Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВР.Д.84. Находит первого и последнего




Слова "первый" и "последний" близки к словам, обозначающим местона­хождение, поскольку их можно использовать для того, чтобы сказать, где находятся те или иные предметы. Однако эти слова могут использо­ваться и в совершенно других целях. Ребенку с самого начала полезно узнать, сколь широка сфера их применения.

Может быть, чаще всего они используются для характеристики лю­дей или животных, опережающих или отстающих от других при продви­жении к одной цели. Это нашло отражение в процедуре оценки, описы­ваемой ниже. Вам понадобятся картинки с изображением людей или животных, бегущих или идущих в одном направлении. Хорошо, если их цель тоже будет изображена на картинке, например, это могут быть чет­веро или пятеро детей, спешащих в школу, или вереница уточек, ковы­ляющих к пруду. Такие картинки можно нарисовать самим. Другой ва­риант — включить в занятия маленьких куколок, игрушечных сельскохозяйственных животных, а целью могут служить кубики и ка­кие-нибудь игрушечные крестьянские постройки.

Как оценить

Материалы: Четыре карточки с изображением людей или животных, которых можно выстроить друг за другом так, чтобы они как бы направ­лялись к одной цели. Вместо карточек можно использовать несколько кукол или игрушечных животных.

Способ: Покажите малышу карточки или выстройте друг за другом ку­кол (животных). Скажите: "Эти люди идут в школу (или куда-нибудь еще). Кто придет ПЕРВЫМ?".

Замените первый комплект пособий вторым и повторите описанную процедуру, изменив вопрос: "Кто придет ПОСЛЕДНИМ?". После этого попробуйте еще раз спросить про ПЕРВОГО.

Результат положительный, если на каждый ваш вопрос ребенок от­ветит правильно, показав или взяв нужную картинку.

 

Как учить

Приготовьте материалы, подобные тем, о которых мы упоминали выше. Расскажите малышу сказку на тему выбранного вами комплекта карти­нок или фигурок. Меняйте направление, в котором движется процессия ваших персонажей.

Если, отвечая на ваш первый вопрос, ребенок ошибется, попробуйте переформулировать вопрос так, чтобы в нем оказалась дополнительная информация. Например, если первый вопрос звучал так: "Кто придет последним?", то потом можно его развернуть: "Кто сегодня ПОСЛЕД­НИМ войдет в дверь?". Если малыш упорно продолжает ошибаться, стоит прибегнуть к физической помощи.

Продолжайте заниматься до тех пор, пока ребенок не научится пра­вильно определять ПЕРВОГО и ПОСЛЕДНЕГО из персонажей и на уроке, и в повседневной жизни, о чем речь пойдет чуть дальше.

Игровое время и участие в работе по дому Слова "первый " и "последний" можно использовать в самых разных бытовых ситуациях. За обедом спросите малыша: "Что ты будешь есть первым?" и "Что ты прибережешь на последнее?". Ожидая возвращения из школы старших детей, порассуждайте о том, кто придет первым. Во время игры устройте состязания по бегу — бегать могут не только люди, но и куклы! Когда вы вместе складываете мозаичную картинку, обсуди­те, какой элемент нужно положить первым, а какой — последним. Во время ежедневных процедур, например, купания, спросите ребенка, что нужно делать первым делом, что потом, что — последним. Вы сами наверняка найдете массу возможностей поупражняться.

Закрепление и развитие умений данной группы Когда ваш малыш освоит все перечисленные в данном разделе слова, обозначающие признаки или свойства, можно продолжить занятия, вклю­чив в них слова горячий и холодный (и близкие к ним — теплый и прохладный), мокрый и сухой, громкий и тихий, тяжелый и легкий, пустой и полный, много и мало.

 

ГЛАВА 6

ВР.Е. Умение выполнять просьбы. содержащие предлоги и другие слова. которые определяют местоположение одного предмета относительно другого

Цель данного раздела — научить ребенка выполнять указания, в кото­рых есть слова, обозначающие местоположение одного предмета относи­тельно другого (чаще всего это — предлоги).

Материалы для занятий найти нетрудно. Для работы за столом с мелкими предметами ради разнообразия возьмите что-нибудь, отличное от того, что вы использовали раньше.

Ниже мы опишем упражнения, предполагающие работу за столом или в тихой комнате. Напомним, что как и другие наши упражнения, они служат только для подготовки малыша к применению отрабатываемых здесь умений в игровых и бытовых ситуациях. Кроме того (что очень важно), эти упражнения призваны в дальнейшем помочь ребенку пра­вильно использовать предлоги в разговорной речи. Ниже перечисляются все умения данного раздела.

От 2 до 3 лет

57. По просьбе говорящего кладет предмет на и под перевернутую вверх дном чашку.

58. По просьбе говорящего кладет предмет в сосуд.

59. По просьбе говорящего вынимает предмет из сосуда.

60. По просьбе говорящего кладет предмет в, на, под другой предмет.

От 3 до 4 лет

85. По просьбе говорящего кладет один предмет перед/за другим.

86. По просьбе говорящего кладет один предмет сбоку/подальше от другого.

87. По просьбе говорящего кладет предмет перед, за, сбоку, подаль­ше от, на и под перевернутую чашку.

ВР.Е.57. По просьбе говорящего кладет предмет на и под перевернутую вверх дном чашку

Маленькие дети обычно обожают класть подо что-нибудь разные вещи, а потом вынимать их оттуда! Поэтому не удивляйтесь, если на первых порах ребенок будет игнорировать предлог на в вашей просьбе и норо­вить все класть под. Для того, чтобы овладеть тем умением, о котором мы говорим, малыш должен не только внимательно выслушать то, что вы говорите, но также соотнести слова "на" и "под" с соответствующим местоположением и совершить нужные действия.

Мы советуем вам с самого качала использовать как можно более раз­нообразные материалы. Во-первых, ребенку будет интереснее занимать­ся, а во-вторых, он поймет, что изучаемые нами слова могут существо­вать в самых разных контекстах. Используйте любые емкости, которые можно перевернуть (это относится и к процедуре оценки). Массу вари­антов даст вам кукольная мебель.

Как оценить

Материалы: Чашка (например, из кофейного сервиза), мелкие предме­ты: кубики, прищепки для белья, игрушечные животные. Способ: Поставьте перед ребенком перевернутую вверх дном чашку. Дайте ему один из маленьких предметов. Скажите: "Положи (поставь)... на чашку!". Затем: "Положи (поставь)... под чашку!" Обратитесь к ребен­ку, в общей сложности, шесть раз: три раза, употребив предлог на и три раза — под. Указания давайте в произвольном порядке — так, чтобы малыш не мог заметить системы и предугадать следующую просьбу. Вре­мя от времени можно менять предметы, которыми он манипулирует.

Результат положительный, если ребенок без помощи взрослого пра­вильно прореагирует на каждый предлог два раза из трех.

Как учить

Прежде, чем дать малышу указание, установите с ним зрительный кон­такт и убедитесь, что он вас слушает. На первых занятиях вам следует продемонстрировать нужные действия. Скажите: "Посмотри, я могу по­ложить кубику на чашку. Сейчас я положу его под чашку. А теперь ты положи кубик на чашку!"

Если ребенок не реагирует или делает попытку положить кубик не туда, куда вы его просите, снова привлеките его внимание к себе, повто­рите вашу просьбу сначала и помогите положить кубик правильно.

Меняйте учебные пособия и от урока к уроку, и в пределах одного урока.

Когда малыш все сделает правильно и вам захочется его похвалить, выделите голосом ключевое слово: "Молодец! Ты положил прищепку НА чашку. Она НА чашке".

Игровое время и участие в работе по дому Для отработки данного умения можно использовать какой угодно пред­мет — лишь бы его можно было положить на или под другой, а этим другим тоже может быть что угодно. Кроме того, малыш может сам залезть на что-то или под что-то. Он может положить руки на колени и под колени. Найдите две похожие машинки и поставьте одну на стол, а другую — под стол. Затем попросите ребенка принести ту, что под сто­лом или ту, что на столе. Здесь вы сможете придумать тысячу разных вариантов.

Закрепление и развитие умения

Работая над другими предлогами, представленными в данном разделе, не забывайте о предлогах на и под. Вспоминайте о них, читая с ребенком книжку: "Что тут под мостом?" или "Где Шалтай-Болтай? Он на стене."




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.