КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы Хаммурапи
G77 ства, в частности, безденежье или, наоборот, стремление к наживе. Шансы предоставляются в период избирательных кампаний. Богатые кандидаты и многочисленные партии заключают договора о проведении опросов, щедро оплачивая услуги. Ни те, ни другие значимых явлений из себя не представляют. Избиратели часто и по именам-то их не знают, не говоря о политической программе или отличиях друг от друга. В такой ситуации говорить о сложившемся общественном мнении не приходится. Это понимают как заказчик, так и исполнители: одинаковые процентные распределения по всему списку кандидатов мало кого устроят. Но и это важный результат. Если у тебя нет преимущества, его надо организовать. В ход идут компромат на соперника, подтасовка бюллетеней, покупка голосов избирателей, исправление документации и прочие атрибуты «черного пиара». Борьба за избирателя, принимающая порой умопомрачительные формы, стоит дорогого. Не в том смысле, что победа сулит кандидату огромные барыши. Куда важнее социологическое понимание такой борьбы. Она означает, что в демократическом обществе индивид приобрел такую высокую цену, что за него дерутся политические гиганты. Каждый из них каждого человека по одиночке способен растоптать, не заметив его. Но сила консолидированного мнения превышает силу не только каждого из этих гигантов, но их вместе. Нет, ценится не личность, наше государство ее все еще попирает. Дорогого стоит индивид. Он стал политически значимой фигурой, консолидированный голос которой может менять политические режимы, снимать правительства, отправлять в отставку полити ческих лидеров. Общественное мнение чаще всего — продукт коллективного сознания, однако не каждое коллективное мнение бывает общественным. Многие группы людей, оказавшихся случайно вместе, не могут претендовать на общественное мнение. Далеко не всегда общественное мнение сродни научному и включает такие элементы, как проверенные факты, рациональные обобщения, достоверные суждения. В нем аккумулируются предубеждения, реакции на ситуативные факторы, интуиция, эмоциональные и субъективные оценки50. В таком случае общественное мнение в чем-то (хотя далеко не во всем) совпадает с обыденным или (если рассматривать два понятия в качестве синонимов) массовым сознанием. Вот почему можно утверждать, что общественное мнение — это также совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. В данном случае общественное мнение не является адекватной 50 Коробейников В.А. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М., 1981. формой отражения общественного сознания. Наиболее правильным термином, применимым здесь, будет «смещенная форма общественного сознания». Ее следует понимать как дериват истинной формы, имеющий широкий диапазон колебаний от адекватных до неадекватных. Общественное сознание наиболее адекватно находит свое выражение не в массовом сознании, не в мировоззрении, не в обыденном сознании, а в общественном мнении. Общественное мнение следует понимать как общую точку зрения большинства людей в большой социальной группе или территориальной общности, которая выражает осознанную позицию. Общественное мнение мы понимаем как общую точку зрения большинства людей в одной или нескольких социальных группах, производственных или территориальных общностях, которая выражает более или менее сформировавшуюся позицию по жизненно важным вопросам человеческого существования. Большинство авторов считают, что общественное мнение проявляется в оценочных суждениях, отражающих отношение тех или иных социальных групп к актуальным для них проблемам, имеет дискуссионный характер и служит инструментом pei-улирования общественных отношений через механизмы социализации и социального контроля. Механизмы формирования общественного мнения включают в себя социально-психологические процессы внушения, подражания, убеждения, сложные комплексы установок, ценностных ориентации, эмоциональных состояний, стереотипов сознания и поведения, а также групповые нормы и культурные традиции. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер51. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия»52. Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, т.е. не зависящая от государства сфера частных интересов, и во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества. См.: Основы социологии. М., 1993. С. 130. Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения // Социологические исследования. 1979. № 4. С. 14. Истоки институциональной интерпретации общественного мнения историки видят в учении Гегеля, который писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением»53. Обычно отсчет гражданского общества ведут с 1988 г., когда руководством КПСС был провозглашен курс на гласность и плюрализм мнений. В марте 1989 г. в стране прошли первые альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР, давшие мощный импульс формированию нового общественного самосознания. В этот период общественное мнение становится не только заметным фактором политической жизни, но нередко и основным двигателем проводимых преобразований. Для страны, находившейся на начальной стадии перехода от тоталитарного состояния к гражданскому обществу, такая роль общественного мнения являлась решающей. Солидарное общественное мнение В социологическом смысле общественное мнение подразумевает осознанную позицию, которую члены этой группы выражают по отношению к крупным, общественно значимым явлениям, событиям, процессам. Его нельзя представлять как простую сумму тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком кругу семьи или друзей. Общественное мнение 53 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 352. выражает отношение (скрытое или явное) различных социальных общностей к тем или иным событиям действительности. Оно определяет поведение отдельных личностей, социальных групп, масс и государств. Это достаточно высокий уровень проявления коллективного сознания. Причем не просто коллективного сознания, но солидарного коллективного сознания. К тому же часто не пассивного проявления, а активного, заявительного выражения. Иными словами, общественное мнение или некто от имени общественного мнения может заявлять какие-либо требования, предъявлять претензии, призывать к соблюдению каких-либо норм и т.п. «Общественное мнение — это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института»54. Заявительный характер общественного мнения выводит нас на понимание его как социального института. Действительно, общественное мнение можно определить как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Социальный институт — определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения людей в конкретных ситуациях. Он характеризуется наличием цели, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, а также определенной системой поощрения (или наказания). Первоначальное значение общественного мнения приближалось к тому, что сейчас называют «неписаными законами». В дописьменную эпоху неписаными были практически все законы, принимаемые властями. Они фиксировали то, что думал народ, что он ввел в свой обиход и уважал как священную традицию. Знаменитый свод законов Хаммурапи, царя Вавилона (XVIII в. до н.э.), на самом деле только зафиксировал в камне плоды народного творчества. 21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть (дома в Вавилоне были, как правило, глиняными). 25. Если в доме человека вспыхнет огонь и человек, пришедший тушить его, обратит свой взор на пожитки хозяина дома и возьмет себе что-нибудь из пожитков хозяина дома, то этого человека должно бросить в этот огонь. 126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: «У меня пропало нечто», и опорочит своих соседей, то его соседи должны клятвенно уличить его перед богом в том, что у него ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне то, на что он претендовал. 128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина — не жена. 4 JIanaeea В.В. Общественное мнение и законодательство // Социологические исследования 1997 №9. С. 16-17. 132. Если против жены человека будет протянут палец из-за другого мужчины а лежащей с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего мужа она должна броситься в Реку. 142. Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: «Не касайся меня», то должно исследовать ее тело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое приданое и уйти в дом своего отца. С течением веков традиция законодателей опираться на мнение народа, прислушиваться к нему либо как-то его учитывать была утрачена. Законы принимали первое лицо в государстве либо его приближенные. Законотворческую деятельность элиты на последнем этапе оформляли специалисты — правоведы и юристы, которые редактировали текст, оттачивали формулировки, учитывая множество политических и прочих обстоятельств. Неписаные законы жили в параллельном мире — в толще народной жизни, и к ним никто не прислушивался. Этого и не требовалось, поскольку авторитарные и монархические режимы, существовавшие в Европы вплоть до Новейшего времени, не требовали для своей легитимизации опоры на народное мнение. Народу навязывали сверху мнение монарха, доводили до его сведения. С приходом демократической власти впервые после тысячелетнего забвения стали прислушиваться к мнению народа. Причиной послужил особый способ получения демократическим режимом легитимности. Только народ делал законной любую власть. Президент и парламент — высшие органы власти в государстве — стали избираться прямым и представительным голосованием. Теперь уже к мнению народа не только прислушивались, но с ним заигрывали, его покупали, им манипулировали, осознавая, что без него благополучной жизни властям не будет. Специалисты55 выделяют следующие функции общественного мнения как социального института: • адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную): возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях; • регулятивная: обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношений; • консультативная: ссылаясь на общественное мнение, властные инстанции или эксперты могут давать советы, рекомендации другим социальным институтам; • контрольная: через своих представителей, чаще всего СМИ, оно неявно контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы населения; • защитная: общественное мнение «берет под опеку» отдельных лиц, учреждения, проекты, инициативы и т.д.; • директивная: через референдум, голосование или путем прямого давления оно предписывает способы проведения политики по определенному кругу вопросов. 55 Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт. СПб., 1995; Горшков М.С. Общественное мнение. М, 1988. Социальные институты выступают субъектами общественных отношений и одновременно — носителями общественного мнения (вместе с теми людьми, которые работают в них, — чиновниками государственных учреждений, аппаратом политических партий и общественных движений, редакционными сотрудниками газет, служащими и работниками фирм, корпораций и объединений). В социальных институтах сфера «паблик рилейшнз» (связи с общественностью) представлена ПР-агентствами, ПР-фирмами, консультационными фирмами, пресс-центрами, пресс-службами, пресс-бюро, службами по связям с общественностью и т.п. В США сегодня свыше 3 тыс. консультационных фирм (не считая тех агентств, что состоят из 1 — 2 человек). Годовой оборот — 10 млрд долл., общая численность — 60 тыс. профессиональных консультантов. Информационный продукт ПР-агент-ства (ПР-фирмы, пресс-центра) в виде имиджа, репутации, паблисити, консультации является частью более общей системы управления общественным сознанием в данной стране. Имидж понятен и эффективен, если он соответствует ожиданиям, потребностям и предпочтениям публики. Репутация, над укреплением которой работают ПР-специалисты, должна отвечать представлениям широкой публики о качестве товаров, престиже фирмы, нормах и ценностях деловой жизни и т.п. Общественное мнение функционирует как особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества56. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия»57. В свое время царь Николай I подумывал о полном «запрещении» в России крупной промышленности, а с нею и крупной буржуазии. Но ему пришлось отступить под влиянием общественного мнения. Русская буржуазия использовала против него свое самое мощное оружие — закулисное воздействие на правительственную власть и энергичное лоббирование своих интересов. Николай I внимательно прислушивался к мнению буржуазии. Агенты шефа жандармов постоянно следили за настроением торгово-промышленных слоев и доносили об их требованиях. Агент гр. Бенкендорфа, Кох, сообщает о раздражении московской буржуазии против министра финансов гр. Канкрина за его недостаточно внимательное отношение к ее интересам. Другой жандармский агент, Фок, опираясь на данные своеобразной статистики, сообщает: «Настроение умов только в низших сословиях благонадежно; далеко нельзя того же сказать о 16 Лапаева В.В. Общественное мнение и законодательство // Социологические исследования. 1997. №9. С. 17. '7 Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения//Социологические исследования. 1979. № 4. С. 14. высшем и среднем классах населения. Если послушать, то окажется, что задеты частные интересы некоторых выдающихся личностей... Должно сознаться, что общество недовольно министром финансов и его управлением. Можно без преувеличения сказать, что из тысячи человек найдутся, может быть, около десяти, которые подымут голос в его пользу. Разговоры только и вертятся на его операциях; большие и малые толкуют о финансах. Министр держится своей партии, которая не особенно сильна»58. Явление, обозначаемое сегодня понятием «общественное мнение», встречалось и встречается у всех народов во все времена. Общественное мнение базируется на бессознательном стремлении людей, живущих в некотором сообществе, прийти к согласию, которое необходимо, чтобы действовать и принимать решения соответственно обстоятельствам. Общественное мнение требует уважения к себе как от правительства, так и от рядовых граждан. Если правительство не учитывает общественное мнение, ничего не предпринимает, чтобы перетянуть на свою сторону оппозиционные мнения, ему угрожает опасность лишиться власти. Индивиду, если его действия не согласуются с общепринятым мнением, угрожает изоляция. В демократическом обществе существует два легитимных и институци-ализированных канала выражения общественного мнения в прямой и косвенной форме. Деятельность Съезда народных депутатов СССР или Госдумы России, где народные депутаты участвуют в принятии важных государственных решений от имени избирателей, которые их выбирали и интересы которых они защищают, называется представительной формой выражения общественного мнения. Общественное мнение нередко выступает в роли института прямой демократии, особенно когда народ не устраивает деятельность представительных институтов. Население стремится выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти. Вышедшие на улицу массы оказывают непосредственное давление на власть, создавая критические или кризисные ситуации. В Грузии в ноябре 2003 г. произошла так называемая бархатная революция. Недовольство правлением Шеварднадзе накапливалось в течение несколких последних лет. Последней каплей стали выборы в парламент, которые оппозиция и международные наблюдатели не признали, уличив власти в многочисленных фальсификациях. Молодежь требовала ухода Шеварднадзе в добровольную отставку. Последовал отказ. Тогда оппозиция вывела народ на улицу. Полмесяца столицу сотрясали многочисленные митинги и демонстрации. Когда войска заняли основные магистрали города, оппозиция ушла в провинцию собирать народ. Около 2 тыс. сторонников радикальных оппозиционных блоков «Национальное движение» и «Бурджанадзе-демократы» на 50 автобусах и десятках легковых автомашин через два дня прибыли в город Гори (65 км от Тбилиси) в рамках «мирного похода» в столицу Грузии к резиденции Шеварднадзе. Из Кутай- 58 Берлин П.А. Русская буржуазия в старое и новое время. М.: Книга, 1922. С. 156. си, расположенном в 230 км от Тбилиси, продвигалась еще одна колонна протестующих. Когда президент отдал приказ армии, МВД и спецназу не пропускать народ, те не подчинились. Оппозиция договорилась с войсками и полицейскими, чтобы они «не пошли против собственного народа». Вскоре Национальная гвардия Министерства обороны Грузии перешла на сторону оппозиции. За ней последовал специальный отряд МВД Грузии. Президент покидал зал заседания парламента под улюлюканье толпы. Мирно захватив Министерство внутренних дел и первый канал государственного телевидения, оппозиция превратила Шеварднадзе в номинального правителя государства. На следующий день он де-факто отказался от власти. Грузинская ноябрьская революция произошла под знаменем грузинских крестоносцев. Освободившись на рубеже XII—XIII вв. от сельджуков, феодальная Грузия вступила в период экономического подъема и полная оптимизма решила присоединить свое ополчение к крестоносному движению. www.socialism.ni В условиях демократии, как известно, законодательная деятельность осуществляется с учетом общественного мнения. Однако авторитарное государство, особенно его крайняя форма тоталитаризм, не нуждаются в изучении общественного мнения. Единоличному правителю нет надобности знать, что думают подчиненные, поскольку он поступает так, как сам того желает. Только под давлением международного мнения авторитарные правители вводят институты выражения общественного мнения, например политические выборы. Но те существуют только для видимости, придания цивилизованной формы этому глубоко недемократическому правлению. В советское время голосовали, по официальным данным, 98—99% населения, но результат был заранее известен, а победители устанавливались в узком кругу партийной элиты. «В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение — это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение»59. Лапаева В.В. Общественное мнение и законодательство // Социологические исследования. 1997. №9. С. 17-18. В настоящее время ситуация с общественным мнением выглядит достаточно благополучно. Люди смело высказываются по самым острым и злободневным проблемам, проводятся многочисленные опросы общественного мнения, результаты которых публикуются в печати и транслируются по электронным средствам массовой информации. Тем не менее оно не стало еще главным фактором превращения прежнего тоталитарного общества в новое гражданское. Власти, которые на первых порах, т.е. в начале 90-х гг., чутко реагировали на общественное мнение, постепенно стали меньше прислушиваться к нему. Публикуемые в средствах массовой информации разоблачительные материалы перестали быть основанием для ротации управленческих кадров и смещения с постов лиц, нарушивших или нарушающих закон. «Ярким свидетельством безразличия власти к общественному мнению является то обстоятельство, что многочисленные политические скандалы последних лет, которые в странах с развитым и сильным общественным мнением привели бы к крушению не одной политической карьеры, обычно очень мало отражаются на судьбе лиц, дискредитированных в глазах общественного мнения. И лишь в периоды избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти общественное мнение становится объектом усиленного внимания и массированного воздействия со стороны как властных структур, так и их противников»60.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |