Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование, просвещение, грамотность




Сегодняшняя система образования держится на фундаментальной под­мене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же. Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет четко регламентированные цели, задачи и этапы реализации. Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, станов­ления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда че­ловека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования все равно происходит. Например, когда человек просто читает книги или об­щается с умными людьми, или сам пытается писать36.

Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамот­ность», в чем нам предстоит еще убедиться.

Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своей референтной группой, а перед гораздо более широкой общностью, которую именуют человечеством в целом. Образованный че­ловек — это человек, в котором присутствует нравственная доминанта. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что ее нельзя усво­ить как какое-то внешнее знание, ее можно лишь выстрадать.

Просвещенный человек — это индивид с широким гуманитарным взгля­дом на мир, хорошо знакомый с достижениями мировой культуры, ориен­тирующийся в ее истории и направлениях, который может поддержать бе­седу или проявить свою эрудицию в самых разных вопросах, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в

Идея вероятностного обучения // Первое сентября. 1999. № 52. 7 августа (http://archive. lseptember.ru).

самом понятии просвещенного человека. Скорее это некое дополнение к нему.

Homo edoctus, человек образованный — это не только хорошо информи­рованный и разбирающийся в современных науках индивид, он обладает, кроме того, самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мысли­тельным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные реше­ния. При этом речь идет не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещенного, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.

Зато человек просвещенный — это всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать с представителями других культур в продуктивный диалог. Прежде всего это язык художествен­но-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.

Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования является, помимо всего прочего, создание, во-первых, грамот­ного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещенного (на базе высшего образования) населения.

О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопроситель­ной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы при­общаемся к его плодам в разной степени. Тот, кто разобрался в основах наук,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.