КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Генезис и сущность массового сознания
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ В литературе сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание — более сложный феномен. Прилагательное «массовый» сегодня очень часто встречается в словаре социальных наук. Мы можем говорить о «массовом производстве», «массовом потреблении», «массовых движениях», «массовых организациях», «массовой коммуникации», «массовом сознании». В XX столетии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных процессов, скорее всего, она и останется таковой еще и на ближайшее столетие. Ее можно увидеть в самых различных областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Но еще в прошлом столетии многие мыслители предсказывали наступление эры масс, причем одни относились к этому с оптимизмом, а другие ожидали ее с ужасом и отвращением. Во всех индустриально развитых странах в XX в. роль масс выросла. Иногда она была субъектом созидательного исторического действия, а иногда носителем могучей разрушительной силы. Многие социальные процессы «массовизировались». Массовюация современного общества, считает Б.А. Грушин, начавшись в сфере экономики, распространяется на все остальные участки жизни общества, захватывая сферы нематериального производства, политики, досуга, быта и, наконец, общения между людьми, включая такие, казалось бы, несовместимые с представлениями о массовости виды общения, как семей- ные и сексуальные отношения1. Важнейшей составной частью и одновременно мощным катализатором этих процессов становятся порождаемые ими формы массовой культуры, стандарты духовной жизни, связанные с возникновением и функционированием в обществе различных видов так называемой массовой информации. Важный для нашего исследования аспект массовизации общества — это уравнивание свойств индивидов, оказывающихся включенными в те или иные виды массовой деятельности. В результате возникает феномен относительного «подобия» этих индивидов как таковых, в целом, независимо от той или иной конкретной деятельности (массовый, или «одномерный человек» по выражению Г. Маркузе). На уровне социальной структуры это приводит к дестратификации общества, что нашло выражение в так называемой теории социальной однородности современного общества, и возникновению особого рода социальных общностей — масс, возникающих в качестве главного следствия массовизации. Массы порой рассматриваются как продукт распада общества. На деле же массы предшествуют обществу в качестве неофициальных ассоциаций, для которых не требуется юридического оформления или опоры на какую-либо профессиональную или классовую общность. Нация же, по сути дела, является толпой, введенной в рамки и управляемой. В нации энергетика толпы усмирена и направлена на строительство государства и преодоление кризисных явлений2. Идеи через систему пропаганды способны консолидировать массы или разобщать их. Но архетипическое происхождение мифов нации не позволяет разгромить последнюю до конца одной лишь пропагандой. Если же пропаганда попадает в руки национальной аристок ратии, то самая примитивная толпа быстро поднимается до бытия нации. Габриэль Тард писал по этому поводу: «Современная нация, благодаря положительному влиянию эгалитарных идей, имеет тенденцию снова стать большой сложной толпой, которую направляют, в большей или меньшей степени, национальный или местные вожаки»3. Дисциплинированные массы в отличие от спонтанных толп способны, как полагает Г. Тард, поднимать интеллектуальный уровень людей за счет подражания образцу. Но не только механизм подражания дает положитель- 1 Грушин Б.А. Массовое сознание. М.,1987. 2 Савельев А. Мифы нации и «консервативная революция». Веб-сайт Проектный центр ДОКСА 3 Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1998. ный эффект. В массе человек получает порой единственную возможность приобщиться к коллективному, вырваться из рутины, в путах которой он — лишь эгоистическое ничтожество. Например, именно в массе человек может почувствовать сопричастность истории собственного государства и народа. Истоки массовизации кроются не только в производственном прогрессе, но и в непрерывном росте народонаселения на планете. В эпоху Средневековья численность населения земного шара росла невысокими темпами: ее оценивают обычно в 250—300 млн человек к концу I тысячелетия и в 400— 500 млн к середине II. К 1900 г. по оценкам демографов население мира насчитывало примерно 1656 млн человек. В конце 80-х гг. население Земли уже превысило 5 млрд. Согласно прогнозам ООН к 2001 г. его численность достигнет 6,3 млрд.4 Качественные социально-исторические сдвиги, произошедшие в европейском мире в Новое и Новейшее время, бурный рост производительных сил в начале Нового времени и в XIX в., промышленная революция обусловливали не только массовый характер производства, но и его результаты, адресованные массовому анонимному потребителю. Рост товарного производства в результате промышленной революции усилил потребность в международном товарном обмене. Начиная с Великих географических открытий XV—XVII вв., значительно усилились культурные взаимодействия и контакты. Все это способствовало резкому росту географической мобильности населения. Разрушение феодально-сословного строя вызвало ломку социальных барьеров, стимулировало процесс социальной мобильности, формирование новых классов и слоев. Создание и внедрение в XIX в. новых транспортных средств — парохода, железной дороги — существенно облегчило сообщение между отдаленными друг от друга уголками мира, между различными культурами, стимулировало резкий рост миграции населения. В XX в. появился новый феномен — туризм, который стал возможен только при внедрении новых и совершенствовании старых транспортных средств. Невиданных ранее масштабов достигла урбанизация, охватившая рост численности городов, возникновение городских агломераций и мегаполисов. Развитие городской формы расселения и городского образа жизни вместе с перечисленными выше факторами способствовало возникновению и развитию массовых форм общения, которые были неведомы замкнутым сельским общинам, основанным на личном взаимодействии ее населения. Не меньшее воздействие в данном отношении оказали возникновение, развитие и распространение таких средств массовой коммуникации, как кино, радио и телевидение, а также средств фиксации аудиовизуальных сообщений. Важным вкладом в развитие массовой культуры было изобретение телеграфа и телефона, возникновение общегосударственных и международных систем почтовой связи. Хотя эти коммуникации в значительной степени относятся к межличностным связям, но создание, развитие и распространение этих средств воздействовали на то, что можно назвать массовым характером межличностной коммуникации, т.е. вовлеченность в нее множе- г°фманА.Б. Мода и люди. М., 2000. С. 93. ства людей, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга Огромное значение названных процессов хорошо известно и мало у кого может вызвать сомнение, ведь почти каждый человек сегодня носит одежду, сшитою на фабрике, живет в доме, построенном индустриальным способом, ест консервы, читает газеты и смотрит телевизор. Таким образом можно сказать, что «массовость» вошла практически во все сферы нашей жизни5. Б.А. Грушин, анализируя массовое сознание, квалифицирует его в качестве особого случая общественного сознания, хотя и реализующегося в массе индивидуальных сознаний, но не совпадающего с каждым из них в отдельности. При этом носителем массового сознания являются особого рода человеческие общности — массы, — которые не совпадают ни с человечеством в целом, ни со всевозможными социальными группами6. Далее он, однако отмечает, что носителем такого сознания может быть и массовый (не индивидуальный) человек. По мнению многих исследователей (А.К. Уледова, Г.Г. Дилигенского, А.Г. Здравомыслова, Ортеги-и-Гассета), массовое сознание имеет не рациональную, а «психическую природу». Так, X. Ортега-и-Гассет в «Восстании масс» прямо доказывал, что когда единичный субъект становится частью массы, он неизменно подпадает под власть инстинктов, страстей, темных импульсивных реакций. К сфере массового сознания относятся ценности и морально-этические нормы, традиции, политические взгляды и общественные идеалы. Отличительной чертой массового сознания является то, что в нем могут переплетаться различные формы группового, классового, национального, возрастного, тендерного сознания. Массовое сознание современного человека способно улавливать только смыслооб-разы, а не отвлеченные понятийные структуры, с помощью которых проводится анализ. К. Юнг посвятил ряд работ исследованиям психологии массового человека7 и пришел к выводу, что она подчиняется мифологическим принципам. Таким образом, массовое сознание отличает, во-первых, социальная типичность всех образующих его компонентов (т.е. нивелирование, устранение индивидуальных, групповых и иных различий), во-вторых, их социальное признание, санкционирование той или иной массовой общностью". Массовое сознание — это сознание массы, сознание различных типов и видов масс. 5 Гофман А.Б. Мода и люди. М., 2000. С. 96. 6 Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. 7 Юнг К.Г. О современных мифах. М.: Практика, 1994; Он же. Современность и будущее // Одайник 8 Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. С. 254. Под массовым сознанием понимается тот уровень сознания, который формирует общие представления для того или иного человеческого сообщества, ведет к выработке общественного мнения, порождает общественные стереотипы и предрассудки. Отдельный человек может совмещать в себе как массовое сознание, так и собственное личностное самосознание. Однако при анализе общественной реакции на те или иные явления необходимо учитывать именно массовое сознание, так как все личностные аспекты сознания отдельных людей при этом нивелируются. Массовое сознание есть та сфера, где формируется общественное мнение. Отсюда ясно, что политическая и идеологическая сферы, ориентированные на общественное мнение, формируют определенные уровни массового сознания. Однако эти сферы непосредственно апеллируют к форме исторического самоопределения человека, что заставляет выражаться в них историческому самосознанию9. В массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности, разделяемые той или иной совокупностью индивидов, выработанные в процессе их общения между собой и совместного восприятия социальной информации. По мнению Т.В. Науменко, любое исследование, связанное с анализом духовно-практических разновидностей социальной деятельности, рано или поздно вынуждено обратиться к рассмотрению проблемы массового сознания, ибо тот слой сознания общества, в котором функционируют знания, превращенные в убеждения, традиции и т.д., т.е. сознание, непосредственно включенное в практическую деятельность, и называется массовым сознанием. С такой необходимостью сталкиваются и теоретические исследования в области журналистики10. В массовом сознании можно различать «узкие» и «широкие» типы и виды, связанные не со степенью распространенности в обществе соответствующих форм сознания, а с характером их субъектов-носителей. Так называемые «узкие» формы присущи каким-то особенным, вполне определенным типам и видам массовых общностей, следовательно, они ограничены в своем существовании и функционировании исключительно жизнедеятельностью последних. «Широкие» формы, напротив, свойственны одновременно самым различным по их характеристикам типам и видам масс, следовательно, весьма неопределенным с точки зрения границ их существования и функционирования. Более того, они имеют, по-видимому, если не всеобщий, то достаточно общий характер, проявляя относительную независимость от своих конкретных субъектов-носителей". Эффект бедности, поиск виноватого, вытеснение агрессии, комплекс социальной ущемленности — эти психологические конструкты активно используются в воздействии на массовое сознание. Далеко не все сегодня обращают внимание на ценности, традиции и привычки, присутствующие в общественном сознании народа. Для массового сознания россиян характерны представления о том, например, что евреи «живут богаче других», или мнения о «засилье инородцев», о том, что «нынешние власти предают на- Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// www.tvfi.narod.ru). Науменко Т.В. Массовое сознание и журналистика (http://credo.osu.ru). Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. С. 276. циональные интересы России», что «западные страны всегда настроены недоброжелательно по отношению к нашей стране». Массовое сознание переходного общества, с одной стороны, отражает а с другой — усиливает противоречивость, «разорванность» социальной практики. Нежелание жить по-старому сочетается со все более сильным разочарованием в новых идеалах, которые на поверку оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по прежней гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе частной инициативы сопровождается нежеланием брать на себя ответственность за последствия своих же собственных хозяйственных и финансовых решений. Стремление отстоять вновь обретенную свободу частной жизни от непрошеных вторжений, в том числе от недремлющего ока государства, сочетается с тягой к «сильной руке»12. Специалисты Российского независимого института социальных и национальных проблем, по репрезентативной для всей стране выборке проведшие в 1996 г. исследование, выявили следующие характерные тенденции, присущие массовому сознанию россиян. 1. Состояние массового сознания российского общества отличается приверженцы авторитаристских устремлений. Такая, казалось бы, парадоксальная ситуация является вполне закономерным выражением социально-экономических и политических процессов, характерных для общества переходного, трансформационного типа. 2. Авторитарные тенденции порождены во многом социальным рассло 12 Массовое сознание россиян в период общественной трансформации — реальность против мифов: Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. М-, январь 1996 г. (http://www.nns.ru). рыночную экономику как сочетание возросших возможностей, но и большего риска. 3. Экономические представления населения отличаются спонтанностью и непоследовательностью. Отдельные направления хозяйственной политики властей, несовместимые с тоталитарным режимом, встречают мало возражений. Значительная часть респондентов согласна и со свободной куплей-продажей земли. Наибольший протест вызывают характер приватизации, рост цен и отсутствие государственного контроля над предпринимательской деятельностью. Почти половина российского общества резко отрицательно реагирует на обогащение «новых русских», требуя экспроприации неправедно нажитого ими богатства. Вместе с тем только 20% населения испытывают негативные чувства вообще ко всем согражданам, ставшим богатыми за последние годы. Перед нами — специфический социальный антагонизм, порожденный своеобразием условий, в которых проводится российская хозяйственная реформа и, прежде всего, приватизация. Объект этого антагонизма четко локализован, и трактовать ситуацию расширительно, как нарастание угрозы авторитаризма вследствие перераспределения собственности вообще, нет оснований. Подобных требований общественное мнение не выдвигает. 4. Результаты исследования опровергают ряд весьма распространенных мифов (стереотипов) о характере сознания российского общества: • об исключительно патерналистском характере сознания и ценностей россиян, несовместимых с рыночным типом хозяйствования; /ослода/ Я думаю: сейчас самое время создать свою партию и считаю, что это будет самая массовая организация
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |