Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 10 страница




Когда душа занята диавольскими прилогами[78], тогда она уже не чиста пред Богом, хоть и борется с бесплотными врагами, ибо как можно обойтись без греха тому, кто допустил в сердце свое прилог диавола? Если бы не было в нас поползновения ко греху, диавол не мог бы коснуться нас; мы начинаем грех сердечным движением к нему – диавол продолжает, усиливает, раздувает его.

Потому надо осуждать себя пред Богом и вменять себя мерзким, когда в сердце приложничает диавол.

Кто ни за что почитает оскорбить человека, тот ни за что почитает оскорбить и Бога, и всякий грех ему кажется ничтожным. Об этом свидетельствует ежедневный опыт. А ведь человек-то – образ Божий; оскорбление его переходит и на Самого Бога.

Есть моль для одежды; есть и для сердца человеческого. Это грех.

Сердечные склонности и расположения, добродетели и пороки передаются детям. Так, Божия Матерь родилась от укрепившихся скорбями в вере и благочестии родителей. Дети вполне получают от родителей своих природу – и душу, и тело; только степень способностей Господь увеличивает или уменьшает. Раститеся и множитеся [Быт. 1,28] – то есть вы, люди (и душа, и тело). От одной крови Он произвел весь род человеческий [Деян. 17,26]. Делимости опасаться тут нечего. Один и тот же Дух Божий действует по всей вселенной и в Ангелах, разделяя дары Свои властию каждому особо, как Ему угодно [1 Кор. 12,11], а Сам не разделяется.

От чего неохота к духовному чтению? От нечистого сердца. Сродное сродного ищет. Скажите мне ваши сны – и я узнаю вашу жизнь, ваши нравы, ваши добродетели и ваши страсти.

Кровоточивая женщина, прикоснувшись только к краю одежды Спасителя, получила исцеление; а я, все Тело Его воспринимая с верою, всегда получаю отпущение грехов, исцеление души и тела. Блудница, удержавши пречистые ноги Его, понесла разрешение грехов; и я, удерживая Его в сердце верою непостыдною, также всегда получаю разрешение грехов, свидетельствуемое миром совести.

Сегодня мы празднуем день рождения благоверной Государыни императрицы Александры Феодоровны. Итак, и великие, венчанные особы мира сего происходят из ничтожества[79]по слову Того, Кто от не сущих, из небытия все привел в бытие? – Да, из ничтожества. Вот мудрейший из царей Соломон прямо говорит, что он общее со всеми получил начало. Итак, во дни своих рождений по преимуществу должна смириться пред Богом всякая высота человеческая и благодарно прославить единого, великого, всемогущего, всеблагого, Единого Сущего Виновника всякого бытия. Все народы пред Ним как ничто [Ис. 40,17], тем более отдельный человек, кто бы он ни был. Размыслим, чем должны мы освящать дни своих рождений?

Святой апостол Христов, учитель языков Павел, свидетельствует, что, кроме внешних, он терпел нападение еже по вся дни (от диавола) [2 Кор. 11,28].

Смущением, боязнию, глупою недоверчивостию к себе при чтении молитв обманывал ты меня, искуситель, и обманываешь; в страстях всегда прельщаешь жгучею раздражительностию сердца и пристрастием, мраком и теснотою; обманываешь также, наглый, и при причащении Святых Таин. Я тебя испытал, понял, узнал. При всем этом болезненное неверие сердца, тобою производимое, всегда вызывало только более искреннюю, твердую, разумную, сознательную веру ко всегдашнему посрамлению тебя. Доколе же ты будешь приступать ко мне со своими бесовскими прелестями? О, когда ты будешь помрачать и смущать мой ум и сердце пред Святыми Тайнами, я вспомню тогда, как ты действовал на меня прежде при богослужении, когда я читал в слух народа молитвы, как ты омрачал и возмущал мое сердце; вспомню, как ты действуешь в страстях. Ты всегда действовал мраком и обманом, которые после рассеивались, как дым, и я видел ясно, какое неразумие было с моей стороны, что я счел твой мрак и твои планы за что-то важное.

Часто читая одни и те же продолжительные молитвы, научаешься лицемерить пред Владыкою, как древние фарисеи, надолзе молитвы творившие (фарисеи – лицемеры), потому что, чем больше слов, тем больше возможности не от сердца, притворно говорить: ко многому взысканию словес расходится ум, как говорится в Уставе (святая Четыредесятница). Меньше, да от сердца – лучше. Разбойника спасли несколько искренних слов; мытаря тоже. Всегда надо помнить, что молиться надо духом и истиною; молиться языком или телом без души, притворно – богопротивно.

Что такое человек? – Земля, оживотворенная Божиим Духом. Вдунул в лице его (состава земляного) дыхание жизни [Быт. 2,7]. Дух Божий преложил тогда землю в тело и кровь, дав ему душу; так хлеб и вино Евхаристии прелагаются Духом же Божиим в Тело и Кровь Господа Богочеловека, и Дух Его в них. Сие есть Тело Мое [Мф. 26,26]; сие есть Кровь Моя [Мф. 26,28]! Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь [Ин. 6,63].

Не закосневай в сердечном смущении и боязливости, происходящих от неверия сердца во Христа, но, вменив их за обольщение диавольское, за призрак, за ничто, вообрази живою верою в сердце Христа – и увидишь, как сердечное смущение и боязнь рассеются, подобно дыму, как обольщение исчезнет и водворится мир и спокойствие. От плод в сердце познавай Христа и диавола: Христос – жизнь для сердца, покой, свет, радость; диавол – смерть, томление, уныние.

Езекия в болезни обратился к стене, и был услышан Богом в скорби души своей. Этот пример для тебя записан на память во св. книге, чтобы ты с полною уверенностию молился в стенах дома своего, что Бог услышит и тебя и исполнит желание твоего сердца.

Везде нужно преодолевать себя – даже в житейских делах и обстоятельствах, не говоря о вере: преодолеешь себя, и легко будет.

Тысячу раз, много тысяч раз Господь избавлял и постоянно избавляет нас от грехов и скорбей по вере нашей, и все-таки мы не уповаем на Него живо, как должно – отчего? Диавол препятствует, омрачая и стесняя сердце. Но тут-то крепиться упованием, ни во что вменять козни лукавого. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине [Пс. 144,18].

Чтобы молиться тебе Богу плодотворно, с живою верою и упованием, представь, пришедши в церковь или ставши дома на молитву, самого чадолюбивого, всесильного, премудрого, всеблагого, кроткого, щедрого, милостивого Отца, Который без числа много дарствовал уже тебе и готов всегда все нужное тебе даровать, только бы ты просил Его в простоте и искренности сердца, с верою несомненною.

Печешися и молвиши (в молитве) о мнозе (многословишь), едино же есть на потребу [Лк. 10,41 – 42] – сердечная вера, теплота чувства; духом горяще [Рим. 12,11] – вздох и слеза о грехах. С продолжительными и однообразными молитвами бывает то же, что с множеством принятой в желудок пищи: пища отягощает желудок и не переваривается в нем; так и молитва однообразная и продолжительная не обращается в жизнь души, в питательные соки для нее и только тяжестию ложится на сердце.

Не любящий братию не поймет, не ощутит сердцем преспеющий[80]разум любви Христовой к людям, не примет достойно Его пречистого Тела и Крови; не дастся сердцу его злому живая вера в Тайны, и в суд и в осуждение он будет вкушать себе, если не исправится от злобы.

Помни последствия или плоды неверия сердечного в Тайны и последствия или плоды веры сердечной в них. Слава торжествующей всегда над непостоянством и ложью сердца моего истине Тела и Крови Христовой! Если всем сердцем признаю я лживость своего сердца после принятия с неверием Святых Христовых Таин – тогда мука сердца проходит и настает спокойствие.

Земля, мы видим, оживотворена и производит бесчисленное множество разнообразных растений на всем континенте. Сколько разнообразнейших тел растений ткется на ней! А ведь что она? Все мы видим, что она, земля, – чернозем, ил, песок, глина и прочее. Так, для Господа ничего не значит оживотворить глыбу земли. Так, Он из посоха творит живого змея; так, Он сухой жезл произращает в одну ночь; так, Он может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму [Мф. 3,9]. Если посох делается телом змея, то хлеб и вино также несомненно делаются Телом и Кровию Спасителя. Там не было особенной воды или вина, чтобы она стала кровию змея: из одного жезла все; а здесь – и вино есть для Крови.

Нетерпеливый человек есть вместе и непостоянный во всем человек, потому что постоянство необходимо предполагает терпение; постоянный человек, как и непостоянный, непременно встречает в жизни много случаев и обстоятельств, в которых требуется терпение, – и он терпит; тогда как непостоянный – не терпит, раздражается, выходит из себя. Нужно учиться терпению и быть терпеливым, избегая малейшего нетерпения, потому что и малейшее нетерпение есть уже неисполнение, противление заповеди Спасителя: в терпении вашем стяжите душы ваша [Лк. 21,19], и обнаруживает гордость и злобу человека. У нетерпеливого, посмотрите: каждый шаг – нетерпение, каждое слово, каждое дело; нетерпеливый большею частию ходит скоро, говорит скоро, делает все скоро, даже ест и пьет скоро.

Если ты молишься неискренно, не от сердца, или говоришь с другими, обращаешься неискренно (иное на языке, иное на сердце), то ты уже сын лжеца, исконного человекоубийцы – диавола, ибо нет в нем истины, который лжец и отец лжи [Ин. 8,44]. Потому и говорит Спаситель: истиною достоит кланятися [Ин. 4,24]; апостол говорит: истинствующе же в любви [Еф. 4,15], то есть истинно надо любить всех; еще другой апостол говорит: не любите словом ниже языком, но делом и истиною [1 Ин. 3,18].

В существе Тела и Крови Христовой – спасать от грехов, покоить, услаждать сердце: только поверь от всего сердца, что в Тайнах Тело и Кровь твоего Спасителя; не испытуй, не лукавь, не совопросничай – и ощутишь в сердце Христа как Он есть. Сомнение всегда убивает душу – вера всегда животворит. Обетования Божия касательно Таин, как и всего, – ей и аминь; и в Нем Самом есть это утвердительное ей, то есть в Его существе – истина; не нужны доказательства внешние: прииди и виждь [Ин. 1,46], вкуси и виждь, яко благ Господь. Мгновение сомнения – и диавол в нас; мгновение живой веры – и Господь в нас: так что одно мгновение – смерть и за этим одним мгновением опять – жизнь. Так Господь истинен! Так диавол лжив! Так Господь всегда дарует жизнь – диавол всегда приносит смерть.

Господи! Даруй мне познать мое окаянство, бедность, нищету, слепоту и наготу духовную. Даруй мне от всего сердца говорить Тебе часто: Господи! Я несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг [Откр. 3,17]. Да не ослепляет меня самолюбие и гордость.

Как трудно рождает сердце наше веру! Оно страдает, как больная родами, и производит ее на свет часто не иначе, как с болезнию и слезами! О, бедность! О, окаянство! О, слепота наша! Тамо болезни яко раждающия [Пс. 47,7]. Недаром это уподобление приводится в Священном Писании.

Многие тайно желают, чтобы Вседержавный Господь был именно здесь – витал с нами; но Его держава и царство велики: Его – небеса и Его есть земля: Ему надо быть и строить везде. Слава вседержавству Твоему, Господи!

Небесную красоту души будущей Царицы – Богородицы, преукрашенной всякими добродетелями, святой пророк и царь Давид видел под образом Царицы, в ризы позлащенныя одеянной и преукрашенной.

Потрясаешь, так сказать, молитвою веры существо Божие, потрясаешь и органы Духа Божия – Ангелов и святых, и они отзываются на твой глас веры.

Не давайте места диаволу [Еф. 4,27]: когда он понуждает делать зло, делай скорее противоположное тому злу добро, – спеши, не медли добрым делом.

Что за легота, что за спокойствие и тишина на сердце после усердной, искренней, слезной молитвы – когда грехи выплаканы! Как сон ровен и покоен! Так, безгрешность есть для меня всякое благо: духовное и телесное!

Но грех – зло для меня, и духовное и телесное: я болен и душою и телом, когда я грешен и грехов своих не очищаю на молитве всесердечным раскаянием: тяжело у меня на сердце, как гора; нет у меня спокойствия сердечного ни днем ни ночью! И сон мой прерывается от тесноты и скорби сердца!

Господь Бог так истинен и свят, что и от нас требует подобной Ему святости и истины. Например, на молитве Он явно всегда требует от нас внутренно, чтобы мысль и сердце наше непременно обращались в тех пределах, какие полагают слова или содержание, сущность молитв, чтоб каждое слово было как бы из существа нашего, как бы оно было собственно наше и чтобы никак не уклонялись мысли и сердце наше во время молитвы к посторонним предметам, хотя бы они были и непредосудительные и даже святые, – то есть хочет, чтоб мы были совершенно искренни, просты, истинны. Это всегда мы испытываем внутренно! Так – так так, а не так – ты ложь, и Я не благоволю к тебе.

Нелюбовь, вражда или ненависть не должны быть и известны между христианами даже по имени. Разве может быть нелюбовь между христианами? Везде ты видишь любовь, везде обоняешь благоухание любви. Бог наш – Бог любви; Царство Его – Царство любви; из любви к нам Он не пощадил для нас Сына Своего Единородного и на смерть отдал Его за нас. И ты выражай везде любовь: дома – на домашних (они запечатлены в Крещении и Миропомазании крестом любви и носят крест, вкушают с тобою в церкви вечерю любви). В церкви – везде символы любви (кресты, крестное знамение, святые, угодившие любовию к Богу и ближним) и Самая Воплощенная Любовь. На небе и на земле – везде любовь. Она беспредельна, как беспределен Бог. Она покоит и услаждает сердце, как Бог, тогда как вражда убивает душу и тело. Еще ли ты будешь не любить, когда везде ты слышишь проповедь о любви, когда только человекоубийца диавол не есть любовь, а вражда вечная?

Сатана! Своею ложью ты служишь только истине Господней! Как? – Ты сам знаешь. Несмотря на то, ты так опротивел мне своею мрачностию, ложью и злобою, что, если бы мне попущено было погибнуть с тобою навеки в безднах вечного огня, я порадовался бы и этому, – тому то есть, что злоба твоя и во мне потерпела бы достойное наказание. Так велика твоя злоба!

Когда во время причащения враг омрачит твой ум и сердце неверием в Святые Тайны, тогда воззри на солнце и скажи себе: если вещественное солнце всегда сияет, то духовное Солнце – Христос Бог мой – тем более постоянно сияет в истине и правде Своей.

Когда другие будут вкушать твою пищу, вспомни тогда, что Господь ниспослал нам в пищу Сына Своего Единородного; чего же ты пощадишь для других ради этой Животворящей Пищи? Молись так Богу при находе страсти скупости: Боже, Боже наш! Небесный Хлеб – пищу всему миру Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избавителя и Благодетеля, благословяща и освящающа нас, – Сам благослови и укрепи мене не щадити никоего же брашна людем Твоим, Кровию Твоею искупленным и напоенным, да щедростию моею прославлю Твои неизглаголанные щедроты к нам, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Когда будешь иметь беседы о молитве, изъясни утренние и вечерние молитвы и молитвы ко причащению.

Сердечная вера необходима человеку потому, что светоч ума нашего очень ограниченный, не много вмещает в себя света умного; а Господь Бог есть Беспредельный Свет, и мир – есть бездна Его всемогущества и премудрости, тогда как в нас только ничтожная, так сказать, капля Его силы и мудрости, потому что столько, а не больше вместить их могли в своем бренном уме. Помни это.

Безбожнику – для постепенности в познании Бога. Земля – тверда и косна, хотя и она движется около солнца весьма скоро; вода – жидка и быстра, и потому говорят: быстрое течение; воздух еще жиже и быстрее, и потому он движется, например, в ветрах очень скоро; наконец свет еще тоньше и быстрее, и в одну секунду он проходит невероятное количество пространства. Если же свет так тонок и проходит огромное пространство в самую ничтожную крату времени, то каков должен быть сотворенный дух и как он должен быть легок и быстр; наконец, каков должен быть Несотворенный Дух – Сам Господь, как Он неизмерим? Если свет в секунду распространяется с такою ужасающею быстротою, то как распространяется быстро в сотворенных, разумных духах Свет Несотворенный – Источник всякого света и всего сотворенного? Наконец, как объемлет все Свои создания, все бездны миров Свет, все сотворивший? Слава Тебе, Невещественный, Несозданный Свете, просвещающий всякого человека, приходящего в мир [Ин. 1,9].

Если ты сильно желаешь, чтобы все говорили о тебе только хорошо, то ты – честолюбив.

Если ты требуешь от других благодарности за милость свою, то ты – горд.

Если ты не терпишь гостей, значит, ты – скуп.

Если ты ищешь приветствия от других, то ты – горд. Приветствуй прежде всего сам, не дожидаясь, чтоб другие прежде тебя это сделали.

Не останавливайся ни на минуту на черной мысли и не отогревай ее в сердце своем, иначе она расплодится, и помрачится весь свет твой, и исходу не увидишь.

Всесвятый Дух постоянно оживляет душу мою и укрепляет силы ее. Это я ощущаю весьма ясно после потушения страстей и по побеждении сердечного расслабляющего душу неверия. Слава Тебе, благодарение Тебе, Всесвятый Душе, Ипостасная Сило Вышняго! Духом владычним утверди мя [Пс. 50,14].

Когда сердце мое усумнится в том, что Дух Божий есть Ипостасная Сила Божия, укрепляющая меня в вере, надежде и любви, сердце мое тотчас обессиливает, и это осязательное доказательство того, что Дух Божий есть крепость моя: чрез Него-то я твердо верую в Иисуса Христа, ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым [1 Кор. 12,3].

Слава Тебе, Спасителю, Сило всемогущая; слава Тебе, Спасителю, Сило вездесущая! Слава Тебе, Утробо Преблагосердая! Слава Тебе, Слух, присно отверзающийся на услышание молитвы мене, окаянного, во еже миловати мене и спасати от грех моих! Слава Тебе, Светлейшие Очи, выну на меня зрящие любезне и прозирающии вся моя сокровенности! Слава Тебе, слава Тебе, слава Тебе, Сладчайший Иисусе, Спасе мой!

Если Господь так скоро, явно слышит меня не во храме, когда я взываю к Нему сердцем, то как скоро Он услышит меня во храме, когда я буду молиться сердцем? 16-го апреля, в субботу вечером на пути в Успенскую церковь.

[К...] незлобивый: я должен любить его. Даруй, Господи!

Иисус Христос победил злобу – победи и ты.

Как невидимо, но ощутительно сходит в душу Дух Святой, так невидимо же, но действительно и существенно сходит Он и на Святые Тайны.

Наши имена означают ограниченность, немощь, зависимость от Бога – Иван, Николай, Александр, Александра, Феодор, Феодора. Означают также и то, что мы – существа скоропреходящие. Потому един Бог носит имя – Сый, то есть – Сущий[81]. Великое имя! Чудное имя! Вечно благоговеемое от всей умной твари имя! Все – от Сущего и все – к Сущему.

В ком бесы живут? В людях свинского нрава, жадных до пищи и пития и живущих нечисто. Что будет с такими людьми? Смотрите: они потонут в бездне вечного огня (в езере огненном), как упоминаемые в Евангелии свиньи, в коих вошли бесы, устремились в море и перетонули. Вот куда гонят бесы всех людей, в коих они живут, – в бездну вечного огня. Господь наглядно представил нам эту истину в Евангелии. Христиане! Убойтесь!

Объяснить имя: тезоименитство (положение, θεσἰ[82], наречение имени); для чего даются имена людям? Имя есть собственно принадлежность твари, оно дается: а) для отличия от других; б) иногда берется из обстоятельств его рождения и жизни: Моисей[83], Самуил[84], и для выражения свойств человека; так как наречение зависит от произвола человеческого, то часто имя не соответствует свойствам и жизни лица, и в) для всегдашнего напоминания человеку-христианину, что он предназначен быть членом Небесного Царствия, почему он всю жизнь свою должен иметь целию стремление всеми силами души своей к вечной блаженной жизни.

Помни Положившего за нас душу Свою и в подражание Ему не только не жалей для других какой-либо вещи своей, если она полезна, но и себя самого.

Ты пощадил воды для свояченицы купаться, и за то наказал тебя диавол. Вперед чтоб не было этого. Господи, помози! Как странник и пришлец, будь всем доволен; а для этого отбрось самолюбие и гордость, которых у тебя много, и будь кроток и незлобив. Господи, помози!

Тезоименитство – положение, наречение имени – напоминает о нашем ничтожестве. Прежде зачатия и рождения мы были ничто; родившись, мы не имели имени, кроме имени, которое назначил нам Бог самым рождением, то есть имя – человек: родился человек в мир [Ин. 16,21], говорят о новорожденном – и только; потом служитель Божий после молитв над родившею женою, знаменав крестом новорожденного, нарекает ему имя, заимствуя его от имени какого-нибудь прославленного Богом святого, что и называется тезоименитство[85], и таким образом он, как тварь, начинает существовать с определенным именем, которым отличается от многих себе подобных.

Поприще мне для смирения – необыкновенная простота маминьки.

Чти отца и матерь не только внешне, но и внутренне – в мыслях и сердце; не имей ни одной мысли непочтительной или не дышащей любовию.

Когда мы бываем отроками, тогда смирение наше выражается в приятном удивлении и в высоком уважении к лицам, высшим нас; у взрослых этого приятного чувства удивления высшими нас или нет, или редко; мы приравниваем себя ко всем, и это происходит в нас от гордости, первоначально всеянной в нас диаволом, который изравнитися желание нам влож Содетелю, яко пленника восхити [86]. Канон Святителю Николаю Чудотворцу.

Наречение имени. Всякое существо в мире имеет имя; всякая вещь, сделанная человеком, когда она готова, получает имя, и не одно, а несколько, смотря по тому, как ее рассматривают: по форме ли ее или по цели. Так и человек, когда он вполне образовался, получает имена: во-первых, человека, во-вторых, христианина, назначаемые [с самого рождения имена...]. (Первое имя есть человек. Но это имя общее ему со всеми людьми.) По имени обыкновенно судят о свойствах и назначении предмета или о том, где должно быть его постоянное место. Когда мы родились, прежде всего называют нас именем человека – родился человек в мир [Ин. 16,21]; это имя на греческом языке означает такое живое существо, которое обращено лицом кверху, то есть человека, существо разумно-свободное, или существо, горняя мудрствующее, как говорит апостол. Потом служитель Божий, назнаменав новорожденного крестом на челе, устах и персях, подготовляет его тем к принятию имени христианина; затем нарекает ему христианское имя из святых, прославленных Богом на небе, и крещением окончательно усвояет ему имя христианина. По имени, какое носит человек-христианин, обыкновенно следует заключить, что постоянное его место должно быть не здесь, на земле, а на небе, потому что Христос – Начальник нашей веры и Глава нам – на небе, и Он прямо говорил: да идеже есмь Аз, и вы будете [Ин. 17,24]; и апостол заповедует нам: ищите горнего, где Христос [Кол. 3,1]; или говорит, что наше же жительство – на небесах [Флп. 3,20]. По частному имени, какое мы получаем, также следует заключить, что постоянное наше место не здесь, а на небе – там, где прославленный святой или святая, коего имя наречено на нас. Как поучительны и назидательны христианские имена. Значит, имя христианин и имя святого, получаемые нами по рождении и крещении, обязывают нас подражать прежде всего Христу: кто Мне служит, Мне да последует [Ин. 12,26], или по крайней мере святому, – и помышлять о горней жизни. Иначе имена наши не будут иметь разумного основания или христианского смысла: имя нужно непременно оправдывать делом и жизнию.

На молитве нужно иметь три крепких убеждения: а) что Бог есть, б) что Он – всеблаг и в) что Его слух и сердце всегда отверсты к слушанию нас. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их [Пс. 33,16]. Надобно, чтобы приходящий [ к Богу ] веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает [Евр. 11,6].

Твои духовные дела худы. Надо исправить их. Ты злобишься, бесчестишь сообщества людей. Ты хочешь быть безгрешным и терзаешься за малые грехи, которые от диавола же приходят. Смирись: ты всегда будешь грешен, пока в теле. Имей всегда веру и упование на Бога, да терпи находящее. На диавольское безверие не обращай внимания.

Часто секира при корени самого древа лежит [Мф. 3,10; Лк. 3,9], то есть при сердце моем, и готова посечь меня: часто я чувствую смерть в самом сердце моем – в самом исходище моей жизни, и это при каждом грехе. Возмездие за грех – смерть [Рим. 6,23] прежде в сердце, а потом уже и в теле.

Почему грешнику тесно? Потому что пространство принадлежит Богу, а не греху (не диаволу), и грех святотатственно вторгается в область Божию (в существо человека), – оттого ему и тесно; и дотоле он теснит душу нашу, доколе не будет очищен чистосердечным покаянием. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое... слава и честь и мир всякому, делающему доброе [Рим. 2,9 – 10]. Всякому добру внутренне просторно, хотя внешне его и теснят люди или князь века сего [1 Кор. 2,6].

Когда ты читаешь молитвы при совершении Таинств, то касательно совершения действий, о коих говоришь в молитвах, не заботься – предоставь все Всесильному.

Недостойно часто я отверзал уста на молитву и повергал святая псом [Мф. 7,6] (Святые Тайны, Крест Животворящий, святую воду, просфиры).

В честь и славу Господоначальныя Троицы да нарицается на всем имя Отца и Сына и Святого Духа, чрез кропление освященной воды или чрез знамение Честнаго и Животворящего Креста.

Сила Животворящаго Креста оставила меня потому, что я осудил целое собрание верующих, или Тело Христово, в неверии, сам будучи невер. Согреших ко Господу. Каюсь от всего сердца!

Если я не могу прогнать диавола, то значит, что он имеет во мне основание, пищу для своего пребывания, то есть или гордость, или другую какую страсть.

Иисус Христос – всякое для меня благо; диавол – всякое зло. Опыт.

Господь, как искусный Врач, употребляет внутренние прижигания греха посредством диавола. Терпи благодушно.

Господь входит в душу миром (мир вам [Лк. 24,36]); диавол – тяжелым, убивающим душу смущением.

Пока ты не перестанешь воевать на страсти, а значит, на диавола, до тех пор диавол не перестанет воевать на тебя, и чем сильнее ты будешь сражаться против них, тем пламеннейшие и многочисленнейшие стрелы будет он бросать в твое сердце.

Да служит все Животворящей Любви; да царствует любовь.

Каждое из Лиц Пресвятой Пребожественной Троицы сказало в людях общую Им силу Свою: Отец и Сын и Святой Дух.

Не унывай, борясь со врагом бесплотным, но прославляй в самой скорби и тесноте Господа, удостоившего нас такой высокой чести, то есть чтобы за Него терпеть борьбу с коварным змием и за Него уязвляться на всякий час. Ибо если бы ты не стал благочестно жить и усиливаться соединиться с Богом, то враг и не нападал бы на тебя и не мучил бы тебя.

Разумей козни лукавого: знает, в чем сила против него, и оттого всеми мерами отклоняет неверием. Значит, тем более нужно усиливать сердце в вере. Наляцай[87]. Какая хитрость в нападениях князя тьмы! Понимаю тебя!

Слава милосердию Господа и силе Креста Животворящего. Утро 23-го апреля.

Соборы святителей, мучеников, преподобных и всех святых! – соберитесь все на обличение меня, маловерного, темного, страстного человека, и озарите меня светом вашим.

Мы не завидуем тебе, светозарное солнце. Твой и наш Владыка обещает и нас так же просветить, как ты светишься: праведницы... яко солнце [Мф. 13,43]. Но в каком свете неприступном живет Несозданный Свет – Бог наш, когда и твой свет так неприступен; каким светом осияваются Ангельские чины, обращающиеся около мысленного Солнца – Бога, о Бозе всегда обращаеми Ангели? Каким светом – все святые? Далее, если солнце наше так светло и, так сказать, зрит всю вселенную, то как светлы очи Господни и как свободно они зрят всю вселенную и прозирают во всех тайных местах, во все сердца и мысли человеческие?

Часто я терплю в уме и в сердце и во всем существе моем насилие от диавола: во мне часто бывает мрак диавольский, во мне бывает жгучее неверие – не мое, а диавольское. Не мое, потому что я хочу, усиливаюсь верить; потому что я знаю и по опыту, что вера – моя жизнь, покой мой. Во мне бывает злоба и ненависть диавольская – не моя, потому что я хочу любить и по опыту знаю, что любовь животворна для меня и что если я иногда ненавижу кого, то всегда из-за чего-нибудь пустого, вещественного или даже грешного. Диавол разливает иногда также во мне огонь сребролюбия, зависти, раздражительности и гордости, которые бывают до невероятности чувствительны ко всякой безделице, и я бываю тогда несвободен, связан, не свой, а чужой, то есть подчиненный чуждому владычеству – железному, огненному владычеству духа злобы. Святый Ангеле! Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе! Не оправдываю себя: виноват бываю в страстях и я. Я бываю не довольно всегда внимателен к себе и лесть греха принимаю за что-то истинное.

Господи! Даруй мне презирать всякую пишу плотскую и всею душою желать всегда единой нетленной, душесладчайшей пищи Твоего пречистого Тела и Крови, ее одну всегда почитать для себя всем и ее едину любить.

Как худо согрешать: и ночью не спишь. А согрешил скупостию и нелюбовию! Что это? Господь не пощадил славы Своей, Своего Тела и Крови, а я чего жалею? А я не хочу любить брата, который меня не ненавидит, не бьет, не бесчестит? Что это? Господи, помози утвердиться сердцу моему в нестяжании и любви!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.