КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное мнение: определение и функции
Тж Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1968. С. 15—16. Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1983. С. 161. Древнего мира Аристотель в трактате «Категории» определил такое знание как совокупность общих определений бытия, т.е. наиболее обобщенных и высших родовых понятий об объективном мире. В еще более общей форме, чем категории, истинное знание о бытие выразить уже невозможно. Это предельные абстрактные отвлечения. Платоновский тип мышления, положивший начало диалектике и идеальному конструированию теорий, способных вопреки очевидному отражать объективную реальность, есть прежде всего прорыв за рамки обыденного и случайного. Статистика и подсчет арифметической средней в опросной социологии такого прорыва не дают. Это всего лишь технические процедуры, и к науке они имеют ровно такое же отношение, как телескоп к астрофизике или камера Вильсона к микрофизике, но диалектика как метод идеализации явлений и обнаружения истинной структуры явлений, до поры скрытой от чувственного опыта, имеет к науке самое непосредственное отношение. Другое дело, что ею можно легко злоупотреблять, как легко злоупотребляют и самой наукой. Позитивистская социология Конта и неопозитивистская методология науки не являются выходом за пределы очевидного. Они представляют собой методологию эмпирического исследования, философию измерительных процедур, но никак не логику теоретического мышления о социальном действии. Теоретическое, т.е. подлинно научное знание должно, видимо, строиться на иных принципах. В строгом смысле слова нет эмпирической социологии и социологии теоретической. Существует одна социология, в которой механизмом роста научного знания выступает теория, а эмпирические методы служат подспорьем. Иначе говоря, эмпирия — это добывающая промышленность, а теория — обрабатывающая, т.е. собственно промышленность. Мимо обсуждаемой нами проблемы, естественно, не могло пройти европейское Просвещение — прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, послужившее идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (особенно Великой французской). В ряде стран Западной Европы оно распространилось в XVIII в. (в Англии — со 2-й половины XVII в.). Крупнейшие представители: Дж. Локк — в Англии; Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро — во Франции; Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, И.В. Гете — в Германии. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний и формированию общественного мнения, которое они часто понимали как синоним коллективной воли народа. Жан Жак Руссо (1712-1778) в трактате «Об общественном договоре» писал: «Общая воля... стремится всегда к пользе общества, но из этого не следует, что решения народа имеют всегда такое же верное направление... Часто существует немалое различие между волею всех и общею волею. Эта вторая блюдет только общие инте- ресы; первая — интересы частные и представляет собой лишь сумму изъявлений воли частных лиц»30. В переводе на современный язык «воля всех», т.е. сумма, точнее — набор воль отдельных индивидов, в определенном смысле аналогична тому, что мы сейчас называем общественным мнением. Всеобщая же воля — это та единственная точка пересечения различных воль, находящихся в состоянии противоборства, та равнодействующая векторов направления этих воль, в которой фиксируется момент общественного согласия. Это не пози ция большинства в общественном мнении, а приемлемый для всего общества баланс соотношения воль, который должен быть основой законодательства. В общественном же мнении представлена не эта, говоря словами Руссо, общая воля народа, а суммарное выражение различных изменчивых суждений определенной совокупности индивидов. Много позже в советской социологии распространилась точка зрения, согласно которой «общественное мнение не является суммой индивидуальных мнений»31. При таком подходе предполагалось, что из сложения выявляемых в ходе опроса индивидуальных мнений (а именно таковой и является процедура определения общественного мнения) вырастает (непонятно, почему и как) нечто качественно иное, характеризующееся большей, чем просто сумма мнений, степенью всеобщности. Именно на подобных недоразумениях и основано представление о том, что общественное мнение непосредственно выражает ту общую волю, которая является основой всеобщего законодательства. Для понимания истоков различия между общественным мнением и общей волей важно иметь в виду следующее. Законодательный орган как институт государственной жизни базируется на воле и мандате сформировавшего его народа (в лице избирательного корпуса, электората), а не на изменчивом и текучем общественном мнении. Ведь свои полномочия законодатель получает не от общественного мнения, не от членов гражданского общества как частных лиц, а от граждан как политических субъектов (точнее — от избирателей, т.е. граждан, наделенных избирательным правом). И хотя общественное мнение формируется теми же людьми, они выступают здесь уже в другом качестве — не как граждане-избиратели, а как частные лица. В свое время К. Маркс, анализируя эту проблему вслед за Гегелем, отмечал, что «раскол между политическим государством и гражданским обществом» означает вместе с тем «раздвоение человека на публичного и частного человека — на гражданина государства и члена гражданского общества». В условиях отделения государства от гражданского общества, человек, по оценке Маркса, ведет двойную жизнь: в государстве (политической общности) он выступая как всеобщее, родовое существо, как «равноправный участник народного суверенитета», а в гражданском обществе «он действует как частное лицо»32. JU Руссо Ж.Ж. Трактаты. М. 1969. С. 173. 31 Коробейников B.C. Пирамида мнений. М., 1981. С. 12. 32 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 390-391. Сам термин «общественное мнение» {public opinion) появился в Англии в XVI в., а с XVII в. становится общепринятым. В числе первых теоретиков общественного мнения называют французского социолога Г. Тарда (1843-1904)33. Он утверждает, что фундаментом социологии является социальная психология, так как общество — это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний. Тард разводит два весьма похожих явления — толпу и публику, отдавая свои симпатии второй. Толпа — темное начало общественной жизни, она иррациональна и агрессивна. Напротив, публика — светлое начало коллективной жизни. Она предсказуема и спокойна. Решающим фактором возникновения публики выступают газеты. Они выполняют в обществе интегрирующую и регулирующую функции. Вполне можно согласиться с ним в том, что субъектом общественного мнения выступает именно она, публика. А рождается она только на высшей стадии развития человеческого общества — при массовом обществе. Выделив несколько типов публики, Г. Тард подчеркивал их общность: все они, взаимодействуя, формируют общественное мнение34. Г. Тард предвосхитил будущие научные поиски и находки в этой области, не забыв обратить наше внимание на роль статистики в деле эмпирического изучения мнений. Рост популярности массовой периодической печати в конце XIX — начале XX в. предопределил возникновение новой индустрии в США — опросов аудитории органов массовой информации. Первоначально они получили наименование «соломенные опросы» {strawpolls). Впервые сообщение о «соломенном опросе» появилось в 1824 г. в Вилмингтоне (штат Делавэр), а затем в Северной Каролине (газета «Стар» может считаться пионером этого начинания). Систематические опросы были проведены «Бостон глоб» (1883), «Нью-Йорк геральд» (1908, 1912 и 1916). Бланк опроса публиковался на газетной полосе, и читатель должен был заполнить его, вырезать и послать в редакцию35. В XX в. необычайно возросло количество эмпирических исследований, изучающих под разным углом общественное мнение жителей планеты. В 1935 г. в США создан Институт Гэллапа — Американский институт общественного мнения (American Institute of Public Opinion). Тогда это была одна комната, стол, телефон и пишущая машинка. Энциклопедии и справочники представляют Джорджа Гэллапа создателем совершенной технологии изучения общественного мнения, статистиком, журналистом и политическим обозревателем, в течение десятилетий державшим руку на пульсе нации, бизнесменом, мыслившим стратегически и создавшим ряд аналитических и информационных структур, успешно действующих и в нынешней 33 Тард Г. Законы подражания. СПб., 1890; Личность и толпа. СПб., 1903; Преступник и преступле 34 Тард Г. Общественное мнение и толпа. М, 1905. 35 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для вузов. М 1995. высококонкурентной среде Америки. За 15 лет институт задал американцам свыше 5 тыс. вопросов по многим актуальным темам, сделал 8 прогнозов относительно итогов общенациональных выборов и 237 — по поводу локальных голосований; среднее отклонение от итогов выборов не превысило 4%; в общенациональных опросах 7 раз из 8 победители были названы верно, и средняя ошибка составила 3,2%. В 1999 г. Институт Гэллапа организовал и провел «Опрос тысячелетия», которым было охвачено 57 000 взрослых респондентов в 60 странах мира. В 20 странах мира, суммарно имеющих 75% мирового ВНП, действуют аналитические фирмы, входящие в The Gallup Organization. В 1936 г. создан ведущий в этой области профессиональный журнал The Public Opinion Quarterly*. К середине XX в. в рамках социальных обследований и массовых опросов выделились маркетинговые обследования. Работа была начата Генри Линком, который создал проект «Брэнд барометр» для изучения потребностей домохозяек. Организация массовых опросов населения — важный инструмент познания многих сторон жизни страны Огромный вклад в исследование общественного мнения внес П. Лазаре-фельд (1901—1976). С 1937 по 1940 г. он возглавляет Бюро по исследованию радио в Принстонском университете, созданное под эгидой Рокфеллеровского фонда. В 1940 г. проект под его руководством был перенесен в Колумбийский университет в Нью-Йорке и получил название Бюро прикладных социальных исследований (Bureau of Applied Social Research). В середине XX столетия это было одно из крупнейших в мире исследовательских учреждений. Его сотрудники во главе с П. Лазарсфельдом сами создавали теории и методологию изучения общественного мнения, сами рождали новые про- 6 Веб-адрес: http://www.journals.uchicago.edu/POQ/home.html. граммы полевых исследований, где проверяли выдвинутые ранее гипотезы и предположения. Коллектив Бюро включал специалистов самого разного профиля. Здесь были социологи, политологи, математики, экономисты, статистики, психологи. Ближайшая сотрудница и вторая жена Лазарсфельда Герта Герцог изучала аудиторию дневных «мыльных опер» на радио, а также тех радиослушателей, которые в 1938 г. поверили знаменитой передаче Орсона Уэллеса о вторжении марсиан, в его коллективе Эдвард Зухман и Теодор Адорно измеряли социальные функции популярной и серьезной музыки, Бернард Берельсон изучал газеты, а Лео Левенталь провел контент-анализ биографий современников в популярных журналах37. Собственной тематикой Лазарсфельда, в течение 30 лет возглавлявшего Бюро, было сравнительное изучение воздействия на аудиторию радио и прессы. Результаты опубликованы им в соавторстве с Р. Мертоном в работе «Массовая коммуникация, популярные вкусы и орга низованное социальное действие» (1948). Здесь проанализированы социальные функции, выполняемые СМИ, отмечается, что они, обладая высоким статусом, утверждают и закрепляют социальные нормы и одновременно вызывают «наркотизирующие дисфункции». В работе делается вывод о том, что воздействие СМИ эффективно по отношению к социальным проблемам, находящимся на периферии общественного внимания, и что СМИ на самом деле не оказывают такой степени власти и способности изменять общественное мнение, как это иногда им приписывается. Одним из крупных достижений Лазарсфельда в области методики является создание им панельного метода, в котором выборочная совокупность респондентов многократно интервьюируется с интервалом во времени38. В России первые работы по интересующей нас проблеме появились в начале XX в. Речь идет прежде всего о монографии В.М. Хвостова «Общественное мнение и политические партии» (М., 1906), где зарождение общественного мнения автор связывает с интересами определенных социальных групп. Он рассматривает вопрос о взаимоотношениях общественного мнения и политических партий. Затем последовал значительный перерыв во времени, и изучение общественного мнения продолжилось только в середине XX в. Среди основополагающих следует назвать работы А.К. Уледова «Общественное мнение советского общества»39; Б.А. Грушина «Мир мнений и мнения о мире»40 и др.41 В это же время активизируются и прикладные исследования общественного мнения. В 1960 г. при газете «Комсомольская правда» начал работать Институт общественного мнения под руководством 37 Батыгин Г.С. Ремесло Пауля Лазарсфельда: Введение в научную биографию // Вест. Акад. наук 38 Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 365—368. 39 Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963. 40 Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. Проблемы исследований общественного мнения. М: 41 Личность и массовая коммуникация. Тарту: ТГУ, 1969; Ценностные ориентации личности и мас Б.А. Грушина. За первые два года своей деятельности Институт провел 8 всесоюзных опросов, используя различные модели выборки и методы сбора информации. В 1964 г. при ЦК ВЛКСМ создается группа социологических исследований под руководством В.Г. Васильева, после чего были сформированы аналогичные исследовательские структуры более чем при 40 областных, краевых и республиканских комитетах комсомола. Самое широкое распространение в этот период получают опросы разных групп о досуговых занятиях, предпочитаемых способах проведения свободного времени, жизненных планах. По инициативе В.Э. Шляпентоха были проведены опросы читателей центральных газет по общенациональной (рандомизированной) выборке. При обследовании читателей «Литературной газеты» также с помощью почты было разослано 80 000 анкет, а получено обратно по почте около 500042. Институт конкретных социальных исследований в 1967 г. начал фундаментальное исследование «Общественное мнение»43 в г. Таганроге, которое продолжается с некоторыми перерывами до сих пор. Всего анкетными опросами были охвачены 16 159 респондентов, проведено 10 762 личных интервью и заполнено 8882 бланка дневников. Столь же значительную роль сыграло исследование, проведенное под руководством В.Э. Шляпентоха44. Уникальность этого исследования в том, что здесь впервые в отечественной практике изучения общественного мнения была предпринята попытка разработки общенациональной тер риториальной вероятностной выборки. В начале 80-х годов в Институте социологических исследований (ИСИ) АН СССР создан Центр изучения общественного мнения. Серьезным шагом на пути к гласности в опросах общественного мнения стало советско-французское исследование (В.А. Мансуров) в 1987 г. Впервые граждане СССР отвечали на вопросы об академике Сахарове, об отношении к войне в Афганистане, к антиалкогольной политике, высказывали суждения об изменениях, начавшихся в стране по инициативе М.С. Горбачева и получивших название «перестройка». В рамках исследовательского проекта «Барометр мира» (В. Коробейников)45 прошло несколько совместных с зарубежными коллегами опросов общественного мнения. Впоследствии этот общеевропейский проект с российской стороны возглавила Е. Башкирова. В декабре 1987 г. при Министерстве труда СССР и ВЦСПС был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) во главе с Т.И. Заславской, заместителями которой стали Б.А. Грушин и Ю.А. Левада (впоследствии директор ВЦИОМ). В стране создается несколько сетей интервьюеров на базе региональных опросных структур и областных и региональных партийных школ, связанных с Академией общественных наук при 42 Читатель и газета (итоги изучения читательской аудитории центральных газет). Вып. 2: Читатели 43 47 пятниц. Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государ 44 Территориальная выборка в социологических исследованиях. М.: Наука, 1980. 45 Что показывает барометр // Новое время. 1987. № 47. ЦК КПСС, продолжает работать созданная ранее сеть интервьюеров. Свою сеть имело ЦСУ, часто проводившее обследования совместно с ИСИ АН СССР; периодически проводятся опросы республиканскими и областными комитетами по радио- и телевещанию. Их методологическим центром становится социологическая служба Всесоюзного телевидения. Аналогично и Минвуз СССР создал сеть интервьюеров для опроса студентов (руководитель — А.А. Овчинников). Систематическое изучение общественного мнения в СССР началось в 1989 г., когда тоталитарное государство и механизм цензуры ослабели настолько, что стали возможными и сама политика, и формирование гражданского общества, и общественные движения, явившиеся первыми субъектами общественного мнения. В первой половине 90-х гг. возникло множество новых опросных центров, в том числе «Фонд общественного мнения» (А.А. Ослон, Е.С. Петренко), «Службы Voxpopuli профессора Грушина», «Мониторинг общественного мнения» (ИСИ АН СССР) и др. В 90-е гг. исследования общественного мнения все чаще ведутся в мониторинговом режиме. Тематика опросов, проводимых столичными и региональными службами, расширяется от повседневного потребления товаров и услуг до отношения к властям, политических и электоральных ориентации46. С массовым сознанием связано общественное мнение, которое представляет собой его частный случай. Общественное мнение выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности, а также позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам. Оно определяет и регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений47. Общественное мнение следует понимать как общую точку зрения большинства людей в большой социальной группе или территориальной общности, которая выражает осознанную позицию. Общественное мнение подразумевает осознанную позицию, которую члены этой группы выражают по отношению к крупным, общественно значимым явлениям, событиям, процессам. Это достаточно высокий уровень проявления коллективного сознания48. Общественное мнение есть в производственном коллективе, небольшом поселке, оно есть у социального класса, этнической группы и общества в целом. Воздействие общественного мнения, пожалуй, самое сильное. Пос- 46 Подробнее по истории проблемы см.: Мансуров В.А., Петренко Е.С. Изучение общественного мне 47 Скалецкий М.П. Общественное мнение: его место в структуре общественного сознания. Львов, 48 Массовое сознание и массовые действия. М., 1994. ле Второй мировой войны в США вошло в моду курение. Курить в квартире или в офисе считалось обычным делом. Но в 1957 г. медики доказали, что оно губительно воздействует на организм. Общественное мнение американцев резко изменилось: в средствах массовой информации развернулась широкая кампания за здоровый образ жизни. Сегодня курильщики стали объектом всеобщего осуждения. Нездоровое пристрастие может повлиять на социальный статус и престиж, курильщиков не принимают на некоторые работы. С ними борются всем обществом. Другой пример — осуждение общественным мнением в России проекта переброски северных рек, наблюдавшееся в конце 80-х гг. Против государственной монополии, огромного числа научных институтов, получающих от проекта денежные средства, и чиновников вначале поднялась небольшая группа интеллигенции. Затем, после поддержки этого осуждения телевидением и прессой, оно переросло в широкое общественное движение. Мнение большинства изменилось, а вскоре было принято государственное решение о приостановлении финансирования проекта. Таким образом, общественное мнение мы понимаем как общую точку зрения большинства людей в одной или нескольких социальных группах, производственных или территориальных общностях, которая выражает более или менее сформировавшуюся позицию по жизненно важным вопросам человеческого существования. Общественное мнение подразумевает осознанную позицию, которую члены этой группы выражают по отношению к крупным, общественно значимым явлениям, событиям, процессам. Речь идет об осознанной, рефлексивной позиции по поводу какого-либо значимого события49. Вместе с тем общественное мнение — это достаточно высокий уровень проявления коллективного сознания. Общественное мнение может отражать истину или быть ложным. Оно может возникать стихийно, а может формироваться как часть массового сознания государственными учреждениями, политическими организациями, средствами информации. Например, в 30-е гг. средствами пропаганды в нашей стране было сформировано массовое сознание нетерпимости к инакомыслящим. И общественное мнение требовало смерти всем, кто по своим убеждениям не вписывался в рамки массового сознания. Общественное мнение — особая субстанция. Она приходит в движение и четко обозначает свое направление только в экстремальных ситуациях — когда происходит потрясающее всех событие или наблюдается экстраординарное явление. Общественное внимание европейцев и американцев в XX в. приковывали к себе такие явления, как, например, пренебрежительное отношение к женщине, эмансипация женщин, расизм или угнетение меньшинств. Как только подобное случается, социологу пора выходить на охоту. К сожалению, сниматься с места его гораздо чаще вынуждают обстоятель- Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |