Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 6 страница




Смотри, говорит св. Василий Великий: Сам Бог наш... сострадательно милосердовал об алчущих, ибо говорит: Милосердую о народе сем (Мф. 15,32). Посему и на последнем Суде, где Господь призывает к Себе праведных, первое место занимает щедрый. Питатель других первенствует между удостоенными почестей; уделявший хлеб призывается прежде всех; услужливый и благоподательный преимущественно пред другими праведниками вводится в жизнь. А необщительный и скупой прежде других грешников предается огню (Мф. 25,34-42). Беседа восьмая во время голода и засухи.

Достойно и праведно любить Бога Духа больше всего, а потом соответствующую Ему духовную природу человека, по образу Его сотворенную, как самого себя, как свою душу, и все вещественные блага ставить ни во что, когда оказывается нужным послужить брату, принесть ему жертву любви. Потому целию и верхом моих желаний и стремлений в отношении к брату должны быть любовь и щедрость.

Исполняй заповеди Божии несомненно, несмотря на мечтательные подстрекания врага к нарушению их.

Все смущения касательно вещественных благ – прелесть, мечтание[46]диавола, мыльные пузыри.

Есть люди, которые не хотят молиться пред иконою, которая не отличается художественностию или написана не соответственно понятиям о лице изображенном этих людей. Это – люди гордые и лицеприятные, которые из мира переносят вкусы свои в храм Божий или в молитвенницы своих домов и смотрят только на изящество и красоту лица там, где вся слава лица внутрь. Зато и тяжко их сердцу бывает иногда терпеть борьбу между требованием растленного светского сердца и его вкуса и надлежащим благоговением к святыне. Надо смирить свой гордый дух и, не взирая на видимое неизящество или некоторый недостаток пошиба священной кисти в чертах лица, молиться внутреннему. Должны поклоняться в духе и истине [Ин. 4,24]. Люди мира сего привыкли видеть и обожать в свете красоту и изящество форм: то же хотят видеть и чтить и в храме. Лицемерие!

Когда молишься за живых или умерших, твердо веруй в благодать, данную тебе от Бога, молиться за них и представляй в лице своем молящуюся Церковь Христову, которой Сладчайший Жених и Глава Иисус Христос, Сын Божий, милостиво принимает от нее все молитвы, как молитвы Своей возлюбленной Невесты, с которой Он обручился на бесконечные веки кровию крестных страданий и крестной смерти. Без веры в данную тебе свыше благодать – молиться за живых и умерших – ты будешь недостойный, бездушный молитвенник.

Будущего воскресения тел ожидай как самого обыкновенного события. Род наш и в начале был создан бессмертным, и если бы не оказал преслушания Начальнику жизни и не внес семян смерти в свою душу и тело в начале, то был бы бессмертен и по душе и по телу. Но ныне по благодати искупления путь к бессмертию и вечной славе пролегает чрез долину смертную, за которой несомненно блещет несказанный свет бессмертия вечного.

Ты просишь Меня, чтобы Я утвердил тебя в любви Моей. Вот тебе Мой ответ и совет: размышляй сердцем чаще о том, что Я сделал и делаю для тебя, – и тогда любовь твоя будет возрастать и крепчать и, наконец, как смерть будет крепка.

Господи! Отселе хочу решительно быть щедрым. Доселе я не оскудевал ни в чем, по благости Твоей, хотя враг всегда путал меня оскудением, – не оскудею и впредь, напротив, с избытком все буду иметь. Помози, Господи, быть мне благостным и щедрым. Аминь.

Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимь [47] буду [1 Кор. 9,27]. Смотри, как необходимо священнику изнурять и порабощать свою грешную, лукавую плоть! Иначе она сделает его самого неключимым в жизни и проповедничестве! Пресыщение и пьянство – прочь от священника! Изнеженность – дальше бежи от него! Умерщвляй свое страстное тело и подчиняй его духу! Утомляйся в делах Божиих и радуйся о том. Благодари Бога, когда много треб и службы: тогда-то да торжествует дух твой об измождении делом Божиим грехолюбивой плоти.

Как незначительно то, что остаются неизменными виды хлеба и вина в причащении в сравнении с тем, что производят эти виды, преложенные в Тело и Кровь Христову, в душе моей! Виды для меня ничего не значат. Плоть не пользует нимало [Ин. 6,63]. Тайны преисполняют меня жизнию. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком [Ин. 10,10].

Тогда как диавол распростирает свои сети для преданных удовольствиям мира и протягивает в лице своих клевретов – людей, руку для принятия сребра из рук их на балаганные удовольствия, Господь милосердый посылает Свою меньшую братию к щедротам христиан и в лице их является просящим Себе их милости; вы видите, братия, постоянно нищих или смиренных послушников смиренных обителей, униженно испрашивающих у вас посильной жертвы Господу. Внимайте: отдавши ваше сребро для получения удовольствий света, далеко не очень скромных, вы отдаете их диаволу, который обратит их, рано или позде, в средство погубить вашу душу и после смерти вашей представит их вам в доказательство вашей беззаботности о спасении души своей и вашей привязанности к миру; а отдавая ваше сребро в руки меньшей братии Христовой, вы отдаете его Самому Христу, Который запишет вас за то в Книге жизни и представит вашу милостыню на Страшном Суде пред лице всех, – для того, чтобы объявить вам помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Своем. Ей, аминь! Итак, пользуйтесь временем и случаями! Придет и время, когда захотели бы оказать милость меньшей братии Христовой, но это будет невозможно: купля прекратится, и вы явитесь в срамной наготе души своей пред лицом бесчисленного множества христиан, одетых в одеяние брачное.

Когда позовут тебя давать молитву жене-родильнице в доме бедняка, не позволяй себе ни на минуту тяготиться мыслию о предстоящем деле, но с охотою и спешно иди, куда зовут; пришедши же в дом и видя везде бедность, не позволяй себе лукавых и презрительных мыслей касательно жилища и обстановки и касательно лиц, в них живущих; но да будет для тебя жилище бедного – как и палаты богатого, и лица бедные – как и богатые, или, что я говорю? – да будут в мыслях твоих хижина бедняка, как и сам он с семейством, выше, почтеннее палат богача и его самого. Вспомни, что Господь наш Иисус Христос нашего ради спасения в вертепе родился и в яслях возлег и во всю жизнь Свою не имел, где приклонить голову [Мф. 8,20]. Да будут твои взгляды на вещи и суждения об них отличны от взглядов и суждений света; да будет твой взгляд нелицеприятный, святой, Божий. Так и всегда смотри на бедняка прихожанина и его хижину. Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак. 2,1].

1) Священнику твердо полагаться на успех своей молитвы, как пророки – на свою (Иеремия); а для этого всеми мерами заботиться о чистоте сердца, потому что только чистым сердцем приносимая молитва сильна пред Богом.

2) Во время молитвы с твердою верою различать нашептываемую диаволом ложь и клеветы на святыню Божию от самой истины и быть твердым во богопреданной вере.

3) В сердце держать слова: вседержавен, всеблаг и всесилен Господь, и на всяком месте очи Его [Притч. 15,3], – значит, исполнит молитву.

4) Верно и нелицемерно служить Вседержителю и во всем повиноваться Ему, и людям, овцам пажити Его, служить не щадя живота своего до последней капли крови; быть кротким ко всем, незлобивым.

Молитвы с таким сердцем надо читать, как бы они были составлены самим молящимся человеком в крайней нужде.

Что такое молитва? Каковы бывают наши молитвы? Какова должна быть молитва? Образец молитвы. Как совершать вечерние молитвы? Утренние? Как готовиться к Таинствам – Покаянию и Причащению?

Содержание молитв ко причащению. Благодарение. Содержание его.

Живущие на земле праведники уже как бы слышат празднующих глас непрестанный, в вечности раздающийся, и предощущают бесконечную сладость зреть неизреченную доброту лица Господня. (Утренняя молитва 5-я.)

Благоустроенная молитва вся должна идти от сердца, а не так, чтобы иные слова были от сердца, а иные – нет: вся она должна быть непрерывным пламенем.

Как сладостно от всего сердца исповедовать Богу в молитве согрешения свои и чувствовать сердцем, как Господь принимает тебя, заблуждающегося человека, в любовь Свою!

Не увлекаться унынием сердца, бывающим во время молитвы: оно от диавола. Уповать на Благого и Щедрого.

По настоящему порядку вещей обращение к Богу должно бы быть естественно и легко, как обращение древесного листа или цветка к солнцу. Но на опыте видим противное. Обращение к Богу составляет поначалу что-то неестественное и трудное. Только после великих трудов самоочищения оно обращается в дело естественное и легкое.

Что, кажется, сладостнее служения Богу, Отцу щедрот и Богу всякия утехи? Если бы и вся жизнь проходила в служении Ему, то надо было бы только благодарить Бога. Но на деле выходит не так: человек неохотно обращается в деле Божием и скоро им наскучивает, особенно если бывает несколько различных служб и треб сряду. Чтоб этого не было с тобою, будь готов на дело Божие во всякое время и почитай за счастие проводить время в служении Богу. Во всякое время будь готов без ропота, кротко, спокойно и с удовольствием служить ближним и не говори в себе, что это дело следовало бы отложить до другого времени, – не клади возглавий[48]своей лености. Когда позовут, тогда и время твоей службы. Ты – слуга Божий. А слуга должен быть всегда готов на дело по первому призыву. Так не бойся за множество дела Божия, а радуйся, что Господь дает тебе случай провести с Ним долгое время, и молись, чтобы достойно совершать его. Трепещи совершать дело Божие недостойно, с неохотою, с небрежением, тем более с глумлением[49]. Мститель Господь таким служителям Своим. (После крещения в церкви вслед за литургией. 14 июня.)

Не щади нимало тела своего в служении Богу, особенно – сердца своего; не щади укорять себя за всякое греховное движение сердца, не косней в путях сердечного нечестия.

Еще в этой жизни бывает умирание (от духа убивающего) и чудесное воскресение (от Божественного Духа) души и тела грешника. Это – показание будущего воскресения. Грехами умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.[50]

В нравственной моей жизни я решительно ни одного шагу не могу сделать без Спасителя. Вот что говорит мне постоянный, ежедневный опыт, вот что постоянно вижу я внутренним зрением. Как я немощен, нравственно ничтожен!

Где бы ты и какой бы образ Божией Матери с Предвечным Младенцем ни увидел – прославь всем сердцем человеколюбное воплощение Сына Божия нашего ради спасения и восплещи от радости руками. Приидите руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим. [51]

Блага, доставляемые христианскою верою, так велики, что превосходят всякое понятие и ожидание, – потому-то завистник и исконный враг рода человеческого старается всячески сделать христиан нечувствительными к ним, помрачая их умы или отвлекая их от памятования о благах веры, привязывая их всецело к благам видимым, чувственным, сковывая их леностию и внушая им сомнение и неверие. На несказанном величии благ основываются весьма многие клеветы врага на Господа. А ты, раб Божий, говори ему: что для меня и тебя сверхъестественно и необыкновенно, то для Господа моего – самое обыкновенное дело Его благости бесконечной и могущества беспредельного. Все Он, как беспредельная Любовь, сделал из любви ко мне, чтобы спасти меня во Царствие Свое Небесное; Сына Своего Единородного не пощадил для меня, а с Ним и все мне отдал; Телом и Кровию Его питает меня; Духом Святым, как губу, напояет меня и дарует предвкушать на земле сладость Царствия Небесного; живит, покоит, услаждает, увеселяет меня с лицем Своим.

Когда враг будет в мыслях твоих отрицать в Пресвятой Троице Отца, что нелепо, то ты скажи ему: из Негоже всяко отечество на небесех и на земли [Еф. 3,15]; из Него Сын и Дух Святый; все из Него, Им и к Нему [Рим. 11,36].

Когда твоей трапезы будет вкушать человек, которого ты почитаешь недостойным ее, тогда вспомни, что ты сам недостойно пользуешься дарами Божиими; и еще помяни, что Отец Небесный солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя [Мф. 5,45]. Так и ты сияй своею благостию и щедротами на добрых и недобрых, дожди своим достоянием на приятелей и врагов. Тем самым, что враги пользуются от твоего достояния, ты одерживаешь над ними блистательную победу. Благотвори им всегда и побеждай благим злое [Рим. 12,21].

Как от трапезы Господней – земли, по благости и щедротам Господним питаются все земнородные и земля не оскудевает в произведениях своих от ежеминутного их потребления, а из ничего производит Божиим мановением каждое лето новые дары благости Господней, так от трапезы моей, по подражанию Господу, Коего образ я ношу на себе, должны питаться все ко мне приходящие сродницы и знаемые или нуждающиеся; и как земная трапеза не оскудевает оттого, что столь многочисленные роды существ питаются от нее, так, по благодати Господней, не оскудеет никогда и моя трапеза, и Господь из ничего будет всегда творить для меня обильные дары. Даруй же мне, Господи, быть истинно благим и щедрым, ибо ничто так не прилично священнику, как благость и щедроты.

В хозяйстве своем во всем положись на жену – Богом данную помощницу, а сам иди, благовествуй Царствие Божие [Лк. 9,60].

Я думаю, вы замечали, как бывает мирен и приятен сон после сердечной вечерней молитвы. Вы ложитесь на постель с необыкновенною внутреннею легкостию и спокойствием всех душевных сил, как праведник, оправданный многомилостивым, щедрым Богом. Утром вы встаете так же легко, легко, с благими мыслями и чувствами. Это, братия, образ блаженного перехода вашей души по вечере вашей жизни в вечность, когда вы, быв напутствованы Святыми Таинствами, в мире с Богом, с людьми и с своею совестию, заснете вечным сном. Вашей душе будет покойно и легко, легко на всю бесконечную вечность, и вы с торжествующим духом встретите утро общего воскресения, после которого вступите в обладание уготованного вам от сложения мира Царствия Небеснаго.

Не нужно оскорбляться на тех, которые смеются над нами и презирают нас или идут нам наперекор во время действия нашей страсти. Страсть заслуживает того: пусть она бичуется и в нас, и со стороны других. Это Божие нам благодеяние; если же ты не терпишь насмешек над своею страстию или противодействий ей, то, значит, болезнь души твоей очень велика и неисцельна и что ты очень горд и самолюбив. Переломи себя и смирись до земли, если хочешь быть исцеленным от недуга своего, и насмешки других над собою принимай как врачевство, как полынь, которая горечью выгоняет гнилость страсти.

Светильник телу есть око [Мф. 6,22; Лк. 11,34], то есть светильник душе или сердцу есть разум. Разум должен быть путеводною звездою для сердечных движений и проливать в сердце свет веры и естественных познаний; движения святые, добродетельные он должен поддерживать и питать размышлением, а движения греховные, страстные сейчас отсекать как гибельные для души и противные Богу – Законодателю. Потому-то и совесть называется практическим умом.

Слова Евангелия и апостольских посланий, как дух и живот, должно читать с жизнию, с сочувствием, чтоб вся душа читающего была в них. То же сказать надо и о псалмах и других священных чтениях. То же и о всех службах и Таинствах.

Бог в Ветхом Завете благоволил чаще именоваться Господом Саваофом, то есть Господом Сил, потому что все действующие силы – невидимые и видимые – от Него, а именно: умные и по образу Его сотворенные (Ангелы и люди), и все силы одушевленные, но неразумные (животные всех классов), и все неодушевленные (силы природы). Все силы действуют Богом, равно как и человек, рассматриваемый как личная сила. Бодрствует ли, спит ли, ходит ли, лежит или другое что делает – все делает занятою от Бога силою. Мыслит ли, чувствует ли, созерцает ли – все делает силою и светом Бога сил и Бога разумов. Преуспевает ли в добре – преуспевает Божиею силою. Господь Бог мой сила моя, и учинит [52] нозе мои на совершение [Авв. 3,19]. Господь Бог – Сила всякой сотворенной силы. Всякое физическое и нравственное бессилие человека есть оставление Его силою Божиею.

Если с крестным знамением соединяется сила Божия великая, то что удивительного, если с видами хлеба и вина соединяется преискренне, претворяя их в Тело и Кровь Свою, Господь Иисус Христос? Испытываем то, испытываем и это – осязаем внутренностями нашими. Дивна дела Твоя, Господи! Неверие сердца всегда оказывается ложным, и прежде всего в том, что возмущает, помрачает и стесняет мучительным образом душу и тело, и потом – при надлежащем благонамеренном размышлении. Вера сердца всегда истинна: во-первых, тем, что оживляет, покоит чрез прощение грехов; во-вторых – по размышлении, хотя бы то самом поверхностном.

Казалось бы, невелик грех – неверие сердца или усумнение, но если рассмотреть ближе, то выходит, что оно и очень важный грех. Неверие есть упорство сердца признать за действительную очевидную истину и отвержение всемогущей державы[53]Божией, которую неверное сердце ограничивает. Не остановленное в самом начале, неверие может разлиться на весь круг истин веры и заразить всю сферу человеческого познания.

Смотря на комнатные цветы летом, я удивляюсь, как они без всякого постороннего деятеля образуются так прекрасно, великолепно и роскошно, и думаю: ведь прозябание всех растений возможно под одним условием – под условием везде присущего Божия Промысла. Сам Господь говорит, что цветы ежегодно Бог одевает так прекрасно и роскошно, как и Соломон не одевался во всей славе своей. Так Господь мой смотрит за моими цветочками, блюдет законы их образования и возрастания. С любовию целую вас, цветочки, дела рук невидимого Бога моего, невидимо вас возращающего и хранящего. Но из чего эти прекрасные цветочки? Из грубой земли и воды – вся честь Художнику, Его силе и премудрости, потому что из грубого вещества творит такие дивные вещи, которыми все восхищаются. Теперь обрати внимание на себя: ты – прекрасный цвет – также из грубой земли; ты – земля и пепел; и что ты такой прекрасный по душе и по телу, за это честь Художнику твоему – Богу, Его бесконечной премудрости и силе. Ставь себя чаще на очную ставку с цветком, сравнивай себя с ним и воздавай славу Премудрому Творцу, Который из одной и той же земли сотворил и тебя и цветы в горшках твоих. О леандры! Леандры! Как вы прекрасны! О Творец! Творец! О Верховный Художник всех вещей! Сколь Ты должен быть прекрасен! Но где Ты? Я не вижу Тебя лицем к лицу, а вижу только Тебя в делах Твоих, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно [1 Кор. 13,12], да ощущаю ежедневно благость Твою в сердце моем. Дай нам узреть неизреченную доброту лица Твоего.

Радуйся, когда к тебе приходят другие, кто бы они ни были, – вот что повелевает мне вера и здравый смысл. Стой за это. Июня 18-го. 1860.

У Амоса пророка сказано: И удерживал [слав.: И Аз удержах ] от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на (другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. Амос 4,7. Знайте же, братия, Кто дождит. Не природа же неразумная случайно на одно место дождит, а на другое нет; не от природы же неразумной зависит то, что долгое время не бывает дождей или долгое время идут дожди, – нет, а от Господа природы. Слепые естествоиспытатели все приписывают природе. Верховный Разум правит всеми силами и явлениями природы.

Что за прелесть диавольская? Когда посторонние, не свои, особенно кои поважнее, что говорят и делают – ничего, а когда свои – злобишься и показываешь нетерпение. Что за чудовищность моего сердца? Что за гордость непонятная? Понимаю: когда говорит или делает что простота и смирение, тогда восстает в лице моем ненавистник простоты и смирения, столь любезных Богу, и чрез меня выражает свою злобу и нетерпение против людей добрых, простых и смиренных.

Маминька – неприкосновенная святыня моя, к которой не должен прикасаться ни один неправедный помысел, ни одно неприязненное чувство. Чти матерь – вот характер всех моих отношений к ней: почтение в мыслях и в сердце, в словах и делах. Как к Богу, так и к матери имей почтение безусловное, мало того – благоговение всесердечное.

Когда среди домашней или общественной молитвы уязвит и обессилит тебя неверие во что-либо, не смущайся этим и не унывай от того, но самое бессилие и болезнь сердца твоего да послужат для тебя сильным обличением неверия в его безосновательности и крайней лжи. Только вера есть сила Божия – и с верою человек слабый делает чудеса силы (как мученики), как и всякий на себе испытал, потому что он тогда соединяется с Богом Сил; а неверие – чистое отрицание силы, ничтожество, ложь, призрак. Вера потому и сильна, что она от Бога Сил; неверие потому и бессильно в нравственном отношении, что оно от диавола, который есть нравственная немощь, бессилие. Вспомни, что от одного изображения креста Господня, сделанного с верою, бессилие и болезнь неверия исчезает, как дым, – потому что крест, после того как распялся на нем Господь Сил, стал также силою Божиею. И крест есть, точно, и для тебя сила Божия, сильнейшая тебя, потому что тебе придает силы, избавляет тебя от твоего внутреннего бессилия. Не косней же в неверии и происходящем от него бессилии на молитве, но тотчас возвратись к вере, введи ее в сердце – и с нею придет к тебе сила ее.

Церковные моления как образец наших молений. (У Господа просим все духовных благ – помилуй нас, Боже... Миром Господу помолимся.)

Когда враг будет смущать дух твой жалением для приходящих пищи тленной, скажи ему: я вкушаю туне животворящую Пищу – нетленные Тело и Кровь Христовы для будущей нетленной жизни, и тленной пищи не жалею, но вменяю ее в гной и помет, во что она действительно и обращается.

Да не входит в сердце смрад привязанности к житейскому во время Божественной службы и да не помрачает и не подавляет души твоей. Дай ей насладиться Господеви.

Человек, преданный любостяжанию, поставляет живот свой в обладании и наслаждении богатством и таким образом богатство почитает как бы богом своим, дающим ему жизнь, – вместо единого Истинного Бога, дающаго всем живот и дыхание и вся обильно в наслаждение [1 Тим. 6,17]. Потому сильно прогневляет он Бога, Который един есть жизнь наша. Берегитесь любостяжания, сказал Господь, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения [Лк. 12,15].

Плоть – все те, которые привязаны сердцем к богатству, и Дух Божий не будет пребывать в них.

Священники Господни! Достойно служите Богу. Бог есть Источник благости, благотворящий достойно Ему служащим. Что веси[54], о иерею, аще Господь за достойное служение Ему сделает тебя непреклонным или по крайней мере неудобно преклонным ко злу, как сделал Ангелов непреклонных на горшая[55]. (Канон Ангелу-Хранителю.)

Моисей видел в купине яко пламень огнь Божества – а священник созерцает Божественные Тело и Кровь Господа Иисуса, Духом Его оживотворенные на престоле, и огнем являются внутри его пречистые Тайны, приятно оживляющим, покоящим, веселящим, по достойном принятии, и попаляющим, подавляющим, убивающим силы духа и тела, по недостойном принятии их.

В Святых Тайнах всегда является сердцу Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира [Ин. 1,29]. Верен, преверен Господь Своему святому слову.

Учись у [...] ставить ни во что то, что ты во много ставишь.

Дивна дела! У иного в душе вмещается бездна знаний, а иной едва-едва что-либо знает; иной – свет, а другой – тьма. Отсюда обязанность для обладающих познаниями – учить и просвещать незнающих, темных.

Если хочешь хорошо писать проповеди, непременно горячо кайся в своих грехопадениях, – и будешь прекрасный, одушевленный, сильный проповедник. Опыт. Также старайся всеми мерами хранить чистоту сердца.

Как легко для Господа расторгнуть греховную сеть, которою опутал и связал кого-либо сатана! Минута глубокого сердечного сокрушения и слез, минута всецелой преданности Христу Богу себя самого и жизни своей с ее грехами и беззакониями – и сеть расторгнута, и мы избавлены: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились [Пс. 123,7] – поет Давид. Потому какими бы грехами кто ни был связан, не отчаивайся, но ищи сокрушения и слез. Чтобы легко пришло к тебе сердечное сокрушение и слезы, призови от всего сердца на помощь усердную Заступницу всех христиан – Царицу Богородицу, и ты увидишь, как Она поможет тебе легко избавиться душетленных сетей губителя человеков. С опыта.

О христиане! Не обходите в молитвах своих Божию Матерь – наше Высокое, Чистейшее, Неоцененное Сокровище, Подательницу Божественной благости: вы много, много будете терять, если не будете смиренно и усердно призывать Ее. Мы, за премногия грехи наша, не имамы часто дерзновения пред Богом, а Она всегда имеет это дерзновение как Матерь Его, и много может моление Матернее ко благосердию Владыки. Многие испытали это на себе.

Диавол понемногу, исподволь искореняет в человеках веру и всякую добродетель и насаждает вместо их, также исподволь, неверие и пороки. Сегодня, положим, успел лукавый поколебать в ком-либо веру в один какой-нибудь предмет, и человек не противостал ему всеми силами за истину; это слабоверие уже осталось в сердце, и диавол день ото дня будет усиливать его, пока наконец не доведет его до неверия; то же сказать надо и о добродетелях. Если сегодня человек изменил несколько одной добродетели, завтра изменит ей больше, послезавтра еще больше и так далее; потом изменит другой, третьей и так далее, и так далее, – и вместо добродетелей, смотришь, насадятся в сердце корни пороков, станут расти быстро, быстро и будут все больше и больше заглушать остающиеся семена и ростки добра. Так люди доходят до величайших пороков, делаются наглыми в неправде, ожесточенными и – отчаянными в своем спасении, потому что диавол о том только и старается, чтобы клевретов своих довести до отчаяния, которое ввергает грешника в совершенную погибель.

То самое обстоятельство, что для плодотворного, успокоительного причащения Святых Таин требуется от меня искреннее покаяние во грехах и совершенная чистота сердца, громогласно свидетельствует, что в Святых Тайнах Сам Пречистый Господь, Который не терпит ни малейшего пятна греховного на душе моей. От плод Его ты должен познать Его. Если святыня от тебя требуется, и ты сам это испытал бесчисленное множество раз – то знак, что Всесвятый Сам входит в тебя, Которому ты должен уготовать путь, правы творить стези Его. По подготовляемой чистоте в доме узнай Имеющего прийти и поселиться в нем Пречистого Господина дому.

В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь [Быт. 2,17]; то есть в тот самый час, в ту самую минуту, как только сделаете грех, умрете душевною смертию. Так это определение Божие доселе исполняется на всех. Потому всякую душевную смерть, всякую злую тоску и скорбь сердца почитай следствием греха и, чтобы избавиться от них, молись и кайся, припоминай свои грехи, признай себя окаянным, и бедным, и нищим, и слепым, и нагим духовно.

Всегда я раскаивался в недостойном принятии Святых Таин – и Бог прощал меня.

Враг всячески старается парализировать, обессиливать душу во время молитвы.

Господь Иисус Христос – моя Благость и Живот. Ergo[56]...

Кто любит горячо другого, тот желает насытиться самой плоти любимого, для того все любезно в любимом. А кто не любит, тот избегает лицезрения с нелюбимым, для того все немило в нелюбимом: и лицо, и голос, и приемы, и походка – все.

Из сердца, говорит Спаситель, исходят, между прочим, убийства [Мф. 15,19]. Так, если вы слышите, что кто-либо наложил на себя руки или другого убил, то знайте, что убийство первоначально было питаемо и зрело в сердце, в первом случае – от чрезмерных скорбей и сердечной тоскливости или неудовлетворения чем-либо, в последнем – от зависти или ненависти, или сребролюбия или ревности. Только вера и доброе воспитание в страхе Божием спасает от этих ужасных минут, в которые диавол, по попущению Божию, овладевает нами за наши грехи. Потому горе не имеющим сердечной веры в сердце! Они не возмогут противостать в день злый и, все преодолев, устоять [Еф. 6,13], но падут падением ужасным.

Когда ты достойно, с внутренним свидетельством, причастишься Животворящих Таин, тогда не думай о себе иначе, как так, что живет в тебе тогда Христос, как сказал апостол: уже не я живу, но живет во мне Христос [Гал. 2,20]. И Сам Господь сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем [Ин. 6,56]. Равно будь совершенно убежден, что и Дух Святой в тебе пребывает тогда, как сказал Спаситель апостолам: Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет [Ин. 14,17]; а с Сыном и Духом Святым, как Вина Их, нераздельная всегда от Них, – и Бог Отец. К нему приидем и обитель у него сотворим [Ин. 14,23].

Бесконечное могущество и бесконечная премудрость, явленные Богом в устройстве видимого мира и каждой особи его в частности. – Бесконечное могущество видно в бесконечном разнообразии, в котором является вещество: кто постигнет это изумляющее разнообразие? Вся тварь видимая сочинена[57]из четырех стихий, но посмотрите, как Всемогущий Творец умножил произведения из этих четырех стихий! Как послушно вещество воле Творца! Бесконечная премудрость видна в удивительной целесообразности всех вещей, в правильности и изяществе форм, в служении общей пользе целого творения. В каждой былинке, в каждом цветке можно и должно видеть особенное, целое сочинение, которое равно возвещает славу Творца премудрого и всемогущего, как солнце и звезды. И как бесконечно много этих сочинений и каждое из них бесконечно, непостижимо премудро (доселе никто не мог сделать ни одной былинки), то Творец, конечно, так же бесконечно премудр. (В бесконечном разнообразии вещества Господь показал нам, что Он творит из него, что Ему угодно: бесконечное разнообразие камней, растений всех родов и видов, животных тел всяких форм. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро [Пс. 103,24].)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.