Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и динамика общественного мнения




Рассматривая общественное мнение как оценочное суждение больших масс людей по вопросам, затрагивающим их потребности и интересы, не­обходимо обратить внимание на его структуру, где в первую очередь специ­алисты выделяют субъекта и объект.

Объектом общественного мнения выступает социально значимое явле­ние, событие, факт или поведение человека, в оценивании которых заин­тересован субъект (индивид, группа, класс). Таким объектом могут быть права человека, выборы президента, война в Чечне и др. Объектом обще­ственного мнения может быть только то событие или факт, которые допус­кают многозначность толкования и оценок. Помимо того, он должен быть информационно доступным субъекту. Характер получаемой информации оказывает влияние на распространенность мнения, его компетентность и в значительной степени определяет поведение людей.

Относительно субъекта общественного мнения специалисты склонны придерживаться расширительной трактовки, включая в список самые разные группы и общности. Так, с точки зрения Д.П. Гавры, «в качестве субъекта об-

щественного мнения могут выступать общности различного уровня — от на­селения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общнос­тей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом»1'. Такой подход удобен тем, что признает многообразие субъектов, определяя в качестве приоритетного субъекта мнение большинства народа.

Некоторые авторы в структуру общественного мнения включают три компонента — рациональный (знания людей о событиях и явлениях), эмо­циональный (настроения и чувства) и волевой (практические действия). Первый компонент во многом зависит от уровня образованности и инфор­мированности субъекта, второй — от эмоционального уровня реагирования на произошедшее событие. По соотношению рационального и эмоциональ­ного элементов в общественном мнении судят о возможности им манипу­лировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает обществен­ное мнение более доступным для психологического давления. Соединение первого и второго дает новую переменную — социальную оценку. Соеди­нение всех трех — практическую деятельность по защите или реализации своих интересов и достижению поставленных целей.

По типам общественное мнение может быть:

• коллективным (трудовой коллектив, деревня, поселок);

• массовым (размытая аудитория, анонимное мнение).

Мнение членов Государственной думы при голосовании представляет разновидность организованного по фракциям (КПРФ или ЛДПР голосу­ет солидарно, но между фракциями наблюдается противоборство пози­ций).

Общественное мнение может быть также спонтанным или хорошо спла­нированным, добровольным или принудительным. Принудительным \ спланированным общественное мнение было в годы советской власти, ког

Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт СПб., 1995. С. 17.

да, к примеру, Академии наук требовалось осудить академика Сахарова, или трудовому коллективу надо было поддержать инициативу КПСС. У выска­зывающих свою точку зрения выбора не было, отклонение от общего мне­ния могло повлечь за собой наказание, например увольнение из Академии или исключение из рядов КПСС. Накануне голосования на общем собра­нии с учеными и рабочими велась разъяснительная работа, которую про­водили, как правило, местные комитеты партии.

Для динамики общественного мнения меньше всего характерна одноли­нейная зависимость. Чаще всего проявляются две ее формы — скачкообраз­ная и маятниковая. Та и другая объясняются врожденной способностью общественного мнения чутко реагировать на текущие события и менять свой знак — с плюса на минус и наоборот — в короткий промежуток времени. Так, в оценках армии в начале 90-х гг. преобладали негативные тона, а в начале 2000-х гг. — позитивные. За этот период усилилась роль армии в нашем об­ществе, а правительство стало уделять ей больше внимания.

Динамика общественного мнения проходит следующие стадии:

• зарождения: возникновение у людей широкого интереса к конкретной проблеме, например призыву в армию, и активный поиск информа­ции;

• формирования: в ходе обмена взглядами на интересующую людей проблему у них появляется чувство общности; идет активная рабо­та по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доми­нирующие оценки, вокруг которых концентрируются основные силы;

• функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способ­но выступать партнером (противником) властных инстанций и орга­нов управления, которые ответственны за обострение проблемы (в на­шем случае — с армейским командованием);

• спад: снижение массового интереса к проблеме, которое происходит по ряду причин: а) проблема стала неактуальной; б) решение пробле­мы невозможно; в) проблема решена; г) появилась новая проблема, ставшая фокусом внимания.

Общественное мнение имеет уникальные каналы выражения:

• участие в законодательной и политической деятельности через рефе­рендумы, голосование, плебисциты, сходы, собрания;

• публикации в средствах массовой информации (бумажных и электрон­ных);

• межличностная коммуникации (включая слухи);

• митинги, протесты, демонстрации, забастовки;

• использование группы давления и институтов лоббирования;

• социологические опросы.

Распространение общественного мнения подчиняется принципу само­компенсации: в случае перекрытия одного канала информация уст­ремляется по другим, более свободным или доступным. Происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. При советской вла­сти, которую принято квалифицировать ныне как тоталитарный режим, большинство легитимных каналов выражения протестного мнения было перекрыто. Для широкой публики остались несанкционированные либо недоступные властям каналы распространения мнений, а именно обще-

ние на кухне, в кругу знакомых или друзей, система образования, самиз­дат, юмор и сатира.

Если общественное мнение не находит полного и адекватного самовы­ражения, оно уходит в подполье. Это наихудшая фаза в его эволюции. И если «народ безмолвствует», то идет просто процесс накопления нереализован­ного потенциала общественного мнения. Будущие результаты — поведен­ческую составляющую и место социального прорыва — невозможно пред­сказать66.

Классик американской социологии и социальной психологи, специалист в области «паблик рилейшнз», работавший в 30-е гг. со знаменитым Дж. Гэл-лапом и участвовавший в опросах общественного мнения, X. Кэнтрил сфор­мулировал законы67, управляющие общественным мнением.

1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам.

2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой.

3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если они не интер­претируются как события.

4. Заявления и действия значимы до тех пор, пока окончательное мне­ние не сформировалось или люди ждут подтверждения из надежного источ­ника.

5. Общественное мнение не способно предвидеть кризис, оно может на него только реагировать.

6. В кризисной ситуации люди прислушиваются только к мнению свое­го лидера.

7. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.

8. Важными характеристиками мнения являются направленность, интен­сивность, широта и глубина.

9. Коллективное мнение, как и личное, всегда эмоционально окрашено.

 

10.Общественное мнение нельзя пробудить, если люди не почувствуют, что затронуты жизненно важные интересы.

11.Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отноше­нию к целям, чем к методам их достижения.

12.Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива.

13.Когда мнение принадлежит незначительному большинству или ког­да оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное дей­ствие.

 

14. Протестное мнение слабее тогда, когда люди чувствуют, что участву­ют в принятии ответственных решений.

15. Чем выше уровень образования граждан, тем чаще общественному мнению присущи трезвость и здравый смысл.

Другие специалисты дополняют список Кэнтрила новыми положения­ми, в частности, такими: на мнение людей наибольшее влияние оказывают сами события; обычная реакция общественного мнения — требование что-

66 Подробнее см.: Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Рос­
тов-на-Дону, 1980; Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как соци­
альный институт. СПб., 1995; Массовая коммуникация и общественное мнение. М., 1988.

67 Cantril H. Gauging Public Opinion. N.J., 1972. P. 226-230.

то сделать; невозможно оценить правоту никакого мнения, личного или общественного.

Эксперименты с конформизмом Соломона Эша и Стэнли Милгрэма в 50—60-е гг. показали, что люди присоединяются к суждениям большин­ства, хотя собственными ушами могут слышать и собственными глаза­ми видят, что эти суждения ошибочны. Единственное объяснение тако­му выбору — присоединению к большинству — боязнь полной изоляции со стороны общества из-за высказанного, продемонстрированного ими мнения. Результаты Эша - Милгрэма часто интерпретируют как доказа­тельство слабости человеческой природы. Но это не совсем верно. Согласно интеллектуальной концеп­ции общественного мнения, реак­ ции, выражаемые людьми, для соци­олога могут и не представлять особо­го интереса. Важно другое: присоединяясь к мнению большинства, люди доказывают, что для них куда важнее консенсус и солидарность, а это наиважнейшая предпосылка существования человеческой общества.

Эту закономерность сумел разглядеть уже Монтень в конце XVI в.: «Мудрец должен внутренне оберегать свою душу от всякого гнета, дабы со­хранить ей свободу и возможность свободно судить обо всем, — тем не ме­нее, когда дело идет о внешнем, он вынужден строго придерживаться при­нятых правил и форм». Общественное мнение — это помимо прочего и со­циальный институт, консолидирующий человеческую общность, наводящий в ней порядок благодаря демонстрации каждому индивиду, что такое общепринятые взгляды, как думают остальные граждане, как добить­ся согласия с ними, как сотрудничать и добиваться общих целей. Ника­ким другим способом узнать столь нужную информацию человек не мо­жет, особенно в современном обществе, которое населяют десятки мил­лионов людей.

В результате мы может утверждать, что общественное мнение несет в себе не только информационную составляющую, но и ценностную нагрузку. Оно показывает всему населению, какова иерархий ценностей, идеалов, оценок, моральных принципов в современном обществе, куда и к чему устремлено большинство людей. Разумеется, зная все это, правителю легче принимать верные решения и выстраивать внутреннюю политику.

Под общий ориентир подстраиваются политические партии и обще­ственные движения. Они чутко ловят в свои сети политический ветер. Сто­ит познакомиться с их программой, как станет очевидным, что все они — пусть и под своим углом, ради достижения своих целей — подыгрывают общественному мнению, стараются отразить мнение большинства, если надо угодить ему. Это и понятно — в демократическом обществе все они бо­рются за электорат, т.е. за голоса, распределение финансовых средств, бу­дущие источники обогащения, а то и за саму власть.

Общественное мнение выступает, таким образом, не столько в роли верховного судьи или цензора, сколько морального координатора обще­ства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.