КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обыденное сознание
В45 • о подавляющем господстве уравнительного подхода к проблеме соцц_ • о глубоком кризисе ценностей россиян в условиях рыночной транс С точки зрения распространенности патерналистско-конформистского и индивидуалистического типа ментальное™ преобладающей является индивидуалистическая ориентация личности и соответствующий этому тип сознания. Патерналистский тип сознания характерен для меньшей части населения России. Несколько иначе выглядит психоэмоциональное состояние россиян. Здесь особенности индивидуальной жизненной ситуации в сочетании с ощущением стыда за нынешнее состояние страны, чувством страха перед разгулом преступности и пониманием невозможности оказать влияние на происходящее дают резкий всплеск авторитарных настроений. 5. Россияне в целом позитивно воспринимают демократию, но прежде создает возможность перерождения демократии в режим личной власти. Эта возможность будет сохраняться в течение всего периода трансформации, пока новые социальные слои и группы и их интересы находятся в стадии формирования. Будут сохраняться и надежды общества на некую сильную личность, на нового «Отца Отечества», который бы смог извне, «сверху», объединить социум, создать некие скрепы, внести элементы упорядоченности в общественную жизнь. Вместе с тем россияне в целом не поддерживают насильственные действия как основное средство выведения страны из кризиса. За социальную стабильность, порядок и рост благополучия большинство населения страны не согласно (во всяком случае в настоящее время) платить слишком высокую «демократическую цену», отказываться от фундаментальных демократических институтов. Само признание демократических ценностей, пусть даже на уровне символов, остается хотя и хрупким, но все-таки барьером на пути тоталитарного перерождения власти. 6. Мера жесткости власти, на которую в принципе готово согласиться людям кажется в нынешних условиях более реальной, чем укрепление собственно демократических институтов. Историческая память народа подсказывает ему: лучше уж умеренно авторитарный режим, в условиях которого сохранится возможность «дозревания» ростков демократического общества, чем анархия, хаос и, как следствие, откаты к железу и крови нового тоталитаризма. Такой выбор — это не столько вопрос нравственности, сколько реакция массового сознания на реально сужающееся поле альтернатив общественного развития России. 7. Этноцентризм как базовая идея тоталитарного реванша не опирается на сколько-нибудь массовую поддержку населения. Не находят отклика у большинства россиян как изоляционистский проект обустройства России, так и упование на возрождение России через восстановление СССР. Все большее число людей идентифицируют себя с нынешним российским государством и его будущее видят в «общем доме народов, обладающих равными правами». 8. Большинство россиян рассматривают свою страну в качестве великой державы, опираясь на исторический компонент национального самосознания и на оценку вклада Россия в развитие мировой культуры. Подавляющему большинству населения чуждо стремление силой доказывать свои права на статус великой державы в мировом сообществе. Ощущение того, что с Россией перестали считаться в соответствии с ее ролью в мировой истории, не порождает в настоящее время массовые настроения реваншизма. Консенсус наблюдается в осознании того факта, что главным средством повышения авторитета современной России в мировом сообществе должны стать успехи страны в развитии экономики и укреплении подлинной демократии13. Другое исследование, касающееся массового сознания россиян, было проведено в конце 90-х гг. (Политическое сознание россиян: традиции, настоящее, будущее: Краткая версия доклада генерального директора исследовательского центра РОМИР Е. Башкировой на семинаре «Ценности в современном российском обществе» в Центре стратегических разработок (январь 2000 г.). Национальная электронная библиотека http://www.nns.ru). Общероссийский социологический опрос, проведенный РОМИР в рамках проекта «Исследование мировых ценностей» {«World Values Survey») в 1995— 1999 гг., представлял собой составную часть серии монументальных обследований, которые в течение 18 лет проводились видным специалистом по социальным наукам из Мичиганского университета Рональдом Ингельхар-том. В 11 регионах Российской Федерации были опрошены 2500 человек в возрасте 18 лет и старше, представляющих 15 укрупненных социально-профессиональных групп населения. Основной целью предпринятого анализа считалось выявление характеристик современного состояния массового сознания и ценностных установок россиян. Ведь понятно, что возможность авторитаризма и уж тем более тоталитаризма становится реальностью лишь при условии соответствующих мощных сдвигов в массовых умонастроениях. При этом в качестве предпосылок для анализа были взяты такие черты Массовое сознание россиян в период общественной трансформации — реальность против мифов: Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. М., январь 1996 г. (http://www.nns.ru). и проявления массового сознания, которые менее подвержены быстротечным изменениям, а в большей степени отличаются устойчивостью, будучи связанными с основными интересами и жизненными ориентациями россиян. Было выявлено парадоксальное сочетание в сознании россиян приверженности нормативной демократии с тяготением к «сильной руке». Большинство респондентов считают, что «самым важным» для общественного управления является «поддержание порядка в стране». Также многие респонденты считают, что система управления, существовавшая при коммунистическом режиме, была совсем неплохой. Оценки системы политического управления, существовавшей тогда, выставленные респондентами, распределились по десятибалльной шкале с явным перевесом в сторону положительных оценок. Современная политическая система получила оценки «1» и «2» (т.е. «очень плохая») у половины респондентов, и менее 1% респондентов оценили существующую политическую систему положительно. По этой же шкале респондентами оценивалась политическая система, которая, по их мнению, будет в нашей стране через 10 лет. Здесь оптимистические оценки получили явное преимущество перед пессимистическими, однако и на долю негативных оценок пришлось 30% мнений респондентов. Такая ситуация сохранилась и в 1999 г. Недостатки демократии породили ностальгию по авторитаризму. Люди в России с тоской вспоминают свое прошлое и диктаторов, которые по крайней мере обеспечивали удовлетворение основных жизненных потребностей и при которых все худо-бедно работало. Однако, несмотря на уменьшение количества сторонников демократической политической системы, в обществе сохраняется нормативное отношение к демократии как к декларируемому (путь даже на практике и редко реализуемому) идеалу и как к цели предполагаемых общественных преобразований. С этим также связано уменьшение количества сторонников крайнего авторитаризма. Большинство ценит демократию очень высоко (лишь немногим ниже «идеала»), но имеет при этом в виду не реальную демократию, а демократическую идею. Под «настоящей» демократией подразумевают отсутствие социального зла (в том числе преступности), уравнительность экономического и социального положения граждан, добрый (но строгий) государственный патернализм. Распространенное представление о демократии раскрывает формула: «Соборность — русская версия демократии». Современное политическое устройство российского общества оценивается как «очень плохое», по мнению респондентов, оно ни в коей мере не является по-настоящему «демократическим». Наибольшие опасения у респондентов вызвали наркоманы (88%) и алкоголики (80%). Также достаточно большое количество респондентов (71%) опасаются жить рядом с гомосексуалистами. Надо отметить, что число людей, которые не хотели бы жить рядом с больными СПИДом (56% в 1995 г. и 53% в 1999 г.), превышает количество тех, кто опасается политических экстремистов (44%). Массовое идеологизированное сознание. Самостоятельной разновидностью массового сознания выступает массовое идеологизированное сознание современного человека, которое подчиняется следующим основным принципам: а) рациональной неопровергаемости; б) допустимости противоречий; б) произвольности времени; в) независимости от пространства; г) обусловленности не рационально постигаемой причинностью (каузальностью), а свойствами мифологической вещи; д) свободы от обусловленности временной последовательностью; е) произвольности масштабов; ж) абсолютности свойств; з) невозможности существования вещи при утрате мифологического смысла; и) условности основания деления понятий; к) «если вслед за этим, значит вследствие этого»; л) игнорирования очевидного; м) не обязательности выводов из посылок; н) абсолютизации относительных и социально обусловленных явлений. Эти принципы активно используются политическими силами для формирования нужного общественного мнения. Как показывает практика, использование это очень часто носит деструктивный характер14. На уровне массового идеологизированного сознания рациональные принципы утрачивают свою правомочность и действуют только мифологические принципы. Эти принципы активно используются в политической пропаганде, и в соответствии с ними формируется общественное мнение. Современная политическая идеология строится на мифологических принципах, и в той мере, в какой она стремится включить в себя принципы рационального обоснования, в той же мере она перестает восприниматься массовым сознанием и оказывается неэффективной. Массовое сознание — это совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества. Оно охватывает распространенные в обществе знания, ожидания, представления, стереотипы, взгляды, установки, ожидания, идеалы, ценности, устремления, настроения, традиции. Настроения, социальные чувства — самые распространенные формы проявления массового сознания. Субъектом массового сознания выступают большие группы людей (классы, нации, группы, сообщества), составляющие значительное большинство населения данного общества или группы обществ. Массовое сознание не может быть отождествлено с обыденным сознанием, как не может идеология быть приравнена к теоретически разработан- Лнтропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http://www.tvfi.narod.ru). ному сознанию. Различия между массовым сознанием и идеологией лежат не столько в плане отражения действительности, сколько главным образом в плане того, что первое из них непосредственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве «сознательного побуждения», а вторая, прежде чем выполнять такую функцию, должна еще получить распространение в массах, стать содержанием массового сознания. Субъектом создания идеологии выступает интеллектуальная элита правящего класса. Эти идеологи, теоретически анализируя состояние общественной жизни, место в ней своего класса, осознают классовый интерес даже раньше, чем класс в целом, а затем находят практические пути его реализации. Массовое сознание никто целенаправленно не конструирует, поскольку это продукт стихийного творчества. На него можно только воздействовать или влиять. А вот общественное мнение поддается отчасти конструированию, отчасти воздействию. Его можно организовывать, им можно управлять, на него можно влиять. Поскольку в классовом обществе экономические отношения выступают в форме интересов определенных классов, идеология представляет собой отражение действительности через призму классовых интересов. Массовое сознание по определению лишено признака классовой дифференциации. Идеология дает классу сознание и чувство общности, единство определенных интересов. Она дает ему духовные ценности, цементирующие класс и служащие ему опорой в классовой борьбе, устанавливает конкретные цели деятельности класса и намечает пути их реализации. Массовое сознание, будучи аморфным образованием, никого ни на что не нацеливает, никого не сплачивает, ничего не устанавливает и не намечает. В отличие от идеологии оно не выражает и не защищает интересы класса, не служит руководством в борьбе за их обеспечение. Идеология может быть радикальной, консервативной, либеральной, фашистской и т.п. Массовое сознание лишено ориентирующего признака. Идеология проявляет себя в самосознании общества либо отдельного класса. Но массовое сознание не способно быть самосознанием кого-либо. Идеология насаждается и вносится в умы широких масс, после чего становится системой теоретических убеждений общества или класса. Массовое сознание никуда и никем не вносится и уж тем более не насаждается. Оно никогда не было и не будет системой теоретических убеждений. В первом томе «Фундаментальной социологии» мы уже касались этой темы, но в связи с гносеологией и методологией научного исследования. Ныне мы продолжим беседу, но уже в иной плоскости. Обыденное сознание — это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Ученые еще не пришли к единому мнению о природе обыденного сознания. Предикат «обыденное» предполагает, что высказанное мнение или такая ориентация не связаны со значимым событием, потрясшим общество. Скорее всего, обыденное сознание ограничено приватной сферой — частным социокоммуникативным пространством индивида. Его границы не простираются дальше малой группы — круга родных и знакомых, ровесников, коллег по работе. Иными словами, «значимых других». Именно их суждения, оценки, интерпретация событий, советы и житейская мудрость формируют то, что называется обыденным сознанием. Обыденное сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязаны эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Благодаря прямой зависимости обыденного сознания от объективной экономической реальности в нем содержится начало теоретической политической идеологии класса. Не следует думать, что обыденное сознание заключает в себе только заблуждения и иллюзии. Несмотря на стихийность формирования обыденного со знания, в нем являются ценными и реалистичность суждений, и здравый смысл, и проверенные временем аксиомы народной мудрости. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой — его выводы не всегда бывают справедливыми, т.е. его возможности ограничены. Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Обыденное сознание корректируется, шлифуется и проверяется практической жизнью. В нем отражается отношение субъектов к государственной власти, и оно определяется уровнем экономической и социальной жизни. Обыденное политическое сознание ценно тем, что оно характеризуется целостностью жизнепонимания и, подвергаясь творческой обработке, является основой для теоретического политического сознания. На обыденное сознание практически никак не влияют государственные органы или политические партии, средства СМИ или иные агенты общественного мнения и общественного сознания. Обыденное сознание воспринимает навязываемые ему официальные точки зрения с недоверием, хитрецой, ухмылкой. Его можно назвать вечно сомневающимся спутником человеческой жизни. Сфера бытования обыденного сознания — повседневные социальные практики. Это такое сознание, которое наполнено и ложными, и истинными знаниями практически в равной мере. В нем смешаны слухи, заблуждения, предрассудки, здравый смысл, житейская мудрость, практические советы, максимы поведения, заповеди, этические постулаты и т.п. Источником информации для обыденного сознания часто выступают слухи: в нашем районе свирепствует маньяк, похищающий детей; пятиэтажки, говорят, Обыденное сознание — это сочетание здравого смысла и сплетен «нашего двора» сносить уже не будут, а всего лишь отремонтируют; ожидается повышение цен; говорят, что известная эстрадная певицы Н третий раз делает себе подтяжку, и т.д. Это то, чем в повседневности живет и духовно питается подавляющая часть населения, — событиями в своей ойкумене. В отличие от общественного мнения обыденное сознание есть эмоциональная реакция коллективного сознания по поводу самых простых, самых обычных, мирских, повседневных явлений. В обыденном сознании, как эмоциональной составляющей коллективного (общественного) сознания, много страха, тревоги, заботы. Итак, обыденное касается не общественных, а частных вопросов, проблем, событий. Такова местная реакция на местные события, но события, затрагивающие жизненно важные интересы простых людей. Это, скорее всего, неотрефлектированная реакция людей на повседневные события, с которыми каждый день приходится им сталкиваться. Если общественное мнение интересуют события в Ираке и Чечне, то обыденное сознание — только ближайшее окружение, так называемые экзистенциальные проблемы бытия. Обыденное сознание складывается из двух компонентов: • обыденного знания; • общественной психологии. Первое выступает содержанием обыденного сознания и отвечает на вопрос «Что это такое?», а второе — формой проявления подобных знаний, отвечая на вопрос «Как и при помощи чего они реализуются?»
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |