КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное сознание в эпоху постмодерна 3 страница
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. На пороге XXI столетия наравне с технологиями, а возможно, и в гораздо большей степени именно культура становится наиболее динамичным и быстроразвивающимся компонентом различных цивилизаций. Она не сдерживается в своем прогрессе ни инертностью институциональных структур, ни ограниченностью доступных ресурсов. Тем не менее того же нельзя сказать и о массовом сознании, которое подвержено неумолимому торможению со стороны многих факторов, начиная с вышеперечисленных, кончая национализмом, религиозным фундаментализмом, проблемами рынка и объективными политическими ситуациями. И весьма часто подобные расхождения в скорости развития приводят к кризисности сознания и эпохи. Несомненно, имеет место коммерциализация культуры. С одной стороны, всеобщее образование, доступность дешевых изданий классиков, компактные плейеры и видеоаппаратура приближают широкие массы к высокому искусству, но при этом культура превращается в придаток ры- ночно-технологической регуляции человеческих взаимоотношений, в том числе — манипуляции поведением, менталитетом и массовым сознанием широких слоев. Если данное действительно для высокой культуры, которая всегда носила в себе эле менты концептуальной оторванности от широких масс и была чужда их реальности и потребностям, то что же можно сказать о популярной культуре? Вся культура преобразуется по авангардистскому образцу, и все интенсивней становится диффузия из «высоколобой» и затруднительной для всеобщего понимания культуры во вседоступную массовую. Общество уже не просто пассивно поглощает инновации, оно воспринимает весь авангард органично и создает всеобъемлющий, жадный до новаторства рынок. Хотя постмодернизм и выражает наиболее полно кризисный дух эпохи, он является далеко не доминирующим направлением в культуре. В ответ на негативные последствия вступления в постиндустриальную фазу общественного развития, такие как кризис человеческих ценностей, отчуждающий характер труда, угроза глобальной экологической катастрофы, засилье политической олигархии, распространение оружия массового поражения, усиление примитивной инстинктивной жестокости, рождается контркультура. Среди приверженцев контркультуры обычно выступает молодежь из числа среднего класса, не приемлющая культурные аспекты господствующей системы и требующая налаживания постоянных форм солидарности, предполагающей внутренний плюрализм и свободу мнений, а также выходцы из малообеспеченных слоев, лишенные устойчивых позиций в существующей системе отношений. Все контркультурные объединения выступают с предложениями об иных формах жизнеустройства: среди них мы находим и экологические партии и движения, и утопические коммуны, построенные на отрицании всех привычных форм социального устройства, и тоталитарные секты, основанные на импортированных мистических учениях или на исковерканных толкованиях христианства, и течения, поклоняющиеся музыкально-эстрадным типам массовой культуры. Но следует отметить, что чаще всего подобные объединения скатываются к культурному фундамен- тализму и насаждению несистемных принципов и носят незаконченный и примитивный характер. Во многих из этих течений есть особенности, показательные для общей картины массового сознания в переходе к постиндустриал ьности. В них нетрудно при пристальном взгляде заметить лишь духовную опустошенность, поиск компенсации в добровольной и почти демонстративной отверженности, пассивное и острое неприятие окружающей действительности, возможно, в каком то смысле ущемляющей определенные слои общества, освобождение от нормативной морали и дости-жительных ориентации. Фундамент отличия западного и российского перехода от традиционного к постиндустриальному массовому сознанию лежит в несоразмерности кривых их развития в Новейшее время. Несмотря на такие значительные психологические потрясения, как мировые войны и отдельные локальные конфликты, европейское сознание эволюционировало гармонично, более или менее бурно или постепенно в зависимости от исторического периода и социальных предпосылок. Этот процесс имел логическую завершенность, и, несмотря на все объективные трудности данного перехода и встречающиеся на пути препятствия, он был органичным и по крайне мере последовательным. Изменения шли стихийно, хотя и носили нередко кризисный характер, и концептуально отвечали реальным социокультурным условиям. В появлении тех же хиппи, или андерграунда, или чего-либо еще вылилась накапливавшаяся десятилетиями и нашедшая объяснимый конечный выход усталость общества от традиционных метанарративов и стандартов. То, что сознание постепенно деструктурировалось и хаотизировалось, теряя прочную почву под ногами, — про то разговор отдельный.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |