Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное действие и социальная система 2 страница




Неформальные отношения — контакты, или взаимоотношения, между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсив­ность которых не регулируется никаким документом, но только определя­ется участниками самого взаимодействия.

Номинальная группа — статистическая категория, созданная ученым для целей измерения, счета социального состава.

Норма — в социологии совокупность всех правил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.

Нравы — особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образ­цы действий.

Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей и детей, т.е. социаль­ного и биологического ядра, достаточного для воспроизводства потомства и общественных связей.

Образ жизни — вошедший в привычку способ жизнедеятельности, пове­дения людей.

Образовательная программа — полный перечень учебных дисциплин с указанием объема изучения по соответствующему курсу обучения, из кото­рого по определенным правилам формируются учебные планы.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения.

Обязательная часть образовательной программы — часть образовательной программы, предлагающая в соответствии с государственным образователь­ным стандартом один вариант обязательного набора учебных дисциплин.

Отчужденность — эмоциональное отдаление от кого-либо или чего-либо, охлаждение к тому, чем раньше человек был увлечен.

Паблик скулз {Public schools) — частные привилегированные средние школы в Великобритании, сохраняющие аристократические традиции.

Пажеский корпус — привилегированное среднее военно-учебное заведе­ние для подготовки преимущественно офицеров гвардии, в котором воспи­тывались дети высшей дворянской знати.

Пансионы — интернаты, закрытые учебные заведения с общежитием и полным содержанием учащихся.

Первичная социализация — социализация, на которую решающее влия­ние оказывает первичная группа.

Первичные группы — малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отноше­ния (семья, соседская община).

Повторный брак — вступление супругов в новый брак с другим партне­ром после расторжения предшествующего брака или смерти одного из них.

Привычки — установившаяся схема (стереотип) поведения в определен­ных ситуациях.

Прикладные исследования — оригинальные работы, направленные на получение новых знаний с целью решения конкретных практических задач.

Приписываемый статус — это статус, обладание или изменение которого находится вне нашего контроля.

Притязания — совокупность социально значимых потребностей, связан­ных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающие личные способности человека.

Приход — низшая церковно-административная единица, церковь с прич­том и содержащая их церковная община (прихожане).

Приходские школы — учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу.

Проекция — неосознанное наделение другого человека присущими дан­ной личности чертами, мотивами и свойствами.

Регионализация образования — замыкание абитуриентов на своих регио­нальных вузах.

Региональный компонент ГОСа — часть государственного образователь­ного стандарта, включаемая в образовательную программу конкретного вуза региональными департаментами образования.

Режим дня — распределение времени на все виды деятельности и отды­ха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Ремиграция — обратная миграция, возвращение.

Ресоциализация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия.

Референтная группа — группа, с которой индивид себя соотносит, кото­рая служит для него эталоном, но к которой он не принадлежит.

Рефлексия — осознание человеком того, как он воспринимается партне­ром по общению.

Реципиент (адресат) — человек, принимающий информацию.

Ритуал — вид обряда, форма сложного символического поведения, упо­рядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.

Ролевая игра — вид активного семинара, учебная коллективная игра, предназначенная для таких учебных дисциплин, содержание которых по­зволяет создать и разыграть жизненную или профессиональную ситуацию с четким разделением ролей действующих лиц.

Ролевой набор (репертуар) — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Роль — модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными заданным статусом соответствующими социальными нор­мами; динамическая характеристика статуса.

Санкции — вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний.

Семинарии — тип среднего специального учебного заведения профессио­нальной подготовки духовенства (духовные), а также для подготовки пре­подавателей начальной школы (учительские).

Семья — супружеская пара, живущая вместе или отдельно от неженатых детей, либо отдельный родитель, проживающий с сыном или дочерью.

Семья происхождения — родительская семья.

Соборные школы — кафедральные школы, в эпоху средневековья — сред­ние учебные заведения при соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы.

Социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старо­сти) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная группа — совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.

Социальная мобильность — изменение индивидуумом или группой свое­го статуса, переход в другую группу.

Социальная напряженность — высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающийся в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.

Социальная организация — совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм де­ятельности, отношений и связей работников.

Социальная система — относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов.

Социальная стратификация — расположенные в иерархическом порядке слои (страты), имеющие неравный доступ к дефицитным благам.

Социальная структура — совокупность всех функционально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе.

Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традиция­ми, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потреб­ностей общества.

Социальные отношения — отношения между людьми как представителя­ми больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.).

Социальные практики — совокупность принятых в культуре (традицион­ных) способов деятельности, навыков обращения с различными предмета­ми; мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведе­ние, имеющее ритуальный характер; частные социальные институты.

Спектабиль — высокое звание, которого удостаивались выходящие на пенсию преподаватели университета в Византии.

Статус — позиция индивида в группе или в обществе.

Странствующие учителя — наемные учителя, передвигающиеся из горо­да в город: софисты в Древней Греции и не имеющие законченного высше­го образования студенты в средние века, а также буддийские и раннехрис­тианские миссионеры и проповедники, совмещавшие в своей деятельности задачи просвещения народа и обращения в свою веру.

Студент — представитель социально-профессиональной группы, вклю­чающей учащихся высших учебных заведений; часть интеллигенции.

Тезаурус — перечень терминов в определенной области знаний с указа­нием различных смысловых отношений между ними.

Текущая аттестация — проведение всех видов контроля знаний студен­тов (экзамены, зачеты, курсовые работы, практики) по окончании изуче­ния дисциплины или ее части, определенных учебными планами.

Тестовое занятие — контрольное занятие, предполагающее проверку зна­ний учащихся с помощью методических материалов, предлагаемых в уст­ной, письменной или электронной форме.

Техникумы — средние специальные учебные заведения для подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства, здравоохранения, культуры и просвещения (промышленные, медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, культурно-просветительские и др.).

Традиционное действие — действие неосмысленное, основанное на при­вычке и обычае.

Тривиум — базовые предметы в средневековом университете, куда отно­сились грамматика, риторика и логика (диалектика).

Тьютор (tutor) — преподаватель, методист, консультант, имеющий серти­фикат о соответствующем образовании. Организует эффективное изучение курса, проводит семинары, осуществляет текущую методическую поддержку студентов, проверяет и комментирует письменные задания. Понятие, близ­кое российскому термину «научный руководитель».

Тьюториал — очные встречи тьютора и студентов его группы. Проводят­ся обычно в неформальной обстановке, вне стен учебного заведения. Основ­ная цель таких встреч — общение соучеников, обмен опытом в решении поставленных задач, взаимная поддержка. Часто совмещаются с деловыми играми. В большинстве случаев не являются обязательными для посещений, особенно для студентов, обитающих слишком далеко от центрального учеб­ного заведения или его региональных центров.

Умение — законченное действие, состоящее из определенных операций и выполняемое по строго заданному алгоритму и правилам.

Университет — тип высшего учебного заведения в Европе, подготавли­вающий студентов по широкому кругу предметов.

Утечка мозгов — эмиграция или смена деятельности работников преиму­щественно умственного труда, интеллигенции.

Учебная дисциплина — часть определенной области знаний, выделенная специально для изучения с учетом направления, специализации и периода обучения.

Учебный план — перечень учебных дисциплин с указанием объема и по­следовательности их изучения, разбивкой по учебным периодам, сроков и видов текущей и итоговой аттестации, а также нормокомплекта учебных занятий и учебных продуктов, предназначенных для этих дисциплин.

Училища — средние специальные учебные заведения, готовящие специ­алистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям (во­енные, медицинские, педагогические, художественно-технические, куль­турно-просветительские и др.).

Фандрайзинг — поиск ресурсов, которые обеспечат нормальную работу школы.

Федеральный компонент ГОСа — часть государственного образователь­ного стандарта, обязательная для включения в образовательную програм­му любого вуза Российской Федерации.

Формальные отношения — контакты, или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируются каким-либо документом.

Фундаментальные исследования — экспериментальные или теоретиче­ские исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их резуль­тат — гипотезы, теории, методы и т.п.

Целе- или/и инструментально-рациональное поведение — действие, пред­полагающее свободный и осознанный выбор цели (термин М. Вебера).

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, роман­тическая любовь, дружба и т.п.

Ценностно-рациональное поведение — действие, базирующееся на созна­тельной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы (тер­мин М. Вебера).

Ценностные ориентации — индивидуальное отношение или выбор конк­ретных ценностей в качестве нормы поведения.

Церковь, в расширенном словоупотреблении — организация последова­телей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Цеховые школы — начальные училища в городах Западной Европы в XIII—XIV вв., открывались и содержались ремесленными цехами.

Цифирные школы — начальные учебные заведения в России 1-й полови­ны XVIII в.

Человеческий капитал — совокупность качеств, свойств и навыков чело­века, позволяющих ему выступать в качестве работника, создающего некий продукт и получающего за это заработную плату.

Элитизация образования — сокращение доли выходцев среди студентов рабочих и крестьян и увеличение доли гуманитарной и технической интел­лигенции.

Эмпатия — эмоциональное сопереживание, сочувствие другому.

Этноцентризм — склонность представителей большой социальной груп­пы считать ценности и нормы своей группы как самые лучшие, а нормы и ценности другой группы как худшие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С. А. Особенности соци­ализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. (Тр. по соци­ологии образования. Т. III. Вып. IV). М., 1995. С. 118-132.

2. Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Фонды поддержки науки и России // Вестн. РФФИ. 1997. № 1. С. 46-51.

3. Аверинцев С. С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // История культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17—64.

4. Аврус А.И. История российских университетов: Курс лекций. Саратов, 1998.

5. Аграрно-экономическая наука Сибири в решении проблем агропро­мышленного производства. Новосибирск, 1996.

6. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

7. Аитов Н.А. Социальные аспекты получения образования в СССР // Социальные исследования. Вып. 2. М., 1968. С. 187—196.

8. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы исполь­зования понятия «адаптация». Ереван, 1984.

9. Академия наук в решениях Политбюро ЦК РКП (б), ВКП (б), КПСС. 1922-1991: 1922-1952 / Сост. В.Д. Есаков. М., 2000.

10. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000.

11. Алашеев С.Ю., Быков С. В. Состояния тревожности у педагогов // Социологический журнал. 1999. № 3/4. С. 115—122.

12. Алашеев С.Ю., Цветкова И.В. Межличностные отношения в школе // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 230—236.

13. Алексеев А.С. Интегрирующая роль математики и информатики // ЭКО. 1997. №6. С. 3-19.

14. Алексеева Л.С. и др. Насилие в семье: с чего начинается семейное не­благополучие / Науч.-метод, пособие. М., 2000.

15. АллакЖ. Вклад в будущее: приоритет образования. М., 1993.

16. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной шко­ле интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов и военных гим­назий в России). М., 1958.

17. Анализ образовательной ситуации в Центральном районе г. Тольятти: По материалам социологических исследований 1998—1999 уч. г. Толь­ятти, 1999.

 

18. Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М., 2000.

19. Андреев А.Ю. Профессора // Университет для России. Взгляд на исто­рию культуры XVIII столетия. М., 1997.

20. Андреев Е.Н. Школьное дело в России. СПб., 1882.

21. Андреев М. Образование и общество: Педагогическая социология. СПб., 1998.

22. Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. М 1999.

23. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. М 1991.

24. Антология педагогической мысли Древней Руси. М., 1985.

25. Антология педагогической мысли России XVIII века. М., 1987.

26. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века М., 1990.

27. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. М., 1990.

28. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: По­собие для учащихся педагогических колледжей и студентов вузов: В 2 т М., 1994.

29. Антропова М.В., Манке Г. Г. Здоровье школьников: результаты лонги-тюдного исследования // Педагогика. 1995. № 2.

30. Арапов М.В. Образование по-русски: иллюзия и реальность // Энер­гия. 2002. № 9. С. 60-64.

31. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокуль­турный феномен. М., 2000.

32. Астафьев Я.У., Шубкин В.Н. Социология образования // Социология в России. М„ 1998.

33. Ахмадеев А.А. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ. Уфа, 2001.

34. Ашталос М. Средневековый университет: факультет теологии // Alma mater. 1998. № 4. С. 52-56; № 5. С. 44-49; № 6. С. 45-48.

35. Байденко В. И. Образовательный стандарт: опыт системного исследо­вания. Новгород, 1999.

36. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

37. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. № 1. 1989.

38. Балханов И.Г. Социализация и этничность бурят в городских условиях // Социс. 2003. № 2.

39. Баранов А.А., Иванова Н.Г. Тенденции развития образовательных по­требностей разных слоев населения // Социс. 2003. № 2.

40. Бахтин М. Школьная жизнь в Париже XII века // Средневековый быт. Л.,1928.

41. Белкин и др. Концепции самоорганизации: становление нового обра­за научного мышления. М., 1994.

42. Белов В.А. Образ науки в ее ценностном измерении. Новосибирск, 1995.

43. Белова Л.В. Профессиональная ориентация выпускников как показа­тель социализации и развития личности (http://cognitiv.chat.ru).

44. Беляева Т. Б., Голоухова С. И. Особенности взаимосвязи высшей шко­лы и рынка труда / Материалы науч. конф. «Ломоносовские чтения— 1998» М., 1999.

45. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование //Вопр. фило­софии. 1990. № 1.

46. Бердашкевич Л.П. Российская наука: состояние и перспективы // Со­циологические исследования. 2000. № 3.

47. Бессонов и др. Образование — прорыв в XXI век / Моск. гос. ун-т ком­мерции. М., 1998.

48. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988.

49. Бестужев-Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. 1998. № 6.

50. Бестужев-Лада И.В. Нужна ли школе реформа. М., 2001.

51. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализа­ции // Педагогика. 1996. № 1.

52. Блага К., Шебек М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. М., 1991.

53. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

54. Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

55. Боэций А.М.С. «Утешение философское» и другие трактаты. М., 1990.

56. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

57. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов. Кн. 1,2/ Ред. М.М. Малышева. М., 1992.

58. Будник В.М. Малое наукоемкое предпринимательство при академичес­ких организациях // Вестн. РАН. 1997. Т. 67. № 9. С. 787-791.

59. Булгакова Н. Послушник и школяр, наставник и магистр // Поиск. 1997. № 6.

60. Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология: Опыт философ. исслед. Кострома, 2000.

61. Бурдье П. Университетская догма и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96: Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М., 1996.

62. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. Вып. 1. М., 1992. С. 2-6.

63. Верже Ж. Прототипы (История средневекового университета) // Вестн. высш. шк. 1991. № 10. С. 100-108.

64. Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным услови­ям в России. СПб., 1994.

65. Вишневский Ю.Р., Шапка В.Т. Социология молодежи. Н.Тагил, 1995.

66. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // Социс. 2003. № 2.

67. Власцеану Л., Дейвис Д. Виртуальные и классические университеты между взаимопомощью и противостоянием // Высшее образование в Европе. 2001. Т. XXVI. № 4.

68. Водзинская В.В. Ориентация на профессии // Социальные проблемы труда и производства. М., 1970.

69. Водопьянова Е.В. Европейская наука перед вызовами XXI века // Со­временная Европа. 2002. № 2(10). С. 89-95.

70. Волгина О.Н. Интеллектуальный потенциал России: состояние и раз­витие в XXI веке // Изв. Акад. труда и занятости. 2002. № 3—4. С. 29— 32.

71. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие для вузов Ростов н/Д, 2001.

72. Волков Н.А., Коротнев В.Д., Федотова М.Ю. Профориентация сельс­ких школьников // Социологические исследования. 1999. № 8.

73. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М., 1992.

74. Волчкова Л.Т. и др. Стратегии потребительского поведения населения на рынке продовольственных товаров Санкт-Петербурга. СПб., 2000.

75. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X—XVII вв.) // Педагогика. 1996. № 2. С. 84-88.

76. Воронков В., Фомин Э. Зарубежная помощь науке глазами российского ученого (на примере Новосибирского Академгородка). СПб., 1995.

77. Воронков С.Г., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Социализация мо­лодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

78. Всеобщее среднее образование в СССР. М., 1976.

79. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века = Educational strategy in the West: toward the XXI century. M., 1999.

80. Выготский Л.С. Педология подростка: Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984. С. 5-242.

81. Высшая школа в зеркале общественного мнения / Отв. ред. А.А. Овсян­ников. М., 1989.

82. Высшая школа в зеркале социологии. Информ. бюл. Госкомвуза РФ. М., 1994.

83. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развито­го социалистического общества / Отв. ред. М.Н. Руткевич, Ф.Р Филип­пов. М., 1978.

84. Высшее образование в Российской Федерации / М-во образования Рос. Федерации, НИИ высш. образования; Под ред. В.М. Филиппова. М., 2000.

85. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1998.

86. Гавриков А.Л., Литвинова Н.П. Образование взрослых в XXI веке: роль университетов в его развитии. М., 2001.

87. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

88. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М., 2003.

89. Гантер Б., Ферхман А. Типы потребителей: введение в психографику. СПб., 2001.

90. Гендин A.M., Сергеев М.И., Аверин СП. Общеобразовательная шко­ла: состояние и тенденции развития в современных условиях (по ма­териалам социологического исследования в Красноярском крае). Крас­ноярск, 1995.

91. Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. М., 1992.

92. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации: историко-методологическое исследование. Л., 1989.

93. Герчикова В.В. Современное высшее образование: функции, реализа­ция, перспективы. Томск, 1988. С. 76—81.

94. Герштейн С.С., Логунов А.А. Фундаментальная наука в современном обществе // НГ-Наука. 1998. № 8.

95. Гершунский Б.Д. Философия образования. М.,1997.

96. Гессен М. Большие ловушки большой науки // Итоги. 1997. № 6. С. 46— 49.

97. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 105-112.

98. Гордиенко А.А., Еремин С.Н. Социальные характеристики научного сообщества новосибирского Академгородка. Новосибирск, 1997.

99. Готлиб А. Университеты [В Западной Европе] // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1902. Т. 68. С. 751—788.

100. Гохберг Л.М. Финансирование науки в странах с переходной экономи­кой: Сопоставительный анализ / Центр исследований и статистики науки. М., 1998.

101. Гохберг Л.М., Шувалова О.Р. Общественное мнение о науке / Центр исследований и статистики науки. М., 1997.

102. Грей Д. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности / Пер. с англ. М., 2003.

103. Гудков Л. Кризис высшего образования в России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1998. № 4.

104. Гудков Л. Образованные сообщества в России: социологические под­ступы к теме // Неприкосновенный запас. 1999. № 1 (3). С. 23—31.

105. Гуманизация науки и гуманитаризация образования. М., 1995.

106. ГуревичА.Я.,ХаритоновичД.Э. История средних веков: Учеб. М., 1995.

107. Гуревич П.С. Человек. М., 1995.

 

108. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты / Ин-т социологии РАН. М., 2003.

109. Гурова Р.Г Социологические проблемы воспитания. М., 1981.

110. Гутнер Г. Просвещение как социальный проект // Неприкосновенный запас. 2002. № 5.

111. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание» // Антология педагогиче­ской мысли России XVIII в. М., 1985.

112. Дебовэ М. Образование и общество // Перспективы: Вопр. образова­ния. 1990. № 1.С. 143-148.

113. Дежина И.Г. Помощь науке в регионах: цель или средство? // Вестн. РФФИ. 1997. №2. С. 18-24.

114. Делор Ж. Образование: необходимая утопия. Образование для XXI в. / / Педагогика. М., 1998 № 5. С. 3-16.

115. Дементьева И.Ф. Развод и дети. М., 2000.

116. Деревянко А.П. Гуманитарные науки — на пороге нового века // ЭКО. 1997. №8. С. 20-30.

117. Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и ком­плекс неполноценности // Вестн. Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6. Вып.1.№6. С. 59-67.

118. Джонсон Дж.К. Индивидуализация обучения // Новые ценности об­разования: Десять концепций и эссе. М., 1996.

119. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

120. ДикаяЛ., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятным жизнен­ным событиям и факторы его формирования // Психологический журн. 1996. Т. 14, №3. С. 137-148.

121. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования // Соци­ально-политический журн. 1995. № 2. С. 169—182.

122. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.

123. Дмитриенко В.А. Люрья Н.А. Образование как социальный институт. Красноярск, 1989.

124. Днепров Э.Д. Витязь на распутье, или Современная образовательная политика. М., 2000.

125. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998.

126. Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средне­вековья. М.,1987.

127. Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. М., 1996.

128. Доктрина развития российской науки. М., 1996.

129. Документы и материалы по истории Московского университета в XVIII веке. Т. 1. М., 1950.

130. Документы по истории университетов Европы XII—XV вв. Учебн. по­собие. Воронеж, 1973.

131. Дудченко О.П., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности // Социс. 1997. № 6.

132. Дымарская О.Я. Элитное образование в России: история, современное состояние, перспективы // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. М., 2003. С. 201—219.

 

133. Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000.

134. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

135. Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. Т. Г. Астаховой / Научн. ред. B.C. Собкин, В.Я. Нечаев. М., 1996.

136. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. СПб., 1996.

137. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с ро­дителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопр. психологии. 1995. № 3. С. 38-45.

138. Елисеев А.Н. Институциональная организация российской науки в переходный период. М., 1996.

139. Еникеева С.Д., Панкратова В.П. Организационно-экономические ас­пекты высшего образования в России. М.,1998.

140. Жамкочьян М. Конец социализации или новые стратегии успеха // Знание-сила. 2000. № 12.

141. Жарова Я., Яценко В. Проблемы формирования современной систе­мы показателей статистики образования // Вопр. статистики. 1995. № 12.

142. Жданова М.В. Философское осмысление понятия «образование» в за­падноевропейской традиции // Образование в Сибири. 1995. № 1. С. 40-43.

143. Жизненные ориентации учащихся и проблемы современного образо­вания // Сб. научн. тр. Отв. ред. B.C. Собкин. М., 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.