3 Цар. 9,3].

Различайте, братия, твердо тело от души и потребности того и другой; у тела требования свои, греховные, гибельные; у души свои – спасительные, жизненные. Вот умер ваш родственник. Вы плачете о покойнике: плачьте не о том, что тленное тело его разрушается и смердит, а о том, что душа его несравненно сильнее и отвратительнее посмраждена делами плоти. Припомните, что во все время своей жизни человек имеет сердце, которое искало себе покоя и услаждения, но не там, где следовало, обманывалось, томилось и, утомленное, неупокоенное, отошло в вечность, где жаждет еще сильнее покоя своего, потому что там нет призрачных удовольствий настоящего века, ложь их изобличилась там для души ясно, и в ней осталась одна пустота, нагота и мрак.

Все земные, а ныне небесные молитвенники, молившиеся невидимому Богу и перешедшие в Царство Небесное за подвиги молитвы, умерщвления плоти и любви к Богу, – обличайте меня, маловерного.

Молельщики! Приготовьтесь к искушениям, которые Господь будет попускать для испытания искренности и твердости вашей молитвы.

Человеколюбная утроба моего Спасителя всегда пред очами моими: лишь взгляну я в нее с верою несомненною, как тотчас получаю исцеление моих скорбей.

Благо, тепло, легко. Вот признаки Божия в нас пребывания.

О Чаше. Когда будете приступать к причащению Святых Таин, да будет внимание ваше приковано к Святой Чаше и к тому, что в ней; ни на одно мгновение не отрывайте своей мысли от Чаши и от содержащихся в ней Тела и Крови Христовых; во Христе да будут утверждены в это время верою и мысли, и сердца ваши.

Держись за Церковь... столп и утверждение истины [1 Тим. 3,15], – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская. Врата адова не одолели Церкви (апостолов, святителей, мучеников, преподобных): смотри, чтоб и ты также остался неодолим.

Все – от Духа Твоего, и все – в Духе Твоем.

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое... Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею [ 1 Кор. 6,13 – 14]: яко Той есть Воскресение и Живот, и Покой душ наших.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [Ин. 6,56]. Заметь, причащающийся пребывает (постоянство) в Нем, и Господь в нем.

На всяком месте владычества Его [Пс. 102,22]... На всяком месте очи Господни [Притч. 15,3]. Может ли человек скрыться в тайное место (например в пещерах), где Я не видел бы его?.. Не наполняю ли Я небо и землю? [Иер. 23,24]. Пещерники. Святые в монастырях, в келиях и пещерах, также в лесах спаслись призыванием чьего имени? – Иисуса. Он и являлся иногда.

Я – тунеядец у Бога и часто – у людей; могу ли негодовать на моих тунеядцев?

Когда говоришь в церкви слово об исполнении какой-либо заповеди, смотри, старайся сам первый исполнить ее. Господь не замедлит послать тебе – в явлении правды Своей противу бесплотного врага – случай к исполнению ее. Укрепи тогда сердце свое показать на деле, что ты сам первый слушаешься повелений Господних. Враг устремляется на тебя с своими обаяниями[12], чтобы заставить тебя нарушить то, об исполнении чего ты вопиял в церкви, и таким образом посмеяться и над тобою, и над словами Господа. Смотри: в какой мере ты восторжествуешь над врагом, в такой мере восторжествуют и люди паствы твоей; как ты исполнишь Божию заповедь – так и они. В этом случае у разумных овец есть какое-то чутье: исполняет пастырь сам то, о чем проповедует, или нет; вероятно, те же лукавые духи дают тайно знать о неисполнении самим проповедником того, о чем он проповедует. Да, враг всеми мерами старается посмеяться над самим проповедником и строит ему козни, чтоб он же первый и нарушил Божию заповедь и таким образом был подобен ему ложь: глаголал бы – и не творил, как книжник и фарисей.

Вхожу в твое положение, любезный брат, беспокоимый частыми приходами гостей незваных, к которым ты сам или не ходишь или весьма редко. Не скорби об этом, напротив, принимай их с веселым видом; не теряй своей награды, которую хочет уготовать тебе Господь на небеси. Он говорит в Своем Евангелии: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?.. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?.. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно [слав.: И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти ], какая вам за то благодарность? ибо и грешники (язычники) дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же [Лк. 6,32 – 34]. А вы, Мои последователи, говорит Он, любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым [Лк. 6,35]. Видишь: мы не лучше язычников, если воздаем друг другу только равное за равное, если оказываем другим любовь с тем, чтобы от них восприять взаимную любовь, если делаем добро с тем, чтоб от них получить благодарность или взаимное добро. Как христиане, мы должны по примеру Отца Небесного делать добро и неблагодарным и злым и не ожидать себе равного возмездия. Вот, к тебе ходят частые гости, а ты к ним нет, или очень редко; или они неблагодарны, не чувствуют оказываемого тобою им добра. И не ожидай от них ничего – взаим дай им хлеб твой, не ожидая ничего, – мало того: будь всегда добр, ласков к ним, как и Отец Небесный благ к неблагодарным и злым. Они не возблагодарят тебя тем же, чем ты, зато тебя возблагодарит в том веке Отец Небесный высочайшими благами.

Кто живет по заповедям Божиим, тот имеет в себе Бога, и с Ним – все небо; а кто нарушает заповедь Божию, тот прогоняет из сердца своего Господа храма тела своего, и с Ним – все небо.

Большая часть людей носят добровольно в сердце своем тяжесть сатанинскую, но так привыкли к ней, что часто и не чувствуют ее и даже увеличивают ее незаметно; иногда, впрочем, злобный враг удесятеряет в них свою тяжесть, и тогда они страшно унывают, малодушествуют, ропщут, хулят имя Божие. Обыкновенное средство прогонять сердечную тоску у людей века сего – вечера, карты, танцы, театры. Но эти средства после еще более увеличивают скуку и томление сердца. Но если, по счастию, обратятся они к Богу, тогда спадает с сердца их тяжесть и они видят ясно, что прежде на их сердце лежала величайшая тяжесть, хотя они часто и не чувствовали ее. О! Как много людей, которые оставили Господа, Источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (живой) [слав.: и ископаша себе кладенцы сокрушенныя, иже не возмогут воды содержати ] [Иер. 2,13]! Весьма много у людей этих разбитых колодцев, почти у всякого свой. Кладенцы сокрушенныя – сердца наши.

О последней судьбе человеческого рода. Что мне сказать об этом предмете? Последней судьбы [человеческой] трепетали и избранные Божии и, чтобы она не была злополучна и для них, оставляли мир, уходили в горы и вертепы, населяли пустыни, чтобы в безмолвии, богомыслии и самоочищении работать Господу, будущему грозному Судии. Они оставили нам памятники своего крайнего трепета: хартии свои, орошенные слезами при живом представлении последней судьбы рода человеческого и исписанные, кажется, слезами, а не чернилами. Какая противоположность сравнительно с ними – мы! Беспечны, беспечальны, бесстрашны!

Когда видишь в ближнем недостатки и страсти, молись об нем, молись о каждом, даже о враге своем. Если видишь брата гордого и строптивого, горделиво с тобою или с другими обращающегося, молись об нем, чтобы Бог просветил его ум и согрел его сердце огнем благодати Своея. Говори: Господи! Научи раба Твоего сего, в диавольскую гордость впадшего, кротости и смирению и прожени от сердца его мрак и бремя сатанинской гордыни! Если видишь злобного, молись: Господи! Блага сотвори раба Твоего сего благостию Твоею! Если сребролюбивого и жадного, говори: Сокровище наше нетленное и Богатство неистощимое! Даруй рабу Твоему сему, сотворенному по образу и по подобию Твоему, познать лесть богатства и яко вся земная суета, сень и соние[13], яко трава дние всякаго человека или яко паучина [Пс. 38,12], и яко Ты едино богатство, покой и радость наша! Когда видишь завистливого, молись: Господи! Просвети ум и сердце раба Твоего сего к познанию великих, бесчисленных и неисследимых даров Твоих, ихже прият от неизчетных щедрот Твоих: во ослеплении бо страсти своея забы Тебе и дары Твоя богатые, и нища себе быти вмени; богат сый благами Твоими и сего ради зрит прелестне[14]на благая рабов Твоих, имиже, о пренеизчетная Благостыня, ущедряеши всех, коегождо противу силы его и по намерению воли Твоея. Отыми, Всеблагий Владыко, покрывало диаволе от очию сердца раба Твоего и даруй ему сердечное сокрушение и слезы покаяния и благодарения, да не возрадуется враг о нем, заживо уловленном от него в свою волю [2 Тим. 2,26], и да не отторгнет его от руки Твоея. Когда видишь пьяного, говори сердцем: Господи! Призри милостивно на раба Твоего, прельщенного лестию чрева и плотского веселия; даруй ему познати сладость воздержания и поста и проистекающих от него плодов духа. Когда видишь страстного к брашнам[15]и блаженство свое в них поставляющего, говори: Господи! Сладчайшее Брашно наше, никогдаже гиблющее, но пребывающее в жизнь вечную! Очисти раба Твоего сего от скверны чревообъядения, всего плоть сотворившегося и чуждого Духа Твоего, и даруй ему познати сладость Твоего животворящего духовного брашна, еже есть Плоть и Кровь Твоя и святое, живое и действенное Слово Твое. Так или подобным образом молись о всех согрешающих и не дерзай никого презирать за грех его или мстить ему, ибо этим увеличились бы только язвы согрешающих, и исправляй советами, угрозами и наказаниями, которые служили бы средством к прекращению или удержанию зла в границах умеренности.

Глубоко верно слово апостола: мы имеем ум Христов [1 Кор. 2,16]. Чем больше я утверждаюсь в Спасителе, тем яснее делается ум мой, тем небеснее; мой [ум] становится Христовым умом.

На стену: сами себе, друг друга и весь живот наш со всеми случаями и обстоятельствами Христу Богу предадим.

Всяческая и во всех Христос [Кол. 3,11].

Делиться с другими дарами Божиими необходимо.

Всеми движениями твоего сердца, всеми мыслями, словами и поступками да руководит кротость.

Имей всегда дух Христов, дух кротости и смирения; помни слова Христа Бога: научитесь от Меня... [Мф. 11,29] и: если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его [Рим. 8,9].

Глубокий мир душевных сил, от искренней и усердной молитвы происходящий, показывает, что молитва есть необходимейшая потребность нашей души, жизнь ее.

Неделя о вдове Наинской. Грехми умерщвленную мою душу воскреси.

Святое дело (например, молитву) свято и делать надо, достойно его, а не с небрежением, не как-либо: ибо проклят человек творяй дело Господне с небрежением [Иер. 48,10].

Ведый, от Кого научился еси.

Будь душою всегда соединен со Спасителем, как тело чрез ноздри, уста и легкие соединяется с воздухом. Иначе бесплотный злодей, соединяясь с твоим сердцем, будет мучить тебя. Иисусе, дыхание мое, не остави мене.

Не примирившись с тем, кто имеет нечто на тя, не молись Господу, не искушай Его, чтоб жестоко не пострадать за то от врага.

Молящиеся! Приготовьтесь к искушениям, которые Господь будет попускать для испытания искренности и твердости вашей молитвы и вашей преданности к Богу.

Иисус – теплота любимая сердца моего. Итак, во мне Иисус, когда есть теплота любимая в сердце; Он со мною и тогда, когда ее нет во мне.

Верою вселиться Христу в сердца ваши [Еф. 3,17]. Видишь, Христос поселяется в сердце. Придем к нему (верующему) и обитель у него сотворим [Ин. 14,23].

С тех пор как согрешил первый человек, люди до того омрачены грехом в самом средоточии своего существа (в сердце), что не имеют весьма часто сознания и чувства вездеприсутствия Божия и думают, что четыре стены и потолок закрывают их от Того, Кто все наполняет, Кто зрит и того, кто таится в сокровенном месте. Может ли человек скрыться в тайное место [слав.: аще утаится кто в сокровенных ], где Я не видел бы его?.. Не наполняю ли Я небо и землю? [Иер. 23,24]. Я наг, и скрылся [Быт. 3,10]. Ан – нет!

Евреев жалили в пустыне змеи в наказание за то, что они добровольно допускали жалить себя духовному змею. Оттого Господь повелел повесить на крест медного змия, в показание, что Господь на кресте победит и сотрет главу змия. Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою [Кол. 2,15]! Воззрение на повешенного змия исцеляло от ужаления обыкновенными змеями, – воззрение очами веры на Распятого исцеляет от ужаления духовными змиями.

Душа моя в Боге как рыба в воде или птица в воздухе – со всех сторон во всякое время окружена Им: Им живет, Им движется, в Нем покоится, в Нем имеет простор свой.

Мысль моя (светла или мрачна), помыслы, осуждающие или оправдывающие, сердце мое (покойное и радостное или скорбное и стесненное), организация тела моего, организация миров и земли, нами обитаемой, со всем, что на ней и около ней, – говорит неумолкно о непрестанном присутствии во мне и со мною Творца моего и вашего. Да бежит от меня всегда далече темная и глупая мысль, что покинул меня Бог мой, что Он не всегда со мною.

Да помнит всегда душа моя, что Бог Слово, вместе со Отцем и Духом, в каждое мгновение носит все миры словом силы Своея, в том числе и мой малый мир – душу и тело – и каждое мгновение знает не только число моих власов, но и число и качество моих мыслей и движений сердечных, так как все пред Его яснейшими очами есть и совершается.

Да ведает душа моя, что так как все из Бога произошло и в Боге существует, то по тому самому Господь Бог совершеннейшим образом во всякое мгновение знает о существовании и качестве каждого существа и что Он в каждое мгновение поддерживает данными от Него именно законами природы существование его. И мы, написавши какую-либо книгу, знаем о всем ее расположении и составе, о всех мыслях, в ней помещенных, и когда другие высказывают нам мысль, особенно план нашей книги, мы говорим, что это наш план, наша мысль. Как же у Господа отнять все – знание всех миров, всех тварей, всех вещей в мире с их качествами и состояниями? Не книга ли они Божия? Итак, душа моя, благоговей к Творцу твоему каждое мгновение твоей жизни и ведай, что Он во всякое мгновение знает всю тебя, что Он поддерживает и живит тебя и все необходимое к бытию и благосостоянию твоему подает тебе! И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? [Прем. 11,26].

Иногда молитва бывает легка и благопоспешна по благодати Божией, а иногда чрезвычайно трудна, с крайнею скорбию и тяжестию, когда Господь испытывает нашу веру и терпение.

Благодарение Господу, возвеселившему меня неизреченно причащением Святых Таин Своих 10-го октября 1860 г. (Ранняя – прошенная обедня.) Накануне я сильно бедствовал внутренно весь день. Дивное дело: когда погрязаешь во глубине скорбей и не видишь им исхода и конца, тогда-то благодать Божия и является на помощь нам.

Как лишенные благодати, мы чувствуем необыкновенную тяжесть и скорбь в теле и душе и тяжесть одного увеличивает тяжесть другой, так, окропленные росою благодати, мы чувствуем себя легко, легко и по душе и по телу, и благодать сердечная делает как бы незаметными скорби тела.

Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него [Флп. 1,29]. Радуйся же, возлюбленный, когда скорби сердечные гнетут твой дух, когда злой дух томит тебя притоком мрачных мыслей и одно другого мрачнейших чувств и движений сердца, когда он вливает в твое сердце яд сомнения, неверия, хулы, ропота. Борись крепко – вот часы, в которые искушается твоя вера, преданность и любовь к Богу и после которых ты должен выйти победителем. Дорожи этими часами: скорби, удачно в то время перенесенные, низведут на тебя после новые милости Божии, новые силы к преуспеянию в вере и добродетели. То обстоятельство, что скорби постигают нас после доброго какого-либо дела, показывает, что они – особенная к нам милость Божия.

Когда будете приступать к причащению Святых Таин, да будет внимание ваше приковано к Святой Чаше и к тому, что в ней; ни на одно мгновение не отрывайте своей мысли от Тела и Крови Христовых; во Христе да будут утверждены в это время и мысли, и сердца ваши. Если же нет – горе вам: враг поспешит всеять в ваше сердце яд своей лжи.

В мале скорби наказание Твое нам. Господь недолго оставляет нас в лютых скорбях.

Дивное дело! Когда омрачает душу нашу какая-либо страсть, мы теряем веру и чувство вездеприсутствия Божия!

Как мы бываем благодарны доктору, когда он нас лечит усердно и особенно когда вылечит нас от болезни! Но идет ли в какое-либо сравнение с земным и телесным врачом Врач Небесный, Господь наш Иисус Христос, – Врач вместе и душевный и телесный? Сколько раз Он исцелял и исцеляет нас от душевных недугов, иногда в один день и даже час! Только помолись от сердца, с усердною верою – и исцеление готово. А как мы благодарны такому преблагому, премудрому и всемогущему Врачу? Земному врачу сыплем и слова признательности и деньги, а Небесному ничего – потому что Он ничего не берет? Но Он ищет нашей любви к Нему, нашего сердечного обращения, нашей признательности к Нему, Он даже принимает от нас и деньги в лице нищих.

Как крайне нечистый сердцем, я всю жизнь должен глубоко смиряться во всякое время, везде и пред всеми.

Когда зайдешь в храм, вспомни, что в нем всегда очи и сердце Господа и самое пречистое Тело и пречистая Кровь Его, исполненные Его Божеством (в Нем обитает вся полнота Божества телесно [Кол. 2,9]), – и стой и молись с верою, благоговением и страхом.

Паки и паки от Господа милость великую получил сегодня (14 июня): связанного и палимого духом злобы и скупости, Он разрешил меня и мир подал мне, падшему. Обращайтесь, согрешающие братия, скоро, неленостно, с живым упованием к Спасителю – и Он будет всегда спасать вас.

Да будет для меня выше всего, выше всех моих выгод, выше и дороже моей жизни заповедь моего Спасителя. Так должен христианин располагать сердце свое, когда предстоит ему случай исполнить заповедь Христа Спасителя.

О Тайнах. Мне и минута ужасна без веры в Твое Тело и Кровь. Ратуя за веру в Тайны, я ратую за мир души моей.

Если я неискренно буду просить Господа о неосужденном причащении, [то] тогда Он наказывает меня.

Когда преткнешься в церкви на словах, нимало не смущайся, но оставайся покоен.

О грубых лицах поселян. Эти грубые черты лица, эта чернота лица, чернота и грубость рук – отпечатки тяжких, ежедневных трудов, иногда на палящем зное солнца. Эта тусклость очей – следы часто проливаемых слез о бедности своего положения. О, сколь предпочтительнее для меня эти грубые, черные лица простых поселян – нежных, белых лиц; и эти грубые, черные руки их – нежных и белых рук жителей городских, привыкших проводить время больше в праздности и рассеянности или в легких, сравнительно с сельскими, трудах.

Из действия в нашем сердце двух противоположных сил, из коих одна крепко противится другой и насильно, коварно вторгается в наше сердце, всегда убивая его, а другая целомудренно оскорбляется всякою нечистотою и тихо удаляется от малейшей сердечной нечистоты (а когда в нас действует, тогда умиряет, услаждает, оживляет и радует наше сердце), то есть двух личных противоположных сил, – легко убедиться, что несомненно существуют и диавол, как всегдашний человекоубийца, и Христос, как всегдашний Жизнодавец и Спаситель. Один – мрак и смерть; Другой – свет и жизнь. Потому, боголюбец, если ты иногда замечаешь в уме и сердце крайний мрак, скорбь, тоску и тесноту, и неверие как силу, крепко противящуюся вере Божией, тогда знай, что в тебе сила, враждебная Христу, – диавол. Так, эта сила, темная и убивающая, прокравшись в наше сердце чрез какой-либо грех сердца, часто не дает призывать Христа и святых и скрывает их за мглою неверия. Для чего? Для того, чтобы терзать человека, потому что вера спасает нас от его козней. Но этим-то она и доказывает, что есть противная ей, державная сила Христа Бога, к которой она не допускает нас чрез мерзость неверия и которая посредством нашей веры сокрушает ее и саму ее содержит узами мрака для будущего суда. Потому тогда-то и нужно употребить все усилия, чтобы с верою призывать Христа Спасителя.

Я – ничто пред моею матерью.

Слава имени Твоему, Господи, – великому, сильному и грозному, бесов прогоняющему и исцеляющему сердца наши от лютых мучений страстей!

Слава и Кресту Твоему честному, именем Твоим изображаемому! Он также силен и грозен именем Твоим. (17 июля 1860 г. Опыт.)

Милость, оказанная брату, вменяется нам в заслугу любви и будет вознаграждена. Ни одна жертва, принесенная на алтарь любви, не будет забыта Богом, Который есть Любовь. Потому всякий усердствуй, так или иначе, в любви к брату, снисходя ему в его слабостях, да и Бог, видя твою любовь, хотя в малой мере оказываемую, возлюбит тебя много и простит тебе твои слабости.

Того, кто надоедает твоему ветхому, плотскому, греховному страстному человеку, ты люби всегда, как себя: он бич, исправитель твой по Божией благодати; да притом, если только ты любишь любящих тя, кая тебе благодать (награда) есть? И мытари и язычницы то же делают [Лк. 6,33]. Твое любомудрие, как христианского священника, должно всегда стоять несравненно выше. Ты не должен быть самолюбив и из-за любви к себе презирать, оставлять без исполнения заповедь Христову, но ставить ее всегда выше себя, выше самой жизни своей.

По благодати Божией часто одно слово, скрытое в сердце, укрепляет его, делает его непреклонным на зло и освобождает его таким образом от внутренней тесноты и томления. Так на молитве, так и в жизни. [ Скрых о словесе. ][16]

О стяжании каждым христианином навыка поспешно обращаться к Богу с прошением обо всем (как немощь – к Источнику всякой силы и всякого блага): просите с благодарением (за все благодарите [1 Фес. 5,18]) и с славословием, по подобию Ангелов, взывающих выну[17]: аллилуиа!

Если хочешь, чтобы Бог внимал твоей молитве, внимай ей прежде сам с верою, говори ее в сердце.

Сон. Один не имеющий, не стоящий доверия у своих братий крестьянин или мещанин просил меня, как лицо, которое почтенно и заслуживает доверия, выпросить для него в долг две тысячи рублей. Я стал просить, и мне до слова дал деньги сапожник Андреев, только не все сполна, а меньше, потому что он видел невозможность уплатить со стороны того человека, на имя которого я просил и которого взял на свою ответственность. Что этот сон значит? Значит, что если люди по доверию к нам исполняют наши просьбы за других, тем больше Господь Бог. А я просил с вечера о болящей Екатерине (Лебедевой).

Всякий грех, страсть, порок, нечистая мысль, нечистое желание существуют под условием целого царства злых духов как смрадного океана зла. Наши грехи – потоки из этого умственного, смрадного, мертвого моря. Отчего образовалось Мертвое море на месте погибших беззаконных городов Содома и Гоморры? В показание того, что жители этих городов еще при жизни были мертвым духовным морем.

Необходимо каждое мгновение внимать своему сердцу. В противном случае невозможно нравственное усовершенствование: умные, или духовные тати будут часто окрадывать духовное достояние души.

Мать, будучи бедна, воспитала нас, скорбела и болела сердцем об нас, радовалась нашему благополучию и нашему прибытию в ее дом. Кто перечислит благодеяния родителей? Картина благодеяний родительских, живописуйся всегда предо мною!

Если идешь к кому-либо по какому делу или в гости, иди с духом смирения и любви, но отнюдь не с духом неприязни и гордости. В первом случае тебя встретят с лицом веселым, в последнем – неблагорасположением. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2; Мк. 4,24]. Души чуют друг друга. Тверди, идучи к другому, в сердце заповедь Божию: возлюби ближнего твоего, как самого себя [Мф. 22,39].

Сребролюбцы, как тати, чрезвычайно боятся, как бы не узнали и не сказали другие, что они богаты, – и точно они тати, потому что похищают дары Божии у бедных. Они обижаются и раздражаются, когда напомнишь им о полноте их денежного кошеля.

Ты, раб Божий, когда враг будет смущать тебя заботами об излишних издержках в дому, говори ему: не хочу об этом и думать, как [о мелочи]. Вся дума моя – Бог, душа моя, мое спасение и других.

Страсти находят на душу и помрачают ее быстро, как скоробегущие облака солнце, – но проходят нескоро и трудно, сказываются смущением души, и всякий грех сказывается смущением. Мир – Господень дар, и он принадлежит добродетели. Мир вам [Лк. 24,36; Ин. 20,19]. О мире больше всего заботься: мир плодотвори для жизни семейной и общественной, он необходим для всех занятий. Смущенный делает не то, что надо, или ничего не может делать. Направи ноги наши на путь мира [Лк. 1,79].

Едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся [1 Кор. 10,17]. Вот какой характер отношений должен быть у нас к другим – характер единства во всем.

Умирающий Пушкин говорил: смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил (разумея тоску сердечную и боль всего тела)... не хочу. Так я должен говорить, когда на меня напирает какая-либо страсть.

Господи, благослови!

Ни для кого из приходящих не щадить ничего. Этого требует спокойствие мое, благо мое, достойное прохождение священного звания; этого требует Бог как дела богоугодного. Все предлоги прочь. Не обращать внимания на снедомое; представлять, что все это – дары Божии, общие для всех, что ты только приставник.

Некоторые способны молиться только за другими; другие и за другими не способны молиться и предаются непонятному равнодушию и холодности на молитве: чужда их сердцу, незнакома, далека молитва искренняя.

Михаил Измаилович [Г...] с покойною твердостию, постоянством молитвы взирал к Богу и ни на кого не обращал внимания, будучи во время чтения молитв (сам читал) выше всех и повелевая всем. Странно, что один чиновник, стоявший сзади его и плюнувший во время молитвы на пол, выслушал с уважением его выговор и стал покойно впереди. Вот какое величие и какая повелительность духа в твердых верою людях!

Имей всегда в виду закон постепенного (gradualis[18]) действия законов природы и помни, что язык твой подчинен тому же закону: не надо при выговоре торопиться. Мысль, как чадо духа, быстра, бегла, мгновенна; но язык, как плоть, косен, неповоротлив: надо помнить его немощь.

Не иди на всех парах там, где тесно от других судов: разобьешься и пойдешь ко дну и потопишь тех, которые были с тобою на судне (Церковь). Тихонько, не торопясь.

Господь мой неистощим в дарах Своих – говори бесу скупости.

Кронштадт – город мзды неправедной, город пьянства, разврата, разбоя, картежной игры, город всех увеселений бесовских (управляющий, губернатор, секретарь Думы, стряпчий, архитектор, губернатор – не говоря о других)...

Бессильный, мертвый денежный капитал! Обладающий тобою все почитает себя бедным, все боится обнищать и все желает и ищет больше и больше; он даже прямо называет себя иногда бедным! О бездушное сребро, о глупая страсть! Как вы сами доказываете свою безжизненность для сердца человеческого [...] каменную тяжесть.

Во славу трех Странников, явившихся Аврааму, принимай трех братьев[19]– родных братьев, заметь это, как и Три Лица Пресвятой Троицы совершенно родственны и, находясь друг в друге, принадлежат друг другу.

Собственными очами видел я прославленных нетлением и чудесами новгородских чудотворцев, святителей, преподобных и Христа ради юродивых, которые спаслись в исповедуемой мною вере – чрез молитвы и Таинства нашей Церкви; сам лобызал их скверными моими устами.

Помни, что малейшая привязанность к тленным благам есть лютая болезнь твоего сердца, – и уймешься.

Совершенно предайся Господу во всех обстоятельствах твоей жизни, даже в посещении тебя гостями: они посещают тебя по допущению или по воле Промысла, и траты твои на них Господь непременно вознаградит втрое больше. Опыты, на мне и на других явно замеченные!

Когда грех лезет в душу негою, удовольствием, скрепи сердце твое чистою любовию к Богу. Почему сердцем любим?

Благодатию утверждати сердца [Евр. 13,9].

Польза молитвы. Молитвами утренними и вечерними строится в благообразное здание и возводится к совершенству, скрепляется вся жизнь христианина. Сюда также относится и общественное богослужение. Но надобно только, чтобы эти молитвы домашние, это хождение в храм Божий были искренни, разумны.

...Презирати плоть, преходит бо, – самую плоть свою, не только вещественные блага. Душа моя! Научись презирать вещество и уважать дух и его духовные потребности. Восприими свое природное достоинство, свою власть над веществом.

Господи! Даруй мне относительно вещественных благ ходить в простоте сердца, не обращая на них усиленного внимания.

Господи! Даруй мне иметь должное уважение ко всякому человеку, посещающему часто дом мой, иметь доверенность к совести каждого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.