КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агенты общественного мнения
Жители Воронежской области, тинейджеры, крестьяне, прихожане Благовещенской церкви села Козлово Мышкинского уезда, профсоюзы, которые что-либо считают, о чем-то заявляют, высказывают свою точку зрения, — все они выступают коллективными субъектами этих высказываний а значит, субъектами и агентами общественного мнения. Правда, масштаб степень внутренней солидарности, уровень знакомства внутри среды у них разные. Церковный приход — это община единомышленников, постоянно общающихся между собой на духовной почве. Тинейджеры — поколенчес-кая категория, члены которой не знают друг друга, но имеют сходные взгляды по многим вопросам благодаря одинаковому возрасту, интересам и социальным ролям. Разумеется, круг обсуждаемых вопросов и формируемое по ним мнение будут иметь в этом случае совершенно различное содержание. Крестьянство как класс выражает социально значимые проблемы, и его мнение представляет публичный интерес. Нередко оно оказывает решающее влияние на судьбы страны. Напротив, мнение локальной общности компетентно только в пределах своих первичных интересов и носит скорее частный, а иногда и узкогрупповой интерес. Соответственно, разными будут способы канализации и отстаивания своего мнения. На парламентские слушания могут выноситься, к примеру, вопросы, связанные с крестьянством или профсоюзами, но мнение прихожан или трудового коллектива там даже не будет заявлено. К другим социальным агентам68, действующим в этом политическом поле, П.Шампань относит, в частности, продавцов опросов, социологов и политологов, советников по коммуникации и политическому маркетингу, журналистов, а также СМИ в целом, которые пытаются воздействовать на слушателей и телезрителей с тем, чтобы превратить их в «группы под держки», манипулировать их сознанием. На переломе XIX и XX столетий в поле зрения социальных ученых оказались факты совместного поведения людей. к которым критерии «классического» группового подхода оказались явно неприменимы. На первый взгляд, это были те же общности индивидов, причем иногда весьма внушительных размеров, но они демонстрировали иные формы поведения, а именно: 1) возникали как бы случайно, не по плану и не в связи с определенной целью; 2) существовали очень непродолжительное время, т.е. могли создаваться и распадаться буквально на глазах. К негрупповым типам общностей относились два главных — толпа, которую Г. Тард относил к негативной солидарности, и более «воспитанная» и цивилизованная публика (позитивная солидарность). Где-то между ними «притулилась» общественность, сущность, природу, функции и механизмы функционирова- 1 Слово «agent» происходит от того же «agem» («действовать»), что и «act», «action» («действие») и «actor» («действующий»). ния которой ученые до конца еще не осмыслили. В подобные общности объединяются представители самых разных профессий, национальностей, классов и возрастов. Считается, что важнейшим их свойством является то, что они носители особого, специфического типа сознания, который называют массовым сознанием. И это обстоятельство вовсе не мешает им оставаться субъектом (актором, агентом) общественного мнения. Сегодня нам кажется, что общественное мнение существовало во все времена и было присуще всем слоям населения. Но это далеко не так, хотя выше, касаясь истории, мы говорили о том, что общественное мнение возникло очень давно. Правда, историки уточняют, о чем идет речь. Совсем недавно, 100 лет назад, общественное или, как тогда называли, публичное мнение позволялось иметь и высказывать далеко не всем. Оно было привилегией высшего сословия — дворянства. Даже духовенство не имело права на него, поскольку считалось, что публичное мнение о важных политических, социальных и культурных делах вправе высказывать только светские люди, каковыми дьяконы и протоиереи не являлись. В своем «Сочинении о сибирской администрации» тобольский протоиерей А. Сулацкий выступает за «гласность» и более широкие возможности общественной самодеятельности. Он пишет о том, что «в настоящее время едва ли где есть основание мыслить, что публичное мнение может быть только там, где есть дворянство. Публичное мнение возможно всюду, где есть общество и где членам оного даны средства выражать это мнение печатью, а поэтому если гласность необходима в России вообще, то для Сибири она представляется крайнею насущною потребностью, без гласности невозможно дальнейшее существование этого края...»69. Решающий фактор, определяющий общественное мнение, — функционирование средств массовой информации, которые формируют восприятие социальной реальности и отношение к ней. Средства массовой информации — еще один игрок на символическом поле общественного мнения. Особенно активно ими пользуются так называемые лидеры общественного мнения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |