Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От издателей 5 страница




Это же надобно сказать и о величайшем Таинстве Тела и Крови Христовой. Священник по готовым молитвам молится и совершает известные действия, а Господь, как бы потешаясь[39]Своим всемогуществом и Своею безмерною любовию, самым обыкновенным для Него образом творит из хлеба и вина Свое Пречистое Животворящее Тело и Свою Божественную Животворящую Кровь во очищение грехов наших и в преискреннее приобщение с нами, которых Он столько возлюбил. Слово Его – самое дело. Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось [Пс. 32,9].

Корнилий!.. Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом... Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром... он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой [Деян. 10,3 – 6]. Корнилий творил милостыню – и Бог сотворил с ним милость; Корнилий подавал милостыню вещественную – Бог послал ему милость духовную; Корнилий – временную, Бог – вечную; Корнилий многим подавал милостыню – за то весь дом его и спас Господь: спасешься ты и весь дом твой [Деян. 10,6]. Какое сокровище – милостыня! Какую богатую милость привлекает она от Господа! Ей, блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [Мф. 5,7]. Аминь. Ты подаешь милостыню, а Бог готовит тебе помилование вечное. Кто же не устремится с усердием на дела милости? – Милостию приобретайте от Бога милость.

Еда[40]не может рука Господня спасти? Или отвратил есть Господь слух Свой, еже не помиловати? Всегда Господь всесилен. Зачем же ты малодушествуешь? Терпи мужественно. Господь предает тебя диаволу и оставляет тебя тебе самому для того, чтобы ты познал свою духовную нищету без благодати Божией, без которой ты не можешь исполнить даже самой легкой, естественной обязанности, по Писанию, – любить своих родителей. Научись же прибегать во всем к милосердию Божию и будь всегда уверен, что без Него нет у тебя силы душевной, а весь ты – одна немощь и страдание; нет мысли светлой и святой, нет чувства доброго, нет воли на добро, и ты делаешься мертвецом духовным. Познай величие Божие и свое ничтожество. Берегись тени гордости. Будь смиренномудр.

Христианин с ужасом иногда замечает, как зло в сердце его растет и увеличивается в исполинских размерах, как душа его потопляется рекою зла, и молится: избави, Господи, душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий; спаси мя ради единой милости Твоей, да где умножится грех, преизобилует благодать Твоя [Рим. 5,20]. Но и в эти лютые дни не надо отчаиваться в милости Божией. Враг, как видно, устремляется иногда на нас со всею силою по Божию попущению для вразумления нашей гордости и чтобы испытать – не впадем ли мы в отчаяние. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? [Мф. 27,46].

Господи! Даруй мне отселе положити начало благое всех добродетелей.

Беспристрастие к благам земным. Любовь. (Июня 8 дня 1860 года.)

Сей же род (диавольский) изгоняется только молитвою и постом [Мф. 17,21; Мк. 9,29], – верно же, надо поститься, чтобы он не гнездился в наших внутренностях. Помнить.

Что такое мир Ангельский? – Игра Божественной благости и премудрости и Божественного неприступного преизбыточествующего света.

Что такое мир вещественный? – Игра Божественной премудрости, всемогущества и благости. Бог веселяшеся вселенную сотворив [Притч. 8,31], говорит премудрый Соломон.

Если во время молитвы оскудевает вера твоя и сердце твое становится бессильно, не усиливайся собственными силами добыть ее – это гордость духа, но смиренно склони главу свою пред Триипостасным Богом и моли Его смиренно призреть на твое недостоинство, чтобы Он даровал тебе великое сокровище веры. Всякий дар совершенный нисходит свыше [Иак. 1,17]. И вера также.

Иго Мое благо [Мф. 11,30] – то есть сердцу человеческому присутствие Мое бывает благо; значит, когда чувствуешь в сердце зло, то это – иго диавола; и бремя Мое легко [Мф. 11,30] – то есть сердцу человеческому от Меня легко; значит, когда сердцу тяжело от стремительного приступа к нему зла, то это – бремя диавола. Разумей, еже глаголю.

Став на молитву, правь хорошенько кораблем души своей, чтобы управить ее к тихому и премирному[41]пристанищу – Богу; ладию сердца поставь прямо и твердо; поставь кормчего – разум, и наблюдай, чтоб он был совершенно невозмутим и зорок; затем распростри ветрила[42]своего мысленного корабля, то есть сердца, – веру, надежду и любовь, и таким образом в мире сердца, при свете разума шествуй к Богу на трех ветрилах, быстро возносящих душу к Богу.

Когда я вспомню о тех благах, которые уготовил Бог любящим Его [1 Кор. 2,9] в будущем веке, то что значат все коварства невидимого врага над нашими душами и телами, которыми он старается запнуть нас на пути к спасению?

Священнику нужно всячески избегать уныния после недостойного причащения (от усумнения). Уныние само по себе есть хула на Духа Святого, и, кроме того, оно не имеет никакого основания в самом грехе священника: для греха врачевство – искреннее покаяние, а не уныние; а уныние – дело злого духа.

Сделаю вас ловцами человеков [Мф. 4,19]. Хорошие ловцы – апостолы Христовы. Всю вселенную уловили в свой невод. Правда, апостолам стоила эта ловля многих трудов, и даже голов их; но было за что потрудиться, было за что и головы положить: они собирали плод не в этот привременный живот, а в вечный живот, да и сами, презрев жизнь свою в этой жизни, сохранили ее в животе вечном; жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную [Ин. 4,36]; ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную [Ин. 12,25] – говорит Господь наш Иисус Христос. Да, чудные ловцы! Чудная ловля! Вечный Ловец уловил земных ловцов в Свою блаженную вечность; а призванные Им ловцы уловили туда же братию свою – человеков, исхитивши их из уст мысленнаго волка – диавола, погубляющего нерадивых в бездне своей. За то вечная слава и ловцам, и уловленным, вечный покой тем и другим. Но ведь и мы, братия, попали в апостольский невод. Что же будет нам? Неотменно ли все мы будем в Царстве Небесном? – Под большим сомнением. Так сказать надобно, что добрые и благочестивые христиане будут приняты в Царство Небесное, а злые будут извержены вон, во тьму кромешную. На каком это основании я говорю? – на основании слов Самого Спасителя; а Его слово – все равно что самое дело. Вот что Он говорит: подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов [Мф. 13,47 – 50]. Видите, братия, что ожидает весьма многих из нас: выбросят вон из апостольского или церковного невода и ввергнут в печь огненную. Итак, никто не хвались, что ты крещенный человек, что ты содержишь христианскую православную веру: что в том, если у тебя сердце развращенное, скверное, всякой мерзости исполненное и ты не заботишься об исправлении его; что в том, что ты православный христианин, когда нет у тебя дел христианских, когда ты в церковь редко ходишь, а и когда придешь, стоишь рассеянно; когда ты на исповедь иногда несколько лет сряду не ходишь, Святых Христовых Таин не приобщаешься, которые смыли бы разом всю нечистоту твоего сердца, если бы ты как должно исповедался и достойно их приобщился? Смотри: под большим сомнением спасение твое; вернее, несомненнее, что ты брошен будешь в печь огненную, и это непременно последует, если не исправишься. Братия! Дай Бог, чтоб из апостольского невода всем нам прямо перейти в Царство Небесное, в жизнь вечную. Аминь. (В Неделю Всех святых. Можно и в день святого апостола Андрея Первозванного. 30 ноября.)

К совершению богослужения и Таинств приступай всегда с твердою верою и совершенным спокойствием как к делу самому обыкновенному, самому верному, самому благоплодному для души твоей и тех, кои отверстым сердцем слушают богослужение или принимают Таинства. Будь всегда тверд и ровен в служении Неизменяемому. Помни, что вера наша тверже и непоколебимее самого мира, и скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет [Лк. 16,17]. Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все [Мф. 5,18].

Малодушие, колебание в священнике – глупость и унижение духа: разве он не всемогущему, а бессильному Богу служит, что иногда весь обессиливает духом при служении Ему, колеблясь прелестным диавольским (от диавола наводимым) сомнением? Разве Бог его – изменчивое, а не Неизменяемое Существо, что священник Его так часто изменяется при служении Ему и принимает на себя, так сказать, тысячи цветов, то есть душевных расположений и состояний? Надо иметь дух ровный, крепкий и мужественный, все побеждающий о имени всесильного Бога. Отчего ты малодушествуешь, скажи мне? Согрешил ты? Скорбь и теснота у тебя на сердце? Но для Господа Бога самое обыкновенное дело прощать наши грехи. Только помолись о том от сердца. Величие ли и необычайность Страшной Жертвы, совершителем которой ты, слабый, грешный и ничтожный, поставлен от Бога, пугает тебя и приводит в недоумение? Стой твердо, не бойся: разве это одно Бог всесильный творит чрез нашу немощь? Для Него [как] самое обыкновенное дело питать нас Плотию и Кровию Своею, хотя лукавый враг и внушает недоверчивость к истиннейшим словам Господа Иисуса как к чему-то необыкновенному; как самое обыкновенное дело – давать крещаемым пакибытие чрез крещение водою и Духом, разрешать от грехов в Таинстве Покаяния и прочее. Пора давно тебе раздвинуть горизонт своего духовного зрения и на дела, совершаемые Богом, смотреть Божиими очами, а не человеческими. И что препятствует тому? Ты постоянно вкушаешь сам плоды невидимых, чудесных дел Божиих! Как приближенные царя смотрят на предпринимаемые и совершаемые им важные государственные дела? – С доверенностию, что он, как могущественный царь, имеющий в своей власти огромные материальные средства и многочисленную силу народа, предпринимаемое дело легко совершит. Не тем ли больше Всемогущий Царь, Творец всего видимого и невидимого?

Испытавшие на себе многократно спасение Божие часто не иначе называют Бога, как Богом спасения своего, и говорят: Боже, Боже спасения моего [Пс. 50,16], или Бог спасений наших. Бог... спасати [Пс. 67,20 – 21]. Так говори чаще и ты сердцем и устами. Этим ты и славу Богу воздашь за неисчетные Его спасения души твоей.

Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся [Пс. 19,6]. Так невольно часто я радуюсь о спасении Бога и величаюсь, хвалюсь именем Господа Бога моего – Спасителя моего.

Чтобы тебе с дерзновением и великою верою призывать Святого Утешителя Духа, посмотри мысленными очами на святых Божиих человеков: смотри, какой благой и кроткий Дух наполнял [их], но вместе величественный и строгий; какими щедрыми дарами Своими Он обитал в них. Молись: щедроты Его готовы по достоянию[43]излиться и на тебя.

Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, ибо сие есть Кровь Моя... изливаемая во оставление грехов [Мф. 26,26-28; Мк. 14,22-24]. Если пречистые Тайны оставляют мне грехи, значит, верно и то, что в них Тело и Кровь Спасителя. Если верно следствие, то и причина. Животворящие Тайны действительно очищают грехи мои, покоят, оживляют мою душу. Если я скажу, что не очищают, не покоят, не оживляют, то я буду подобен диаволу – ложь. Но я громогласно должен сказать и говорю, что они покоят, оживляют. А Сам Господь говорит, что Дух животворит [Ин. 6,63].

Покой, Господи, усопшия праотцы, отцы и братию нашу, как Ты покоишь нас после достойного причащения Святых Таин Твоих; согрей, оживи их любовию Твоею, ослабу даруй им, легкое иго Твое возложи на них.

О молитве. Что делает усердная общественная молитва? Примеры апостольской Церкви. Из житий святых.

Грешники! Молитесь с надеждою: ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит нас, нового Израиля, от всех беззаконий наших.

О Троице. За Таинство Пресвятой Троицы ручается Сам Христос. Истина.

Мать моя – простая и кроткая агница. Смотря на нее, простую, необразованную, бедную, незнатную, прославляй немолчно от полноты благодарного сердца Человеколюбца Господа, удивившего на тебе великую милость Свою, и чти высоко родительницу свою.

О молитве. Крайне нужно опасаться душевного смятения во время молитвы.

Жертва. Крайне мудро или, лучше, с совершенною верою и простотою, с полным усердием нужно приносить жертву Всеблагому и Всесовершенному, какая бы она ни была. За неумение, за неблагоискусство наше враг тотчас приразится к нам и будет мучить душу разжженными своими стрелами.

Господь просвещение лица моего [Пс. 26,1], говорит Давид. Точно, Он и внешний вид лица моего просвещает или делает светлым. А без Него, когда то есть нет Его в моем сердце, мрачен вид лица моего.

Когда позовут тебя причащать или соборовать трудно больного, удержи дух свой от маловерия и смущения и укрепи его в вере несомненной: мы изменчивы, а Бог всегда один и тот же. Так и при всех Таинствах веди себя спокойно, с верою.

Едине и единственный покой и жизне моя, Спасе, во всякое мгновение жизни – слава Тебе. Аминь. 7 мая 1860 года.

Жизнодавче! Даруй мне сердечно благодарить Тебя всегда и за материальные средства жизни! Благостыня!

Даруй мне и во всех вещественных благах видеть дары Твоей беспредельной благости. Господи! Даруй мне из вещественных даров Твоей благости делать щедро дела благости и милости! Милость моя! Да не забудусь я, обремененный благим и легким бременем Твоих милостей.

Когда изображаешь знамение креста на себе или на другом ком, или на другом чем, будь всегда мысленно, в сердце своем ниже его и благоговей пред ним, как пред силою Божиею, которая и тебя самого хранит и дает свою дивную и великую силу твоим слабым силам и прогоняет из души твоей или других сопротивные враждебные силы и освящает всякого, кто с верою изображает или кто с верою принимает его от священника.

Видишь ты, как сердишься и злишься: можешь ли ты осуждать других в том, что они сердятся и злятся? Смотри, как диавол вертит тобою, зная твое малодушие.

Когда молишься о ниспослании тебе Святого Духа и о вселении Его в тебя, тогда имей совершенное твердое упование, что ты просишь у Господа самого обыкновенного у христиан дара Господня, как насущный хлеб и вода; не смущайся от величия Духа Господня, Животворящего, дышащего, идеже хощет, и веруй от всего сердца, что Он придет и вселится в тебя ради того, что ты – член Христов, искупленный Его Кровию и освященный принятием в сердце свое Пречистых Таин Его Тела и Крови. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [1 Кор. 3,16].

Когда ты изображаешь на себе знамение креста Господня, тогда ты как бы повторяешь воспоминательно Его распятие за тебя, Его страдания и смерть, изображаешь главный акт Его искупительных действий; и если делаешь это с живою верою, тогда великое освящение доставляешь душе своей и свободу от диавольских действий на душу твою, равно как свободу от всех страстей, доставляешь мир и чудную, легкую христианскую свободу душе своей. Опыт.

Когда молишься Господу о даровании тебе небесного блаженного воскресения и Небесного Царствия со святыми, молись об этом так же, как о самом обыкновенном для Господа деле, хотя для тебя оно и несказанно велико и хотя ты сам и не заслуживаешь его: Небесное Царство уготовано избранным давно – от создания мира [Мф. 25,34], и оно, так сказать, ожидает своих насельников и обитателей. Оно – дело благости возлюбившего нас до креста и смерти Владыки нашего Господа Иисуса Христа и стяжавшего нам вечное Царство на небесах пречистою Своею Кровию. Недостойны его мы, но достоин его бесконечно Господь наш, Богочеловек Христос Иисус. Он-то и совводит нас с Собою, как Глава Свои члены. Так велико и тесно Его общение с Церковию, что Он с нею как бы единая плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви [Еф. 5,32].

Когда служишь какую-либо священную службу, имей смиренное настроение мыслей и сердца и будь мысленно ниже всех чтений, молитв, славословий и священных действий, совершаемых в храме или в частном доме. Почему? Потому что слова чтения или молитв, славословий и священных действий принадлежат по началу своему или 1) Самому Господу Иисусу Христу, или 2) Его апостолу, или 3) святым и великим отцам Церкви, которым ты недостоин... развязать ремень обуви их [Мк. 1,7]. Никогда не дерзай мысленно равняться с ними, тем больше – мысленно стоять выше их и таким образом осквернять себя диавольскою гордостию, которая всегда убивает нашу душу, ведомо или неведомо для нас. Научись смиренно ходить пред Господом – и стяжешь драгоценный покой сердца.

Пред всеми людьми будь также как можно смиреннее: никого не почитай малым и ничтожным, хотя бы по мнению народа он был самый последний в обществе. Ко всем будь ласков, кроток, почтителен. Смиряй себя пред всеми, и пред всеми вознесет тебя Господь. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится [Лк. 18,14].

Как мы смотрим на того человека, который говорит с нами и не обращает на нас по небрежности внимания своего? У нас не лежит, как говорится, к нему сердце, и как он не обращает на нас внимания, так и мы не считаем долгом с полным вниманием выслушивать его и с благорасположенностию к нему исполнять его просьбы. Так рассуждайте и о человеке, молящемся Богу. Когда он молится Богу небрежно и не обращает внимания на Его присутствие, тогда и Бог, оскорбляемый невниманием и неблагодарностию его, не приклоняет уха Своего к молитве его и не исполняет прошения его, потому что он недостоин такой милости Божией.

О молитве. Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть [Евр. 11,6]. Кто приступает молиться Богу, тот должен однажды навсегда крепко-накрепко утвердить веру в Бога, что Он действительно есть. Показать из Священного Писания, из церковных молитв, из опытов молящихся, что Бог есть. Бог наш – творяй чудеса [Пс. 76,15]; Он сказал громогласно в людях силу Свою. Как сказал? – Различным образом. Проследить вкоротке чудеса Ветхого Завета, Нового Завета. Как скоро Он отвечал на молитву Захарии, Богочеловека Иисуса Христа, апостолов, Корнилия. В Ветхом Завете – молитвы Авраама, Исаака, Иакова, Давида (псалмы его), матери Самуила, самого Самуила, родителей Сампсона, Соломона (премудрость), Сираха, Иова.

Без Меня не можете делать ничего [Ин. 15,5]. Помни эти слова Господа и без Него не почитай себя нигде безопасным, ни в какую минуту. Приучись выну зреть ко Господу (подобно Давиду), который говорит: Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои [Пс. 24,15]. Старайся не быть один без Господа ни на одну минуту, но всегда с Ним – и тогда будет для тебя великая безопасность.

О, как много вреда делает привязанность к богатству! Препятствует мне любить Бога и ближнего и душу мою стесняет и убивает! Господи! Помилуй мя и избави мя от лести[44]богатства. Лесть богатства и силу слова Божия подавляет в сердце! Вот какой громадный вред от него!

Ты священник – тебе больше всех надобно мудрствовать о горнем. Что же ты не мудрствуешь горняя? Приучай ум свой ежедневно обращаться к горнему, жить в горнем, созерцать горнее и питаться горним. Попирай земное при помощи Господа Иисуса Христа, влекущего всех нас в горнее Крестом Своим и спасительными Своими Таинствами.

Когда всезлобный враг – диавол по Божию попущению не дает и не даст тебе заснуть всю ночь, смущая и стесняя дух твой, то не раздражайся этим, хотя и очень досадно не спать, когда время спать, когда хочется спать и когда все спят. В допущении бессонницы скрывается милость Божия твоей душе: Бог предает тебя диаволу на измождение плоти, чтобы дух был спасен [1 Кор. 5,5]. Заметь, что бессонница случается преимущественно, если не исключительно, тогда, когда плоть твоя была особенно упитана днем или когда ты оставался день без дела, по крайней мере, без серьезного, требующего трудов и усилий дела; когда ты не утомился продолжительною прогулкою, – словом, когда плоть твоя не потрудилась достаточно днем. И что было бы, если бы не измождать ее бессонницей? В ней быстро выросли бы семена зла и ввергли бы душу в великие грехи. Плоть, обильно и разнообразно питаемая и угождаемая, сильнее и сильнее воюет против спасения души, сильнейшие ставит препятствия к добродетели, крепчает в страстях своих. Итак, благодари Господа, когда Он предает на измождение сатане, и между прочим бессоннице, плоть твою. Это делает Он для того, да дух твой спасется в день Господа нашего Иисуса Христа [1 Кор. 5,5], да ослабит Он плоть, начинающую брать или уже взявшую перевес над духом. Ты сам знаешь, что накануне нынешней ночи (9 июня) днем, когда ты сытно и изысканно пообедал на поминках, почувствовал потом в сердце действие сильной страсти, и она долго и особенно назойливо мучила тебя, так что была нужда поизмождать лукавую, многопопечительную плоть. Ей, так! Итак, благодарение и слава Тебе, Всеблагий Строителю спасения моего! Аминь.

Будет ли на дереве или на стебле цветочном цвет без теплоты и влаги? Не будет. Произрастит ли человек цвет добродетелей без росы благодати Божией, без теплоты веры и любви, подаваемой Духом Святым? Нет. Что растение без солнца и дождя, то душа человеческая без Солнца правды – Христа, и росы благодати – Духа Божия.

Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившияся, шумящ дух росный невредимы сохрани. Так Дух Божий и всех изымает нас от огня страстей.

Для чего нередко и умного, образованного, навыкшего говорить и писать хорошо человека поражает необыкновенная тупость ума и невозможность смыслить и связать дельно несколько мыслей, или отчего часто ничто и в голову не идет и ты остаешься пуст, бессмыслен? – Все это для того, чтобы вразумить нашу ученую, кичливую гордость в том, что мы не имеем ничего своего, ни даже мысли хорошей, а все – Божие. Что ты имеешь, чего бы не получил? [1 Кор. 4,7]. И без Его помощи и благословения не можем, в области веры особенно, и помыслити что доброе от себя, как бы от себя, но довольство, но способность наша от Бога [2 Кор. 3,5]. Если пошлет Господь светлую мысль – примем, разовьем ее. Нет – останемся ни с чем. Вдохновение. Как его [желают] и светские писатели!

Что иное настоящая книга моя, как не Божие дарование? Каждому же из нас дана благодать по мере дара [слав.: дарования ] Христова [Еф. 4,7].

Ты по опыту знаешь, что един Господь может управлять сердцем твоим ко всякому духовному благу. Потому, когда идешь служить, молись Господу: управи, Господи, сердце мое к незазорному, благоплодному служению Тебе. Аминь.

Молиться нужно чистым сердцем: к нечистому сердцу молитва не привьется, как огонь к сырому дереву.

Как Господь праведен в воздаянии святым Своим! При жизни своей они постоянно Его призывали в помощь, прославляли, благодарение Ему приносили; за то после смерти Господь, прославляющий славящих Его, сделал то, что их призывают в помощь, их славят. За то, что они при жизни изощрили свое духовное око в молитвах, после смерти они учат других изощрять свои духовные очи.

Замечай: во всех видах нерасположения к людям действует диавольская злоба. А ты всячески крепись в любви ко всякому человеку без всякого разбору.

В воскресенье (июня 12-го) два раза получил я чудесное спасение от Господа – с небеси: утром, идучи к обедни (я был очередной), когда сердце мое связалось и омрачилось движением злобы, и вечером, идучи от вечерни, когда сердце мое было также устрелено стрелою злобы до вечерни. Так я многогрешен и так часто я падаю в один и тот же грех! Но и признаюсь, что не коснею, трепещу коснеть в злобе, и, по милости Божией, крепко связывает и мучит она меня, так что я обессиливаю от нее и делаюсь не способным ни к чему, – а потому тотчас же раскаиваюсь и молю Господа возвести душу мою от ада преисподнего [Пс. 85,13]. Как же я получил спасение от Господа? В первом случае так: идучи к обедни, я с верою возвел очи свои на небо – на восток, и от всего сердца сказал: Спасе! Беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну [Пс. 50,5]: спаси мя! От Тебя единого – спасение мое; Ты единственный Спаситель мой. И Он тотчас же спас меня, возложив на душу мою благое иго Свое и легкое бремя Свое, снявши злое иго диавола и тяжкое бремя его с сердца моего. В другой раз также воззрел я на небо и с верою сердечною произнес внятно себе: Спасе! Спаси мя; Ты – самое верное и надежное спасение мое. И опять простер Он десницу свою и очистил сердце мое, и мышцею Своею заступил меня! Слава Спасителю моему; мне же, многогрешному, – стыдение лица!

В незнатности и бедности моей маминьки – честь и слава моя, потому что в этом вижу я, как многомилостив и щедр ко мне Господь, какие великие благодеяния явил Он мне, недостойному, сделав меня и образованным, и сведущим в Тайнах Его, знатным и исполненным всяких даров Его! Слава благости и щедротам Бога моего! Хвалюсь незнатною и бедною родительницею моею.

Видя всюду дикие увеселения в нашем городе, не знаю, что мне об нем подумать: люди в здравом уме дозволяют и делают дела, которые простительны только умалишенным. Какой-то иностранец, не знаю откуда взявшийся, преспокойно расположился на главной площади и обольщает неразумных своими отвратительными представлениями – и это в пост, когда особенно нетерпимы по нашему православному обыкновению такие бесовские зрелища. Православные братия! Окажите совершенное презрение этому обманщику, вовлекающему вас в греховное дело; не ходите к нему, не давайте ему вашего сребра, которое вы можете употребить на пользу души своей – на какое-либо доброе дело. Помните, что для всех нас близок день Господень, в который мы должны будем дать отчет во всяком деле и слове. Займемся все делами благочестия. Доколе нам проводить время в праздности и рассеянности? Умеющие читать занимайтесь чтением Святого Евангелия, которое доступно ныне по цене своей всякому, даже бедному человеку. Бросьте языческие зрелища, полюбите храмы Божии и службу Божию. Иначе не миновать нам гнева Божия, который уже и начал проявляться.

Согрешил: поддался чувству самолюбия... О! Еще есть во мне гордость! Еще я возмущаюсь и скорблю, когда кто гордо обходится со мною.

Господи! Державно останавливающий во мне потоки зла, готового потопить меня, и совершенно иссушающий их, слава Тебе, благодарение Тебе! Взирал я к Тебе, когда зло поглощало меня, – и Ты избавил меня! (13 июня 1860 г.) Что если бы не помощь Твоя? О, тогда бы я был жертвою злобных сил, губительных сил! Радуюсь о спасении Твоем! Сегодня несколько раз я получил дивное спасение от Господа. Живый на небесех! Слава Тебе!

Когда я обладаю верою и правотою сердца пред Господом, тогда я – как богач великий, и дух мой веселится о таком богатстве своем, не надмеваясь им нимало; но когда я потеряю веру сердечную и правоту сердца, тогда я бедняк жалкий, и дух мой скорбит и сетует о своей нищете, как о великом бедствии.

Заметь, что, когда диавол внутренно поджигает тебя к раздражительности и злобе, тогда твой долг крепиться в кротости, терпении и незлобии сердца: то искушает тебя Господь и хочет показать тебе самому, есть ли у тебя эти добродетели. А они необходимы для христианина, особенно для священника.

Бывают иногда сильные приражения к сердцу духа злобы или духа убивающей скупости даже после самого причащения. Не нужно отчаиваться при нахлынутии зла: оно попускается Богом для борьбы и укрепления борьбою наших нравственных сил. Пройдет. Но надо Бога молить, чтоб выдержать натиск злого духа, который бывает особенно силен врасплох, при неготовности нашей, и тогда, когда мы не хотели бы того – при нарочитых людях. Опыт. Верно.

Молись Богу, чтобы Он сподобил тебя принести больше жертв любви ближним, будут ли то жертвы вещественные или духовные. Бог всегда посылает дары Свои любящему и усердно подающему.

Все прелесть, кроме веры, надежды и любви, то есть все, что приражается к сердцу постороннее, есть прелесть и не есть жизнь сердца, а смерть его.

При встрече со всяким человеком, который к тебе придет, или к которому ты придешь, или с которым случайно где-либо встретишься, да будет первая мысль твоя – мысль о том, что он брат твой или сестра во Христе твоя, и первое чувство твое – чувство сердечного к нему или к ней уважения; да не будет око твое лукаво при взгляде на ближнего твоего, не приспособляй его мысленно к своим самолюбивым взглядам; да не меряет оно его с головы до ног, да не смотрит лукаво ни на его звание и положение в свете, ни на его богатство или бедность, ни на один его член, хотя бы и был в котором из них недостаток некоторый; равно да не взирает лукавыми, пожирающими взглядами на красоту и симметрию всех членов или на особенную красоту некоторых из них, – да отдается всегда прежде всего и больше всего уважение достоинству человека, его душе бессмертной, созданной по образу и подобию Божию, искупленной пречистою Кровию Сына Божия.

Когда преткнешься в церкви, нимало не смущайся, но оставайся покоен.

Страсть стесняет, жжет, мучит, убивает душу: по этому одному в самом начале ее разумей, что она – прелесть диавола и истины нет в ней, жизни также, и от всего сердца разом отвергни ее. К чему в недрах держать огонь, к чему за пазухой лелеять змею?

Ты так часто нуждаешься в милости Божией, чтобы Бог прощал тебе грехи, и по молитве, всегда незаслуженно получаешь эту милость. Люби же делать больше милостей и другим, хотя бы они и не заслуживали. Этого требует твоя польза, твое вечное благо. Это – прямой долг твой во всю жизнь твою. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут [Мф. 5,7]. Особенно расточай на милости то, от чего ты сам страдаешь, что приносит вред душе твоей, что усиливает плоть над духом, что возжигает и питает твои страсти – то есть деньги, пищу и питье. Сеющий в плоть... а сеющий в дух[45][Гал. 6,8].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.