КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное сознание в эпоху постмодерна 1 страница
Б2 пользуя при этом науку, право, искусство, религию, все средства массовой информации. Однако в современных условиях развития демократии и гласности неограниченное и неконтролируемое влияние господствующей идеологии снижается. Теоретическое политическое сознание выступает в качестве способа отражения политики и имеет определенную структуру, включающую следующие элементы: 1) система научных знаний о политической жизни, т.е. политические теории; 2) концепции политического развития, опирающиеся на реальную политическую практику; 3) политические идеи, являющиеся основой для новых политических теорий; 4) конкретные политические программы. Теоретическое политическое сознание призвано опираться на общественное бытие, хотя эта связь имеет сложный и противоречивый характер. Сознание влияет на социальную практику, двигает ее, проверяя истинность политических взглядов. Именно политическая практика является критерием истинности идеологии. В современном мире произошла в определенном смысле глобализация политического идеологизирования. В одном плавильном котле сейчас оказались политические идеи, концепции, доктрины и представления всех времен, народов и регионов. В содержательном плане проблемы политических последствий глобального экологического кризиса соседствуют с проблемами политической роли патриархальной семьи в традиционном обществе. Политические идеи Востока сопоставляются с политическим опытом античности, клерикальные политические идеи — с рационалистическими представлениями политической инженерии, политическая магия — с прагматически ориентированными политическими доктринами Запада. На современном рынке политических идей все есть. При такой пространственно-временной и содержательной глобализации производства политических идей все труднее предложить универсальную систему политических знаний, отвечающую требованиям теоретического осмысления политической сферы современного мира. Этим объясняется фрагментаризация политологического знания, его все большая отраслевая специализация. Подобные процессы затронули основные политические идеологии: либерализм, консерватизм, социализм. Участники политических отношений, руководствующиеся идеологическими ценностями и целями, образуют в политике так называемый дискурс, т.е. особое коммуникативное пространство, в котором происходят непрерывный обмен подходами, оценками и суждениями, борьба по политической «повестке дня», включающей важнейшие вопросы современной политики. Своеобразие трактовок нынешних проблем субъектами политической жизни не может быть понято без знания особенностей либерализма, консерватизма, социализма, входящих в семью основных политических идеологий31. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1997. № 2. С. 45-74. Политическая идеология предполагает снижение теоретической ценности и усиление мифологизации по сравнению с исторической концепцией. Это положение требует специального исследования исторического сознания в форме политических идеологий, которые начинают действовать уже не в сознании конкретного историка, а в массовом сознании. Как показывают результаты многочисленных опросов общественного мнения, уже на протяжении довольно длительного времени средства массовой информации стабильно имеют один из самых высоких показателей общественного доверия населения среди других общественно-политических институтов. Россияне склонны доверять массмедиа гораздо больше, нежели субъектам центрального и регионального уровней власти (таким, как Президент, Правительство, Государственная дума, региональные исполнительные и законодательные органы власти, суды разных уровней), правоохранительным органам, проф союзам, политическим партиям и общественным объединениям. Идеологическая приверженность населения в значительной степени определяется его материальным положением. Общая составляющая этого вполне рационалистического фактора «объясняет» в среднем от 30 до 40% идеологического размежевания, тогда как в начале 90-х гг. заметной корреляции между материальным положением и идеологией не наблюдалось. На сегодняшний день существует высокая корреляция между политическими ориентациями и субъективным восприятием своего социального и материального статуса. Фактически те, кто выиграл в результате «реформ», не только удовлетворены своим положением, действиями правительства, но и склонны смотреть на «мир» сквозь призму определенной идеологии. В еще большей степени это касается тех, кто проиграл в ходе реформ. Так, среди «коммунистов» 85,6% полагают, что «проиграли». В то же время ряд исследователей рассматривают обратный механизм — именно «прокоммунистическая», традиционалистская ментальность помешала ее носителям приспособиться к «реформам»32. Данные исследований показывают, что в сегодняшнем российском обществе доминирующей идеологии не существует. Сторонники сбалансированного центризма (сочетания всех идей) составляют около 17%, русского национализма (самостоятельного русского пути развития) — 15-16, собственно коммунистической идеологии — 10—12, радикальных рыночных реформ — 6—7, социал-демократической идеологии — 4—5%. Среди «неопределившейся» или «центристской» части электората наиболее популярны «державнические» ценности, прямо не связанные ни с левой, ни с пра- 32 Вызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России: эволюция социально-политических ориентации и общественного запроса (http://pubs.carnegie.ru). вой идеологией, а также привлекающие государственников, не акцентирующих ценности «русского национального возрождения». По данным опроса, проведенного в декабре 1998 г. в двадцати крупных городах России, 34% опрошенных отдали приоритет именно ценностям «возрождения сильного государства и упрочения державы», в то время как сторонников «русского возрождения» оказалось всего 10%. Таким образом, «русские националисты», «державники» вкупе со значительной частью «центристов» и не определившейся частью электората составляют то, что может быть охарактеризовано как «национал-центристское большинство». Эта группа на операциональном уровне наиболее точно характеризует тех стихийных сторонников органической модернизации, о которых говорилось выше, но в целом лишенных своего «пассионарного» активного ядра и не приемлющих мобилизационных форм политического процесса. Данные последних исследований, проведенных уже после социально-экономических потрясений, связанных с последствиями кризиса 17 августа 1998 г., также показывают, что сформировавшееся соотношение сторонников различных идейно-политических течений достаточно устойчиво. После пика кризиса и последовавшего резкого усиления социального напряжения в обществе существенных изменений в структуре спектра не произошло, в частности, при повышении общего «градуса пассивного протеста» не наблюдалось сколько-нибудь явного «полевения» населения и пополнения за этот счет традиционалистской части спектра33. МЕТАМОРФОЗЫ И ФАНТОМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ34 Определенные видоизменения, иногда весьма странные и противоречивые, претерпевает не только органическая, но и общественная жизнь. В общественном сознании можно наблюдать самые удивительные комбинации идей и чувств, превращение одного в качественно иное состояние. Причем новообразования способны принимать весьма устойчивые формы, неявно свидетельствующие о том, что и в самом обществе произошло нечто кардинальное. Социальные метаморфозы могут охватывать как все общественное сознание, так и отдельные его виды, формы, а также механизмы его функционирования. Причем эти метаморфозы могут выражать как отдельные сдвиги и изменения, происходящие в сознании, так и комбинацию этих сдвигов и изменений, приводящих к его глубоким качественным изменениям. В бывшем СССР, к примеру, в общественном сознании постепенно накапливались изменения, которые свидетельствовали о перерождении или глубокой деформации тех принципов, которые были заложены в социалистическом учении. Теоретические идеи, будучи ущербными и односторон- Бызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России: эволюция со-Циально-политических ориентации и общественного запроса (http://pubs.carnegie.ru). Материал написан чл.-кор. РАН, проф. Ж.Т. Тощенко. ними, не могли оказывать благотворное влияние на общественные процессы. Что касается общественной практики, то из нее последовательно вытравлялись такие качества, как открытость, искренность, правдивость. Поощрялась позиция «не быть, а казаться», которая открывала дорогу людям, карьеристски настроенным, неискренним, готовым поступиться нравственными принципами. У советских людей выработалась самоцензура, которая отсекала лишнее, социально неодобряемое, оставляя некий суррогат, соответствующий нормам официальной идеологии. Умение мимикрировать, вовремя поддакнуть, угодить вкусам вышестоящего начальства и готовность изменить свои убеждения породили довольно мощный и влиятельный слой приспособленцев, которые руководствовались не интересами народа, а своекорыстными соображениями. До сих пор мы то и дело сталкиваемся с ними: вчера утверждавших одно, сегодня — другое и готовых завтра отстаивать третье. Нравственная коррозия не только поддерживалась, но также оправдывалась и сознательно культивировалась, превращаясь в обязательную норму поведения. Особенно пагубно на общественном сознании сказалось отчуждение людей от власти. Чиновный произвол достиг апогея, когда у людей в общении с различного рода ведомствами и учреждениями заранее вырабатывалось осознание своей неполноценности и даже виновности. Махровый бюрократизм попирал, унижал человеческое достоинство, ежесекундно показывая свое собственное всесилие и бессилие маленького человечка. Система мелочных унижений вытравила из него гражданское достоинство. Тех же, кто его сохранил, власти преследовали, используя «общественное мнение коллектива» для идеологической травли людей. Моральные принципы обесценились, получило распространение циничное отношение к труду, снизились привлекательность и влияние идеалов. Искажались представления о дружбе, любви. Под серьезной угрозой оказалось нравственное здоровье общества. В это самое время с высокой партийной трибуны призывали ценить человеческий капитал, развивать социальные резервы производства, совершенствовать систему морального поощрения тружеников. Годы застоя способствовали появлению целого «букета» стереотипов, среди которых особо опасный вред принесли представления об истинной ценности социального положения человека. Именно в этих условиях принципы «казаться больше, чем ты есть» и даже «быть больше того, чем ты кажешься» проявились в опасной многоликости поведения человека, когда он в официальной жизни представлял одно, а в приватной обстановке — совсем другое. На свет появился специфически советский феномен «кухонной демократии» (общение на политические темы в узком кругу доверенных лиц). Разновидностью социального двуличия стала глубокая убежденность в том, что нравственные требования касаются большинства населения, но по отношению к отдельным лицам можно сделать исключение. В привилегированную категорию, как водится, попали партийные функционеры и номенклатурные работники. В общественном сознании вызревало убеждение в том, что социальное положение человека, а порой и его судьба зависят не от мнения «снизу», а от покровительства «сверху». Широко распространилось так называемое телефонное право. Тому было немало оснований, и первое из них — судьба народа и благосостояние населения действительно зависели от политической воли КПСС, принимаемой на очередном съезде директивы. Пышным цветом расцвел протекционизм. Стремление удержаться у власти любой ценой породило целую серию латентных методов борьбы. Среди них клановость и покровительство родне являлись самой невинной забавой. Гораздо опаснее были всевозможные группы давления, неформальные сети взаимной поддержки и круговой поруки, от которых оставался лишь шаг до создания мафиозных структур. Понятно, что социальные деформации создавали неподходящий духовный климат в обществе, люди требовали радикальных перемен. Но когда о Двуличие чиновников — несчастье России них заговорили — эпоха гласности и перестройки — и тем более взялись за дело, оказалось, что народ, привыкший к двойной морали властей, к ним не готов. Социологические исследования показывали, что респонденты по одним вопросам придерживались прогрессивных установок, по другим — нейтралитета и безразличия, а по третьим проявили консерватизм и ретроградные наклонности. Так противоречивое общественное сознание отражало реальные противоречия и деформации общественного бытия. Последующее вступление России в рыночную экономику лишь усугубило процессы деформации общественной жизни, породив новые метаморфозы с еще более глубокими и непредсказуемыми последствиями. Особенно сильное влияние на людей оказали искажения в практике приватизации, принявшей две формы: ваучерной (1992—1994) и денежной (после 1994). Еще до ее официального старта советские чиновники, нацеленные на обогащение и коммерцию, тайно прикупили лучшие куски общенародной соб- ственности. Особенно преуспели комсомольские вожаки, приватизировавшие фонды, банки и учреждения со всем их имуществом и персоналом. Циркулировавшая вокруг них хозяйственная элита, несколько подзадержавшаяся на старте, скупала в розницу и оптом у нуждающихся старушек и спившихся мужчин их приватизационные билеты. Расплатой за недомыслие одних и нахрапистость других стала гиперинфляция, обесценившая и личный скарб граждан, и рыночную стоимость приватизированных зданий. В рекордные по историческим меркам сроки — буквально в течение десяти месяцев 1992 г. — розничные цены подскочили в 300—400 раз, опередив самые безумные прогнозы и оставив далеко позади заверения правительства Гайдара (оно обещало, что цены вырастут максимум в 3—5 раз). Начавшиеся паника и всеобщий психоз не смогли остановить дальнейшего падения в пропасть. Был взят еще один рубеж: всего за три месяца 1992 г. превратилось в пыль нажитое годами благосостояние народа, так как 99% сберегательных сумм в мгновение ока съела гиперинфляция. «Инвестиционные фонды и коммерческие банки, большинство которых было тесно связано с высокопоставленными чиновниками, предприняли могучую рекламную кампанию, где обещали доходы от оборота вложений до 1200%. Многие из этих фондов были построены по принципу "пирамиды", и когда они лопнули, более сорока миллионов человек потеряли свои сбережения вторично»35. Личные трагедии, поломанные судьбы, рост суицидов и нервные срывы заполнили в те дни хронику текущих событий. Ну а правительство оказалось как всегда ни при чем: мол, в случившемся надо винить советскую власть, от которой демократам досталось тяжелое наследие. С этим наследием новое правительство стремилось расстаться как можно быстрее, а потому заводы, фабрики, порты, банки, кинотеатры, рынки, институты продавались за бесценок. Правда, своим людям. Гигант машиностроительного производства Екатеринбурга «Уралмаш» ушел с молотка всего за 3,73 млн долл., хотя его рыночная стоимость, допусти правительство свободный аукцион и западных покупателей, могла составить несколько миллиардов долларов. Практически за ту же сумму продали Челябинский металлургический комбинат, а Ковровский механический завод, снабжавший армию огнестрельным оружием, ушел за 2,7 млн долл. Телефонные компании были проданы в 4,5 раза ниже рыночной цены. В итоге 324 завода были реализованы по средней цене менее чем 4 млн долл. каждый36. В нашей жизни появились невиданные доселе процессы — отток капиталов из страны и «утечка мозгов» за границу. По оценке МВД, в 90-е гг. из России нелегально было вывезено около 350 млрд долл. Продолжительность жизни мужчин сократилась более чем на шесть лет. В конце 90-х гг. она составляла 57 лет, что является самым низким показателем в индустриальном мире. Отчаяние, вызванное экономической ситуацией, привело к невиданному всплеску случаев стресса и суицида. Задержка в выплате зарплаты от трех до восьми месяцев является результатом спекуляций на всех уровнях экономики. Спасают приусадебные участки, на которых выращивают до 40% общего объема продуктов питания. Одних это приводило в изумление, 35 Сэттер Д. Три кита разрухи // Независимая газета. 1999. №1. Январь. 36 Там же. других — в потрясение, третьи испытывали чувство растерянности. Так, пожалуй, можно охарактеризовать то «социальное настроение», которое оказалось устойчивой доминантой общественного сознания. Перекосы общественного развития, как и следует из логики социальных процессов, обернулись парадоксами общественного сознания. Один из них _ парадокс свободы: в освободившемся от тоталитарных пут обществе свобода стала превращаться во вседозволенность при полной атрофии ответственности и отрицании права на такую же свободу рядом живущих людей. В стране появилось огромное количество оракулов (лиц, групп и даже политических партий и движений), которые безапелляционно претендовали на монопольное право знать истину в последней инстанции, а на самом деле обманывали доверчивых людей. Рядом множились финансовые пирамиды, опустошавшие их кошельки. Уровень доверия к властным институтам упал до нескольких процентов, что в развитых странах могло бы стать основанием для отставки правительства и проведения новых выборов. Однако в постсоветской России виновники народных бедствий оставались на своих должностях, участвовали в принятии политических решений и повествовали о социальном благе народа. Метаморфозы общественного сознания медленно дрейфовали в сторону социальных парадоксов, а те служили объективной почвой для различных форм превращенного сознания. Общественное сознание, находящееся в состоянии стресса и постоянных перегрузок, рождало ночные кошмары и фантомы — чрезвычайно запутанное переплетение взглядов, восприятий, мнений и оценок. Один из них — «расколотое сознание». Данное понятие подразумевает такие черты (или признаки), как существование в сознании не просто противоречивых, но взаимоисключающих установок и ориентации, нежелание находить общие позиции и согласовывать их, отказ от политики компромиссов и даже готовность поощрять крайние формы враждебности по отношению к несогласным. Другой кошмар — маргинального сознание. Оно присуще индивидам и группам, которые утратили привычное место в социальной структуре, а новое еще не обрели. Пограничное состояние сопровождается тревогой и озабоченностью, отсутствием четких ориентиров в жизни, пессимизмом и обреченностью. Маргинальность самым причудливым образом сочетает в себе старые и новые политические идеи, космополитические и националистические ориентации, республиканские и монархические ориентиры, религиозные и атеистические убеждения, трудовые и потребительские установки. Маргинальность рождала феномен ложного сознания. Оно отражает не реальную, а желаемую картину общественного процесса. Официальными органами было выработано немало штампов, за которыми скрывались бездумность, нежелание считаться с реальностью, догматический стиль мышления. Идеалы испытывались на прочность не всегда достойными приемами, подвергались коррозии, опорочивались теми, кто призван в большей мере блюсти их незыблемость и чистоту. Ложное сознание проявляется чаще всего в двух формах: в мифах и стереотипах. Это оно, как ни странно, способствует распространению идеологии «маленького человека»: «от меня ничего не зависит», «пусть начальство решает, власти думают», «я бы хотел, но...» и т.д. Отсюда рукой подать до социального равнодушия, чувства безнадежности, попрания прав личности, неверия в бескорыстие и даже неуважение к профессии. Когда масштабы ложного сознания значительны, они превращают общество в некое подобие толпы, манипулирование которой становится уже делом техники вроде «черного» пиара. Сюда же надо причислить катастрофическое сознание, которое развивается в рамках только трех сценариев: «плохо», «очень плохо», «невозможно выдержать». Как показали опросы, значительное количество людей убедилось, что с Россией как великой страной покончено, что российское общество мчится к пропасти, что нас впереди ждут только потери и утраты. При характеристике превращенного общественного сознания иногда используется термин «демагогическое сознание», носителем которого выступают лица, с корыстной целью злоупотребляющие моральными ценностями. В сфере экономики демагогическое сознание проявляется в виде постоянных нападок и отвержении всех без исключения установок, законов, положений, которые ограничивают максимизацию получения прибыли, дохода. Все, что направлено на регулирование денежных потоков, представляется носителями этого вида сознания как ущемление прав и свобод субъектов рыночной экономики. В политической сфере демагогическое сознание проявляется в стремлении любой ценой добиться властных полномочий, готовности шагать по трупам, строить свое благополучие криминальными методами. Причем все это сопровождается клятвами, что все это осуществляется во имя народа. Представляет интерес и феномен сумеречного сознания — утраты жизненной перспективы. Во-первых, оно могло появиться, потому что многими людьми утеряны прежние ориентиры в общественной и личной жизни. Во-вторых, эта потеря сопровождается убежденностью в том, что к прошлому возврата нет и не будет. В-третьих, этими людьми резко отвергаются новые общественные цели и новые порядки. При этом человек не видит для себя возможности примириться с ними. Одних людей такое сознание ведет к безысходности, других — к немотивированной агрессии. Среди специфических форм превращенного сознания стоит утопическое сознание, которое представлено двумя видами: одно направлено на идеализацию прошлого, другое — на идеализацию неких провозглашенных эталонов, которые предстоит еще апробировать. Иногда утопическое сознание приобретает форму фантастического, что по сути дела не меняет содержание, а лишь разнообразит форму его проявления. Накопление противоречий в общественном сознании предопределило рождение манипулируемого сознания, когда человек обладал как бы сразу двумя (а иногда и тремя) формами сознания: для официальной обстановки, для семьи и для близких людей. По своей сути это сознание опирается на плутократические тенденции в осуществлении политической власти: действительной реальной силой являются далеко не всегда официальные лица, а те, кто обладает богатством, властью и узурпировал право распоряжаться национальным достоянием. Оно получило прописку во всех слоях населения, проявившись в распространении казнокрадства, взяточничества, хищений собственности, снижении ответственности среди рядовых ра- ботников и двойной жизни руководителей, недалеко ушедших от мировоззрения преступного мира. Громогласно обличая подобные проступки на словах, люди нередко пасуют перед ними в конкретной ситуации. ПАРАДОКСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ37 Если характеризовать современное состояние общественного сознания в России, то можно прийти к выводу (практически никем не оспариваемому), что оно не только расколото и противоречиво, но и парадоксально. В общественном сознании зреют и продолжают существовать взаимоисключающие ориентации, которые противопоставляются друг другу и нередко претендуют на то, чтобы быть единственным средством спасения. Следует особо подчеркнуть, что парадоксальность сознания и поведения многолика. Парадоксальный человек как явление эпохи предстает перед нами во всем противоречивом обличье, так как причины, порождающие парадоксы, не являются однопорядковыми. Недоволен собой Материал написан чл.-кор. РАН, проф. Ж.Т. Тощенко. Парадоксальность ситуации состоит в том, что именно в человеке, конкретном индивидууме сосредоточивается эта противоречивость, когда он одновременно доверяет взаимоисключающим утверждениям, верит в ценность их для своей и общественной жизни. Такой подход дает возможность охарактеризовать сознание и поведение многих людей как находящихся в конфронтации с самим собой, в борьбе с самим собой, что затем переносится и на общественное поприще. Люди как бы бегут от себя одновременно в прямо противоположных направлениях. Распад СССР привел к разрушению сложившегося уклада жизни, пересмотру ориентации и ценностей для десятков миллионов людей. Исчезла не только страна — исчезла база того мировоззрения, на которую опирались люди в своей повседневной жизни. Общество быстро менялось, но мировоззрение, будучи консервативным звеном в цепочке сознательных актов индивида, отставало в своем развитии. Оно продолжало аккумулировать в себе приверженность к прошлому, формировало одобрение и критику настоящего, порождало неуверенность в будущем. Собранные социологами данные позволяют утверждать, что парадоксальный человек — это непременный атрибут переходного периода. Его нельзя изжить или игнорировать. Его необходимо познать и использовать это знание для решения злободневных проблем современной России. Анализ социологических данных обнажает полномасштабную картину различных типов парадоксального сознания и поведения. Первый тип — это «стихийный» парадокс. К нему можно отнести значительную (если не преобладающую) часть населения. Это скорее неосознанное или плохо осознанное противоречие, которое характеризует жизнь людей. В их сознании и поведении самым причудливым образом уживаются поддержка рыночных преобразований (по данным социологических исследований, их число среди взрослого населения достигает 80— 85%) и в то же время резкое неприятие и осуждение субъектов этих рыночных отношений (банкиров, предпринимателей и других носителей развитых форм рынка). К их деятельности скептически или отрицательно относятся до 60% участвующих в опросах общественного мнения. Что может быть нагляднее данного парадокса — одна сторона этого процесса поддерживается большинством, и с таким же успехом отвергается другая сторона, без чего данный процесс просто не может существовать. На базе стихийности сознания и поведения процветает такой тип парадоксального поведения, который можно отнести к категории «хищники». Это идеология современных олигархов, различных комбинаторов и просто мелких жуликов, которая сводится к тому, что хищение, присвоение национального богатства оправдывается «заботой» о будущем страны, народа. Именно от них можно слышать такие утверждения, что, мол, построенные дворцы, накопленное богатство, хотя и принадлежат лично кому-то, но они все равно образуют национальное достояние, достояние того, что они могут перейти и в другие руки и что, мол, общество в конечном счете выиграет от этого. Нередко «хищники» используют и такой прием: да, мол, первое поколение владельцев богатств (как, например, в Америке) — это поколение хищников, грабителей, но их дети, внуки (следующее поколение) — это достопочтенные члены демократического общества. Стоит сказать и о таком типе парадоксального поведения, как мародеры. Эта категория людей пытается поживиться тем, что осталось от прошлого, невзирая на то, имеет ли оно какую-то ценность для сегодняшнего дня или нет. Обстановка после распада СССР напоминает поле битвы, когда еще не ясно, кто победил и что ждет участвующих в ней завтра. Но есть короткий перерыв, когда еще нет четкого представления о результатах боя. Именно в этих условиях возникает стремление (в условиях экономической и политической неопределенности) урвать побольше и быть убежденным в своей безнаказанности. И мародерствуют везде — лишь бы была выгода — и на экономическом поприще, и в политических дебрях, и в этноконфессиональ-ных, и даже в сфере культуры. Очень своеобразный тип парадоксального сознания и поведения образуют «мутанты», число которых значительно. Для них характерен следующий алгоритм поведения. В течение значительной части жизни они придерживались одного мировоззрения, а затем — в период перелома — объявляют себя сторонниками прямо противоположных идей и убеждений. Причем это отвержение происходит в форме не просто отречения, а их жесточайшей критики. Своими оракульскими открытиями они нередко попирают нравственные начала, ибо отказ от прежних убеждений превращается в распродажу этого отказа, торговлю новыми убеждениями и критику старых идей. Не лучше ли руководствоваться христианской моралью: при изменении своей концепции жизни ты должен оставаться наедине с Богом, со своей совестью и только с ними размышлять об изменении своей жизненной позиции. В ином случае эта мутация говорит не об изменении сознания и поведения, а о перерождении всех человеческих начал. Не менее характерен для общества переходного периода и такой тип, который можно отнести к различным видам бытового шовинизма. Их носители, с одной стороны, нередко декларируют общечеловеческие ценности — уважение к другим народам, признание их права на свой язык и культуру. Но с другой стороны, в конкретных обстоятельствах они убивают или унижают других людей, сжигают их дом лишь потому, что они придерживаются других взглядов и «мешают» устройству своего народа. Именно на этой основе так называемые интернационалисты становятся носителями бытового шовинизма. Именно они являются сторонниками и морального насилия. Именно они возрождают социальные мифы, тасуют историю, «на научной основе» доказывают претензии к другим народам и государствам.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |