Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственное сознание




Нравственное сознание — одна из форм общественного сознания, яв­ляющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравствен­ного сознания находится категория нравственности.

Нравственность — это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравствен­ность — это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: быту, труде, личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закреп­ляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, из ко-

торых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддержи­вала общественные устои жизни, формы общения.

Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработан­ных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допус­кали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные усло­вия жизни людей, их духовные потребности.

В морали отражены отношения человека к обществу, отношения чело­века к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены пра­вила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать определенным идеалам и принципам,

Нравственное сознание Средневековья

при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и дос­тоинства.

Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изме­няться по мере его развития и изменения. Основной функцией морали яв­ляется регулирование взаимоотношений всех членов общества и соци­альных групп.

В процессе развития морали вырабатывались определенные принципы и правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, их соблюдение было обязательно, а несоблюдение наказывалось. В первобыт-

ном обществе нравственность и закон были тождественными понятиями, а система наказания имела жесткий характер.

Нравственные нормы, отраженные в категориях добра, зла, долга, совес­ти, чести, достоинства, ответственности, имеют конкретно-историческое содержание, обусловленное уровнем развития общества. В современных ус­ловиях, когда перед человечеством во весь рост встали глобальные пробле­мы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными стано­вятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин — эти­ка. Этика (греч. ethos, обычай, характер) — это теория морали, наука о мо­рали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, по­нятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникнове­ния морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую

философию, ибо она стремилась обо­сновать мысли о должном в виде нрав­ственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практи­ ческая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос, что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин «этика» был введен Аристотелем. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исто­рически изменчивые нормы и ценности.

Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно вы­делить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная по­требность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ори­ентация, взгляды, чувства.

В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоци­ональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде миро­ощущения и мировосприятия — это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Вза­имосвязь и соотношение этих начал в нравственном сознании могут быть различными в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных лю­дей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени.

В структуре нравственного сознания важное место занимает нравствен­ный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпо­сылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имею­щийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой осво­ения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.

Нравственный идеал является абстрактным по форме, так как мораль­ные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся осно­вой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания — это фор­мирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений.

Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они есть основа личного отношения человека ко всем соци­альным явлениям.

В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступ­ки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нрав­ственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, спра­ведливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.

В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать мораль­ный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбо­ра, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от без­нравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравствен­ные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного со­знания, оно оказывает на них влияние, и прежде всего такая связь просмат­ривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религи­озным. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и право­вое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудитель­ная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мне­ние, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает не­мало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели без­нравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть ут­верждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встре­чает немало трудностей и объективного, и субъективного характера. Слож­ности субъективного характера связаны с тем, что право вырабатывается конкретными людьми, которые не всегда могут быть последовательно объективными, кроме того, в праве отражаются интересы определенных социальных групп, поэтому право может вступить в противоречие с обще­ственной моралью.

Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отра­жены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкреп­ленные обычаями и традициями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.