Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные движения




Довольно специфическим субъектом общественного мнения выступают всевозможные движения — правозащитные, экологические, антиглобали­стские, феминистские и т.д. Их своеобразие заключается в заявительном характере репрезентации своего мнения. Если у пассивных номинальных групп, например пенсионеров или молодежи, социологи «изымают» мне­ние при помощи опросов, встречаясь с репондентами у них дома, на улице и по месту работы, то общественные движения выходят на улицу для того, чтобы выразить свои требования и пожелания, организуя митинги и пике­ты. Их можно отнести к категории субъектов, называемых коллективными акторами. Им присущи слаженные действия, наличие общей цели, органи­зация усилий сторонников движение в заданном направлении, разработка

84 Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902. С. 62.

85 Habermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Untersuchungen zu einer Kategorie der burgerlichen
Gesellschaft. Neuwied;Berlin, 1971. S. 252.

86 Зарубежная политическая наука: история и современность. Вып. II. М., 1990. С. 230.

87 Социологические исследования. 1994. № 1. С. 58.

стратегии и тактики действий, подготовка пропагандистской литературу ' выступлений по телевидению и в СМИ, нагрудная символика, плакаты и другие формы наглядной агитации.

В XIX в. одним из массовых общественных движений в России являлось «хождение в народ». Оно было организовано народниками-революционера­ми, выступавшими за самобытный путь России к социализму на основе крестьянской общины. Еще в 1861 г. Александр Герцен в «Колоколе» обра­щался к русским революционерам с призывом идти в народ. С осени 1873 г началась подготовка к массовому «хождению в народ»: формировались на­роднические кружки, печаталась пропагандистская литература, шилась кре­стьянская одежда, молодежь в специальных мастерских овладевала различ­ными ремеслами. Массовое «хождение в народ» началось весной 1874 г. Од­нако это движение не нашло отклика в народе. К концу 1874 г. основные силы народников были разгромлены полицией, хотя само движение про­должалось до 1875 г. В октябре 1877 г. главные участники движения — 193 человека — предстали перед судом. По «делу 193-х» было арестовано свыше 4 тыс. человек. Это движение очень сильно повлияло на общественное мнение страны и подготовило соци­альную почву для революционного движения.

В 1989 г. жестокие действия полиции при разгоне мирной студенческой демонстрации в Праге привели в негодование чехословацкую обществен­ность. Шествие молодежи было приурочено к памятной дате — суровой расправе нацистских оккупантов с чешскими студентами. После этого со­бытия развивались стремительно. В Праге, Братиславе и других городах ежедневно проходили демонстрации и митинги. Через несколько дней в Праге был создан Гражданский форум, а в Братиславе — «Общественность против насилия» как основные оппозиционные организации, вокруг кото­рых группировались силы, выступавшие против коммунистического режи­ма. Вскоре руководители коммунистической партии ушли в отставку. По­беда революции была предрешена. Массовая всеобщая забастовка на сле­дующий день, 27 ноября, подтвердила решимость граждан Чехословакии покончить с властью одной партии и встать на путь демократии. 29 ноября парламент отменил статью конституции о ведущей роли компартии в об­ществе. В декабре было сформировано правительство национального согла­сия. Это было первое за 40 с лишним лет правительство, в котором комму­нисты оказались в меньшинстве. Была проведена реорганизация парламен­та, председателем которого 28 декабря был избран Александр Дубчек, символическая фигура «Пражской весны» 1968 г. На следующий день На­циональное собрание избрало новым президентом Чехословакии лидера Гражданского форума Вацлава Гавела. Было принято решение о проведении в июне 1990 г. свободных демократических выборов. Эти события получи­ли название «бархатной революции»

Одной из характерных особенностей общественной жизни в начале XX в. было женское движение за политическое и культурное равноправие женщин в мире, где господствуют мужчины. В 1913 г. в Великобритании были арес­тованы около 200 представительниц Движения за избирательные права жен-

щин. Различными, в том числе экстравагантными, способами суфражист­ки пытались привлечь внимание общества к своей борьбе: приковывали себя к заборам, объявляли голодовку, совершали террористические акты. К концу XX в. женское движение породило совершенно новое идеологическое яв­ление — феминизм, которое ныне определяет общественное мнение в за­падноевропейском и североамериканском обществах.

В 1963 г. марш на Вашингтон, в котором участвовали 200 тыс. человек во главе с негритянским баптистским пастором Мартином Лютером Кингом, стал кульминационным актом движения борцов за гражданские права в США. Это было движение за уравнивание чернокожего населения в правах с белыми. Чернокожие американцы поняли, что гражданским неповинове­нием они могут добиться признания своих прав. Мартину Лютеру Кингу удалось ввести стихийные акции в русло организованного движения сопро­тивления. Он проповедовал ненасильственные методы борьбы, с помощью которых добивался успеха еще Махатма Ганди. Движение организовывало сидячие забастовки и бойкоты. Группы негров стали посещать «белые» су-

пермаркеты, магазины, кинотеатры, библиотеки и рестораны. Расовые вол­нения охватили 100 городов в 20 штатах. После марша на Вашингтон дви­жение за права чернокожих приобрело общенациональный характер, в нем участвовали и многие белые американцы, выражавшие солидарность с чер­нокожими согражданами. Это движение коренным образом изменило не только общественное мнение американцев, но и всю политическую обста­новку в стране. Ныне это совершенно другое общество, во главу угла поста­вившее религиозную и культурную терпимость, равноправие граждан пе­ред законом.

Выражение своего мнения при помощи митингов и манифестаций не всегда является решающим критерием общественного движения. Как спра­ведливо указывает П. Шампань, «многие участники современных манифе­стаций весьма далеки от того единогласия, которое им приписывают и ко­торого требуют от них организаторы. Участники этих манифестаций, зада­ча которых состоит в оказании воздействия на общественное мнение, фиксируемое опросами, являются не столько полноценными акторами, сколько простыми невольными статистами в спектакле, сценарий которо-

го им не всегда известен. Они собираются вместе, но при этом они далек не единодушны в отношении тех мотивов, которые официально выражаю-,-плакаты или профсоюзные призывы. Некоторые приходят из соображений профсоюзной дисциплины, руководствуясь лишь тем, что необходимо еле довать профсоюзным лидерам, некоторые — из чувства солидарности менее благополучными, кто-то приходит просто "посмотреть" и составить компанию своим друзьям или коллегам или, в соответствии с логикой, по которой подписываются петиции, чтобы поступить как другие и т.д. Мани­фестанты образуют гетерогенные скопления людей, парадоксальным обра­зом не имеющих голоса, их участие подчиняется избирательной логике, и они представляют собой не столько субъекты шествий, сколько более или менее сознательные объекты стратегий по интерпретации участия этих ма­нифестантов. Иногда они могут даже не понимать, почему они пришли или почему они начали бастовать, и только постепенно — день за днем — читая прессу или разговаривая с забастовщиками, формулируют свои собствен­ные причины участия в забастовке»88.

Выдающиеся социологи XIX в. рассматривали социальные движения как совокупность усилий, действий, направленных на поддержку социальных изменений. Другими словами, социальные движения должны способство­вать нововведениям в различных сферах социальной жизни. Современные социологи, однако, считают, что социальные движения представляют собой усилия, направленные не только на поддержку социальных изменений, но и против них. Таково движение антиглобалистов, которое объединило про-коммунистически и социалистически настроенную молодежь, выступаю­щую против богатства, социального неравенства и несправедливости, со всего мира. Антиглобалистов не устраивают мировое господство США, яв­ное и тайное вмешательство западных правительств в дела других стран, поляризация бедности, они требуют открытости и демократизации МВФ и МБ, списания долгов беднейшим странам Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытия западных рынков для товаров развивающихся стран; они выступают также против загрязнения окружающей среды и распространения генетически модифицированных продуктов.

Уже около 10 лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Свежи в памяти собы­тия в Генуе в июле 2001 г., куда съехались около 150 тыс. молодых манифе­стантов из стран Европы и США, благодаря протестным действиям кото­рых лидеры так называемой «Большой восьмерки» превратились, по выра­жению итальянской газеты «Реппублика», «в восемь мандаринов, забаррикадировавшихся в Старом городе» за стеной из проволоки и кордо­нами полицейских и армии.

Антиглобалистское движение возникло в 1994 г., и его основателем счи­тается субкоманданте Маркое — выпускник факультета философии уни­верситета в Мехико, поэт, эссеист и программист. Тогда он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую «сапатистскую армию освобождения») и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем

* Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с фр. М.: Социо-Логос, 1997. С. 264

практически бескровно. Субкоманданте Маркое стал подлинным кумиром леворадикальной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподобие «сапатистов» Маркоса, которая борется с глобальным капитализмом, впрочем, необязательно силой оружия. Ан­тиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит более чем из тыся­чи мелких молодежных, прежде всего студенческих, группировок, в основ­ном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие, экологи и даже сим­патизирующие «левым» верующие — христиане и мусульмане. Среди самых крупных группировок следует выделить «Аттак» («Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу гражданам»), куда входят около 30 тыс. человек, она имеет отделения в 20 странах. Ее лидер — Жозе Бове — французский фермер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдоналдс» в предместье Парижа в знак протеста против вы­теснения французской традиционной кухни американскими закусоч­ными. Достаточно внушительной силой является организация «Глобаль­ное действие людей», возникшая в Европе в 1999 г. и прославившаяся улич­ными столкновениями в Лондоне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.