Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Догнали и перегнали Америку




Врезка

G77

Б71

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ

Школьное образование еще называют общим образованием. Оно по­зволяет вам овладеть элементарным уровнем научных знаний, необхо­димым для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной и трудовой деятельности.

Общее образованиеоснова для получения профессионального [спе­циального) образования. Важнейшие пути общего образованияобу­чение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях.

Общее образование включает в себя начальное, основное и среднее (пол­ное). Сейчас продолжительность обучения в средней школе составляет 11 лет: 1—4-й классы — начальное образование, в результате которого уча­щиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения; 5—9-й клас­сы — основное (базовое), дающее подготовку и освоение разных типов мыш­ления по основным направлениям физико-математических, естественных и гуманитарных наук; 10-е и 11-е классы обучаются по программе среднего (полного) общего образования, позволяющего расширить и углубить знания. Дети начинают учиться в 6—7-летнем возрасте. В рамках модернизации об­разования в 2002 г. 2000 учеников в качестве эксперимента обучаются по 12-летней программе. До сих пор сохраняется сеть вечерних общеобразо­вательных заведений, предназначенных для рабочей молодежи. В последние годы число таких заведений сократилось, равно как и количество школ, где обучение ведется в две и более смены.

Общеобразовательная школа призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи: а) способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность; б) дать моло­дежи базовые знания для безболезненного перехода к трудовой деятельно­сти или профессионального самоопределения; в) обеспечивать профессио­нальную ориентацию молодежи.

Основой среднего образования выступает школа. Школа (лат. schola) — начальный тип учебно-воспитательного учреждения. Она содержится на средства государства или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний все школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования — на начальные, непол­ные средние, средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религи­озные (конфессиональные).

В толковом словаре Ожегова слово «школа» имеет 4 значения:

• учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения;

• выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт;

• направление в области науки, искусства;

• система обязательных упражнений (в фигурном катании).
Общеевропейское слово «школа» (польское — szkola, немецкое — die

Schule, английское — the school, французское — I'ecole) восходит к древне­греческому scolh — «сколэ», обозначающему прежде всего досуг, свободное время, отдых, праздность, медлительность, неторопливость, а уж потом — занятие на досуге, ученую беседу, учебное занятие и упражнение и, нако­нец, философскую школу. Кроме того, из Древней Греции к нам пришли и такие слова, как гимназия, лицей, музей, библиотека, академия, собствен­но педагогика, дидактика, логика, психология.

Отсюда и первоначальное значение школы как союза товарищей, неко­его неформального кружка, который объединял людей на основе общих целей путем их воспитания и обучения для решения определенных задач. Это позже школа превратилась в формальную организацию, учебное учреж­дение, лицензирующее свою деятельность, арендующее помещение, нани­мающее и оплачивающее штат учителей и производящее множество других действий, которые требуют от любого государственного или частного заве­дения.

Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эс­тетическое воспитание детей и подростков. На начало 1995/1996 учебного года в 68,4 тыс. государственных общеобразовательных школах России обу­чались 21,5 млн учащихся. Во многих регионах развивается негосударствен­ное образование. На начало 1995/1996 учебного года в России функциони­ровало 525 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обу­чались 45,8 тыс. человек. В настоящий момент число общеобразовательных школ остается стабильным, приближаясь к 70 тыс. В них обучаются 20 млн детей. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и составляет 81 % от численности населения в воз­расте от 7 до17 лет включительно (табл. 14).

Общее образование можно получить в школах двух типов — государ­ственных и частных. Частные школы являются платными и существуют за счет средств, которые отдают за обучение детей родители. Те и другие при­нимают форму обычной школы, специализированной школы, гимназии или лицея.

В 2000-е гг. отмечается невиданная доселе тенденция: в то время как число начальных (в основном в сельской местности) и основных школ со­кращается, растето количество средних (полных), школы дифференциро-

Таблица 14 Статистика образования в России1

 

Учебные годы 1992/ 1993 1993/ 1994 1994/ 1995 1995/ 1996 1996/ 1997 1997/ 1998 1998/ 1999 1999/ 2000 2000/ 2001 2001/ 2002
Общее число учащихся (тыс. чел.)                    
Число дневных государственных общеобразова­тельных учреж­дений                    
Из них:
начального об­разования                    
основного образования                    
с углубленным преподаванием ряда предметов                    
негосударствен­ных общеобра­зовательных учреждений                    

вались по видам — стали появляться гимназии и лицеи, школы с углублен­ным изучением отдельных предметов. На начало 2001/2002 учебного года действовало 7192 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением пред­метов.

Гимназия — общеобразовательное учреждение, реализующее общеобра­зовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, углубленные по предметам гуманитарного профиля.

Лицей — общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразо­вательные программы основного общего и среднего (полного) общего об­разования, углубленные по предметам технического или естественно-науч­ного профиля.

Основными задачами гимназий и лицеев, как и других общеобразова­тельных учреждений, являются: создание условий для развития склонно­стей, интересов и способности к социальному самоопределению, развития интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формиро­вание навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифферен­циации обучения.

Профессиональное образование в России имеет три уровня в порядке повышения квалификации — начальное, среднее и высшее. И все эти сту­пени призваны решить одну — главную — задачу: дать человеку профессию. Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-техни­ческих учебных заведений; институты повышения квалификации специа­листов с высшим образованием; учебные центры для переобучения безра-

Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru).

ботных; отделения и филиалы зарубежных учебных заведений; негосудар­ственные учебные заведения; обучение и стажировку за рубежом.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведе­ний: техникум (училище) и колледж.

Техникум (училище) реализует основные профессиональные образователь­ные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программы сред­него профессионального образования базового и повышенного уровня. Реа­лизация образовательных программ среднего профессионального образова­ния может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Общее образование — наиболее важный социальный институт

Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные програм­мы среднего профессионального образования. Средние специальные учеб­ные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Сегодня в системе обучается 2,3 млн молодых людей и девушек.

В международных документах эта система называется образованием тре­тьей ступени (third level). Оно обеспечивает получение профессионального образования трех уровней: среднего, высшего (университетского) и после­вузовского (послеуниверситетского). Значения данного показателя по не­которым странам мира приведены в табл. 15.

Таблица 75 Численность лиц, получающих образование третьей ступени

 

Страна Год Численность учащихся, тыс. человек Число учащихся, приходящихся на 10 тыс. населения, человек
Россия   5 100  
    4 587  
    4 641  
Австралия   964,2  
Германия   1875,1  
Китай   4505,2  
Польша   583,1  
США   14 473  
Япония   5 248  

Источник: Россия и страны мира: Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1996. С. 9-11 109-159.

Профессионально-технические училища, по данным отечественных социологов, являются самой непрестижной формой обучения. Этот факт подтверждался тем, чго в ПТУ и СПТУ учились в основном дети рабочих, слабо успевающие или постоянно нарушающие школьную дисциплину. Как правило, представители профессионально-технических училищ давали са­мый высокий процент преступности среди всей учащейся молодежи2. В по­следние годы существования СССР список профессий, по которым гото­вили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот список был резко сокращен. Современная образовательная система Индии похожа на нашу. Как и в России, там очень мало детских садов, поэтому почти все школы принима­ют детей в возрасте трех лет. Первые три класса разделяются на младший са­дик, средний и старший. В возрасте шести лет ребенок поступает в 1 -й класс. С 1-го по 8-й класс считается Primary School (начальная школа), с 9-го по 12-й — Secondary School (средняя школа). В 11 -м классе дети уже выбирают предметы в зависимости от собственных предпочтений. После окончания

школы большинство детей участвуют в разных конкурсах для поступления в профессиональные вузы с хорошей репутацией — в основном это меди­цинские, военные или технические. В то время как государственное обучение является бесплатным, стоимость обучения в частных школах — примерно 20-50 долл. в месяц. В престиж­ных школах-интернатах — около 200-400 долл. в месяц1. Большинство та­ких школ было основано англичанами более ста лет назад в живописных ме­стах для своих детей. Они являются элитными школами Индии. Получить место в этих школах очень трудно. В отличие от школ родители предпочи­тают отдавать своих детей в государственные вузы. Стоимость же обучения в частных институтах составляет около 7-8 тыс. долл. В престижных уни­верситетах существуют гранты и дотации для талантливых детей, получив-

Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. Яковлев А. Индийский вариант (http://ps.lseplember.ru).

Б75

ших высокие результаты в различных тестах и конкурсах. Те же, у кого нет больших денег и они не смогли поступить в вуз с государственной дотаци­ей, едут учиться в страны СНГ и Восточной Европы.

Задачи школы. На протяжении того времени, когда существует школа как социальный институт, ее функции, цели, задачи и роль в обществе посто­янно менялись в зависимости от особенностей исторической эпохи, уров­ня развития культуры или особенностей самого общества.

В IX томе Народной Энциклопедии Харьковского Общества распро­странения в народе грамотности (вышел в Москве в 1911 г.) предлагалось следующее определение: «Школа — такое установление, которое не толь­ко передает в строгом порядке и облегченным путем подрастающему по­колению весь опыт, приобретенный человечеством, но и производит кри­тическую оценку этого опыта и дей­ствует так, что заглушает одни зачатки и поощряет другие. Все это школа де­лает с целью облегчить каждому от­дельному человеку борьбу за суще­ствование. Но, помогая отдельным лицам, школа учит целые народы, как им лучше жить». Это определение до сих пор не потеряло своей актуально­сти.

Традиционная система образова­ния, которая господствовала в сред­ней школе на протяжении 2000 лет, предполагала, что существует обще­принятый набор знаний, который от­ражает основы наук и описывается в учебнике. Школьнику остается толь­ко добросовестно их выучить. Наи­лучший прием — понимание, а затем запоминание материала с его последу­ющим повторением (в задачах и воп­росах). Учитель призван выполнять следующие функции: организовы­вать, контролировать и оценивать ход учебного процесса. Таким образом, его работа заключается в том, чтобы донести до учащихся научно разработанный программный материал. Пись­менные работы, контрольные, годовые оценки и переход от одного уровня знаний к другому — все это обязательно входит в школьную систему обуче­ния.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию твор­ческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Традиционный метод обучения предполагает, что урок проводится в классной комнате и выстраивается в форме лекции; в центре внимания — учитель, который жестко контролирует поведение учащихся; важнейшую

роль играет учебник. Обучение ведется в группах, куда подбирают учащих­ся одного возраста. Предполагается, что поскольку у них одинаков возраст, то и способности должны быть примерно одинаковыми. Поэтому дети 10 лет могут учиться водном классе по единой программе. Они должны про­двигаться вперед с одинаковой скоростью, хотя известно, что темпы обуче­ния могут быть различными у разных людей.

Содержание программы, по их мнению, базируется на академических дисциплинах, корректируемых в зависимости от потребностей общества.

В младших классах преподаются чте­ние, основы языка, общественных наук и естествознания. Общие курсы сменяются в старших классах более уз­кими и конкретными, например анг­лийским языком, историей, физикой. Курсы вождения, уроки труда, физ­культура или военная подготовка от­носятся к практическим знаниям. Обучение по единой (стандартной) для всех программе поставлено на по­ток и готовит учеников, как автомоби­ли на конвейере, по общему шаблону.

Современная школа стремится развить у учащихся навык к самостоятель­ности, независимости, смелости в мышлении, умение отстаивать свои убеж­дения, вести аргументированную полемику, непредвзято и реалистически оценивать социальные факты. Школа занимается воспитанием у детей та­ких качеств, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим, честность и правдивость, принципиальность, благородство и достоинство, уважение к старшим. Она прививает школьникам культуру поведения, соблюдение элементарных правил человеческого общежития, знание базисных нравственных истин. Современная школа исходит из важ­нейшего принципа — единство обучения и воспитания.

С педагогической точки зрения современное школьное обучение по­строено на следующих основополагающих принципах:

преемственность выражается в том, что при построении школьных предметов для начальной школы сохраняется связь с тем типом жи­тейских знаний, которые ребенок получает до школы, а также факт, что при распространении обучения за пределы начальных классов не вы­деляются отчетливо особенности и специфика следующей ступени по­лучения знаний;

доступность выражается в том, что на каждой ступени образования де­тям дается лишь то, что посильно в данном возрасте;

сознательность предполагает осмысленное, пропущенное через сито рационального мышления восприятие школьного материала;

наглядность требует иллюстрации абстрактных примеров конкретным иллюстративным материалом и случаями из жизни;

научность ведет к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления.

При современных методах обучения форма преподавания произвольна: в центре внимания — ученик, урок строится в форме диалога; со стороны

учителя требуется лишь осуществлять ненавязчивый контроль и давать об­щее направление уроку; важнейшую роль на таких занятиях играют вопро­сы учителя и самостоятельная работа учащихся.

Опрос, проведенный среди учеников восьмых классов, показал, что, воп­реки ожиданиям, традиционные методы обучения оцениваются американс­кими учащимися выше, чем произвольные. Ученики, которые предпочли традиционные уроки, воспринимают их серьезнее благодаря той упорядочен­ности и организованности, что царят на них, и четко сформулированным заданиям для самостоятельной работы. Современные методы часто воспри­нимаются как поверхностные. Некоторые ученики расценивают такие заня­тия как потерю времени, поскольку уроки выглядят неорганизованными и лишенными какой-либо структуры. Полученные в восьмых классах данные говорят о том, что академическое пре­подавание (когда деятельность уча­щихся направляется учителем) приво­дит к росту их достижений4.

В российской системе школьного обучения 70% составляют обязатель­ные предметы, а 30% — свободные (факультативы, кружки и секции). Ро­дители могут выбрать только школу и дальше формирование личности и ребенка целиком зависит от нее. Да и сама она несамостоятельна: расписание и набор предметов определены сверху. В американской и западноевропейской системах соотношение иное: 30% курсов предлагают в качестве обязательных, а 70% — по выбору. К самосто­ятельности и ответственности ребенка приучают со школьной скамьи. Ему как бы говорят: во всем полагайся на себя, а не на государство.

Наряду со свободой выбора, когда человек непременно совершает ошиб­ку, западное образование предоставляет человеку возможность исправить ее. Вы выбрали в университете курс правоведения и поняли, что ошиблись. Никакой трагедии нет, потому что в следующем году вы возьмете тот курс, который вам будет нужен, например социологию или экономику.

Рассказывают, в одной из школ Нью-Йорка ввели курс катания на пони и все дети побежали записываться, хотя зачем им в Нью-Йорке кататься на пони. Они не выбрали, может быть, какой-то более важный курс — напри­мер, искусство переходить улицу, правила дорожного движения. Но это была их ошибка, их решение. Не хватило им какого-то курса, они возьмут боль­ше в следующем году.

Человек, выбирая себе специальность, не относится к этому как к траге­дии. Немцы привыкли к тому, что учиться придется всю жизнь. В Америке другая система, там человек не боится в сорок лет начинать новую жизнь — успешный бухгалтер вдруг решил, что пойдет изучать художественную ли­тературу. Это нормальный процесс. Общество настолько богато, что оно может позволить людям учиться и переучиваться всю жизнь. В России же полагают, что за пять лет знаний надо взять с большим запасом — чтобы

4 Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 490.

потом лет на 15—20 хватило. Так мы поступали в годы шоковой терапии начала 1990-х гг.: набивали сумки с верхом, так что и донести домой было нельзя. Ведь завтра либо продукты могли исчезнуть, либо цены на них рез­ко подскочить.

ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Школу можно считать частным социальным институтом, входящим на­ряду с высшим образованием в более крупное целое — институт образова­ния. Социальный институт представляет собой: 1) ролевую систему, в кото­рую включаются также нормы и статусы; 2) совокупность обычаев, тради­ций и правил поведения; 3) формальную и неформальную организацию;

4) совокупность норм и учреждений, регу­лирующих определенную сферу обществен­ных отношений; 5) обособленный комплекс социальных действий. В пятом томе «Фун­даментальной социологии» мы подробно останавливались на этом вопросе. Здесь лишь укажем на то обстоятельство, что все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, ос­новными) и неглавные (неосновные, част­ные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Главных инс­титутов всего пять, неглавных — многие де­сятки. Так, например, внутри института об­разования помимо среднего и высшего об­разования существуют также среднее специальное, дошкольное, послевузовское образование и т.д. Их можно называть сис­темами, скажем, система высшего образова­ния. И такой термин вполне правомерен. А можно именовать их, используя социоло­гический жаргон, частными социальными институтами. Наряду с ними в институт об­разования надо включить десятки и сотни социальных практик. От частных институ­тов они отличаются лишь тем (или в том числе и тем), что не могут быть причислены к учреждениям или совокуп­ности учреждений. Высшее образование — это разветвленная система уни­верситетов, академий, институтов, министерских подразделений и др.

Но как быть, к примеру, с обучением, которому десятки тысяч лет, кото­рое за долгую историю принимало множество форм и видов. Его можно назвать педагогической технологией. Но у социологов для него имеется свой термин — социальная и культурная практика. Социальной практикой обу­чение является потому, что связано с ролями и статусами, правами и обя-

занностями, а культурной потому, что связано с ценностями, традициями и обычаями, ритуалами (например, приветствие входящего в класс учите­ля) и церемониями (вручение вымпела классу-победителю). В ряде случа­ев понятия «социальная практика» и «частный социальный институт» со­впадают, а иногда они отличаются друг от друга. Так, специалистам до кон­ца еще неясно, куда относить апелляцию абитуриента после прова­ла экзамена — к практикам или ин­ститутам.

Аудиторные занятия студентов, ла­бораторные работы, домашняя подго­товка школьника (решение задач, раз­учивание стихов, прочтение текста), наставническая помощь родителей в ходе такой подготовки, пользование школьной или вузовской библиоте­кой — все это определенные традиции и обычаи, которых придерживаются большие социальные группы: студенты, школьники, родители, учителя и преподаватели. Их можно назвать еще народными практиками обучения. В отличие от основного института неосновной выполняет специализиро­ванную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефун­даментальную потребность. Частные институты можно представить как уч­реждение или организацию. Институт представителей президента России и институт наставничества учреждались специальными постановлениями президента и соответствующих министерств, для их реализации выделялись бюджетные деньги, готовились штаты специалистов и т.д. А вот такой со­циокультурной практикой, как приготовление шпаргалок и списывание на экзамене, никто из правительственных чиновников не занимался. Ее ник­то не узаконивал, но зато с ней боролись вполне законными мерами, и они прописаны в постановлениях, распоряжениях и приказах. Тем не менее спи­сывали тысячи лет назад и будут, по всей видимости, заниматься этим еще тысячи лет. Таков народный обычай, неформальная практика поведения миллионов людей по всему свету. Да и с самими экзаменами не все ясно. Что это — частный институт или социальная практика? А школьные олимпиа­ды? Кстати сказать, их можно считать скрытой формой экзаменов.

Итак, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это социальные практики либо социальные учреждения (институты).

Совокупность частных институтов и социальных практик, функциональ­но связанных между собой, составляет институциональную основу какой-либо важной сферы общества. В данном случае — образования. Эту основу можно смело называть еще системой или матрицей. Суть дела не изменит­ся. Главное, что все они тесно связаны между собой наподобие огромной паутины, опутавшей весь сегмент общества, а то и все общество. Такая сеть или система, если хотите, определяет основные каналы сотрудничества, взаимодействия и обмена между людьми, характеризует строение, базовую организацию общества.

Общеобразовательная школа — скромный элемент в ней. Она призвана решать три основополагающие для общества и личности задачи:

• способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь об­щества и формировать личность;

• дать молодежи базовые знания для безболезненного перехода к трудо­вой деятельности или профессиональному самоопределению;

• обеспечивать профессиональную ориентацию молодежи.

Специалисты давно заметили, что в бедных странах школа всегда оказы­вается социальным аутсайдером. В благоприятные годы, когда экономика идет вверх, деньги на образование и культуру выделяют в последнюю оче­редь — по так называемому остаточному принципу и меньше других «оче­редников». В неблагоприятные времена, когда экономическая конъюнктура ухудшается, деньги на школу урезают в первую очередь и притом по макси­муму. А вот в богатых странах поступают прямо наоборот. Потому, может быть, они и богатые?

Так происходило с российским образованием в трудные 1990-е гг., когда экономика разом провалилась в пропасть: ВВП резко сократился, а бюджет­ное финансирование образования резко уменьшилось, соответственно по­ползли вниз затраты на содержание одного учащегося.

Денег на школу в России не хватало, кажется, всегда. В 1906—1908 гг. земским школам в Тобольской губернии пособий на постройку зданий не выделялось, так как в смету земского сбора на этот период не было внесено соответствующего кредита. Крестьяне не торопились давать согласие на открытие начальных школ: ведь это предполагало расходы, связанные с содержанием учебных заведений. Приходилось экономить за счет учителей. Крестьяне даже закрывали по своей инициативе училища. Например, зем­ледельцы Ишимского и Курганского уездов очень неохотно соглашались даже на самые незначительные материальные затраты на обслуживание

Если вы, провожая ребенка в школу, жалеете, что школа эта не в Америке и не в Англии, не пе­реживайте. Как показало Международное иссле­дование IEA по оценке качества образования в 40 странах мира, наши школьники знают матема­тику и естественные науки лучше американских и большинства европейских детей. Исследователи относят это на счет того, что Россия — самая читающая страна. 50% детей имеют дома библиотеку, насчитывающую не менее 100 книг. Кроме того, выяснилось, что рос­сийские родители — одни из самых образован­ных родителей в мире. 34% наших школьников живут в семье, где хоть один из «предков» с выс­шим образованием. Такое можно встретить еще только в Канаде, Израиле, Литве и Америке, т.е. странах, где значительную часть населения со­ставляют «бывшие русские». Российские учителя больше, чем в других стра­нах, тратят времени на подготовку к урокам и


проверку работ, беседы с учениками и родите­лями и чтение профессиональной литературы. В среднем на все это уходит 18,5 ч в неделю, а в Японии — только 15. Тем не менее именно ази­аты оказались самыми образованными. На пер­вом месте Сингапур, за ним — Южная Корея и Япония.

Из европейских стран в шестерку лучших вошли только Бельгия и Чешская Республика. Второй уровень знаний продемонстрировали 14 стран. Среди них Словацкая Республика, Швейцария, Болгария, Россия, Франция, Таиланд, Израиль и Швеция. Третий (на «тройку») — Америка. Интересно, что в Азии дети старательно учат все, нравится это им или нет, и не ждут поощрения за хорошие оценки. В западных странах успехи де­тей напрямую зависят от того, нравится предмет или нет, а в том, что учатся хорошо, они уверены независимо от результатов.

Аргументы и факты. 1997. № 40

начальных школ, особенно тяготясь их отоплением. В 1907 г. в губернии закрылось 9 училищ — 7 министерских и 2 земских. В трех случаях кресть­яне отказались нести расходы по постройке зданий училищ и по их содер­жанию, ссылаясь на то, что они платят правительству подати и оно обязано бесплатно открывать и содержать училища. Крестьяне пытались экономить: строили меньшие здания, чем было запланировано строительным отделе­нием губернского управления, либо размещали школы в наемных частных крестьянских домах только на период учебного года, настойчиво добиваясь оплаты казной найма помещения3.

Сопротивление крестьян открытию школ наблюдалось в России повсе­местно. Правительство было вынуждено принять меры. По указу Николая 11 от 10 марта 1909 г. сельские общества не могли отказаться от принятых ими на себя обязательств по содержанию министерских училищ, если не было на то существенных причин. Если указ не выполнялся, неуплаченная сум­ма взыскивалась с сельского общества.

Заметим, что 1906-1909 гг. были далеко не самыми худшими в финансо­вом смысле для России. Принято даже считать, что до 1913 г. наша страна

входила в число самых развитых дер­жав мира. А вот на тебе — и тогда эко­номили на школе.

Вместе с тем содержание образова­ния обновилось и стало предполагать различные варианты, появились него­сударственные школы. Средние шко­лы и учителя получили право самосто­ятельного выбора программ и учебной литературы. Значительно изменилось содержание гуманитарных дисцип­лин; появился ряд факультативных курсов по социально-экономическим дисциплинам: политологии, социо­логии, экономике, праву и т.п., в школах преподаются такие новые пред­меты, как информатика, экология, основы безопасности жизнедеятельно­сти и др.

Пик рождаемости 1983 г. привел к увеличению количества учащихся за последнее десятилетие на 10%. Кроме того, часть молодежи, которая рань­ше направлялась в учреждения начального и среднего профессионального образования, теперь предпочитает продлить свое пребывание в общеобра­зовательной школе с целью повысить свой уровень знаний и отложить на­чало профессиональной жизни. Это продиктовано и тем, что предприятия, особенно сектора услуг, предпочитают брать на работу молодежь, имеющую образование, зачастую высшее.

Как показывают социологические исследования и статистика, современ­ная общеобразовательная школа не выполняет в полной мере ни одну из своих задач: возрастает уровень девиантного поведения несовершеннолетней мо­лодежи, в том числе преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т.д. Школа не решает задачи профессионального самоопределения. Она

5 Сулимое В. Российская школа в начале XX века и в годы гражданской войны // История. Ежене­дельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 37.

неспособна подготовить абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз. Функцию подготовки, которую должна выполнять средняя школа, активно реализуют неформальный институт репетиторства, многочисленные коммер­ческие курсы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях, за последние 5 лет (1992—1997) в вузы поступили не более трети студентов. Еще треть вы­пускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждены заниматься на подгото­вительных курсах, до 20% нанимают репетиторов и примерно столько же готовятся самостоятельно. «Таким образом, в настоящее время подготовка молодежи в вузы более чем на 70% находится под контролем коммерческих структур, что в условиях экономического кризиса лишает значительную часть молодежи возможности получения высшего образования»6.

Социологи фиксируют: в последнее время поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимают, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Студенты старших курсов предпочитают начать тру­довую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

Выбор вуза выпускниками школ — это не только выбор места учебы, но и профессиональное самоопределение, признание ими приоритета опреде­ленного образа жизни. Поданным социологического исследования (опрос 2500 студентов 1-5-х курсов 50 вузов России проведен в 10 городах страны по квотной выборке в сентябре 1996 г.: в Москве, Санкт-Петербурге, Воро­неже, Казани, Уфе, Екатеринбурге, Кемерове, Красноярске, Улан-Удэ и Владивостоке), мотивы поступления в вуз выглядят следующим образом:

• заниматься в будущем интеллектуальным трудом — 56%;

• получить профессию в соответствии с наклонностями — 24%;

• по настоянию родителей — 9%;

• чтобы не призвали в армию — 6%;

• некуда было идти после школы — 5%7.

Подавляющее большинство опрошенных родителей (более 70%) пола­гают, что при выборе вуза надо учитывать только то, какую специальность в этом вузе можно получить. Местонахождение вуза считают приоритетным менее 30% опрошенных родителей*.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.