КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От издателей 7 страница
Как слышат меня на молитве Пресвятая Богородица и святые? – Они в Боге и един дух с Ним, а Бог – везде. Кроме того, я член Церкви немощный – земной, а Она и они члены Церкви благородные – небесной; Глава у всех нас один – Христос, Бог вездесущий. Особенно Владычица и святые приклоняют милостиво слух к тем, которые достойно причащаются и часто Святых Таин. [...] На мыслях, имеющих свойство страсти, отнюдь не останавливаться. Господь мой есть Творец и Начальник всякой жизни и красоты. Какая же красота прельстит меня при Его красоте? И она была молода и красива, но на меня молодость и красоту свою положила. (О матери.) Кашель в маминьке – немощь старости. Если, враже мой, ты смущаешь меня грубостию одежды моей матери, я сам оденусь в рубище нечистое, чтоб оно напоминало всегда о нечистотах души моей пред Богом и людьми; и я разбросаю свои волосы на главе, чтобы они были вывескою беспорядка моих мыслей. Как предполагал, так и сделалось, – искусил! Вот и жми после этого руку. Вперед отнюдь не жать. А то из-за невинного, по-видимому, пожатия руки своей родственной девицы диавол окрадет твое целомудрие ночью. Тьфу ты, гадость какая! Ах ты, уличный разбойник и грабитель! Мало огненных убийственных стрел! Боже! Очисти мя, грешнаго! На день великого постника, большего всех рожденных женами [Мф. 11,11], осквернил меня. Бойся холодного бесчувствия в этой скверне: диавол умеет и это сделать. Оскверненный во сне по действию его бывает как столб бесчувствен, тогда как ему следовало бы плакать. Избави Бог от этого бесчувствия, тем более – от услаждения искушением и от самооправдания, или даже, что бывает также, от признания пользы его для телесного здоровья. Тогда богопротивный человек сделается еще более богопротивным от несознания своего греха, нечистота его останется на нем, и к одной нечистоте присоединится другая – бесчувствие и гордость. Изучай врага. Диавольское порождение (например ложь, сомнение, неверие, страсти) вторгается в душу соответственным своему родителю образом, то есть оно всегда убивает душу. Поэтому легко узнать его козни. Не может... дерево худое приносить плоды добрые [Мф. 7,18]. Главное, что надо наблюдать при его кознях, это отнюдь не малодушествовать, не останавливаться, то есть нимало не стоять на чувствах и мыслях злобных, убийственных, но, вменив их в ничто, заниматься мыслями противоположными. Не предаваться чувствительности и раздражительности, но твердым терпением отражать ядовитые прилоги. Тление твоей сигары или папиросы изображает весьма хорошо тление твоего сердца в огне страстей: как тлеет твоя сигара во рту у тебя, так тлеет твое сердце в огне разных страстей. И как страсти – постоянная и великая насмешка диавола над бедными людьми, так курение табаку есть новая насмешка его над ними. Это – вывеска внутреннего огня страстей. Окаменелый! Научись сочувствовать людям, особенно близким, в горести души их. Долго я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святого. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо. Да, оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание, необходимо на молитве и во всей нашей жизни: без укрепления Его душа наша постоянно склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной: она расслабевает, совершенно обессиливает от входящего в сердце зла и немощна становится для добра; без укрепления от Духа Святого чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне его. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень этот – Дух Святой. Он-то укрепляет его силы, и если человек молится, Он укрепляет сердце его в вере и надежде на получение просимого; Он-то воспламеняет душу его любовию к Богу; Он-то навевает на душу мысли светлые, благие, укрепляющие ум и сердце; если он совершает различные дела, Он укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости труда его и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает; при обращении с людьми разных состояний и обоих полов Он вдыхает в него уважение к лицу человека, который есть равно образ Божий, кто бы он ни был, искупленный Кровию Христа Бога, и отвлекает его сердце и внимание от его, иногда очень неблаговидной, внешности тела и одежды, его грубости в слове и обращении; Он-то соединяет всех нас любовию, как чад Отца Небесного, и во Иисусе Христе учит нас молиться: Отче наш, Иже еси на небесех... Милость Божия ко мне так велика, что я как бы не верю, что Бог поставил меня на такую высоту, и эта недоверчивость проглядывает во многих моих поступках, во многих даже священнодействиях и в словах. Не бойся; будь уверен: все с тобою бывающее и существующее есть истина! Веруй! Увидишь больше сего [Ин. 1,50] – Самого Царя Христа и Его Небесное Царствие. Земное – только подготовка к созерцанию будущего. Моя мать – живая свидетельница моего ничтожества. Какое великое благо родители доставляют детям! Нет больше благ, доставляемых ими. Но заметь, что люди иногда сильно вооружаются против величайших благодетелей неблагодарностию и даже злобою: чем больше благодетель, тем сильнее вооружаются облагодетельствованные. Очевидно, что нужно сильно ему противиться и не слушать благовидных его подстреканий. Так было делом сатаны то, что Величайший Благодетель человечества Господь Иисус Христос был доведен до заплеваний, заушений и позорной крестной смерти, хотя и служили ему свободными орудиями первосвященники, старейшины, книжники и народ. Так мы видим много примеров, что благодетели принуждены жаловаться на облагодетельствованных, что эти последние неблагодарны и злы пред ними. Много на свете неблагодарных и злонравных в отношении к своим благодетелям. Ядущий со Мною хлебы Моя поднял на Меня пяту свою [Ин. 13,18]. Когда целуешь руку матери, вспомни, что она на этих руках носила тебя. Ах! Как почтенны и любезны должны быть для тебя эти руки! Вспомни также, что эти руки питали тебя. До сих пор я видел постоянные опыты попечения Божия обо мне: Господь не только не оставлял меня ни в чем, а напротив, все подавал мне с избытком; кроме того, попечение Его обнаруживается постоянно в том, что Он по молитве моей избавляет меня от всех скорбей моих, как вернейший Спаситель. Будет Он и впредь со мною и будет все мне подавать. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас [1 Пет. 5,7]. Печется, печется, печется. Люди любят общество; птицы любят общество; животные – общество, рыбы – общество. Что же я-то? Ближний должен быть святынею для меня, неприкосновенною для моей злобы, ненависти или зависти, корысти или нечистых пожеланий моего сердца. Читай как бы написанным на челе каждого: святыня и любовь Господня. Приятным долгом поставляй каждого любить, как себя. Когда в сердце твое западет скупость и злоба, вспомни тогда о бесконечной благости к нам Божией и о щедротах Его, и хоть в малом пределе покажи и ты от всего сердца благость свою и щедроты свои. Когда приглашаешь кого-либо к себе, приглашай всегда от всего сердца, ласково. Твой долг – быть искренно ласковым ко всем. Благоволят или нет прийти к тебе приглашенные – это их дело. Помни, что и в делах житейской приязни Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению [слав.: и еже хотети и еже деяти им] [Флп. 2,13]. Бог наказал меня внутренними бичами в продолжение целой ночи за то, что я по скупости и какой-то злобе не хотел принять на ночлег одной девушки, коей родственники жили недалеко от нас. Диавол мучал меня целую ночь жестоко. Лесть бесовская, действующая в уме и сердце человека; пространство ее – вся жизнь; все дела, все отношения наши к Богу, к людям и к вещам заражены этой лестию. Разоблачение ее; постоянство, величие, трудность этого дела; неизбежные уязвления от злобы диавола, который тем больше свирепеет, чем больше разоблачают его лесть, и пользуется всеми, и малейшими предлогами (греховными движениями мысли и сердца), чтобы войти в человека, овладеть его сердцем и тиранить его. Лесть богатства по преимуществу, лесть славы и отличий: человек не славный и не отличный ищет всеми силами и средствами отличий. Лесть вожделения, или лесть прелюбодейная. Лесть пищи и пития: ядию в тление пал человек люте по обольщению диавола. Лесть одежды: об одежде что заботитесь? [Мф. 6,28]. Подразделения лести – до бесконечности: что ни вещь, то лесть. Лесть всех страстей: злобы, ненависти, зависти, скупости и сребролюбия. Чувство отвращения к жизни, тоска, скука. Средство избавиться от лести – молитва, сердечное размышление о непостоянстве всего земного и вещественного и о постоянстве, пребываемости[58]всего невидимого. Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно [2 Кор. 4,18]. Еще средство для предохранения себя от лести диавольской (обмана) – носить как бы начертанными в сердце слова: лесть бесовская. Прежде эта лесть была идолопоклонство, ныне – сребролюбие. Лесть в молитве: приближаются ко Мне люди сии устами своими, говорит Господь, а сердце же их далеко отстоит от Меня [Мф. 15,8]; лесть в отношении к людям: уста льстивы, говорят от сердца притворного [Пс. 11,3]; кто не клевещет [слав.: иже не ульсти ] языком своим [Пс. 14,3]; лесть к вещам: лесть богатства и прочее. Кто попрал лесть бесовскую, тот истинно, от всего сердца молится Богу и совершает пред Ним все дела: поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине [Ин. 4,24], говорит Господь. Недаром Он сказал: должны поклоняться в духе и истине. Кланяются Богу весьма многие неистинно, ex officio[59], по должности, по привычке, формально, без содержания. Кто попрал лесть, тот искренно обращается со всеми и от сердца делает все другим; тот все вменяет земное за сор, как апостол Павел, чтобы приобрести Христа [Флп. 3,8], потому что препятствует привязанность к земным благам иметь Христа в сердце. Смотри о лести змеиной в Каноннике во многих местах. Господи! Спаси мя [от] многоглавого и многовидного зверя. Блажен... хранящий одежду свою [слав.: ризы своя ] [Откр. 16,15]. Господи! Сохрани ризы мои. При обращении с своею маминькою имей в мысли всегда следующее: она выше меня всегда, несмотря на ее крайнюю простоту, необразованность и грубость. Она – мой царь, мой господин. Злоба сердца, при окружающей нас отовсюду бесконечной благости Божией и человеческой, есть величайшая хула на Духа Святого, Который есть Дух Благий. Бесконечная Благость – Бог. Все – орудия Его благости, и прежде всего родители, потом – жена, далее – царь, начальники и все люди. Кто родитель наш: отец и мать земные или – Бог? Бог. Родители только орудия, коими Он произвел нас на свет. Сыны родих и возвысих [Ис. 1,2], говорит Бог. Когда перевозят вас на судне из одного места в другое, кто перевозит вас: пароход или содержатель парохода? – Содержатель, а пароход – орудие, не больше. Так из бездны небытия в бездну бытия перевез вас Творец чрез родителей, как чрез машину какую. Когда сердце твое порывается к злобе на кого-либо, ниспустись тогда мысленно в сердце и скажи в сердце: бесконечная благость Божия покрывает нас всегда, ныне и присно; все по отношению ко мне – только орудия благости Господней. Отчего же еще живет во мне злоба? Отыди от меня, адское исчадие: ты уродуешь меня, ты делаешь из меня чудовище жизни. Когда ты не терпишь в другом слез сострадания и любви, тогда в тебе бес, чуждый всякой любви и сострадания. О чем я молюсь нередко за службою Божественной? – Чтоб было меньше пьяниц, прелюбодеев, воров, обманщиков, соблазнителей. Чтоб Бог дал преспеяние христианской жизни и просвещенный разум. В день тезоименитства Государя императора. Вчера (29-го августа) мы вспоминали празднественно Усекновение главы и нисшествие во ад для проповеди сущим во аде о Боге, явльшемся плотию, Иоанна, Предтечи Господня, больше коего, по свидетельству Самого Спасителя, не воставало ни одного человека между рожденными от жен; а ныне торжественно празднуем день тезоименитства благочестивого Государя нашего, больше коего в гражданском мире в настоящее время также нет, потому что он есть глава всего обширного и могущественного в свете государства, отец миллионов православных и неправославных, правоверных и неправоверных подданных. Но, как ни велик был на земле еще живой Предтеча, а меньший в Царстве Небесном был больше его, по свидетельству Самого же Господа; так и о тезоименитом ныне Государе следует сказать, что меньший в Царствии Небесном больше его: двенадцатилетний отрок, сын простого поселянина, праведный Артемий Веркольский или такой же отрок Иаков Боровицкий – больше его; соименный царствующему Государю святой благоверный князь Александр Невский – также болий его. А это располагает нас говорить о небесном величии и славе святых Божиих, которая вечна и повсеместна, о едином истинном величии веры, добродетели и святости – и о преходящем величии и славе мира сего: всякая слава человеческая – как цвет на траве [ 1 Пет. 1,24]. Но мы не опасаемся, что величие и слава православного Государя нашего есть только величие и слава мира сего – величие и слава преходящая, потому что ныне царствующий Государь православной христианской державы есть первый сын и покровитель Церкви, зиждущий благо христиан. Испросим же молитвою у Господа, чтобы величие и слава его не прешли с его земною жизнью, но последовали за ним и в вечность; чтобы Господь укрепил христианскую душу его в царственных добродетелях и на страшном и праведном испытании всех человеков дал ему с дерзновением сказать о своих бывших подданных: вот я и дети, которых дал мне Господь [Ис. 8,18]. Помолимся и благоверному князю Александру, чтобы он молитвенным предстательством своим у Царя царей укреплял его в тяжелом подвиге народоправления и в подвигах веры и добродетели. Как, идя по улице, невозможно предохранить себя от того, чтобы не дул на тебя ветер, так невозможно человеку уберечься от того, чтобы не приражался к нему диавол ветрами помыслов и страстных потрясений сердца. Святых больше всего одолевает дух уныния, как видно из молитв и стихов канонов. Человек иногда бывает погружен в бездну зла и запутывается в нем, как в безысходном лабиринте. Не надо унывать и коснеть, а с верою и со слезами помолиться – и душа возникнет на свет Божий. Слава чудотворному образу Спасителя моего (что в киоте моем), дивная со мной сотворившему, из челюстей адского зверя, люто меня терзавшего, исхитившему. Величаю спасения Царева! Душе моя! Величай спасающего тебя Христа Жизнодавца. Несомненно и со дерзновением обращайся к Нему в молитве, к Его пречистому образу. Июля 1 дня 1860 года. Самое обыкновенное естественное и общечеловеческое дело – почитать, любить и беречь своих родителей. Я должен всячески почитать и беречь свое бесценное сокровище – мать. Видение. [Остров] с великим спокойствием, без малейшего вида гнушения обрезывал болезненные наросты у больного на задней части. Это урок моему гнушению. Как в пречистых, животворящих, досточтимых страшных Христовых Тайнах соблазнял меня лукавый скромным видом простого хлеба и вина (земли, попираемой ногами), так и относительно родительницы моей он соблазняет меня скромным, простым видом ее, простыми, необразованными словами и манерами ее. Но как те сами в себе всегда досточтимые Тайны, так и мать моя – всегда досточтимая мать моя; как под простыми, смиренными видами хлеба и вина – Господь Животворящий, так и в простом, грубом теле и необразованном слове – дух матери моей. Оставь мать твою в ее совершенной простоте и безыскусственности в слове и манерах: под этою внешнею грубостию и безыскусственностию скрывается простое, доброе, искренно сочувствующее сердце. Взор ее – взор благости; слово ее – слово сердца. Нет на земле большего благодетеля, кроме матери. Соответственно благодеяниям – почтение. Не за красоту лица, не за образование, не за ум, не за доброе сердце и даже не за душевные добродетели: кротость, смирение, простоту, уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она – мать моя, и ради заповеди Божией. Некоторые еще прежде молитвы боятся молитвы, как какой-то тяжести, стесняющей и убивающей душу, и когда станут на молитву, расслабевают духом и торопятся – только как бы скорее избавиться от нее. Это как в общественной, так и в домашней молитве. Что это за молитва? Где же ее свобода? Где ее доброхотство? Ни от скорби, ни от нужды... Христианская вера не терпит лицеприятия. Не смотришь ни на какое лице [Мф. 22,16], говорили Христу даже враги. Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак. 2,1], говорит апостол. Все как один человек. Кротость, спокойствие, ровность, твердость в убеждениях – вот девиз поведения! Как прежде вооружал меня враг на братьев, на отца, так ныне на мать. О, лукавец! Смотри же, берегись, чтоб ни одна мысль презрения и ненависти не затаилась в твоем сердце против нее за простоту и грубость ее слов и манер. Да не окрадает тебя постоянно враг и да не посмевается над твоим малодушием жестоко. Доколе тебе и ему – тебе давать ему случай торжествовать над тобою, а ему смеяться над тобою, как он всегда жестоко смеялся над тобою? Полно же! Сын Божий, будучи Бог, не убоялся снизойти до зрака рабия (заметь, вникни: Бог и раб) и крайней нищеты, чтобы я не боялся смиряться до самой крайней степени. Он претерпел даже крест и смерть, о срамоте нерадив, чтобы я ради Его смирения крайнего и ради собственного спасения и других пренебрегал всякою срамотою; Он умывал ноги ученикам, чтобы и я не стыдился по гордости умыть ноги всякому, то есть чтобы я не чуждался и последнего христианина (ноги) и делал ему все, что для него нужно. О! Как мы горды и как мы мало заботимся о смирении! Смирение наше высоко, боязливо; мы так и боимся, чтобы не уронить себя в глазах других: мнительно, мелко, несовершенно наше смирение. Враг внутренно часто побеждает нас помыслами гордости тогда, как мы думаем и хотим смиряться. Смирение наше должно быть крайне чистое, без всякой мнительности и колебания, решительно не допускающее никаких ограничений. Мы имеем великий пример – уничижение Себя Сына Божия, и нам стыдно не смиряться до последних пределов. Ибо кто мы, как не земля и пепел и гной. [Чти] – Бог повелевает, мой разум и совесть к тому меня побуждают. За Божию волю умри – умри для своего разума, если он идет против ней. Вспомни, как лукавый водил тебя за нос и мучил из-за не по вкусу написанной иконы Богоматери; ненависть, отвращение внушал как будто к неправильно написанным ликам Божией Матери и Предвечного Младенца – и молиться не давал, пока ты не победил его; так и теперь водит за нос твою гордую душу из-за образа простого, грубого твоей матери и не дает тебе должным образом чтить ее! Трудно ли смирению христианскому победить его о имени Христове? Ведь и при свете здравого разума легко убедиться, что мать должно почитать выше всего на свете. Христианин-подвижник! Ревнуй о наградах Господа, уготованных от Него победителям, и не ослабевай в борьбе со врагами невидимыми. Побеждающий наследует все [Откр. 21,7]. Люби, как себя, ближнего – закон царский. Когда мы молимся по чужим молитвам, Господь смотрит на то, есть ли в нас свое желание того, о чем просим, есть ли доля нашей благодарности, нашего славословия. Ни во что ставь в маминьке и во всяком человеке все плотское и цени исключительно его душу, его ум и сердце. Вообразите, что вы видите Неприступный Свет, от Которого произошли свет солнца, месяца и звезд; что вы видите ту Бесконечную Любовь, Которая послала в мир Сына Своего Единородного, да спасется Им мир от мучений вечных; что вы видите ту Начальную Красоту, от Которой всякое разнообразие и красота в мире – разнообразие и красота растений, камней, раковин, рыб, птиц, животных, всякой человеческой красоты. Вообразите, что вы видите любящего, сияющего неприступным светом совершенств Своих Творца неба и земли. Что вы тогда почувствуете? А ведь вера христианская всех нас подготовляет к этому видению. Заметка о растениях. В растениях очевидны: 1) премудрый ум, проглядывающий во всех частях растения; 2) сила, оживляющая, скрепляющая и содержащая в надлежащих отношениях все части растения и 3) всемогущество, с которым Бесконечная Премудрость видоизменяет само по себе безобразное вещество, с такою легкостию заставляя [служить] его бесконечным намерениям и целям Своим. Как многочисленны дела Твои, Господи [Пс. 103,24]! Дивно для меня ведение [ Твое ] [Пс. 138,6]! Как в отдаленном расстоянии находящиеся предметы на земле, хоть они и большие, но если не отражается в них солнце, издалека не видны вовсе, а если отражается солнце, то бывают видимы всеми и издалека, даже и те, которые малые, – так и между людьми. Те, в которых не отражается Своими совершенствами вечное Солнце правды [Мал. 4,2] – Бог, бывают заметны только на близком расстоянии для весьма немногих; а если отражается в них Солнце правды, тогда всеми бывают видимы издалека, все прославляют их, люди всех мест и времен (святые). И одни из них сияют как солнце, другие как луна, иные как звезды. Если каждое лето по необходимому какому-то закону Бог одевает такое бесчисленное множество разнообразных дерев, трав и цветов, то оденет и меня по тому же закону, не забудет, если не буду празден... Если ежедневно питается у Него такое бесчисленное множество тварей и все они сыты, то буду напитан и я, не буду забыт. Зачем же излишние заботы о пище и одежде? Промысл печется обо мне. Видел и вижу. Рассматривая тварей Божиих и видя бесконечное множество их, я вижу себя превознесенным над всеми сонмами их образом и подобием Божиим, разумом и свободою, способностию рассматривать умом моим всех их и удивляться в них премудрому и всеблагому Творцу. О! Как возблагоговею я пред Творцом моим! О! Как почтенны должны быть для меня виновники моего бытия – отец мой и мать моя! Они дали мне бытие во времени – для времени и вечности; ввели меня по воле Бога, создавшего меня во утробе матери, в великолепный чертог мира для того, чтобы в определенное время Творец ввел меня в чертог небесный! Тут без меня дело делается, тут меня не спрашивают. Да, без меня творит Господь дела всемогущества Своего или чудеса Свои, как и сотворил меня без меня. Так на молитве, так и в Таинствах. Государство или какое-либо общество есть тело. Как в теле все члены вместе и каждый порознь поставлены на своем месте Богом, так и в теле общественном каждый поставлен на его месте Богом; также и собственные дела каждого бывают причиною того или другого места. Соединись со Мною и оставь тленное земле, чтобы в соединении со Мною наслаждаться тебе бесконечными благами. Что мать для детей, что добрая жена для мужа, то Ангел-Хранитель для человека-христианина в духовной жизни. Труды брата не должны быть оставляемы без благодарности, чтобы и твои дела Бог не оставил без награды. Таинства – тело и душа; обряды – тело и душа; слово – тело и душа; молитва – тело и душа: все в параллели с телом и душою человека. Как же некоторые хотят, чтобы не было обрядов, или форм Таинств, или внешнего богослужения? Они отнимают тело у человека. Господи! Некнижныя мудрости научивый, рыбари богословцы показавый, Душе дарований, Душе, Иже[60]егда, вселишися в кого, твориши того глаголати величия Божия и всего претворяешь, возращаешь, восперяешь, устрояешь горе, – прииди и вселися в мя, очисти сердце мое от всякия скверны и глаголи усты моими, якоже во апостолех Христовых; научи мя, по словесем Христовым, яже подобает ми рещи людем, собирающимся в храм сей и в нем предстоящим и молящимся. Благоволи, Господи, мною, недостойным рабом Твоим, научити их, о чесом и како молитися подобает. О посте. Предупреждаем вас, что в пост встретят вас особенно внутренние и внешние искушения, может быть очень для вас тяжкие: не смущайтесь этим. Враги невидимые бывают особенно злобны против нас, когда видят нас на пути веры и благочестия, и стараются ставить нам препятствия разными искушениями. Не воздыхайте о мясах. Это – мерзость Господу. Никто, возложивший руку свою на плуг... [61][Лк. 9,62]. Никто, с удовольствием часто помышляющий о скоромных блюдах во время поста, не получит от него пользы. Проповеднику. Как ты, проповедуя любовь, сам питаешь ненависть; проповедуя смирение, сам гордишься? Врач! исцели Самого Себя [Лк. 4,23]. Уча других известным добродетелям, будь проникнут прежде ими сам, да не лишшее[62]осуждение приимеши от Бога. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? [Рим. 2,21]. О Христе нет мужеского пола, ни женского [Гал. 3,28], но все и во всем [слав.: но всяческая и во всех ] Христос [Кол. 3,11]. Смотри, как почтен каждый человек-христианин без различия, – во всех Христос. Значит, надо всех почитать и любить ради живущего Христа. С удовольствием причитай себя к нищим и незнатным мира сего, ихже избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия Своего [Иак. 2,5]. Благоустроенная молитва – та, которая сопровождается добрыми делами. Что вы зовете Меня... и не делаете того, что Я говорю? [Лк. 6,46]. Всякий видит, что свет льется на землю с неба, ибо солнце, месяц, звезды светят нам с небесного круга. Это указывает нам на то, что и Несозданный, Умный Свет – Господь Бог наш – обитает преимущественно на небесах, и от Него нисходит к нам всякий свет и вещественный и духовный, свет ума и сердца. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир [Ин. 1,9]. В беседах о молитве изъяснить содержание литургии, особенно главную часть ее; также в общих чертах вечерню и утреню; как вести себя при Таинствах, коих они бывают зрителями. Когда придет тебе на сердце во время молитвы сомнение в чем-нибудь, тотчас же приими сердечное благодарение Господу за то, что Он благоволил открыть тебе ту истину, в которой ты сомневаешься, – и сомнение пройдет. Слава Тебе, Господи, – бесконечное прощение долгов наших и упокоение сердца нашего от тяжестей их. Бог есть любовь [1 Ин. 4,8; 4,16]. Все мысли, чувства и расположения сердца, клонящиеся к разрушению любви и к насаждению вражды, – от диавола. Напиши это на сердце своем и всячески держись любви. Держитеся любве [1 Кор. 14,1]. Когда будут наводнять часто дом твой гости, принимай это за посещение Божие и радуйся, что Бог не войною, не пожаром, не чрез неприятелей лишает тебя твоих благ (а ведь с другими это нередко бывает), а чрез твоих же знакомых и что ты имеешь случай показать здесь свою любовь к ним и к Богу. Бог может требовать от нас Себе жертвы когда хочет. Приноси же Ему с радостию жертву гостеприимства. Не войною, не пожаром, не татями, не засухою и гладом хлеба, не болезнями испытывает тебя Бог, а самым легким испытанием. Как бы Сам Он приходит к тебе в лице гостей (всякий человек – образ Его, а христианин – член Его, от плоти и крови Его) и хочет видеть, как ты пользуешься дарами Его благости: с пристрастием или нет; и как ты успеваешь в любви, как ценишь рабов Его, с радушием или без радушия, как лукавый раб, чуждый любви, принимаешь их. Внимай себе. Всякому человеку-христианину выпадают на долю разные искушения. Принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию [Рим. 15,7]. При взаимном общении друг с другом часто диавол показывает в ложном, неблагоприятном, отвратительном виде какую-либо сторону человека или какую-либо часть его тела и возбуждает этим в сердце неопытного сердечное отвращение и ненависть к тому человеку. А ты, минуя всякую внешность, ничего не желай видеть в другом, как брата, за которого Христос умер, сонаследника будущего блаженного Царства, как говорит о себе святой апостол Петр: соучастник в славе, которая должна открыться [1 Пет. 5,1]. Всех почитайте, братство любите [1 Пет. 2,17]. Внимай: что противно плотскому, ветхому, греховному человеку, то ты и делай, – иди всю жизнь наперекор ему. Это цель твоей жизни и вместе – твоя слава о Христе Иисусе. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями [Гал. 5,24]. Утверди еще в сердце эту истину: одно стоит всей нашей ненависти – это грех или порок; а к людям исключительно питай любовь. Ясен закон царский: возлюби... ближнего твоего, как самого себя [Лк. 10,27]. Молиться должно всегда тихо, спокойно, с сердечною твердостию, при светильнике ума и сердца (молитва – свет, не тьма), твердо ведая, что ни величие грехов, ни грехов множество не превышает долготерпения Бога нашего и Его крайнего человеколюбия. Бог мой – Зиждитель мой, а я – сосуд, Им созданный, сделавшийся непотребным по своим грехам. Когда увидишь нищих и будешь по обычаю подавать им милостыню, да нескуден будет дар твоего сердца Господу: помяни тогда, как щедро Господь подает тебе незаслуженно с твоей стороны дары Свои, и если подал милостыню скудную, укори себя и впредь исправься от своей скупости. Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет [2 Кор. 9,6]. Когда мы находимся в страсти, тогда мы чужды света очию сердца нашего, тогда глубокая тьма покрывает душу нашу; неплодна тогда душа наша всяким светом: ни мысли, ни чувства доброго, проникнутого верою. Отсюда разумеем, что всякий свет души – от Бога, просвещающего всякого человека, приходящего в мир [Ин. 1,9]. В области веры весьма важно одно слово сердечного утверждения или отрицания, даже одна мысль, одно чувство согласия или несогласия с чем-либо. Что, кажется, преступного в случае опасности и только на случай опасности сказать: не знаю я Этого Человека (Христа), – но это было преступное отречение от Христа Спасителя и для очищения своего требовало горьких слез и троекратного восстановления в веру и апостольство.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |