КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеология
Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология — это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию. Она глубже, чем общественная психология, отражая суть общественного бытия, способствует более кардинальным его изменениям на основе использования научных данных. Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитии исторических процессов. В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического опыта и условий жизни определенной социальной общнос- 24 Трушин Б.А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. С. 425. ти, которые особым образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство особенно характерно для политической идеологии как комплекса идей о политической власти и о сфере политики в целом25. Идеологию иначе еще называют теоретическим политическим сознанием. Она характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Она призвана выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. В теоретическом политическом сознании конкретные политические взгляды и интересы класса или социальной группы должны быть представлены достаточно стройной и убедительной теорией и для современного функционирования общества, и для его перспективного развития. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. При этом следует отметить, что роль идеологии в обществе не должна быть преувеличенной, т.е. политическая идеология не может идти впереди экономики. Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и «логос». В научный оборот он был введен философом и экономистом Антуаном Де-стю де Траси (1754—1836), одним из представителей позднего поколения французских просветителей. В своем труде «Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы характеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы идеологии» он более подробно развил это понятие. Дестю де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях», о том, как они возникают, и о законах человеческого мышления. По его мнению, эта наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки. Термин «идеология» широко использовался в произведениях и других французских ученых того времени: Вольнея, Кабаниса, Гара, Джерандо, Ланселина и пр. Однако на его интерпретацию уже в этот период стала оказывать влияние сфера политики. По мнению Наполеона Бонапарта, любая идеология не имеет ни содержания, ни смысла, ибо она не выражает никаких потребностей, тенденций и интересов общественного развития. Соответственно, и идеологами он считал оторванных от жизни людей. Он причислял к ним теоретиков, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью. К их числу он относил и Дестю де Траси, и всех, кто критически относился к его правлению. Однако, несмотря на столь презрительное отношение Наполеона к идеологии, именно он способствовал росту ее популярности в обществе того времени. Отмечая то обстоятельство, что термин и представление об идеологии возникли в XVIII в., немало исследователей утверждали, что эпоха идеологии начинается с заката старой Европы и рождения современного мира. Раньше же, в Средние века и в Древнем мире, существовала предидеологи- Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 2. С. 45-74. ческая эпоха. Например, такие известные теоретики, как Р. Арон и Д. Белл, связывали появление идеологии с упадком религиозной веры в Европе в XVII и XIX в., с формированием в этот период «класса интеллектуалов». Ученые, специализирующиеся в области теории идеологии, исследующие проблемы возникновения различных типов мышления, систем идей, способов их внедрения в сознание масс и отдельных индивидов, способов манипулирования этим сознанием, связывали ее возникновение с именем английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626). По их мнению, в теории «идолов» он попытался объяснить, почему человеческий разум не может воспринимать действительность без искажений. Эпоха Ф. Бэкона истолковывается как начало крушения «единой» системы общественных ценностей, возникновения различных идеологий. Другие исследователи (О. Лемберг) связывали возникновение идеологии с явлениями скорее не социологического, а антропологического характера. Они усматривали истоки идеологии в глубинных потребностях человеческой природы, в свойствах человеческого рода, заин тересованного в своем сохранении и продолжении, с потребностью объяснять мир и развивать мировоззренческие картины о правильном общественном порядке и средствах его установления. В XIX-XX вв. идеология стала предметом пристальных научных исследований. В трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Манхейма, Р. Мер-тона, Д. С. Милля, В. Парето, Т. Парсонса, Г. Спенсера, М. Шелера и других исследователей рассматриваются вопросы соотношения идеологии и науки, идеологии и истины, природы идеологии, ценности и объективности познания и т.д. В научный оборот вошел термин «идеологоведение», и складывается новая дисциплина — «социология знания» (К. Манхейм). В первой половине XIX в. К. Маркс напрочь отмел научные элементы идеологии. У него она представляла искаженное отражение социальной действительности, выражающее специфические интересы определенного класса, который занял господствующие высоты в обществе, а потому способен навязывать свои идеи другим слоям населения. Такая трактовка оказалась на удивление плодотворной. С тех пор европейские и американские мыслители, к какому бы лагерю или течению они ни принадлежали, никогда уже не отождествляли идеологию с отраслью науки. Лучшие умы XX в., в том числе Ж. Сорель, К.-Г. Юнг и В. Парето, рассматривали идеологию как социальную мифологию, приравнивая оба понятия к социальным фикциям. В представлении М. Фуко идеология — лишь спонтанная эманация «массового сознания», обеспечивающая самоописание общества. Д. Белл пред- ставляет идеологию как превращение идеи в социальный рычаг, Брахер — как ориентированную на действие систему убеждений. Широко распространена трактовка идеологии как результата индустриальной и технической революции, вследствие которой человечество перешло из эры духовных ценностей в эру идеологии и науки. Встречаются трактовки (Л. Фойер), объясняющие истоки идеологии психическими свойствами индивидов. При таком подходе идеология предстает как воплощение эмоций, которые как-либо или кем-либо подавляются. В этом случае идеологическое мышление рождается не из превратного отражения экономики, а из подсознания молодого поколения («генерационного подсознательного»). Марксистская научная традиция связывает возникновение идеологии с глубокой древностью, когда произошло разделение труда на физический и умственный, классовое расслоение общества и появились первые группы людей, производивших идеи26. Т. ван Дейк определяет идеологию как базис социальной репрезентации группы. Он рассматривает ее в терминах социальных отношений, возникающих между группами в процессе интеллектуального (политического) дискурса27. По мысли А. Винера, духовным цементирующим началом всякой идеологии является миф. Любая идеология стремится к тому, чтобы на основе ее идей и ценностей у человека была сформирована картина действительности, которая давала бы ему возможность непосредственно (т. е. не прибегая к помощи анализа и не подвергая ничего сомнению) воспринимать окружающую действительность. По мнению Райта Миллса, любая идеология является, прежде всего, теоретическим выражением политических интересов определенных социальных групп (классов, слоев общества). Идеология как способ оправдания или опровержения существующего порядка вещей лежит в основе любой политической философии. При этом идеология, по мысли А. Гоулднера, является, прежде всего, рациональной системой и представляет собой «коренящиеся в интересах социальные теории, верования, способы рассуждения с ограниченной рефлексивностью, наборы символов и правил для их использования, языки, программы действий». Наука же представляет собой «новую идеологию», поскольку ее развитие, формулировка выводов из научных исследований и их практическое использование неразрывно связаны с теми или иными общественно-политическими интересами. Как считают Р. Арон, Д. Белл, СМ. Липсет, К. Поппер и Э. Шиллз, возрастающее влияние науки приводит к падению влияния идеологических систем. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1997. № 2. С. 45-47. Dijk van T.A. Ideology. A Multidisciplinary Approach (http://www.nsu.ru). Однако, хотя это и ложная форма сознания, обойтись без политической идеологии нельзя. Она выполняет очень важную функцию, помогая привести в стройную теоретическую систему разрозненную сумму взглядов, предрассудков и политических амбиций определенной социальной группы, слоя, класса, нации, этнической или иной общности. Став оформленным самосознанием группы, идеология выдвигается на передние позиции. Ее несут впереди колонны, пропагандируют, мобилизуют под ее знамена сторонников, и с ее помощью низвергают противников. Иными словами, она определяет и механизм теоретической защиты политических интересов. Идеология — великий организатор революционных масс. Она разъясняет политическим силам общую ситуацию в мире, подсказывает, как правильно (с нужных идейных позиций) оценивать конкретные события, выступления тех или иных политиков, определять перспективы развития, определять ценности, выбирать нужные средства для их воплощения в жизнь. Если ценностью выступает всеобщее равенство, то для его достижения подходит и революционное насилие. Часто средства становятся самоцелью, перевешивая нравственную компоненту. И вот уже революционное насилие выходит на первый план, даже если после его осуществления никакого равенства и в помине нет. Как уже говорилось, идеология выступает организующим центром, который объединяет политическое движение. Она цементирует сообщество и сплачивает ряды сторонников, поскольку каждый из них чувствует свою приобщенность к великим идейным принципам. Он взял оружие и убивает людей, но он не убийца, а идейный борец. При всем плюрализме и разнообразии мнений в демократических движениях и партиях в них существуют общепризнанные принципы, отрицание которых ставит того или иного деятеля вне движения. Наконец, политические идеологии представляют собой совокупность символов, имеющих эмоциональное содержание. В той или иной степени они усиливают интенсификацию со своей группой: «идейные товарищи» звучит гораздо убедительнее, чем «товарищи по работе». Истории известны многочисленные примеры, когда идея отечества, которую национальные идеологи подчеркивали на протяжении последних трех столетий, вызывала более значительные и героические акты самопожертвования, чем простое чувство долга по отношению к монарху, чувство чести и т.п. При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она работает в том случае, когда (в результате своеобразной конденсации испарений массового сознания) происходит трансформация идеологических представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические идеологические структуры (идеологические комплексы тред-юнионистов, экологистов и т.п.). Во-вторых, это интегра-тивная модель. Для нее характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений или новое пересечение идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой политической идеологии происходит в результате редукции, дезинтеграции, дивергенции, т.е. «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых, модель ревитализации идеологии (реидеологизации), когда происходят возврат к старым идеям, их возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма возникновения некоторых идейных течений. По поводу роли и места идеологии в обществе сложилось несколько точек зрения. Л. Браун видит роль идеологии в ликвидации психопатологических напряжений (иллюзорно-компенсаторная функция, сублимация страхов), А. Винер — в разработке глобальной стратегии человечества, П. Ансар — в обеспечении (обосновании и поддержании) политических решений, А. Сейхи — в способности объяснять общественные явления, Т. Парсонс — в способности сплачивать людей28. На сходных позициях стоит Л. Козер, полагающий, что идеология придает общественному движению коллективистскую ориентацию, укрепляет социальную общность людей. Сторонники той или иной политической идеологии убеждены, что являются носителями истинного или высшего знания, которое облечено не только в понятные обывателю формулы и лозунги, но также в научно обоснованные положения и теории, хотя ученые как раз уверены, что идеология очень близка мифологии, а не экспериментально доказанному знанию. Парадокс заключается в том, что, отрицая мифологию по существу, идеология начинает выполнять те функции, которые испокон веков принадлежали мифологии. Идеология, как и миф, построена на предании о великом основателе, бесстрашном борце за народное счастье, священном герое или тотемном предке. Как и мифология в прежние времена, современная идеология направлена на сохранение существующего или вновь устанавливаемого порядка. Как и в мифе, в идеологии существуют определенные ритуалы, церемонии и посвятительные практики, например, посвящение новых членов партии, выдача партийного удостоверения, солидарное голосование в парламенте и т.п. Как и миф, идеология поддерживает некоторую упорядоченность и нормы поведения партийного сообщества. «Социальные и политические функции мифологии, а именно: установление и сохранение некоторых систем ценностей, поддержание одобряемых обществом порядков, в современных общественных системах все больше перенимает идеология»29. В ходе формирования массового политического сознания практика корректирует императивы соответствующей идеологии и одновременно служит каналом передачи традиции. Последняя задает формирующемуся таким образом сознанию определенные параметры. В этой связи выделяются следующие основные уровни политической идеологии: теоретико-концептуальный, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации или государства; программно-политический, на Савеленок Е. Краткая история понятия «идеология» в период с начала XIX в. (http://odn.ru). ТощенкоЖ.Т. Парадоксальный человек. М., 2001. С. 79. котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты и формируют основу для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения населения; актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политической жизни30. Сторонники той или иной идеологии считают, что они являются носителями высшего знания Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи), посвятившие себя политическому творчеству и занимающиеся осмыслением законов общественной жизни. При этом следует отметить, что на выработку теоретического политического сознания оказываю! значительное воздействие личностные качества самих авторов. Политическая идеология может оказывать большое влияние на общественное сознание в целом, потому что она не только является системой взглядов, но и имеет государственную силу, свою систему пропаганды, ис- 30 Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестн. Моек ун-та. Сер. 12: Политические науки. 1997. № 2. С. 45—74.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |