КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Групповое сознание
Человек не может быть изолированным от общества и общественных идей. Трансформируясь через бытие отдельных людей, их общественное сознание формирует индивидуальное сознание. Ньютон совершил свои гениальные открытия потому, что он, по его словам, стоял на плечах таких гигантов мысли, как Галилей, Кеплер и многие другие. Общество — сложное материальное образование, состоящее из множества различных социальных групп. Такими группами являются классы, сословия, религиозные, этнографические, демографические и профессиональные группы. Следующий после этнического сознания субсоциетальный уровень общественного сознания включает сознание больших социальных групп, образующих те или иные структуры отдельных обществ: классы, профессии, религиозные, социокультурные и т.д.8 Чтобы человек мог иметь возможность причислять себя к какому-то классу общества, должна быть более-менее четкая официальная дифференциация населения. Причисляя себя к какому-нибудь классу общества, индивид учитывает свои возможности доступа к культурным и материальным благам. Но все же около 2/3 населения безотносительно к чинам, рангам и доходам — привычно, упорно, настойчиво относит себя к некой «середине»9. Каждая группа является субъектом определенного сознания, и в этом смысле можно говорить о групповом сознании, диалектически связанным с общественным сознанием и индивидуальным как особенное. Оно складывается на основе индивидуального, но, как и общественное сознание, не представляет собой механической суммы индивидуального, хотя и отражает бытие социально-экономических и политических условий жизни каждой группы людей. В то же время групповое сознание опосредуется общественным сознанием и выступает как элемент или подсистема общественного сознания, входя в него частью своих элементов. 8 Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 219. 9 Левада Ю. От мнения к пониманию. М.: Московская школа политических исследований, 2000. Самое универсальное и неспецифическое для нашей страны кроется в том, что человек, причем это проявляется массово в сознании людей, хочет быть с «большинством» и поступать «как все», ибо так уютнее, безопаснее. Конечно, у людей нет цифровых показателей, но существует некое устойчивое представление о том, что хотят эти воображаемые «все». Более специфическая «наша» черта — это боязнь «высовываться». Боязнь, которая была сформирована в обществе запуганном и скованном круговой порукой. Нарушитель этой неписаной нормы, в какую бы сторону ни шло отклонение, рискнул столкнуться не только с моральными, но и с насильственными санкциями. Сейчас, как и раньше, еще у многих работает установка — равнение на середину, и появление новых элитарных слоев, «новых» и «новейших» русских пока мало изменяет общую ситуацию, в частности, потому, что задаваемые ими поведенческие образцы скорее отталкивают, чем привлекают «среднее большинство». Привлекательным стандартом является среднемас-совость10. Для нас может представлять интерес и неоднородность сознания класса, которая, прежде всего, проявляется в его содержании: различии знаний, представлений, чувств, разделяемых теми или иными «секторами» класса. Однако она имеет и более глубокую природу, затрагивая уровни существования классового сознания. В результате часть класса может осознавать положение класса в обществе, его интересы, цели, задачи на уровне обыденного сознания, в то время как другая — в форме теоретических предложений, научных истин. Вообще, очень сложно представить себе ситуацию, когда все члены класса демонстрировали бы абсолютное единство позиций по всем вопросам. Например, даже пролетариат в свои звездные часы ни- Левада Ю. От мнения к пониманию. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С 302. когда не был однороден по своему составу. Он изменялся прежде всего потому, что в него постоянно вливались новые отряды, — часть из рядов самого рабочего классы, часть из других слоев населения. Отмеченное выше о несовпадении ролей и носителей группового сознания обнаруживает себя в том, что отдельные части группы оказываются носителями еще другого сознания, принесенного со стороны, порожденного другими общностями. Это ведет к возникновению такого многогранного в политическом, культурном и иных отношениях явления, как групповая неоднородность сознания общности или несовпадения в частности классового сознания. При анализе фактического сознания того или иного класса можно столкнуться с одним чрезвычайно важным для понимания и учета реалий жизни общества явлением — синкретичностью сознания всякой духовной общности, возникающей в результате перекрещивания, пересечения различных типов группового сознания в пределах действия той или иной отдельной группы, класса". Смысл этого явления в том, что индивиды, образовавшие ту или иную группу, класс, одновременно входят во многие другие более или менее широкие общности: демографические, религиозные, этнические, политические, совпадающие с ближайшим окружением человека (средой его проживания), и в результате они оказываются носителями не одного, а нескольких различных типов группового сознания. В качестве членов иных общностей индивиды наряду с представлениями других классов и слоев населения, входящих в общность, участвуют в создании и распространении иных, отличных от классовых элементов сознания. В обществе существуют общечеловеческое сознание, выражающее отношение людей к прошлому и будущему своей страны, и так называемое традиционное сознание, принимающее форму национальных, этнических обычаев, вкусов, предрассудков, отношение людей к действительности, и специфическое сознание тех или иных возрастных групп12. Групповое сознание характеризует не только малые, но и большие социальные группы. Сознание пенсионеров существенно отличается от сознания молодежи, которое активно исследуется социологами. Сегодня в сознании молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринимательство. Культ денег поднялся на первые места в иерархии ценностных ориентации значительной части молодежи, что отразило как особенности времени, так и разное понимание жизненных перспектив молодыми людьми: деньги выступают как условие удовлетво- " Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 153. 12 Там же. С. 154. рения потребностей не только в развлечении, но и в духовном росте, саморазвитии. Имеет значение коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, которая все менее доступна для средне- и малообеспеченных молодых людей, молодых семей. Этим сокращаются возможности для освоения мира в форме игры, самодеятельного творчества, путешествия и т.д. Преодолевая эти препятствия, молодежь в значительной своей части стремится к самообеспечению. На этой основе в молодежной среде формируется положительное отношение к предпринимательству, достижению материального достатка13. По данным алтайского социолога СИ. Григорьева, либеральные и антилиберальные ориентации молодых носят тенденции конструктивного и деструктивного развития. Это касается основных сфер общественной жизни, воспринимаемой сегодня молодежью России. Масштаб распространения либеральных ориентации молодых в социальной и духовно-нравственной сферах приближается к такого рода ориентациям в сферах политических и экономических отношений, и это до недавнего времени рассматривалось как серьезная проблема, тормозящая реформы, вовлечение подрастающего поколения в демократические преобразования; 17-летние россияне демонстрируют массовое включение в освоение ценностей и отношений реформ, специфически отражая их недостатки, перегибы общественной жизни. Массовое распространение либерально-демократических ориентации в самой молодой из групп молодежи России сопровождается ее социально-этической деградацией, грозящей основам развития целого поколения россиян. Социологи с тревогой отмечают, что в устремлениях молодежи стали преобладать не ценности гражданского общества, не идеалы добра, справедливости и чести, а узкоэгоистические, личностные устремления, связанные с обустройством личной жизни, с осознанием того, что она может строиться за счет интересов и устремлений других людей. Это противоречие особенно наглядно проявляется даже в таком частном случае, как выбор профессии. На первые места в лестнице престижа прочно вышли профессии предпринимателя, менеджера, коммерсанта, торговца недвижимостью и т.д. Почему произошел такой, на первый взгляд, парадоксальный поворот от вчерашних желаний стать физиком, космонавтом, инженером, археологом или приобрести другую, не менее значимую профессию, отвечающую глубинным потребностям развития науки и культуры, а не сиюминутным желаниям и целям? Все ли дело только в том, что новые профессии дают основу для экономической свободы, обретения независимости от государства и общества, развития индивидуальности14. Распространение религии в российском обществе также имеет групповую характеристику. Оно идет от разного рода интеллигентских «властителей дум». Только 9% опрошенных в 1992 г. черпали религиозную информацию в церкви и лишь 21 % — из Евангелия и религиозной литературы (цифра наверняка преувеличенная), в то время как из газет, журналов и телевидения — 39%, из художественной литературы — 31%. Однако хотя движение к религии идет от интеллигенции, религиозность самой интеллигенции в среднем ниже, чем населения в целом. Опросы показали устойчивую нега- 13 Луков В.А. Проблемы молодежи // Социс. 1998. № 8. С. 31. ТощенкоЖ.Т. Некоторые современные парадоксы общественного сознания // Социс. 1995. №11. тивную корреляцию религиозности и образования. При этом интеллигенция крайне неоднородна. Отношение к религии представителей отдельных интеллигентских профессиональных групп очень разное. Среди работников культуры, например, и в 1991, и в 1992 г. верующих было значительно больше, чем в населении в целом (44% против 29, и 46% против 40). Очевидно, здесь сложилась определенная религиозная субкультура, и распространение религии в значительной мере идет из этого слоя15. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5—6 только малых и не менее 10—15 больших и «средних» формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Микроуровень общественного сознания подразумевает сознание и формы поведения в малых группах. Общественное сознание в целом остается неизменно связанным с представлением о групповом характере его субъекта, который одновременно является и его творцом, и его носителем. Данный подход сложился в различных направлениях и школах социологии. Даже с учетом неодинакового значения, вкладываемого в само понятие «группа», субъект общественного сознания описывается в терминах групповых общностей16. Это значит, что за исключением каких-то отдельных элементов общечеловеческого сознания именно формы группового сознания, взятые в совокупности, заполняют в анализе все поле функционирования общественного сознания в различных типах обществ. И именно принадлежность индивидов к тем или иным группам (в рамках различных обществ) позволяет выделить определяющий спектр социального поведения людей. Так, внимание современной социологии и социальной психологии сосредоточено преимущественно на различных формах группового поведения людей. Группы могут быть большими и малыми, естественными или «искусственно» созданными обществом или самим исследователем. Часто значе- 15 Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс. 16 Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 156. ние одной или нескольких групп кардинально отличается от остальных. Привилегированные группы в закрытых, сословных обществах являются замкнутыми. В открытых современных обществах строго замкнутые группы невозможны, все межгрупповые грани проницаемы17. Таким образом, народы, классы и социальные группы являются составными и дополняющими друг друга. Человек одновременно входит в каждый из данных субъектов. Принадлежность к одному из них постоянна — национальность, народность, а класс или социальные группы можно менять. Человек не может не занимать каждую из этих ступенек. Его сознание формируется вместе со стереотипами и привычками своего народа, класса и тех социальных групп, в которые он входит. Вместе с тем примерно сто лет назад, на переломе XIX—XX столетий, в поле зрения социальной науки оказались факты совместного поведения людей, к которым критерии «классического» группового подхода оказались явно неприменимы. На первый взгляд, это были те же общности индивидов, причем иногда весьма внушительных размеров, но они демонстрировали отличные формы поведения от групповых и характеризовались иной природой: • они возникали как бы случайно, не в силу некоей изначальной «заданное™», связанной с какими-то общими признаками индивидов, образующих общность, а скорее неожиданно по тому или иному поводу; • их характеризовала четко выраженная кратковременность существования; некоторые из них могли создаваться и распадаться буквально на глазах. Таковыми были первые зафиксированные негрупповые типы человеческих обществ (различие толпы и публики ввел Г. Тард, который считал, что первая представляет собой физическое сплочение, преимущественно негативно действующее, а вторая — духовное, более цивилизованное и терпимое целое). Считается, что важнейшим свойством этих общностей является то, что они носители особого, специфического типа сознания. Так наука впервые столкнулась с феноменом, получившим впоследствии название массового сознания. В работах первых социологов и социальных психологов, которые впервые обратились к этому феномену, сделаны замечания о том, что в таких общностях объединяются индивиды различного социального положения, относящиеся к разным нациям, профессиям, возрастам. В толпе могут действовать такие механизмы сознания, которые связаны с явлением подражания, «инфицирования», внушения. Сама толпа представляет собой относительно кратковременное, внутренне неорганизованное скопление людей, которые объединены пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью18. Левада Ю. От мнения к пониманию. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С. 270. 18 Гофман А.Б. Мода и люди. М., 2000. С. 110. Сообщества людей часто делят на толпу и публику В литературе существуют разные типологии толпы, но по характеру поведения выделяют четыре типа: случайную; экспрессивную (множество людей, совместно выражающих горе, радость, протест); конвенциональную, поведение которой изначально строится на явных или подразумеваемых нормах; действующую (ее делят на повстанческую, агрессивную, спасающуюся). В действительности это разделение носит условный характер: одни типы могут превращаться в другие, частично пересекаться друг с другом. Как отмечал Ю.А. Шерковин, «психологическое состояние индивида в толпе изменяется в сторону: 1) повышения эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит; 2) повышения внушаемости и, соответственно, уменьшения степени критического отношения к самому себе и способности рациональной переработки воспринимаемой информации; 3) подавления чувства ответственности за собственное поведение; 4) появления чувства силы и сознания анонимности»19. Относительная слабость регуляции внутри толпы компенсируется деятельностью ее лидеров или каким-либо внешним событием, привлекающим внимание всех участников толпы. Важным сплачивающим фактором в толпе является мода и ее стандарты. Такие особенности поведения индивида в толпе, как повышенная эмоциональность, внушаемость, оказывают воздействие на принятие стандартов, их распространение не только от события к толпе, но и от одних участников к другим. Важное значение в толпе имеет взаимное стимулирование в форме ритуала: аплодисменты, возгласы одобрения. Так как толпа — коллективно-психологический феномен, то и ее сознание зависит от непосредственного психологического и практического взаимодействия внутри нее. В толпе теряют значение индивидуальные и статусные различия, действу- 19 Гофман А.Б. Мода и люди. М., 2000. С. 110. ющие в «обычных» условиях нормы и табу. Толпа понуждает отдельных людей одинаково действовать и буйствовать, снимает всякую попытку сомнения или сопротивления, но считается, что даже поведение самой неистовой толпы имеет свою логику. В действующей толпе, особенно сплоченной, всегда можно обнаружить более или менее ясно видимую структуру. В ее основе лежат некий поведенческий стереотип (ксенофобия религиозная или этническая, кровная месть, «право» Линча) и ролевой механизм (например, подстрекатели, активисты, крикуны). Нечто подобное существует и в ситуации разобщенной, панической толпы (стереотип «спасайся кто и как может» и соответствующее разделение ролей), но ролевой набор в толпе беден20. Поведение толпы и сознание человека в ней могут быть различны, два следующих примера могут это продемонстрировать. Вот как описывает классический процесс «толпизации» один автор. Речь идет о римлянине, который питал отвращение к кровавым играм гладиаторов, но однажды он был приведен друзьями в амфитеатр, «где все вокруг кипело свирепым наслаждением. И душа его была поражена раной более тяжелой, чем тело гладиатора, на которого он захотел посмотреть... Он был уже одним из толпы. Он смотрел, кричал, горел и унес с собой безумное желание, гнавшее его обратно» (толпа, которая описана в этом тексте, — зрительская, т.е. участвующая в действии как психологический соучастник и вдохновитель)21. Другой пример. В первый период демократических сдвигов (и еще в большей степени иллюзий) «ранней» советской перестройки до 300 тыс. людей собралось на территории Лужников. По началу высказывались опасения, что человеческое множество без жесткой организации и внешнего полицейского контроля легко может превратиться в смертельно опасную толпу «хо-дынского» образца. Опасения не оправдались, охваченные общим приподнятым настроением разумные, интеллигентные люди оставались взаимно предупредительными, никакой давки не возникло. Ощущение первичной человеческой общности, как признавали очевидцы, было одним из самых ярких тогдашних впечатлений22. Вообще, импульсы в массовое сознание идут через чувственную сферу, на чем, кстати, и ловит нас различного рода реклама. Но бурные социальные, экономические, политические и культурные процессы, происходившие в XX столетии, принесли новые примеры «неклассических» общностей. Речь уже шла о разнообразных и в то же время устойчивых множествах людей, демонстрирующих совместное поведение, а также стоящий за этим поведением особый тип сознания23. Среди них стали фигурировать Левада Ю. От мнения к пониманию. М.: Московская школа политических исследований, 2000. С 252. 21 Там же. С. 255. 22 Там же. С. 256. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 162. участники различных массовых политических и социокультурных движений, например, в защиту окружающей среды, за мир и устранение ядерной опасности; аудитории различных средств и каналов массовой информации; потребители тех или иных престижных, модных товаров и услуг; члены любительских клубов, болельщики футбольных команд и почитатели кинозвезд. Но особое место по значению, яркости стали занимать носители общественного мнения, которое может действовать как в границах государств, так и за его пределами. В заключение можно сказать о том, что общественно значимым страхом (фобией) является утрата социальной, национальной и личной идентичности. Самое простое — географическое распределение привязанностей: функция «места рождения» — первичная социализация человека; «родной регион» — преимущественно носитель локальной культурной традиции. Соответственно, наибольшую нагрузку имеет словосочетание «родная страна», в то время как европейские общецивилизационные структуры для российского массового сознания остаются абстракциями. На этом уровне важны гражданская принадлежность, державное самоопределение и символическая идентификация24. Другой тип идентификации и в массовом понимании формирует принадлежность к статусной позиции. Принадлежность к определенному статусу в современных условиях означает прежде всего обладание некоторыми эксклюзивными ресурсами. В общественном сознании существует некая иерархия ценностей, смысл которой сводится к следующему. Если построить иерархию значимого, то на первом месте окажутся поколенческие связи и, возможно, национальные корни, а на втором — групповая принадлежность. Провести надежные границы массового сознания невозможно. Это объясняется социальной природой, связанной с особым типом субъекта — носителя данного сознания.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |