КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема типологии общественного сознания
ФОРМЫ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому имеет смысл выделить его различные формы — нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование достаточно условно, но с педагогической целью оно весьма полезно. В литературе встречаются самые разные, порой невероятные, определения и характеристики сознания, выполняющие классификационные функции его видов и форм. В частности, говорят о следующих видах и формах сознания: архаическое, историческое, мифологическое, мифическое, патриотическое, извращенное, просветленное, изолированное, чувственное, молодежное, расколотое, протестное, мозаичное, ущербное, профанное, национальное, конфессиональное, партийное, языковое, советское, фундаментальное, идеологизированное, эстетическое, экологическое, языковое, массовое и т.д. Хотя приведенный список неполный, очевидна его гетерогенность. Виды и формы сознания выделяются по самым разным основаниям, в частности, по сферам общества (политическое, экономическое и др.), историческому критерию, отношению к науке или мифу, религиозной принадлежности, этническому признаку, партийности и т.п. Однако считается, что к формам общественного сознания можно относить лишь следующие: философию, науку, нравственное, политическое, правовое, экономическое, историческое, религиозное, эстетическое, экологическое сознание. Видимо, устоявшиеся классификации в скором времени придется пересматривать, расширяя и добавляя в перечень все новые варианты. Под видами общественного сознания понимают такие формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, которые как бы дублируют отрасли общественного разделения труда. Допустим, это самое разделение труда породило в свое время политику, экономику, религию и т.д. Соответственно им возникли и виды общественного сознания. Так, религию отражает религиозное сознание, а политику — политическое. Сколько видов практической деятельности существует, столько должно быть и видов сознания. В итоге мы знаем, что общественное сознание проявляется в формах политического, правового, нравственного, религиозного и атеистического, эстетического и естественно-научного сознания. А как быть, если внутри какой-то сферы, скажем, той же религии, возникли частные виды деятельности, например сектанская? Можно ли утверждать, что должно существовать и сектанское сознание? А как быть с теми видами деятельности, которые возникли в глубокой древности, когда существовал соответствующий им предмет или институт, а сегодня они умерли? Так, мифология отражает первобытную стадию развития, современное общество ее давно преодолело. Но мифологическое сознание сохранилось. Оно не просто живет, но и процветает, подпитываясь от таких энергетических источников, как, в частности СМИ. Может быть, это вовсе и не мифологическое сознание в его первозданном виде, а некая пережиточная форма, приобретшая вполне самостоятельное бытие? Эти проблемы по сей день не находят своего решения, и ученые продолжают спорить, что свидетельствует о важности самого предмета научного спора. И в самом деле, общественное сознание во всех своих проявлениях — это все еще terra incognito. В нем много загадочного и парадоксального, что дает постоянную пищу ищущему уму социолога. Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и общества. Следовательно, чем богаче становится бытие и чем сложнее общество, тем разнообразнее формы их отражения в сознании людей. А если формы общественного бытия, что называется, превращенные, противоречивые, парадоксальные и даже извращенные (об этом мы говорили в томе, посвященном социальным деформациям), то каким тогда должны быть формы общественного сознания? Ответ очевиден, хотя и не ясны причины. Различные формы сознания отражают также отношения между большими социальными группами — классами, слоями, профессиональными группами, нациями, государствами. Следовательно, чем сложнее межгрупповые отношения, тем богаче и разнообразнее общественное сознание. Известно, что в науке познаются конкретные законы природы. Об этом мы тоже в свое время говорили. Искусство отражает мир уже не в понятиях, а в художественных образах. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ. Все они включаются в «язык» общественного сознания. Итак, богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Однако реализуется эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества. Другими словами, нет потребности — не возникнет новая форма сознания, ибо она должна удовлетворять ту самую потребность. Говоря проще, должна быть востребованной. Казалось бы, давно канула в Лету мифилогическая эпоха в жизни общества. Интеллектуальная машина просвещения уже все перепахала и вытравила из сознания людей все пе режиточные явления. Ан нет. Сегодня потребность в мифологическом сознании как никогда высока. Но если возрождается то, от чего человечество отказалось как от исторически отжившего института, значит, в современном обществе что-то не в порядке. Так вот по карте современного общественного сознания можно проводить диагностику порождающего его общества. Каково сознание, таково и бытие. Под формами и видами общественного сознания мы будем понимать в дальнейшем любые вербальные и знаково-символические проявления общественного сознания, имеющие индивидуального или коллективного (группового) субъекта и подразделяющиеся по сферам общественной жизни либо по содержательным функциям, выполняемым ими в ходе солидаризации социальной жизни общества. В этом состоит онтологическое единство видов и форм сознания. Исторически первым видом общественного сознания выступает мифологическое, которое возникло в глубокой древности и в пережиточных формах сохранилось сегодня. Однако между формами и видами целесообразно провести методологическое разграничение. В зависимости от носителя или субъекта мы будем выделять виды общественного сознания — индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания — социальная группа, носителем массового сознания — неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Например, к феномену массового сознания могут быть отнесены поклонники какого- то эстрадного певца, почитатели газеты «СПИД-инфо», постоянные слушатели радиостанции «Маяк». Иногда говорят, что носителем массового сознания является толпа, но многие социологи считают, что правильнее выделять и сознание толпы, и сознание массы. Попутно отметим, что толпа — это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но от массы толпу отличают непосредственный контакт, наличие лидера и совместная деятельность, например, на митинге, демонстрации и т.п.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |