Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Агенты общественного мнения




Жители Воронежской области, тинейджеры, крестьяне, прихожане Бла­говещенской церкви села Козлово Мышкинского уезда, профсоюзы, кото­рые что-либо считают, о чем-то заявляют, высказывают свою точку зре­ния, — все они выступают коллективными субъектами этих высказываний а значит, субъектами и агентами общественного мнения. Правда, масштаб степень внутренней солидарности, уровень знакомства внутри среды у них разные. Церковный приход — это община единомышленников, постоянно общающихся между собой на духовной почве. Тинейджеры — поколенчес-кая категория, члены которой не знают друг друга, но имеют сходные взгля­ды по многим вопросам благодаря одинаковому возрасту, интересам и со­циальным ролям. Разумеется, круг обсуждаемых вопросов и формируемое по ним мнение будут иметь в этом случае совершенно различное содержа­ние. Крестьянство как класс выражает социально значимые проблемы, и его мнение представляет публичный интерес. Нередко оно оказывает решаю­щее влияние на судьбы страны. Напротив, мнение локальной общности компетентно только в пределах своих первичных интересов и носит скорее частный, а иногда и узкогрупповой интерес. Соответственно, разными бу­дут способы канализации и отстаивания своего мнения. На парламентские слушания могут выноситься, к примеру, вопросы, связанные с крестьян­ством или профсоюзами, но мнение при­хожан или трудового коллектива там даже не будет заявлено.

К другим социальным агентам68, дей­ствующим в этом политическом поле, П.Шампань относит, в частности, продав­цов опросов, социологов и политологов, советников по коммуникации и полити­ческому маркетингу, журналистов, а также СМИ в целом, которые пытаются воздей­ствовать на слушателей и телезрителей с тем, чтобы превратить их в «группы под­ держки», манипулировать их сознанием. На переломе XIX и XX столетий в поле зрения социальных ученых оказались факты совместного поведения людей. к которым критерии «классического» группового подхода оказались явно неприменимы. На первый взгляд, это были те же общности индивидов, при­чем иногда весьма внушительных размеров, но они демонстрировали иные формы поведения, а именно: 1) возникали как бы случайно, не по плану и не в связи с определенной целью; 2) существовали очень непродолжительное время, т.е. могли создаваться и распадаться буквально на глазах. К негруппо­вым типам общностей относились два главных — толпа, которую Г. Тард от­носил к негативной солидарности, и более «воспитанная» и цивилизованная публика (позитивная солидарность). Где-то между ними «притулилась» об­щественность, сущность, природу, функции и механизмы функционирова-

1 Слово «agent» происходит от того же «agem» («действовать»), что и «act», «action» («действие») и «actor» («действующий»).

ния которой ученые до конца еще не осмыслили. В подобные общности объе­диняются представители самых разных профессий, национальностей, клас­сов и возрастов. Считается, что важнейшим их свойством является то, что они носители особого, специфического типа сознания, который называют мас­совым сознанием. И это обстоятельство вовсе не мешает им оставаться субъек­том (актором, агентом) общественного мнения.

Сегодня нам кажется, что общественное мнение существовало во все времена и было присуще всем слоям населения. Но это далеко не так, хотя выше, касаясь истории, мы говорили о том, что общественное мнение воз­никло очень давно. Правда, историки уточняют, о чем идет речь. Совсем недавно, 100 лет назад, общественное или, как тогда называли, публичное мнение позволялось иметь и высказывать далеко не всем. Оно было при­вилегией высшего сословия — дворянства. Даже духовенство не имело права на него, поскольку считалось, что публичное мнение о важных политичес­ких, социальных и культурных делах вправе высказывать только светские люди, каковыми дьяконы и протоиереи не являлись. В своем «Сочинении о сибирской администрации» тобольский протоиерей А. Сулацкий высту­пает за «гласность» и более широкие возможности общественной самодея­тельности. Он пишет о том, что «в настоящее время едва ли где есть осно­вание мыслить, что публичное мнение может быть только там, где есть дво­рянство. Публичное мнение возможно всюду, где есть общество и где членам оного даны средства выражать это мнение печатью, а поэтому если гласность необходима в России вообще, то для Сибири она представляется крайнею насущною потребностью, без гласности невозможно дальнейшее существо­вание этого края...»69. Решающий фактор, определяющий общественное мнение, — функционирование средств массовой информации, которые формируют восприятие социальной реальности и отношение к ней. Сред­ства массовой информации — еще один игрок на символическом поле об­щественного мнения. Особенно активно ими пользуются так называемые лидеры общественного мнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.