Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 11 страница




Скупой подобен ядущему человеку, у коего полон рот и который, однако же, еще с жадностию вырывает кусок изо рта брата своего и кладет в свой рот! Как он отвратителен! А все – ядь[88]! О Адаме, ядию в тление падший люте! Доселе чрез ядь твою враг жестоко ругается над нами!

Требование Богом совершенства в молитве и жизни и отвержения того, что в них было несовершенного.

Еще ты очень горд, потому что очень раздражителен.

Кого окрадывает диавол в молитве, того окрадывает и в жизни, и неискренний богомолец часто падает тяжкими грехами, тогда как искренний избегает их.

Корабль, нагруженный товаром, диавол хочет погрузить ненавистию и скупостию.

Савл, Савл! что ты гонишь Меня? [Деян. 9,4]. Этот глас, ненавистник, Иисус Сладчайший обратил к тебе: ты в брате своем гонишь Иисуса Христа. Остерегись.

Ты ненавидишь врага? Ты глуп. Почему? Потому, что когда враг тебя гонит, ты еще сам себя внутренно гонишь. Ибо скажи: не гонение ли, не самое ли жестокое гонение мучить себя ненавистию к врагу? Люби врага – и ты будешь премудр. О! Если бы ты знал, какое торжество, какое блаженство – любить врага и делать ему добро! Так Сын Божий, так Бог во Святой Троице восторжествовал и торжествует Своею любовию над неблагодарным и злонравным родом человеческим; так святые Божии торжествовали над врагами своими, любя их и делая им добро. Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками [Рим. 5,8]. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись Богу, спасемся Им от гнева [Рим. 5,10].

Взаймы давайте, не ожидая ничего [Лк. 6,35]. Так ты давай братии твоей, гостям твоим снеди, ничего от них не ожидая, не ожидая от них взаимного угощения. Очевидно, Господь располагает нас этими словами к братолюбию и хочет доставить нам, по великому благоутробию Своему, случаи к получению небесных наград. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? [Лк. 6,34]. Не так же ли поступают и язычники? [Мф. 5,47].

Когда приступает к сердцу твоему какая-либо страсть, вспомни тогда слова апостола: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми [Гал. 5,24], и, изобразив на чреве своем с верою знамение креста, произнеси, тоже с живою верою, означенные слова – и страсть отразится.

Распять плоть со страстьми и похотьми – не легкое дело, а притрудное и прискорбное. Не напрасно сказано – распяша [Гал. 5,24]. Как распятие на кресте соединено с великими мучениями душевными и телесными, так и распятие плоти с ее страстями, вкоренившимися глубоко в существо человека и составляющими, так сказать, его существо.

Когда мы молимся, то для поддержания в сердце теплоты благоговения и благодарности пред Богом надо иметь в сердце мысль: Им живем и движемся и существуем [Деян. 17,28].

Душа моя! Помни свое небесное достоинство и не возмущайся из-за вещей тленных и ничтожных. Уважай и в других людях небесное их достоинство и из-за чего-либо тленного не дерзай оскорблять или ненавидеть их. Всею силою возлюби духовное и небесное и презирай вещественное, земное. Помни слова своего Спасителя: хлеб наш насущный даждь нам днесь [Мф. 6,11], – только днесь [рус.: на сей день ]. Великая мудрость христианская сокрыта в них. Помни и то, как Сам Господь показал в Своей жизни пример беспопечительности о пропитании и довольствовался только добровольными приношениями, говоря: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его [Ин. 4,34].

Господи! Даруй мне с удовольствием всегда оставлять долги должником моим, как и я часто нуждаюсь в оставлении Тобою моих долгов.

Господи! Я хочу прощать всегда, когда оскорбляют только меня, мое самолюбие.

Преукрашенная Божественными благолепотами Владычице, помилуй мя. Преисполненная благости, милосердия, кротости, смирения, Солнце света и чистоты, не оставь меня!

Представляя или видя множество земных благ, дарованных от Господа людям, представь, какое бесконечное множество и полнота духовных благ уготованы людям избранным в будущем веке. По настоящим суди о будущих, потому что настоящие – залог будущих. Слава благости и щедротам Твоим, Господи!

Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя [Пс. 120,1] – слова, постоянно оправдывающиеся на самом деле. Верен Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине [Пс. 144,18].

Если не будешь считать деньги наравне с землею и пеплом, то будешь часто болеть внутренно от неумеренной и неблагоразумной траты их и мучить себя.

С пристрастием к богатству собирающий богатство подобен человеку, заживо погребающему себя и тогда, как он уже по горло зарылся в землю, говорящему: дайте мне еще земли больше и больше, чтобы мне зарыться совершенно, чтобы мне вовсе не видеть света Божия.

Пой чаще: возвеселюся и возрадуюся о Тебе и пою имени Твоему, Вышний.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви [Рим. 13,8].

Всякому человеку, особенно христианину, нужно помнить, что Бог есть духовный, нравственный Царь и Законодатель, от Которого получают свое начало, силу и значение все земные законодательства, все нравственные правила, и, помня это, поверять свою жизнь, свои мысли, желания, намерения, слова, поступки с высочайшею волею Верховного Законодателя; и так как мы по испорченности своей природы и по своей невнимательности часто погрешаем против Него, то в духе сокрушенном и сердце смиренном постоянно должны сознавать себя повинными пред Ним и часто говорить: Господи, помилуй! – в молитвах особенно надо это помнить.

Грешен пред Господом в том, что большую часть жизни моей в страстях иждих и в лености. Пора мне каяться и покаяние продолжить всю жизнь.

Всякого человека принимай, как Христа или брата Христова, как и должно. Не стыдится называть их братиями [Евр. 2,11].

Научись ценить любовь человеческую, чтобы научиться ценить любовь Божию. Малый начинает с малого. В малом ты был верен, над многим тебя поставлю [Мф. 25,21].

Когда злословят тебя другие, или отвращаются тебя, или холодны в обращении с тобою, говори: я заслужил это, – и старайся исправиться в том, за что, по твоему мнению, другие холодны к тебе.

Сердце братнее – не камень: к своим единоутробным естественно стремится, и кто может препятствовать этому стремлению?

Никогда ничем не оскорбил меня Константин в четыре года. Довольно говорит это в пользу его доброты.

Вот еще доказательство бытия Божия. Когда я на молитве не помолюсь истинно, от всего сердца, но ложно, притворно, тогда я неизбежно лишаюсь сердечного спокойствия и сердечной жизни: я обессиливаю и как бы умираю духом для всякого добра. А когда помолюсь непритворно, от всего сердца, тогда необходимым последствием такой молитвы бывает мир сердца и стремление ко всякому добру.

Когда получишь исцеление от какой бы то ни было болезни, воздай благодарение Господу следующим кратким славословием: Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Отца, Едине исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях [Мф. 4,23], яко помиловал мя еси грешного и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и в славу Твою, со Безначальным Твоим Отцем и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Что такое сердце чистое? – кроткое, смиренное, нелукавое, простое, доверчивое, нелживое, неподозрительное, незлобивое, доброе, некорыстное, независтливое, непрелюбодейное.

Что такое священник? – олицетворенная вера, надежда и любовь.

Что значат оскорбления и обиды нам других? – укушение ничтожного из насекомых. Не ближние наши обижают нас, а мы сами своим злым нравом обижаем и мучим себя. Все обиды можно переносить с радостию, особенно если несправедливо нас обижают, ибо тогда относится к нам изречение Господне о блаженстве: блаженны вы, когда будут поносить вас... радуйтесь и веселитесь [Мф. 5,11 – 12]. А если справедливо, то должно радоваться и этому, как случаю исправить себя, и обиды других принимать в этом случае как благодеяние и как достойное себе воздаяние.

Купина горит огнем, купина же не сгараше [рус.: терновый куст горит огнем, но куст не сгорает ] [Исх. 3,2]. Кто эта купина? Ты. Ты часто горишь внутренним огнем диавольских прилогов, но не сгораешь и не сгоришь, если будешь крепиться верою и упованием.

Не скорби, потерявши деньги или другую какую-либо вещь, а скорби, когда как-нибудь потеряешь веру или любовь. Жизнь человека не зависит от изобилия его имения [Лк. 12,15].

Недостойны (бесконечно малы) страсти, страдания нынешняго времене к славе (в сравнении со славою), хотящей явитися в нас [Рим. 8,18].

Какой многоразличный смысл имеет употребляемое нами крестное знамение! Оно, прежде всего, напоминает нам о том, что Единородный Сын Божий душу Свою за нас положил на Кресте, чтобы искупить нас от греха и вечной смерти, и напоминает каждому из нас об обязанности полагать душу свою за братьев: Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев [1 Ин. 13,16], – значит, напоминает о бесконечной любви Божией к нам и о долге нашей любви к Богу и между собою; во-вторых, напоминает нам о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных нам на небе любовию Распятого за нас: иду приготовить место вам [Ин. 14,2]; в-третьих, о единстве всех христиан как единого тела Христова, искупленных Крестом, и сонаследников Небесного Царства; в-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии распятого за нас Господа и о всемогущей силе, постоянно свидетельствуемых непобедимою, непостижимою Божественною силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня; и, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Искупителя, заключающихся в Евангелии и относящихся к верующим и неверным и к обитаемой нами земле: постоянно Верный и Всемогущий ныне, будет таким же и в бесконечные веки.

Ни от каких беспорядков или скорбей, примечаемых внутри, не упадай духом и не предавайся унынию – по тому самому, что упадок или уныние духа есть новый беспорядок, и упадать духом в несчастии – значит усиливать несчастие собственною волею!

Гости ли к тебе частые ходят, а ты к ним не ходишь по какой-либо причине благовидной взаимно угощаться – радуйся этому: потому что, если тебе не будет от них воздаяния, тебе воздастся от Отца Небесного во второе пришествие Сына Его; потому принимай их с радостию, как своих благодетелей.

Господу Иисусу Христу так стужал народ, что постоянно много было приходящих к Нему и отходящих... и есть им было некогда [Мк. 6,31]. Если и тебе постоянно стужают гости – терпи их и беседуй с ними, но больше о духовном.

Каждый день много раз да вспоминает каждый, что он живет в Царстве Бога вездесущего, всеблагого, всемогущего, Который каждое мгновение видит всякого и ни на мгновение не оставляет Своим Промыслом не только человека, но и последней птички, последнюю травку.

По простоте своей маминька в пятьдесят раз лучше меня и достойнее пред Богом. Смотря на маминьку, подивись Божией благости и всемогуществу, чрез посредство чего даровал бытие тебе Бог, из какой простоты и незнатности, неблагородства ты вышел, – и смиряйся, глубоко смиряйся пред Творцем, и маминьку глубоко почитай как орудие Божией благости и как любовь твою, как благодетельницу твою.

Когда молишься о прощении грехов своих, крепись всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи, – что Бог простит их по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренно не надеется от сердца, что его грехи будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то и действительно не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога. Того он и достоин. Веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам [Мк. 11,24]. Неупование на Бога – хула на Бога.

Чистая, с горящим духом молитва достигается, как и все великое, трудами (терпяще в ней со благодарением и великим терпением, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство [Рим. 5,3 – 4]).

Во всех рукотворенных храминах есть свет, а свет тот от солнца, не от храмины. Во всех нерукотворенных храминах тел есть свет умный – душа, а свет тот не от нее, а от умного Солнца – Бога, который видим в мире так, как душа в теле. Я замечаю, как всходит и сияет мысленное Солнце – Бог, в душе моей, ибо тогда мне бывает легко и тепло и светло; и как удаляется из нее и оставляет ее во мраке и страдании. Как в вещественной природе причина мрака есть удаление или сокрытие солнца, так в духовной природе мрак происходит от удаления мысленного Солнца от души нашей и от покрытия ее тьмою окаяннаго. Как в вещественной природе бывает всегда некоторый остаток света и по захождении солнца, по причине несравненной величины его, так и в душе остается некоторый остаток света по удалении духовного Солнца, по причине вездесущия Его и по причине сравнительного бессилия князя тьмы, который без Божия попущения не может совершенно омрачить душу. Но надо и того опасаться, чтобы, как сказал Спаситель, тьма нас не объяла [Ин. 1,5] совершенно.

Прибавлю еще опыт к прежним опытам: нет жизни без Тела и Крови Христовых. Если не будете... пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни [Ин. 6,53]. Господи, помилуй! 7 мая 1860 года.

Поучение в Неделю о Самаряныне из текста: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются [Ин. 4,9]. Господь сильно жаждет нашего спасения. Историческое приложение: Иудей – Господь Иисус Христос, жена Самарянка – это мы; Господь Иисус Христос ежедневно и ежечасно сидит на источнике нашего грешного, глубокого сердца и утруждся от долгого взирания на беззаконные пути наши, или как бы долго ходивши по пустыне духовной (глас вопиющего в пустыне [Ин. 1,23]: пустыня – пустое добрыми делами и верою человечество), жаждет нашего душевного спасения, желая войти в наши иссохшие сердца и напоить их водами благодати Духа Святого (из чрева потекут реки воды живой [Ин. 7,38]) и как бы напиться их собственным напоением. Наше спасение – питие для Него. Вы дивитесь, как Он, Бог всемогущий и всеправедный, так сильно желает спасти нас – тварей ничтожных и грешных, которых Он мог бы в одно мгновение сопхнуть с лица земли, и как бы говорите с Самарянкою: как ты, будучи Иудей... Узнайте же тайну этой жажды Господа – это любовь неизреченная. (Здесь неполная притча по случаю колодца воды и Самарянки.) Что же Господь отвечает ей? Вслушайтесь: если бы ты знала... воду живую [89][Ин. 4,10], то есть воду веры во Христа, воду благодати Святого Духа, напояющей в жизнь вечную.

Поучение в Неделю о слепом. Неужели и мы слепы? [Ин. 9,40]. О слепоте духовной и о том, что, будучи все слепы, не чувствуем этого, а говорим, что видим.

Отчего диавол торжествует над нами? Оттого, что мы большею частию при первых приражениях его к нашей душе поддаемся ему, не побеждаем его; а потом уже он берет над нами свою силу.

Всесвятый и Всеправедный Господь до точности (иоты) требует исполнения Своих законов; один какой-либо момент мысленный нарушишь в Его законе – и уже ты грешен, нечист, недостоин пред Его очами. Так Он Всесвят! Чтоб и в мысли не было поползновения ко греху.

Узкий и тесный путь для благочестивых потому, что князь мира сего [Ин. 12,31] – диавол, теснит их в своей области (мир его область), яко от мира не суть [90], и великие до чрезмерности оброки берет с них за каждое греховное движение, тогда как с сынов века сего берет меньше.

Хочешь быть постоянно здоров и покоен? Выплакивай или выстрадывай грехи свои, ежедневно совершаемые, и поверь – будешь всегда здоров и покоен.

Почитай маминьку в простоте сердца, отвергая от сердца всякую диавольскую прелесть. Как Господу моему приятно видеть смиренное, простосердечное почтение матери, которая есть наместница Его на земле. Да, она – жизнь моя, начало жизни моей.

Благодарственная восписую Пресвятей Госпоже моей Царице Богородице за избавление от душевной скорби и тесноты. Воззвал я от всего сердца – и помилован Ею, и вдруг миновала моя скорбь и возвратилось пространство сердца.

Смерть невольно разлучит со всем стяжанием; чтобы не было болезненно это расставание и не связало свободы души твоей пред смертию, начинай добровольно при жизни презирать его и употреблять на приобретение дружбы людской.

Как солнцу свойственно прогонять мрак, так Христу – мрак страстей и бесов.

Знаю, Кого прошу, не снова начинать мне веру. – Бесу-сопротивнику.

Слышишь? Чтоб из твоих уст не слышно никогда было слово: не люблю.

Доколе ты не будешь жить для Христа и христиан, до тех пор не думай успокоиться сердцем своим. Только у Него покой труждающимся и обремененным: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас [Мф. 11,28].

Молитва есть непрерывная вера, непрерывное упование получить просимое и непрерывная любовь и благодарность к Богу.

С каким бы человеком ты ни встретился, читай как бы ясно начертанные на самом челе его слова: люби и чти.

Кто главное лице в священной истории? – Бог, сотворивший мир и человека, и Искупитель падшего человека Сын Божий Иисус Христос. Почему и ведется история еврейского народа, из коего произошел Спаситель (Авраам и так далее).

Что бывает с твоим телом, чувствам коего ты так много придаешь значения, по выходе из него души? Оно тлеет, смердит, обращается в ничто, то есть в землю, в песок. Что бывает с твоим зрением, с твоим слухом – с этими великанами между чувствами твоего тела, на которых так много ты основываешься в познании предметов мира вещественного? Они становятся часто ничто по выходе души из тела, как всякая земля. Что же душа наша? Это дух животворящий для тела, это некоторым образом творец или художник тела, как Животворящий Дух Бога всемогущего есть Творец и Художник всего. Как же мне не быть духом моим всегда выше тленных чувств моих и отвергать их свидетельство как ложное, когда оно идет против глаголов Всемогущего, Животворящего Бога? Если от таинственных видов хлеба и вина на святом жертвеннике дух мой оживляется, упокоевается, веселится всегда, когда я с искреннею верою причащаюсь им, не значит ли это, что эти виды – только одни виды и что в них сокрыты дух и живот Бога Спасителя? С другой стороны, если от маловерия или неверия в Тайны я всегда мучусь, то это именно оттого, что диавольское лукавство и ложь, встречаясь с Господнею простою истиною, никак не могут соединиться с собою: кое же согласие Христови с Велиаром, свету ко тме? [2 Кор. 6,15]. Ложь диавольская, гнездясь в моем сердце, мучит меня, не допуская в него Христа.

Где Христос, там и Дух; где Крест и, следовательно, Христос, там тоже Дух Божий.

Сегодня я совершенно покоен. В правом боку моем легко (не физически, а духовно), значит, в сердце моем обитает покой мой – Христос. Ей, обитай, Господи Иисусе! Мая 10, 1860 г.

Бог в мире виден, как душа в теле.

Солнце освещает и оживотворяет природу, а Солнце наше праведное – Христос – всегда освещает омраченную грехами душу нашу, освящает и оживотворяет ее, только бы маловерием мы не оскорбляли Его и каялись в грехах мысли, слова и дела.

Во всех храминах, построенных людьми, есть свет, и свет этот от солнца, не от храмины; во всех храминах тел человеческих есть мысленный свет их душ, и свет тот не от них, а от духовного Солнца – Бога; Бог то же для людей и вообще существ разумных, что солнце для земли и других планет.

Я замечаю внутренними очами, как всходит и сияет мысленное Солнце – Бог – в душе моей и как удаляется из нее и оставляет ее в мраке и страдании. Так Он явен!

В совершенной простоте, с совершенным беспристрастием к земному приглашай к трапезе своей тех, кого ты решился пригласить. Помоги, Господи Иисусе!

Вы служите Господу Христу Иисусу [Кол. 3,24], сказал апостол в своем послании рабам. Если к кому, то особенно к священникам относятся эти слова. Как же священник должен совершать все службы и требы!

Если смущение, теснота и адская тяжесть неверия или какой-либо страсти овладеет твоим сердцем и свяжет тебя внутренно, не малодушествуй в этом случае, но вмени это в дым и диавольское мечтание, то есть совершенно пренебреги, возведши сердечные очи ко Господу. Все страсти вращаются около вещественного, тленного, суетного, преходящего, и потому они очевидно прелесть диавольская, чуждая всякой истины. Не обращай на них нимало внимания, то есть не сочувствуй, – и не получишь от них греховного вреда.

Блаженны кроткие [Мф. 5,5]. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11,29]. Учись всю жизнь и ежедневно кротости и смирению твоего Господа и каждый час входи мысленно в свое сердце и испытывай, есть ли в нем кротость и смирение. Кротость и смирение сладостны для сердца, животворны для него. Чувствуешь ли ты ежедневно сладость их? Кротость – это тихость душевная, о которой говорит апостол: были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими [1 Фес. 2,7]; в этом душевном расположении человек никого не раздражает и ничем не раздражается, потому что глубоко почитает во всех достоинство человека и особенно достоинство христианина; смирение – это всегдашнее сознание своего ничтожества и своего долга и старание не быть никогда выше своего звания и положения, никогда, как говорится, не выступать из своей колеи; также ревностное старание быть верным своему званию и долгу.

Если мы молимся от всего сердца, то есть говорим каждое слово от души, истинно, то ни одно слово не пропадет для нас даром: Человеколюбивейший Владыко с благоволением выслушивает каждое слово и, чего просим, непременно дарует, преимущественно же блага духовного Царства, так как Он есть духовный Царь, Царь правды и мира.

Ничем я не могу так угодить Спасителю моему, как любовию к брату. Буду же, с помощию Самого Спасителя моего, любить брата моего, как себя. Сие заповедаю вам, да любите друг друга [Ин. 15,17]. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [Ин. 13,35]. В каждом брате сияет образ Бога моего; в каждом брате моем – Сам Христос со Отцем и Духом Святым. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?.. [1 Кор. 6,19].

Как животные, получивши болезнь или принявши яд, тотчас по инстинкту ищут себе врачевства в известных растениях или в другом чем, так христианин, уязвленный невидимым змием, как бы по какому инстинкту тотчас должен искать врачевства в Спасителе сердечным устремлением к Нему.

Господь Иисус Христос есть воздух для души моей – без Него душа моя так же не может жить, как тело без воздуха.

Присутствие Духа Божия в разумных тварях так явно и ощутительно, что и глас Его слышат благочестивые, только не знают, откуда Он приходит и куда уходит.

Ни один день, Спасе мой Иисусе, не обходился я без Твоей всесильной помощи, нарочито испрашиваемой мною.

Господи Иисусе Христе! Даруй мне помнить постоянно, что без Тебя мне крайне худо, а с Тобою – благо всегда, всегда.

Ископа и углуби [Лк. 6,48], говорит Господь, то есть веру свою (или молитву свою, любовь свою). Ты ископал ли и углубил ли свою веру, надежду и любовь? Смотри: враг, по Божию попущению, часто приходит пробовать, вкопана ли, углублена ли твоя вера, надежда и любовь в сердце; если нет – то ты в опасности: враг поругается над тобою жестоко. Повеют ветры, эти духи противные, придут духовные реки и опрутся на твою душу – и падет слабый дом твоей поверхностной веры, надежды и любви.

Ты духовный человек: не суди по плоти. Помни всегда, что сердце человека – сущность его; а прочее все: вид его, слово его, обращение его – внешность. В человеке, каков бы он ни был, почти образ Божий.

Ты и мать твоя – одно; ты плод ее, происшедший от нее. И в тебе, в твоей душе и в твоем теле доселе много остается такого, что ты получил от нее. Люби же ее чистым сердцем, прилежно. Всегда будь ниже ее в мыслях, в словах и поступках.

Смотри, твоя маминька здесь одинокий человек – оказывай ей все возможные ласки и услуги: сделай для нее незаметным, по возможности, разлучение с своими родными и с своею родиною.

Любовь... не мыслит зла [1 Кор. 13,4 – 5].

Ты горд: в спорах хочешь всегда взять верх; и зол: на все сердишься, от всего раздражаешься.

Входя в дом свой, говори: покой дух мой, Господи, на месте благословения мне Твоего, и да бежат далече от крова моего все страсти. Аминь.

Кто не ценит любви человеческой, тот как оценит и любовь Божию?

Кто не верит в любовь человеческую, тот как поверит и Божией любви?

Причащаясь Святых Таин, помни, что бывает с тобою, когда причащаешься ты с полною верою: спокойствие невозмутимое целый день; и что бывает, когда не победишь вкрадывающегося и врывающегося в сердце сомнения: тогда ты мучишься целый день и, если не выплачешь своего греха или не раскаешься в нем, – другой и третий; в сердце возникает нудящее стремление ко всем страстям, беды окружат тебя со всех сторон. Мая 16-го дня 1860 года.

Лучшее средство причаститься достойно Святых Таин состоит в отложении и умерщвлении всякой злобы сердца и в отложении всякого житейского попечения и в сохранении горящего духа.

За что стоит Господь Бог, наказывая в нас каждый грех, каждое греховное движение? За Свою неизменяемость, за Свое постоянство в правде и святыне. Ведь наша душа – образ Божий; как же Господу терпеть ржавчину греха на Своем образе? Слава Божией неизменяемости, слава любви Его!

Согрешивши и терпя наказание внутри, сожалей не о том, что ты страдаешь, а о том, что прогневал любящего Владыку. Смерть, царствующая после греха внутри, ясно говорит, что ты оставил Источник воды живой, разорвал по своей невнимательности и злонравию связь с Ним.

Обильное насыщение чрева делает сердце слабым для веры и одебелевает его.

Качества молитвы: свобода, разумность (каждого слова), истинность или искренность, спокойствие (мир), – оттого часто священник напоминает о мире словами: мир всем.

Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их [Евр. 8,10]. Даруй, Господи, пиши их державною Твоею десницею.

Почему Савла осиял свет паче солнечного? Потому что свет, осиявший Савла, был несозданный – причина света сотворенного.

Слава Тебе, Спасителю, спасение мое бесконечное, спасение мое вернейшее и готовейшее, – только бы сердце мое к Тебе было готово. От какой лютой тесноты и скорби, изменившей до крайности лицо мое и лишившей меня возможности обращения и слова с людьми, отчего я едва удерживался от слез, – Ты спас меня по молитве моей! Слава Тебе, Спасителю мой, спасаяй меня присно от вселютейшего врага. А я да усиливаюсь крепко вопить ко Господу именно тогда, когда от того отвращает внутренняя темная сила, которая хочет, чтоб я всегда мучился и не находил спасения, которая особенно хочет посрамить меня как священника пред народом. О, тесный путь! О, день лютый, упоминаемый апостолом! Сделавши это, я исполнил пророчество Господа: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня [Пс. 49,15]. О, величие моего Господа!

Прислушайтесь к голосу всех святых молитвенников, что он выражает? – Скорбь от нападения страстей, от прилогов диавольских.

Некоторые говорят о своей апатии к жизни, даже из порядочных людей. Кто производит эту апатию? – Диавол. Жизнь есть драгоценный дар Божий. Рабы Божии должны высоко ценить оный и дорожить им. Человекоубийца диавол показывает себя всегда достойным себя образом: или жгучее пристрастие к земным благам поселяет, или отвращение к жизни.

Во исповедание и в велелепоту облеклся еси [рус: Ты облечен славою и величием ] [Пс. 103,1]. Дивные слова! Чудно живописуют они величество Божие. Слава и величие пред лицем Его [Пс. 95,6].

К чему ни прикоснется благодать Святого Духа – все освящает (вещи) и сохраняет (животных) святая вода.

Чтобы люди всегда имели пред глазами доказательство того, что Господь есть Творец всего, растительное царство в глазах каждого каждую весну возникает по Его манию из ничтожества, подобно как люди и животные. Чтобы люди были твердо уверены, что Бог един есть Жизнодавец, Он предает нас духовной смерти и потом, по молитве нашей к Нему, оживотворяет нас. Он постоянно сказывает в тварях силу Свою.

Молитва принужденная, продолжительная развивает ханжество, делает неспособным ни к какому занятию, требующему размышления, и делает человека вялым ко всему, даже к исполнению должностей своих. Это должно убедить всех, таким образом молящихся, исправить свою молитву. Молиться должно с охотою, с энергией, не очень долго, от сердца. Не от скорби, не от нужды (принужденно) молись Богу, – доброхотно дающего любит Бог [ 2 Кор. 9,7].

Я истинно, самым делом всегда – раб, а Иисус Христос истинно, на самом деле – Господь мой. Согрешаю я пред Ним волею и неволею, всегда каюсь пред Ним – и всегда получаю от Него милостивое прощение и смиренное дерзновение пред Ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.