КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историческое самосознание
Современное историческое самосознание опирается в том числе на мифологические принципы. Историческое самосознание рассматривается на Двух уровнях — историко-теоретическом и массовом идеологизированном. На первом из них мифологические принципы понимания используются наряду с рационалистическими. На втором — рационалистические способы познания снимаются и действуют только мифологические принципы. Историческое самосознание понимается как форма осознания своего места в истории, причастности историческим событиям прошлого, понимание их значимости для современности, благодаря чему дается оценка современных событий и проблем. По мнению Н.П. Антроповой, оно включает в себя не только сферу исторических знаний, но и их значимость для понимания человеком своего места в истории и жизни66. Они задают ценностные ориентиры человеку и служат основой для выработки его отношения к современным реалиям. Историческое самосознание может раскрываться на нескольких разных уровнях. Во-первых, на уровне историко-те-оретическом. Самосознание своего места в истории и оценка современных событий и проблем мотивируют выбор той или иной исторической концепции: исторического прогресса, циклической истории, концепции смены культурно-исторических циклов и т.д. Во-вторых, на уровне массового сознания. Под массовым сознанием понимается тот уровень сознания, который формирует общие представления для того или иного человеческого сообщества, ведет к выработке общественного мнения, порождает общественные стереотипы и предрассудки. Массовое сознание есть та сфера, где формируется общественное мнение. Отсюда становится ясно, что политическая и идеологическая сферы, ориентированные на формирование общественного мнения, формируют определенные уровни массового сознания. Однако эти сферы непосредственно апеллируют к форме исторического самоопределения человека, что заставляет выражаться в них историческому самосознанию. Таким образом, политико-идеологическое сознание, с одной стороны, является сознанием массовым, а с другой стороны, является формой того же исторического самосознания, хотя и отличного от исто-рико-теоретической формы. Ранние формы исторического самосознания соответствуют важнейшим характеристикам мифа: 1.Отрешение от частного смысла событий или вещей и воплощение в них общего архетипического смысла. 2.Архетипический смысл всегда дан как воплощенный в конкретной чувственной жизни, которую объединяет в мифологическую действительность. 3.Воплощение архетипического смысла в действительности снимает всякую проблематизацию. Как показывает М. Элиаде, историческое сознание тесно связано с мифическим. В архаичных обществах миф являлся своеобразной парадигмой для развития истории. Миф призван был передавать абсолютную истину о священной истории. Он содержал в себе некую модель, которая циклично воспроизводилась в истории, и являлся тем самым образцом для всех человеческих поступков: «Другими словами, миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, и предоставляет образец для поведения человека»67. По мнению М. Элиаде, историческое сознание первоначально целиком содержалось в мифологическом сознании, постепенно вычленяясь из него в связи с возникновением мировых религий. Согласно 66 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http://www.tvfi.narod.ru). 67 Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. С. 22. его мнению, миф практически в равной мере присутствует как в архаичном, так и в современном обществе. Несмотря на то что современное сознание освободилось от многих мифологических моментов, претензия некоторых политиков XX в., например Ленина и Гитлера, на воплощение в себе силы космического масштаба, возрождающей историю, показывает живучесть в историческом сознании мифологических архетипов. На сходных позициях стоял НА. Бердяев. В начале своей книги по философии истории он исходит из отождествления истории и мифа: «История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф. Миф же есть не вымысел, а реальность, но реальность иного порядка, чем реальность так называемой объективной эмпирической данности»68. НА. Бердяев говорил о неразрывной связи между историческим сознанием и мифотворчеством. Любая историческая концепция творит мифы об исторических эпохах. К какому бы мы периоду ни обратились, везде будем Наше всегдашнее желание вести отсчет своих успехов от легендарных предков встречать его мифологизацию. Бердяев отмечал: «Но помимо мифов, которые уходят в глубину прошлого, различные исторические эпохи насыщены элементами мифотворчества. Каждая историческая эпоха, даже и в новой истории человечества, столь неблагоприятной для мифологии, насыщена мифами — так, например, Великая французская революция, которая была недавно, при ярком свете рационалистического дня. История о ней насыщена мифами, был создан миф о Великой французской революции; миф этот поддерживался, а не разрушался историками в течение очень долгого периода времени, и только сравнительно позднее историки начали разрушать его, как это сделал Тэн в своей истории революции. Такие мифы су- БердяевКА. Смысл истории. М: Мысль, 1990. С. 18. ществуют об эпохе Ренессанса, об эпохе Реформации, об эпохе Средневековья, я не говорю уже о более отдаленных исторических эпохах, когда мысль не была просвещена ярким светом разума»69. Французский историк М. Ферро убедительно показал, что курсы истории, которые используются в разных странах для обучения молодежи, нередко трактуют одни и те же исторические факты весьма по-разному в зависимости от национальных интересов70. На поверку они сплошь и рядом оказываются в плену у идеологии, а идеология является «набором представлений или ценностей, которые объяснимы [неосознанными] интересами или положением определенной социальной группы». Поэтому такие представления по необходимости так или иначе искажают реальность71. Если историк стремится найти истину, то мифотворец манипулирует историческими данными для достижения совершенно иных целей, связанных с современной этнополитикой. Кроме того, если историческое произведение открыто для дискурса и допускает внесение коррективов и изменений в соответствии с новой исторической информацией, то миф выстраивает жесткую конструкцию, нетерпимую к критике и требующую слепой веры. Наконец, мифотворец, как правило, полностью игнорирует принятые в науке методы. Он опирается на подходы, которые вообще характерны для псевдонауки72. Иными словами, миф играет инструментальную роль — он обслуживает совершенно конкретную современную задачу, будь то территориальные претензии, требования политической автономии или стрем ление противодействовать культурной нивелировке и сохранить свое культурное наследие. Ведь совершенно ясно, что в глазах немалой части наших современников апелляция к древней государственности, например, облегчает борьбу за повышение политического статуса. И напротив, тем, чьи предки таковой не 69 Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 18. 70 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М., 1992. 71 Belief E.J. Bias and Ideology // Rationality and relativism. Oxford, 1982. P. 123. 72 Об этом см.: Cole J. R. Cult Archaeology and Unscientific Method and Theory // Advances in Archaeological обладали, вести эту борьбу оказывается неизмеримо труднее. Кроме того, миф не признает разночтений и отвергает вероятность нескольких равнозначных гипотез, он основан на стереотипизации окружающей прошлой или нынешней действительности. Следовательно, миф сознательно упрощает действительность и прибегает к неправомерным (с научной точки зрения) обобщениям на основе единичных и зачастую весьма неоднозначных фактов. Он сплошь и рядом базируется на редукционистском подходе. И понятно, почему — именно в силу своей инструментальной роли. Ведь действующего политика, национального лидера мало устраивают рассуждения ученого о сложностях интерпретации скупой информации о древней истории, о том, что порой она дает право выдвинуть несколько разных гипотез для освещения одной и той же исто рической проблемы. Никакая политика не может строиться на столь шатком основании. Поэтому политику нужно четкое и однозначное решение, которым его и соблазняют ангажированные специалисты или подвизающиеся рядом с наукой дилетанты73. Историческое сознание носит не только индивидуальный, но и коллективный характер. И в той степени, в какой историческое сознание отражает в себе коллективное мышление, оно, как это показал М. Элиаде, мифологизируется. Историческое самосознание может проявляться на истори-ко-теоретическом уровне. В этом случае для упорядочивания исторических представлений выбираются конкретные исторические концепции. Эти концепции должны иметь для человека прежде всего мировоззренческое значение, и их достоверность определяется не научными методами, а мифологическими, т.е. не какими-либо теоретическими аргументами, а соответствием ощущению человека своего места в истории. В современном историческом сознании историческая концепция имеет такое же значение, как и архетипический образец для мифологического сознания. Н.П. Антропова выделяет следующие общие функции. 1. И архетипическая модель, и историческая концепция структурируют эмпирическое содержание, создавая целостную картину мира. 2. И архетипическая модель, и историческая концепция первична по отношению к эмпирическому содержанию и не выводится из него. Иными словами, выбор исторической концепции не определяется количеством и характером накопленных знаний. 3. Смена исторической концепции, так же как и смена архетипической парадигмы, мотивируется не новыми знаниями об истории и мире, а либо изменением мировоззренческих установок, либо потребностью самоопределения в мире и жизни, либо изменением собственной самооценки, либо изменением оценочного восприятия внешней действительности. Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и эт-нополитика. Веб-сайт Московского центра Карнеги (http://pubs.carnegie.ru). 4. Историческая концепция исключает из исторического познания все то, что не укладывается в нее как случайное, второстепенное и не имеющее исторического значения. Совершенно аналогично и архетипи-ческая модель исключает из мифологического сознания все то, что ей не соответствует как нечто случайное и не имеющее значения. 5. И историческая концепция, и архетипическая модель наделяют собственным смыслом явления и исключают рассмотрение их вне интерпретации в рамках собственного контекста74. Если научная теория направлена на приращения нового знания, то мифологическая парадигма, как и историческая концепция, направлена на упорядочивание уже имеющегося знания. С помощью физической концепции можно узнать что-то новое о физическом мире. С помощью исторической концепции невозможно получить ни новых сведений о прошлых событиях помимо тех, что уже известны, ни предсказать будущие события. Истинность научной теории всегда проблематична и может быть опровергнута либо экспериментально, либо констатированием внутренней противоречивости. Историческая концепция не может в принципе прове ряться экспериментально, а требование внутренней непротиворечивости невыполнимо в силу наличия случайных факторов в истории. Они определяют момент неопределенности, который априорно допускает любая историческая концепция и на который списывается любое противоречие. Если научную концепцию можно, используя рационалистические доводы, опровергать, то в принципе невозможно опровергнуть аналогичным способом историческую концепцию. Мы можем лишь предложить иную концепцию, которая больше будет соответствовать интуиции и меньше будет оставлять проблем в описании действительности. Однако, доказывая преимущества новой исторической концепции, нам придется апеллировать не к научным критериям истинности (эксперимент, верификация и т.д.), а к мифологическим (соответствие жизненным интуициям, отсутствие проблематизации и т.д.)75. К примеру, концепция Фрейда стоит значительно ближе к мифологическому мировоззрению, чем к научному. Мифологический характер теории Фрейда отмечался многими исследователями, в частности К. Леви-Строссом, который называл ее расплывчатой мифологией. «На первое место в психоанализе выдвинется популярная мифологическая система, в соответствии с которой на основе этого мифа и будет перестроен весь мир социальной группы»76. Структура лечения в психоанализе во многом аналогична шаманизму, предполагающему определенную мифологическую картину мира. 74 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// 75 Там же. 76 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 162—163.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |