Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологическое сознание




В последние годы анализ исторических, национальных и этнополитичес-ких мифов все чаще привлекает внимание специалистов самого разного профиля1. Согласно М. Элиаде, мифологическое мышление объясняет всю действительность в соответствии с неким мифологическим архетипом. Мифологический архетип делает всю действительность осмысленной и не оставляет проблемных областей. Все без исключения наделяется смыслом в соответствии с мифологическим архетипом. Нечто подобное мы встреча­ем и у О. Шпенглера, только на место архетипа у него встает культурный первофеномен, в соответствии с которым также осмысляется вся действи­тельность и снимается всякая ее проблематизация. А.Ф. Лосев утверждал, что миф ни в коем случае нельзя понимать как фикцию или фантастичес­кий вымысел. Мнение о том, что мифология есть вымысел, высказал не на­род, а его «лучшая» часть — партийно-научная элита, отстаивая себе место под солнцем и низвергая все, что противоречит научным принципам. Они и религию хотели похоронить. Но вовремя одумались. Теперь колдуют над этим феноменом и не могут придумать ни одной годящейся теории.

Так и с мифологией. Можно сбросить ее с корабля истории, объявить вульгарным предрассудком, пережитком прошлого, но понять ее массовое распространение и удивительную жизнеспособность можно с иных мето­дологических позиций. Так что же это такое — миф и мифология, тревожа­щие умы человечества без малого 40 тыс. лет?

В первом своем значении миф (греч. mythos — предание, сказание) пред­стает как сказание или символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов на заре их истории. В этом смысле миф представляется изображением событий народной жизни в свете рели­гиозного верования. Если это так, то миф придется понимать в двух значе­ниях — позитивном и негативном. В позитивном — это сакральный фе­номен, сыгравший решающую роль в эволюции архаичной культуры, сохранивший предания, мировоззрение и героику ушедших времен. В не­гативном смысле миф понимается как сгусток суеверий, а мифология — как фантастическое отражение реальности в сознании первобытного общества. Для социологии важны оба значения.

В литературно-историческом плане миф следует трактовать как опреде­ленный жанр — повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифе переплетены зачаточные элементы религии, философии, науки и искусства. Миф, как и легенды, выступает основным жанром фольклорных произведений герои­ческого характера, вобравших знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

По мнению английского этнографа XIX в. Э. Тейлора, миф — это форма общественного сознания на разных этапах его существования, продукт ран-

См., например: Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М., 1994; Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. М., 1996. С. 22-39; Современная политическая мифология: со­держание и механизмы функционирования. М., 1996; Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996. С. 159—162. См. также материалы междунар. конф. «Мифы современной Украины», опубли­кованные в журнале «Дух i JliTepa» (1998. № 3-4); Бордюгов Г. Создание национальных историй в постсоветских государствах // Независимая газета. 1998. 25 ноября.

него, детского состояния человека и человечества. Нуждаясь в объяснении природы, дикарь использует доступные ему приемы, одушевляет мир и пе­реносит на него все проявления своей личной жизни.

Культурологи утверждают, и в этом они не ошибаются, что мифам раз­ных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наибо­лее распространены мифы о происхождении мира, Вселенной (космогони­ческие мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др.

Для мифа характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ по­знания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность,

тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его име­ни). Мифы разных народов чрезвы­чайно разнообразны. Их не всегда лег­ ко отличить от сказок; некоторые ви­дят различие между тем и другим в том, что мифы священны и не всем доступны, в них верят, а в сказки не верят. Действительное различие между мифом и сказкой в том, что мифу всегда присущи объяснительный (этиологический) элемент, связь с действитель­ностью. Миф нередко близок также к легенде, которая, однако, отличается от мифа тем, что в основе легенды всегда лежит действительное историчес­кое событие или историческое лицо.

В переносном смысле мифы — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепции, представления.

Даже в этом, втором значении, которое из-за своей литературности ка­жется оторванным от социологии, миф чрезвычайно важен для нас. Мы пишем о мифах советской эпохи, принимая их то за сказки, то за выдуман­ные истории со счастливым концом, например, о покорителях космоса, первопроходцах целины или ударниках коммунистического труда. Потом

мы раскрываем архивы, читаем прес­су тех лет, записываем рассказы оче­видцев и узнаем, что все происходило не так радужно, как о том информиро­вала нас официальная пропаганда. По прошествии лет многие из таких ми­фов развенчиваются, превращаются в пропагандистскую утку, идеологический вымысел. Вслед за крахом советс­кой идеологии, пишет Ж.Т. Тощенко, происходит разрушение сопутствую­щей мифологии, хотя последняя по своей архетипичной природе более живуча, чем теоретические догмы. Так, стал анахронизмом миф о «светлом коммунистическом будущем», свергнут с пьедестала «его величество рабо­чий класс»2. Но в свое время они мобилизовали миллионы людей на ратный труд, консолидировали общество, позволяли СССР достигать невиданных высот. Значит, у мифа есть позитивная сторона, которой должен интересо­ваться социолог. На фронте общественного сознания они творили чудеса,

2 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001. С. 79.

каких не могла достичь никакая правда жизни. И это еще одна загадка ми­фотворчества.

Под мифотворчеством, природа, механизм действия и составные элемен­ты которого до сих пор не получили в научной литературе исчерпывающе­го определения, мы будем понимать такой тип культурной деятельности, которой занимались отдельные индивиды, группы, партии и государство в целом, намеренно или ненамеренно стремясь манипулировать сознанием людей с помощью придуманных сюжетов, повествований или архетипов. Мифотворствовали дикие шаманы и просвещенные жрецы, пробовали себя на том поприще пророки и современные политтехнологи. Продукт их тру­да — мифы могут быть величественными и низменными, героическими и прозаическими, восхваляющими и принижающими отдельные персонажи, маленькими и большими, региональными и локальными. Придя в 30-х гг. к власти, фашизм попытался не только возродить и поставить себе на службу древнегерманскую языческую мифологию. Он и сам создавал своеобразные мифы — миф о чистоте арийской расы, соединяющийся с культом фюрера, факельные шествия наподобие сборищ огнепоклонников.

Немалую роль архетипы сыграли в изначальном формировании образа Б. Ельцина в конце 80-х гг. «Политическая казнь... носила характер всенарод­ной мистерии... Дальше народное мнение его мифологизирует, он становит­ся героем и должен воскреснуть. Сбрасывание в реку — это эпизод мифичес­кой смерти, восходящий к мифу об Озирисе и его брате Сете»3. При этом в культурно разорванном обществе, каким и являлась тогда Россия, субъектом мифотворчества выступают не столько нация в целом, сколько отдельные исторически сложившиеся группы. Второй президент России, В.В. Путин тоже обрастает системой мифов. Вначале публика пугалась его прошлого — сотрудник мифического КГБ, о котором все слышали, но толком никто ни­чего не знал. Позже, когда он навел в стране, пораженной коррупцией и пре­ступностью, хоть какой-то порядок, его кагэбэшное прошлое стало героизи­роваться: только такой человек, с холодным сердцем и недрогнувшей рукой, может справиться с такой задачей. Вслед за главным возникли второстепен­ные мифы: из уст в уста передавались легенды о том, как президент летает на военном вертолете, бесстрашно спускается с крутых гор на лыжах, побежда­ет соперников в борцовском поединке. Потребность в мифологизации обра­за вождя, равно как и потребность в сильной руке, если верить социологи­ческим опросам, была у россиян в начале 2000-х гг. как никогда высокой. Мифы появились потому, что были востребованы.

Однако на смену старым мифам идут уже новые мифы. К ним можно отнести: рынок — условие благосостояния; продажа земли в частные руки решит проблему обеспечения населения продовольствием; исходное ра­венство обеспечено выдачей населению ваучеров; введение религиозных культов в образовательных учреждениях и армии консолидирует нацию вокруг «общечеловеческих ценностей»4. Наряду с ними сосуществуют ста­рые, несколько модифицированные мифы. «Практически не подверглись коррекции такие мифы (впрочем, и реалии), как миф о бюрократическом всесилии чиновничества, следствием которого является страх перед все-

Лолосин В. Архетип и мифология // Золотой лев. 1998. № 4. С. 23-31. Парамонова СП. Диалектика морального сознания. Пермь, 1997.

ми, даже мелкими государственными служащими; слепая вера в силу бу­маг и постановлений; миф о "неполноценности народа", в соответствии с которым — такова уж наша доля — историческая ущербность, обречен­ность на задворках цивилизации; борьба с созданными собственными руками трудностями ("хотели как лучше, а получилось как всегда"); миф о "всеобщей гармонии", происходящей от вульгарного представления об идеале общественного согласия»5. Процесс мифотворчества продолжает­ся. Как считает Ж.Т. Тощенко, обще­ственное сознание современных по­стсоветских обществ активно реми-фологизируется6. Если в свое время мифология уступала ведущую роль ряду специализированных форм об­щественного сознания, то на рубеже третьего тысячелетия происходит ее ренессанс — но уже не как системы мирообъяснения, а как мозаичного метода мышления7.

Мифология (греч. mythos — преда­ние, сказание и logos — слово, уче­ние) — это всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установ­ленных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир и после­днего — в космос. Мифология возникла и характеризует архаичное (пер­вобытное) общество, а в остаточной форме сохранилась на более разви­тых ступенях. То, что называется мифологией, возникло в результате за­писи, критики и обработки устного творчества на заре письменности, а затем расширялось, редактировалось, интерпретировалось уже специали­стами.

Множество мифологических пережитков вошло в состав современных религий — христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др., хотя занимают в них подчиненное место. В христианстве они сохранились вместе с ее со­циальной базой — народной культурой. Мифологические культовые пере­житки остались в ритуально-обрядовой практике христианства, но почти полностью устранены из его центральной части — вероучения, в которую входят онтологическая доктрина (как устроен мир), гносеологическая док­трина (как познавать мир) и богооткровение. Составными частями мифо­логии «классической» эпохи, т. е. первобытного общества, где мифология зародилась, расцвела и пришла к упадку, являются архаичные верования (тотемизм, фетишизм); мифологическая картина мира; архаичные культы (главный из них — культ предков); архаичные институции (главный среди них — тайный союз жрецов).

5 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М, 2001. С. 79—80.

6 Там же. С. 80.

7 См.: Соболева Н.И. Социальная мифология: социокультурный аспект // Социологические иссле­
дования. 1999. № 10.

Мифология представляет собой исторически самый ранний способ вы­ражения человеческого переживания и объяснения реального мира, кото­рому свойственно воспринимать природные явления и исторические собы­тия как божественные деяния. Появление мифологии представляло круп­номасштабную культурную революцию в сознании, сопоставимую, быть может, только с неолитической революцией. Ведь первобытному человеку

важно было не просто придумать какие-то сверхъестественные силы, зас­тавить себя поверить в них, но создать целостную систему мировоззрения, которое объясняло бы земной порядок: почему на свете есть бедные и бога­тые, куда уходят люди после смерти, есть ли другой мир и кто там обитает, и пр. В мифологическую эпоху смысл жизни человек видел в ритуале (точ­нее, в правильном исполнении его сценария). Обыденное существование лишь заполняло промежутки между ритуалами. Ритуал как форма симво­лического поведения распространился даже на чисто прагматические виды деятельности: без молитвы не садились обедать и не начинали пахать, в за­суху умилостивляли богов, перед началом трудной морской экспедиции приносили жертвы богу моря Посейдону.

У мифологии есть и другой смысл — совокупность рассказов (мифов), порожденных народной или религиозной фантазией, где дается в ху­дожественно-образной форме объяснение различных явлений природы либо осмысление, обоснование явлений культуры или религиозных обря­дов. Миф есть язык образов, обладающий четкой структурой и способный передавать знания о мире не хуже, чем абстрактная логика (К. Леви-Стросс).

Специалисты8 установили, что и современная рекламная деятельность вовсе не чужда мифологии. Мифологическим основаниям рекламы, их про-

СемашА.Ю. Роль обыденного знания в системе рекламной коммуникации (http://ontoimago.spb.ru).

явлениям уделяется большое внимание в свете разных концепций мифа. М. Элиаде пишет о выявлении мифических структур образов и поведения, которыми пользуются в своем воздействии СМИ. Персонажи рекламных роликов или комиксов являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Рекламный ролик, разыгрывающий в сокращенном виде сюжет полицейского романа, раскрывает перед нами борьбу между добром и злом, между героем и преступником (современное воплощение демона). Подчас мифологическое поведение, говорит Элиаде, оживает на наших глазах. Речь идет не о пережитках первобытного менталитета. Неко­торые аспекты и функции мифологического мышления образуют важную часть человеческого существа. С помощью массмедиа происходит мифоло­гизация личностей, их превращение в образ, служащий примером. Мифо­логическое поведение раскрывается в культе успеха, выражающем желание выйти за пределы человеческих возможностей. Мифы всегда закреплены в пословицах и афоризмах; многие из них устаревают, многие модифициру­ются, когда появляются новые образы героев.

Повествовательная проза и романы, а также огромная масса продукции телевидения и других видов СМИ, среди которой реклама занимает одно из лидирующих мест, наряду с развлекательными шоу, мультфильмами и се­риалами, заняли место сказок и мифов в первобытном обществе.

Сегодня мифология, как востребованная массовым сознанием культур­ная тема, принимает множество значений. Так, например, специалисты говорят о мифологии прощения. Об этом рассказ чуть ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.