КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Догнали и перегнали Америку
Врезка G77 Б71 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ Школьное образование еще называют общим образованием. Оно позволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необходимым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности. Общее образование — основа для получения профессионального [специального) образования. Важнейшие пути общего образования — обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (полное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1—4-й классы — начальное образование, в результате которого учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; 5—9-й классы — основное (базовое), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук; 10-е и 11-е классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования, позволяющего расширить и углубить знания. Дети начинают учиться в 6—7-летнем возрасте. В рамках модернизации образования в 2002 г. 2000 учеников в качестве эксперимента обучаются по 12-летней программе. До сих пор сохраняется сеть вечерних общеобразовательных заведений, предназначенных для рабочей молодежи. В последние годы число таких заведений сократилось, равно как и количество школ, где обучение ведется в две и более смены. Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: а) способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность; б) дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессионального самоопределения; в) обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи. Основой среднего образования выступает школа. Школа (лат. schola) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные). В толковом словаре Ожегова слово «школа» имеет 4 значения: • учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения; • выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт; • направление в области науки, искусства; • система обязательных упражнений (в фигурном катании). Schule, английское — the school, французское — I'ecole) восходит к древнегреческому scolh — «сколэ», обозначающему прежде всего досуг, свободное время, отдых, праздность, медлительность, неторопливость, а уж потом — занятие на досуге, ученую беседу, учебное занятие и упражнение и, наконец, философскую школу. Кроме того, из Древней Греции к нам пришли и такие слова, как гимназия, лицей, музей, библиотека, академия, собственно педагогика, дидактика, логика, психология. Отсюда и первоначальное значение школы как союза товарищей, некоего неформального кружка, который объединял людей на основе общих целей путем их воспитания и обучения для решения определенных задач. Это позже школа превратилась в формальную организацию, учебное учреждение, лицензирующее свою деятельность, арендующее помещение, нанимающее и оплачивающее штат учителей и производящее множество других действий, которые требуют от любого государственного или частного заведения. Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучались 21,5 млн учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное образование. На начало 1995/1996 учебного года в России функционировало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучались 45,8 тыс. человек. В настоящий момент число общеобразовательных школ остается стабильным, приближаясь к 70 тыс. В них обучаются 20 млн детей. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и составляет 81 % от численности населения в возрасте от 7 до17 лет включительно (табл. 14). Общее образование можно получить в школах двух типов — государственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. Те и другие принимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея. В 2000-е гг. отмечается невиданная доселе тенденция: в то время как число начальных (в основном в сельской местности) и основных школ сокращается, растето количество средних (полных), школы дифференциро- Таблица 14 Статистика образования в России1
вались по видам — стали появляться гимназии и лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов. На начало 2001/2002 учебного года действовало 7192 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Гимназия — общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, углубленные по предметам гуманитарного профиля. Лицей — общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, углубленные по предметам технического или естественно-научного профиля. Основными задачами гимназий и лицеев, как и других общеобразовательных учреждений, являются: создание условий для развития склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению, развития интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации — начальное, среднее и высшее. И все эти ступени призваны решить одну — главную — задачу: дать человеку профессию. Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безра- Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru). ботных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосударственные учебные заведения; обучение и стажировку за рубежом. Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж. Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях. Общее образование — наиболее важный социальный институт Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Сегодня в системе обучается 2,3 млн молодых людей и девушек. В международных документах эта система называется образованием третьей ступени (third level). Оно обеспечивает получение профессионального образования трех уровней: среднего, высшего (университетского) и послевузовского (послеуниверситетского). Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 15. Таблица 75 Численность лиц, получающих образование третьей ступени
Источник: Россия и страны мира: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996. С. 9-11 109-159. Профессионально-технические училища, по данным отечественных социологов, являются самой непрестижной формой обучения. Этот факт подтверждался тем, чго в ПТУ и СПТУ учились в основном дети рабочих, слабо успевающие или постоянно нарушающие школьную дисциплину. Как правило, представители профессионально-технических училищ давали самый высокий процент преступности среди всей учащейся молодежи2. В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращен. Современная образовательная система Индии похожа на нашу. Как и в России, там очень мало детских садов, поэтому почти все школы принимают детей в возрасте трех лет. Первые три класса разделяются на младший садик, средний и старший. В возрасте шести лет ребенок поступает в 1 -й класс. С 1-го по 8-й класс считается Primary School (начальная школа), с 9-го по 12-й — Secondary School (средняя школа). В 11 -м классе дети уже выбирают предметы в зависимости от собственных предпочтений. После окончания школы большинство детей участвуют в разных конкурсах для поступления в профессиональные вузы с хорошей репутацией — в основном это медицинские, военные или технические. В то время как государственное обучение является бесплатным, стоимость обучения в частных школах — примерно 20-50 долл. в месяц. В престижных школах-интернатах — около 200-400 долл. в месяц1. Большинство таких школ было основано англичанами более ста лет назад в живописных местах для своих детей. Они являются элитными школами Индии. Получить место в этих школах очень трудно. В отличие от школ родители предпочитают отдавать своих детей в государственные вузы. Стоимость же обучения в частных институтах составляет около 7-8 тыс. долл. В престижных университетах существуют гранты и дотации для талантливых детей, получив- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. Яковлев А. Индийский вариант (http://ps.lseplember.ru). Б75 ших высокие результаты в различных тестах и конкурсах. Те же, у кого нет больших денег и они не смогли поступить в вуз с государственной дотацией, едут учиться в страны СНГ и Восточной Европы. Задачи школы. На протяжении того времени, когда существует школа как социальный институт, ее функции, цели, задачи и роль в обществе постоянно менялись в зависимости от особенностей исторической эпохи, уровня развития культуры или особенностей самого общества. В IX томе Народной Энциклопедии Харьковского Общества распространения в народе грамотности (вышел в Москве в 1911 г.) предлагалось следующее определение: «Школа — такое установление, которое не только передает в строгом порядке и облегченным путем подрастающему поколению весь опыт, приобретенный человечеством, но и производит критическую оценку этого опыта и действует так, что заглушает одни зачатки и поощряет другие. Все это школа делает с целью облегчить каждому отдельному человеку борьбу за существование. Но, помогая отдельным лицам, школа учит целые народы, как им лучше жить». Это определение до сих пор не потеряло своей актуальности. Традиционная система образования, которая господствовала в средней школе на протяжении 2000 лет, предполагала, что существует общепринятый набор знаний, который отражает основы наук и описывается в учебнике. Школьнику остается только добросовестно их выучить. Наилучший прием — понимание, а затем запоминание материала с его последующим повторением (в задачах и вопросах). Учитель призван выполнять следующие функции: организовывать, контролировать и оценивать ход учебного процесса. Таким образом, его работа заключается в том, чтобы донести до учащихся научно разработанный программный материал. Письменные работы, контрольные, годовые оценки и переход от одного уровня знаний к другому — все это обязательно входит в школьную систему обучения. Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Традиционный метод обучения предполагает, что урок проводится в классной комнате и выстраивается в форме лекции; в центре внимания — учитель, который жестко контролирует поведение учащихся; важнейшую роль играет учебник. Обучение ведется в группах, куда подбирают учащихся одного возраста. Предполагается, что поскольку у них одинаков возраст, то и способности должны быть примерно одинаковыми. Поэтому дети 10 лет могут учиться водном классе по единой программе. Они должны продвигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обучения могут быть различными у разных людей. Содержание программы, по их мнению, базируется на академических дисциплинах, корректируемых в зависимости от потребностей общества. В младших классах преподаются чтение, основы языка, общественных наук и естествознания. Общие курсы сменяются в старших классах более узкими и конкретными, например английским языком, историей, физикой. Курсы вождения, уроки труда, физкультура или военная подготовка относятся к практическим знаниям. Обучение по единой (стандартной) для всех программе поставлено на поток и готовит учеников, как автомобили на конвейере, по общему шаблону. Современная школа стремится развить у учащихся навык к самостоятельности, независимости, смелости в мышлении, умение отстаивать свои убеждения, вести аргументированную полемику, непредвзято и реалистически оценивать социальные факты. Школа занимается воспитанием у детей таких качеств, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим. Она прививает школьникам культуру поведения, соблюдение элементарных правил человеческого общежития, знание базисных нравственных истин. Современная школа исходит из важнейшего принципа — единство обучения и воспитания. С педагогической точки зрения современное школьное обучение построено на следующих основополагающих принципах: • преемственность выражается в том, что при построении школьных предметов для начальной школы сохраняется связь с тем типом житейских знаний, которые ребенок получает до школы, а также факт, что при распространении обучения за пределы начальных классов не выделяются отчетливо особенности и специфика следующей ступени получения знаний; • доступность выражается в том, что на каждой ступени образования детям дается лишь то, что посильно в данном возрасте; • сознательность предполагает осмысленное, пропущенное через сито рационального мышления восприятие школьного материала; • наглядность требует иллюстрации абстрактных примеров конкретным иллюстративным материалом и случаями из жизни; • научность ведет к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления. При современных методах обучения форма преподавания произвольна: в центре внимания — ученик, урок строится в форме диалога; со стороны учителя требуется лишь осуществлять ненавязчивый контроль и давать общее направление уроку; важнейшую роль на таких занятиях играют вопросы учителя и самостоятельная работа учащихся. Опрос, проведенный среди учеников восьмых классов, показал, что, вопреки ожиданиям, традиционные методы обучения оцениваются американскими учащимися выше, чем произвольные. Ученики, которые предпочли традиционные уроки, воспринимают их серьезнее благодаря той упорядоченности и организованности, что царят на них, и четко сформулированным заданиям для самостоятельной работы. Современные методы часто воспринимаются как поверхностные. Некоторые ученики расценивают такие занятия как потерю времени, поскольку уроки выглядят неорганизованными и лишенными какой-либо структуры. Полученные в восьмых классах данные говорят о том, что академическое преподавание (когда деятельность учащихся направляется учителем) приводит к росту их достижений4. В российской системе школьного обучения 70% составляют обязательные предметы, а 30% — свободные (факультативы, кружки и секции). Родители могут выбрать только школу и дальше формирование личности и ребенка целиком зависит от нее. Да и сама она несамостоятельна: расписание и набор предметов определены сверху. В американской и западноевропейской системах соотношение иное: 30% курсов предлагают в качестве обязательных, а 70% — по выбору. К самостоятельности и ответственности ребенка приучают со школьной скамьи. Ему как бы говорят: во всем полагайся на себя, а не на государство. Наряду со свободой выбора, когда человек непременно совершает ошибку, западное образование предоставляет человеку возможность исправить ее. Вы выбрали в университете курс правоведения и поняли, что ошиблись. Никакой трагедии нет, потому что в следующем году вы возьмете тот курс, который вам будет нужен, например социологию или экономику. Рассказывают, в одной из школ Нью-Йорка ввели курс катания на пони и все дети побежали записываться, хотя зачем им в Нью-Йорке кататься на пони. Они не выбрали, может быть, какой-то более важный курс — например, искусство переходить улицу, правила дорожного движения. Но это была их ошибка, их решение. Не хватило им какого-то курса, они возьмут больше в следующем году. Человек, выбирая себе специальность, не относится к этому как к трагедии. Немцы привыкли к тому, что учиться придется всю жизнь. В Америке другая система, там человек не боится в сорок лет начинать новую жизнь — успешный бухгалтер вдруг решил, что пойдет изучать художественную литературу. Это нормальный процесс. Общество настолько богато, что оно может позволить людям учиться и переучиваться всю жизнь. В России же полагают, что за пять лет знаний надо взять с большим запасом — чтобы 4 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 490. потом лет на 15—20 хватило. Так мы поступали в годы шоковой терапии начала 1990-х гг.: набивали сумки с верхом, так что и донести домой было нельзя. Ведь завтра либо продукты могли исчезнуть, либо цены на них резко подскочить. ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Школу можно считать частным социальным институтом, входящим наряду с высшим образованием в более крупное целое — институт образования. Социальный институт представляет собой: 1) ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы; 2) совокупность обычаев, традиций и правил поведения; 3) формальную и неформальную организацию; 4) совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений; 5) обособленный комплекс социальных действий. В пятом томе «Фундаментальной социологии» мы подробно останавливались на этом вопросе. Здесь лишь укажем на то обстоятельство, что все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Главных институтов всего пять, неглавных — многие десятки. Так, например, внутри института образования помимо среднего и высшего образования существуют также среднее специальное, дошкольное, послевузовское образование и т.д. Их можно называть системами, скажем, система высшего образования. И такой термин вполне правомерен. А можно именовать их, используя социологический жаргон, частными социальными институтами. Наряду с ними в институт образования надо включить десятки и сотни социальных практик. От частных институтов они отличаются лишь тем (или в том числе и тем), что не могут быть причислены к учреждениям или совокупности учреждений. Высшее образование — это разветвленная система университетов, академий, институтов, министерских подразделений и др. Но как быть, к примеру, с обучением, которому десятки тысяч лет, которое за долгую историю принимало множество форм и видов. Его можно назвать педагогической технологией. Но у социологов для него имеется свой термин — социальная и культурная практика. Социальной практикой обучение является потому, что связано с ролями и статусами, правами и обя- занностями, а культурной потому, что связано с ценностями, традициями и обычаями, ритуалами (например, приветствие входящего в класс учителя) и церемониями (вручение вымпела классу-победителю). В ряде случаев понятия «социальная практика» и «частный социальный институт» совпадают, а иногда они отличаются друг от друга. Так, специалистам до конца еще неясно, куда относить апелляцию абитуриента после провала экзамена — к практикам или институтам. Аудиторные занятия студентов, лабораторные работы, домашняя подготовка школьника (решение задач, разучивание стихов, прочтение текста), наставническая помощь родителей в ходе такой подготовки, пользование школьной или вузовской библиотекой — все это определенные традиции и обычаи, которых придерживаются большие социальные группы: студенты, школьники, родители, учителя и преподаватели. Их можно назвать еще народными практиками обучения. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Частные институты можно представить как учреждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т.д. А вот такой социокультурной практикой, как приготовление шпаргалок и списывание на экзамене, никто из правительственных чиновников не занимался. Ее никто не узаконивал, но зато с ней боролись вполне законными мерами, и они прописаны в постановлениях, распоряжениях и приказах. Тем не менее списывали тысячи лет назад и будут, по всей видимости, заниматься этим еще тысячи лет. Таков народный обычай, неформальная практика поведения миллионов людей по всему свету. Да и с самими экзаменами не все ясно. Что это — частный институт или социальная практика? А школьные олимпиады? Кстати сказать, их можно считать скрытой формой экзаменов. Итак, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это социальные практики либо социальные учреждения (институты). Совокупность частных институтов и социальных практик, функционально связанных между собой, составляет институциональную основу какой-либо важной сферы общества. В данном случае — образования. Эту основу можно смело называть еще системой или матрицей. Суть дела не изменится. Главное, что все они тесно связаны между собой наподобие огромной паутины, опутавшей весь сегмент общества, а то и все общество. Такая сеть или система, если хотите, определяет основные каналы сотрудничества, взаимодействия и обмена между людьми, характеризует строение, базовую организацию общества. Общеобразовательная школа — скромный элемент в ней. Она призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: • способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность; • дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельности или профессиональному самоопределению; • обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи. Специалисты давно заметили, что в бедных странах школа всегда оказывается социальным аутсайдером. В благоприятные годы, когда экономика идет вверх, деньги на образование и культуру выделяют в последнюю очередь — по так называемому остаточному принципу и меньше других «очередников». В неблагоприятные времена, когда экономическая конъюнктура ухудшается, деньги на школу урезают в первую очередь и притом по максимуму. А вот в богатых странах поступают прямо наоборот. Потому, может быть, они и богатые? Так происходило с российским образованием в трудные 1990-е гг., когда экономика разом провалилась в пропасть: ВВП резко сократился, а бюджетное финансирование образования резко уменьшилось, соответственно поползли вниз затраты на содержание одного учащегося. Денег на школу в России не хватало, кажется, всегда. В 1906—1908 гг. земским школам в Тобольской губернии пособий на постройку зданий не выделялось, так как в смету земского сбора на этот период не было внесено соответствующего кредита. Крестьяне не торопились давать согласие на открытие начальных школ: ведь это предполагало расходы, связанные с содержанием учебных заведений. Приходилось экономить за счет учителей. Крестьяне даже закрывали по своей инициативе училища. Например, земледельцы Ишимского и Курганского уездов очень неохотно соглашались даже на самые незначительные материальные затраты на обслуживание Если вы, провожая ребенка в школу, жалеете, что школа эта не в Америке и не в Англии, не переживайте. Как показало Международное исследование IEA по оценке качества образования в 40 странах мира, наши школьники знают математику и естественные науки лучше американских и большинства европейских детей. Исследователи относят это на счет того, что Россия — самая читающая страна. 50% детей имеют дома библиотеку, насчитывающую не менее 100 книг. Кроме того, выяснилось, что российские родители — одни из самых образованных родителей в мире. 34% наших школьников живут в семье, где хоть один из «предков» с высшим образованием. Такое можно встретить еще только в Канаде, Израиле, Литве и Америке, т.е. странах, где значительную часть населения составляют «бывшие русские». Российские учителя больше, чем в других странах, тратят времени на подготовку к урокам и проверку работ, беседы с учениками и родителями и чтение профессиональной литературы. В среднем на все это уходит 18,5 ч в неделю, а в Японии — только 15. Тем не менее именно азиаты оказались самыми образованными. На первом месте Сингапур, за ним — Южная Корея и Япония. Из европейских стран в шестерку лучших вошли только Бельгия и Чешская Республика. Второй уровень знаний продемонстрировали 14 стран. Среди них Словацкая Республика, Швейцария, Болгария, Россия, Франция, Таиланд, Израиль и Швеция. Третий (на «тройку») — Америка. Интересно, что в Азии дети старательно учат все, нравится это им или нет, и не ждут поощрения за хорошие оценки. В западных странах успехи детей напрямую зависят от того, нравится предмет или нет, а в том, что учатся хорошо, они уверены независимо от результатов. Аргументы и факты. 1997. № 40 начальных школ, особенно тяготясь их отоплением. В 1907 г. в губернии закрылось 9 училищ — 7 министерских и 2 земских. В трех случаях крестьяне отказались нести расходы по постройке зданий училищ и по их содержанию, ссылаясь на то, что они платят правительству подати и оно обязано бесплатно открывать и содержать училища. Крестьяне пытались экономить: строили меньшие здания, чем было запланировано строительным отделением губернского управления, либо размещали школы в наемных частных крестьянских домах только на период учебного года, настойчиво добиваясь оплаты казной найма помещения3. Сопротивление крестьян открытию школ наблюдалось в России повсеместно. Правительство было вынуждено принять меры. По указу Николая 11 от 10 марта 1909 г. сельские общества не могли отказаться от принятых ими на себя обязательств по содержанию министерских училищ, если не было на то существенных причин. Если указ не выполнялся, неуплаченная сумма взыскивалась с сельского общества. Заметим, что 1906-1909 гг. были далеко не самыми худшими в финансовом смысле для России. Принято даже считать, что до 1913 г. наша страна входила в число самых развитых держав мира. А вот на тебе — и тогда экономили на школе. Вместе с тем содержание образования обновилось и стало предполагать различные варианты, появились негосударственные школы. Средние школы и учителя получили право самостоятельного выбора программ и учебной литературы. Значительно изменилось содержание гуманитарных дисциплин; появился ряд факультативных курсов по социально-экономическим дисциплинам: политологии, социологии, экономике, праву и т.п., в школах преподаются такие новые предметы, как информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельности и др. Пик рождаемости 1983 г. привел к увеличению количества учащихся за последнее десятилетие на 10%. Кроме того, часть молодежи, которая раньше направлялась в учреждения начального и среднего профессионального образования, теперь предпочитает продлить свое пребывание в общеобразовательной школе с целью повысить свой уровень знаний и отложить начало профессиональной жизни. Это продиктовано и тем, что предприятия, особенно сектора услуг, предпочитают брать на работу молодежь, имеющую образование, зачастую высшее. Как показывают социологические исследования и статистика, современная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней молодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она 5 Сулимое В. Российская школа в начале XX века и в годы гражданской войны // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 37. неспособна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммерческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет (1992—1997) в вузы поступили не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждены заниматься на подготовительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования»6. Социологи фиксируют: в последнее время поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимают, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам. Выбор вуза выпускниками школ — это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета определенного образа жизни. Поданным социологического исследования (опрос 2500 студентов 1-5-х курсов 50 вузов России проведен в 10 городах страны по квотной выборке в сентябре 1996 г.: в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Уфе, Екатеринбурге, Кемерове, Красноярске, Улан-Удэ и Владивостоке), мотивы поступления в вуз выглядят следующим образом: • заниматься в будущем интеллектуальным трудом — 56%; • получить профессию в соответствии с наклонностями — 24%; • по настоянию родителей — 9%; • чтобы не призвали в армию — 6%; • некуда было идти после школы — 5%7. Подавляющее большинство опрошенных родителей (более 70%) полагают, что при выборе вуза надо учитывать только то, какую специальность в этом вузе можно получить. Местонахождение вуза считают приоритетным менее 30% опрошенных родителей*.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |