Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 4 страница




А как святые слышат наши молитвы? 1) Они в Боге, а Бог всеведущ. 2) Они – духи, а чистые духи далеко и много видят; чистое сердце – мы и здесь знаем – чрезвычайно дальнозорко и яснозорко, как невещественный дух. 3) Ангелы-Хранители наши и святые, без сомнения, имеют сообщение между собою: так праведного Лазаря Ангелы несли на лоно Авраамле.

Не молиться крайне опасно: сердце портится, зарастает дикою травою беззаконий, плевелами диавольскими больше и больше, и нечем ему очищаться: благодатный огнь молитвы не проникает в сердце и Дух Святой не привлекается молитвою веры. Хотя по милости Своей Бог и действует на сердце грешника разными обстоятельствами, но невнимательному к своему сердцу человеку легко пропустить их без внимания. Чтобы ввергнуть человека во всякое зло, у диавола верное средство – отвлечь того человека от молитвы.

Если хочешь быть рабом Божиим и подражателем Богу, не торопись ни в чем; закон действий Божиих – постепенность, медленность, и зато – дивная твердость! Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что в поспешности нет премудрости.

Я мыслю, я люблю, я образ Божий, я – бог. Я мыслю: этого довольно, чтобы верить, что Бог всегда со мною.

На то Я послан [Лк. 4,43]. Я проповедую; служу; совершаю требы: я на это послан; я обязан в этом жить и время в этом проводить. То – мой долг, то – мое звание. Тяготиться этим когда-либо – сохрани меня, Господи!

Отныне будешь ловить человеков [Лк. 5,10]. Человек – странное дело – предмет ловли. Апостолы – ловцы человеков в невод веры и жизни вечной. Почему же так? Потому, что есть ловец противоположный – диавол с клевретами своими; он ловит неверием в вечную погибель. А как человек свободен, то привлекать его на ту или другую сторону можно свободно, представляя ему привлекательную истину духовной жизни или обольстительную ложь чувственности. Христос и апостолы так и делают; диавол делает свое: раскидывает обольстительные виды чувственности – увеселения, бесстыдные и скверные лица женские, пищу, питье, наряды и прочее, прочее. И в этой жизни взору духовного наблюдателя легко различить блаженных пленников Христа и несчастных пленников диавола. Одни с радостию приметаются во дворех дому Бога своего – другие с радостию идут в сатанинские увеселения и отвращаются Церкви; одни сочетались Христу – другие диаволу. Его способы уловления: гневом, завистию, скупостию, ненавистию. Диавол так тесно соединяется с душою человека для погибели его, что человек и не замечает того: все страсти, все греховные наклонности приписывает одному себе и даже отвергает бытие злых духов, вопреки Священному Писанию, где ясно говорится об них. И это делают люди плотские, которые едва ли начинали жить духовною жизнию: они хвалятся знанием того, чего вовсе не знают, и оспаривают это у людей знающих – у людей, ведущих духовную жизнь и брань с бесами. А бесы так тесно соединяются с человеком, что делаются одно с человеком: человек и мыслит, и желает, и делает иногда то, чего мыслит, желает и делает диавол; тогда как, напротив, христианин, прилепляющийся к Богу, делается один дух с Господом [1 Кор. 6,17] и мыслит, желает, делает то, что в нем мыслит, согласно с ним, желает, делает Господь. Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить... [2 Кор. 3,5.] Уже не я живу, но живет во мне Христос [Гал. 2,20]. Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению [Флп. 2,13]. А в людях века сего сатана производит хотение и действие...

Диавол приметные следы оказывает в младенцах некрещенных: лишь поднесешь крестное знамение, он тотчас дико устремляет глаза, блуждает странно, раскрывает рот, плачет от действия сокрытого в сердце диавола, не терпящего крестного знамения и принужденного выйти от страшного для него знамения креста.

Господь знает движение каждого атома в природе: все с Его ведома делается. Поэтому не ропщите вы на погоду, на болезни вашего тела. Вы должны везде видеть мание[28]своего Создателя – и за все благодарить и прославлять Его.

С чего зачинается человек во утробе матерней? С сердца. В семени мужском заключается в миниатюре весь человек, но только в возможности (potentia[29]). Мать под сердцем своим и сердцем своим согревает, оживляет и питает зародыш будущего человека чрез плотяную трубочку, идущую от ее сердца к семени зародыша и тесно с ним связанную. После сердца начинают образовываться все члены: но в этом семени, в этом зародыше – в самом сердце его, гнездится уже лукавый и нечистый дух, который привился чрез грех сердцу первого человека и от него преемственно переходит ко всем чрез семя мужское. Развивается человек – растет в сердце его и сила зла, которое, как и душа, нуждается для приведения себя в действие в вещественных орудиях тела, и чем развитее эти орудия, тем большую силу и удобство получает оно для своего пагубного проявления.

Посмотрите на свежее яйцо – на желток его, который заключает в себе существеннейшие части будущего птенца. Как кокош выводит из него птенцов своих? Всякий знает, что чрез насиживание, – то есть что это значит? То есть он сообщает жизненную теплоту свою, если можно сказать, душу свою яичному желтку чрез находящийся вверху его узел.

Пуп у человека находится против самого места, где сердце духовное.

...Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю [2 Тим. 2,26]. Видишь, многие изловлены в диавольскую сеть и находятся в его воле.

Там, где нужно возвышаться мыслями и сердцем, враг силится запутать нас мелочами материальной жизни.

Вот, мы оставили все и последовали за Тобою [Мф. 19,27; Мк. 10,28]. На стену.

Оставить сердцем все вещественные блага и не иметь к ним пристрастия крайне необходимо. Жестокая теснота сердца и всего человека, происходящая от малейшей привязанности к ним, громко вопиет об этой необходимости; добросовестное прохождение своих обязанностей также неизбежно того требует: нельзя с помраченным от страстей рассудком и стесненным сердцем исправлять хорошо никакого дела. Боже, помози! Сило, благое иго, легкое бремя сердца моего, Христе, помози ми. Будь яко ничтоже имый, чтоб быть вся содержащим[30], по апостолу.

Да будет всякое довольство в доме моем. Да преизливаются точила[31]моя, якоже у Господа на земле Его, исполненной всяких даров в преизобилии.

С каждым человеком обращайся так прямодушно и искренно, как с Самим Сердцеведцем – Богом. Говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу [Еф. 4,25].

Чем больше упадает человек в чувственность, тем более он делается маловером, пока наконец сделается невером.

Мы Им живем и движемся и существуем [Деян. 17,28] каждое мгновение жизни. На стену.

Насыщся, ложь буду. Истинно. Странное дело: сытый человек делается лживым в мыслях, желаниях, словах, поступках! Буду же я ревновать о посте, да не уподоблюсь сатане.

Если у тебя нет простоты веры и ты не можешь на молитве молиться с такою искреннею верою, с такою простотою, как молились апостолы, Давиды, Исаии, Иеремии, Иезекиили, Даниилы, Антонии, Евфимии Великие, Павлы, Антонии, Варлаамы, Сергии и другие, – плачь о недостатке простоты своего сердца и веры и молись Владыке, чтобы Он, молитвами святых Своих, даровал тебе простоту веры.

Мое дело – закидывать усердно с молитвою веры сеть учения – в церкви или в школе; а просвещать умы и сердца людей – дело Господа.

Без сомнения закидывай мрежу[32]молитвы – и извлечешь ею оставление грехов и мир душе своей.

Без сомнения закидывай уду Креста – и этою малою удицею левиафана[33]злого вытащишь из глубины сердечной на брег.

Все и везде совершает нами Господь, и мы очевидно только Его орудия. А Он, Милосердый, Всесильный, – везде.

Бывает радость на небеси об одном грешнике кающемся [Лк. 15,10]. Смотрите, как внутренние расположения наши явны миру небожителей, как они участливо взирают с высоты небесной на дела нашей веры! О! Они все видят! Видят, как я молюсь, видят, что думаю, чувствую, желаю, намереваюсь, предпринимаю, делаю; как обращаюсь с другими, на какие хожу удовольствия; что особенно люблю, к чему пристрастен, – все видят, и на основании своего всезнания обо мне разлучат[34]нас некогда друг от друга – добрых от злых. Изыдут, сказано, Ангели, и разлучат праведных от грешников.

Когда внутри тебя шепчет злой дух сомнения и этим сомнением давит тебе сердце, скажи ему: не вем тя, пришлеца, с коей ты стороны; вем же, яко убийца еси искони; убиваеши бо мене и ныне сомнением; не буди убо мне веру яти тебе – убийце, но яко темного и неизвестного пришельца презираю тебя и от всего сердца моего верую истиннейшим и живым словесем Жизнодавца и Спаса моего. Егоже вем, откуду есть, – верую апостолам Его духоносным и всей святей Православно-Кафоличестей Церкви, наставляемой Духом Святым и присно управляемой невидимо Самим Господом Иисусом Христом. Отыди от Меня, сатана [Мф. 4,10; 16,23; Лк. 4,8], огненная змия!

Молитва, между прочим, должна быть бодрая, а не расслабленная и ленивая.

Якоже избыточествуют страдания или труды Христовы (ради Христа) в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше. Опыт.

Дух Божий ношашеся верху воды (бездны) [Быт. 1,2]. И ныне Он покрывает мир, как орел птенцы своя.

Судя по тому, что весьма многие избегают молитвы, нужно думать, что она для них трудна – их сердцу, не вмещается ни в мыслях, ни в сердце.

Хорошо молиться мне о людях, когда я причащусь достойно: тогда Отец и Сын и Святой Дух, Бог мой, во мне, и я имею великое пред Ним дерзновение. Царь тогда во мне, как в обители: проси чего хочешь. Придем к нему и обитель у него сотворим [Ин. 14,23]. Чего ни пожелаете, просите, и будет вам [Ин. 15,7].

Люди стыдятся сознаться, но должны сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое, что они – бесценный образ Божий, прелюбезный Богу, которому предуготовано и обещано бесконечное, великое блаженство на небесах – в единении с Богом. Как бедняк не верит, что он может сделаться богачом и весьма знатным человеком, так многие христиане не веруют, что они будут обладать богатством будущих благ и будут спосаждены на небесах во Христе [Еф. 2,6] туне. Мы дивимся, как без особенных заслуг с нашей стороны ожидают нас такая великая честь и слава, такое богатство благ. Мы самолюбивы, корыстолюбивы, скупы и не понимаем, как может существовать такая бесконечная любовь, такой Прещедрый и Бескорыстный Отец; нам все еще как будто не верится, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него... [Ин. 3,16].

На стену: Куда пойду от Духа Твоего? [Пс. 138,7].

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [1 Кор. 3,16]. Видите, Бог всегда с нами. И как Ему не быть с нами, когда мы – Его дыхание? Ангелы и очищающие себя от всякой скверны плоти и духа христиане – угодные, самые приличные храмы Его.

Бог с нами всегда, потому что мы сейчас умираем внутренно, когда Он отвергает нас от лица Своего и отнимает от нас Духа Своего Святого. Мы зовем тогда в пустыне сердца своего, и нас никто не слышит: в нас бывает противник Богу и нам и, когда мы взываем сердцем к Богу, он противится этому и сильнее мучит нас. О! Тогда мы познаем, что без Бога мы пропали, – одну минуту тяжело жить без Него.

Если жена имеет причины подозревать меня в неискренности любви к ней, то Бог ли не будет испытывать меня в искренности любви к Нему? Сердцеведцу ли не посещать меня искушениями, чтобы испытать мое сердце: любит оно Его или нет. А не глубоко, не основательно оно в любви. Господи! Ты веси сие!

Жизнь души моей, жизнь сердца моего, душа души моей, сердце сердца моего – Христос.

Господи! Даруй мне быть Христофором, или Игнатием Богоносцем[35]!

Если при мне постоянно злой дух, то не тем ли более постоянно при мне добрый Ангел, мой Ангел-Хранитель? Ужели злоба сильнее благости?

Живая вода души моей, Христе, не остави меня. Источниче жизни моей! Не покинь меня.

Теплота молитвенная в сердце свидетельствует о том, что в тебе есть Дух Святой, Которым мы молимся и священно научаемся молитве истинной.

Всякая добрая мысль предполагает в нас доброе высшее начало, священно научающее нашу душу. Это очевидно из того, что в нас часто как будто скрывается куда-то всякое добро, и мы тщетно усиливаемся вместить в сердце то, что прежде было как бы его достоянием, потому что в сердце бывает почти одно зло. Как истинны слова апостола: Что ты имеешь, чего бы не получил (всякой светлой, доброй мысли, всех естественных даров)? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? [1 Кор. 4,7].

Мы замечаем в себе борьбу веры с неверием, доброй силы с злою, а в свете церковности – с духом мира. То же самое видим и в целых обществах. Там по духу различите вы явно две противоположные стороны – сторону света и сторону тьмы, добра и зла; церковности, религиозности – и светскости и безверия. Знаете от чего это? От борьбы двух противоположных сил: силы Божией и силы диавольской. Господь действует в покорных Себе сынах, а диавол – в сынах противления (духа, действующего ныне в сынах... [Еф. 2,2]). Обязанность отсюда каждого. Да, и я чувствую в себе нередко борьбу двух противоположных сил. Когда я стану на молитву, то иногда злая сила давит мучительно и [погружает] мое сердце, чтобы оно не могло возноситься к Богу.

Пресветлому Божеству люди молятся в каком-то сердечном тумане, редко светло.

Для чего Господь часто преподавал мир, говоря: мир вам [Лк. 24,36]? Для того, чтобы ты знал, что когда у тебя на сердце мир: во время ли молитвы, после ли ее или после исповедания грехов твоих и причащения животворящих Таин – тогда с тобою Господь. Господь с тобою преискренне в Тайнах: ухватись за Чашу, как за ноги Его, и моли Его о всем, что нужно.

Если усумнишься когда-либо в Боге или в догмате Пресвятой Троицы, вспомни краткое церковное славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков, – и подумай, что ты значишь с людьми всех веков, из коих бесчисленное множество великих и богосветлых умов, которые всесердечно, единодушно воссылали славу Триединому Богу.

Так как Творец и Бог наш един, то Он все сближает и объединяет, и для верующей души нет ничего отдаленного, чего не мог бы он верою приблизить. Хочешь беседовать – не говорю с Богом, Который везде, – а с вышними премирными Силами: Херувимами, Серафимами, Престолами, Господствами, Властями, Силами, Началами, Архангелами и Ангелами? Можешь. Они будут тебя, по молитве твоей, наставлять, просвещать, укреплять в вере. Или со святыми преставльшимися? Можешь. Они с тобою по первому всесердечному призыву, особенно Пресвятая Дева Богородица, Пребыстрая Заступница наша. Тя неизреченно соединившаго небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем. [36]Глава – Христос, у Ангелов и человеков. Что же не близко нам при такой Главе? И как близок к нам Сам Глава, чтобы всегда слышать нас! И опытом уверяемся, что слышит, – как и святые слышат.

Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам как произведению Своей бесконечной, совершеннейшей премудрости. Посему и волю Свою совершает обыкновенно чрез посредство природы и ее законов, например когда наказывает людей или благословляет их. Чудес потому не требуй от Него без крайней нужды.

Господь имеет высокое уважение особенно к делам рук Своих, одаренным разумом и свободною волею, то есть к Ангелам и святым человекам, и чрез них действует, и чрез них, как чрез достойные орудия, действует к нашему освящению и спасению. Посему не говори: я обращаюсь всегда прямо к одному Богу с моими нуждами, с моею молитвою. Иногда тебе надобно обратиться и к святым Его орудиям или органам. Сам Господь не хочет, чтобы оставались праздными в деле нашего спасения святые храмы Его благодати, Его Божественного Духа.

Как птенцы под крылами кокоша, так весь мир под крылом Господа – все Ангельские Соборы, все человеки, все неразумные животные, все вещественные миры; всех и все Он просвещает – одних умным, других вещественным светом; всех согревает – одних духовною, других вещественною теплотою; и, как кокош слышит пискания и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит и наши тайные вздохи, наши молитвы, наши славословия, видит все наши нужды. Покрый нас кровом крилу Твоею!

Пристрастное помышление о чем-либо житейском, во время богослужения особенно, как и во всякое другое время, возмущает, затмевает и стесняет мое сердце. Опыт.

Благодаришь ли ты ежедневно и горячо Господа Бога? Тебе дарованы в христианской вере величайшие, бесконечного достоинства блага. Господь ежедневно чрез Церковь и непосредственное Свое воздействие на твое сердце устрояет обращение и спасение души твоей; для тебя ежедневно приносится бескровная жертва на алтарях христианских храмов и готова для преподания тебе – для обновления твоего растленного естества, для соединения твоего с Источником живота, для утверждения тебя в надежде жизни вечной. Для тебя все духовные блага – в богослужении и Таинствах; для тебя все дары природы; для тебя всходит солнце, тебе светят луна и звезды; для тебя веют благорастворенные ветры, для тебя дожди ранние и поздние; для тебя моря, озера, реки подставляют хребет свой или доставляют тебе свои сокровища и катят тебя из края в край; тебе служит сила паров, тебе помогает огненный ток; тебя – для твоего удовольствия – принимает в верхнее недро свое и воздух, если уж ты недоволен парением мысли твоей в бесконечность!

Для тебя земля одевается роскошною зеленью и покрывается плодами. Тебе отдают недра земли злато и сребро. Благодаришь ли ты единого бесконечно великого всех Благодетеля и Творца? Благодари, возлюбленный, непременно благодари, ежедневно, каждый час, непрестанно благодари и помни, что все это – залоги, задатки будущих, бесконечно высших благ. Такова к нам любовь Творца! И когда же? Тогда, как мы – постоянные преступники Его святой воли, Его животворящих повелений. Судите же после этого, не должны ли мы погрузиться в вечный огонь по исходе нашем из этой жизни за то, что, каждое мгновение жизни своей быв бесконечно облагодетельствованы своим Творцом, мы не только Его не благодарили, но еще все время жизни своей прогневляли Его, нарушали все Его заповеди? – Истинно!

Ты, человек, существо свободно падшее, растленное грехом, – вот где сильнейшее побуждение для обращения твоего к Богу, для молитвы непрестанной. Ты получаешь ежеминутно величайшие милости от Бога – побуждение к благодарению; видишь дела всемогущества, премудрости и благости Божией – побуждение к славословию.

О, как ты маловерен, христианин!

Вот величайшая странность и несообразность. Мы верим весьма часто пришлым, незнаемым людям и не доверяем великим святым Божиим, Церкви Божией, Самому Богу. Что это? Это – диавольские козни. Твердо держись собора богомудрых отцов, или Святой Церкви Божией: она столп и утверждение истины [1 Тим. 3,15].

И во мне Господь постоянно являет Свое творчество: все и везде Он у меня творит – и в душе, и в теле; как же я сомневаюсь иногда, что Он не творит всего вне меня; как усомневаюсь, что Он не творит чудес вне меня, когда Он есть Бог чудес? Воистину, человек – ложь [Пс. 115,2].

Держись Церкви и всего чина ее, всего, что содержит она: она верно руководит ко спасению, спасла миллионы во Царство Небесное, – спасет и тебя.

Ничто, кажется, так мало не ценит и так легко не забывает человек, как духовные, неоцененные дары Божии, в вере святой подаваемые. Взгляните – убедитесь.

Если голос у тебя хорош, чист, звонок – не услаждайся внутренно собою, но признай это Божиим даром и принеси его в сердце в жертву Богу.

Воскормителю мой, Воспитателю мой, Возлелеятелю мой, Триединый Боже, помилуй мя!

28 сентября. Чудного мира и упокоения сердечного удостоил меня Господь по причастии Святых Таин Своих за веру мою. Накануне наказал Он меня чрез бесплотного палача за маловерие. А ныне за понесенную скорбь утешил меня.

Кто пустил в ход кровь тела твоего и движет эти внутренние реки твои? Кто без твоих трудов и даже ведома твоего устроил тебе глаза, слух, язык, обоняние, столь тебе необходимые? Благодаришь ли ты Премудрого, Всеблагого Благодетеля за то, что Он подарил тебе твое прекрасное, премудро, всемогуще устроенное тело? Благодаришь ли ты Его еще за чистые, величайшие наслаждения ума и сердца, за их стройную, услаждающую земную жизнь твою деятельность? – Благодари.

Сожалеющим о краткости службы. Свари (вмести) в сердце то, что поют и читают. Когда вместишь и сваришь хорошо это, тогда требуй большего; а если нет – нечего желать большего и беспокойно говорить всем, что служба коротка и много опускается. Немощь людей заставляет нас сокращать службу. Богослужение поистине есть пища. Сердце – желудок; немощь христиан не может выносить, переваривать продолжительного богослужения. У монахов этот духовный желудок крепче: он укреплен постоянным богомыслием и молитвою.

Бойся есть много, когда мало или вовсе не делаешь дела. Это – тунеядство и самоубийство. Но не сомневайся покушать много, когда много трудишься. Это нужно для подкрепления твоих сил.

Что за глупость ума и сердца извинять свое сомнение и маловерие тем, что я не вижу предмета веры? Потому ли не верю, что не вижу? Я воздуха не вижу. Но он есть в комнате. Души своей не вижу, но тем не менее она есть. Так и Господа не вижу, но Он есть и со мною и во мне и на всяком месте. Доколе сердце и ум мой будут столь грубы, что будут руководствоваться только чувствами грубыми, земными, тленными, оставляя в пренебрежении невидимое око души бессмертной, вечной? Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят [Мф. 5,8]. Очисти сердце – и победишь чувства и возможешь верою. Вот где секрет веры несомненной!

Воздеяние рук много способствует живости и искренности молитвы. Смотрите, как Божия Матерь и святые Божии пишутся: они пишутся или с воздетыми обеими руками, или с одною. От человека с воздетыми молитвенно руками бежат демоны.

Когда станешь на молитву и почувствуешь себя тяжелым и не в состоянии совершить молитвенное правило, не верь и себе, но преодолей себя – и выполнишь его охотно.

Любовь к Богу человек являет особенно славно тогда, когда он не малодушествует во внезапных скорбях и болезнях, а благодарит и прославляет за них Господа.

Кто искренно славит Божию Матерь и святых, тот по закону правды Божией будет иметь участие в их славе в будущем веке. Потому блаженны песнословцы Богородицы и святых: они венцов славы непременно сподобятся; кто искренно приносит Богородице ангельское приветствие: радуйся! – тот будет сам вечно радоваться.

Зародыши смерти таятся в каждом живом организме человека: только двинь их Творец к средоточию жизни – и верная смерть.

Чем вернее и сильнее средство, соединяющее нас с Богом, тем больше направляет против него разрушительных действий противник Божий и наш, который употребляет для этого все: и расположенное к лени тело наше, и слабости души, ее привязанность к земным благам и заботам, сомнение, так близкое всем; маловерие, неверие, скверные, лукавые и хульные помышления; тяжесть сердечную, помрачение мысли – все направлено бывает у невнимательных действием врага к тому, чтобы запнуть на молитве, на этой лествице, возводящей нас к Богу. Оттого весьма мало молитвенников искренних, усердных; оттого весьма редко и говеют, каются и причащаются христиане и, может быть, наполовину не говели бы, если бы закон гражданский не повелевал ежегодно быть всем у исповеди и святого причастия. Испытавшие знают все это.

Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой [Ин. 7,38], то есть живого слова. Да, Господь, чрез веру почивающий в моем сердце, есть действительно Источник живой воды. Опыт.

Разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот [слав.: и опрошася храмине той ]; и он упал [Мф. 7,27]. И в собственном смысле и в переносном можно принимать. В собственном: когда сгущаются дождевые облака в воздухе и, гонимые ветром, опираются на наше тело, тогда бывает нам тяжело – и душе и телу. В переносном – разумеются искушения врага.

Если б мальчик, хорошо известный, преподавал нам истину Божию, и тогда мы должны были бы слушать его со смирением, со вниманием и с глубоким уважением. Все люди, вещающие истину, не более как герольды Божии. Но смотрите, что бывает: если молодой человек, хорошо нам знакомый, говорит истину, мы часто пренебрегаем его словами и лишаем уважения истину из-за того, что она в его устах.

Возлюбленные братья! В нынешнем Евангелии читана весьма нравоучительная притча Спасителя – о талантах. Приклоните с благоговением ваш слух и послушайте ее толкование. Господь Иисус Христос, сказавши, что всякий из нас должен бодрствовать душою для молитвы и добрых дел, потому что никто из нас не знает ни дня, ни часа, в который Он придет за нашею душою, продолжает далее так: ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов (вес серебра), другому – два, иному – один, каждому по его силе, и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Так же точно и получивший два таланта приобрел другие два. Получивший же один талант пошел, раскопал землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета...

Господин, поручивший рабам свое имение, есть Иисус Христос. Рабы – это мы. Душа наша с ее способностями, с ее силами, тело наше с его здоровьем и крепостию, все, что имеем мы, кроме греха, – есть имение Господа.

Причастникам. Весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех [Лк. 6,19]. История текста. И теперь, как видно из настоящего собрания, народ ищет прикасатися Спасителю в Его Тайнах. Но все ли добровольно? Не по нужде ли одни, не по привычке ли другие? С живою ли верою? С простым ли сердцем? Не гнездится ли в сердцах христиан, желающих приступить к Тайнам, маловерие, лукавство; не с холодным ли равнодушием приступают? Понимают ли как следует, к чему приступают; имеют ли намерение крепко охранять принятую Святыню доброю жизнию? Будьте внимательны, братия, – вы один раз в году приступаете к величайшему, животворнейшему Таинству; сосредоточьте все ваши душевные силы к достойному принятию в свое сердце Христа Спасителя. Вот здесь, в этой Чаше – Он Сам, и от Него для всех, достойно причащающихся, сила исходит в сердце и исцеляет всех – все грехи омывает, все скверны сердечные, обновляет растленное грехом сердце каждого.

Единство законов ума и сердца у всех людей, единство стремлений сердца к Невидимому Богу доказывает разительнейшим образом происхождение их от Единого Всесовершенного Духа Бога и от единой четы первых человеков. Все люди – как один человек. И вот где основание любить всех, как себя.

Бог как древо, а люди как листья. Древо стоит твердо и непоколеблемо, а листья опадают каждую осень. Я есмь лоза [Ин. 15,5].

Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! [Быт. 28,16].

Знаю дела твои [Откр. 2,2].

Душа моя Тому живет [Пс. 21,30].

Теплота сердца – знак присутствия благодати Святого Духа.

Потому что ты упросил [слав.: умолил ] меня [Мф. 18,32]. Всеправедный позволяет умаливать Себя, преклоняться на нашу молитву как [на] подвиг.

Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (чрез причащение) [Ин. 17,21]. Вот величайшее Таинство христианской веры, вот конечная цель ее, вот торжество ее!

Покров Пресвятой Богородицы. Молясь Божией Матери или святым, вы иногда думаете: слышит ли вас Небесная Царица. Вот пример, что Она слышит и является на месте молитвы. Общая молитва особенно преклоняет Ее на милость и подвигает к заступлению. Житие Константина[37]. Но и на частные сердечные молитвы нисходит. Сергий Радонежский. Где пламенная молитва – там небо и там Бог с небесными Силами и со святыми Своими. Пример: Покров Богородицы, явившийся в храме с небесными Силами и со святыми. Призывайте же, православные, несомненно Владычицу всех. Она везде слышит.

Наше дело по готовым правилам спокойно действовать, а Бог все, как бы играя, манием Своим совершает. Так человек бросает в подругу свою семя свое, как земледелец семя в землю, и как семя всходит [слав.: прозябает ] и растет, не знает он [Мк. 4,27]; егда же прозябнет и плод сотворит, абие[38]Господь природы посылает серп, потому что настала жатва [Мк. 4,29]. Человек, как всякий знает, нисколько не участвует в развитии и образовании семени в женщине, как и в самом рождении, – все творит без нас Господь манием Своим. Так и при совершении Таинств священник читает молитвы, совершает известные видимые действия, а остальное – невидимое, главное – совершает Сам Господь манием Своим неотложно. Например, в Крещении священник читает готовые молитвы, совершает действия заклинания, крещения, миропомазания, пострижения, а Господь творит все, о чем священник молится: прогоняет из младенца бесов, дарует ему другое, духовное рождение, утверждение в православной вере и избавление от лукавого и всех начинаний его. Важное лицо – священник, особенно достойный священник. Я, грешный, не достоин этого высокого сана.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.