КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественное мнение: история вопроса
Как и все другое, истоки общественного мнения надо искать в античности. Один из первых и наиболее прославленных софистов Протагор (ок. 485—411 до н.э.) находил время не только для глубоких размышлений, но и для педагогической деятельности: обучал людей искусству убеждающего слова, получая за уроки громадные по тем временам гонорары. Протагор утверждал, что объективной истины не существует, а есть лишь субъективное мнение. Эта концепция выражена в знаменитом приписываемом ему афоризме: «Человек есть мера всех вещей». В полном вариан- те он звучит так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». При этом уделил внимание интересующей нас теме, определив «публичное мнение» как мнение большинства населения. Протагор учил во всем полагаться не на науку, а на здравый смысл. С Протагора берет свое начало эгалитаристская (фр. egalitarisme, от egalite — равенство) традиция понимания общественного мнения. Ее последователи определяют общественное мнение как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Противоположного мнения придерживался греческий философ и педагог Платон (427—347 до н.э.), сводивший «публичное мнение» к мнению аристократии. Семья его была знатной, старинной, царского происхождения, с прочными аристократическими традициями. Во главе государства, учил Платон, должны стоять самые образованные люди своего вре мени, философы. Другие сословия общества — воины, ремесленники и землевладельцы — должны подчиняться и строго ограничены выполнением своих обязанностей. Платон явился основоположником другой традиции — элитаристской. Ее приверженцы утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В письме, датированном 50 г. до н.э., Марк Туллий Цицерон (106— 43 до н.э.) сообщает своему другу Аттику, что его ввело в заблуждение общественное мнение (publicam opinionem). Адвокат, политический деятель и блестящий писатель, он является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основополагающей для всего последующего развития латинской прозы. Цицерон учил, что красноречивый человек преследует своей речью три цели: отстоять свою точку зрения, доставить слу шателям удовольствие и заставить слушателей присоединиться к своей позиции. Он умел менять тон на протяжении одной речи, чередовать пафос с шуткой, страстность с простотой и спокойствием. Речи или части речей составленные в простом («низком») стиле, отличаются живостью рисунка, остроумием, язвительностью полемики. Пятьдесят восемь речей, серия трактатов по риторике и философии, наконец, около 800 писем — таков состав дошедших до нас произведений Цицерона, превосходящий по своему объему все, что сохранилось от какого-либо римского писателя. По всей видимости, нынешняя социология ставит себе в заслугу то, от чего мудрые греки отказались 2,5 тыс. лет назад. Античная философия, а вслед за ней и новоевропейская развивались в борьбе с обыденным мнени- ем28. Потребовалось не одно столетие на изобретение сложнейшей техники выделения из аморфной массы людских мнений твердых кристаллов объективного знания. Ее можно назвать теоретической рефлексией, диалектикой, философской дискурсией или как-то еще. Суть от этого не изменится. В Европе социология формировалась именно как философская наука. Но сегодня она возвела на пьедестал то, с чем боролась истинная философская мысль. Возможно, первым философствующим социологом был Сократ (469— 399 до н.э.), человек без определенного рода занятий, с одной-единствен-ной страстью — бродить по улицам и площадям, приводя прохожих своими вопросами в глубочайшее недоумение. Опросной технике он научился у софистов, еще до Сократа «ходивших в народ». Правда, у них вопросно-ответный метод был самоцелью — довеском к ораторскому искусству, выражал стремление облачить типичное обывательское мнение в красивые одежды логического доказательства. Совсем иные мотивы двигали Сократом. Миру относительной действительности, предметам чувственного восприятия, отображенным в человеческом мнении (doksa), он противопоставил истинную действительность, предмет понятийного познания29. Мнения — мир догадки и доверия, понятия — мир твердого знания, раз мышления и числа. Несколько позже Платон довел общую систему мировоззрения до логически совершенной формы. Диалектика, выступившая первоначально всего лишь техникой «опроса населения», вопросно-ответным методом, на более зрелых стадиях превратилась в метод острейшего критицизма и углубленного познания истины, а затем и в логическую систему понятий, построенную на основании отношений соподчинения и подчинения. Наконец, самый высокий этап древнегреческой рефлексии — метод очищения мира мнений от случайных элементов и кристаллизации их в понятия — представляет система категорий Аристотеля (ок. 384—322 до н.э.). По своей этимологии понятие «категория», обозначающее особый тип логически обоснованного знания, противостоит понятию «мнение», как твердое противостоит зыбкому и неустойчивому. В самом деле, мнение выражает вероятностное, предположительное знание о чем-либо, нерешительность. Когда мы включаем в свою речь оговорку «по моему мнению», то как бы говорим: «Я не твердо уверен, что произносимое мною является общепринятым знанием, скорее, напротив, это моя индивидуальная точка зрения, субъективное мнение». Естественно, что индивидуальное мнение может быть и истиной, и заблуждением. Возведенная в абсолют докса становится догмой. Не случайно оба греческих слова — doksa и dogma — выражают разные оттенки одного и того же понятия «мнение». Однако знание категорическое лишено подобных недостатков. Налицо твердое и проверенное знание о чем-то, основанное не на фиксации поверхностного и случайного, а на познании сущности. Великий энциклопедист
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |