КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миф пятый: прощать можно только других, себя прощать нельзя
Мы все делаем ошибки, глупости, а иногда и вовсе гадости. Не всегда поступаем так, как хотелось бы в идеале. Будь по-другому, у нас были бы за спиной крылышки. Казнить себя за все свои проступки и погрешности, как и впадать в другую крайность — полностью их игнорировать и душить совесть, чтобы она поменьше говорила, не выход. В первом случае есть риск нажить себе кучу болезней, во втором — стать циничным и бесчувственным. Чтобы этого не произошло, надо прощать себя. Это значит осознать: что-то сделано не так, принять это и искренне раскаяться. Если раскаяться искренне, то мы уже не будем повторять то, в чем каялись. Это поможет двигаться по жизни налегке, не влача с собой скопище проступков и нехороших мыслей. И будет легче дышать, прощать других и принимать жизнь такой, какая она есть, с ее взлетами и падениями. Именно поэтому после исповеди многие чувствуют облегчение и чистоту. «Душа словно в бане побыла», — сказала, улыбаясь, одна старушка. Покаяние и исповедь, если они искренние, отпускают человеку грехи и учат его прощать себя через прощение Богом. У каждого свой путь к прощению себя, но когда к этому приходишь, мир меняется. Давайте учиться прощать... Просто так... В любую погоду... При любых обстоятельствах... Всех... А прежде всего себя! Женский Журнал, 2003. № 5(29) (www.woman.by) 10 Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. С. 187. 11 Савельев А. Мифы нации и «консервативная революция». Веб-сайт Проектный центр ДОКСА ствие целостных концепций. Поэтому сказочный миф (или же вполне оформленный религиозный миф) в наш рационализированный век и в нашем секуляризированном обществе может быть понят превратно или не понят вообще. Он вынужден замыкаться в эзотерическом сообществе, ограничивая свое публичное воспроизведение политикоподобными проектами. Часто такая ситуация заканчивается смертью мифа12. Осмысление реальности всегда происходит на базе некоего ощущения, образного ряда. Действительность воспринимается эмоционально. Идея исходит из мифа в качестве более оформленных символов, уложенных в логическую схему, которая ближе к науке, чем к сказке, но все же генетически связана с этой сказкой. В ином варианте идеология теряет свой социальный заряд и превращается в никому не нужное умствование, в «чистую науку». Любая политическая мифологизация начинается с появления теории. Человек или группа людей восприни мают, открывают для себя идею Бога и закономерности процессов развития, создают концепции реальности и роли человека в ней. Теорию берет на вооружение политическая группа (нация, класс, этнос, группа и т.п.), прочувствовавшая свою миссию и свои интересы. Так возникает идеология — на базе теории для решения конкретных задач. Идеология становится пропагандистским инструментом, ориентированным на общество и консолидацию политической группировки мифологическими средствами. Основанная на мифе идеология — способ поставить архетип на службу задачам сегодняшнего дня. Сегодня воплощение возможно преимущественно в политике. Только в политике есть группы людей, способных не только породить миф, но и вполне практично принять его в качестве основы политической программы13. Миф — не иллюзия или заблуждение, поскольку лежит в основе всякого мировоззрения, в основе картины мира. Наука в силу ограниченности знания воссоздает картину мира лишь частично (часто в виде гипотезы), причем на малодоступном большинству языке. Миф — это картина мира для народных масс и одновременно — механизм психической, эмоциональной консолидации. Картина мира принципиально не имеет точных описаний, это скорее набор смутных ощущений. Один образ цепляет другой, и все это вместе создает мировосприятие, которое словами (вне их магического значения) до конца описано быть не может. Отсюда возникает потребность в мифе, который компенсирует недостаток знания и ужас перед принципиальной неалгоритмируемостью целостной действительности (как материальной, так и духовной). Мифологема представляет собой эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытес- Савельев А. Мифы нации и «консервативная революция». Веб-сайт Проектный центр ДОКСА (http://www.doxa.ru). 13 Там же. няющее реальное знание о ней; результат функционирования иррационального слоя массового сознания. Мифологемы устанавливают вымышленные причинно-следственные связи между объектами (например, суждение о том, что при советской власти якобы не было этнических конфликтов и забастовок), конструируют ложные объекты (например, образы «врагов» или «всемирного заговора против России»), соединяя действительное с вымыслом, мифологизируют социальные отношения. Мифологемы отличаются устойчивостью, консерватизмом, слабой пластичностью, категоричностью оценивания. Изучение мифологем как элементов мифологического в сознании человека имеет давние традиции в мировой и отечественной литературе. Они восходят к теории символики бессознательного немецкого психолога К.Г. Юнга, идеям французского антрополога К. Леви-Стросса о специфике мифологического мышления, металингви-стике М.М. Бахтина и др. Миф, с точки зрения тех, кто пыта ется его конструировать, может быть либо ложью или навязанным другим источником заблуждения, либо «продуктивной иллюзией», которую можно формировать, поддаваясь ее обаянию. Для политиков миф — это инструментальное использование символической и смысловой реальности, обслуживающее выживание социальной общности и созданной для нее социальной утопии. Еще Платон увидел в мифе реальную силу — некую «узду», с помощью которой правители удерживают народ в повиновении. Фабрика грез, дающая в руки социуму и его правителям эзотерическое оружие, предполагает целую иерархию посвящения, в которой включенность в миф разнится на каждом из этажей этой иерархии. От примитивного фанатизма на первых ступенях до сакрального, наполненного смыслами единства с миром на высших ступенях. Осознание собственных экзистенциальных интересов и онтологических задач не доступно каждому. Человек сплошь и рядом действует против своих ключевых интересов (не только индивидуальных, но и групповых и даже видовых). Большая часть людей на сознательном уровне не может усвоить даже самые элементарные представления о человеке, а потому для них создаются усеченные мифы нации, корпорации и т.п.14 Подобно архаическому мифу современная мифология призвана объяснять мир и определенным образом направлять действия своих приверженцев. В частности, миф создает основу для символов и ритуалов, которые в соответствующих социальных и политических обстоятельствах приобретают для людей огромное значение. Миф обращен в прошлое и в будущее, полностью или почти полностью игнорируя настоящее, которое кажется ему тусклым и лишенным внутреннего смысла. Апеллируя к прошлому, он фактически строит внеисторическую схему, представляющую народ вечной и неизменной целостностью. В особенности постоянными объявляются чер- 14 Савельев А. Мифы нации и «консервативная революция». Веб-сайт Проектный центр ДОКСА (http://www.doxa.ru). ты «национального характера» или «национального духа», которые неизменно ставят данный народ выше всех других. Так как современная эпоха видится временем упадка и морального разложения, а героика и великие деяния связываются с отдаленным прошлым, такой подход способствует расцвету иррационального, мистического восприятия истории, согласно которому героическое прошлое автоматически должно обеспечить народу славное будущее15. Это же делает привлекательной теорию циклизма, которая лежит в основе некоторых версий модного ныне цивилизационного подхода. Одновременно в сакральном свете представляется и занимаемое народом географическое пространство, что создает почву для геополитического видения мира. Народ изображается монолитным органическим единством, лишенным внутренних противоречий. Фактически он отождествляется с «личностью» и персонифицируется. Этому нередко способствует образ врага, который сплошь и рядом используется для укрепления внутренней сплоченности. Такого рода мировосприятие искусственно обедняет окружающую действительность, которая представляется исключительно двухцветной. Это и сближает подобные схемы с мифом, в основе которого лежат хорошо известные оппозиции: свое — чужое, белое — черное, добро — зло, высокое — низкое и пр. Мобилизуя народ на бескомпромиссную борьбу с персонифицированным злом, миф апеллирует к героическому образу предков, будто бы способному наделить потомков небывалой энергией и обеспечить победу. В итоге этноцентристский миф создает основу для идеологии насилия и служит для возбуждения энергии масс во имя достижения какой-либо этнополитической цели16. Известно, что мифология во многом основывается на иррациональных сторонах сознания, отсюда ее мирное сосуществование с современными вариантами мистики, веры в потусторонний мир, астрологическими предсказаниями и оккультизмом (табл. 13). Таблица 13 Отношение россиян к магии и астрологии (в % к числу опрошенных)17
Мифологичность сознания современного человека, по мнению Н.П. Антроповой, проявляется даже в таких достаточно рационалистических сферах, как экономическое сознание. Общественное сознание воспринимает экономические идеи не сами по себе, а только как выраженные в конкретной чув- Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и эт-нополитика. Веб-сайт Московского центра Карнеги (http://pubs.carnegie.ru). 16 Там же. Дубин Б.В. Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Логос, 1999. С. 359-367. ственной действительности: растут цены или не растут, увеличивается преступность или нет, поднимут пенсии или не поднимут. Вне этих конкретных жизненных вопросов никаких экономических теорий самих по себе для общественного сознания не существует18. Поэтому обоснование политических решений путем апелляции к экономической логике самой по себе (как это делали некоторые политики типа Гайдара) заведомо не могло быть воспринято общественным сознанием и представляло академический интерес для узкого круга интеллектуалов. Одна из функций мифа, на которую обратил внимание М. Элиаде, — устранять проблемность из восприятия жизни, делая все ее моменты осмысленными. Мифологическое мышление способно снимать непереносимость страданий и ужас перед действительностью. Страдание становится непереносимым, ужасным только тогда, когда оно непонятно, необъяснимо, воспринимается как слепой рок. Чтобы справиться с ним, человек стремился обнаружить в нем смысл. Специфика мифологического сознания в том и заключается, что заставляет отрешаться от частных смыслов событий и усматривать в них выражение более общих архетипических смыслов. С точки зрения мифа «страдание человека имело смысл; оно всегда соответствовало если и не какому-то прототипу, то, по крайней мере, некоему порядку, ценность которого не подвергалась сомнению»19. Человек мог вынести страдания только потому, что с точки зрения его мифологического восприятия они не казались ни беспричинными, ни произвольными. Например, засуха уничтожает его посевы, эпидемии губят скот, от болезней умирают дети и т.д. Мифологическое сознание воспринимает все это не как случайности, а как определенное магическое или демоническое влияние, как наказание или как злонамеренность колдуна. Поскольку это все объяснимо, можно найти и средство против этого, защитить себя в будущем или хотя бы оценить степень грозящей опасности. Миф разъясняет первобытному человеку, что страдание порождено магическим действием врага, нарушением табу, вступлением в запретную местность, гневом какого-либо бога или яростью высшего существа. Первобытный человек, как и современный, не может представить себе страдание без причины. Оно проистекает либо из его собственной вины, либо из злобы соседа, но в основе всегда лежит чья-то вина или причина. Первобытный человек борется с напастями, несчастьями или природными бедствиями, которые считает «страданиями», доступными ему средствами, прежде всего с помощью ритуалов, магии, заклинаний, жертвоприношений. Как только колдун или жрец обнаруживают причину, по которой умирают дети или домашние животные, продолжается засуха или усиливаются дожди, исчезает дичь и т.д., «страдание» становится переносимым. У него появляются смысл и причина, а следовательно, его можно включить в систему рациональной аргументации и как-то объяснить20. В восточных обществах индуизм и буддизм, создающие собственную мифологию, в качестве объяснительного принципа страдания выдвигают карму. Объяснение стра- 18 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания 19 Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. С. 94. 20 Там же. С. 95-96. даний с помощью понятия кармы позволяет не только не бояться их, но наоборот, видеть их желанность. Человеку внушают, что именно через страдания человек облегчает тяжесть кармических последствий, вину за которые несет он сам. Парадоксальность мифологического сознания заключается в том, что, устремляя человека к несбыточным мечтам, оно вместе с тем разоружает человека перед лицом суровой действительности. Как только надежды на чудо рушатся, индивид моментально теряет всякий интерес к борьбе. Он испытывает своего рода культурный шок, не зная, что предпринять, у кого искать защиты, где найти спасение. Если в начале вхождения в реальность мифа он с воодушевлением лицезрел окружающий мир, рассматривая его как преддверие возможного чуда, то на выходе разочарование похищает последние физические, психологические и духовные силы. Безвольный и Человек часто ведет упорную борьбу с мифическими идеями и проблемами пассивный, он не готов воспринять новые трудности. Их масштаб искусственно преувеличивается. Малейшие невзгоды воспринимаются как удар судьбы. Таким образом, мифологическое сознание играет роль некоего увеличительного стекла: благодаря ему преувеличиваются как возможное благо, так и неизбежные поражения. Грезы, мечты и иллюзии выполняют функцию механизмов психологической защиты. Они помогают человеку, потерпевшему жестокое поражение при встрече с действительностью, на время спрятаться в своем мирке, забыться, отдохнуть. Восстановленный психологический комфорт в будущем обернется приливом сил, разумеется, если индивид осознает, что находился в плену мифологии, из которой необходимо выйти. Своих же затворников она держит в вечной узде, не выпуская на свободу. Но чем больше человек верит в иллюзии, тем в большей степени он зависим и тем горше разочарование после их крушения. У человека, страдающего мифологическими стереотипами, реальные невзгоды способны порождать не менее реальные неврозы: «Мифологическое сознание может порождать массовые психозы, базирующиеся на коллективности переживания и взаимозаражения. Сотни тысяч людей начина- ют верить в "чудеса", в возможность обогатиться, изменить свою судьбу, в возможность "везения" в виде самых непредвиденных "подарков" судьбы. Особенно показателен психоз с существованием финансовых пирамид (МММ, "Властелина" и др.), которые хищнически использовали эффект заражения, жажду стяжательства»21. Парадоксальность сознания заключается в том, что, несмотря на явный обман, доказательства специалистов, десятки тысяч людей продолжают верить в возможность обогатиться случайным образом. Несмотря на разоблачающие передачи телевидения, финансовые пирамиды и «лохотроны» продолжают исправно опустошать кошелек обывателя. Мифологическое сознание неизбежно рождает веру в чудо, грезы и мечты, уводящие человека от насущных забот. Таков миф о всесилии частной собственности, который согревал душу советской интеллигенции в 80-е гг., когда она была под запретом. Плановая экономика уже трещала по всем швам, а вот настоящего капитализма, который находился где-то там за океаном и помог развитым странам достичь процветания, никто не видел. Далекое и непонятное манило, в него хотелось верить. Наступили роковые 90-е гг., и Россия со всего размаха влетела (буквально влетела, если учитывать быстроту происходящих перемен) в рыночную экономику. И что же? Миф стал реальностью, но она разочаровала интеллигенцию. Через несколько лет опробования на себе дикого капитализма многим захотелось вернуться в советские времена. Социологические опросы показывали, что таких людей от 30 до 50%. Теперь уже мифологизировалась советская эпоха, при которой якобы образование и медицина были бесплатными, жилье дешевым, государство заботливым, а жизнь процветающей. Советская эпоха превратилась в Золотой Век. Это и есть самая настоящая мифология. Разбирая социальную анатомию мифологического сознания, Ж.Т. То-щенко совершенно справедливо отмечает: «Миф о рынке, который спасет, который принесет богатство и достаток, который может сделать все для блага человека в реальной жизни, обернулся для многих трагедией, крахом, которые они не могли предвидеть. Такое мифологическое сознание, которое отвергает критическую рефлексию, видело в рынке только позитивные стороны, выбирало из массы информации только то, что подкрепляло надежды и мечты, игнорировало все, что хотя бы в малейшей степени ставило под сомнение перспективность и спасительность рынка. Тем тяжелее разочарование в рыночных ожиданиях, которые не сбылись, приведя к краху многие устремления»22. Показательно, что в начале рыночных отношений было до 30—35% людей, опрошенных по всесоюзной, а затем по всероссийской выборке, которые хотели бы начать свое дело, проявив свою самостоятельность. Удавалось это только 8—10%. Во второй половине 90-х гг. число таких желающих сократилось до 14—16%, а реально попробовать себя в деле пытались 4—6%, причем многие из этих рискнувших признали, что многое у них не получилось23. 21 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. М., 2001. С. 75—76. 22 Там же. С. 77. 23 Мраморное О. Растоптанная лира, обернувшаяся городом мертвых // Независимая газета. 1999. Анализируя мифологическое сознание современного человека, французский философ Р. Барт показывает, что современное сознание, сталкиваясь с непонятным, использует принцип символизации: «Всякий раз как нечто видимое кажется немотивированным, здравый смысл бросает в бой тяжелую кавалерию символа, допускаемого в горнем мире мелкобуржуазного сознания постольку, поскольку он, несмотря на свою абстрактную сторону, объединяет зримое с незримым под знаком количественного равенства (одно значит другое). Арифметика спасена, мир не рухнул... Коль скоро это нечто значит, оно становится уже не так опасно»24. Видимо, не только древний, но и современный человек не может обходиться без мифологических принципов осмысления действительности. Существенной чертой мифа Лосев считал конкретно-чувственное выражение мифологического содержания: «Для мифического сознания все явлено и чувственно ощутимо»25. Подобно этому и Р. Барт подчеркивает, что означающее мифа имеет чувственную реальность, в отличие от означающего языка, которое имеет сугубо психическую природу: «Означающее мифа содержательно: именование животного львом, приветствие африканского солдата — все это достаточно вероятные события, которые легко себе представить»26. Задача мифологического сознания снимать ужас перед страданиями через их объяснение была бы неразрешимой, если бы миф, подобно философии, был бы нацелен на постановку новых проблем. Ведь ужас присутствует только до того момента, пока эти проблемы остаются. Мифологическое сознание нацелено на то, чтобы их снять, сделать действительность познаваемой и беспроблемной, осветить мифологическим смыслом все моменты человеческой жизни. Способность наделить смыслом все моменты жизни, не оставляя ничего непонятного, проблематизированного, служит критерием истины для современного человека при выборе им той или иной идеологической установки. Этот критерий истины предопределяется основным принципом мифологического сознания — снимать, а не ставить проблемы, устранять вопросы, превращая действительность в «насквозь осмысленную и понятную»27. Современное мифологическое сознание, согласно Р. Барту, подразумевает «двоемыслие». Человек может знать рациональное объяснение ситуации и в то же время придерживаться мифологического объяснения, противоречащего первому. При этом человек получает возможность никак не реагировать на совершенно очевидные факты и доводы. В результате любая рационалистическая аргументация перестает действовать на него. Такой принцип рациональной неопровергаемости предполагает и второй, вытекающий из него принцип допустимости противоречий. Этот прин- Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. С. 130-131. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 33. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С 81. Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// www.tvfi.narod.ru). цип наиболее полно раскрыт Я.Э. Голосовкером в «Логике мифа», где он показывает независимость мифологической логики от требования непротиворечивости формальной логики. Если в формальной логике при дилемме «либо—либо», действует принцип «третьего не дано», то мифологическая логика утверждает обратное: третье дано. При этом оба положения дилеммы могут быть и истинными, и ложными одновременно: «Но логика чудесного в мифе, отрицая одно, может одновременно отрицать ему прямо противоположное и, утверждая одно, может одновременно утверждать ему прямо противоположное»28. Мифологическая истинность удостоверяется личным жизненным опытом. Так, если человек настроен видеть во всех врагов, то этот опыт конфликта с окружающими будет для него подтверждением истинности идеологии, основанной на классовой или национальной вражде. Полемизировать с конкретными теоретическими формами выражения этой идеологии абсолютно бесполезно. Можно полемизировать только при обращении к самому жизненному опыту человека. В данном случае необходимо рас крыть смысловую ценностную структуру этого мировоззрения, показать, насколько адекватно в ней раскрываются жизненные интуиции человека и насколько разрушительными они могут оказаться, приняв именно такую идеологическую форму. Иными словами, вести полемику с мифологическим сознанием можно только внутри самого этого мифологического сознания. Непонимание этого требования ведет к тому, что в нашем обществе тратятся огромные силы на политическую полемику, которая работает совершенно в холостую. В результате спорящие стороны остаются при своем мнении, и ничего хорошего, кроме раздражения, у них не остается29. Не только первобытный, но и современный человек защищает себя от произвольности, случайности страданий и поэтому готов принять любую идеологию, которая сделает эти страдания объяснимыми. Он готов доверять совершенно очевидной политической лжи, если она освобождает его от страха потерять объяснимость происходящего и каким-то образом объясняет происходящее. К примеру, этногенетический миф, выполняющий важную компенсаторную функцию, нужен людям в критические моменты их истории: когда этнической группе грозит утрата культуры и языка, когда этнические меньшинства борются против дискриминации и ее последствий, когда народ ведет борьбу за политическую самостоятельность, когда на развалинах империи возникают новые государства, когда имперский в прошлом народ испытывает дискомфорт, теряя прежний статус, когда два соседних народа предъявляют права на одну и ту же территорию, которую оба они издавна занимали, когда пришельцы разного этнического происхождения сплачиваются в новую этническую группу, наконец, когда единый в прошлом народ оказывается разорванным на части и образует новую диаспору. В любом случае миф о прошлом призван воспитать в людях самоуважение, сплотить их и наделить творческой энергией преодоления кризиса. Потребность в анало- 28 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М: Наука, 1987. С. 39. 29 Антропова Н.П. Мифологические принципы современного исторического самосознания (http:// гимном мифе испытывали и экспансионистские империалистические государства, боровшиеся за передел мира. Неслучайно такой миф сплошь и рядом составлял основу националистической истории, которая определяла облик европейской и американской исторической науки вплоть до середины XX в. и была широко представлена в школьных учебниках30.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |