КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От издателей 1 страница
Дневник. Том 3. Св. прав. Иоанн Кронштадтский Я живу уже долго и оставила позади больше половины века. Люди моего возраста склонны думать о нынешнем состоянии мира примерно следующее: «Ну, конечно, этот мир жесток, но, думаю, так оно и должно быть. Со стороны страна вроде Японии кажется мирной. Может, мы можем просто сказать, что волноваться не о чем и все так и оставить», «Ну, что мы теперь уже можем поделать? Мы так далеко зашли». Любовь, справедливость, будущее – вещи, в которые мы безоговорочно верили, находятся на гране исчезновения. Может, именно в таком мире мы сейчас и живем. Прошло около трех лет после первой публикации третьего тома. Уверена, вы согласитесь, что эти три года можно назвать бурными. Людские сердца, ценности, состояние общества, процессы в нашем мире – все это меняло направления, мутировало и изменялось с головокружительной скоростью. Всем привет. Это Асано. Спасибо, что составили мне компанию в мире «Номера 6». Но все равно, после встречи с этими мальчиками, которые продираются сквозь улицы щебня, отказываются принимать мир, полный хитрости, пытаются выстоять против суровой реальности и каждый день остаются самими собой – я пришла к мысли, что не могу приукрасить все это или просто сдаться. Хоть я и говорю так, я не знаю, что я могу сделать, что мне стоит сделать, и я борюсь со своими мыслями и могу лишь колебаться в нервирующей неопределенности. Может, я боюсь предпринять первый шаг из-за страха перед болью. Угх, уверена, Нэдзуми сейчас надо мной смеется. Взрослым можно придумывать отмазки и сдаваться; какие бы обстоятельства ни возникли, им остается винить только себя. Но у молодежи все не так. Они должны продолжать жить и выживать. Они не могут так просто смириться с отчаянием. Увидеть мир с их точки зрения; начать с того места, где я отвергла отчаяние; охватить этот мир словами, не являющимися подделками – смогу ли я это сделать? Я очень надеюсь бросить вызов себе и окружающей реальности, используя «Номер 6» в качестве своего оружия. У меня мало шансов на победу, но мне хочется верить... я, хотя бы, не проиграю в сухую. Моя сердечная благодарность тем, кто дочитал до сюда.
Лето 2007 Асано Ацуко
[1] В пер. М. Лозинского [2] Англ. «cravat» - дословно переводится как «галстук, шейный платок». Я не переводила имя в тексте, ибо для уха Фрай обращение к мышке «Галстук» звучит как-то не очень) [3] Перевод П. Грушко Текст Священного Писания, цитируемый автором на церковно-славянском языке, приводится в издании в русском переводе. Отступлением от общего принципа цитирования являются некоторые стихи, которые приводятся на славянском языке, что в стилистическом или смысловом отношении представляется более целесообразным. Параллельный церковно-славянский текст некоторых цитат, необходимый для понимания авторского толкования, внесен редакцией и печатается в квадратных скобках: Надежда моя – на Тебя [слав.: и состав мой от Тебя есть ]. В издании используются следующие условные обозначения: (Лк. 1,1) – указание на цитату Священного Писания, сделанное автором; [Лк. 1,1] – указание на цитату Священного Писания, сделанное редакцией; [...] – непрочитанное слово; [славою] – предположительно прочитанное слово; [ животных ] – отсутствующее в тексте, но необходимое по контексту слово, внесенное редакцией. =1859-1860= Епитимии [мне]. Ежедневно размышляй о вере, надежде и любви, особенно о любви Божией к нам. Чего я пожалею для овечки, искупленной Кровию Сына Божия. Вот, мы оставили все и последовали за Тобою [Мф. 19,27; Мк. 10,28]. Девиз священника. Степан, Владимир. Противостаньте... и убежит от вас [Иак. 4,7]. Опытом дознана справедливость. Внимайте: диавол употребляет в свою пользу все немощи тела человеческого, чтобы только осквернить или внутренне мучить человека. Маминька Феодора именинница 11-го февраля. [В тот] же день деду Власию память. Ille – caput domi, tu – eius filius...[1] Кто ходит очень часто, того как можно ласковее принимай. Плоть человеческая и сердце человеческое; о их значении в жизни человека. Venite rarius et mihi svaviter accipere vos erit.[2] Крайне остерегайся совпадения двух кушаньев – каши и оладий: большой вред для желудка. Больше овощи кушай и жидкости. Не ешь вместе черного и белого хлеба: худо варится в желудке и приливы крови происходят. Сон. Я был на колокольне. Вдруг бурею несет огромную волну воды: ближе и ближе; поднялось уж на сушу, по колокольне поднимается вверх; я (душа моя) взбираюсь вверх по ступеням, смотрю в окно на море: страшная буря и потоп везде производят страшные явления: рев, на колокольне звон, все тонет – домы, суда, люди. Колокольня – мое тело; прилив воды – прилив крови в теле. И теперь чувствую себя нехорошо от этого прилива. Не есть мясного вечером. Не есть лакомой пищи, а грубую и суровую, и немного. Держать диету. Прелесть страстей. Как Авраам [...]. Книга: Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния. Молитва – живая вода нашей души. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Да буду здрав духом и телом, да буду добрый и веселый, да демон гордыни и злобы [отбежит] от нас и ктому[3]да не внидет к нам; и исцели страсти моя лютыя и неудобь исцельныя. Да наполнится книга сия умным[4]светом во славу Триединого Бога. Аминь. Бесконечно много я тебе обязан. К услугам матери все мое достояние и все сердце. Первоначально этим языком деревенским я говорил. Архимандрит. Тише едешь, дальше будешь. Помни эту пословицу, когда говоришь и делаешь что-либо. Нравоучения – особо. Опыты и наблюдения – особо. ...Верою вселиться Христу в сердца [Еф. 3,17]. Покой моего сердца в горнем и духовном, а не в дольнем и вещественном. Тысячекратно испытало это мое сердце. Несчетное число раз сердце мое учило меня муками своими, происходившими от жаления дольнего, презирать и считать сором все дольнее, и покоем и блаженством своим от прилепления к горнему дорожить всем горним и духовным, жалеть расставаться и на минуту со всем духовным и святым. Даруй же мне, Господи, присно[5]горняя мудрствовать и совершенно отвергнуть дольнее мудрствование. Надеюсь на благость Твою. Возведох очи мои в горы, отнюдуже [6] приидет помощь моя [Пс. 120,1]. Чаще молись так: даруй мне, Господи, возлюбити Тя всем сердцем моим, и всею крепостию моею, и всем помышлением моим и ближняго моего, яко себе самого. Пусть все служит любви. Везде созерцай любовь. Вырвавши с корнем злобу из сердца, ты вырвешь нож острый из рук убийцы (диавола), всегда тебя преследующего. Сон. Злобный убийца с ножом гнался за мною и загнал в такое место, где нельзя было ни взад, ни вперед идти (костры), и в этой крайности меня защитил какой-то добрый человек (Ангел), и я вырвал нож из рук убийцы. Уныние есть хула на Духа Святого. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом [Мф. 6,32]. Христос – хлеб животный. Я есмь хлеб жизни [Ин. 6,48]. Ломающийся. Все нипочем, если любви нет. Если... любви не имею, нет мне в том никакой пользы [1 Кор. 13,3]. Живот мой Христос, а не деньги, не снеди. Убо[7]попираю снеди; возлюблю единого Христа. В духе нелюбви – диавол: знай и помни всегда. Душевное волнение от неудовольствий всегда влечет за собою порчу крови и болезненное устремление ее к какой-либо оконечности тела. Если здесь за несколько минут греха платишь целыми сутками (днями и ночами) мучений внутренних, то как несомненно отсюда заключить, что за целую, или не целую жизнь беззаконий необходимо будет платить целою вечностию мучений. О! Как несомненно! Итак, наказуй меня, Господи, нещадно в нынешнем веке, но свободи меня вечных мук в будущем! Здесь степень мучений за грех бывает неодинакова: иногда мучишься безотрадно, иногда бывает отраднее. Так будет и в том веке: муки иных будут крайне люты и безотрадны, других отраднее, иных – еще отраднее, смотря по делам каждого. То же сказать следует и о блаженстве праведных. И здесь иногда выше блаженство внутреннее, иногда – ниже; иногда скачешь, играешь от внутреннего небесного восторга, иногда только упокоеваешься сердцем и чувствуешь себя легко и приятно без восторженности. Так и в будущем веке. Всему начало полагается здесь, и по здешнему можно отчасти судить о будущем. Для всего, что будет в будущем веке, полагаются основания и залог здесь. Вы. Есть ли у вас кротость и смирение сердца? Обратите на это все ваше внимание. Родители – воплощенная благость. Живая вода Духа Святого да наполнит мое сердце, и да потекут реки воды живой [Ин. 7,38] от сердца моего во славу Божию и спасение людей Божиих. На ночь не пить молока больше одного стакана, и то с булкой. Остерегайся пить особенно с мягким черным хлебом. Послушаете – ладно, не послушаете – Бог с вами. Я свое дело сделал. Ответу не подлежу. Но скажу, что по своему крайнему разумению хочу быть вам полезным. Глас пастыря прихожанам. Обратить внимание на их веру и жизнь. Как они веруют и как должны веровать; как живут и как должны жить. Указать на подробности. Объяснить подробно веру с приложением ее к их положению; показать значение жизни христианина и сообразно с этим показать правила жизни, определяемые их положением. Советую вам больше всего познать сердцем своим Христа. Знайте своего Жизнодавца – Бога Отца, Его Сына Единородного и Его Духа Всесвятого – Три Лица во едином Существе, и знайте, что между Ними такое тесное общение, какое общение между нашею мыслию, словом и дыханием. Как человек – не человек, если у него нет чего-либо из означенных трех – мысли, способности слова или дыхания, так Господа Бога никак нельзя представить без которого-либо из Трех Лиц – таково Его Существо: то есть Одно – в Трех Лицах. Полюбите молитву и молитесь всегда от всего сердца, всем существом; особенно старайтесь любить друг друга от чистого сердца. Помните, Кто заповедует вам любовь, – Тот, Кто Сам возлюбил нас до креста и смерти и побуждение и пример для нас в этом. Всеми мерами избегайте страстей, именно: наклонности к гордости, сладострастию, к пьянству, к гневу и раздражительности, к воровству и обману. Вы знаете заповеди, данные Богом древним людям, жившим до Рождества Христова: не убивай, не прелюбодействуй, не кради [Исх. 20,13 – 15] и прочие. Господь требует, чтобы эти заповеди, данные древним, были непременно исполнены и нами, притом – лучше, совершеннее. Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам... [Мф. 5,21 – 22] и прочее. Бойтесь предаваться страстям особенно потому, что страсти свои, если вы супруги, передаете своим детям. Если вы были склонны к пьянству, к прелюбодейству, к объядению, скупости – это передадите вы и детям. Примеры исторические и наблюдения показывают, что это бывает так почти всегда. Пожалейте же свое будущее племя; не приготовляйте им заблаговременно или погибели, или сильной борьбы со страстями, вами им переданными; помните, что во чреслах ваших есть зародыши будущих живых существ, во всем подобных вам, которые существуют теперь только в возможности бытия. (Разобрать каждую страсть поодиночке и потом сказать побуждения.) Исполните это, чтобы вам не быть в ответе за погибель детей. Гордость, честолюбие часто также переходят; и соседи, видя потом гордого сына гордого батюшки, говорят: какой гордый человек такой-то – по отцу пошел: отец-то у него такой же гордый. И это можно приложить почти ко всякой страсти. Без того велико владычество греха и диавола – не распространяйте его еще более своими страстями, и не опечаливайте Небесного Отца Бога, Сына Его Единородного, Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святого – нашу жизнь, наш покой сердечный и радость. Бог – Виновник всех благ, Виновник нашей жизни, нашего довольства, душевного и телесного, и всех чистых наших радостей жизни, а мы – виновники печали для Господа: постоянно опечаливаем Его своими беззакониями, которых Он крайне не хочет видеть в нас, гнушается ими, как смрадом отвратительным, и всячески хочет нас очистить от них, чтобы соединить нас с Собою и облаженствовать нас на бесконечные века. Помните еще, что будет для всех Суд нелицемерный; этот Суд Бог Отец дал Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу, яко Он Сын Человечь есть, чтобы нас судил не только Бог, но и человек: в этом радость для праведников и – отчаяние для грешников нераскаянных. Первые возрадуются, в надежде, что Сын Божий, облекшийся в природу нашу, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха [Евр. 4,15], не потребует от них для блаженства вечного добродетелей высочайших, а тех только, которые совершить можно было силами человеческой поврежденной природы; вторые отчаются – потому что не сотворили и тех добродетелей, которые можно было удобно совершить силами человеческой природы, которые, в пример нам, совершил Сам Судия, когда был на земле и жил с людьми. Ожидайте несомненно воскресения мертвых и жизни будущаго века. (Поместить здесь: Символ веры; молитву; блаженства евангельские и десять заповедей: собрать все.) К исповеди и Святому Причастию ходите ежегодно: убеждение и побуждение. Все Таинства почитайте как дела величайшей, неоцененной милости к нам Божией, в которых Бог подает нам Свою Божественную, оживотворяющую нас благодать, и присутствуйте при них со всем вниманием и благоговением. Вслушивайтесь в молитвы, при этом читаемые священником, и в действия, им совершаемые, и, если не знаете, спрашивайте об их значении. Во время Таинства Брака не обращайте исключительного испытующего внимания на жениха и невесту, а стойте лицом к святым иконам, зная, что место церковь – не зрелище; а то вы ради жениха и невесты забываете Бога и оскорбляете Его своим невниманием и пренебрежением в самом доме Его, где Его сердце и очи всегда. Не увлекайтесь духом настоящего века – духом безверия, крайнего самолюбия, своекорыстия, житейских выгод, жизненных удобств, приверженности к земле и забвения о небе, о вечности. Предложить также наставление о молитве – вообще и порознь. Обязанности к Ангелу-Хранителю. Детей своих учите прежде и больше всего Закону Божию, вере, молитве, заповедям Божиим, чем игре на инструментах и языкам. Как слово человеческое открывает, что есть на уме и на сердце человека (открывает ум – незримый, владычественный, творящий), и чрез слово, открывающее ум или мысль, исходит из человека дыхание, так, несколько подобно, Слово Божие являет нам Отца – этот великий, все сотворивший Ум, и чрез Слово же вечно исходит и является людям от Отца Дух Святой, Животворящий, Который есть сила Вышнего (сила Вышняго осенит Тя [Лк. 1,35]). Теперь понятны слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть [Мф. 11,27]. Видишь? Только Сын открывает людям Отца, как наше слово сокровенную в душе мысль нашу. Вот какое теснейшее единение между Отцем и Сыном! И каждому Лицу свойственно владычество и Свое, так сказать, дело. Потому Спаситель говорит ученикам: ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам [Ин. 16,7]. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын... Он явил [Ин. 1,18]: мы опираемся в познании Бога на Сына Божия – говори диаволу. Слава Тебе, Сыне Божий, открывый нам Таинство Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Духа Святого. Слово Твое – истина; всеми и каждым порознь словесами Твоими мы живем. Они – наши сладость, покой, жизнь; особенно же – слова об Утешителе. Сегодня воззвал я с верою дома к образу Спасителя о прощении грехов и ослаблении, и Господь помиловал меня: стало легко, легко. Укрепляйся в несомненном призывании Утешителя Духа: Он весьма хорошо известен тебе. Ты так часто призываешь Его на Святые Дары, и Он по твоей молитве непременно прелагает, пресуществляет их всегда – и ты вкушаешь сам многократно плоды Его Божественных действий. Носи всегда в сердце, в памяти и на языке Христа – и ты будешь любить всех, как Он всех возлюбил до креста и смерти. Един Сый Животе всех Христе Боже, помилуй мя! Тако говори над Святыми Дарами. Жив Господь мой Иисус Христос: Он спасает меня постоянно. О, жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне [Пс. 118,175]. Теплото любимая, Иисусе! Огрей мя! Сердцеведец, говорится, а не Мыслеведец. Вземлет слово от сердца их [Лк. 8,12]. Рассудок – фейерверк. Сердце – ядро фейерверка; рассудок – разлетающиеся в разные стороны от ядра осколки; ствол – душа. Призывал я Бога моего дома, в церкви и под открытым небом, и Он благосклонно слушал меня и миловал меня, Милость моя. Молитву надо положить на сердце, силу слов [ее]. Бог – Мысль моя, то есть Мысль мысли моей. Вот отцы ваши, матери ваши, братья и сестры ваши в Церкви святой, в ее последованиях. Дух их там живет. Не торопись начинать молитву. Утверди наперед в сердце веру, что Бог есть, видит и слышит, мир в сердце. Продолжая молитвы, надо входить мыслию в сущность слов и полагать их на сердце. Желай сердечно исправляться. Почему надо много терпеть в этой жизни? Потому что свобода добру и злу дана, или добрым и злым, и они должны проявить свои наклонности; святый да освящается еще... нечистый пусть еще сквернится [Откр. 22,11]. Говори чаще: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [Пс. 72,26]. Близость моя! Надежда дышит молитвою, как воздухом, и питается добрыми делами, как пищею. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [Мф. 5,7]; суд без милости не оказавшему милости [Иак. 2,13]. О уповании: Римлянам, [гл.] 8, последние стихи.[8] Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире [1 Ин. 4,4]. Христос видимо побеждает во мне всегда диавола, лишь бы я веровал в Господа искренно в Тайнах. 9 мая. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? [Рим. 10,14]. Если в мирских делах для их успеха требуется постоянное внимание к ним и хранение ума и сердца от омрачения страстями, то тем более в делах духовных. Как в мирских делах, например в войне, и искуснейшие проигрывают дело иногда в один час оттого, что допустили страсти омрачить свой ум, так и в духовных, – в одну минуту проигрываем иногда весьма большие успехи в добродетели оттого, что по оплошности и душевной дремоте допустили страсти омрачить наше сердце. Блюдите убо, како опасно ходите [Еф. 5,15]. Странное обстоятельство, что люди умные, образованные часто не считают для себя непременною обязанностию молитву и не молятся, или молятся, но так, что беспристрастный взгляд разума не одобрил бы такой молитвы. Как должно быть отрадно и утешительно повиноваться Церкви, вернейшей, мудрейшей руководительнице к вечному спасению. Она спасла миллионы; спасет и нас с тобой, если мы будем ей верны. Отрадно потому, что Глава ее Христос – тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви [Еф. 5,32] – и Дух Святый. Дух Святый поставил вас блюстителями... [Деян. 20,28]. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [1 Кор. 3,16]. Помните, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа [1 Кор. 6,19] и что вы не можете обойтись без Духа Святого, когда молитесь Христу. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [1 Кор. 12,3]. Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится... [Лк. 1,15.) Как много значит не пить вина и сикера! Непитие тесно связано с вселением Духа Святого. Тело и Кровь Спасителя значат то, что Он всегда с нами в Тайнах осязательно, как в других случаях – благодатию. Иконы в храмах необходимы для успеха молитвы: они необходимо требуются существом нашим. Молясь, мы естественно усиливаемся живо представить в душе образ Того Лица, Которому молимся, и без живого представления нет успеха в вере и молитве, – хотим очами сердца видеть Лице, якоже есть [1 Ин. 3,2]. А Церковь этому требованию нашей природы только помогает, когда предлагает нам иконы. Что значит умовение ног? Святые писатели под ногами разумеют душу. Направить ноги наши на путь мира [Лк. 1,79]. Не даст Он поколебаться ноге твоей [Пс. 120,3]. Значит, умовение ног есть как бы и умовение души. Вы чисты, но не все [Ин. 13,10]. Величайшая добродетель и святость и величайшая мерзость греха и злодеяния граничат ближайшим образом по причине свободы человека. И по хлебе причащения входит иногда в душу сатана, и после усердной молитвы человек может впасть в тяжкий грех. Со всеми обращайся кротко даже тогда, как они виноваты пред тобою. Приобучай дух твой к кротости и смирению и для этого старайся удерживать порывы раздражительности тогда, как другие делают тебе несправедливости. Все старайся делать с кротостию. К молящимся можно приложить притчу о сеятеле и о семени. Как огонь не может гореть без воздуха, так душа не может ни мыслить, ни чувствовать спасительно, ни делать без Духа Святого. Величайшее торжество слова нашего Господа состоит, между прочим, в том, что Он предсказал с очевидностию успехи и неуспехи Своего слова и в наказание не внимающим Его слову или не последующим Ему предсказал то величайшее несчастие, что оно не принесет в них никакого плода, равно как величайшее блаженство слушающим предсказал, что оно принесет в них тридцатый, шестьдесятный и стократный плод. В нынешнем Евангелии читана была, возлюбленные братия, одна из самых замечательных поучительных притчей Спасителя о сеятеле и о семени, почему Он и заключил ее так: кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 11,15; 13,9; Мк. 4,9]. (Слух, уши – душа: слуху моему даси радость и веселие [Пс. 50,10]). В этой притче, как и во всем учении Христа Спасителя, явно видим Бога, видящего сквозь сердце каждого человека или, как говорит Священное Писание, испытующего сердца и утробы наша [Пс. 7,10; Иер. 11,20], все, что в них есть скрытного, все духовные извилины и закоулки их, все неправды или правды его. Наперед извещаю вас, братия возлюбленные, что одних эта притча осудит и поразит как бы наголову, повергнет в стыд и посрамление, а других восхвалит и принесет в сердца их мир и благословение Божие. Итак, внимайте. Сердцеведец взирает на вас и ожидает плода от Своего слова, чрез меня, смиренного и многогрешного, вам проповедующего. Это слово должно послужить для вас руководством на будущее время при слушании слова Божия в церкви. Отчего головные нервы скоро раздражаются и утомляются, когда работаешь с напряжением одной головой, а когда низводишь деятельность духовную в сердце и умом погружаешься в него, тогда душевная или умственная деятельность бывает легка и животворна? Не оттого ли, что сердце наше, или внутренности наши в груди и ниже, суть седалище нашей души? Отчего рассудок помрачается, когда сердце воспламенено страстию? Отчего при мире и спокойствии сердца рассудок бывает ясен и свободно отправляет свое дело? Оттого, что сердце – душа, средоточие нашей жизни. Да, если рассудок самочинно отделяется от дружного действия вместе с сердцем, тогда он терпит сильное наказание в органах своих – головном мозге и головных нервах, которые поражает крайнею болью, а если ниспускается в сердце и вместе с ним действует, тогда действует легко и равномерно. Содержителю живота моего, Оживителю мой, Просветителю мой, не оставь меня. Как орел птенца, носит меня Христос, нося же всяческая глаголом силы Своея [Евр. 1,3]. Священник так должен вести себя, чтобы ему истинно, от сердца говорить Господу: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое (от наполнения его Тобою): Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [Пс. 72,25 – 26]. Господи! Се вступаю в новое лето моей жизни, а Твоей благости. Даруй мне обновитися духом моим и из ветхого человека-грешника сделаться новым, обновленным по образу Твоему. В молитву. Сон. Мне снилось, будто я с учениками уездного училища, в коем я законоучитель, сижу за одной трапезой, и они наливают мне млеко, которое я с удовольствием ем. Это значит, что я их тунеядец: пользы приношу им мало, а жалованье получаю достаточное. Если я у них с удовольствием кушаю туне[9], то как не допустить другим с удовольствием вкушать от моей трапезы? Равное за равное. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2]. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [Мф. 7,12]. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим [Ин. 14,23]. Видишь? Горе, когда душа сомнением или неверием разобщена с Богом; благо, когда верою с Ним соединена. 20 октября. Сего дня злой демон палил и теснил меня сомнением в том, что Бог присущ всегда каждому человеку; но лишь я причастился, он исчез, как дым: я ожил, возвеселился, упокоился во Иисусе Христе. Где образ Твой, Владыко, там, конечно, Ты всегда владычествуешь на всякий час и мгновение; где творение Твое, от небытия в бытие приведенное и глаголом силы Твоея носимое и существующее, там, конечно, и Ты; но везде тварь Твоя – везде и Ты присущ каждой твари. На всяком месте убо владычества Божия, благослови, душе моя, Господа [Пс. 102,22]! Во всяком случае отец мой всегда выше меня, и как отец, и как старец – образ Бога Отца, Ветхаго деньми [Дан. 7,13]. Почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего [Лев. 19,32]. Тяжело отправлять дела Божии за деньги. С тех пор, как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных. Не дает он даром своего достояния людям благочестивым, но, чем больше им вещественная награда за дело Божие, тем сильнее он воюет на них внутренно, тем сильнее распаляет против них стрелы свои. Особенно горе нам от диавола из-за мертвецов наших, за молитвы о коих мы получаем возмездие: чем нераскаяннее и многогрешнее мертвец, тем больше мы выносим мук сердечных при молитвах об нем как бы за грехи его. В молитве всегда остается место самопринуждению, потому что всегда плоть ленива, всегда есть некоторая неохота молиться, по крайней мере поначалу. Рассудочное познание несовершенно, а тамошнее знание будет совершенно: тогда будем знать самую сущность вещей, тогда как теперь скользим рассудком больше по поверхности. Рассудок, как несовершенное, упразднится; то, что отчасти, прекратится [1 Кор. 13,10], и приидет совершенное (Священное Писание)[10]. Как прекрасны и душа и тело у человека святого – [дом] Духа Божия. Когда я смотрю на разрушаемое тотчас по разлучении с душою тело, тогда думаю: что за чудное существо наша душа, как она дивно оживляет и благоукрашает наше тело! Но в то же время приходит мне на мысль и то, как мы, грешные, мало при жизни своей заботимся о душе и как много прилагаем забот об этом тленном, смердящем теле. Еще мне приходит на мысль и то, что как с душою тело благообразно, стройно, цветуще, светло, так и мир видимый при соприсутствии в нем Духа Божия также благообразен, строен, цветущ, светозарен. Но оставь Дух Божий мир – и все распадется. Мать и дитя. Мать учит дитя, а дитя повинуется и не сомневается в ее уроках, будучи уверен, что мать лучше его знает то, чему учит. Христианин и Церковь. Молитвы, последования Таинств, богослужения. Кто удерживает меня каждую минуту в пределах закона? Не Господь ли мой, везде на всяком месте сущий? Кто награждает внутренно? Кто наказует и во едино мгновение изливает на душу милость, когда она искренно кается? – Господь. Господь в мире как душа в теле. Он говорит нам каждым творением. О! Его всегда можно обрести и осязать, милость нашу, радование наше. Како достойно воспою Тайны Твои животворящии, Человеколюбивейший Владыко! Како повем чудеса от них в душе моей! О жизне моя, Иисусе! О легкое бремя мое, Иисусе! Да яснее, осязательнее видим чудеса Таин Твоих; Ты предаеши нас по правде Твоей за грехи наши подавляющему душу мучительству диавола, и, тогда как ничто нас не избавляет от него, от его убийственной тяжести, – принятые внутрь Тайны Твои мгновенно прогоняют его и омывают грехи наши, паче снега убеляя души наши и предавая грехопадения забвению Божию. О, чудеса чудес Таин Твоих! И все это туне, единственно по вере нашей! О! Как велики, бесконечно велики – как Ты бесконечно велик – милости Твои нам, недостойным! Я – Иоанн, а Иоанн значит благодать Господня. Это означает то, что если Господь подарил мне мое бытие – величайший и неоцененный дар, то все прочие блага, в коих я нуждаюсь, тем более даст, так что в этом не должно быть ни малейшего сомнения. Просите, и дастся вам [Мф. 7,7; Лк. 11,9]. Но и всякий человек есть благодать Господня. Ты видишь, что в тебе невидимо кипит жизнь мыслей, чувств, намерений, и только ничтожная часть их высказывается языком или выражается на деле. Так в невидимом, светлом, добром мире кипит совершеннейшая, блаженнейшая жизнь. Так же кипит и в мире злых духов злобнейшая жизнь! Дверем затворенным вниде Иисус. Значит, Иисус Христос входит беспрепятственно в дом нашей души – в сердце – и не препятствуют Ему затворы тела.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |