Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 9 страница




Что для человека как гражданина царь и низшие гражданские власти, то для человека-христианина – Бог, Пречистая Матерь Божия, Ангелы и святые.

Слава Тебе, Господи, слава Тебе! На память и во славу Бога в Троице. Утром, в четвертый день Пасхи, в пять часов я видел боголепное[69] низшествие Духа Божия на престол храма: Всесвятый Дух низшел в виде голубя, весь в дивном, ослепляющем сиянии. В церкви был народ. Ожидали перенесения мощей святого апостола Андрея Первозванного, которые почивали пред алтарем у правой стены церкви; собралось духовенство; двинули, подняли, понесли – и Всесвятый Дух показался летающим над престолом храма в сиянии неизреченном. Все горели желанием видеть Его, и все страшились своего недостоинства и, повергшись ниц на землю, смиренными сердцами молили Его не скрыться от них мгновенно, и Дух Божий, как бы снисходя сильному желанию сердец верующих зреть славу Его, остановился над престолом и почил на нем, а сияние от славы Его приятно поражало зрение взирающих на престол. Были и такие, которые, падши ниц, как бы мучимые злыми духами, громко вопили, устрашенные ли таким боголепным видением по причине своего недостоинства или по другой причине. В таком приятном видении я проснулся – звонили к утрени. Весело и бодро я поднялся, оделся, умылся и отправился в храм Божий; пришедши туда, я, по обычаю, поклонился престолу Божию и думал видеть на нем сияние Божественного Духа, но его не было. Блаженны посещающие богослужение Светлой седмицы. Дух Божий Всеблагий, Всесвятый, Животворящий, Всемощный особенным обилием благодати почивает в это время на святом престоле – на воскресшем Жизнодавце Христе.

Есть люди завистливые и презорливые[70]к умственным произведениям других: они встречают недоверчивостию и презрением едва не всякое вновь выходящее сочинение, внутренно спрашивая автора книги: из Назарета может ли быть что доброе? [Ин. 1,46]. Такие люди сами себя поставляют умственно выше всех и мечтают, что они в самом деле всех превосходят умом своим. Между тем что же сами-то они произвели? Или ничего, или что-нибудь очень посредственное. Самая зависть и глупая гордость их ясно обличает их посредственность, их злохудожную душу, в которую не внидет премудрость! Вместо того чтобы радоваться появлению в свет всякого доброго и полезного умственного труда, презорливые и завистливые люди готовы уничтожить всех авторов доброго и полезного и на местах их поставить свои имена! Душе Всеблагий, великодаровитый, нелицеприятный! Не Тебя ли оскорбляют такие люди, ругаясь над Твоими щедрыми разделениями[71]даров Твоих по Твоей Божественной власти, так как во всех благонамеренных авторах действует один и тот же Дух, разделяя властию дары Свои каждому [ особо ], как Ему угодно [1 Кор. 12,11]! – Так, Тебя! Чем же Ты воздашь и воздаешь этим завистникам? Тем, что они лишатся и того, что и мнятся имети; тем, что они не будут участвовать в дарах Твоих и сами никогда не произведут ничего истинно доброго и полезного. По делом!

Есть еще много людей, злорадников, которые, слыша о бедствии и несчастии или смерти своих знакомых или вовсе незнакомых, также товарищей, даже родных, особенно отличавшихся богатством, знатностию, ученостию или другим чем, – радуются внутренне слыша о их болезни или о смерти, как будто бы эти последние были их враги и притеснители, хотя ничего худого эти последние не причиняли первым. Сохрани, Господи, всякого от этого диавольского злорадства: оно чудовищно в человеке и поставляет его наряду с бесами, радующимися погибели человеческой. Иногда радуются внутренно, что такой-то умер вовсе не по-христиански, как язычник, и злобно отсылают его прямо в вечный огонь. Как много людей такого рода! – только прислушивайтесь хоть изредка к речам людским, к их судам и пересудам. Язва диавольская!

Понимаю теперь, почему прободен был правый бок Спасителя: он прободен был за развращенное, злобное, привязанное к земле сердце мое, находящееся в правом боку нашем и уязвляемое часто лукавым, исконным убийцею. Понимаю и то, почему из правого уха моего и из правого боку моего истекает зловонная золотушная материя: она должна напоминать мне постоянно о больном, нечистом и зловонном сердце моем, и служить вместе с тем наказанием за нечистоту его. Слава правде Твоей, Господи!

С того времени, как Господь пострадал на кресте, ему присуща стала Божественная, Животворящая сила. Только представь живо, что было на кресте, и с верою в Распятого изобрази на себе знамение креста – и увидишь, что оно сделает. Впрочем, чудеса Крест делает только на тех, которые живут, как повелел Распятый, которые распинают собственную плоть свою со страстьми и похотьми [Гал. 5,24] и идут крестным путем. А те, которые не творят, еже глаголет Господь, живут в страстях, те не могут похвалиться силою Креста, разве когда искренно каются в своих грехах и всеми силами стараются не возвращаться на прежние грехи, потому что в противном случае Божественная сила Честнаго и Животворящего Креста оставит их.

Когда диавол, поселившись в твоем сердце из-за какой-либо страсти, будет препятствовать тебе молиться сердечно и низлагать все твои усилия к искренней молитве, паля и отревая тебя внутренно от Бога, не предавайся тогда отчаянию и нетерпению, но напряги все силы к тому, чтобы сознать тебе сердечно свой грех пред Богом, вздохни и прослезись об нем – тогда злобный дух оставит тебя и молитва твоя пойдет, как кадильный фимиам, горе. Что делать? Господь праведен, при Своей благости Он попускает диаволу мучить нас за каждое греховное движение сердца, чтобы не допустить нас до больших падений и не ввергнуть в вечные муки.

Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость – представь, как Господь, будучи богат, обнищал ради нас [2 Кор. 8,9] и как Он был кроток и смирен сердцем [Мф. 11,29]; когда скупость – представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе (дары Господни – река, а твои даяния другим – небольшая струя). Страсти слепы; когда увлекает тебя какая-либо страсть, старайся всеми мерами, призвав Бога в помощь, не смежить сердечных очей и видеть предметы в их истинном виде; страсти показывают нам вещи в ложном виде, притом преувеличенном донельзя: в страсти муха кажется слоном. Скупому обыкновенно представляются расходы в страшном размере, а приходов, которые по Божией милости далеко превышают расходы, как бы не видит и не знает.

Гордый денница часто камнем лежит в правом боку нашем, и тогда от сердца нашего, как от гранита, отражаются или отскакивают назад все добрые мысли и чувства, все молитвенные слова. Если крайним смирением и слезами выгонишь его, то вдруг станет так легко, легко.

Надо бы, чтобы во все течение жизни нашей было как бы начертанным на сердце нашем великое слово: смирение, – для того, чтобы оно всегда светило нам в жизни, как светящий и вместе согревающий сердце факел, и чтоб мы помнили всегда, кто мы, как мы низки и ничтожны и с какою благодарностию Богу должны пользоваться всеми дарами Божиими, вещественными и духовными! С этим вместе будет удобно всегда прогоняема нечистая, убивающая душу мгла диавольской гордости, застилающая умственный горизонт нашей души постоянно и возрастающая с каждым днем.

Часто слова Священного Писания, слова молитв, церковных чтений и пений, их сила не вмещаются в нашем сердце по причине плотской его узкости, тесноты, нечистоты; плоть не вмещает в себе дара веры. Чтобы душа наша вместила в себе этот величайший дар небесный, надо одуховить сердце своею молитвою и постом. Спаситель сказал иудеям: слово Мое не вмещается в вас [Ин. 8,37]. Это часто бывает и с нами. Итак, да ведает всякий, кто испытывает на себе это неприятное явление, что оно происходит от мутности, нечистоты нашего сердца. Так солнце не отражается в черной тине или грязи.

У человека сердце свихнуто с своего места диавольскою силою и сильно заражено дыханием диавола; надо, чтобы Сам Господь направил, очистил его; для этого – Святые Таинства, и в особенности – величайшая Тайна Тела и Крови Владычних. Но и направленное и очищенное, оно часто снова свихивается и оскверняется. Это потому, что человек имеет от рождения своего наследственно испорченную волю, для исправления которой нужен продолжительный навык действования по одному и тому же закону. К этому клонятся все скорби сердечные, болезни, искушения многоразличные от злых духов. Нечистое сердце может быть исправлено не иначе, как многими скорбями, и потому апостол говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [Деян. 14,22]. Так сильно замаранное платье, окуная в горячую воду, сильно трут и мнут, чтобы со всех его точек стереть приставшую грязь; так врачи употребляют иногда прижигания и вырезывания больных мест, чтобы предотвратить гниение тела и болезни его.

В Теле и Крови Господа невидимо воображается Христос.

Неверие сердца Господь всегда попускает к утверждению веры, слабеющей в моем сердце.

Познан ими в преломлении хлеба [Лк. 24,35]. И ныне Господь познается нам как Бог в преломлении хлеба, то есть когда мы вкушаем достойно, с верою непостыдною Его животворящих Таин.

Доселе я попирал, окаянный, Кровь Господа моего, недостойно причащаясь. Отныне даруй покаятися истинно и приимати всегда достойно.

Вижу, вижу, Спасе мой, светлый чертог Твой на небе, уготованный праведным, но одежды чистоты не имеет душа моя; просвети одеяние ея и спаси мя. Одежда моя – неправда и нечестие, как написано: одеяшася неправдою и нечестием своим (страстями) [Пс. 72,6]. А какова была одежда души Спасителя, Который есть всегдашний верховный Образец наш? Смотрите на Преображение – вот какой свет всегда был в душе Господа, из какого света излилось Его учение, жизнь и чудеса. Он говорил: веруйте в свет [Ин. 12,36], потому что был вечный Свет и на земле всегда носил в душе Свой неизреченный свет, видимо показанный на Фаворе.

Не малодушествуй при находах страстей и их продолжении; не бойся этого внутреннего червя или этого палящего огня. Это прелесть диавола, мучениями склоняющего ко греху, как и пред причащением бывает, когда мы занимаемся внутреннею скорбию и теснотою, также производимыми в душе нашей от него. Не обращай внимания на ядовитые прилоги диавола в страстях, как и на прилоги пред причащением, а молись Господу, чтобы Он утвердил тебя в добродетели.

Читая молитвы, также слово Божие и писания богомудрые святых отец и пользуясь какими бы то ни было другими дарами Господними, говори в сердце: я должен всегда благодарно пользоваться этими дарами Божиими и не зазнаваться от их обилия и постоянства.

Если не будешь распинать плоть свою со страстьми и похотьми [Гал. 5,24], то знамение Креста Животворящего не только не избавит тебя от огня страстей, но будет еще более палить тебя – в наказание тебе. Тогда только оно поможет тебе, когда ты твердо решишься не следовать им.

Слава милосердому Господу! Прочитавши внутренно от всего сердца 50-й псалом, я получил разрешение от внутренних оков, которыми оковал меня грех скупости, и вышел духом на свободу. Силен псалом 50-й к преклонению Бога на милость.

Святой Давид – один из наилучших учителей молитвы. Его мы примем в образец и руководство – его веру и упование.

Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, [слав.: всего своего имения ] не может быть Моим учеником [Лк. 14,33]. Итак, чтоб быть тебе учеником Христа, откажись сердечно от всего своего имения и нимало не привязывай к нему сердца своего; пользуйся им совершенно беспристрастно. Помози, Господи!

Приготовьте путь Господу (мысленный, сердечный), прямыми сделайте стези Ему [Ис. 40,3; Мф. 3,3] (прямота, нелукавость сердца). Пришедши в церковь к богослужению, всякое житейское попечение отложи, оставь его за порогом; перед Царем духовным душа должна отложить всякую плотяность, то есть всякое плотское мудрование, ибо никто из связавшихся плотскими похотьми и страстьми не достоин приходить или приближаться к Царю славы: весь в небесное и вечное погрузись.

Знай, что когда в сердце твоем беспокоят тебя сомнения, неверие, гордость, скупость, зависть, ненависть и другие страсти, тогда умный дом души твоей полон бесов; скорее плачь о грехах своих пред Владыкою, чтобы Он благоволил манием Своим изгнать их из твоего сердца. Искренняя, то есть истинная, от всего сердца молитва ко Христу избавляет меня всегда от невидимых разбойников и от всех скорбей моих.

Не заботьтесь [слав.: не пецытеся ] для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? [Мф. 6,25]. Особенно не пецысь о том священник. В самом служении Богу ты всегда найдешь верное и достаточное пропитание. Довольствуй всех и все. Будь гостеприимен.

Жизнь христиан осязательно доказывает, что они или вовсе не молятся, или молятся, но не истинно (не искренно, не всем сердцем); верно слово, что если бы все молились истинно, тогда порочных людей было бы несравненно меньше и пороки не были бы так грубы. Тогда многое множество святых было бы на земле и Царство Божие было бы в мире.

Иерее Божий! Тебя недостойно излишнее попечение о житейском, особенно пристрастие сердца к земным благам. Тебя Господь тысячу раз вразумлял в этом и наказывал тебя, а ты все не вразумляешься. Оттого мучения твои будут все больше и больше возрастать каждый раз, когда сердце твое с пристрастием будет желать земного.

Примечай Промысл Божий и в посещении тебя гостями: они приходят ни реже, ни чаще как столько, сколько нужно для испытания твоей добродетели гостеприимства и для испытания, насколько ты привязан к земному.

Не забудь, что гости – во всем подобные люди, с такою же, как твоя, совестию, и в них образ Божий. В них – другой ты. Если нужно будет по множеству посетителей умножить хлебы, Бог умножит их.

Пусть и поедает брат мой мое достояние, но не отнимает у меня последнего куска хлеба. А если бы и так? И тогда – ради Христа – сколь сладостно было бы потерпеть!

Ходят часто в мое жилище и беспокоят меня, но не лишают меня его, не совлекают с меня одежд моих, не разделяют их на части и не мечут жребия. О! Как я мало терплю или вовсе не терплю ради Христа! Как я мало преуспеваю в любви! (Помни – одежды твои изъедены молью [Иак. 5,2] – в наказание тебе.) Помни, яко любовь – первый долг наш.

Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог творяй чудеса: сказал еси в людях силу Твою [Пс. 76,14 – 15].

Молящимся: Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы [Пс. 81,6]. Вы – боги, с Богом разглагольствуете, сродное с сродным.

Грех ожесточает и заражает сердце гордостию, обнажает его от веры, надежды и любви. Надо расторгнуть эту прелесть диавольскую и пробиться сквозь нее к Богу, отбросив ожесточение и гордость и восприяв веру, надежду и любовь.

Святые Тайны Тела и Крови – пробный камень нашего сердца, его простоты. Тут сейчас виден человек, каков он – прост или лукав, верен или неверен. (Благодарю Господа, что Он не предал меня ныне ругателю Своего величия – убийце сатане.)

Я – немощь безграничная; сила в существо мое приходит отвне, именно от Господа, Который и говорит: сила бо Моя в немощи совершается [2 Кор. 12,9]. Итак, буду я, немощнейший, возводить очи мои к горам, откуда придет помощь моя [Пс. 120,1].

Сила наша – душа наша невидимая; в животных – также невидимая душа их; в растениях – также сила их, жизнь их невидима; весь вещественный мир существует и движется невидимою силою (законами природы). В горних селениях есть Небесные Силы, чистые, чуждые всякой вещественности. Все – небесное и земное, горнее и дольнее – приводится ко единой всемогущей Силе, производящей всякую силу на небе и на земле. Итак, всякая сила да хвалит Единую в Трех Лицах Силу – Отца и Сына и Святого Духа. А земнородные да восхваляют Ее по преимуществу все связующею силою любви и всюду распространяющею жизнь и блаженство силою любви.

Если тебе неприятно видеть у себя в доме нелюбимого тобою человека, то вспомни, каково видеть Богу в великом дому Своем тебя, не любящего в ближнем Самого Бога.

Когда сердце твое холодно, не нуждается в Боге и молитве и не чувствует грехов своих, не медли углубиться в него и открой там множество грехов, скрываемых самолюбием и гордостию, – и тогда плачь об них.

В век милость Его [Пс. 135,1 – 26]. Ты пользуешься каждую минуту милостями Божиими, и веселят тебя эти милости. Но вспомни и представь, что в такое множество прошедших веков беспрерывно лились на людей милости Господни и веселили род человеческий, и во все будущие века также будут литься. Видишь, как в век милость Его на нас! Если хочешь, разбери подробно самые милости, которым, впрочем, нет конца, и тогда пред тобою откроется истая бездна великих милостей Божиих к людям, явленных во все века.

Отдавай должную честь каждому святому призыванием святого, коего память совершается в известный день.

Грешник, каждый раз когда согрешит, оскорбляет сильно любвеобильного Господа, хотящего в нас жить и между тем изгоняемого смрадом грехов.

Этот друг много мне добра делает – как бы мне чем-либо не оскорбить его, чем бы мне воздать ему?

Мир сердца до совершения греха, скорбь сердечная по совершении его, опять мир тотчас по принесении искреннего раскаяния – говорят яснее дня, что Бог всегда с нами и постоянно испытует наши сердца и утробы [Пс. 7,10].

Когда я прост, мне хорошо, я тогда Божий – и Бог прост.

Будем учиться искусству переводить в душу свою душевные качества и расположения святых, в составленных ими молитвах выраженные и как бы отпечатленные.

Огонь горит и палит внутри, а Владычица погашает. Опыт.

Как огню свойственно жечь, так греху свойственно палить душу огнем. Здесь грех всякий наказывается – в сердце, исходище его; и добро награждается – тоже в сердце.

Без Спасителя – мука, смерть духовная. Истина аксиоматическая.

Чтобы человек не зазнался с Богом, нужно держать его всегда в чувстве своей нищеты и бедности, беспомощности со стороны мира.

В нас различные способности. В Боге – это Лица. (Не утверждаю.)

Естество души нашей невидимая злобная сила иногда насилует, убивает. Это несомненно. Нужен Избавитель, тоже невидимый.

Бог – не человек: не обманешь Его притворным раскаянием – надо из глубины души, от всего сердца, истинно раскаяться.

Совершенно не верь своей плоти, возненавидь, распни ее: всегда лжива, всегда в погибель ввергает.

Отвергнись себя [Мф. 16,24], то есть сердца своего злого, нудящего ко злу.

Люди чрез зрение сообщаются душами своими; душа в зрении как в зеркале. Опыт.

Если... любви не имею, то я – ничто [1 Кор. 13,2] (девиз священника). Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви [Рим. 13,8]. От чиста... прилежно [1 Пет. 1,22][72].

Много жил греховных идет от нашего сердца, и они-то – самые подручные средства диавола действовать на нас; чем чище сердце, тем бессильнее диавол. Греховные жилы: гордость, ненависть, скупость, зависть, раздражительность, вообще пристрастие к земле. Признаки диавольского в нас нахождения: тяжесть сердечная, неохота к молитве и поклонению, отсутствие смирения, раздражительность.

Непочитающие святых как почтут Бога? Малый начинает с малого и постепенно доходит до великого. Это закон естественный. (О почитании святых.)

Вера твоя спасла тебя [Мф. 9,22]. Так, не дела, но вера спасает нас. Мы это испытываем на каждом шагу.

Чем сильнее диавол отревает тебя от Бога, тем более усиливайся быть с Ним.

По недостатку смирения враг низлагает. Что такое смирение? Смирение – глубокое чувство ничтожества своего и глубокое чувство благодеяний Божиих многоразличных; глубокое чувство грехов своих и усердное самоосуждение, или сознание своей духовной нищеты и постоянное взирание к Богу и ожидание от Него всего доброго и полезного; смирение – умягчение и нежность сердца; смирение – частые слезы о грехах; смирение – исчезновение в Боге; вообще смирение – вера живая, надежда непоколебимая и любовь нелицемерная. Еще смирение – безропотное терпение скорбей, болезней и несчастий; смирение – поставление себя ниже всех.

Отчего приятно мыслить об истинном, добром и прекрасном? Оттого, что тогда с нами источник их – Бог: Он прикасается тогда к нашей душе.

Близ ти есть Христос – в сердце твоем; не надо ходить за Ним далеко. Сердце твое – доказательство, порука в том. (Это же о Тайнах.)

Ожидает ли твоей веры дневное светило, чтобы взойти на горизонт неба? Без тебя, без веры твоей, силою Вышнего совершает оно пути свои и восходит ежедневно над головою твоею. Так точно духовное Солнце – Христос Бог, не дожидаясь твоей веры, ежедневно в Своих пречистых Тайнах восходит на престол Свой и истинно воображается в Тайнах Тела и Крови Своей. Ожидает ли твоего мановения или твоей веры царство животных, чтобы расти и множиться? Ожидает ли твоей веры царство растений, чтобы с наступлением весны совершать свое произрастание?

Смотрите на искушения Спасителя в пустыне и знайте, чем искушает диавол человечество.

Радуйся, когда приражается диавол к твоему сердцу какою-либо страстию (например злобою), потому что тогда ты имеешь случай показать свою любовь ко Христу и к брату, быть мучеником за Него, можешь торжествовать о имени Господни над сильным врагом – диаволом, и получить венец доброты от руки Господни [Прем. 5,16].

Внимай: диавол наводит на сердце твое боязнь и за будущих визитеров. Потому, когда случится им прийти, ты вдруг возмущаешься.

Необходима сердечная вера в бытие мира духов: тогда искрения будет вера и в бытие Бога духов и всякия плоти, и в существование по смерти душ человеческих.

Паки благодарственная восписую[73]Владычице за избавление от скорби и тесноты сердечной: я воззвал с твердою верою к образу Ее Казанскому – и получил просимое.

Чтобы тебе наглядно представить вездесущие и всеведение Божие и то, как Он слышит везде наши молитвы, вообрази, что Бог весь есть Лице, весь Зрение, весь Слух, весь Ум, Премудрость, и на мир – дела рук Своих – Он зрит, как на муравейник, а на все существа в нем, как на муравьев, снующих пред нашими глазами на муравейнике.

После усердной, слезной молитвы враг всегда оскверняет меня сладострастием, раскидывая соблазнительные виды и представляя случаи к сладострастным действиям; но остается, впрочем, полная свобода для моей воли. Ни ограждение ложа крестом, ни засыпание с молитвою не помогут, если днем расслабил свою душу хотя несколько сладострастным взглядом. И к чему все усилия врага? К тому, чтобы я опечаливал всегда Благодетеля моего – Господа, для Которого мерзость – сладострастие.

Есть Бог, верный в Своих словах, заповедях и обетованиях[74], на Которого чрез меня диавол нападает, – вот что утверждают с несомненностию все козни сатаны, потому что чрез них он всячески усиливается склонять меня к нарушению святых Его заповедей, хочет затмить своею ложью неложные Его обетования. Будь ты проклят со всеми своими пакостями.

Чем я прогневал моего Господа? – Лукавством сердечным, сомнением, неверием, всеми страстями, ночным сладострастием и дневным. Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в душе моей?

Диавольское коварство часто режет мне сердце во время и после причащения животворящих Таин, то есть жгучее неверие, всеваемое им. Победишь – и нет рези.

Мрак ума и сердца, смущение и боязнь и боль сердца пред причащением и во время причащения – ясные признаки козней диавольских в нашей душе. В неверии сердца в Святые Тайны скрывается всегда убийца диавол, убивающий душу, а в вере сердечной – всегда жизнь, или Христос, пробавляющий[75]жизнь нашей души. Опыт.

Питай в себе следующее убеждение: за мои грехи я недостоин иметь достояния в Царстве Твоем, Господи! Все служит Тебе в Царстве Твоем и должно служить как Творцу и Господу; а я часто и весьма часто преступаю законы Твои, разрушаю чудное согласие между Твоими тварями своими страстями, потому я недостоин быть у Тебя членом Твоего Царства.

Мы семя Авраамово [Ин. 8,33]; значит, люди – семя родителей.

Ко всем являй лицо веселое, приятное и ласковое.

Ты незаслуженно пользуешься милостями Божиими, – допусти, чтобы и твоими милостями пользовались другие незаслуженно. Хотя этим заслужи милости Божии.

В Неделю о Мироносицах. Как хорошо служить Господу! Ты сделаешь посильные и добрые дела – и о тебе будет говорить в память о тебе вся земля. Это задаток еще чего? – наград будущих. (...Приготовила Меня к погребению... сказано будет в память ее [Мф. 26,12 – 13].) Не на одной мироносице это исполнилось, а и на всех других, и именно по нарочитому устроению Промысла. Вы принесите, братия, ко Господу, как миро, слезы о грехах своих, как и та евангельская мироносица, и из глубины воздыхания милостыню и другие добрые дела, какие кто может; и хотя ваша жертва не будет прославлена по всей земле, но будет непременно вспомянута Владыкою в день общего всем воздаяния – на Страшном Суде. Господь ничего не забудет, что сделано для Него из любви и усердия к Нему и из любви к ближнему. Да поможет вам Бог. Мария Египетская принесла слезы, как миро, – и ублажается и прославляется. Слез твоих теченьми... [76]

Будь гостеприимен. Что если второе пришествие скоро совершится и застанет тебя негостеприимным, скупым? Во всяком случае, может быть очень близок час Жениха, в который Он придет за душою твоею. Бди и успевай всеми мерами – оружиями десными и шуими – в любви.

Марфо! Марфо! печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу [Лк. 10,41 – 42]. Воспитатели и наставники, а с вами вместе и воспитываемые! Воистину, вы печетесь и молвите в своих школах о многом, а едино на потребу, и этим вы пренебрегаете.

Чтоб поддержать жар духа (молитвенного) и не стеснять свободы духа, обременяемого постоянным чтением одних и тех же молитв, и иметь время слышать службу, не надо каждую утреню читать канона и молитв ко причащению, а довольно с усердием прочитать две-три самых сильных молитвы. Ужели мы, священники, думаем, что во многоглаголании только будем услышаны? (Говорится о городских священниках, имеющих ежедневную службу.) Нет. Не буди тако. Даже одна краткая молитва, вздох, слеза сердечного сокрушения о грехах – и для Господа довольно с нас. Можно еще разнообразить свою молитву – читать другие последования, редко читаемые, чтобы возбуждать ими дух молитвенный. А то не оскорбительное ли для Господа пустословие бывают наши одинаковые молитвы? Всегда ли слабый, немощный в вере и добродетели дух наш может войти в дух святых отцев, составивших молитвы, и стоять на высоте их созерцания? Не пародией ли на их внутреннюю молитву бывает наша немощная, больше устная, чем сердечная, больше принужденная, чем свободная молитва?

На молитве всячески нужно остерегаться того состояния души, на которое выразил в Апокалипсисе негодование Свое Сам Господь: знаю твои дела (и твою, можно сказать, молитву), ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Не знаешь (не чувствуешь), что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг [Откр. 3,15 – 17]. Да не обуяет [рус.: потеряет силу ] соль [Мф. 5,13; Лк. 14,34].

Сребролюбие питается и усиливается случаями (пример Иуды); равно и другие страсти (зависть – пример Каина, Саула, братьев Иосифовых) растут вместе со временем. Потому надо заблаговременно вырывать их из сердца с корнем.

Нарекание людей века сего на людей благочестивых, что они мрачны и грубы, отразить тем оправданием, что на них непрерывно нападают злобные бесы. Что если бы поставить осуждающих на место осуждаемых?

Диавол закрывает от нас состояние души нашей, не дает видеть грехов и всех мерзостей души нашей.

Когда я причащаюсь достойно, у меня лицо сияет спокойствием и радостию, как лицо праведника, – вот действие во мне животворящих Таин. Далее я как бы невольно воспеваю в сердце своем благость и милость ко мне Божию: ко всем я ласков, всех люблю.

Когда идешь служить литургию, справься предварительно: владеешь ли ты своим сердцем, можешь ли ты свободно обращать его в молитве? Не овладел ли им враг? Худо, если владеет, поселившись в нем; если не выгонишь его, то, верно, недостойно совершишь литургию и причастишься животворящих Таин в суд и муку себе. Все меры употребляет враг, чтобы запять священника в литургии и в принятии Святых Таин.

Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7,2; Мк. 4,24]. Если ты не веруешь сердцем во всемогущество Божие в тайнодействии, то ты сам непременно изнеможешь неверующим сердцем; мало того – непременно будешь мучиться, терзаться.

Помни, что Тело и Кровь – Моя Тайна, всегда живая и животворящая; не дерзай исследовать, но приемли их верою и благодарною любовию. Не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это – оскорбление Моей истинности, святости и благости. Вкусил ты и видел яко благ Я в Тайнах, – и довольно для уверения твоего. Помни: Я – Бог Таин. Покажи мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага.

Синод и епископы – великие люди у Бога, и высокое их назначение; они право правят слово истины Христовой. Ах! Что было бы с христианами, если бы не было епископов? Мы влаялись[77]бы всяким ветром учения, по лукавству человеков [Еф. 4,14] (как лютеране и раскольники). Посмотрите на раскольников, что они без этих правителей истины? – овцы заблуждшие, запутавшиеся по лукавству человеков. Только тень слова истины осталась у них, а дело, сущность – ложь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.