КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественные движения
Довольно специфическим субъектом общественного мнения выступают всевозможные движения — правозащитные, экологические, антиглобалистские, феминистские и т.д. Их своеобразие заключается в заявительном характере репрезентации своего мнения. Если у пассивных номинальных групп, например пенсионеров или молодежи, социологи «изымают» мнение при помощи опросов, встречаясь с репондентами у них дома, на улице и по месту работы, то общественные движения выходят на улицу для того, чтобы выразить свои требования и пожелания, организуя митинги и пикеты. Их можно отнести к категории субъектов, называемых коллективными акторами. Им присущи слаженные действия, наличие общей цели, организация усилий сторонников движение в заданном направлении, разработка 84 Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902. С. 62. 85 Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der burgerlichen 86 Зарубежная политическая наука: история и современность. Вып. II. М., 1990. С. 230. 87 Социологические исследования. 1994. № 1. С. 58. стратегии и тактики действий, подготовка пропагандистской литературу ' выступлений по телевидению и в СМИ, нагрудная символика, плакаты и другие формы наглядной агитации. В XIX в. одним из массовых общественных движений в России являлось «хождение в народ». Оно было организовано народниками-революционерами, выступавшими за самобытный путь России к социализму на основе крестьянской общины. Еще в 1861 г. Александр Герцен в «Колоколе» обращался к русским революционерам с призывом идти в народ. С осени 1873 г началась подготовка к массовому «хождению в народ»: формировались народнические кружки, печаталась пропагандистская литература, шилась крестьянская одежда, молодежь в специальных мастерских овладевала различными ремеслами. Массовое «хождение в народ» началось весной 1874 г. Однако это движение не нашло отклика в народе. К концу 1874 г. основные силы народников были разгромлены полицией, хотя само движение продолжалось до 1875 г. В октябре 1877 г. главные участники движения — 193 человека — предстали перед судом. По «делу 193-х» было арестовано свыше 4 тыс. человек. Это движение очень сильно повлияло на общественное мнение страны и подготовило социальную почву для революционного движения. В 1989 г. жестокие действия полиции при разгоне мирной студенческой демонстрации в Праге привели в негодование чехословацкую общественность. Шествие молодежи было приурочено к памятной дате — суровой расправе нацистских оккупантов с чешскими студентами. После этого события развивались стремительно. В Праге, Братиславе и других городах ежедневно проходили демонстрации и митинги. Через несколько дней в Праге был создан Гражданский форум, а в Братиславе — «Общественность против насилия» как основные оппозиционные организации, вокруг которых группировались силы, выступавшие против коммунистического режима. Вскоре руководители коммунистической партии ушли в отставку. Победа революции была предрешена. Массовая всеобщая забастовка на следующий день, 27 ноября, подтвердила решимость граждан Чехословакии покончить с властью одной партии и встать на путь демократии. 29 ноября парламент отменил статью конституции о ведущей роли компартии в обществе. В декабре было сформировано правительство национального согласия. Это было первое за 40 с лишним лет правительство, в котором коммунисты оказались в меньшинстве. Была проведена реорганизация парламента, председателем которого 28 декабря был избран Александр Дубчек, символическая фигура «Пражской весны» 1968 г. На следующий день Национальное собрание избрало новым президентом Чехословакии лидера Гражданского форума Вацлава Гавела. Было принято решение о проведении в июне 1990 г. свободных демократических выборов. Эти события получили название «бархатной революции» Одной из характерных особенностей общественной жизни в начале XX в. было женское движение за политическое и культурное равноправие женщин в мире, где господствуют мужчины. В 1913 г. в Великобритании были арестованы около 200 представительниц Движения за избирательные права жен- щин. Различными, в том числе экстравагантными, способами суфражистки пытались привлечь внимание общества к своей борьбе: приковывали себя к заборам, объявляли голодовку, совершали террористические акты. К концу XX в. женское движение породило совершенно новое идеологическое явление — феминизм, которое ныне определяет общественное мнение в западноевропейском и североамериканском обществах. В 1963 г. марш на Вашингтон, в котором участвовали 200 тыс. человек во главе с негритянским баптистским пастором Мартином Лютером Кингом, стал кульминационным актом движения борцов за гражданские права в США. Это было движение за уравнивание чернокожего населения в правах с белыми. Чернокожие американцы поняли, что гражданским неповиновением они могут добиться признания своих прав. Мартину Лютеру Кингу удалось ввести стихийные акции в русло организованного движения сопротивления. Он проповедовал ненасильственные методы борьбы, с помощью которых добивался успеха еще Махатма Ганди. Движение организовывало сидячие забастовки и бойкоты. Группы негров стали посещать «белые» су- пермаркеты, магазины, кинотеатры, библиотеки и рестораны. Расовые волнения охватили 100 городов в 20 штатах. После марша на Вашингтон движение за права чернокожих приобрело общенациональный характер, в нем участвовали и многие белые американцы, выражавшие солидарность с чернокожими согражданами. Это движение коренным образом изменило не только общественное мнение американцев, но и всю политическую обстановку в стране. Ныне это совершенно другое общество, во главу угла поставившее религиозную и культурную терпимость, равноправие граждан перед законом. Выражение своего мнения при помощи митингов и манифестаций не всегда является решающим критерием общественного движения. Как справедливо указывает П. Шампань, «многие участники современных манифестаций весьма далеки от того единогласия, которое им приписывают и которого требуют от них организаторы. Участники этих манифестаций, задача которых состоит в оказании воздействия на общественное мнение, фиксируемое опросами, являются не столько полноценными акторами, сколько простыми невольными статистами в спектакле, сценарий которо- го им не всегда известен. Они собираются вместе, но при этом они далек не единодушны в отношении тех мотивов, которые официально выражаю-,-плакаты или профсоюзные призывы. Некоторые приходят из соображений профсоюзной дисциплины, руководствуясь лишь тем, что необходимо еле довать профсоюзным лидерам, некоторые — из чувства солидарности менее благополучными, кто-то приходит просто "посмотреть" и составить компанию своим друзьям или коллегам или, в соответствии с логикой, по которой подписываются петиции, чтобы поступить как другие и т.д. Манифестанты образуют гетерогенные скопления людей, парадоксальным образом не имеющих голоса, их участие подчиняется избирательной логике, и они представляют собой не столько субъекты шествий, сколько более или менее сознательные объекты стратегий по интерпретации участия этих манифестантов. Иногда они могут даже не понимать, почему они пришли или почему они начали бастовать, и только постепенно — день за днем — читая прессу или разговаривая с забастовщиками, формулируют свои собственные причины участия в забастовке»88. Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способствовать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Таково движение антиглобалистов, которое объединило про-коммунистически и социалистически настроенную молодежь, выступающую против богатства, социального неравенства и несправедливости, со всего мира. Антиглобалистов не устраивают мировое господство США, явное и тайное вмешательство западных правительств в дела других стран, поляризация бедности, они требуют открытости и демократизации МВФ и МБ, списания долгов беднейшим странам Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытия западных рынков для товаров развивающихся стран; они выступают также против загрязнения окружающей среды и распространения генетически модифицированных продуктов. Уже около 10 лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Свежи в памяти события в Генуе в июле 2001 г., куда съехались около 150 тыс. молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря протестным действиям которых лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выражению итальянской газеты «Реппублика», «в восемь мандаринов, забаррикадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордонами полицейских и армии. Антиглобалистское движение возникло в 1994 г., и его основателем считается субкоманданте Маркое — выпускник факультета философии университета в Мехико, поэт, эссеист и программист. Тогда он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую «сапатистскую армию освобождения») и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем * Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М.: Социо-Логос, 1997. С. 264 практически бескровно. Субкоманданте Маркое стал подлинным кумиром леворадикальной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподобие «сапатистов» Маркоса, которая борется с глобальным капитализмом, впрочем, необязательно силой оружия. Антиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит более чем из тысячи мелких молодежных, прежде всего студенческих, группировок, в основном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие, экологи и даже симпатизирующие «левым» верующие — христиане и мусульмане. Среди самых крупных группировок следует выделить «Аттак» («Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу гражданам»), куда входят около 30 тыс. человек, она имеет отделения в 20 странах. Ее лидер — Жозе Бове — французский фермер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдоналдс» в предместье Парижа в знак протеста против вытеснения французской традиционной кухни американскими закусочными. Достаточно внушительной силой является организация «Глобальное действие людей», возникшая в Европе в 1999 г. и прославившаяся уличными столкновениями в Лондоне.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |