КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальное и общественное сознание
По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях. Анализ сущности и структуры общественного сознания начнем с рассмотрения индивидуального сознания и его взаимосвязи с общественным. Индивидуальное сознание — духовный мир отдельной личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Оно включает совокупность идей, взглядов, чувств, присущих именно этому, а не другому человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличительные черты. В философии принято считать, что диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания отражает диалектику взаимосвязи единичного и общего. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их механической суммой. Это качественно новое общественное явление, органический и переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи индивидуальному сознанию. Целое или общее всегда больше единичного на какую-то величину. Однако единичное бывает глубже и ярче в своих многомерных проявлениях, чем общее. Патриотизм — черта общественного сознания. Она присуща практически всем народам. Но в разные исторические эпохи патриотизм присущ большинству или меньшинству населения. Иными словами, отдельные индивиды, а таковых может быть достаточно много, не разделяют ценностей патриотизма, полагая, что человек — патриот не отдельной страны, а всего мира. Их называют космополитами. Ни одна нация и ни в одну историческую эпоху не может быть космополитичной, посколь- 5 Вызов Л. Становление новой политической идентичности в постсоветской России: эволюция социально-политических ориентации и общественного запроса (http://pubs.carnegie.ru). ку такое сознание противоречит природе нации. Она заинтересована в интеграции своих представителей, их солидарности и сплочении на основании каких-то общих ценностей. Таковыми выступают и выступали всегда ценности патриотизма. Страна может мыслить или не мыслить себя сверхдержавой. Существуют большие и малые народы, играющие на политической арене совершенно неодинаковую роль. Но ни один из них не может обойтись без чувства патриотизма, а оно не зависит от масштабов территории. Индивидуальное сознание глубже общественного сознания по той причине, что включает сложную аргументацию, каковой подтверждается каждое убеждение, составляющее ядро индивидуального сознания. Сознание, Ложно понятый патриотизм — опасное состояние общества по самому своему определению, включает не только бессознательные наслоения, всевозможные фобии и предрассудки, но также, а может быть, прежде всего мощный слой логически выверенных, четко объясняемых, аргументируемых и потому защищаемых перед другими убеждений. Значительная часть их составляет то, что называют мировоззрением. Общественное сознание не подразумевает такой системы аргументации, хотя можно предположить, что значительная часть ее институциализирована в системе народного образования, печати и телевидении. Действительно, в книгах, школьных уроках и телепередачах нам постоянно объясняют, каких ценностей и идеалов придерживается данное общество, почему это происходит именно так, а не иначе. Мощную инфраструктуру, призванную внушать населению ценности, на которых базируется общественное сознание, можно назвать институализированной или интериоризированной системой аргументации. Миллионы уроков и лекций, книг и телепередач составляют огромный пласт культуры, на котором покоится и возвышается общественное сознание. Тем не менее по глубине индивидуальное сознание превосходит его, хотя по масштабности и широте уступает общественному сознанию. Кроме того, индивидуальное сознание специализировано, а общественное охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Отдельный человек может вовсе не интересоваться политикой или религией, соответственно в его индивидуальном сознании не отрефлектированы суждения, объясняющие происходящие в обществе политические и религиозные процессы. Атеистическое воспитание за годы советской власти сделало миллионы людей нечувствительными к религиозным ценностям. Индифферентность к религии свидетельствует о том, что в поле индивидуального сознания множества людей отсутствуют соответствующие конструкты. Значительная часть, а в некоторые исторические периоды и подавляющая часть, молодежи равнодушна к политике. Ее интересуют современная музыка и досуго-вые ценности, а большая политика проходит мимо молодежного сознания. В данном случае мы вправе утверждать, что в индивидуальном сознании отсутствуют политические компоненты. Однако по отношению к обществу в целом подобного сказать невозможно. Художественная культура, религия, политика, равно как экономическая культура, социальные ценности и многое другое, что отражает полноту общественного бытия, отражается, регистрируется, рефлектируется и осмысляется общественным сознанием. Отсюда следует, что индивидуальное сознание не является слепком или копией общественного сознания. Индивидуальное сознание отдельных людей в силу особых обстоятельств может подниматься до уровня общественного, превышать его или существенно уступать ему. Индивидуальное сознание лучших представителей интеллигенции, особенно творцов национальной культуры, скажем Н. Бердяева или акад. Д. Лихачева, находится выше уровня общественного сознания, характеризующего или характеризовавшего в свое время общественное сознание. Напротив, индивидуальное сознание маргиналов и изолятов, существующих в отрыве от господствующего потока доминирующей культуры, ее, как принято сейчас выражаться, мейнстрима, находится ниже этого уровня. Выдающиеся ученые или художники высказывают идеи, которые опережают свое время. Часто они бывают не востребованы обществом, умонастроение и сознание которого еще не доросли до них. Однако через некоторое время они реализуются, входят в золотой фонд национальной культуры и становятся общепринятой нормой. Точно так же модные веяния, которые сменяются каждый сезон, вовсе не сразу становятся общим достоянием. Те и другие опережают общественное сознание, составляют то, что можно назвать интеллектуальным авангардом нации. Только те идеи и научные знания, которые соответствуют сиюминутным, текущим или, как еще говорят, насущным потребностям общества, немедленно реализуются на практике. Особенно заметно актуальное воплощение авангардных идей в военно-промышленной сфере. Общество может позволить не понимать абстракционизм в момент его зарождения, отсрочить его признание, как показывает опыт, на 40—50 лет, но оно не может себе позволить отставать от противника даже на 5 лет в области вооружений. Вот почему общественное сознание в советские времена было столь противоречивым: оно являлось достаточно консервативным в культурной сфере, не принимая те ценности, подходы и новации, которые уже были приняты на Западе, но практически не отставало от него в области военно-промышленных идей и разработок. Д. Уатт и Н. Ползунов почти одновременно создали паровые машины. Но в Англии идеи Уатта были востребованы обществом и получили развитие, а в отсталой России не существовало общественной потребности в паровых двигателях и использование их затормозилось. Хотя правильнее было бы говорить о том, что не общественное сознание запаздывало в своем развитии, а та часть общественного бытия, а именно экономика, которая определяет общий ход его развития, оказалась позади передовых научных идей. Еще более разительный пример — использование компьютера или бытовой техники в туземных племенах Новой Гвинеи. Аборигенное население вполне можно обеспечить передовыми образцами современной техники, но они вряд ли будут использованы и востребованы хозяйственной практикой. Традиционное хозяйство и традиционная экономика вполне обходятся и даже несовместимы с чудесами научно-технического прогресса. Между общественным и индивидуальным сознанием существуют сложная взаимосвязь и взаимодействие, которые иногда напоминают гонку за лидером. В роли лидера попеременно выступают то и другое. Передовые идеи гениальных творцов не сразу воспринимаются общественным сознанием. Однако наступает время, когда отставший пелитон догоняет лидера и делает его достижения общим достоянием. Иногда в роли лидера выступает общественное сознание, как это было в советские времена. Расхожие идеологические клише и партийные ценности чиновники, никогда не являвшиеся творцами новых идей, пытались навязать интеллигенции. Феномен кухонной культуры, процветавший в 70—80-е гг., свидетельствует, что между собой, закрывшись от посторонних глаз, советские интеллигенты рассказывали такое, что никак не согласовывалось с партийными нормами жизни. Именно кухня стала источником самиздатовской литературы и особого типа контркультуры, которая по своим идейным ценностям противостояла официальной культуре. Кстати сказать, и другие слои общества, в частности значительная часть рабочего класса и крестьянства, слепо не верили в коммунистические мифологемы, хотя их сознание не назовешь передовым. Но если большинство населения не разделяло официальных норм и ценностей, составлявших ядро общественного сознания, то оно, это сознание, как бы повисало в воздухе, будучи лишенным своих реальных носителей и субъектов. Идеологемы создавались узким кругом партийных функционеров и распространялись средствами массовой информации. Они, эти функционеры, выступали субъектами и творцами официального общественного сознания советского типа. Но кто тогда являлся его носителем, если большинство людей не верило тому, что писалось и о чем говорилось в СМИ? Развитие некоторых человеческих сообществ значительно отстает от современной технической базы После распада Британской империи у части местных элит новых независимых государств возникло желание вернуться назад. Как только колонизаторы ушли из Африки, резко упал уровень жизни, начались племенные войны. Говоря о неприятии официальной идеологии, следует помнить о том, что очень многие ценности, разделяемые официальными властями либо создаваемые ими, разделялись и большинством населения. Прежде всего это относится к коллективистским ценностям. Совпадение пропаганды и реальных духовных практик объясняется в данном случае тем, что те и другие питались из одного источника — исторического сознания русской нации, которое веками формировалось на базе общинности и коллективизма. Правильнее было бы говорить о том, что официальное общественное сознание, выражаемое советской пропагандой, просто поймало ветер в паруса, а не выступало творцом нового. Оно мобилизовало, а впоследствии монополизировало главный канал формирования национального сознания и самосознания, а именно канал коллективизма. Когда во время Великой Отечественной войны Сталин на время отошел от коммунистических ценностей и на первое место поставил национальные, народ воспринял этот шаг с одобрением. Он был подготовлен, воспринят как общественная потребность. Учреждение орденов Суворова и Кутузова, постановка патриотических ценностей, в том числе об Александре Невском, отвечали не интернациональным ценностям, на которых покоилось коммунистическое мировоззрение, а на исконно русских, национальных. Ренессанс национальных ценностей, правда, оказался настолько же своевременной, насколько и временной культурной акцией. После окончания войны какое-то время она продолжалась, хотя и в извращенном виде борьбы с жидомасонством, но вскоре сошла на нет. На первое место вышли идеалы равенства всех народов, интернацио- нальная дружба, а позже и мифологема «советский народ — новая историческая общность людей». Трудно говорить о том, что выступало здесь в роли лидера, — индивидуальное или общественное сознание. Разумеется, индивидуальное сознание несет на себе печать общественного, так как оно всегда есть продукт своей социальной среды. Но бывают такие исторические эпохи, когда официальное общественное сознание не улавливает перемен в индивидуальном, не прислушивается к тому, к чему оно стремится. Тогда оно повисает в воздухе, лишившись своей опоры. Национализм в позитивном смысле этого слова во все времена выступает в роли бессознательного архетипа, который нельзя игнорировать, если пропагандируемые ценности рассчитывают на успех. Советской власти, объединившей более ста национальностей, объективно было нельзя апеллировать к национальному сознанию, строить на нем структуру общественного сознания. В результате приглушались все ростки национального самосознания, формировалась некая искусственная общность «советский народ», от которого требовали забыть свое национальное прошлое. Такого рода культурная политика потерпела крах. Распад СССР продемонстрировал не только феодальные претензии первых лиц бывших союзных республик, что вполне понятно, зная закономерности формирования региональных и национальных элит, но также потребность простых граждан в возрождении национальных ценностей и усилении национального самосознания. Точно так же сложно решить вопрос о том, какой тип сознания, индивидуальное или общественное, является более консервативным или более динамичным. Индивид всегда является носителем общественных взглядов, привычек, традиций, берущих свое начало в глубине веков. Но точно так же можно утверждать, что любой человек стремится быть в курсе последних событий, следит за модой и новыми идеями, быстро меняет привычки и взгляды. Индивидуальное сознание, таким образом, статично и динамично в одно и то же время. Возможно, что общественное сознание изменяется гораздо медленнее. Действительно, ключевые ценности, например патриотизм и коллективизм, держатся столетиями и тысячелетиями. Они отражают историческую практику всего нарда, его жизненный опыт. Однако смена политического режима, произошедшая вначале в 1917 г., а затем в 1991 г., вынудила общественное сознание россиян резко поменять координаты. Сначала неподвижный корабль общественного сознания развернулся от капиталистических к социалистическим ценностям, а позже совершил обратное движение. И всякий раз поворот осуществлялся на 180°. Радикальная смена идеологических ориентиров общественного сознания, а теперь об этом можно говорить с полной уверенностью, затронула лишь поверхностные слои, оставив в неподвижности глубинные, те, что формируются Писаренко Д. «Пиночет — это в кайф!» // Аргументы и факты. 1999. № 39. С. 18. Там же. на уровне бессознательного и действуют как автоматические привычки. Нетронутыми оказались принципы равенства, существовавшие в нашем сознании до и после революции, братской и соседской взаимопомощи, бес-сребреничества и приоритета духовных ценностей над материальными, культ нищелюбия и др. Такая установка общественного сознания (возможно, стоит говорить в этом случае о массовом сознании), как предпочтение жить пусть победнее, но зато равными, господствовала в русском сознании при всех сменах политического режима. Возможно, ее следует относить к культурным константам русского менталитета. Правильнее, видимо, говорить не о том, что один тип сознания, скажем общественное, развивается динамичнее другого, а о том, что в одном и том же типе сознания существует множество слоев, которые движутся по исторической плоскости с разной скоростью.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |