КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И идеологическое сознание
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ Историческое сознание в форме массового сознания преломляется в форму политических идеологий, которые целиком подчиняются мифологическим закономерностям. Ученые прослеживают параллели между принципами мифологического мышления и современным идеологизированным сознанием. Так, Я.Э. Голосовкер выделяет целый ряд принципов мифологического сознания, которые в полной мере применимы к современному идеологизированному сознанию. Их можно последовательно рассмотреть. 1. Произвольность времени. Голосовкер пишет: «Итак, логика чудесного Показывая игру времени с возрастом, Голосовкер замечает: «Боги могут рождаться в любом возрасте». К политикам это относится в полной мере. Длительность политической жизни, пишет Н.П. Антропова, играет условную роль. Кто-то годами идет к власти, а кто-то за полгода может выскочить из безвестности в диктаторы целой страны32. 2. Независимость от пространства. Голосовкер пишет: «Играя временем, 30 Наппат С. L. Prejudice and the Teaching of History // New Movements in the Study and Teaching of 31 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 23. 32 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// 33 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 25. Идеологизированное сознание предъявляет обладающим властью политикам требование «вездеприсутствия». Что бы ни происходило, происходит с ведома правительства. Это вытекает из аксиомы идеологизированного сознания: «Правительство во всем виновато». Политические руководители страны прекрасно знают об этом принципе мифологического мышления и пытаются его переформулировать в более выгодном для себя свете: «Во всем заслуга правительства». 3. Обусловленность не рационально постигаемой причинностью (каузально Это можно видеть опять же на примере везде присутствующего правительства, которое в идеологизированном сознании связывается не только с социальными явлениями, но даже с природными катаклизмами. Так идеологизированное сознание связало спитакское землетрясение в Армении в 1989 г. с противостоянием Армении Союзному правительству. По методу двоемыслия люди, с одной стороны, прекрасно понимали нелепость такого предположения, с другой стороны, вполне серьезно ожидали какой-либо подобный катаклизм в Прибалтике. Согласно мифологическому прин ципу, не конкретные действия правительства, а его свойства обусловливают ту или иную ситуацию. Иными словами, если в правительство попадает коммунист или демократ, то ситуация меняется к лучшему или худшему не потому, что они совершают те или иные действия, а потому, что это обусловливает само свойство «быть коммунистом» или «быть демократом». Этим объясняется и то, что избиратели очень интересуются избираемой персоной и ее индивидуальными свойствами, но очень мало интересуются конкретными ее действиями. Анализ действий потребовал бы рассудочного мышления. Анализ же свойств позволяет делать выводы мифологическому мышлению. 4. Свобода от обусловленности временной последовательностью. Я.Э. Го 1. В действительной жизни причинная последовательность есть временная последовательность. В чудесной действительности мифа причинная последовательность может лежать вне времени: она вневременна. 2. Для того чтобы что-либо произошло, нет необходимости в каких-либо переменах в предшествующих обстоятельствах. Для этого необходимо одно: желание»35. Иными словами, для признания какого-либо явления совершенно нет необходимости видеть его предпосылку в предшествующих событиях. Оно может возникнуть произвольно лишь потому, что кто-то захотел, чтобы оно было. Так, например, к 1999 г. в российском обществе был 34 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 26. 35 Там же. С. 29. чрезвычайно низкий уровень экономических ожиданий. В возможность экономического подъема практически никто не верил. Но во второй половине 1999 — первой половине 2000 гг. все вдруг заговорили об обвальном росте российской экономики, который никак не предвещала предшествующая ситуация. Этот обвальный рост произошел только в идеологическом сознании, и причина его только в одном: его захотел новый лидер государства. Приписывание лидеру харизматических свойств вполне было достаточно, чтобы всем уверовать, что простого желания лидера вполне достаточно, чтобы экономический рост начался без всяких на то предшествующих причин. 5. Произвольность масштабов. Я. Голосовкер приводит примеры того, что Мифологическое сознание порождает «чудовищ» оказываются несоизмеримы с человеком, что исключало всякую реальную борьбу с ними на равных. Идеологическое сознание запросто может приписать одному какому-либо человеку явно сверхчеловеческие свершения: развал государства, победу в войне или сохранение мира, падение и подъем экономики. Причем носитель такого сознания вполне может быть образованным человеком и понимать, что в обществе царят социальные закономерности, которые вопреки воле конкретных людей обусловливали все эти события. Иными словами, он прекрасно может понимать несоизмеримость масштабов, но стоит ему обидиться на какого-либо политика (или, наоборот, полюбить), и эти масштабы сразу станут соизмеримыми. 6. Абсолютность свойств. Я.Э. Голосовкер полагает, что у мира чудесно шебные (чудесные) предметы. Функция волшебного предмета непрерывна, ибо энергия его неисчерпаема (абсолютна)»36. Это в полной мере проявляется в современном идеологизированном сознании. Каждая партия для массового человека олицетворяет в себе воплощение сил добра или зла. Если он сторонник какой-либо идеологии, например ЛДПР, то он будет верить, что сами свойства идеологии ЛДПР преображают действительность к лучшему, ведут к утверждению исторических сил добра. И что бы ни происходило, как бы ни вел и что бы ни говорил лидер ЛДПР, свойство «преображать к добру» у этой партии абсолютно, неиссякаемо и не зависит от конкретной социально-политической ситуации. Такое же отношение к своим партиям можно наблюдать и у коммунистов, и у демократов. На этом основывается принцип недискредитируемости идеологического лидера. Его свойства абсолютны, что бы он ни делал и какие бы глупости ни говорил. 7. Принцип невозможности существования вещи при утрате мифологичес Иными словами, мифологическая цель вещи абсолютная и является ее предназначением, без которого сама эта вещь не может существовать. Так, например, предназначение Горбачева было в сохранении Союзного государства. Его способность достигать эту цель абсолютизировалась. Но стоило ему не выполнить этого предназначения, и он перестает существовать в современном идеологическом сознании. Есть только Горбачев как частный человек, но не как политик38. 8. Условность основания деления понятий. Я. Голосовкер рассуждает так: Массовое идеологическое сознание исходит из того, что в истории царят силы добра и силы зла, которые выражаются в политиках, партиях и идеологиях. В соответствии с этим современный человек четко разделяет 36 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 30. 37 Там же. 38 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// 39 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 37—38. политиков на тех, к кому он хорошо относится, и на тех, к кому плохо. Но основание для деления, как правило, обусловлено текущей ситуацией. Так, коммунисты и фашисты легко объединились при защите Белого дома в 1993 г. А в 2000 г. так же легко объединились демократы и жириновцы в поддержке нового лидера. Непримиримые враги с изменением ситуации легко становятся друзьями, и наоборот. 9. Принцип: «Если вслед за этим, значит вследствие этого». Голосовкер При анализе мифологического сознания этот принцип наиболее бросается в глаза. Так, если вчера к власти пришло новое правительство, а сегодня изменились цены, то ничто не убедит массового человека, что тому виной не правительство. И неважно, что у правительства не было времени для каких-либо действий. Раз одно событие предшествовало другому, значит, оно является причиной другого. Мифологическое сознание порождает одновременно правых и виноватых 10. Игнорирование очевидного. Голосовкер приводит пример: «Герой по Массовое идеологическое сознание совершенно не считается с очевидными фактами. Совершенно нелепые вещи могут восприниматься за само собой разумеющиеся, а напрашивающиеся очевидные объяснения игнорируются. Если совершается теракт, то идеологическое сознание игнорирует то, что он выгоден какому-то конкретному лицу, и ищет виновных либо среди нацменьшинств, либо среди идеологических противников, каких-либо других метафизических врагов. Подобным образом объясняются любые явления от элементарных производственных аварий и до макроэкономических процессов. 40 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 40. Там же. С. 41. 11. Не обязательность выводов из посылок. Голосовкер считает: «Ничуть, Идеологическое сознание способно полностью игнорировать выводы из посылок, которые оно признает, в случае если эти выводы по каким-либо причинам кажутся неприемлемыми. Например, человек может признавать, что экономика переживает кризис из-за дефицита бюджета, и совершенно отвергать любую идею сокращения бюджетных расходов. Явное противоречие между этими позициями просто-напросто игнорируется, что исключает возможность дискуссии с ним по этому вопросу43. 12. Принцип абсолютизации относительных и социально обусловленных яв Все вышеперечисленные принципы, по справедливому утверждению Н.П. Антроповой, делают идеологизированное сознание полностью свобод- 42 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 42. 41 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// www.tvfi.narod.ru). 44 Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989- 45 Там же. С. П2. ным от рациональных требований рассудка46. Любое ведение идеологической полемики на основании рациональных доводов становится бессмысленным. Та характеристика, которую Я. Голосовкер дает античному мифологическому сознанию, в полной мере применима к сознанию современному и может служить обобщением всего сказанного выше: «Для эллина логика чудесного не нуждается в интерпретации здравого смысла. Он принимает ее как эстетический факт, ибо, повторяем, эстетический факт есть для него объективное бытие — факт онтологический, а не психологический. Логика сюжета требует, чтобы герой стал незримым, и он им становится, надев шлем-невидимку. Категория видимости материального существа снята. И в этом-то и состоит в мифе логика чудесного, что в любой момент совершается снятие свойств и качеств чувственно воспринимаемого материального мира без аннулирования материальности этого мира»47. В ряде современных работ, в том числе в исследовании психологии политической жизни В. Одайника, во многом подтверждаются выводы о мифологичное™ современного идеологизированного сознания48. Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении — марксизме-ленинизме49. В США, по мнению американского профессора Г. Шиллера, главными идеями, утверждающими господство правящей элиты, выступают пять социальных мифов: об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти и СМИ; о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; о плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями, медиамагнатами и правительственными структурами и представляют собой единую индустрию иллюзорного сознания50. Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http://www.tvfi.narod.ru). 47 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 27. Одайник В. Психология политики. СПб.: Ювента, 1996. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий. Web-сайт International Press Club (http://www.pressclub.host.ru). 50 Там же. Б11 Последний вывод подтверждают и слова известного социолога М. Парен-ти: «СМИ отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом определены теми, кто контролирует мир коммуникаций»51. Для укоренения социальных и идеологических мифов используется богатейший арсенал конкретных методов воздействия на сознание людей. Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют манипулирование, является информация, а точнее, управление ею. Информацию можно: • сфабриковать, выдавая ее за подлинную; • исказить путем неполной, односторонней подачи; • отредактировать, добавив собственные домыслы и комментарии; • интерпретировать в выгодном для манипулятора свете; • утаить, скрыв какие-либо существенные детали52. Кроме того, СМИ могут:
• проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией; • сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию; • приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал; • опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность; • предоставить неточную цитату, приведя часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный, смысл53. Как видно, манипулятивный арсенал СМИ достаточно широк: преднамеренное искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикация ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т.д. Все эти приемы различаются по силе воздействия и содержанию, но их объединяет одно: все они направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок у аудитории54. В книге Дж. Брауна «Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов» отмечается, что фундаментальным механизмом манипулирования является суггестия, т.е. попытка убедить других в конкретных суждениях без предоставления на то самоочевидных логических оснований, и при этом неважно, существуют на самом деле такие основания или нет. Средства массовой коммуникации играют важную роль в поддержании предрассудков. Не так давно в газетах (в основном западных) преобладала тенденция специально указывать на расовую принадлежность преступника, если он был «цветным», а если нарушивший закон был белым, то его 51 Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий. 52 Там же. 53 Там же. 54 Там же. Манипулирование массовым сознанием цвет кожи как бы подразумевался, но никогда не упоминался открыто. Вне всякого сомнения, считает Элиот Спенсер, что подобная практика внесла свой вклад в создание искаженного представления о численности преступлений, совершенных небелым населением США. Точно так же до начала 70-х гг. редко можно было увидеть на экране лицо чернокожего в нестереотипной роли или рекламном ролике. На протяжении последних двух десятилетий ситуация изменилась. Появилось невероятное количество восторженных поклонников многих чернокожих артистов, присутствие на телеэкране звезды баскетбола Майкла Джордана, рекламирующего самые разнообразные товары от кроссовок до безалкогольных напитков и т.п. Однако, несмотря на то, что последние годы афро-американцы действительно гораздо чаще появляются в СМИ, все же чернокожие, как правило, сконцентрированы в шоу, разыгрываемых только черными, или же появляются в качестве стереотипных типажей в шоу, разыгрываемых только белыми. Искажением подвержено изображение в средствах массовой информации и женщин. Когда они появляются в телефильмах, в рекламе или книжках для детей, то авторы редко представляют женщин в ролях властных фигур, интеллектуалов или любительниц приключений. Вместо этого женские образы — это, как правило, привлекательные, но простодушные «девочки», которые излишне озабочены тем, какой стиральный порошок упот- ребить, и которые во всех важных вопросах полностью зависят от руководящей роли мужчин. Женщины в подавляющем большинстве изображаются как зависимые и пассивные существа, занятые работой по дому или же вообще не занятые ничем. Еще одно место распространения тендерных стереотипов — это газетные комиксы. В основном, в качестве центральных персонажей женщины действовали всего в 15% историй55. Последствия же такой широко распространенной стереотипизации в СМИ таковы, считает Элиот Спенсер: «Неосознанно мы склонны поверить в то, что видим очень часто, пока не появятся мощные причины этого не делать. Более того, нам очень трудно учесть то, что не показано на экране или в газете. Следовательно, если мы почти не видим женщин во властных ролях, мы легко можем заключить, что они либо не способны эффективно пользоваться властными полномочиями, либо предпочитают прачечную залу заседаний»56.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |