КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальное действие и социальная система 1 страница
Т. Парсонс Общая концептуальная схема действия Действие образуется структурами и процессами, посредством которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно их реализуют в конкретных ситуациях. Слово «осмысленный» предполагает, что представления и референция осуществляются на символическом, культурном уровне. Намерения и их осуществления в своей совокупности предполагают способность системы действия — индивидуального или коллективного — модифицировать свое отношение к ситуации или окружению в желательном направлении. Мы предпочитаем использовать термин «действие», а не «поведение», поскольку нас интересуют не физическая событийность поведения сама по себе, но его образец, смыслосодержащие продукты действия (физические, культурные и др.), от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие этот образец. Человеческое действие является «культурным» постольку, поскольку смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответствующих образцах), связанных главным образом с языком как обшей принадлежностью человеческих обществ. В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне. Первичной структурной характеристикой организма является не анатомия отдельного организма, а видовой тип. Конечно, такой тип не актуализируется сам по себе, а прорабатывается через генетическую конституцию уникального индивидуального организма, которая содержит как различные комбинации генетических характеристик, присущих виду, так и результаты воздействия условий окружающей среды. Но как бы ни были важны индивидуальные различия для определения конкретного действия, именно общие свойства больших человеческих групп — включая их дифференциацию по полу — образуют органическую основу действия. Было бы неверным считать, что генетическая конституция организма модифицируется под влиянием внешней среды. Скорее, генетическая конституция включает в себя общую «ориентацию», которая развивается в специфические анатомические структуры, физиологические механизмы и поведенческие образцы, а также взаимодействует с окружающей средой на протяжении всей жизни организма. Факторы окружающей среды можно аналитически разбить на две категории: во-первых, факторы, определяющие ненаследственные элементы физического организма; во-вторых, факторы, обусловливающие те элементы поведения, которые усваиваются через механизмы научения. Именно на них нам следует сосредоточить внимание. Хотя организм, конечно же, способен к научению, непосредственно в окружающей среде, в которой отсутствуют другие поведенческие организмы, теория действия прежде всего исследует такой процесс научения, при котором другие организмы этого же вида составляют наиболее важную черту окружающей среды. Символически организованные культурные образцы, как и все другие компоненты живых систем, конечно же, возникают через эволюцию. При этом человеческий лингвистический уровень их развития является феноменом, абсолютно специфическим для человека. Способность научаться языку и использовать его, очевидно, зависит от специфической генетической конституции человека, как это показали попытки обучить этому другие виды (особенно приматов и «говорящих» птиц). Но генетически предопределена только эта общая способность, а не специфические символические системы, которым в реальности обучаются, которые используют и развивают конкретные человеческие группы. Более того, несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и, на самом деле, к созданию культурных элементов, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей. Они никогда не являются принадлежностью одного или нескольких индивидов. Индивид всегда лишь научается таким образом, что он может внести в них разве что побочное творческое (созидательное или разрушительное) изменение. Более общие культурные образцы обеспечивают, таким образом, системы действий высокоустойчивыми структурными опорами, в полной мере аналогичными тем, которые обеспечиваются генетическими материалами вида. Они связаны с познавательными элементами действия точно так же, как гены связаны с врожденными элементами. В границах, определяемых генетикой вида и упорядочивающими культурными образцами, располагаются возможности для данных индивидов и групп развивать независимые структурированные поведенческие системы. Поскольку деятель в негенетическом плане является человеком и поскольку его научение происходит в контексте определенной культурной системы, его усвоенная посредством обучения поведенческая система (которую я буду называть его личностью) имеет общие с другими личностями черты, например язык, на котором он привык говорить. В то же время его организм и его окружение — физическое, социальное и культурное — всегда в определенных аспектах уникальны. Следовательно, его собственная поведенческая система будет уникальным вариантом культуры и ее специфическими образцами действия. Поэтому существенно важно рассматривать систему личности как не сводимую ни к организму, ни к культуре. То, чему научаются, не является ни «структурой» организма в обычном смысле слова, ни свойством культурной системы. Личность образует аналитически независимую систему. Процесс социальной интеграции, хотя он внутренне связан с личностями взаимодействующих индивидов и образцами культурных систем, образует четвертую систему, которая аналитически независима как от систем личности и культуры, так и от организма. Эта независимость становится особенно очевидной при рассмотрении тех требований интеграции, которые навязываются системам социальных отношений из-за внутренне присущей им предрасположенности к конфликту и дезорганизации. Речь идет о том, что иногда обозначается как проблема порядка в обществе, поставленная в классической форме Томасом Гоббсом. Система взаимодействия составляет социальную систему, эта та подсистема действия, которая является основным предметом анализа в данной книге. Вышеприведенная классификация четырех общих подсистем человеческого действия — орынизм, личность, социальная система и культурная система — представляет конкретный случай применения общей парадигмы, которая может быть использована при анализе всей сферы действия и которую я буду применять в дальнейшем для анализа социальных систем. При помощи этой парадигмы любая система действия анализируется в терминах следующих четырех функциональных категорий, связанных с обеспечением: 1) главных «руководящих» или контролирующих образцов системы; 2) внутренней интеграции системы; 3) ее ориентации на достижение цели в отношении к окружающей среде; 4) ее более обобщенной адаптации к широкому набору условий окружающей среды, т.е. к физическому окружению. В рамках систем действия культурные системы специализируются на функции поддержания образца; социальные системы — на интеграции действующих единиц (человеческих индивидов) или, точнее, личностей, исполняющих роли; системы личности — на достижении цели; поведенческий организм — на адаптации. Понятие социальной системы Поскольку социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и деятелем (обладающим определенными целями, идеями, установками и т.д.), и объектом ориентации как для других деятелей, так и для себя самого. Система интеракции является определенным аспектом, аналитически абстрагированным от тотальной совокупности процессов действий участников интеракции. В то же время эти «индивиды» являются также организмами, личностями и участниками культурных систем. При такой интерпретации каждая из трех других систем действия (культура, личность, поведенческий организм) составляет часть окружающей среды или, можно сказать, окружающую среду социальной системы. За пределами этих систем находятся окружающие среды самого действия, они располагаются выше и ниже общей иерархии факторов, контролирующих действие в мире жизни. Ниже действия в иерархии располагается физико-органическое окружение, включая дочеловеческие виды организмов и «неповеденческие» компоненты человеческих организмов. Это особенно важная граница действия, поскольку как люди мы знаем физический мир только через свой организм. Наше сознание не имеет непосредственного опыта восприятия внешнего физического объекта, если мы не восприняли его через физические процессы и мозговые информационные «процессы». В плане же психологического знания физические объекты являются аспектами действия. В принципе сходные рассуждения применимы к внешней среде, располагающейся выше действия — «высшей реальности», с которой в конечном счете приходится иметь дело при обращении к тому, что Вебер называл «проблемами смысла» (например, проблемы зла и страдания, временных границ человеческой жизни и т.п.). В этой области «идеи» как культурные объекты являются в некотором смысле символическими «репрезентациями» высших реальностей (например, представлениями о богах, сверхъестественном), но не самими этими реальностями. Фундаментальный принцип организации витальных систем состоит в том, что их структуры дифференцируются в соответствии с различными требованиями, предъявляемыми им внешней средой. Так, биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой. Мы используем этот принцип для построения нашего анализа социальных систем. Мы рассмотрим социальные системы в их отношениях с наиболее важными окружающими средами. Я утверждаю, что функциональные дифференциации среди трех подсистем действия (исключая социальную) — культурной системы, системы личности и поведенческого организма — и связь двух из них с двумя средами всей системы действия служат основными ориентирами для анализа различий между социальными системами. Это значит, что анализ будет развертываться на базе фундаментальных отношений системы и ее окружения. В функциональных терминах нашей парадигмы социальная система является интегративной подсистемой действия в целом. Три другие подсистемы действия составляют главные ее окружающие среды. При анализе обществ и других социальных систем может быть применен вышеозначенный принцип. Мы увидим, что три из первичных подсистем общества функционально специализируются на взаимодействии с тремя главными окружающими средами социальной системы. При этом каждая из подсистем имеет непосредственную связь с одной из окружающих сред. Каждая из этих трех сочетательных подсистем может быть также рассмотрена как отдельная окружающая среда подсистемы, которая является интегративным центром общества. Сокращено по источнику: Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494-526. СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ Абитуриент — поступающий в высшее учебное заведение. Авторская школа — экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и (или) организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским коллективом. Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники и другие представители первичной группы. Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Агрессия — действие или поведение, нацеленные на причинение морального, физического и иного ущерба (вплоть до полного уничтожения) другому существу или объекту. Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. Адаптивная школа — модель образовательного учреждения, ориентированная на адаптацию школьной системы к возможностям и особенностям учащихся (в отличие от традиционной школы, стремившейся приспособить ребенка к своим требованиям). Академическая задолженность — неудовлетворительный результат аттестации учащегося по какой-либо учебной дисциплине за период обучения в течение учебного года. Академическая мобильность — обеспечение свободного выбора студентом места, формы и средств обучения. Академическая свобода — предоставление определенных прав преподавателям, ученым и студентам: излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Академический час — единица измерения учебного времени, равная 45 астрономическим минутам. Аккомодация — приспособление схемы поведения человека к конкретной ситуации за счет его активности, в результате чего эта схема изменяется. Аккультурация — адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре. Акторы — субъекты действия. Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать. Ассимиляция — усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения; этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Аффективное действие — неконтролируемое, эмоциональное действие, направляемое сиюминутным настроением и предпринимаемое без учета последствий. Базовый учебный план — учебный план, включающий все виды учебной нагрузки по государственному образовательному стандарту, общий объем каждого из них в академических часах, объем аудиторных и самостоятельных занятий, распределение объемов учебной нагрузки по семестрам и виды промежуточного и итогового контроля. Бакалавр — ученая степень, которая присваивается студенту после освоения им программы базового образования; степень выпускника старших классов средних учебных заведений во Франции и ряде других стран Западной Европы. Бакалавриат — четырехлетнее высшее образование, иначе, незаконченное высшее. Балансовый метод — метод определения объема учебной программы на основе соотношения времени, отведенного на обучение, и времени, требующегося в соответствии с темпом усвоения знаний. Барьер социализации — любое естественное (врожденные дефекты) или искусственное (социальные институты и практики) препятствие, нарушающее нормальное протекание социализации на индивидуальном уровне. Беженцы — категория вынужденных мигрантов. Бомж — лицо без определенного места жительства. Бюджет времени — распределение всего фонда времени суток (недели, месяца, года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной совокупностью людей. Вариативная (элективная) часть образовательной программы — часть образовательной программы, предлагающая выбор учебных дисциплин, из которых могут быть составлены различные варианты учебного плана. Вторичная социализация — социализация, на которую решающее влияние оказывает вторичная группа. Вторичные группы — большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения (государство, суд, учреждение, предприятие и др.). Высшее образование — уровень знаний, получаемый в высших учебных заведениях на базе законченного среднего образования и необходимый специалистам высшей квалификации в различных отраслях хозяйства, науки и культуры. Высшие учебные заведения — учебные заведения, готовящие специалистов для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, а также ведущие научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера. Геттоизация (от слова «гетто») — создание локальных замкнутых, изолированных поселений; полная изоляция от окружающей культурной среды; ситуация, когда человек прибывает в другое общество и оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. Гимназия — учебное заведение гуманитарного типа с повышенным стандартом требований, обычно гуманитарно-филологического направления. Глоссарий — словарь, объясняющий малоизвестные слова, употребленные в каком-нибудь сочинении. Глоссы — комментарии к средневековым юридическим документам. Государственный образовательный стандарт (ГОС) — нормативный документ, определяющий содержание и уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Грамматическая школа — начальная школа в древности (Греция, Рим), средняя общеобразовательная школа, готовящая к поступлению в университет, в современной Великобритании. Группа вторичная — группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Гувернёр, гувернантка — домашний наемный воспитатель, наставник детей в дворянских семьях. Девиантное поведение — отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушающие их. Девиация — отклонение в поведении человека от общепринятых норм. Дезадаптация — одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) «большого» общества, выпадения из его коммуникативных сетей. Делинквентное поведение — не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений и т.п. Делинквентность — в социологии обозначение административно, реже — уголовно наказуемых деяний. Деловая игра — вид активного семинара, учебная коллективная игра, схожая с ролевой, однако предполагающая принятие решений на основе расчета экономических и (или) организационных параметров. Демонстративное поведение — показное поведение, выражающееся у праздного класса в приобретении роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни. Деперсонализация — изменение восприятия самого себя. Депривация — лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни. Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни. Децентрализация образования — расширение самостоятельности вузов в части создания собственных программ обучения, поиска источников финансирования и т.д. Дидактическая единица (тема) — небольшая тематическая часть учебной дисциплины. Дискриминация — система коллективных действий, которые могут возникать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже организовываться властями. Дискурс — публичный или личный разговор, законченный, целостный текст устной или письменной речи, процесс языковой деятельности; стиль, манера или способ говорения. Дискуссия — вид активного семинара, учебная коллективная игра, предполагающая обсуждение студентами спорных утверждений, относящихся к определенной учебной дисциплине, по каждому из которых возможны две диаметрально противоположные точки зрения. Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых населению в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Дистанцирование — сознательное отгораживание, отдаление одного человека, как правило, занимающего высокий статус, от другого, с меньшим статусом. Дисфункции института — неспособность социального института выполнять свои основные задачи, предназначение. Дисциплинатор — тот, кто занимается укреплением дисциплины. Достигаемый статус — статус, который приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Досуг — определенная часть свободного времени, период любительской деятельности, просмотра телепередач, чтения книг, посещения театров и т.п. Доход — поток денежных поступлений за определенный календарный период; любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Единичное действие — по Т. Парсонсу — простейшая элементарная система действия, служащая отправным пунктом для построения аналитической теории человеческого действия. Жизненные шансы — вероятность получить большие или меньшие блага (высокооплачиваемая и престижная работа, собственный дом, полноценное питание и престижная одежда, комфортная жизненная среда) благодаря приложению тех усилий, которые ценятся на рынке труда. Жизненный план — идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. Жизненный путь — совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Жизненный цикл — понятие, описывающее относительно замкнутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельного человека. «Зеркальное Я» — теория Ч. Кули о том, что общество служит своеобразным зеркалом, в которое смотрится каждый человек и благодаря этому корректирует свое поведение. «Значимые другие» — по Дж. Г. Миду — родители, учителя, товарищи и другие люди, играющие решающую роль в процессе первичной социализации ребенка и интернализации им окружающего социального мира. Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Индивидуальный учебный план — учебный план, составленный для каждого обучающегося в отдельности. Институты посредничества — репетиторы и подготовительные факультеты, помогающие абитуриентам успешно подготовиться к поступлению в вуз. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институционализация — закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Институциональный кризис — процесс, характеризующий падение авторитета данного института, снижение доверия к нему. Интеракция — взаимодействие. Интернализация — превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Инфантицид — умерщвление детей. Инфильтрация — проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности. Каналы вертикальной мобильности (каналы социальной циркуляции) — «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Каузальная атрибуция — приписывание причин: наделение своего собственного поступка или поступков других людей истинными или ложными причинами («он успешно сдает экзамены лишь потому, что ему все время везет»); списывание причин на кого-то, приписывание своих неудач другим людям или объективным обстоятельствам. Элемент «Я-концепции». Квадривиум — средневековый набор изучаемых предметов, включающий арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Классическое образование — тип общего среднего образования, ориентированный на изучение древних языков и математики в качестве главных предметов. Классно-урочная система — организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний; основной формой обучения является урок. Классный руководитель — педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. Когнитариат — интеллигенция и наемные работники, занятые исключительно умственным трудом. Колледж — высшие закрытые учебные заведения, из которых состоят британские университеты; самостоятельное учебное учреждение (в других странах), подразумевающее три основных типа: 1) соответствующие уровню высшей школы; 2) занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями; 3) соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет. Комит — высокопоставленный чиновник в Византии. Коммерциализация образования — расширение платной основы обучения. Конформизм — внешнее согласие с общепринятыми нормами. Конфронтация — противоборство, столкновение групп, классов, людей, а также их интересов и убеждений. Кризис — любая точка перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Культурный капитал — знания и квалификация. Культурный релятивизм — идея о том, что нормы — относительны своей культуры; в каждой культуре они свои и потому понять их содержание можно только при сопоставлении норм с содержанием данной культуры. Куррикулум (англ. curriculim — резюме, от лат. currere — бежать) — сумма всей практики обучения, являющаяся результатом выполнения учебного плана, направленного на достижение определенных задач; курс обучения, краткое изложение программы курса (резюме); краткое описание своей трудовой биографии, учебы и знаний, curriculum vitae (лат.) [куррикулум витэ] — жизнеописание, краткие сведения о чьей-либо жизни. Курс обучения — наименование образовательной программы, рассчитанной на определенный срок обучения с последующей выдачей документа об образовании. Курсовой учебный план — учебный план, рассчитанный на один год обучения. Латентные функции — непредумышленный (скрытый) результат деятельности социального института или лиц, представляющих его. Линк — связь нового понятия с каким-либо другим старым понятием. Лицей — среднее общеобразовательное и профессиональное учебное заведение, работающее по собственным учебным программам с повышенным стандартом требований, ориентированное на естественные или точные науки либо подшефное вузу и делающее особый акцент на его профилирующих предметах. Малограмотные — функционально неграмотные. Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой. Маргинальность (от лат. Margo — край) — «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Матрикул — перечень учебных дисциплин, соответствующих базовому учебному плану, с указанием общего объема дисциплины в академических часах и формы итогового контроля. Менталитет — характерный склад мышления, восприятия и оценки событий, присущий группе (народу, классу, слою), реже — индивиду. «Нам американцев не понять, у них иной менталитет». Метаквалификация — система знаний, облегчающая поиск и усвоение новых знаний. Монашество (от греч. monachos — отшельник), форма религиозной жизни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов. Мотивация — относительно стабильная система мотивов, определяющих поведение субъекта. Навык — умение, соединенное с моторикой и доведенное до автоматизма, сочетание интеллектуальных и мускульных действий. Направление — изучаемая в институте отрасль знаний по квалификациям: бакалавриат и магистратура, внутри которых возможна дальнейшая специализация студента. Неполная (монородительская) семья — семья с одним родителем; образуются в результате развода родителей или смерти одного из них. Неравенство — неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |