КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифологическое сознание
В последние годы анализ исторических, национальных и этнополитичес-ких мифов все чаще привлекает внимание специалистов самого разного профиля1. Согласно М. Элиаде, мифологическое мышление объясняет всю действительность в соответствии с неким мифологическим архетипом. Мифологический архетип делает всю действительность осмысленной и не оставляет проблемных областей. Все без исключения наделяется смыслом в соответствии с мифологическим архетипом. Нечто подобное мы встречаем и у О. Шпенглера, только на место архетипа у него встает культурный первофеномен, в соответствии с которым также осмысляется вся действительность и снимается всякая ее проблематизация. А.Ф. Лосев утверждал, что миф ни в коем случае нельзя понимать как фикцию или фантастический вымысел. Мнение о том, что мифология есть вымысел, высказал не народ, а его «лучшая» часть — партийно-научная элита, отстаивая себе место под солнцем и низвергая все, что противоречит научным принципам. Они и религию хотели похоронить. Но вовремя одумались. Теперь колдуют над этим феноменом и не могут придумать ни одной годящейся теории. Так и с мифологией. Можно сбросить ее с корабля истории, объявить вульгарным предрассудком, пережитком прошлого, но понять ее массовое распространение и удивительную жизнеспособность можно с иных методологических позиций. Так что же это такое — миф и мифология, тревожащие умы человечества без малого 40 тыс. лет? В первом своем значении миф (греч. mythos — предание, сказание) предстает как сказание или символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов на заре их истории. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете религиозного верования. Если это так, то миф придется понимать в двух значениях — позитивном и негативном. В позитивном — это сакральный феномен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В негативном смысле миф понимается как сгусток суеверий, а мифология — как фантастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для социологии важны оба значения. В литературно-историческом плане миф следует трактовать как определенный жанр — повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифе переплетены зачаточные элементы религии, философии, науки и искусства. Миф, как и легенды, выступает основным жанром фольклорных произведений героического характера, вобравших знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков. По мнению английского этнографа XIX в. Э. Тейлора, миф — это форма общественного сознания на разных этапах его существования, продукт ран- См., например: Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994; Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М., 1996. С. 22-39; Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996; Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996. С. 159—162. См. также материалы междунар. конф. «Мифы современной Украины», опубликованные в журнале «Дух i JliTepa» (1998. № 3-4); Бордюгов Г. Создание национальных историй в постсоветских государствах // Независимая газета. 1998. 25 ноября. него, детского состояния человека и человечества. Нуждаясь в объяснении природы, дикарь использует доступные ему приемы, одушевляет мир и переносит на него все проявления своей личной жизни. Культурологи утверждают, и в этом они не ошибаются, что мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее распространены мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Для мифа характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени). Мифы разных народов чрезвычайно разнообразны. Их не всегда лег ко отличить от сказок; некоторые видят различие между тем и другим в том, что мифы священны и не всем доступны, в них верят, а в сказки не верят. Действительное различие между мифом и сказкой в том, что мифу всегда присущи объяснительный (этиологический) элемент, связь с действительностью. Миф нередко близок также к легенде, которая, однако, отличается от мифа тем, что в основе легенды всегда лежит действительное историческое событие или историческое лицо. В переносном смысле мифы — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления. Даже в этом, втором значении, которое из-за своей литературности кажется оторванным от социологии, миф чрезвычайно важен для нас. Мы пишем о мифах советской эпохи, принимая их то за сказки, то за выдуманные истории со счастливым концом, например, о покорителях космоса, первопроходцах целины или ударниках коммунистического труда. Потом мы раскрываем архивы, читаем прессу тех лет, записываем рассказы очевидцев и узнаем, что все происходило не так радужно, как о том информировала нас официальная пропаганда. По прошествии лет многие из таких мифов развенчиваются, превращаются в пропагандистскую утку, идеологический вымысел. Вслед за крахом советской идеологии, пишет Ж.Т. Тощенко, происходит разрушение сопутствующей мифологии, хотя последняя по своей архетипичной природе более живуча, чем теоретические догмы. Так, стал анахронизмом миф о «светлом коммунистическом будущем», свергнут с пьедестала «его величество рабочий класс»2. Но в свое время они мобилизовали миллионы людей на ратный труд, консолидировали общество, позволяли СССР достигать невиданных высот. Значит, у мифа есть позитивная сторона, которой должен интересоваться социолог. На фронте общественного сознания они творили чудеса, 2 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001. С. 79. каких не могла достичь никакая правда жизни. И это еще одна загадка мифотворчества. Под мифотворчеством, природа, механизм действия и составные элементы которого до сих пор не получили в научной литературе исчерпывающего определения, мы будем понимать такой тип культурной деятельности, которой занимались отдельные индивиды, группы, партии и государство в целом, намеренно или ненамеренно стремясь манипулировать сознанием людей с помощью придуманных сюжетов, повествований или архетипов. Мифотворствовали дикие шаманы и просвещенные жрецы, пробовали себя на том поприще пророки и современные политтехнологи. Продукт их труда — мифы могут быть величественными и низменными, героическими и прозаическими, восхваляющими и принижающими отдельные персонажи, маленькими и большими, региональными и локальными. Придя в 30-х гг. к власти, фашизм попытался не только возродить и поставить себе на службу древнегерманскую языческую мифологию. Он и сам создавал своеобразные мифы — миф о чистоте арийской расы, соединяющийся с культом фюрера, факельные шествия наподобие сборищ огнепоклонников. Немалую роль архетипы сыграли в изначальном формировании образа Б. Ельцина в конце 80-х гг. «Политическая казнь... носила характер всенародной мистерии... Дальше народное мнение его мифологизирует, он становится героем и должен воскреснуть. Сбрасывание в реку — это эпизод мифической смерти, восходящий к мифу об Озирисе и его брате Сете»3. При этом в культурно разорванном обществе, каким и являлась тогда Россия, субъектом мифотворчества выступают не столько нация в целом, сколько отдельные исторически сложившиеся группы. Второй президент России, В.В. Путин тоже обрастает системой мифов. Вначале публика пугалась его прошлого — сотрудник мифического КГБ, о котором все слышали, но толком никто ничего не знал. Позже, когда он навел в стране, пораженной коррупцией и преступностью, хоть какой-то порядок, его кагэбэшное прошлое стало героизироваться: только такой человек, с холодным сердцем и недрогнувшей рукой, может справиться с такой задачей. Вслед за главным возникли второстепенные мифы: из уст в уста передавались легенды о том, как президент летает на военном вертолете, бесстрашно спускается с крутых гор на лыжах, побеждает соперников в борцовском поединке. Потребность в мифологизации образа вождя, равно как и потребность в сильной руке, если верить социологическим опросам, была у россиян в начале 2000-х гг. как никогда высокой. Мифы появились потому, что были востребованы. Однако на смену старым мифам идут уже новые мифы. К ним можно отнести: рынок — условие благосостояния; продажа земли в частные руки решит проблему обеспечения населения продовольствием; исходное равенство обеспечено выдачей населению ваучеров; введение религиозных культов в образовательных учреждениях и армии консолидирует нацию вокруг «общечеловеческих ценностей»4. Наряду с ними сосуществуют старые, несколько модифицированные мифы. «Практически не подверглись коррекции такие мифы (впрочем, и реалии), как миф о бюрократическом всесилии чиновничества, следствием которого является страх перед все- Лолосин В. Архетип и мифология // Золотой лев. 1998. № 4. С. 23-31. Парамонова СП. Диалектика морального сознания. Пермь, 1997. ми, даже мелкими государственными служащими; слепая вера в силу бумаг и постановлений; миф о "неполноценности народа", в соответствии с которым — такова уж наша доля — историческая ущербность, обреченность на задворках цивилизации; борьба с созданными собственными руками трудностями ("хотели как лучше, а получилось как всегда"); миф о "всеобщей гармонии", происходящей от вульгарного представления об идеале общественного согласия»5. Процесс мифотворчества продолжается. Как считает Ж.Т. Тощенко, общественное сознание современных постсоветских обществ активно реми-фологизируется6. Если в свое время мифология уступала ведущую роль ряду специализированных форм общественного сознания, то на рубеже третьего тысячелетия происходит ее ренессанс — но уже не как системы мирообъяснения, а как мозаичного метода мышления7. Мифология (греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — это всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установленных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир и последнего — в космос. Мифология возникла и характеризует архаичное (первобытное) общество, а в остаточной форме сохранилась на более развитых ступенях. То, что называется мифологией, возникло в результате записи, критики и обработки устного творчества на заре письменности, а затем расширялось, редактировалось, интерпретировалось уже специалистами. Множество мифологических пережитков вошло в состав современных религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др., хотя занимают в них подчиненное место. В христианстве они сохранились вместе с ее социальной базой — народной культурой. Мифологические культовые пережитки остались в ритуально-обрядовой практике христианства, но почти полностью устранены из его центральной части — вероучения, в которую входят онтологическая доктрина (как устроен мир), гносеологическая доктрина (как познавать мир) и богооткровение. Составными частями мифологии «классической» эпохи, т. е. первобытного общества, где мифология зародилась, расцвела и пришла к упадку, являются архаичные верования (тотемизм, фетишизм); мифологическая картина мира; архаичные культы (главный из них — культ предков); архаичные институции (главный среди них — тайный союз жрецов). 5 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М, 2001. С. 79—80. 6 Там же. С. 80. 7 См.: Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социологические иссле Мифология представляет собой исторически самый ранний способ выражения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исторические события как божественные деяния. Появление мифологии представляло крупномасштабную культурную революцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку
важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, заставить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которое объясняло бы земной порядок: почему на свете есть бедные и богатые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает, и пр. В мифологическую эпоху смысл жизни человек видел в ритуале (точнее, в правильном исполнении его сценария). Обыденное существование лишь заполняло промежутки между ритуалами. Ритуал как форма символического поведения распространился даже на чисто прагматические виды деятельности: без молитвы не садились обедать и не начинали пахать, в засуху умилостивляли богов, перед началом трудной морской экспедиции приносили жертвы богу моря Посейдону. У мифологии есть и другой смысл — совокупность рассказов (мифов), порожденных народной или религиозной фантазией, где дается в художественно-образной форме объяснение различных явлений природы либо осмысление, обоснование явлений культуры или религиозных обрядов. Миф есть язык образов, обладающий четкой структурой и способный передавать знания о мире не хуже, чем абстрактная логика (К. Леви-Стросс). Специалисты8 установили, что и современная рекламная деятельность вовсе не чужда мифологии. Мифологическим основаниям рекламы, их про- СемашА.Ю. Роль обыденного знания в системе рекламной коммуникации (http://ontoimago.spb.ru). явлениям уделяется большое внимание в свете разных концепций мифа. М. Элиаде пишет о выявлении мифических структур образов и поведения, которыми пользуются в своем воздействии СМИ. Персонажи рекламных роликов или комиксов являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Рекламный ролик, разыгрывающий в сокращенном виде сюжет полицейского романа, раскрывает перед нами борьбу между добром и злом, между героем и преступником (современное воплощение демона). Подчас мифологическое поведение, говорит Элиаде, оживает на наших глазах. Речь идет не о пережитках первобытного менталитета. Некоторые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную часть человеческого существа. С помощью массмедиа происходит мифологизация личностей, их превращение в образ, служащий примером. Мифологическое поведение раскрывается в культе успеха, выражающем желание выйти за пределы человеческих возможностей. Мифы всегда закреплены в пословицах и афоризмах; многие из них устаревают, многие модифицируются, когда появляются новые образы героев. Повествовательная проза и романы, а также огромная масса продукции телевидения и других видов СМИ, среди которой реклама занимает одно из лидирующих мест, наряду с развлекательными шоу, мультфильмами и сериалами, заняли место сказок и мифов в первобытном обществе. Сегодня мифология, как востребованная массовым сознанием культурная тема, принимает множество значений. Так, например, специалисты говорят о мифологии прощения. Об этом рассказ чуть ниже.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |