КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и динамика общественного мнения
Рассматривая общественное мнение как оценочное суждение больших масс людей по вопросам, затрагивающим их потребности и интересы, необходимо обратить внимание на его структуру, где в первую очередь специалисты выделяют субъекта и объект. Объектом общественного мнения выступает социально значимое явление, событие, факт или поведение человека, в оценивании которых заинтересован субъект (индивид, группа, класс). Таким объектом могут быть права человека, выборы президента, война в Чечне и др. Объектом общественного мнения может быть только то событие или факт, которые допускают многозначность толкования и оценок. Помимо того, он должен быть информационно доступным субъекту. Характер получаемой информации оказывает влияние на распространенность мнения, его компетентность и в значительной степени определяет поведение людей. Относительно субъекта общественного мнения специалисты склонны придерживаться расширительной трактовки, включая в список самые разные группы и общности. Так, с точки зрения Д.П. Гавры, «в качестве субъекта об- щественного мнения могут выступать общности различного уровня — от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом»1'. Такой подход удобен тем, что признает многообразие субъектов, определяя в качестве приоритетного субъекта мнение большинства народа. Некоторые авторы в структуру общественного мнения включают три компонента — рациональный (знания людей о событиях и явлениях), эмоциональный (настроения и чувства) и волевой (практические действия). Первый компонент во многом зависит от уровня образованности и информированности субъекта, второй — от эмоционального уровня реагирования на произошедшее событие. По соотношению рационального и эмоционального элементов в общественном мнении судят о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Соединение первого и второго дает новую переменную — социальную оценку. Соединение всех трех — практическую деятельность по защите или реализации своих интересов и достижению поставленных целей. По типам общественное мнение может быть: • коллективным (трудовой коллектив, деревня, поселок); • массовым (размытая аудитория, анонимное мнение). Мнение членов Государственной думы при голосовании представляет разновидность организованного по фракциям (КПРФ или ЛДПР голосует солидарно, но между фракциями наблюдается противоборство позиций). Общественное мнение может быть также спонтанным или хорошо спланированным, добровольным или принудительным. Принудительным \ спланированным общественное мнение было в годы советской власти, ког Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт СПб., 1995. С. 17. да, к примеру, Академии наук требовалось осудить академика Сахарова, или трудовому коллективу надо было поддержать инициативу КПСС. У высказывающих свою точку зрения выбора не было, отклонение от общего мнения могло повлечь за собой наказание, например увольнение из Академии или исключение из рядов КПСС. Накануне голосования на общем собрании с учеными и рабочими велась разъяснительная работа, которую проводили, как правило, местные комитеты партии. Для динамики общественного мнения меньше всего характерна однолинейная зависимость. Чаще всего проявляются две ее формы — скачкообразная и маятниковая. Та и другая объясняются врожденной способностью общественного мнения чутко реагировать на текущие события и менять свой знак — с плюса на минус и наоборот — в короткий промежуток времени. Так, в оценках армии в начале 90-х гг. преобладали негативные тона, а в начале 2000-х гг. — позитивные. За этот период усилилась роль армии в нашем обществе, а правительство стало уделять ей больше внимания. Динамика общественного мнения проходит следующие стадии: • зарождения: возникновение у людей широкого интереса к конкретной проблеме, например призыву в армию, и активный поиск информации; • формирования: в ходе обмена взглядами на интересующую людей проблему у них появляется чувство общности; идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие оценки, вокруг которых концентрируются основные силы; • функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) властных инстанций и органов управления, которые ответственны за обострение проблемы (в нашем случае — с армейским командованием); • спад: снижение массового интереса к проблеме, которое происходит по ряду причин: а) проблема стала неактуальной; б) решение проблемы невозможно; в) проблема решена; г) появилась новая проблема, ставшая фокусом внимания. Общественное мнение имеет уникальные каналы выражения: • участие в законодательной и политической деятельности через референдумы, голосование, плебисциты, сходы, собрания; • публикации в средствах массовой информации (бумажных и электронных); • межличностная коммуникации (включая слухи); • митинги, протесты, демонстрации, забастовки; • использование группы давления и институтов лоббирования; • социологические опросы. Распространение общественного мнения подчиняется принципу самокомпенсации: в случае перекрытия одного канала информация устремляется по другим, более свободным или доступным. Происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. При советской власти, которую принято квалифицировать ныне как тоталитарный режим, большинство легитимных каналов выражения протестного мнения было перекрыто. Для широкой публики остались несанкционированные либо недоступные властям каналы распространения мнений, а именно обще- ние на кухне, в кругу знакомых или друзей, система образования, самиздат, юмор и сатира. Если общественное мнение не находит полного и адекватного самовыражения, оно уходит в подполье. Это наихудшая фаза в его эволюции. И если «народ безмолвствует», то идет просто процесс накопления нереализованного потенциала общественного мнения. Будущие результаты — поведенческую составляющую и место социального прорыва — невозможно предсказать66. Классик американской социологии и социальной психологи, специалист в области «паблик рилейшнз», работавший в 30-е гг. со знаменитым Дж. Гэл-лапом и участвовавший в опросах общественного мнения, X. Кэнтрил сформулировал законы67, управляющие общественным мнением. 1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам. 2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой. 3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если они не интерпретируются как события. 4. Заявления и действия значимы до тех пор, пока окончательное мнение не сформировалось или люди ждут подтверждения из надежного источника. 5. Общественное мнение не способно предвидеть кризис, оно может на него только реагировать. 6. В кризисной ситуации люди прислушиваются только к мнению своего лидера. 7. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно. 8. Важными характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина. 9. Коллективное мнение, как и личное, всегда эмоционально окрашено.
10.Общественное мнение нельзя пробудить, если люди не почувствуют, что затронуты жизненно важные интересы. 11.Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения. 12.Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива. 13.Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие.
14. Протестное мнение слабее тогда, когда люди чувствуют, что участвуют в принятии ответственных решений. 15. Чем выше уровень образования граждан, тем чаще общественному мнению присущи трезвость и здравый смысл. Другие специалисты дополняют список Кэнтрила новыми положениями, в частности, такими: на мнение людей наибольшее влияние оказывают сами события; обычная реакция общественного мнения — требование что- 66 Подробнее см.: Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Рос 67 Cantril H. Gauging Public Opinion. N.J., 1972. P. 226-230. то сделать; невозможно оценить правоту никакого мнения, личного или общественного. Эксперименты с конформизмом Соломона Эша и Стэнли Милгрэма в 50—60-е гг. показали, что люди присоединяются к суждениям большинства, хотя собственными ушами могут слышать и собственными глазами видят, что эти суждения ошибочны. Единственное объяснение такому выбору — присоединению к большинству — боязнь полной изоляции со стороны общества из-за высказанного, продемонстрированного ими мнения. Результаты Эша - Милгрэма часто интерпретируют как доказательство слабости человеческой природы. Но это не совсем верно. Согласно интеллектуальной концепции общественного мнения, реак ции, выражаемые людьми, для социолога могут и не представлять особого интереса. Важно другое: присоединяясь к мнению большинства, люди доказывают, что для них куда важнее консенсус и солидарность, а это наиважнейшая предпосылка существования человеческой общества. Эту закономерность сумел разглядеть уже Монтень в конце XVI в.: «Мудрец должен внутренне оберегать свою душу от всякого гнета, дабы сохранить ей свободу и возможность свободно судить обо всем, — тем не менее, когда дело идет о внешнем, он вынужден строго придерживаться принятых правил и форм». Общественное мнение — это помимо прочего и социальный институт, консолидирующий человеческую общность, наводящий в ней порядок благодаря демонстрации каждому индивиду, что такое общепринятые взгляды, как думают остальные граждане, как добиться согласия с ними, как сотрудничать и добиваться общих целей. Никаким другим способом узнать столь нужную информацию человек не может, особенно в современном обществе, которое населяют десятки миллионов людей. В результате мы может утверждать, что общественное мнение несет в себе не только информационную составляющую, но и ценностную нагрузку. Оно показывает всему населению, какова иерархий ценностей, идеалов, оценок, моральных принципов в современном обществе, куда и к чему устремлено большинство людей. Разумеется, зная все это, правителю легче принимать верные решения и выстраивать внутреннюю политику. Под общий ориентир подстраиваются политические партии и общественные движения. Они чутко ловят в свои сети политический ветер. Стоит познакомиться с их программой, как станет очевидным, что все они — пусть и под своим углом, ради достижения своих целей — подыгрывают общественному мнению, стараются отразить мнение большинства, если надо угодить ему. Это и понятно — в демократическом обществе все они борются за электорат, т.е. за голоса, распределение финансовых средств, будущие источники обогащения, а то и за саму власть. Общественное мнение выступает, таким образом, не столько в роли верховного судьи или цензора, сколько морального координатора общества.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |